Чернятин, М. С. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 2 (26). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4684


Выпуск № 2 (26)

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 91(072.3)+373.5.013+502.31

ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Чернятин Максим Сергеевич
научный стажер кафедры методики преподавания географии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
(Москва, Россия)
maxchernyatin@mail.ru
Ключевые слова:
экоцентрическое сознание
общее образование
результаты образовательной деятельности
экологическая культура
ФГОС
концепция
образовательные программы.
Аннотация: в статье рассматривается экоцентрическое сознание как метапредметный и личностный результат непрерывной эколого-ориентированной образовательной деятельности учащихся, а также, наряду с функциональной экологической грамотностью, экологическим мышлением и экологическим поведением, как неотъемлемая составляющая экологической культуры. В рамках настоящей работы внимание обращается на формирование у школьников при изучении различных школьных дисциплин (естественных, общественных, прикладных) разных структурных компонентов обсуждаемого типа сознания – когнитивного, практического, аксиологического и эмоционального, а также их признаков – иерархической картины мира, коэволюции и устойчивого развития человека и природы, их равноценности и паритетности, экологического и нравственного императивов и др. С целью выявления их наличия и отражения в содержании различных школьных дисциплин, в том числе географии, излагаются результаты анализа основных нормативных документов общеобразовательной школы – Федерального государственного образовательного стандарта (начального, основного и среднего) общего образования, ряда образовательных концепций, в том числе Концепции современного общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010), а также примерных основных образовательных программ общего образования.
Статья поступила: 22.02.2019; Принята к публикации: 15.05.2019; Размещена в сети: 22.06.2019.

PROBLEMS OF ECOCENTRIC CONSIOUSNESS FORMATION FOR SCHOOL STUDENTS REFLECTED IN NORMATIVE DOCUMENTS

Chernyatin Maxim S.
research intern at the Chair of Methods of teaching geography at Moscow Pedagogical State University
(Moscow, Russia)
maxchernyatin@mail.ru
Keywords:
ecocentric consciousness
general education
results of educational activity
ecological culture
federal state educational standard
concept
educational programs.
Abstract: The article deals with ecocentric consciousness formation viewed both as meta-discipline and personal result of the continuous eсological-oriented educational activity of school students. Functional ecological literacy, ecological thinking and ecological behavior are considered as the integral component of ecological culture. Within the frames of the current research the main attention is paid to different structural components of the ecocentric consciousness being formed while studying various school disciplines (natural, public, applied). Different structural components of ecocentric consciousness are taken into consideration, namely: cognitive, practical, axiological and emotional. The components' signs such as a hierarchical picture of the world, a co-evolution and sustainable development of a person and nature, their equivalence and parity, ecological and moral imperatives are revealed.
For the purpose of identification and reflection of ecocentric consciousness in the content of different school disciplines, including geography, the normative documents were studied. The results of the analysis of the main normative documents of comprehensive school – Federal state educational standard of the general education at all stages - initial, main and average, a number of educational Concepts, including the Concept of the modern general ecological education for the benefit of sustainable development (2010), and also approximate main educational programs of the general education are presented.
Paper submitted on: 02/22/2019; Accepted on: 05/15/2019; Published online on: 06/22/2019.

Проблема формирования у молодого поколения личностных качеств в рамках непрерывного образования на протяжении нескольких десятилетий остается актуальной. В частности, в последние годы в связи с процессом стандартизации современного образования на базе изучения отдельных школьных дисциплин предпринимается попытка усиления личностного аспекта в обучении и воспитании школьников. С целью выявления отражения проблемы формирования у учащихся экоцентрического сознания были проанализированы, прежде всего, Стандарты второго поколения – ФГОС НОО [5], ФГОС ООО [6], ФГОС С(П)ОО [7], а также целый ряд нормативных документов, среди которых Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) [2], Проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации [9], Фундаментальное ядро содержания общего образования [8], Примерные основные образовательные программы образовательной организации в контексте начального общего образования [3], основного общего образования [4], среднего (полного) общего образования [10]. Ключевая задача настоящей работы состоит в изложении результатов анализа перечисленных выше нормативных документов в контексте развития у учащихся экоцентрического сознания в общеобразовательной школе.

