Байбородова, Л. В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ЯРОСЛАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО / Л. В. Байбородова, З. Б. Ефлова, Д. А. Зеленова // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 2 (26). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4726


Выпуск № 2 (26)

Научные события

pdf-версия статьи

УДК 371; 371.145

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ЯРОСЛАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО

Байбородова Людмила Васильевна
доктор педагогических наук
профессор, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», директор института педагогики и психологии, заведующий кафедрой педагогических технологий
(Ярославль, Россия)
lvbai@mail.ru
Ефлова Зинаида Борисовна
кандидат педагогических наук
заведующий лабораторией теории и практики развития сельской школы, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»; исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия
(Петрозаводск, Россия)
zeflova@sampo.ru
Зеленова Дарья Андреевна
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», ассистент кафедры педагогических технологий
(Ярославль, Россия)
pedtechno@mail.ru
Ключевые слова:
научно-практическая конференция
развитие образования в сельской местности
сельская школа
научно-педагогическое сообщество
коллаборация.
Аннотация: представлена общая информация о международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций», состоявшейся 27−30 марта 2019 г. в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Сделан обзор обсуждаемых вопросов и проблем, а также результатов научного мероприятия.
Статья поступила: 08.04.2019; Принята к публикации: 15.05.2019; Размещена в сети: 22.06.2019.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RURAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL CONVENTION IN THE USHINSKY YAROSLAVL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Baiborodova Ludmila V.
Holder of Advanced Degree in Pedagogy, Full Professor at Yaroslavsky State Pedagogical University, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Head of the Chair of Pedagogical Technologies
(Yaroslavl, Russia)
lvbai@mail.ru
Yeflova Zinaida B.
Ph.D in Pedagogy
Head of Laboratory of theory and practice of rural school development at Petrozavodsk State University, Executive Director of Association of Rural Schools of the Republic of Karelia
(Petrozavodsk, Russia)
zeflova@sampo.ru
Zelenova Darya A.
Assistant of the Chair of Pedagogical Technologies at Yaroslavsky State Pedagogical University
(Yaroslavl, Russia)
pedtechno@mail.ru
Keywords:
scientific and practical conference
development of education in rural areas
rural school
scientific and pedagogical community
collaboration.
Abstract: general information about the international scientific-practical conference «Problems and prospects of development of rural educational organizations», held in March 27−30, 2019 in Yaroslavl on the basis of the Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University is presented. An overview of the issues and problems under discussion as well as the results of a scientific event is given.
Paper submitted on: 04/08/2019; Accepted on: 05/15/2019; Published online on: 06/22/2019.

Сельские школы составляют более половины всех школ России, в некоторых регионах их число достигает 70‒80 %. Наибольшее количество сельских школ функционирует в 7 субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан (1233), Башкортостан (934), Татарстан (884), Краснодарский (826) и Алтайский (623) края, Ростовская (733) и Оренбургская (675) области. Более половины сельских школ (а в ряде регионов до 70 %) малокомплектные, где обучение и воспитание организуется в разновозрастных группах [4; 5].

Современная сельская школа – сложное социально-педагогическое явление, у нее свои особые образовательные и воспитательные проблемы, свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при организации педагогического процесса. Этим объясняется специальное внимание ученых и практиков к различным аспектам развития сельских образовательных организаций на научно-практических конференциях, проводимых в различных регионах России.

Конференции, посвященные проблематике сельской школы, проводятся на ярославской земле ежегодно с 1995 г. В 2019 г. впервые традиционное мероприятие приобрело международный статус. Организаторами международной научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций» выступили: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Департамент образования Ярославской области, ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ, Ярославская региональная общественная организация «Лидеры сельских школ».

 

 

 

 

Цель конференции: анализ актуальных проблем развития сельских образовательных организаций России и зарубежных государств, определение путей развития образования на селе в условиях реализации Национального проекта «Образование».

Конференция собрала 367 педагогов из восемнадцати регионов России (Башкортостан, Бурятия, Великий Новгород, Вологодская область, Дагестан, Ивановская область, Карелия, Кировская область, Костромская область, Москва, Нижегородская область, Орловская область, Пермский край, Псковская область, Тверская область, Томская область, Удмуртия, Ярославская область), а также Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан. Наибольшее число участников было из Ярославской области (16 муниципальных районов), активное участие в конференции приняли многочисленные делегации Карелии (10 преподавателей вуза и педагогов сельских школ – инновационных площадок лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ), Вологодской, Костромской, Ивановской областей.

