Любек, Д. А. ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 4 (28). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.5150


Выпуск № 4 (28)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Любек Диана Андреевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и методики общего и профессионального образования
(Петрозаводск, Россия)
morendoodnerom@bk.ru
Ключевые слова:
этнокультурное образование
этнокультурная компетентность
модульный подход
технологическое образование
педагогическое образование
Аннотация: В статье обоснована актуальность системного подхода к развитию этнокультурной компетентности будущих учителей технологии с учетом перехода на ФГОС нового поколения. Охарактеризованы сущность и структура понятия «Этнокультурная компетентность» на основе анализа стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, научных статей и монографий, посвященных этому вопросу. Приведены данные анализа документов, регламентирующих учебный процесс подготовки бакалавра по направлению 44.03.01. Педагогическое образование, профиль подготовки «Технология», в соответствии с которыми выдвинуто предположение о необходимости организации системной работы над становлением этнокультурной компетентности будущих учителей технологии посредством модульного обучения. Представлена анкета, как инструмент выявления особенностей этнокультурной подготовки обучающихся, и результаты анкетирования студентов 1 и 2 курсов. На основе анализа документов, литературных источников и данных анкетирования выдвинута идея включения в образовательную программу пропедевтического модуля «Этнокультура» для студентов первокурсников в качестве основы для конкретных этнокультурных модулей на последующих этапах обучения студентов.
Статья поступила: 04.09.2019; Принята к публикации: 15.11.2019; Размещена в сети: 25.12.2019.

ETHNOCULTURAL COMPETENCY OF TEACHERS ON TECHNOLOGY

Lyubek Diana A.
a post-graduate student of Petrozavodsk State University, Institute of Pedagogy and Psychology, the Chair of Theory and Methods of General and Professional Education
(Petrozavodsk, Russia)
morendoodnerom@bk.ru
Keywords:
ethnocultural education
ethnocultural competence
modular approach
handcraft
teacher education.
Abstract: the article proves the relevance of a systematic approach to the development of future handcraft teachers ethnocultural competence, considering the transition to a new generation of learning standards (Federal State Educational Standard). The essence and structure of the «Ethnocultural Competence» concept are described based on the analysis of the Russian Federation's national policy strategy until 2025, scientific articles and monographs on this issue. The article presents the analysis of documents guiding the bachelors study program 44.03.01. Pedagogical education, the «Technology» training profile, in which it is suggested that it is necessary to organize systematic work aimed to develop the ethnocultural competence of future teachers using modular teaching technology. The questionnaire is presented as a tool for measuring the features of students ethnocultural training. The results of the survey for first - and second-year students are introduced. Based on the data analysis, literary sources and survey data, the idea of the propaedeutic module «Ethnoculture» for first-year students is suggested as the basis for specific ethnocultural modules at the succeeding stages of students learning.
Paper submitted on: 04.09.2019; Accepted on: 15.11.2019; Published online on: 25.12.2019.

Россия − многонациональное государство, которое отличается этнокультурным многообразием. На ее территории проживает более 190 народов, имеющих самобытную культуру и различное вероисповедание. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, это области, республики, автономные округа и города федерального значения. В последнее десятилетие в Российской Федерации большое внимание уделяется возрождению обычаев и традиций малых народов, что относится и к Республике Карелия, представляющей собой в настоящее время полиэтнический регион, где проживают представители более 100 национальностей. Коренные этносы (карелы, финны, вепсы) составляют менее 9 % всего населения. Большая часть жителей республики – русские (82,2 %). Русская культура является доминирующей на территории Карелии, в связи с чем важно обратить внимание на самобытность малочисленных коренных этносов [1].

Необходимость и своевременность формирования этнокультурной компетентности обучающегося в условиях поликультурного образовательного пространства определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», где подчеркнуто, что система образования призвана обеспечить «сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «развитие культуры межэтнических отношений» [3]. Как показывает мировой опыт, наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов.

На сегодняшний день характер российского образования определяется как компетентностно-ориентированный. Происходит переход с ФГОС 3+ на ФГОС ВО 3++. Одна из задач перехода на ФГОС ВО 3++ заключается в сопряжении профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. В соответствии с ФГОС ВО 3++ определены единые (по уровням образования) универсальные компетенции для всех областей образования, которые должны стать базой для профессиональных компетенций. При этом универсальные компетенции являются метапредметными. Таким образом, одним из образовательных результатов ФГОС нового поколения можно рассматривать сформированность у выпускников универсальных компетенций, которые представляют собой метапредметные теоретические и практические знания, умения и способности, позволяющие личности раскрыть и реализовать свой потенциал в избранных областях деятельности, взаимодействовать с социумом и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям. Одной из них является УК-5, межкультурное взаимодействие, заключающееся в способности выпускника воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах [4].