Надо отметить, что в каждом из названных документов можно проследить последовательное обозначение задачи формирования у школьников основ экологической культуры в интересах устойчивого развития, неотъемлемым компонентом которой является экоцентрическое сознание. Так, на наш взгляд, экоцентрическое сознание представляет собой один из аспектов общечеловеческого сознания, тип экологического сознания (наряду с натурцентрическим и антропоцентрическим), выражающий особое личностное интегративное качество человека, основанное на понимании и осмыслении места человека в иерархически устроенном мире, признании равноценными и паритетными всех компонентов природы, включая человека, необходимости их коэволюционного и устойчивого развития с целью построения ноосферы. Как видно из сказанного, обсуждаемый тип сознания отличается сложной структурно-функциональной организацией, в границах которой выделяются четыре компонента: когнитивный, практический, аксиологический и эмоциональный.

Указанные компоненты экоцентрического сознания взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны между собой. Каждый из них характеризуется определенным набором признаков: например, когнитивный компонент служит выражением знаний об иерархической картине мира (в том числе о единстве и целостности мира, о месте человека в нем), коэволюции человека, общества и природы, экологическом и нравственном императивах; аксиологический компонент ориентирует на гармоничное, устойчивое и паритетное сосуществование, развитие и взаимодействие человека, общества и природы, осмысление необходимости здорового и безопасного образа жизни, понимание принципиального значения, самоценности и целесообразности человека и природы, рассмотрение человека, общества и природы в качестве равноценных и равноправных субъектов по взаимодействию, необходимому для удовлетворения как потребностей человека и общества, так и всего природного сообщества; практический компонент включает в себя этические нормы и правила, распространяющиеся на взаимодействие природы, общества и человека, а также на поведение и деятельность человека и общества по охране природы, которая продиктована необходимостью сохранения ради нее самой; эмоциональный компонент выражается в чувствах, эмоциях и переживаниях отдельных людей и общества в целом в отношении природы, а также в потребности людей и общества в общении и взаимодействии с природой. Перечисленные компоненты и признаки прямо или косвенно (через основы экологической культуры) получили отражение в нормативных документах общеобразовательной школы.

Следует подчеркнуть, что задача формирования у учащихся основ экологической культуры в контексте современного непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития отчетливо, в отличие от исследуемого экоцентрического сознания, отражена во всех разделах упомянутых выше Стандартов. Наибольшего внимания заслуживает обсуждение раздела «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», где определяются личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные результаты образовательной деятельности.

Настоящий анализ показывает, что в Стандартах, соответствующих разным ступеням обучения в средней школе, формирование экоцентрического сознания в целостном (комплексном, интегративном) виде не получило четкого выражения. На личностном и метапредметном уровнях представлены указания к формированию у школьников когнитивного (эколого-ориентированные знания), практического (эколого-ориентированные умения) и аксиологического (эколого-ориентированные ценности) составляющих экоцентрического сознания, в то время как его эмоциональный компонент в них не получил четкого выражения. Тем не менее надо сказать, что предпосылками для овладения учащимися экоцентрическим сознанием можно считать развитие у них функциональной экологической грамотности, экологического мышления и экологического поведения. Следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие аксиологического компонента, в нем ценностная ориентация и мотивация экоцентрической направленности – неотъемлемые составляющие не только экоцентрического сознания, но и функциональной экологической грамотности и экологического мышления, на наш взгляд, выражены недостаточно четко по причине слабой представленности идеи осмысления иерархических связей в природе и места человека в мире, коэволюции человека и природы, их самоценности, равноценности и паритетности.

В предметных результатах образования реализуется задача формирования основ экологической культуры в рамках начальной школы («Окружающий мир»), а также в контексте основного и среднего (полного) общего образования – как в традиционных общественно-научных («География») и естественно-научных предметах («Биология», «Химия», «Физика», «Естествознание», «Астрономия»), так и в прикладных («Экология», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности»). В частности, в содержании двух дисциплин – обществознания и права (в рамках старшей школы), несмотря на отсутствие в явном виде требований, сложились предпосылки для развития экологической культуры через представления об экологическом праве и законодательной базе охраны окружающей среды и природопользования.

