Островерхая, И. В. АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЦЕПОЧКА», РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / И. В. Островерхая, Н. В. Андреева // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 4 (28). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.5149


Выпуск № 4 (28)

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 372.881.111.1

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ЦЕПОЧКА», РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Островерхая Ирина Владимировна
кандидат филологических наук
доцент Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
(Калининград, Россия)
iostroverkhaya@kantiana.ru
Андреева Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент
директор Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
(Калининград, Россия)
nandreeva@kantiana.ru
Ключевые слова:
социально-психологическая адаптация
учебная адаптация
профессиональная адаптация
социокультурная адаптация
дезадаптированность
индикаторы потребности в адаптации
активная позиция обучающихся в образовательном процессе.
Аннотация: в процессе непрерывного образования проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении является определенным вызовом для обучающихся, в связи с чем оптимизация педагогического сопровождения адаптационного процесса остается неизменно актуальной. Цель настоящего исследования заключается в изучении адаптационных возможностей педагогического приема «цепочка», пошагово реализуемого в рамках дисциплины «английский язык» на нелингвистических специальностях в течение первого месяца обучения студентов в вузе. В статье представлены результаты пилотного исследования, проведенного на базе Института живых систем Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в сентябре 2018 г. На основании данных, полученных в ходе анкетирования пилотного контингента первокурсников, отмечается, что педагогический прием «цепочка» способствует вузовской социально-психологической адаптации (адаптация к одногруппникам и адаптация к преподавателю) и учебной адаптации (адаптация к актуальным форматам учебной деятельности).
Статья поступила: 04.09.2019; Принята к публикации: 15.11.2019; Размещена в сети: 25.12.2019.

ADAPTATION POSSIBILITIES OF THE «CHAIN» INSTRUCTIONAL TECHNIQUE REALIZED THROUGH TEACHING ENGLISH AT NON-LINGUSTIC UNIVERSITY

Ostroverkhaia Irina
Ph.D in Philology
Associate professor of the Center of Foreign Languages of Immanuel Kant Baltic Federal University
(Kaliningrad, Russia)
iostroverkhaya@kantiana.ru
Andreeva Natalya
PhD in Pedagogy
Associate professor of the Center of Foreign Languages of Immanuel Kant Baltic Federal University
(Kaliningrad, Russia)
nandreeva@kantiana.ru
Keywords:
social-psychological adaptation
educational adaptation
professional adaptation
sociocultural adaptation
maladaptation
indicators of the need for adaptation
learners’ active position in education.
Abstract: in In lifelong learning, the problem of first-year students’ adaptation to university studies proves to be a certain challenge to learners, therefore the facilitation of adaptation remains particularly urgent. The purpose of the current study is to investigate the adaptation possibilities of the «Chain» instructional technique which is step-by-step implemented in teaching English to non-linguistic students during the first month of their university studies. The article presents the results of a pilot study conducted at the Institute of Living Systems of Immanuel Kant Baltic Federal University in September 2018. The survey conducted among the pilot group of the first-year students made it possible to conclude that the «Chain» instructional technique contributes to the university social-psychological adaptation (the adaptation to classmates and adaptation to the teacher) and the educational adaptation (the adaptation to essential formats of learning activities).
Paper submitted on: 04.09.2019; Accepted on: 15.11.2019; Published online on: 25.12.2019.

В процессе непрерывного образования поступление выпускников общеобразовательной школы в высшее учебное заведение является «одним из переломных моментов» в их жизни [5, с. 1]. В период обучения в вузе совершаются «кардинальные перемены» в жизни вчерашних школьников [8, с. 47], «привычный уклад учебного процесса кардинально меняется» [6, с. 5], происходит их «личностное и профессиональное становление» [2, с. 33].

Став студентом, человек сталкивается с задачей адаптации к среде выбранного им учебного заведения. Основными видами вузовской адаптации являются: учебная адаптация (адаптация к формату вузовского обучения); социально-психологическая адаптация (адаптация к формату межличностных отношений в вузе); социокультурная адаптация (адаптация к формату региона, в котором находится выбранный студентом вуз); профессиональная адаптация (адаптация к формату выбранной профессии) [7, с. 111]. Педагогическое сообщество единодушно в том, что адаптация является чрезвычайно сложным процессом, поскольку первокурсникам «приходится отказываться от привычных паттернов поведения, преодолевать разнообразные учебные, профессиональные затруднения, сложности коммуникации» [4, с. 64], осваивать «новые способы познавательной деятельности» и формировать «определенные типы и формы межличностных связей и отношений» [12, с. 12]. Скорость адаптации студентов к вузовской образовательной модели в значительной степени влияет на «успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности профессиональным выбором и, в конечном счете, на эффективность функционирования системы высшего образования» [7, с. 110].