На пленарном заседании представительного форума презентовали доклады: П. Е. Кондрашов, руководитель аппарата комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию и науке – обозначил государственные приоритеты образовательной политики в условиях сельских территорий; С. В. Астафьева, первый заместитель директора Департамента образования Ярославской области – определила проблемы и перспективы сельских образовательных организаций Ярославской области в условиях реализации Национального проекта «Образование»; М. В. Груздев, ректор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, доктор педагогических наук – обратил внимание на актуальные вызовы современного состояния образования на сельской территории, предложил перспективные решения проблем, связанных с обеспечением сельских образовательных организаций кадрами; Л. В. Байбородова, директор института педагогики и психологии, руководитель межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» и Научного центра РАО при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор – охарактеризовала особенности современных сельских образовательных организаций, очертила круг задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой в реализации идей Национального проекта «Образование».

На конференции были широко представлены опыт и инновационные решения проблем сельской школы в Ярославской области. Так, проректор Ярославского института развития образования, кандидат педагогических наук А. Н. Смирнова рассказала об инновационной деятельности как факторе развития сельских образовательных организаций и об актуальных проектах, инновационных региональных площадках и общественных инициативах в сфере образования в сельской местности.

Актуальные проблемы воспитания и образования детей и молодежи на селе отразил М. И. Рожков, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктор педагогических наук, поставив акценты на педагогическом сопровождении саморазвития и самореализации сельских школьников. Особенности персонифицированного подхода в воспитании сельских школьников, понятия «персона», «персонифицированный подход» стали предметом анализа и выступления Е. Н. Степанова, заведующего кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО, доктора педагогических наук.

Прозвучали доклады, обращенные к проблеме подготовки кадров для сельских образовательных организаций. Л. П. Гирфанова, заведующий лаборато­рией «Современные проблемы сельской школы», доцент кафедры педагогики, исполнительный директор кафедры ЮНЕСКО БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук предложила систему подготовки полифункционального педагога для современной сельской школы, представила модель такой подготовки, обосновала необходимость функционирования в вузе системы центров развития компетенций сельских педагогов. Профессиональное развитие кадров сельских образовательных организаций в системе непрерывного педагогического образования на примере Республики Беларусь рассмотрела Т. А. Ковальчук, заведующий кафедрой педагогики Брестского университета имени А. С. Пушкина, кандидат педагогических наук.

Обсуждение продолжалось на заседаниях пяти малых пленумов по направлениям, определяемым Национальным проектом «Образование» [3]:

  1. Сельская школа – пространство модернизации содержания и образовательных технологий.
  2. Сельская школа – пространство равных возможностей для каждого ребенка.
  3. Сельская школа – пространство партнерства и сотрудничества.
  4. Сельская школа – пространство профессионального развития сельского педагога.
  5. Сельская школа – территория общественных инициатив.

Проблематика конференции получила дальнейшее развитие на секционных заседаниях [1], «круглых столах». В ходе состоявшегося обсуждения обозначенных направлений развития сельских образовательных организаций были отмечены следующие положительные тенденции:

‒ демократизация характера взаимодействия субъектов образовательного процесса в образовательных организациях всех типов;

‒ использование педагогами современных образовательных технологий, обеспечивающих эффективные образовательные результаты в сельских образовательных организациях;

‒ повышение включенности родителей в процесс образования в сельских образовательных организациях;

‒ наличие и активное использование большого количества разнообразных педагогических средств, обеспечивающих повышение доступности дополнительного образования в сельской образовательной организации;

‒ реализация новых методов, технологий воспитания с целью успешной социализации сельских школьников;

‒ разработка новых средств для создания образовательной среды, которая будет развивать проектную и учебно-исследовательскую деятельность в сельской школе;

‒ повышение общественного интереса к вопросам развития сельских образовательных организаций;

‒ развитие тенденции к осуществлению индивидуализации образовательного процесса.

В то же время участниками конференции был выделен ряд проблем, требующих решения:

‒ неготовность сельских образовательных организаций реализовывать требования современных нормативных документов на практике;

‒ недостаточность ресурсов для развития цифровой образовательной среды в сельской школе, неготовность сельских педагогов работать в условиях цифровизации;

‒ относительно невысокий уровень мотивации сельских педагогов к профессиональному развитию; противодействие инновационным процессам со стороны ряда педагогических работников;

‒ трудности в организации обучения в разновозрастной группе; трудности в обеспечении индивидуализации образовательного процесса обучающихся;

‒ недостаточно полное использование возможностей изучаемого материала для решения проблем развития сельских образовательных организаций;

‒ неподготовленность молодых кадров к работе в условиях сельских образовательных организаций; несоответствие системы подготовки будущих педагогов реалиям современной сельской школы и организаций дополнительного образования детей на селе;

‒ недостаточный уровень интеграции теории и практики образования на сельской территории.