Помимо этого, в обозначенном выше разделе Стандартов развитие экоцентрического сознания прослеживается в рамках изучения проблемы устойчивого развития человека, общества и природы. Другими словами, формирование исследуемого типа сознания как интегративного личностного качества человека осуществляется в границах отдельных школьных дисциплин, большинство из которых, как показывает анализ, способствует развитию только трех его компонентов – когнитивного, практического и аксиологического. Кроме того, в предметных результатах, равно как и в метапредметных и личностных, эмоциональный компонент не получил достаточного выражения – можно говорить лишь о косвенной форме его представленности. Проблема формирования у учащихся структурных компонентов экоцентрического сознания при изучении отдельных школьных дисциплин отражена в таблице 1.

Таблица 1

Формирование у учащихся различных структурных компонентов

экоцентрического сознания при изучении отдельных школьных
дисциплин в контексте требований ФГОС

Дисциплина Компоненты экоцентричеcкого сознания
когнитивный практический аксиологический эмоциональный
Окружающий мир (1−4-е кл.) + + + -
География (5−11-е кл.) + + + -
Обществознание, право
(5−11-е кл.)
+ + + -
Биология (5−11-е кл.) + + + -
Физика (7−11-е кл.) + + + -
Химия (8−11-е 1 кл.) + + + -
Естествознание (10−11-е кл.) + + + -
Астрономия (11-е кл.) + + + -
Экология (10−11-е кл.) + + + -
Технология (5−9-е кл.) - + - -
Физическая культура
(5−11-е кл.)
- + - -
Основы безопасности жизнедеятельности (5−11-е кл.) - + + -

 

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что формированию экоцентрического сознания способствует изучение разных школьных дисциплин. Данное обстоятельство свидетельствует не только о личностном аспекте обсуждаемого типа сознания, но и о его метапредметной и междисциплинарной характеристике. В этой связи не представляется возможным говорить о возможности выделения каких-либо этапов формирования экоцентрического сознания на базе изучения отдельных дисциплин, но вместе с тем можно предполагать явную возможность его развития у учащихся благодаря изучению конкретных тем и вопросов экоцентрической направленности (например, в школьной географии вопросов, посвященных проблеме устойчивого развития человека и природы, здоровому и безопасному образу жизни и т. п.).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает обсуждение вопроса, касающегося осмысления школьниками иерархической картины мира как одного из важнейших признаков экоцентрического сознания. Анализ требований Стандартов, реализуемых в ходе изучения разных дисциплин, показывает, что в рамках освоения учебного экологического материала в средней школе данное требование не задается, но на старшей ступени обучения получили выражение некоторые предпосылки для его реализации. К их числу относятся знания о целостности географического пространства как иерархии территориальных систем (в географии при углубленном изучении дисциплины); системной организации живой природы (в экологии, а также в биологии при углубленном изучении дисциплины); об атомной (в физике и химии) и молекулярной (в химии и биологии) структуре веществ; о пространственно-временных масштабах Вселенной (в физике, астрономии и естествознании).

Несмотря на сказанное, в обозначенных выше документах формирование понимания иерархической картины мира предпринимается весьма разорванно – какие-либо связи между различными космическими и земными (географическими, биологическими, химическими и физическими) системами и их компонентами, включая человека, в явном виде не получили отражения. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о недостаточном отражении признаков развития осмысления иерархических связей и отношений, существующих в природе в целом – от Вселенной до элементарных частиц (их единства и взаимозависимости), о соподчиненности человека и природы (проявляющейся в двух направлениях от космоса к человеку и от человека к космосу, о роли этой связи, их равноценности и паритетности, а также места человека в мире), задачи формирования этих знаний в средней школе.