Проводимые учеными практические исследования вопросов адаптации выявляют «достаточно высокий уровень дезадаптированности первокурсников» [1, с. 2], в связи с чем вузы сталкиваются с необходимостью эффективного «управления процессом адаптации студентов-первокурсников» [9, с. 2].

«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса» [2, с. 36] может и должно способствовать сохранению контингента первокурсников, что является одним из важнейших условий сохранения конкурентоспособности вуза [9, с. 2], а также условием преодоления повышенной напряженности и стрессовости вузовской фазы процесса непрерывного обучения. Анализ исследовательской литературы показывает, что основными направлениями деятельности вузов по оптимизации процесса адаптации студентов являются:

  • учебно-педагогическая деятельность [4; 8; 11; 13];
  • воспитательная деятельность [3; 6; 7; 11];
  • внеучебная деятельность [5; 7; 12];
  • деятельность студенческого самоуправления [8; 10];
  • деятельность по организации самостоятельной работы первокурсников [1; 6; 8];
  • деятельность по оказанию первокурсникам индивидуальной психологической помощи [2; 3; 10];
  • деятельность по сохранению здоровья первокурсников [4].

Работы Т. А. Бабаковой [1], Т. В. Гудковой [2], Е. А. Киреевой [2], И. В. Дрегля [3], М. М. Конколь [4], О. В. Морозовой [5], Э. А. Овчаренкова [6], С. В. Паниной [7], И. С. Хохоловой [7], М. В. Раднаевой [8], Ю. В. Шибановой [8], Е. А. Раевской [9], Ю. Ю. Терюшковой [10], В. М. Токар [11], А. М. Насретдинова [11], А. Г. Тулегеновой [12], М. Г. Федотовой [13] и А. Г. Дмитриевой [13], посвященные решению проблемы адаптации первокурсников к условиям вузовской среды, составили теоретическую базу настоящего исследования, основная цель которого заключается в изучении адаптационных возможностей педагогического приема «цепочка», разработанного преподавателями Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) и реализуемого в рамках дисциплины «английский язык» на нелингвистических специальностях в течение первого месяца обучения студентов в вузе.

Методика реализации педагогического приема «цепочка». Методика реализации педагогического приема «цепочка» представлена в таблице 1. Как видно из таблицы 1, в качестве альтернативы традиционному выступлению с рассказом о себе («About myself») обучающимся предлагается сценарий, в котором они самостоятельно составляют общий перечень вопросов, адресованных друг другу; интервьюируют одногруппников; обсуждают информацию, которой они хотели бы поделиться со всеми своими одногруппниками; разрабатывают электронную презентацию; представляют результаты проделанной работы на мероприятии «Фестиваль друзей»; обсуждают представленные работы.

 

Таблица 1

Методика реализации педагогического приема «цепочка»

 

Педагогический прием «цепочка»
Цель: оптимизация процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе
Задачи:

-   установление контакта обучающихся друг с другом;

-   развитие навыков командной работы;

-   развитие презентационных навыков: навыков подготовки электронной презентации и навыков устного выступления

Шаг Содержание
Шаг 1 Формирование банка вопросов: каждый студент составляет по 2 вопроса, адресованных своим одногруппникам
Шаг 2 Интервью: в парах или тройках студенты интервьюируют друг друга по вопросам из общего банка вопросов и фиксируют полученные ответы в письменной форме
Шаг 3 Подготовка к «Фестивалю друзей»:каждый студент разрабатывает электронную презентацию «Ten facts about …» о проинтервьюированном одногруппнике.

Обязательно условие: на слайды выносится только та информация, поделиться которой со всеми согласен сам человек

Шаг 4 «Фестиваль друзей»: каждый студент устно представляет подготовленную презентацию о своем одногруппнике
Шаг 5 Рефлексия: каждый студент принимает участие в обсуждении представленных работ

 

Пилотная группа. Настоящее исследование осуществлялось на базе Института живых систем БФУ им. И. Канта (г. Калининград). Пилотную группу составили 3 подгруппы студентов-первокурсников направлений «Биология» и «Химия», поступивших на программы академического бакалавриата в 2018 г. Общая численность пилотного контингента составила 45 человек, из которых сформировались три рабочие подгруппы: I подгруппа (14 человек), II подгруппа (15 человек), III подгруппа (16 человек).