В Республике Карелия функционирует Центр этнокультурного образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования». Целью деятельности Центра являются научно-методическое, информационное, организационное сопровождение этнокультурного образования и содействие развитию этнокультурной составляющей в образовательном пространстве Республики Карелия.  К сожалению, на практике можно обнаружить, что в профессиональной педагогической деятельности выпускники высших учебных заведений бессистемно и стихийно занимаются этнокультурным воспитанием подопечных. Логично предположить, что одной из причин сложившегося положения является недостаточная системность подготовки студентов к этнокультурному образованию учащихся. Для подтверждения данного предположения был произведен анализ основных положений ФГОС ВО по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки», учебного плана по подготовке бакалавра по направлению 44.03.01. Педагогическое образование, профиль подготовки «Технология», а также соответствующей матрицы компетенций. Рассмотрение матрицы соответствия компетенций и составных частей образовательной программы бакалавриата 44.03.01. Педагогическое образование «Технология» выявило, что общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, непосредственно связанные с УК-5, присутствуют во множестве курсов на разных годах обучения. Например, общекультурные компетенции ОК-4 и ОК-5, способствующие организации межкультурного взаимодействия и восприятия личностных и культурных различий, прослеживаются на курсах, связанных с языками (английский, немецкий), дисциплинами культурологической, социологической и психологической направленности. Но, к сожалению, отсутствуют курсы, связанные с культурой и языком Республики Карелия, равно как и курсы, связанные с ее историей. Что касается общепрофессиональной компетенции ОПК-1, в общем виде выражающейся в готовности к профессиональной деятельности, то она частично представлена этнокультурно направленными дисциплинами, такими как «технология изготовления и ремонта народных музыкальных инструментов» и «конструирование швейных изделий» на 2−3-м курсах бакалавриата. В профессиональных компетенциях, относящихся к этнокультурной компетентности, стоит отметить ПК-3, ПК-6 и ПК-7. Первая связана с духовно нравственным развитием и внеурочной деятельностью, что открывает большие просторы для организации этнокультурного подхода. Она представлена такими дисциплинами, как «художественное оформление помещений», «художественная обработка конструкционных материалов» и «декоративно-прикладное творчество». Подобные дисциплины легко могут включать в себя этнокультурные компоненты, но знания и умения, преподносимые на них, должны непременно быть предварены изначальным общим представлением о промыслах коренных народов Карелии и восприняты в системе. То же самое касается и дисциплин, связанных с ПК-6, разнообразных практикумов по обработке дерева, металла, текстильных материалов, а также проектной деятельности. Завершить обзор можно профессиональными компетенциями ПК-7 и ПК-13, реализуемыми через дисциплины творческого характера. Как можно заметить, на кафедре технологии это предметы, содержащие в своем названии слово «народное», определяющее этнокультурный компонент. Это «народное судостроение», «народное зодчество» и «народная кукла». Однако данные дисциплины изучаются в учебном плане на 2−3-м курсах. С нашей точки зрения, уместно было бы предварить их первоначальной ориентацией будущих педагогов в вопросах этнокультурного образования уже на первом курсе для обеспечения систематичности этнокультурной подготовки будущих учителей технологии [4]. Для решения данной задачи может быть использован пропедевтический образовательный модуль, т. е. небольшой логически завершенный цикл занятий, посвященный конкретной педагогической проблеме. В данном цикле занятий целесообразно использовать элементы технологии модульного обучения, которая имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития и в которой заложена энергия постоянно развивающейся системы [6].

Суть модульного обучения заключается в организации самостоятельной работы учащихся с раздаточным обучающим материалом, который содержит программу действий, банк информации, дополнительные сведения и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут модифицироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Студенты осознают и принимают близкие, средние и дальние перспективы обучения и в процессе самостоятельной работы учатся планированию, организации, самоконтролю и адекватной оценке своих действий и деятельности в целом, что необходимо для системного восприятия этнокультурного образования. Ценность модульной системы обучения проявляется также в том, что она развивает рефлексивные способности [9; 10].

Рассмотрев множество определений понятия «этнокультурная компетентность», можно понять, что сущность этнокультурной компетентности заключается в совокупности знаний и представлений об иных этносах, их значимости в мировой культуре и выражается в навыках, установках, моделях поведения человека, активного носителя опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Это интегративное свойство личности, направленное на эффективное межэтническое взаимопонимание и взаимодействие. Особенностью этнокультурной компетенции является ее комплексность: она охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. В условиях невольно исчезающей самобытной культуры коренных народов Республики Карелия подобная работа является необходимой [2; 8].