Цели, задачи, а вместе с ними и требования к результатам образовательной деятельности учащихся, задаваемые Стандартами, реализуемые в средней школе, соответствуют основным образовательным концепциям, прежде всего Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) [2]. Изучение и анализ формулировок требований рассматриваемой Концепции, задаваемых на личностном и метапредметном уровнях, показывает наличие в них ряда признаков экоцентрического сознания, а именно: ориентации на коэволюцию и устойчивое развитие человека и природы, на здоровый и безопасный образ жизни в соответствии с требованиями экологического и нравственного императивов [2].

Вместе с тем формирование экоцентрического типа сознания в названной Концепции наиболее ярко отражено в требованиях к предметным результатам образования, применяемым в самых разнообразных сферах деятельности – от познавательной до креативной. Руководствуясь основными положениями обсуждаемой Концепции, можно сделать вывод о том, что в ней, хотя явно и не отмечается указание на овладение пониманием иерархической картины мира, однако непосредственно задается формирование экоцентрического сознания на основе двух образовательных моделей – экосистемной познавательной и экоцентрической созидательной для решения ключевых противоречий: ««экоцентризм – эгоцентризм», «потребительство – созидание», «теория – практика», «экологические – нравственные – правовые императивы», «интересы эколо­гические — социальные – экономические»» [2, с. 13].

В анализируемом документе в разделе «Особенности содержания общего экологического образования для устойчивого развития» отмечаются три линии содержания общего экологического образования – «Учусь экологическому мышлению» (основы экологии социоприродных систем), «Учусь управлять собой» (основы экологии человека) и «Учусь действовать» (основы социальной экологии и эколого-проектной деятельности). В содержании одной их них, а именно – в линии «Учусь управлять собой» проводится мысль о том, что научиться управлять природой можно только через связи с собственным внутренним миром, и путем овладения способностью управления им школьники «знакомятся с принципами экологической этики… Рассматриваются противоре­чия экологического сознания, с которыми сталкивается каждый человек в жизни, анализируются примеры их решения. Орга­низуется деятельность по развитию рефлексивно-оценочных действий. Готовность к самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов рассматривается как проявление
социального взросления, гражданственности, законопос­лушности» [2, с. 13]. Обозначенные выше идеи ориентированы не только на овладение экологической культурой, но на формирование интересующего нас типа сознания непосредственно через понимание экологических, нравственных и правовых императивов.

Идеи Стандартов второго поколения отражены и в других нормативных документах. Так, в Фундаментальном ядре содержания основного общего образования и в Примерных основных образовательных программах образовательной организации (начальной, основной и старшей ступеней обучения) в качестве базовых национальных ценностей определяются: семья (здоровье); наука (экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля) [3; 4; 8; 10]. В результате анализа названого документа было выявлено наличие задачи формирования экологической культуры, в том числе и экоцентрического сознания и его компонентов, кроме эмоционального.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на то что личностное осмысление иерархической картины мира (а следовательно, и места человека в нем), самоценности, равноценности и паритетности человека, общества и природы, их коэволюции и ряда других признаков экоцентрического характера в Примерных основных образовательных программах образовательной организации, как и в Стандартах, не получили достаточного отражения, предпосылки для их развития присутствуют в содержании географии, экологии, биологии, химии, физики, астрономии и естествознании. Например, при изучении географии рассматривается иерархия природных (природно-хозяйственных) систем; экологии в биологии – взаимообусловленность уровней организации живой природы, коэволюция живых организмов в природе (на примере развития разных групп живых организмов); физики и химии – атомно-молекулярное строение веществ, физики, астрономии и естествознания – характеристика пространственно-временных масштабов Вселенной. Тем не менее знания о системной организации окружающей действительности, формируемые в контексте изучения обозначенных выше дисциплин, на наш взгляд, не дают четкого представления о единой Всеобщей иерархической картине мира, а свидетельствуют лишь о многообразии систем (космических, географических, биологических, химических, физических) в природе без четкой связи между ними (см. рис.).

В проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, на основе которой были разработаны вышеупомянутые документы, приводится перечень базовых национальных ценностей. В контексте нравственных ценностей, связанных с природой, наряду с понятиями «эволюция», «родная земля», «заповедная природа», «планета Земля», отмечается и «экологическое сознание» [1]. Согласно мнению авторов проекта указанной Концепции, «программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России» [1, с. 22]. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в данном проекте экологическое сознание упоминается, но в нем характер мотивации четко не раскрывается, в связи с чем сложно судить о типовой форме его принадлежности – натурцентрической, антропоцентрической или экоцентрической.

При опоре на требования Стандартов была предпринята разработка концепций отдельных школьных дисциплин, например, Концепция развития географического образования [9]. В частности, ее проект включает в себя четыре раздела. Наибольший интерес для нашего обсуждения вызывает один из них, а именно раздел «Основные направления реализации Концепции», в котором отражены тенденции развития содержания современных курсов географии на разных ступенях обучения – от дошкольного до общего среднего и дополнительного образования. Предполагается, что в проекте анализируемой Концепции на всех ступенях географического образования должны быть отражены требования, задаваемые Стандартами, однако, как показывает анализ, они получили явное выражение лишь на уровне дошкольного и начального общего образования, путем «формирования разнообразных познавательных интересов, основ экологической культуры, понимания правил рационального поведения в природе» [9, с. 7]. На других ступенях образования данное требование реализуется через понимание и осмысление взаимодействия человека и природы, необходимости сохранения окружающей среды и рационального природопользования, построения с природой ценностных отношений для устойчивого развития.

 

  

Отражение компонентов иерархической картины мира
в содержании общего образования

 

Опираясь на результаты анализа нормативных документов, мы можем сделать вывод о том, что формирование у учащихся экоцентрического сознания осуществляется путем развития его трех компонентов – когнитивного, аксиологического и практического, а также некоторых (отдельных) признаков, а именно: эколого-ориентированных знаний, умений и навыков, понимание и личностное осмысление необходимости устойчивого развития человека и природы, здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к природе и др.; во-вторых, других, связанных с ним, компонентов экологической культуры – функциональной экологической грамотности, экологического мышления и экологического поведения. Результаты анализа отражения исследуемой проблемы в нормативной базе общеобразовательной школы представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Отражение структурных компонентов экоцентрического сознания
в нормативных документах общеобразовательной школы

 

документ Компоненты экоцентрического сознания
когнитивный практический аксиологический эмоциональный
ФГОС НОО + + + -
ФГОС ООО + + + -
ФГОС С(П)ОО + + + -
Фундаментальное ядро содержания общего образования + + + -
Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) + + + +
Проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России + + + -
Проект Концепции развития географического образования в России + + + -
Примерная основная образовательная программа образовательной организации (начальное общее образование) + + + -
Примерная основная образовательная программа образовательной организации (основное общее образование) + + + -
Примерная основная образовательная программа образовательной организации (среднее (полное) общее образование) + + + -

   

Итак, формирование у учащихся экоцентрического сознания в нормативных документах общеобразовательной школы не получило четкого выражения. На наш взгляд, для его реализации с целью построения устойчивого развития и ноосферы необходимо более четкое проведение идеи о взаимозависимости человека и природы, иерархической и коэволюционной связи, складывающейся между ними, их равноценности и паритетности, а также развитие у учащихся понимания и осмысления места человека в мире через обращение внимания к своему собственному (личностному) внутреннему миру.

 

Список литературы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2009. – 24 с.
  2. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 2. – С. 4−15.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2010. – 191 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательной организации. Основная школа. – Москва : Просвещение, 2016. – 416 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2017. – 53 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2013. – 48 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2013. – 63 с.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва : Просвещение, 2011. – 79 с.
  9. Концепция развития географического образования в Российской Федерации : Проект. [Электронный ресурс] / Русское географическое общество. – Электрон. дан. – [Москва], 2016. – 14 c. – URL : https://www.rgo.ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0.pdf – (дата обращения 20.02.2019).
  10. Примерная основная образовательная программа среднего (полного) образования [Электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ: Министерство образования и науки Российской Федерации. – Электрон. дан. – [Москва], 2016. – 569 с. – URL : http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf – (дата обращения 20.02.2019).

 



Просмотров: 1629; Скачиваний: 428;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4684