Методика исследования. Основными методами исследования адаптационных возможностей приема «цепочка» явились анкетирование участников пилотной группы, контент-анализ содержания вопросов, заданных студентами, а также анализ частотности вопросов, ответы на которые были выбраны студентами для представления в итоговой презентации.

Анкетирование проводилось в два этапа. Первый этап анкетирования состоялся после завершения мероприятия «Фестиваль друзей». Анкета включала следующие вопросы:

  1. Как Вы оцениваете возможности приема «цепочка» в установлении контакта со своими одногруппниками?
  2. Согласны ли Вы с названием «цепочка»? Можете ли предложить другое название?
  3. Какие навыки помогает развивать данный прием?
  4. Имеется ли у Вас опыт подготовки электронных презентаций на английском языке?
  5. Испытывали ли Вы трудности в подготовке электронной презентации?
  6. Имеется ли у Вас опыт устного выступления перед одногруппниками и преподавателем на английском языке?
  7. Испытывали ли Вы трудности в ходе устного аудиторного выступления на английском языке?

По истечении полугодового периода обучения в университете студентам пилотной группы было предложено принять участие во втором этапе анкетирования, в ходе которого они должны были оценить свои взаимоотношения с тем одногруппником, которого они интервьюировали и презентацию о котором они готовили в ходе реализации приема «цепочка».

Обсуждение результатов исследования

Индикаторы потребности в адаптации. В ходе реализации приема «цепочка» обучающимися было сформировано три банка вопросов, включающих 28 вопросов (I подгруппа), 30 вопросов (II подгруппа) и 32 вопроса (III подгруппа) соответственно. Контент-анализ содержания вопросов позволил выделить пять основных блоков вопросов, в тех или иных формулировках встречающихся в каждом из трех банков:

1-й блок: вопросы, связанные с интересами и предпочтениями, например: «What is your favourite dish?»; «Which country’s food do you like most?»; «What is your favourite kind of ice-cream?»; «What is your favourite music genre?»; «What films do you like watching?»; «Have you got a collection of anything?»; «What is your favourite book?»; «What weather do you prefer?»; «What computer games do you like to play?»; «What is your hobby?» и др.

2-й блок: вопросы, связанные с умениями и навыками, например: «What foreign languages can you speak?»; «Can you play the guitar?»; «Can you touch your nose with your tongue?»; «What spicy food can you cook?»; «Can you swim?» и др.

3-й блок: вопросы, связанные с предыдущим опытом человека, например: «Have you ever eaten insects?»; «What was the most extreme event in your life?»; «Have you ever been lost in an unknown city?»; «What is the most recent book you have read?»; «Have you ever touched a dolphin?»; «What foreign countries have you been to?»; «What animals have you seen in the wild?» и др.

4-й блок: вопросы, связанные с учебой в университете, например: «How do you get to the university?»; «Do you live at home or in the university’s dormitory?»; «How long does it take you to get ready for university in the morning?»; «Why did you choose this university?»; «What do you like eating in the university’s canteen?» и др.

5-й блок: вопросы, связанные с мечтами и планами на будущее, например: «What dream would you like to realize?»; «How many children do you want to have?»; «What would you like to become?»; «If you wanted to write a book what would it be about?»; «What are your future plans after finishing this university?»; «Would you like to jump with a parachute?» и др.

Выявленная специализация вопросов свидетельствует о важности установления межличностных контактов со своими одногруппниками в период начала обучения в высшем учебном заведении и дает основание считать заданные вопросы индикаторами потребности первокурсников в адаптации к формату новых межличностных отношений (вопросы 1, 2, 3 и 5-го блоков) и адаптации к новому учебному формату (вопросы 4-го блока).

В дополнение к пяти общим блокам вопросов в банках вопросов I и II подгрупп, в которые входили студенты направления «Биология», также был зафиксирован 6-й блок вопросов, связанных с жанром фэнтези, например: «What fantasy world would you like to live in?»; «If you were invisible, where would you go?»; «Do you believe in ghosts?»; «What animal would you like to be your patron?»; «What superpower would you like to have?» и др. На наш взгляд, наличие вопросов, связанных с фантазиями и нереальными мечтами, является особо показательным, поскольку в ходе обсуждения подобных вопросов у обучающихся появляется дополнительная возможность выйти за рамки официального формата общения и установить эмоционально-психологический контакт друг с другом.

