Аннотированный перечень статей, 2019 год все выпуски

Выпуск 1 (25)

ОТ РЕДАКЦИИ
Оносов А. А., Туманов С. В., Савина Н. Е.

Ключевые слова: национальная система образования, образовательная платформа, образовательные риски, дистанционное обучение, онлайн-образование, онлайн-курс, экспертный опрос, качественное исследование.

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В НАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СИТУАЦИИ

Статья посвящена экспертному анализу процесса внедрения образовательных платформ, в том числе зарубежных, в национальную систему образования. Рассматривается информационный материал, полученный в ходе качественного исследования вопроса, выполненного в рамках социологического компонента фундаментальной НИР «Оценка рисков интеграции зарубежных образовательных платформ в систему российского образования». Предпринятое исследование, оперирующее эмпирическими данными, является пионерным в изучении по данной теме. Целями этого исследования, проведенного методом глубинного полуформализованного интервью, являлись выяснение мнений экспертного сообщества − целевой группы специалистов в области методологии, технологии и организации онлайн-образования, представителей управленческого звена различных уровней национальной системы образования. Изложение содержательной части полученных суждений экспертов предваряется обобщением их мнений о степени актуальности самой темы исследования. Рассматривается линейка иностранных разработок, реализующих технологию онлайн-образования, которые на сегодняшний день фактически используются и считаются наиболее перспективными в си-стеме российского образования. Отмечается, что внедрение заграничных образовательных платформ в российскую практику может способствовать оптимальному решению текущих и перспективных задач образования, но вместе с тем несет определенные угрозы. Выясняется комплекс основных задач, поставленных или уже успешно решаемых с помощью зарубежных образовательных платформ. Основным содержанием статьи является определение путем квалифицированной экспертизы круга рисков, возникающих в процессе интеграции зарубежных образовательных платформ в учебный процесс, их прогнозирование и оценка. При этом категоризация рисков опирается на теоретические разработки в данной области, а также представления самой экспертной группы. В рамках полученных категорий выявляются и специфицируются конкретные угрозы, реально возникающие или потенциально возможные при внедрении зарубежных образовательных платформ в учебный процесс. В заключительной части статьи представлены конструктивные предложения экспертного сообщества по минимизации угроз, возникающих при внедрении зарубежных образовательных платформ в отечественную систему образования.
Степанов С. Ю.

Ключевые слова: образование, стратегия, культуродигма, творчество, рефлексия, цифровизация, технотронные системы обучения.

К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕПРЕРЫВНОГО

В статье рассматриваются предпосылки и возможные последствия развития современной системы непрерывного образования в направлении цифровизации. Определяются альтернативные стратегические векторы цифрового образования: технотронный и рефлексивно-сотворческий. Первый предполагает постепенную элиминацию и сворачивание субъектного (собственно человеческого) фактора в образовании и повышение роли технотронно-роботизированных систем с искусственным интеллектом в обучении. Второй, наоборот, связывается с увеличением роли и значения человеческого фактора в образовании на фоне повышения качества и объема электронно-цифровых ресурсов. Существенная роль в выборе стратегии цифровизации образования связана с исходным пониманием ключевых понятий – «творчества» и «рефлексии» − и их психолого-педагогического смысла в контексте системных образовательных проектов в настоящем и в будущем. Статья подготовлена при поддержке РФФИ (грант № 17-29-09155).
Беляков В. В.

Ключевые слова: затруднения в профессиональной деятельности учителя и способы их разрешения, рефлексия, самоопределение в учебных ситуациях и в профессиональной деятельности, схематические изображения, критериальные схемы в образовательном процессе ДПО.

СУБЪЕКТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей статье рассматриваются пути и способы развития у учителя, проходящего обучение по программе дополнительного образования в системе дополнительного профессионального образования (далее ДПО), способности к субъектному самоопределению посредством рефлексии и проектирования учебных ситуаций, в которых моделируются различные аспекты их профессиональной деятельности, при рассмотрении которых происходит самоуправление самоопределением учителей и управление этим процессом со стороны преподавателей ДПО. Активное участие в процессах самоопределения в учебных ситуациях образовательного процесса ДПО относительно выработанной государством системы современных требований к учителю, определение на этой основе каждым учителем смысла собственной деятельности, обретение ценностно-смыслового единства со своими учениками и его практическая реализация рассматриваются в статье как самоопределение учителя в фундаментальной способности быть мастером своего дела, то есть обладать педагогическим мастерством высокого уровня.
Ершова О. В.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, вузы Российской Федерации, образовательный процесс, преподаватель, обучающийся.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗАХ РФ

В данной статье рассматриваются проблемы в педагогическом взаимодействии в вузах Российской Федерации. В связи с интеграцией средств информационного и интерактивного обучения в образовательный процесс в педагогическом взаимодействии сформировалась негативная тенденция отчуждения преподавателя от обучающегося. Автором статьи была предпринята попытка выявить наиболее важные причины, оказывающие существенное влияние на педагогическое взаимодействие. В результате проделанной работы выделены восемь основных причин, осложняющих реализацию педагогического взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса вузов Российской Федерации, а именно: 1) глобализация и централизация высшего образования с целью обеспечения конкурентоспособности отечественных вузов по сравнению с зарубежными; 2) изменение логики педагогического взаимодействия из-за нарушения баланса между статусными субъектами образовательного процесса; 3) изменение терминологического ряда в описании процесса педагогического взаимодействия; 4) изменение содержания педагогического взаимодействия; 5) появление предпосылок к сужению и сворачиванию педагогического взаимодействия в России; 6) объективные гендерные и возрастные противоречия, определяющие эффективность педагогического взаимодействия; 7) изменение контекста педагогического взаимодействия и смещение его в сторону формализации; 8) инерция профессионального сознания преподавателей. Теоретическая ценность статьи заключается в комплексном рассмотрении аспектов функционирования и развития проблем в системе педагогического взаимодействия в вузах Российской Федерации. Практическая значимость состоит в использовании автором актуальных фактических статистических данных, а также личного педагогического опыта.
Ануфриева Е. А.

Ключевые слова: непрерывное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальная педагогика, общая педагогика, инклюзивное образование, дидактические принципы.

ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ С ИНКЛЮЗИЕЙ

В статье поднимается проблема непрерывности и преемственности дидактического обеспечения массового и специального обучения в условиях инклюзивного образования. Автором сделан вывод о наличии организационных и нормативно-правовых предпосылок решения этой проблемы. Обосновывается необходимость разработки дидактического обеспечения изменений в содержании, методах, подходах и стратегиях обучения детей в условиях инклюзии. Поскольку базовой в дидактике продолжает оставаться категория дидактических принципов, выполняющая посредническую функцию между теорией и практикой образовательного процесса, была сформулирована проблема сопоставления дидактических принципов общей и специальной педагогики в целях обеспечения «горизонтальной» и «вертикальной» непрерывности образования в классах с инклюзией. В статье проводится сопоставление принципов дидактики общего и специального образования на основе подхода дополнительности. Поставлена задача поиска оптимального сочетания принципов общей и специальной педагогики для организации эффективного непрерывного инклюзивного образования. Ставится проблема определения места в дидактическом обеспечении инклюзивного образования принципов реабилитации, а также общесистемных принципов организации самоорганизующихся систем.
Матюшкина М. Д.

Ключевые слова: результаты образования и эффективность школы, модель эффективной школы, критерии эффективности школы, репетиторство, образовательные возможности Интернета.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ШКОЛЫ И ЕЕ КРИТЕРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕПЕТИТОРСТВА И ДОСТУПНОСТИ ИНТЕРНЕТА

В статье дается анализ различных подходов к определению эффективности школы. Рассмотрено влияние школьных и семейных факторов на результаты школьного образования. Построена структурно-функциональная модель, связывающая возможные показатели результативности школы с блоками школьных и внешкольных ресурсов. Рассмотрен феномен репетиторства, затрудняющий оценку вклада собственно школы в образовательные достижения учеников. Предложено использовать частоту обращения учащихся к репетиторам в качестве маркера социальной эффективности школы. Определена структура критериев эффективности школы. Выделены социальные, демографические и экономические аспекты эффективности, рассмотрены краткосрочные и долгосрочные критерии. Обозначены главные факторы эффективности современной школы с учетом возрастающей роли Интернета как ресурса и среды формального и неформального образования. Предложенные теоретические построения предполагается использовать для выявления на основе эмпирических данных признаков эффективной школы XXI в. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00455.
Дербенёва О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г.

Ключевые слова: инновационный парк, инновации, открытые инновации, инновационная экосистема, инновационная деятельность.

ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИОННЫХ ПАРКОВ КАК ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПетрГУ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Основной целью данной статьи является исследование понятия «инновационный парк». Созданная в ПетрГУ инфраструктура обеспечивает реализацию стратегических проектов опорного вуза, представляя собой комплекс, включающий две системы: инновационные парки (IT-парк, инженерный, биомедицинский, педагогический, гуманитарный, молодежный) и межрайонные ресурсные центры ПетрГУ. В статье анализируются признаки, составляющие качественную характеристику инновационного парка, определяется понятие инновационного парка ПетрГУ. Рассматриваются особенности создания и функционирования инновационных парков ПетрГУ как инновационной экосистемы. Представлен опыт первого инновационного парка ПетрГУ как пример успешной интеграции всех необходимых ресурсов (информационных, образовательных, материально-технических, финансовых, технологических, интеллектуальных) для ускоренного получения и продвижения в реальный сектор экономики востребованных наукоемких продуктов университета. Определены основные цели и задачи организации инновационного парка, особенности структуры и деятельности, позволяющие в условиях учреждения высшего образования выстраивать современную систему, обеспечивающую трансформацию результатов научных и образовательных исследований в инновационную продукцию.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: тексты научного стиля, академическая грамотность, академическое письмо, научно-исследовательская компетентность, готовность, тезисы, аннотация, обучающиеся магистратуры и аспирантуры.

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Статья посвящена рассмотрению готовности к созданию обучающимися магистратуры и аспирантуры аннотации и тезисов как текстов научного стиля. Готовность к созданию текстов научного стиля определяется как составляющая научно-исследовательской компетентности, академическое письмо − как средство обучения данному виду деятельности. Представлены методика и результаты эмпирического исследования готовности обучающихся магистратуры и аспирантуры к выполнению тезисов и аннотации по исходному тексту. Предложены критерии оценки качества аннотаций и тезисов, отражающие требования к соответствующим текстам научного стиля, приведены данные анализа тезисов и аннотаций, выполненных магистрантами и аспирантами разных направлений подготовки. На основе данных анкетирования обучающихся и преподавателей выдвинуты предположения о причинах невысокого качества текстов научного стиля обучающихся и предложены рекомендации по системной организации работы по академическому письму в университете.
Добрынина О. Л.

Ключевые слова: академическое письмо, риторика и композиция, билингвальный подход, академическая грамотность, иноязычные письменные компетенции.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДЛЯ НАУЧНО-ПУБЛИКАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ

В статье рассматриваются вопросы повышения качества и количества статей, которые преподаватели вузов России публикуют в зарубежных высокорейтинговых журналах, включенных в базы данных Scopus и Web of Science. Первой причиной низкой публикационной активности является недостаточный уровень владения авторами английским языком. Вторая причина состоит в том, что российские авторы незнакомы с риторическими и публикационными конвенциями, принятыми в мировом научном сообществе. Открывающиеся в настоящее время в некоторых передовых университетах страны центры академического письма малочисленны и в силу ряда причин административного и финансового характера не могут эффективно влиять на повышение публикационной активности. Автор статьи приводит пример разработанного на основе билингвального подхода к обучению курса «Введение в академическое письмо для научно-публикационных целей». В ходе обучения преподаватели и аспиранты получают представление о структуре научной экспериментальной статьи в формате IMRaD, учатся грамотно строить предложения и анализировать значения русских слов для подбора соответствующего английского эквивалента. Слушатели узнают, каким образом стоит цитировать других авторов, чтобы избежать обвинения в плагиате. В результате обучения каждый слушатель пишет авторскую аннотацию к своей статье и/или раздел статьи на английском языке. Автор делает вывод о необходимости введения курса академического письма в учебные планы в вузах и обучения преподавателей академическому письму.
Ротгон С. Г.

Ключевые слова: академическое письмо, центр письма, научная коммуникация, глобализация научных исследований, международные научные журналы, риторические и публикационные конвенции.