Рассмотрим более подробно саму структуру этнокультурной компетентности. Любая компетенция складывается из трех составляющих: познавательной (знание и понимание профессионально значимой информации), эмоциональной (знание, как быть) и поведенческой (знание, как действовать).

  1. Когнитивный компонент, или понятийная основа, – совокупность представлений, выражающаяся в знании истории и культуры Республики Карелия, ее традиций. Когнитивный компонент  включает в себя знакомство с национально-психологическими особенностями представителей малочисленных коренных этносов, понимание существования этнокультурного разнообразия, общего и различного в этнических культурах карелов, финнов и вепсов, их взаимовлияния. Данный компонент предполагает владение категориально-понятийным аппаратом межэтнических взаимоотношений; ориентацию в таких категориях и процессах, как интеграция, инкультурация, культурный релятивизм, менталитет, этногенез, этническая культура, этническая идентичность, этнические стереотипы и т. д.
  2. Поведенчески-деятельностный компонент, или операциональная основа, включает в себя модели поведения, способствующие эффективному взаимодействию с представителями других народов, проживающих на территории Республики Карелия. Этот компонент предусматривает также владение этноспецифическими умениями. Для студентов, будущих учителей технологии − это, прежде всего, владение традиционными карельскими ремеслами. В рамках обучения на кафедре технологии и дизайна ПетрГУ данный аспект находит широкое поле для реализации в специальных курсах, посвященных тому или иному промыслу.
  3. Аффективный компонент, или эмоционально-ценностная основа, заключается в способности контактировать с представителями коренных народов Русского Севера и с продуктами их национального самовыражения. Принятие этнокультуры отражается в толерантном отношении к тому или иному образу жизни и мыслей. Развитие таких  качеств личности, как эмпатия и рефлексия на почве готовности к межэтническим контактам и успешному взаимодействию, базируется на чувстве национальной гордости и интересе к культуре и традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Карелия. Также в эмоционально-ценностном блоке находятся способность участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки представителей других этнических культур и непримиримость к национализму, шовинизму и расизму.

Исходя из всего вышеизложенного, компетентность обучающегося в области этнокультуры позволяет ему принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности [5, 7].

Для проведения диагностики актуального уровня развития этнокультурной компетенции студентов была разработана специальная анкета, включающая в себя вопросы, затрагивающие все три вышеуказанных компонента этнокультурной компетентности. Анкетирование проводилось среди студентов 1‒2-х курсов Петрозаводского государственного университета, кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна. В нем приняли участие 48 студентов от 17 до 22 лет, из них 32 % юношей и 68 % девушек. Ниже представлены данные анализа результатов анкетирования.

Первый блок вопросов был направлен на выявление особенностей когнитивной составляющей этнокультурной компетенции:

На вопрос: «Знакомы ли вы с культурой и традициями коренных народов Карелии?» ответы распределились таким образом:

  1. Да, хорошо знаком(а) – 5 %.
  2. Да, но хотел(а) бы узнать больше – 41 %.
  3. Не слишком хорошо, хотел(а) бы узнать больше – 27 %.
  4. Нет, меня это не интересует – 27 %.
  5. Другое – 0 %.

Большая часть опрошенных выражают желание узнать больше о культуре и традициях народов Русского Севера, при этом достаточно высоко оценивая имеющиеся знания.

На вопрос: «Знакомы ли Вы с традиционными ремеслами коренных народов Карелии?» были получены следующие ответы:

  1. Знаком(а) и владею – 36 %.
  2. Знаком(а), но не владею – 41 %.
  3. Не знаком(а) и не владею – 23 %.
  4. Другое – 0 %.

Следовательно, 77 % опрошенных признают, что знакомы с традиционными карельскими ремеслами, но 2/3 респондентов ими пока не владеют.

На последний вопрос из блока когнитивной составляющей: «Знакомы ли Вы с историей Республики Карелия?» студенты ответили:

  1. Да, изучал(а) историю Карелии в школе – 74 %.
  2. Да, изучал(а) самостоятельно – 4 %.
  3. Нет – 22 %.
  4. Другое – 0 %.

Можно сделать вывод о том, что история Карелии преподается в достаточно большом количестве школ и первичные знания студенты получили именно на этих уроках. Также ясно, что самостоятельное изучение или какой-то иной способ получения информации об истории родного края используется редко.