Большой интерес у участников вызвали мастер-классы на базе шести образовательных организаций Ярославля и Ярославской области и семь мастер-классов, которые были организованы на базе института педагогики и психологии ЯГПУ.

В рамках конференции проведено заседание межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы», входящей в структуру Научного центра Российской академии образования, созданного при ЯГПУ. Цель лаборатории ‒ интеграция научных и кадровых ресурсов ближайших регионов России, объединение усилий ученых, методистов, представителей управления образованием в обеспечении научно-методической и учебно-методической поддержки образования детского и взрослого населения в сельской местности, содействие в создании условий для успешного социального и профессионального становления молодого поколения на селе. В состав лаборатории входят представители Ярославской, Кировской, Костромской, Ивановской областей, Республики Карелия (лаборатория теории и практики развития сельской школы ПетрГУ). Выразили желание включиться в работу лаборатории ученые Нижегородской, Орловской, Томской, Вологодской областей, Дагестана, Башкортостана. На заседании лаборатории обсуждены темы совместных научных исследований, коллабораций и проектов, потенциальные заявки на конкурсы и гранты, проведение дальнейших конференций по проблемам сельских образовательных организаций, формы взаимодействия ученых и практиков.

Содержание обсуждаемых вопросов представлено в сборнике «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций», в котором опубликованы 102 научные статьи ученых, методистов, практических работников [1].

Очевидным результатом работы конференции можно считать:

‒ рождение новых и перспективных идей, которые направлены на реализацию Национального проекта «Образование», помогут повысить качество профессиональной деятельности сельских педагогов, будут стимулировать инновационные процессы в регионах;

‒ активизация исследовательской деятельности педагогических работников вузов, педагогов сельских школ и организаций дополнительного образования детей по разработке новых научно-методических материалов и созданию инновационных продуктов в русле обозначенных на  конференции проблем;

‒ объединение усилий представителей науки и практиков в решении проблем развития сельских образовательных организаций;

‒ укрепление связей между педагогами сельских образовательных организаций, развитие сотрудничества сельских образовательных организаций различных регионов России и стран СНГ;

‒ заинтересованность участников во внедрении представленных педагогических идей и внедренного в ходе работы конференции опыта в практику сельских образовательных организаций различных регионов России и зарубежья.

Международную научно-практическую конференцию в Ярославле можно рассматривать как продвижение и разворачивание научных дискуссий и обмена опытом, состоявшихся на Всероссийском научно-практическом форуме «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции» в октябре 2018 г. в Республике Карелия [2]. Преемственность в проблематике сельской школы и непрерывность в работе формирующегося научно-педагогического сообщества призвано обеспечить следующее научно-практическое мероприятие, запланированное к проведению в Нижегородской области в октябре 2019 г. Его организаторами заявлены Арзамасский филиал Нижегородского университета и образовательные организации Перевозского муниципального района Нижегородской области.

В Ярославле же участники конференции в очередной раз убедились в том, что сельская школа ‒ это духовно-нравственные истоки и надежда России. Они выразили уверенность в необходимости сохранения и поддержки сельских образовательных организаций, повышения ее статуса и защиты.

Список литературы

  1. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций : материалы международной научно-практической конференции [28−30 марта 2019 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2019. – 556 с.
  2. Ефлова, З. Б. По итогам Всероссийского научно-практического форума «Социально-педагогические технологии и образовании: актуальность, перспективы и тенденции» в Республике Карелия // Непрерывное образование: XXI век. − 2018. ‒ Вып. 4 (24). ‒ DOI : 10.15393/j5.art.2018.4328. − URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4328. − (дата обращения 08.04.2019).
  3. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://mineco04.ru/natsionalnye-proekty/obrazovanie/index.php?sphrase_id=4082 − (дата обращения 08.04.2019).
  4. Синюгина, Т. Ю., зам. министра образования и науки РФ. Выступление на парламентских слушаниях «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации» в Совете Федерации 5 апреля 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://council.gov.ru/events/news/91338/ ‒ (дата обращения 08.04.2019).
  5. Синюгина, Т. Ю., зам. министра образования и науки РФ. Выступление на «круглом столе» на тему «Об исполнении рекомендаций парламентских слушаний “О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации”» в Совете Федерации 27 апреля 2019 года. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://council.gov.ru/events/news/103144/ ‒ (дата обращения 08.04.2019).


Просмотров: 1628; Скачиваний: 430;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4726