ЦЕНТРЫ ПИСЬМА В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ

Потребность российского образования и науки в выходе на международный уровень определяет требования к научным публикациям и обучение письму в соответствии с риторическими конвенциями, сложившимися в глобальном академическом дискурсе. Однако становление академического письма в России происходит в противоречивых условиях отсутствия кадров, научно-теоретических и институциональных основ. В этих условиях университетские центры письма представляют собой модель, на которой может поэтапно строиться новое для российского образования и науки знание. На основе компаративного анализа проблем ученых в России и других геолингвистических регионах, а также роли центров письма в различных странах в статье делается вывод о необходимости развития сетевого взаимодействия российских центров письма для обеспечения методологического единства. Описываются цели и задачи, которые преследует Национальный консорциум центров письма, обосновывается ориентация центров на научно-педагогический состав университетов, целесообразность использования билингвальной модели обучения и перспективы международного сотрудничества на уровне ассоциаций письма.
Догадина М. А.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная профессиональная программа, рабочие профессии и специальности, современное образование, профессиональное обучение, Профессиональные стандарты, становление личности.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ

В представленном материале показана необходимость и возможности получения дополнительного образования в аграрных вузах с целью формирования современного, высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям аграрной политики с учетом потребностей рынка труда. Дополнительное образование, включающее получение рабочих профессий, смежных с первой либо дополняющих ее, дополнительное профессиональное и высшее образование формируют универсального, креативно мыслящего, востребованного специалиста. В статье отражены основные концептуальные модели системы дополнительного образования с целью формирования специалиста-агроэколога, специалиста для ландшафтной архитектуры, специалиста для агробизнеса, специалиста для научно-исследовательских институтов, специалиста защищенного грунта для современного аграрного сектора экономики. В рамках освоения основной образовательной программы, в тесной взаимосвязи с дополнительным образованием выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах, проводить критический анализ и синтез информации, выделять приоритетность, применять системный подход в решении поставленных задач. Принципиальность в вопросах самоорганизации является базисом для управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе образования в течение всей жизни. Непрерывность образования реализует самосовершенствование личностных качеств, формирует перспективы карьерного роста и становление личности.
Ильина Н. Н.

Ключевые слова: социально-педагогическое исследование, молодежные активисты, жизненные ожидания, ценностные ориентации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ ЮНОШЕЙ-АКТИВИСТОВ

Статья является продолжением молодежных исследований, начатых в 1995−1997 гг. в рамках российско-финского проекта «Молодежь в меняющейся Карелии». В фокусе интереса представления молодых активистов (юношей) об их жизни в будущем, где главными сферами являются работа, семья, взаимоотношения с ближайшим окружением и досуг. Качественный анализ представлений молодых людей о желаемом будущем в некоторой мере позволяет судить о реформах, осуществляемых в России и ряде бывших союзных республик. Изучение материалов позволяет сделать выводы о ценностях и целях данной группы, а также об их идеалах. Значение социально-педагогического анализа представлений о будущем состоит не только в том, что позволяет увидеть некую абстрактную модель, но и траекторию достижения задуманного.

Выпуск 2 (26)

ОТ РЕДАКЦИИ
Дзятковская Е. Н., Пустовалова В. В.

Ключевые слова: непрерывность, образование для устойчивого развития, экологизация, постнеклассика, ценности и смыслы, «дидактические тупики».

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Цель статьи – актуализировать внимание к проблемам и возможностям дидактического обеспечения непрерывности экологического образования, реализуемого через все учебные предметы. Рассмотрены подходы к проблеме непрерывности образования в разных типах научной рациональности. Доказывается, что новый этап развития экологического образования, выполняющий роль платформы образования для устойчивого развития, изменяет постановку проблемы его непрерывности и требует постнеклассического подхода в дидактике. Дифференцированы представления о предметной, межпредметной и транспредметной экологизации. Сформулированы ее нерешенные дидактические проблемы. Проанализированы предлагаемые пути обхода «дидактических тупиков» несовместимости «предметного» и «сквозного» содержания образования. Поставлена проблема обеспечения непрерывности достижения личностных результатов экологического образования для устойчивого развития средствами транспредметной экологизации по горизонтали и по вертикали. Сформулированы две взаимосвязанные общедидактические задачи обеспечения непрерывности достижения личностных результатов экологизации школьного образования в интересах устойчивого развития: разработка модели дидактической единицы «сквозного» экологического содержания и создание методики «транспредметной» экологизации учебных предметов. Рассмотрена структура укрупненной дидактической единицы экологического образования для устойчивого развития, которая представлена в виде фрейма. Описаны особенности методики транспредметной экологизации, построенной на основе принципов организации функциональной системы. Представлены выводы о перспективности развития предлагаемого дидактического обеспечения достижения личностных результатов экологического образования для устойчивого развития. Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-013-00345/19 «Исследование образовательной среды как средства опережающей социализации учащихся в глобальном мире».
Алексеев С. В., Оганов Р. С.

Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, окружающая среда, экологическое просвещение, просветительская деятельность, непрерывное образование, устойчивое развитие.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье сделана попытка определения возможных подходов к выработке стратегий формирования экологической культуры взрослого человека в рамках эколого-просветительской деятельности. Работа опирается на результаты социологического исследования, проведенного в 2018 г. и направленного на выявление отношения различных категорий взрослого населения Санкт-Петербурга к экологическим проблемам городской среды, оценку готовности горожан к разрешению экологических проблем, а также на определение предпочтительного инструментария эколого просветительской деятельности. В исследовании приняло участие 630 жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 25 лет и старше. Полученные данные способны дать более точное понимание роли возрастных и психолого-педагогических особенностей различных категорий населения для содержательного и инструментального обеспечения экологического просвещения и образования, создания условий для повышения экологической культуры граждан.
Чернятин М. С.

Ключевые слова: экоцентрическое сознание, общее образование, результаты образовательной деятельности, экологическая культура, ФГОС, концепция, образовательные программы.

ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается экоцентрическое сознание как метапредметный и личностный результат непрерывной эколого-ориентированной образовательной деятельности учащихся, а также, наряду с функциональной экологической грамотностью, экологическим мышлением и экологическим поведением, как неотъемлемая составляющая экологической культуры. В рамках настоящей работы внимание обращается на формирование у школьников при изучении различных школьных дисциплин (естественных, общественных, прикладных) разных структурных компонентов обсуждаемого типа сознания – когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального, а также их признаков – иерархической картины мира, коэволюции и устойчивого развития человека и природы, их равноценности и паритетности, экологического и нравственного императивов и др. С целью выявления их наличия и отражения в содержании различных школьных дисциплин, в том числе географии, излагаются результаты анализа основных нормативных документов общеобразовательной школы – Федерального государственного образовательного стандарта (начального, основного и среднего) общего образования, ряда образовательных концепций, в том числе Концепции современного общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010), а также примерных основных образовательных программ общего образования.
Тебенькова Е. А.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, экологическое воспитание в профессиональной образовательной организации, проектный подход, проект, культура экологической безопасности обучающихся профессиональной образовательной организации.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Актуальность профессионального экологического воспитания обусловлена стратегическими целями государства и новыми компетенциями в актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и Федеральных государственных образовательных стандартах ТОП-50, связанными с обеспечением безопасности окружающей среды в ходе профессиональных работ. В статье отмечена недостаточная разработанность терминологии в пространстве профессионального экологического воспитания. Формируя терминологическое поле, автор, опираясь на гуманитарную трактовку воспитания, рассматривает профессиональное воспитание как процесс, систему и деятельность, направленные на развитие качества обучающихся в личностном и профессиональном аспектах. С учетом современных требований к подготовке специалиста представлено авторское определение профессионального экологического воспитания. Результатом экологического воспитания в профессиональной образовательной организации предложено обозначить культуру экологической безопасности обучающихся как элемент экологической культуры. На основе проведенной диагностики сформированности культуры экологической безопасности у обучающихся колледжа автор фиксирует низкий уровень по всем выделенным показателям, выделяя проблему, связанную с необходимостью целенаправленного формирования компонентов. Для решения этой проблемы обоснован проектный подход. В статье представлены концептуальные аспекты проекта по созданию методической системы формирования компонентов культуры экологической безопасности у обучающихся колледжа: цели, функциональные направления, результаты, мероприятия и технологии.
Плотникова В. С., Колесникова Н. В.

Ключевые слова: непрерывное туристское образование, технологии туристского образования, образовательные и профессиональные стандарты.

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

В статье рассматриваются основные задачи, стоящие перед туристским образованием. Описаны актуальные на сегодняшний день тренды в развитии мирового туризма. С их учетом определены практические подходы к формированию концепции непрерывного туристского образования на основе принципов развития базового образования, многоуровневости образовательных программ, взаимодополнительности основного и дополнительного образования, мобильности образовательных программ и их преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организации форм обучения. Представлена структура непрерывного туристского образования в Республике Карелия. Приведены примеры программ дополнительного профессионального образования в сфере туризма, разработанные в Петрозаводском государственном университете: «Инструктор-проводник. Базовый уровень», «Гид-экскурсовод», «Безопасность экскурсионных маршрутов», «Основные туристские объекты Карелии (для работников гостиничного бизнеса)». Новизна представленных в настоящей статье результатов заключается в раскрытии практических подходов к реализации концепции непрерывного многоуровневого туристского образования на примере Республики Карелия. Самостоятельную ценность представляет описание отбора педагогических технологий применительно к каждому уровню образования в туризме. Выделены ключевые характеристики (интерактивность, адаптивность, рефлексивность) и условия реализации технологий непрерывного туристского образования.
Войтешкова Г.

Ключевые слова: раннее окончание образования, факторы риска, уход из школы, школьники группы риска.

ПРИЧИНЫ НЕПОЛНОГО СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (статья печатается на английском языке)

В статье публикуются результаты исследования причин неполного школьного среднего образования. Исследование является частью международного проекта «Save Arrival Project», выполнявшегося в 2013–2014 гг. и включающего пять европейских стран ‒ Ирландию, Венгрию, Испанию, Англию и Чехию. Основной идеей данного проекта явилось изучение причин ухода школьников старшей ступени из школы без завершения школьного образования. В статье рассматривается ситуация с недополучением среднего школьного образования в Чешской Республике, исследуются такие факторы риска, как влияние семьи (является ли семья полной или ребенок воспитывается в неполной семье), поведение подростка, доступность образовательных учреждений, атмосфера в школе
Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А.

Ключевые слова: профориентация, консультирование, сопровождение, консультирование на протяжении всей жизни, Финляндия.

ОТ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ К СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

В российском обществе существует проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Причин дисбаланса несколько, но одна из них заключается в том, что профессиональная ориентация школьников традиционно направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий, как это делается, например, в Финляндии. В настоящее время в Финляндии сложилась передовая система профориентации, обеспечивающая своими ресурсами различные категории населения на протяжении всего жизненного пути человека. Эта система в своем развитии прошла три стадии (традиционную профориентацию; комплексное консультирование; самостоятельное конструирование своей жизненной и карьерной траектории). Находясь в настоящее время на третьей стадии развития своей системы профориентации, Финляндия стремится апробировать ряд инновационных инструментов, таких как концепцию «co-careering»; модель «VIP-консультирования», применение IT-технологий в выстраивании индивидуальных карьерных трендов. Целью данной статьи является изучение передового финского опыта профориентации, нацеленного на проектирование будущей карьерной траектории каждым человеком самостоятельно и включающего элементы психологической поддержки и развития, социального комфорта и инклюзии.
Байбородова Л. В., Ефлова З. Б., Зеленова Д. А.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, развитие образования в сельской местности, сельская школа, научно-педагогическое сообщество, коллаборация.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ЯРОСЛАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО

Представлена общая информация о международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций», состоявшейся 27−30 марта 2019 г. в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Сделан обзор обсуждаемых вопросов и проблем, а также результатов научного мероприятия.

Выпуск 3 (27)

ОТ РЕДАКЦИИ
Бермус А. Г.

Ключевые слова: стандартизация образования, проект, поле образования, habitus, капитал, социальная топология образования.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЕВОМ ПОДХОДЕ

Настоящая статья представляет собой системное исследование феномена репрезентации применительно к проблеме стандартизации современного педагогического образования. Исходная проблема заключена в необходимости качественного переосмысления компетентностного подхода в его отношении к более традиционным знаньевым и современным зарубежным версиям компетентостного подхода, а также в связи с дифференциацией и увеличением разнообразия стандартов в сфере педагогического образования. Адекватным и общим инструментом разрешения множества возникающих проблем является использование полевого подхода, обоснованного в трудах К. Левина и П. Бурдье и адекватного современным тенденциям признания роли субъективного фактора в формировании и развитии социальных практик, усложнения и дифференциации видов образовательной деятельности, ассимиляции социальными науками когнититивных и лингвистических моделей. Наиболее эффективными в этой связи оказываются такие понятия П. Бурдье, как капиталы, поле, силы, пространство, habitus, социальная топология образования. Основными результатами исследования являются ответы на ключевые вопросы о сущности и уровнях полевых структур в логике стандартизации педагогического образования, а также возможностях разработки и реализации комплексных исследовательских проектов, базирующихся на рефлексии отношений в образовательном поле.
Козлова Т. А.