Вопросы второго блока ориентированы на поведенчески-деятельностную составляющую этнокультурной компетенции.

На вопрос: «Какими традиционными ремеслами коренных народов Карелии вы владеете?» ответы распределились таким образом:

  1. Вышивкой – 32 %.
  2. Росписью по дереву – 5 %.
  3. Резьбой по дереву, деревообработкой – 21 %.
  4. Ткачеством – 11 %.
  5. Кожевенным ремеслом – 0 %.
  6. Гончарным ремеслом – 3 %.
  7. Кузнечным делом – 3 %.
  8. Плетением из бересты – 3 %.
  9. Соломоплетением – 3 %.
  10. Кружевоплетением – 8 %.
  11. Никаким – 11 %.

Анализируя результаты, можно заметить, что самым распространенным ремеслом среди студентов является традиционная карельская вышивка. Среди юношей наиболее распространенным ремеслом, по результатам опроса, была резьба по дереву. Достаточное количество студентов владеет азами ткачества. Анкетирование выявило, что часть первокурсников пока  не владеют ни одним из ремесел, что вполне закономерно.

На вопрос: «Какими этноспецифическими умениями коренных народов Карелии Вы владеете?» были получены следующие ответы:

  1. Народным танцем – 7 %.
  2. Народным пением – 11 %.
  3. Народной кухней – 41 %.
  4. Никакими – 41 %.

Выявлено, что наиболее распространенным этноспецифическим умением является карельская народная кухня, причем лидирует оно со значительным отрывом. Однако многие студенты признают, что пока не владеют ни одним из вышеозначенных этноспецифических умений.

На последний вопрос из поведенчески-деятельного блока: «Какими традиционными ремеслами и этноспецифическими умениями Вы хотели бы овладеть в наибольшей степени?» ответы студентов распределились следующим образом:

  1. Вышивкой – 5 %.
  2. Росписью по дереву – 17 %.
  3. Резьбой по дереву, деревообработкой – 10 %.
  4. Ткачеством – 4 %.
  5. Кожевенным ремеслом − 4 %.
  6. Гончарным ремеслом − 12 %.
  7. Кузнечным делом − 5 %.
  8. Плетением из бересты – 10%.
  9. Соломоплетением – 2 %.
  10. Кружевоплетением – 5 %.
  11. Народным танцем – 9 %.
  12. Народным пением – 4 %.
  13. Народной кухней – 10 %.
  14. Другими – 3 %.

Большинство опрошенных отдают предпочтение такому традиционному ремеслу, как роспись по дереву. Кроме того, многие студенты интересуются гончарным ремеслом, резьбой по дереву, плетением из бересты и народной кухней. В целом можно заключить, что студентов интересует практически весь спектр карельских ремесел и этноспецифических умений. Низкий показатель интереса к овладению карельской вышивкой может быть связан с тем, что студенты уже владеют этим ремеслом.

Далее представлен анализ ответов студентов на вопросы третьего блока анкеты, касающиеся аффективной, эмоционально-ценностной составляющей этнокультурной компетенции.

На вопрос: «Какие черты, на Ваш взгляд, характеризуют коренные народы Карелии?» ответы распределились таким образом:

  1. Доброта – 14 %.
  2. Набожность – 1 %.
  3. Отзывчивость – 11 %.
  4. Гостеприимство – 14 %.
  5. Стойкость – 6 %.
  6. Закрытость – 4 %.
  7. Патриотизм – 3 %.
  8. Трудолюбие – 22 %.
  9. Сила воли – 5 %.
  10. Обстоятельность, неторопливость – 5 %.
  11. Упрямство – 5 %.
  12. Выносливость – 8 %.
  13. Затруднились ответить – 1 %.

Анализируя варианты ответов, можно заметить, что большинство опрошенных считают наиболее характерной чертой народов Карелии трудолюбие, также высокие показатели в оценке доброты, гостеприимства и отзывчивости. Многие отмечают выносливость как характерное качество коренных народов Карелии. В целом указанные характеристики имеют позитивную, дружески настроенную окраску. В ответах многих студентов можно проследить стремление глубоко анализировать и отмечать своеобразие народов Карелии.

На вопрос: «Какие чувства Вы испытываете при знакомстве с обычаями и образцами культуры коренных народов Карелии?» были получены следующие ответы:

  1. Восхищение – 20 %.
  2. Эстетическое удовлетворение – 14 %.
  3. Интерес – 45 %.
  4. Равнодушие – 14 %.
  5. Неприятие – 0 %.
  6. Затрудняюсь ответить – 7 %.

