Терюшкова, Ю. Ю. КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 3 (27). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.5027


Выпуск № 3 (27)

Рынок труда и непрерывное образование

pdf-версия статьи

УДК 159.9.072.43

КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Терюшкова Юлия Юрьевна
кандидат психологических наук
старший преподаватель кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета
(г. Петрозаводск, Россия)
t7i@mail.ru
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение
карьерные ориентации
образ карьеры
готовность к профессиональному самоопределению
тренинг по карьерообразованию.
Аннотация: статья посвящена проблеме преемственности образования вуз ‒профессиональная деятельность. Рассмотрены толкования понятий профессиональное самоопределение в системе личностного развития, образ карьеры через формирование карьерных представлений у студентов вуза. Проанализированы современные вопросы карьерообразования на ступени высшего образования, показана высокая значимость расширения исследований в данной сфере. Указаны основные причины нереалистичных представлений о развитии карьеры после окончания вуза. В качестве одной из основных причин рассматривается низкий уровень профессионального самоопределения при поступлении на выбранную специальность. В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения студентов с разным профилем подготовки. Основное место занимает исследование образа карьеры обучающихся третьих курсов с разным уровнем профессионального самоопределения. Полученные результаты исследования демонстрируют важность создания системы непрерывного образования по становлению профессионального самоопределения на всех ступенях обучения.
Статья поступила: 07.08.2019; Принята к публикации: 02.09.2019; Размещена в сети: 25.09.2019.

CAREER REPRESENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Teryushkova Yulia Y.
(Petrozavodsk, Russia)
t7i@mail.ru
Keywords:
professional self-determination
career orientation
career image
readiness for professional self-determination
training on career formation.
Abstract: the article describes the problem of the continuity between a university and professional activities. Such concepts as professional self-determination in the system of personal development, the image of a career through the formation of a university student career representations are studied. The modern issues of career formation at the stage of higher professional education are analyzed, the high importance of expanding research in this area is shown. The main reasons for unrealistic ideas about career development after graduation are indicated. One of the main reasons is the low level of professional self-determination upon admission to the chosen specialty. The article presents the results of a study of professional self-determination for students with different training profiles. The main place takes the study of the career image of third-year students with different levels of professional self-determination. The results of the study demonstrate the importance of creating a continuing education system for the establishment of professional self-determination at all levels of education.
Paper submitted on: 07.08.2019; Accepted on: 02.09.2019; Published online on: 25.09.2019.

Система современного высшего образования находится в постоянном развитии. Преобразования касаются программ обучения, методов и техник преподавания, требований к молодым специалистам и процесса построения профессионального пути. Все большее значение приобретает принцип непрерывности образования на всех этапах обучения. В работах А. П. Сманцера преемственность рассматривается как важнейший процесс перехода от количественных изменений в качественные на каждой ступени образования, определяя саморазвитие каждого обучающегося [8]. Достаточно полно представлена система преемственности образования от детского сада к школе, все больше появляется работ, посвященных  гармоничному переходу от школы в профессиональное учебное заведение, но недостаточно освещенным остается вопрос готовности к планированию и реализации карьерного плана студентов старших курсов [5; 10]. При окончании вуза выпускник сталкивается с такими проблемами, как быстрые изменения на рынке труда, рост требований к уровню компетенций выпускника, наличие профессионального стажа и высокого уровня обучаемости современного профессионала. Все это может стать серьезной преградой в успешном построении карьеры молодого специалиста, вести к отказу от реализации профессиональных знаний и умений, увеличению периода профессионального самоопределения [2; 7].  Все большее развитие получает концепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни). Быстрые изменения, высокий уровень конкуренции требуют от современных людей постоянного повышения квалификации, расширения знаний в мире информации, владения пограничными или близкими специальностями.

На наш взгляд, важно разделить понятия «профессиональное самоопределение» и «карьерные ориентации». Первое из них достаточно подробно рассмотрено в работах отечественных (Е. А. Климов, И. С. Кон, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова) и зарубежных исследователей (Ф. Парсонс, А. Маслоу, С. Фукуяма, Д. Сьюпер, M. P. Гинзбург) [11; 12]. В настоящий момент проблема становления профессионального самоопределения реализуется в концепции «конструирования своей жизни». Так, профессиональное самоопределение – это сложный динамический процесс, который  является частью самоопределения личности, начинается в раннем детстве в процессе ролевой игры,  достигая осознанности к ранней юности через понимание личностного смысла при выборе и освоении будущей профессии. По мнению некоторых исследователей, к ранней юности возникает лишь готовность к профессиональному самоопределению, а собственно профессиональный выбор происходит ближе к 20‒25 годам [3; 6].  Таким образом, современный вуз сегодня получает не самоопределившихся профессионально студентов, что становится проблемой в процессе обучения как для самих студентов, так и преподавателей, а в дальнейшем и работодателей.

Второе понятие также рассматривается в психологической науке. Большинство работ посвящено изучению карьерных целей (А. Д. Кибанов, А. С. Гусева); исследованию факторов, которые определяют успешность карьеры (P. Lambing,  J. A. Clauzen, J. Hunt, А. А. Деркач, М. В. Сафонова), а также пониманию возможностей управления карьерой персонала (А. Д. Кибанов, И. Д. Ладанов). Но, несмотря на видимое многообразие исследований, посвященных начальным этапам развития карьерных ориентаций у студентов вузов, недостаточно. Рассмотрение отдельных вопросов формирования образа карьеры мы находим в работах С. Т. Джанерьян, Н. Л. Кирт, О. Л. Поминовой, Д. А. Ткач, А. В. Тышковского [12]. В нашем исследовании «карьерные ориентации» мы понимаем как конкретные профессиональные представления, некий динамический образ, который реализуется в построении планируемых должностей, выборе места работы с целью реализации карьерных замыслов. Исходя из результатов исследования процесса обучения в университете и собственного исследования, именно 3-й курс становится определяющим для формирования карьерных представлений  у будущих выпускников [1; 7; 9]. Середина обучения – это период выбора специализации, приобретения более четких представлений о получаемой профессии, готовности пробовать себя в реальной трудовой деятельности. На наш взгляд, организация карьерообразующей среды именно в данный период позволит студентам с низким и средним уровнями профессионального самоопределения сделать сам процесс более осознанным, рефлексивным, а студентам с высоким уровнем – приобрести уверенность и сформировать эффективный образ карьеры.

Принимая во внимание имеющиеся в психолого-педагогической литературе исследования, посвященные формированию профессионального самоопределения и карьерных ориентаций (И. А. Панкратова, Е. Г. Молл и др.), целью нашего  эмпирического исследования стало изучение образа карьеры у студентов с разным уровнем профессионального самоопределения.

Для изучения уровня профессионального самоопределения использовались следующие методы:

  • модифицированная анкета профессионального самоопределения, целью которой является определение уровня профессионального самоопределения (низкого, среднего, высокого);
  • беседа с целью выявления уровня удовлетворенности выбранным направлением обучения.

Для изучения карьерных ориентаций использовались:

  1. Опросник «Мотивации к карьере» (разработан  А. Ноэ,  Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптирован Е. А. Могилевкиным), целью которого является определение того, насколько испытуемый может быть мотивирован карьерными перспективами и насколько использование перспектив служебного роста именно для него целесообразно [4].
  2. Опросник «Якоря карьеры» (разработан Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова), цель которого − диагностика индивидуальной иерархии карьерных ориентаций студентов [4].
  3. Эссе «Моя жизнь через 10 лет», цель ‒ диагностика уровня осознанности карьерных ориентаций.

В исследовании приняли участие 180 студентов 3-х курсов разных направлений подготовки Института лесных, горных и строительных наук, Института биологии, экологии и агротехнологий, Института экономики и права.

По результатам исследования уровня профессионального самоопределения было выявлено, что  50 % обучающихся имеют высокий уровень профессионального самоопределения (группа 1). Их профессиональный выбор является осознанным, они демонстрируют высокий и средний уровни обучения, хорошую успеваемость, понимают сферу профессиональной деятельности, перспективы профессионального роста. 20 % испытуемых демонстрируют средний уровень профессионального самоопределения (группа 2). Они относительно принимают свой профессиональный выбор, считают, что это  «частично вынужденный выбор», не видят себя в дальнейшей трудовой деятельности по профилю обучения. Выбор направления образования был сделан либо по «рекомендациям родителей», либо по «остаточному принципу», либо «никуда больше не смог поступить». Оставшиеся 30 % респондентов показали низкий уровень профессионального самоопределения, что выражается в частичном или полном непонимании своих профессиональных предпочтений, способностей и интересов, отсутствии интереса к будущей профессиональной деятельности, низком уровне удовлетворенности обучением  (группа 3).

Основным маркером свершившегося профессионального самоопределения должна стать реалистичная картина будущей профессии, высокий и средний уровни мотивации к карьере. С помощью методики «Мотивации к карьере» разработанной А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптированной Е. А. Могилевкиным, были выявлены уровни карьерной мотивации в трех группах респондентов (табл. 1).

Таблица 1

Показатели мотивации к карьере в трех группах (в %)

 

Уровни мотивации Интуиция Причастность Устойчивость
Обучающиеся с высоким уровнем профессионального самоопределения
 (90 человек)
Высокий  66 57 67
Средний  22 31 18
Низкий 12 12 15
Обучающиеся со средним уровнем профессионального самоопределения
(35 человек)
Высокий 8 0 17
Средний 49 60 38
Низкий 43 40 45
Обучающиеся с низким уровнем профессионального самоопределения
(55 человек)
Высокий 0 0 18
Средний 29 16 13
Низкий 71 84 69

 

Респонденты первой группы демонстрируют преимущественно высокие показатели карьерной мотивации. Это говорит о том, что обучающиеся уже на третьем курсе реально оценивают свои карьерные перспективы, опираются если не на осознанное, то на интуитивное понимание своих сильных и слабых сторон в отношении профессионального и должностного продвижения. Также они хорошо осознают  свою роль в организации, высокий уровень самоотдачи для достижения профессионального результата. Вероятнее всего, им свойственно осознанное и высокомотивированное обучение в вузе. Респонденты со средним уровнем профессионального самоопределения демонстрируют средний или низкий уровни карьерной мотивации, что свидетельствует о слабой осознанности продвижения по карьерной лестнице, высоком уровне неуверенности в своих способностях, отсутствии интереса работать в команде для достижения профессиональных успехов. Наименьший уровень интереса к собственной карьере выявлен в третьей группе респондентов с низким уровнем профессионального самоопределения. Так, им непонятно либо неинтересно построение карьеры по выбранной специальности, они не готовы тратить собственные ресурсы на ту профессиональную деятельность, которой они обучаются. Эти тенденции отражаются и на учебной деятельности: студенты менее склонны проявлять инициативу, недостаточно настойчивы в разрешении проблем, тормозящих их профессиональный и должностной рост.

Похожие результаты показало исследование иерархии карьерных ориентаций в трех группах (табл. 2).

Таблица 2

Ранговые показатели иерархии карьерных ориентаций в трех группах

 

Карьерные ориентация Рейтинг
Группа 1 Группа 2 Группа 3
Управление 4 7 9
Профессиональная компетентность 1 6 6
Предпринимательство 7 8 1
Вызов 5 9 7
Автономия 6 1 2
Стабильность работы 2 5 8
Стабильность места жительства 8 2 4
Служение 3 4 3
Интеграция стилей жизни 9 3 5

 

Как видно из результатов таблицы 2, среди карьерных представлений обучающихся с высоким уровнем профессионального самоопределения первые места занимают такие ценности, как профессиональная компетентность, стабильность работы и служение. Это свидетельствует о высокой заинтересованности респондентов в становлении профессионалами, интересе к карьерной лестнице, готовности жертвовать собственным временем и силами в достижении карьерных целей. Во второй и третьей группах эти ориентации оказались на последних позициях. Респонденты при построении карьеры больше ориентированы на независимость и автономию, предпринимательство и интеграцию стилей жизни, т. е. высокий уровень потребности в независимости от конкретного места работы, возможность иметь собственное дело, не тратить много сил только на карьеру. Так, в группе 3 обучающиеся на первое место поставили предпринимательство, что говорит о желании создавать свое, новое,  им свойствен высокий уровень готовности к риску. Собственное дело для них ‒ возможность продолжения самих себя, они вкладывают в него душу. На наш взгляд, высокий уровень профессионального самоопределения стимулирует обучающихся уже в процессе получения высшего образования строить более реалистичный, четкий образ собственной карьеры, а также более осознанно изучать учебные дисциплины.

Результаты эссе «Моя жизнь через 10 лет» вполне согласуются с этими данными (табл. 3).

Таблица 3

Категории представлений о своем будущем в трех группах.

(количество выборов, %)

 

Категории представлений Группа 1 Группа 2 Группа 3
Хорошая работа 90 40 20
Высокая заработная плата 70 30 30
Наличие семьи 60 70 50
Высокая должность 70 20 10
Собственный дом 60 30 50
Ежегодные путешествия 20 40 60
Возможность заниматься любимым делом 60 40 40
Собственный бизнес 10 50 40
Общение с друзьями 70 60 80
Саморазвитие 80 50 40
Жизнь с родителями 0 10 30
Отсутствие второй половинки 0 0 50
Жизнь не представляет интереса 0 0 40

 

Из данных таблицы видно, что обучающиеся с высоким уровнем профессионального самоопределения имеют позитивный уровень будущего, ориентированы на наличие постоянной интересной работы, готовы к самосовершенствованию и профессиональному росту, видят свой должностной рост. Также в этой группе не было выделено негативных характеристик будущего. В группе 2 имеются существенные отличия от группы 1. Респонденты больше ориентированы на создание семьи, путешествия, общение с друзьями, меньше видят себя в будущем успешными людьми в профессии, не заинтересованы в повышении по карьерной лестнице. Результаты в группе 3 близки к результатам респондентов второй группы. Важным является появление негативных характеристик в образе будущего. Половина обучающихся с низким уровнем профессионального самоопределения видят свое будущее рядом с родителями, без интересных событий в жизни, без близкого человека рядом, также они редко пишут о хорошей и стабильной работе, профессиональном развитии. На наш взгляд, правильный выбор будущей профессии, высокий уровень профессионального самоопределения не только позволяют сделать процесс обучения более интересным, осознанным и мотивированным на построение позитивного образа карьеры будущего выпускника вуза, но также влияют на образ будущего в целом.

Исходя из результатов нашего исследования, становится понятным важность развития непрерывной системы профессионального самоопределения на всех ступенях обучения. Но даже при правильном выборе дальнейшего профессионального пути после получения среднего образования выпускники часто лишены возможности продолжить обучение по предпочитаемому профилю, вынуждены поступать туда, куда хватило баллов, рекомендовали родители, позволяют социально-экономические условия. На наш взгляд, решением проблем студентов со средним и низким уровнями профессионального самоопределения должен стать тренинг «Проектная деятельность как основа развития профессионального самоопределения», целью которого становится развитие представлений о карьере, формирование уверенности в профессиональном выборе, отработка коммуникативных навыков  будущего профессионала. Для студентов с высоким уровнем профессионального самоопределения данный тренинг может стать первой ступенькой в начале карьеры, повысить уверенность в своих силах, создать необходимые карьерные связи. Обучающимся со средним и низким уровнями профессионального самоопределения тренинг должен помочь повысить планку осознания своего профессионального выбора, раскрыть дополнительные возможности получения выбранной специальности, возможно, изменить уровень учебной мотивации. Данная дисциплина введена в Петрозаводском государственном университете с 2017 г. Программа тренинга проходит апробацию на разных курсах в трех институтах. Результаты эффективности тренинга будут представлены в следующих научных публикациях.

 

Список литературы

  1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора : учеб. пособие / Н. В. Борисова. ‒ Москва, 2000. ‒ 146 с.
  2. Жуина, Д. В. Особенности формирования карьерного образа студентов педагогического вуза / Д. В. Жуина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ‒ С. 82−85. 
  3. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. ‒ 1997. ‒ Т. 18. ‒ № 6. ‒ С. 35‒44.
  4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Москва : Изд. дом «Академия», 2004. ‒ 304с.
  5. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. ‒ Москва : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. ‒ 560 с.
  6. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. ‒ Москва: Издательство Московского психолого-социального института,  2002. ‒ 400 с.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете : монография / Т. А. Бабакова, Е. А. Раевская, А. С. Сухоруков, Ю. Ю. Терюшкова ; под ред. Т. А. Бабаковой. −  Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2015. ‒ 100 с.
  8. Сманцер, А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. ‒ Минск : БГУ, 2011. – 289 с.
  9. Терюшкова, Ю. Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации     к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья / Ю. Ю. Терюшкова // Социальная психология и общество. ‒ 2015. ‒ № 4. ‒ С. 150‒160.
  10. Холмогорова, Е. И. Преемственность школа − вуз в области информатики / Е. И. Холмогорова // Гуманитарный вектор. Сер. «Педагогика, психология». ‒ 2014. ‒ № 1 (37). ‒ С. 61−64.
  11. Чистякова, С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи / С. Н. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. ‒ Омск, 1993. ‒ 150 с.
  12. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. ‒ Москва : Педагогика, 1981. ‒ 95 с.

 



Просмотров: 2213; Скачиваний: 492;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5027