Ключевые слова: философия образования, философская антропология, непрерывное образование, поликультурность.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: СОВМЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются траектории взаимодействия и совместные проблемы философии образования и философской антропологии. Среди общих актуальных проблем можно выделить следующие: формирование образа и образования человека будущего, внедрение идеи непрерывного образования, поликультурность, перманентное столкновение с Другим. Образование сегодня – пространство личностного развития каждого человека, поэтому образование должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая становление человеческого в человеке. Готовность постоянно учиться – требование современной эпохи. Непрерывное образование – способ развития международного сотрудничества, поиска решения глобальных проблем, взаимообогащения культур и народов. Современное образование смещает ракурс с восприятия образования как функции общества в сторону понимания образования как атрибута человеческого бытия, в сторону развития концепции бытийного образования. Такая траектория развития требует для философии образования все большей поддержки именно со стороны философской антропологии. Философская антропология постулирует мировоззренческие принципы современного человека, философия образования гармонизирует систему образования в соответствии с этими принципами.
Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Мишина И. Б.

Ключевые слова: количественная оценка, логические действия, креативные действия, обученность, творческая продуктивность.

О НЕПРЕРЫВНОСТИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Статья посвящена разработке способов измерения процессов развития у обучающихся мыслительных способностей на материале школьного предмета химии. Предлагаемые концептуально-математическая модель и методический аппарат позволяют осуществлять непрерывное оценивание процессов развития как репродуктивных, так и креативных мыслительных действий и способностей обучающихся. Основным материалом для «перманентной» оценки служат мыслительные усилия детей при решении ими типовых и креативных задач из курса школьной химии. Описанный в статье методический инструментарий позволяет преодолеть некоторые издержки оценки качества и уровня обученности, которые на сегодняшний день в школьном образовании количественно определяются исключительно по результатам учебной деятельности и не раскрывают возможности непрерывного мониторинга содержательно-динамических аспектов образовательного процесса.
Москвин К. М.

Ключевые слова: смешанное обучение, профильное обучение, профилизация среднего общего образования, общеобразовательная школа.

CУЩНОСТЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье делается попытка выявить сущность смешанного обучения применительно к процессу профилизации системы среднего общего образования. Конкретизируются определения таких понятий, как «профильное обучение», «профилизация», «смешанное обучение». Дается оценка возможностей смешанного обучения с точки зрения инструмента влияния на процесс профилизации. Приводятся результаты опросов среди обучающихся, их родителей и педагогов на предмет их отношения к использованию технологий смешанного обучения в средней профильной школе. Основная цель опросов: выявить готовность старшеклассников к освоению материала в рамках профильных классов на основе технологий смешанного обучения, а также к использованию самих технологий смешанного обучения в образовательном процессе. Оценивается потенциал дистанционных образовательных технологий как одного из элементов смешанного обучения. В частности, речь идет о возможности использования в рамках профильной школы систем дистанционного обучения, или, как их еще называют, систем управления процессом обучения.
Лыонг М. Х.

Ключевые слова: технология обучения, педагогические направления, обучение социальной работе, особенности технологии, технологические объекты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЬЕТНАМА

Реализация инновационной модели развития Вьетнама невозможна без построения системы профессиональной подготовки социальных работников. Однако на сегодняшний день отсутствуют направления профессиональной подготовки социальных работников, ориентированные на организацию и профессиональную подготовку их для социальной сферы. Целью данного исследования являлось изучение социальной работы в университетах Вьетнама сегодня. В статье описывается четыре основных направления в обучении социальных работников. Представленные разработки необходимы для повышения качества образования и удовлетворения потребностей современного общества.
Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А.

Ключевые слова: экологическая ответственность, эколого ориентированная деятельность, детское общественное объединение, эколого ориентированные ответственные дела.

СИСТЕМА ЭКОЛОГО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЛ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ЧЛЕНОВ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема воспитания экологической ответственности у членов детского общественного объединения. Ее актуальность обусловлена процессами экологизации и гуманизации современного образования, значительными возможностями детских общественных объединений в формировании экологической ответственности ‒ интегративного качества личности, позволяющего обеспечить ноосферный вектор развития цивилизации. В статье анализируются особенности эколого ориентированной деятельности и ее возможности для развития всех структурных компонентов экологической ответственности. Представлена и обоснована система эколого ориентированных ответственных дел, обеспечивающая целостность воспитания экологической ответственности у членов детского общественного объединения. Она включает мотивационно стимулирующие, ценностно-смысловые, эколого-просветительские, практико-созидательные и рефлексивно-оценочные эколого ориентированные ответственные дела, имеющие коллективный характер и способствующие аккумуляции у членов детского объединения опыта субъект-порождающего взаимодействия с окружающей природной средой, интериоризации экогуманистических принципов и норм. Раскрыта сопряженность этапов формирования экологической ответственности с различными видами эколого ориентированных ответственных дел. Обозначены критерии оценки сформированности всех компонентов экологической ответственности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по диагностике развития экологической ответственности у участников детского объединения. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте».
Волкова М. А., Лукина А. К.

Ключевые слова: метод проектов, ценностно-смысловое самоопределение, будущий педагог, профессиональная идентичность, образовательная среда.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена описанию возможностей метода проектов в подготовке будущих педагогов. Анализ образовательных стандартов обнаруживает противоречия, которые тормозят ценностно-смысловое самоопределение будущих педагогов. Авторская модель подготовки будущих учителей опирается на условия активизации профессиональной идентичности. Одним из условий активизации идентичности является метод проектов. В статье представлена технология реализации проектного метода обучения будущих педагогов, описаны условия образовательной среды университета для реализации метода проектов. Показана положительная динамика представлений о педагогической деятельности у студентов, вовлеченных в проектный метод обучения. Для уточнения результатов проведено сравнение жизненных ценностей студентов ‒ будущих педагогов, работающих педагогов и молодежи, не работающей в образовательной сфере. Обнаружены схожие ценности у будущих и действующих учителей и различные ценности среди «педагогической» и «непедагогической» молодежи. Это показывает положительное влияние проектно-ориентированного образования на становление специфической системы ценностей, свойственных действующему педагогу.
Волков В. Н.