Полученные данные показывают,  что у большинства студентов (примерно половина) традиции и обычаи народов Карелии вызывают интерес. Пятая часть отмечает восхищение, и чуть меньшее количество − эстетическое удовлетворение. Однако некоторый процент опрошенных отмечают равнодушие, и, анализируя эти анкеты, можно заметить, что знакомство с самобытной культурой у этих студентов находится на очень низком уровне. Что здесь является причиной, а что следствием, трудно сказать.

Анализ результатов анкетирования студентов позволяет дать обобщенную характеристику этнокультурной готовности обучающихся.

Когнитивный компонент: большая часть опрошенных имеют некоторые общие представления об истории, укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре карельского народа и выражают желание узнать больше. Чуть менее половины представляют, какие традиционные ремесла существуют в Карелии, но признают, что не владеют ими. Подавляющее большинство опрошенных имеют первичные сведения о культуре этнических общностей Республики Карелия, которые были восприняты ими в рамках школьного курса «Моя Карелия».

Поведенчески-деятельностный: студенты имеют невысокий уровень владения ремеслами и этноспецифическими умениями. Наблюдается гендерная зависимость предпочтений относительно ремесел для изучения. Уровень интереса к отдельным видам народных промыслов и фольклору, привлекательности их для освоения различен.

Аффективный: выявление способности обучающихся преобразовывать этнокультурные знания в поведенческие модели показало, что большинство опрошенных в своем представлении характерных черт коренных народов Карелии пользуются словами, имеющими позитивную, дружескую окраску. Стоит обратить внимание, что некоторые обучающиеся способны достаточно глубоко анализировать своеобразие народов Карелии и отмечать специфические черты.

Данные анкетирования подтверждают предположение о необходимости организации системной работы по формированию этнокультурной компетентности в образовательной среде высшей школы. Исходной позицией в построении системы может стать пропедевтический модуль «этнокультура» как основание для становления этнокультурной компетентности будущих педагогов с учетом специфики направления подготовки и особенностей их этнокультурной готовности. Проект модуля находится в стадии разработки: определена система целей, корректируются модульная программа и диагностические материалы. Планируется апробация модуля в работе со студентами-первокурсниками – будущими учителями технологии.

Таким образом, на основе анализа документальных источников обоснована актуальность системного подхода к развитию этнокультурной компетенции студентов. Выявлены особенности этнокультурной подготовки студентов кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета путем анкетирования с последующим анализом его результатов. Сформулировано предположение о том, что в условиях высшего образования этнокультурную компетентность можно эффективно формировать посредством модульного обучения. Выдвинуто предположение о целесообразности введения пропедевтического модуля «этнокультура» для обучающихся первого курса в качестве основы организации этнокультурного образования будущих учителей технологии. В процессе последующего обучения модульный подход позволит варьировать подготовку студентов в зависимости от их подготовленности, интересов и предпочтений.

 

Список литературы

  1. О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Республики Карелия (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) / сайт Федерального органа государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/census_and_researching/census/national_census _2010/score_2010/score_2010_default. − (дата обращения 25.10.2019).
  2. Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года / Официальный интернет-портал Республики Карелия. Раздел Законодательные акты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html =15131. − (дата обращения 25.10.2019).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212190001 − (дата обращения 25.10.2019).
  4. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.02.2016 № 91 / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Раздел «Документы»  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  URL: https://minobrnauki.gov.ru – (дата обращения 25.10.2019).
  5. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А. Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3. –  С. 189–195
  6. Гареев, В. М. Принципы модульного обучения / В. М. Гареев, Е. М. Дурко, С. И. Куликов // Вестник высшей школы. – 1987. – № 8. – С. 33–36.
  7. Гумерова, Ф. Ф. Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности / Ф. Ф. Гумерова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т. 9. – № 1. – Ч. 2. – С. 140–144.
  8. Лебедева, Н. М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности  / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко. – Москва : РУДН, 2003. – 278 с.
  9. Шамова, Т. И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы / Т. И. Шамова. – Москва : Педагогика, 1994. – 281 с.
  10. Бабакова, T. A. Педагогические основы высшего образования: учебное электронное пособие для обучающихся в магистратуре и аспирантуре разных направлений подготовки, преподавателей [Электронный ресурс] / T. A. Бабакова. – Электрон. дан. – URL: http://elibrary.petrsu.ru/docs/babakova/pedagogika_psiholog/total.pdf − (дата обращения 25.10.2019).

 



Просмотров: 2202; Скачиваний: 456;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5150