По итогам устных выступлений с презентациями об одногруппниках в каждой подгруппе была сформирована команда по определению наиболее популярных и наименее популярных вопросов. Особо показательными оказались результаты II подгруппы, представленные в таблице 2. Как видно из таблицы 2, наиболее популярным является вопрос о профессиональном становлении «What would you like to become?», ответ на который был представлен в 10 презентациях из 15, тогда как в числе наименее популярных оказался вопрос о создании семьи «If you want to, at what age do you want to get married and at what age do you want to have your first child?», ответ на который был представлен лишь в одной презентации. Данный факт свидетельствует о приоритетах, свойственных молодым людям на начальном этапе получения профессионального образования в высшем учебном заведении и перехода из школьного детства во взрослую студенческую жизнь, в которой им необходимо сосуществовать и общаться с новыми людьми, реализовывать и воплощать в жизнь задуманные планы и мечты.

Таблица 2

Рейтинг вопросов, ответы на которые представлены
в итоговых презентациях (на примере
II подгруппы)

 

Вопросы Частотность ответов
What would you like to become? 10
If you wanted to write a book what would it be about? 9
What is your favorite kind of weather? 9
What animal would you like to be your patron? 9
What kind of films do you like? 9
If you became a rich and powerful person, what would you do for humanity? 8
What is your favorite music genre? 8
Do you have a collection of anything? 8
Which foreign country do you want to visit? 8
Have you ever touched a dolphin? 8
How long does it take you to get ready for university in the morning? 7
Have you seen any famous people? 7
If you had a horse, how would you call it? 7
Can you touch your nose with your tongue? 6
What superpower would you like to have? 6
What European countries have you been to? 3
What spicy food can you cook? 3
Did you have a nickname at school? If yes, what was it? 3
Have you got any allergies? 3
Have you ever broken bones? 3
Do you want to change anything in your life? 3
Aren't you a lefty? 3
How many times have you changed your personal phone? 2
Where and with whom do you celebrate New Year? 2
What are your favorite male and female names? 2
Have you ever been in love? 2
Do you like puzzles? 1
If you want to, at what age do you want to get married and at what age do you want to have your first child? 1
How do you feel in a tunnel? 0
Have you ever stayed alone at home at night? 0
Итого ответов: 150

 

Адаптация к одногруппникам. Успешность педагогического приема «цепочка» в установлении контакта обучающихся друг с другом подтверждается ответами участников пилотной группы. Показательно, что в отзывах 42 респондентов (95,4 % от общего числа участников пилотной группы) отмечается, что педагогический прием «цепочка» «помог познакомиться с одногруппниками, узнать новые аспекты жизни людей, с которыми предстоит учиться»1; «помогает перейти грань стеснения и скованности с еще малознакомыми людьми»; «помогает социализироваться»; «способствует развитию коммуникабельности – главного навыка, который нам так необходим»; «дает возможность учиться поддерживать диалог»; «является новым видом обучения, с помощью которого интересно было узнать людей поближе»; «помогает и заставляет что-то узнать друг о друге, стать дружнее, ведь при выполнении индивидуальных заданий мы можем показать лишь свое Я, свой уровень английского, только СВОЕ, а с помощью такого формата мы можем побыть на ЧЬЕМ-ТО месте, увидеть, хоть и небольшую, часть его мира» и др.

Доказательством успешности реализации приема «цепочка» является также результат второго анкетирования, проводившегося через полгода после начала обучения студентов в вузе. Данное анкетирование показало, что прием «цепочка» позволил заложить основы лонгитюдной коммуникации студентов друг с другом. В своих ответах 22 респондента (49 %) указали, что тот человек, которого они интервьюировали и презентацию о котором делали в первом семестре, стал тем одногруппником, с которым они больше всего контактируют по вопросам учебной и внеучебной деятельности на протяжении полугодового периода обучения в вузе.

Название «цепочка», по мнению 39 респондентов (87 %), является оптимальным для данного педагогического приема, поскольку «оно лаконично и передает суть: комплекс заданий, которые нужно делать в последовательной форме и прийти к определенному итогу, когда все этапы пройдены»; «название соответствует цели данного приема работы (сцеплять коллектив, упрочивать связи между студентами)»; «название символизирует то, что многие навыки связаны поочередно друг с другом, образуя очень важные пересечения, касающиеся других умений и навыков»; «название показывает, как мы из всех ответов-звеньев по чуть-чуть выстраиваем о человеке более полную картину – целое ожерелье (если можно так сказать)».