Ключевые слова: развитие образования, инновации в образовании, рейтинги, измерение инноваций, коэффициент инновационной продуктивности.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕРЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена актуальной проблеме измерения инноваций в образовании как средства развития образовательных систем. В ходе анализа автором выделены уровни измерений инноваций (международный, общероссийский и внутрирегиональный) и имеющиеся на каждом уровне практики. Для каждого из уровней обозначены условия измерения инноваций в образовании и их направленность, сформировавшиеся в последние десятилетия; доказана сама возможность таких измерений. В статье представлен анализ особенностей инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга в 2010-х гг. На основе анализа практик измерения инноваций на внутрирегиональном уровне в контексте работы региональных инновационных площадок Санкт-Петербурга для измерения инноваций в образовании автором предложен «коэффициент инновационной продуктивности». Коэффициент позволяет учитывать отложенный характер результатов образовательных практик, в том числе инновационных. Он рассматривается как интегрированный инструмент измерения инноваций, предполагая их оценку на основе продуктов региональных инновационных площадок.
Суворова И. М.

Ключевые слова: проектная деятельность, школа, опорный вуз, проблема, проектный метод, образование, программа.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается целесообразность системного подхода к организации индивидуальной проектной деятельности учащихся на уровнях основного и среднего общего образования на основе системообразующего курса, реализуемого в соответствии с современными образовательными стандартами. В исследовании представлена модель сотрудничества лицея и опорного университета в организации проектной работы, включающая следующие компоненты: консультативный блок для учителей и учеников по содержанию и тематике проектов, блок повышения квалификации для начинающих педагогов, блок психологической диагностики и тренинга педагогов и учащихся, блок элективного пропедевтического модуля «Основы проектной и исследовательской деятельности» для 7−9-х классов, итоговый блок «Индивидуальный проект» для 10−11-х классов. В качестве основного метода исследования использован проблемный подход, который позволяет проанализировать тактические и стратегические проблемы организации проектной деятельности учащихся в заявленном партнерстве «школа − опорный вуз». Результатом исследования является обоснование эффективности представленной модели партнерства, подтвержденной итогами ее апробации на региональном и федеральном уровнях.
Степусь И. С., Шабаева С. В.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, непрерывное образование, ключевые отрасли, профессии будущего

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ: ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ

Непрерывное образование играет особую роль в социально-экономическом развитии Арктической зоны России как одной из приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации. Для успешной реализации непрерывного образования в арктических регионах необходимы постоянный мониторинг, анализ и прогнозирование изменений, происходящих на региональном рынке труда. В статье представлена характеристика настоящего и будущего рынка труда арктических регионов, определяемая перечнем наиболее востребованных профессий. Показано, что в настоящее время востребованность профессий обусловлена доминированием определенных отраслей экономики, которые являются приоритетами развития регионов Арктической зоны России. Выявлено, что эти приоритеты носят долгосрочный характер и определяют профессиональное поле будущего, формируемое базовыми профессиями ключевых отраслей экономики Арктики, которые трансформируются под влиянием современных технологических трендов. Перечень арктических профессий, отвечающий текущим и перспективным запросам рынка труда, может служить основой для формирования конкурентоспособных региональных систем непрерывного образования, повышающих инвестиционную привлекательность арктических регионов, а также содействующих кадровому обеспечению этих стратегически важных территорий России.
Терюшкова Ю. Ю.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, карьерные ориентации, образ карьеры, готовность к профессиональному самоопределению, тренинг по карьерообразованию.

КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья посвящена проблеме преемственности образования вуз ‒профессиональная деятельность. Рассмотрены толкования понятий профессиональное самоопределение в системе личностного развития, образ карьеры через формирование карьерных представлений у студентов вуза. Проанализированы современные вопросы карьерообразования на ступени высшего образования, показана высокая значимость расширения исследований в данной сфере. Указаны основные причины нереалистичных представлений о развитии карьеры после окончания вуза. В качестве одной из основных причин рассматривается низкий уровень профессионального самоопределения при поступлении на выбранную специальность. В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения студентов с разным профилем подготовки. Основное место занимает исследование образа карьеры обучающихся третьих курсов с разным уровнем профессионального самоопределения. Полученные результаты исследования демонстрируют важность создания системы непрерывного образования по становлению профессионального самоопределения на всех ступенях обучения.

Выпуск 4 (28)

ОТ РЕДАКЦИИ
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: история непрерывного образования, термин, цифровые базы данных, корпус русского языка в Google Books, качественные социально-лингвистические методы исследования, Ngram Viewer, ngram-разметка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ БИБЛИОТЕКИ GOOGLE В ИССЛЕДОВАНИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены потенциалы цифровой библиотеки Google Books в исследовании отечественной истории концептуализации непрерывного образования, раскрыта методика сбора данных в цифровых базах Google Books, приведены примеры применения социально-лингвистических методов работы с полученными материалами. На примере анализа запросов по ключевому словосочетанию «непрерывное образование» в корпусе русского языка Google Books показано развитие соответствующих идей в начале 1970-х – 1980-е гг. в СССР. Исследование показывает, что первые упоминания непрерывного образования в советских изданиях относится к 1967 г. Термин был заимствован из французского языка. СССР внес свой вклад в развитие международной концепции непрерывного образования, в частности участвуя в подготовке доклада комиссии Фора, опубликованного в 1972 г. Адаптация международной концепции происходила в условиях развития социалистического строя и имела отличительные особенности. С началом адаптации концепта непрерывного образования наметился переход от парадигмы воспитания к парадигме образования, от воспитания личности к образованию человека. Советская педагогика адаптировала идею всесторонне гармонично развитой личности, человека в качестве цели непрерывного образования. Теория непрерывного образования является междисциплинарной; она формировалась в союзе психологии, социологии, экономики, научного коммунизма и педагогики. Использование баз данных Google Books связано с большим количеством ограничителей, вместе с тем на сегодняшний день это самая полная коллекция оцифрованных пословно текстов, доступных в любой точке мира.
Ванхемпинг Э., Китинойя Х.

Ключевые слова: Финляндия, постсоветские страны, экспорт образования, социокультурные и социально-антропологические ресурсы, эффективность трансфера финских технологий, глобальное и локальное, государственно-частное партнерство, академическая мобильность, русскоязычный контент финского опыта.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРАНСФЕРА ФИНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ

В статье предложено теоретико-методологическое осмысление совместного опыта Скандинавского института академической мобильности и Департамента глобального образования Университета прикладных наук Сейнайоки в сфере построения учебно-методических площадок для эффективного трансфера социальных и образовательных технологий в постсоветские страны. Дополнительным поводом, инициирующим финских авторов к написанию данной статьи, послужила публикация о системе профессиональной ориентации в Финляндии в летнем номере текущего года в журнале «Непрерывное образование: XXI век». В данной статье рассматриваются особенности исследовательского ассессмента инокультурного образовательного пространства акторами академической мобильности из постсоветских стран. Осуществляется анализ репертуарной линейки потенциальных рисков и латентных угроз, которые могут возникнуть как следствие сбоя интерпретационных контентов о финской системе образования в русскоязычном информационном поле. Формулируются положения о социокультурных аспектах теоретико-методологических и инструментальных оснований успешности экспорта зарубежных образовательных технологий в целом. В статье представлены теоретико-методологические подходы, актуальные, по мнению авторов, для качественного повышения эффективности и результативности экспорта педагогических технологий. Существенное внимание уделяется диалектике глобального и локального в процессе подготовки трансфера (экспорта − импорта) социальных и образовательных технологий.
Раевская Е. А.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, студент-первокурсник, маркеры эмоциональных состояний.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе в контексте непрерывности образования и преемственности уровней среднего полного общего и высшего образования. На примере данных опроса, проведенного на выборке из 1052 респондентов, рассмотрены маркеры эмоциональных состояний как показатели адаптированности (или дезадаптированности) в вузе; представлены выявленные связи между самооценкой адаптированности, форматами промежуточной аттестации и различными эмоциональными состояниями первокурсников. Выявлено, что в период адаптации в университете выпускники общеобразовательных организаций (школ) переживают смешанные полимодальные состояния. Положительные эмоции являются маркерами успешной адаптации, отрицательные – дезадаптации. И адаптированные, и дезадаптированные студенты-первокурсники отмечают усталость – состояние, которое может вызываться чрезмерной нагрузкой (физической или психической) и препятствовать продолжению учебной деятельности на нормальном уровне. От 30 до 60 % вчерашних школьников находятся в стрессовой ситуации, свыше 18 % дезадаптированы. В статье предложены перспективные направления работы по преодолению дезадаптации студентов-первокурсников.
Островерхая И. В., Андреева Н. В.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, учебная адаптация, профессиональная адаптация, социокультурная адаптация, дезадаптированность, индикаторы потребности в адаптации, активная позиция обучающихся в образовательном процессе.

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЦЕПОЧКА», РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В процессе непрерывного образования проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении является определенным вызовом для обучающихся, в связи с чем оптимизация педагогического сопровождения адаптационного процесса остается неизменно актуальной. Цель настоящего исследования заключается в изучении адаптационных возможностей педагогического приема «цепочка», пошагово реализуемого в рамках дисциплины «английский язык» на нелингвистических специальностях в течение первого месяца обучения студентов в вузе. В статье представлены результаты пилотного исследования, проведенного на базе Института живых систем Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в сентябре 2018 г. На основании данных, полученных в ходе анкетирования пилотного контингента первокурсников, отмечается, что педагогический прием «цепочка» способствует вузовской социально-психологической адаптации (адаптация к одногруппникам и адаптация к преподавателю) и учебной адаптации (адаптация к актуальным форматам учебной деятельности).
Любек Д. А.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурная компетентность, модульный подход, технологическое образование, педагогическое образование

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье обоснована актуальность системного подхода к развитию этнокультурной компетентности будущих учителей технологии с учетом перехода на ФГОС нового поколения. Охарактеризованы сущность и структура понятия «Этнокультурная компетентность» на основе анализа стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, научных статей и монографий, посвященных этому вопросу. Приведены данные анализа документов, регламентирующих учебный процесс подготовки бакалавра по направлению 44.03.01. Педагогическое образование, профиль подготовки «Технология», в соответствии с которыми выдвинуто предположение о необходимости организации системной работы над становлением этнокультурной компетентности будущих учителей технологии посредством модульного обучения. Представлена анкета, как инструмент выявления особенностей этнокультурной подготовки обучающихся, и результаты анкетирования студентов 1 и 2 курсов. На основе анализа документов, литературных источников и данных анкетирования выдвинута идея включения в образовательную программу пропедевтического модуля «Этнокультура» для студентов первокурсников в качестве основы для конкретных этнокультурных модулей на последующих этапах обучения студентов.
Резинкина Л. В., Акимова Т. Н.

Ключевые слова: социальная активность школьников, воспитательный потенциал города-героя, средовый подход, детское общественное объединение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА-ГЕРОЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье сделана попытка проанализировать роль и влияние воспитательного потенциала города-героя на процесс развития социальной активности школьников в современной России. Данная проблема особенно актуальна в преддверии Года Памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Рассмотрена теория средового подхода, дано определение воспитательного потенциала города-героя, подчеркнута значимость его использования для стабильного развития социальной активности школьника, отмечена сущность и специфика этого процесса. Выделены ресурсы воспитательного потенциала города-героя – архитектурный историко-культурный, образовательный, социально-деятельностный и виртуальный. Выявлены особенности данных ресурсов и приведены конкретные примеры их реализациина примере города-героя Ленинград. Приведены подтверждающие выводы примеры из реальной практики воспитательной деятельности патриотической направленности школы и детского общественного объединения «Георгиевская дружина». Предложен инструмент реализации воспитательного потенциала города-героя для развития социальной активности школьников – детское общественное объединение патриотической направленности.
Ванхемпинг Э. Г., Новак М. А.