Адаптация к преподавателю. Как известно, вузовская социально-психологическая адаптация наряду с адаптацией студентов к одногруппникам предполагает также адаптацию к преподавателю. В данном отношении прием «цепочка» также имеет значительный потенциал. Ключевым условием реализации данного приема является активная позиция обучающихся в образовательном процессе, тогда как преподаватель выступает в роли консультанта, корректировщика и фасилитатора учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основными проблемами, для решения которых студенты пилотной группы обращались за помощью к преподавателю, оказались проблемы грамматической правильности построения вопросов, формулирования ответов и их перефразирования при подготовке электронных презентаций. Кроме того, обучающиеся консультировались с преподавателем по вопросам употребления артиклей с названиями географических объектов, а также по вопросам перевода названий литературных и кинематографических произведений на английский язык. Процесс консультационного взаимодействия студентов с преподавателем способствует адаптации первокурсников к формату межличностных отношений с вузовским преподавателем, основными особенностями которого являются партнерство и сотрудничество.

Преподавателю, реализующему прием «цепочка», следует быть готовым к тому, что студенты могут выступить с инициативой получения «обратной связи» от преподавателя, высказав желание задать вопросы преподавателю и получить от него ответы на них. В практике пилотной реализации приема «цепочка» два респондента из I подгруппы указали на то, что «было бы хорошо сделать ответную форму преподавателю, чтобы и преподаватель мог рассказать о себе»; «возникла идея об обратной связиJ! Было бы весьма интересно задать Вам вопросы и получить ответы на них». В связи с возникшей потребностью студенты, инициировавшие процесс получения «обратной связи», организовали сбор вопросов преподавателю. Каждый студент I подгруппы получил возможность задать по 2 вопроса преподавателю. Тематика вопросов, заданных преподавателю, практически полностью повторяет тематику вопросов, заданных студентами друг другу. Показательно, что подавляющее большинство вопросов (8 вопросов из 28) касалось профессионального выбора и профессиональной деятельности преподавателя, например: «Why did you decide to become an English teacher?», «What did you want to become in your childhood?», «Why did you choose this profession?», «Do you want to change your profession?», «How did you become a teacher?» и др. Особо показательным стал вопрос «Which type of students annoys you? (= Какой тип студентов Вас раздражает?)», что наглядно свидетельствует об испытываемой студентами необходимости установления контакта с преподавателем. Ответы преподавателя на вопросы студентов I подгруппы были представлены в виде задания, в котором обучающиеся должны были употребить данные в скобках глаголы в правильной грамматической форме Present или Past Simple активного залога. Например, ответ преподавателя на вопрос «How did you decide to become a teacher?» выглядел следующим образом: «I (decide) …… to become an English teacher because I (have) …… no choice. My mother and my grandfather (be) …… teachers of Mathematics and my grandmother (be) …… a teacher of English. When I (be) …… a small child, I (have) …… a class of toys and I (play) …… school with them. Each toy (have) …… a copy-book and I (write) …… exercises and (do) …… sums in every copy-book. Then, I (checked) …… and (correct) …… all the copy-books, and (put) …… marks to my toy students. I (not want) …… to change my profession because I (communicate) …… with young people and always (have) …… a holiday in summer». В результате подобной работы студенты получили дополнительную языковую практику постановки вопросов на английском языке и спряжения английских глаголов. Однако данная форма ответов преподавателя на вопросы студентов не является единственной. Формат «обратной связи» может варьироваться и полностью зависит от креативности и возможностей преподавателя. Представляется, что устная вопросно-ответная сессия могла бы быть менее трудоемким альтернативным вариантом «обратной связи». Вопрос о включении «обратной связи» с преподавателем в качестве обязательного шага в педагогический прием «цепочка» может стать предметом отдельного обсуждения.

Адаптация к учебной деятельности. Подготовка электронной презентации и устное аудиторное выступление перед одногруппниками и преподавателем являются актуальными формами учебной деятельности в вузе. Многолетняя педагогическая практика авторов-разработчиков приема «цепочка» свидетельствует о высоком уровне дезадаптированности первокурсников к указанным учебным форматам. Не стала исключением в данном отношении и пилотная группа, реализующая прием «цепочка».

Опрос участников показал, что все 100 % участников пилотной группы знакомы с интерфейсом, инструментарием и функционалом компьютерной программы Power Point, используемой для разработки электронных презентаций, и имеют школьный опыт подготовки презентаций на русском языке. Вместе с тем 38 человек (84 %) указали на то, что разработка электронной презентации на английском языке и ее аудиторное представление в рамках приема «цепочка» оказались для них первым опытом подобного рода деятельности. Лишь 2 первокурсника (4,4 %) сумели подготовить презентации без грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. Оценивая полезность приема «цепочка» в плане развития навыков подготовки электронных презентаций на английском языке, респонденты подчеркивают, что подготовка электронной презентации «прокачивает у нас дополнительные навыки, например: умение работать в Power Point, мастерство построения интересной презентации»; «позволяет научиться редактировать небольшие помарки и ошибки в тексте (названия произведений, апострофы, точки и т. д.)»; «учит грамотно составлять высказывания на английском языке и наконец-таки запомнить англоязычную раскладку на клавиатуре J!»; «понять, что нужно лучше проверять текст на ошибки))»; «дает тренировку в составлении фраз и правильном выборе форм слов и окончаний»; «позволяет вспомнить немалое количество грамматических норм и выучить новые незнакомые слова».

Кроме того, по мнению участников пилотной группы, наряду с выработкой навыков корректного (безошибочного) представления информации на английском языке в ходе разработки электронной презентации обучающиеся имеют возможность развития креативных умений и навыков, что находит свое воплощение через визуальное оформление демонстрационных слайдов и подтверждается следующими комментариями респондентов: «…в ходе такой работы, мы, студенты, креативно начинаем мыслить и действовать»; «развивается способность творческого подхода к работе»; «здесь есть и творческая составляющая, и элемент проектной деятельности».

Наиболее трудным и ответственным «шагом» в процессе реализации приема «цепочка» для участников пилотной группы стало устное выступление с подготовленной презентацией, поскольку при осуществлении данного рода учебной деятельности обучающиеся испытывают не только лингвистические трудности, но и трудности психологического характера. В отзывах, полученных от 40 респондентов (89 %), отмечается, что они ощущали «тревогу», «боязнь», «беспокойство», «страх», «волнение», «неуверенность» и «напряжение» перед устным выступлением на публике. Принимая во внимание тот факт, что формат устного публичного выступления является одним из основных вузовских учебных форматов, знаковыми являются замечания респондентов, подчеркивающих, что прием «цепочка» «тренирует презентационные умения, ораторскую речь, умение импровизировать и работать с публикой»; «учит взаимодействовать с коллективом, выступать на публике и практиковать навыки говорения»; «учит уверенно выступать на публике»; «полезен в практике публичных выступлений».

Новаторство педагогического приема «цепочка». Проведенное исследование показало, что педагогический прием «цепочка» кардинально отличается от таких традиционных приемов, как монологическое высказывание и ответы на вопросы стандартной анкеты, которые используются в рамках изучения темы «Знакомство» на занятиях по дисциплине «английский язык». Новаторство приема «цепочка» заключается прежде всего в активной позиции обучающихся в выстраивании учебной траектории, а также в консультационно-фасилитаторской роли преподавателя. Симптоматично, что новаторский характер приема «цепочка» был отмечен самими обучающимися, которые в своих комментариях подчеркнули, что «данный прием работы строится на активности студентов, потому что студенты имеют полную свободу в выборе интересующих аспектов»; «прием “цепочка” сильно отличается от заданий, которые были у нас в школе, где мы заполняли анкеты, но эти анкеты всегда были заранее приготовлены учителем или учебником, а не собирались воедино учениками»; «интересен такой вид работы, т. к. он сильно отличается от шаблонных заданий в английском языке, которые школьники и студенты мусолят со 2 класса – чтение, перевод, пересказ и прочее»; «такой прием я встретила впервые, потому что в школе мы только писали небольшие рассказы о себе и читали перед классом, а также задавали друг другу уже готовые вопросы, что весьма банально».

Педагогический прием «цепочка», применяемый на занятиях по дисциплине «английский язык» в течение первого месяца обучения студентов нелингвистических направлений в вузе, прежде всего нацелен на преодоление дезадаптированности первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении. Пошаговая реализация приема «цепочка» способствует вузовской социально-психологической и учебной адаптации. В процессе вопросно-ответной коммуникации обучающихся друг с другом и консультационного взаимодействия с преподавателем закладываются основы формирования межличностных отношений с одногруппниками и преподавателем. В ходе подготовки электронных презентаций на английском языке, их устного аудиторного представления и обсуждения первокурсники приобретают практический опыт актуализации учебных форматов вузовского обучения. Успешность реализации педагогического приема «цепочка» определяется положительным фидбэком обучающихся пилотного контингента, а также возможностью создания основ для лонгитюдной коммуникации обучающихся друг с другом.

 

Список литературы

  1. Бабакова, Т. А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – № 2 (18). – С. 19–29. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29459128 – (дата обращения 27.08.2019).
  2. Гудкова, Т. В. Адаптационные особенности студентов к современным условиям обучения в вузе [Электронный ресурс] / Т. В. Гудкова, Е. А. Киреева // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4 (40). – С. 33–43. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085272 – (дата обращения 27.08.2019).
  3. Дрегля, И. В. Адаптация студентов к обучению в вузе как важнейший фактор вузовского образования [Электронный ресурс] / И. В. Дрегля // Мотивация в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. − Москва : ОнтоПринт, 2011. – С. 97– 99. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26125033 – (дата обращения 27.08.2019).
  4. Конколь, М. М. Кросс-культурная адаптация студентов-первокурсников в вузе [Электронный ресурс] / М. М. Конколь // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире : материалы Всероссийской конференции (с международным участием), посвященной 20-летию кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета. Благовещенск, 02–03 марта 2017 г. – Благовещенск, 2017. – С. 62–70. – Электрон. дан. – URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=30746746 – (дата обращения 27.08.2019).
  5. Морозова, О. В. Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в вузе [Электронный ресурс] / О. В. Морозова // Научные исследования: от теории к практике. – 2014. – № 1 (1). – С. 205–208. – Электрон. дан. – URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24916914 – (дата обращения 27.08.2019).
  6. Овчаренков, Э. А. Адаптация – важный фактор успешного обучения студентов вузов [Электронный ресурс] / Э. А. Овчаренков // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2016. – № 3. – С. 28–32. – Электрон. дан. – URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25801948 – (дата обращения 27.08.2019).
  7. Панина, С. В. Учебная адаптация первокурсников в условиях балльно-рейтинговой системы в вузе [Электронный ресурс] / С. В. Панина, И. С. Хохолова // Психология обучения. – 2014. – № 10. – С. 110–119. – Электрон. дан. – URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=21998447 – (дата обращения 27.08.2019).
  8. Раднаева, М. В. К вопросу адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе [Электронный ресурс] / М. В. Раднаева, Ю. В. Шибанова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 44–49. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37212257 – (дата обращения 27.08.2019).
  9. Раевская, Е. А. Особенности динамики процесса адаптации в университете студентов-первокурсников: первая сессия [Электронный ресурс] / Е. А. Раевская // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 3 (15). – С. 57–73. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26694298 – (дата обращения 27.08.2019).
  10. Терюшкова, Ю. Ю. Индивидуальное консультирование как форма психологического сопровождения студентов первых курсов [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Терюшкова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 1 (21). – С. 29–34. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32747898 – (дата обращения 27.08.2019).
  11. Токар, В. М. Адаптация студентов к обучению в вузе [Электронный ресурс] / В. М. Токар, А. М. Насретдинов // Управление устойчивым развитием. – 2017. – № 6 (13). – С. 115–118. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35049110 – (дата обращения 27.08.2019).
  12. Тулегенова, А. Г. Роль внеучебных мероприятий (посвящение в студенты) в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе [Электронный ресурс] / А. Г. Тулегенова // Научный вестник Крыма. – 2016. – № 1 (1). – С. 11. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25768249 – (дата обращения 27.08.2019).
  13. Федотова, М. Г. Новый образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «экономика» (уровень бакалавриата) и решение проблем адаптации первокурсников на занятиях английского языка в РЭУ им. Г. В. Плеханова / М. Г. Федотова, А. Г. Дмитриева // Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ им. Г. В. Плеханова с международной образовательной корпорацией Pearson : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / [под ред. М. В. Зарудной]. – Москва : Pearson, 2016. – С. 215–221. – Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25532562 – (дата обращения 27.08.2019).

 




Просмотров: 1619; Скачиваний: 495;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5149