Ключевые слова: Смена парадигмы образования, межпоколенческие связи, треангулярный подход, качественные методы социального исследования 21 века, мета-компетенции, социальная успешность школьника.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Реформирование системы образования непосредственно влияет на образовательные и досуговые практики во всем их многообразии. Трансформации в области методологии и предметного поля социальных наук, энергично выраженные в современной риторике научно-аналитического дискурса, актуализируют изучение потенциала «нового поколения» методов, технологий и инструментов социального исследования. Актуально применить их при анализе инновационных проектов социально-педагогической направленности. Поле деятельности таких проектов благоприятно не только для апробации нового репертуара качественных методов исследования, но и содержит в себе дополнительную эвристику в части институциональной идентификации его практик в контексте теории и практики гражданского общества в России. Материал данной статьи может быть полезен в учебном процессе высшей школы по дисциплинам, касающимся досугововой педагогики, социологии образования, методологии научных исследований, социальной педагогики, социально-проектной деятельности. Также статья может быть актуальна в просветительской работе институций третьего сектора.
Топчий И. В.

Ключевые слова: дополнительное архитектурное образование, публичное архитектурное образование, субъекты архитектурно-градостроительной деятельности, профессиональное мастерство архитектора.

ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На основании особенностей современной архитектурной практики и методов профессионального образования архитекторов в России и зарубежных странах в статье анализируются содержательные особенности дополнительного архитектурного образования. В системе непрерывной архитектурной подготовки выделяются три этапа, обеспечивающие структурные, содержательные и организационные связи. Доказывается наличие профессиональных компонентов содержания в процессе довузовского архитектурного образования. Выявляется, что получение новых знаний от других профессиональных субъектов архитектурной деятельности требуется архитекторам для внедрения технических, экологических, социальных инноваций в строительство и обеспечения конкурентоспособности российских проектных бюро на международном рынке труда. На этом основании доказывается необходимость обмена новыми знаниями архитекторов с представителями смежных профессий и важность образовательных коммуникаций для развития архитектуры. В системе дополнительного архитектурного образования выделяется публичное направление. Его важность подчеркивается участием представителей общественности в оценке архитектурных проектов, законодательно утвержденном в градостроительном праве развитых стран мира. Данные требования включают проведение общественных слушаний или процедуры согласования проектов для получения одобрения со стороны жителей города. Ошибки в принятии решений происходят в связи непониманием перспектив развития территории и другими факторами, которые могут быть вызваны нехваткой архитектурных знаний у публики. В статье даются определения субъектов архитектурно-градостроительной деятельности, дополнительного и дополнительного профессионального архитектурного образования детей, дополнительного профессионального образования субъектов архитектурно-градостроительной деятельности и публичного дополнительного архитектурного образования.
Кельсина А. С.

Ключевые слова: аспирантура, система подготовки аспирантов, показатели деятельности аспирантуры, подготовка кадров для науки.

АСПИРАНТУРА НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере Вологодского научного центра РАН)

Важным направлением решения проблемы притока молодых кадров в науку является совершенствование института аспирантуры. Этот процесс должен быть постепенным и сопровождаться анализом и обобщением имеющегося опыта функционирования аспирантур. В данной статье описаны организация подготовки кадров и основные показатели деятельности аспирантуры научной организации на примере Вологодского научного центра. В работе были использованы сведения о работе аспирантуры и докторантуры за 2000−2018 гг. по форме Росстата № 1-НК, данные федеральной и региональной статистики, результаты опросов аспирантов Вологодского научного центра. Отмечено, что важной составляющей системы подготовки молодых ученых является погружение в научную среду с первых лет обучения. Выявлен ряд проблем, имеющих системный характер, среди которых и высокие показатели отсева из аспирантуры в течение всего срока обучения; низкая результативность деятельности аспирантуры; недостаток высококвалифицированных научных руководителей.
Локтюхина Н. В., Назарова У. А., Шабаева С. В.

Ключевые слова: наставничество на рабочем месте, обучение наставников, рынок труда, молодые специалисты, эффективность наставничества.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье показана актуальность в России и за рубежом такой кадровой технологии, как наставничество на рабочем месте. Представлен обзор российских и зарубежных практик, методов наставничества, опыт российских предприятий-лидеров по использованию наставничества. Рассмотрены современные проблемы развития указанной кадровой технологии на предприятиях в России, включая: специфику стажеров, относящихся к поколению Z; специфику самих наставников; «формальное наставничество» и сложность измерения результата наставничества. Предложены направления решения проблем с учетов лучшего зарубежного опыта: формирование систем обучения наставников, обмен опытом наставничества, мотивация наставников. Показана необходимость принятия профессионального стандарта в сфере наставничества, а также развития соответствующей нормативно-правовой базы. Для обоснования выводов и предложений авторами статьи был изучен опыт организации наставничества как в России, так и за рубежом, соответствующие локальные правовые акты, проведено интервьюирование с наставниками и стажерами, а также с руководителями предприятий и организаций, использующих систему наставничества.
Прохоров В. А.

Ключевые слова: система профессионального образования; образовательный стандарт, профессиональный стандарт; рынок труда; занятость; компетенции; бакалавриат, магистратура, дополнительное профессиональное образование.

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема организации профессионального уровневого образования. Утверждается принципиальное положение о главенстве академического университетского образования над прикладным образованием. Показано, что значимой целью модернизации инженерного образования была ориентация на инновационное развитие. Проанализированы тенденции на рынке труда в мире, сделан вывод о том, что обеспечение занятости выпускников не является профильной функцией высшего образования, высокий уровень образованности общества является базой в создании высоких технологий и экономического роста, формирование человеческого ресурса должно становиться первичной функцией высшего образования. Уровневое профессиональное образование допускает создание многообразия образовательных программ, позволяет более полно реализовать новые требования к подготовке специалистов с позиций интересов личности, общества, экономики, и внедрение системы практикоориентированного профессионального образования.
Виегерова А.

Ключевые слова: исследователь, научное продвижение, университетский преподаватель, социальный характер образования.

«ЧТО МЫ ПОЛУЧИЛИ, ЧТО МЫ ДАЕМ, И ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ»: МЕССЕДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕШСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (cтатья печатается на английском языке)

Старшее поколение университетских преподавателей и исследователей все еще широко представлено в чешских университетах. За последние десять лет поколение сменилось, но это не принесло положительных изменений в науку. Почему? Какое влияние оказали молчаливое поколение и поколение бэби-бумеров? Автор исследует одну из важнейших тем, касающихся преподавательского состава. С помощью глубинного анализа прослеживается жизненный путь исследователей и преподавателей, один из них − мужчина, другая − женщина. Результаты заставляют думать о том, что современная наука теряет социальное измерение и существует недостаток личностных отношений между исследователями. Материал достаточно ограничен, поэтому выводы делать рано. Тем не менее статья может послужить началом более глубокого исследования.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам