В XXI в. мир быстро меняется и становится все более сложным во всех областях: экономической, политической, социальной, научно-технической, экологической и т. д. Данные тенденции являются отличной возможностью для Вьетнама быстро провести индустриализацию и модернизацию страны. В настоящее время Вьетнам интенсивно интегрируется с Азиатско-Тихоокеанским регионом и миром в целом. Однако качество человеческих ресурсов для страны является большой проблемой.
Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе во Вьетнаме включает в себя ряд проблем: от осознания особенностей этой профессиональной работы до нехватки учебно-методических материалов, мест для практических занятий, квалифицированных преподавателей и навыков контроля [4]. Стратегия социального развития и реформы системы социального обеспечения (2010−2020) способствовали тому, что социальная работа во Вьетнаме приобрела особую значимость. В данных условиях необходимо увеличить число социальных работников в отделах социального обеспечения и стремиться к оказанию качественных профессиональных услуг и поддержки населению.
Правительство Вьетнама подтвердило, что высокое качество кадровых ресурсов является одним из трех условий роста и устойчивого экономического развития Вьетнама, прорывом в реализации стратегии экономического развития. Поэтому повышение качества профессиональной подготовки выступает важнейшим требованием, способствующим повышению конкурентоспособности вьетнамских специалистов на мировом уровне [2, с. 1].
2 ноября 2005 г. премьер-министр Вьетнама подписал и обнародовал Постановление № 14/2005/NQ-CP о широком обновлении вьетнамского высшего образования в стране в период 2006−2020 гг. Главными задачами осуществления этого процесса являются: оснащение всем необходимым учебного процесса, содействие свободному развитию учащегося, использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательной деятельности, использование открытых образовательных ресурсов (материалов Министерства образования и обучения) и ресурсов в Интернете, выбор и использование передовых программ и учебных планов других стран [5].
Подготовка специалистов по социальной работе во Вьетнаме сталкивается со многими трудностями, так как является новым направлением работы. В настоящее время университеты и колледжи, которые занимаются подготовкой специалистов сферы социальной работы, используют формы и методы обучения, опробованные в других образовательных сферах. В связи с быстрой международной интеграцией Вьетнама в ближайшем будущем изучение международного опыта будет способствовать получению новых знаний в этой области.
Концептуальные вопросы подготовки специалистов в сфере социальной работы. Многие вьетнамские исследователи в этой области дали ряд рекомендаций, касающихся профессионального обучения:
1. Технология ‒ это система средств, методов и навыков для применения объективных правил воздействия на определенный объект в целях достижения определенного результата. Педагогическая технология ‒ система средств, методов и навыков влияния на людей с целью формирования определенной личности [6].
2. Педагогическая технология (или технологии образования) заключается в организации образовательной деятельности, в которой студенты являются центральным объектом. Учитель дает задание и организует, контролирует деятельность, студент выполняет команды учителя. Суть процесса заключается в организации и контроле учебной деятельности посредством технических средств, которые заданы педагогическими решениями.
3. Технологии обучения ‒ это средства, используемые в процессе профессионального обучения в целях повлиять на изменение содержания обучения, целей учебного процесса. В частности, это средства и методы, оборудование и инструменты, помогающие учителям передать знания ученику [10, с. 36, 37].
Некоторые современные технологии обучения применяются во Вьетнаме.
Технология (средства, методы и навыки) современного обучения ‒ это подсистема в системе преподавания техники в целом и профессионального обучения в частности, эффективна при определенных условиях, в числе которых учебная техника (компьютер, проектор и пр.), организация рабочего места, соответствующие предмету методы обучения и т. д.
У педагога есть навыки (знания в области информатики, а также профессиональные навыки и т. д.), достаточные для того, чтобы руководить учебным процессом, а также умение гибко управлять педагогическими ситуациями.
Ученики, в свою очередь, должны иметь соответствующие учебные материалы и быть в курсе современных компьютерных технологий.
Как и традиционные технологии обучения, современные технологии должны использоваться там, где это необходимо, и соответствовать уровню спроса. При использовании современных технологий обучения необходимо не только передать знания, но и стремиться к их эффективному применению [8].
Объект технологии социальной работы
Объектами технологии социальной работы являются индивиды, семьи, группы или социальные сообщества, которые сталкиваются с трудностями в жизни, не могут решить проблемы самостоятельно и хотят получить помощь.
Объектами социальной работы являются социальные работники, которые непосредственно выполняют функции, задачи и решают проблемы. Кроме того, они выступают экспертами и решают задачи изучения и обучения людей в сфере социальной работы.
Объектами технологии социальной работы являются также офисы государственного управления, местные организации управления социальных служб и систем [1, с. 100].
Разнообразие технологий социальной работы
Технология социальной работы есть во многих сферах жизни человека и имеет положительную динамику развития. В зависимости от условий каждой местности и региона ученые выделили следующие группы технологий: по группам объектов; по социальным секторам; по государственным агентствам; международные организации (неправительственные организации); научно-исследовательские учреждения и другие организации.
Классификации технологических групп по обучению сектора
социальной работы во Вьетнаме [1, с. 95‒100]
Название группы | Характеристики технологической группы |
По группам объектов |
|
Классификация по социальным секторам |
|
Классификация по государственным агентствам |
|
Международные организации (неправительственные организации) |
|
Научно-исследовательские учреждения и другие организации |
|
Специфика технологий в социальной работе. Основываясь на исследованиях социологов во Вьетнаме [Le Chi An (2009), Nguyen Thi Xuan Mai (2010), Le Thanh Hai (2012)], можно выделить четыре основных функции, характерных для социальной работы:
1. Превентивная функция. Это предоставление услуг, проведение превентивных мероприятий по решению сложных психологических, медицинских и экономических проблем, которые характерны для группы риска. С этой целью реализуются следующие программы и проводятся следующие профилактические мероприятия: программы планирования семьи, консультирование молодых людей до брака, подготовка к уходу на пенсию и т. д. Необходимо также создать гармоничную социальную среду для людей и семей с помощью проведения социально-экономической политики и организации специальных программ по предоставлению основных социальных услуг [3, с. 36]; [11, с. 35].
2. Интервенционная функция (лечение). Выявление физических или психических проблем путем сбора информации о клиенте из нескольких источников: от клиентов, родственников, работодателей или в результате проведения тестов. Эта информация должна обрабатываться, анализироваться с целью определения достоверности. Далее осуществляются оценка и диагностика данных сведений. Социальный работник должен анализировать и оценивать причины, характер и особенности проблемы (определить круг ближайших вопросов; структурировать проблему в рамках интерактивных отношений; понять потребности, возможности и ограничения клиента; выявить необходимые и достаточные условия для решения проблемы; поставить вопросы, которые необходимо решить в приоритетном порядке); разработать план лечения (определить исполнителя и путь решения проблем; форму, метод лечения; указать роли, выполняемые сторонами; разработать конкретный график лечения).
Организация деятельности, решение проблем ‒ это процесс, предполагающий совместную деятельность социальных работников и объекта по решению конкретных проблем. Чтобы предпринять правильные действия, социальные работники должны знать потребности и проблемы объекта в разные периоды времени и выбрать необходимые методы воздействия и подходящие формы работы: прямое взаимодействие с объектами; поиск объектов и доступ к источникам поддержки со стороны общественных организаций; работа от имени объектов с общественными организациями, в том числе: по программам строительства и развития, связанным с потребностями объекта; по координации и организации услуг для объекта; по воздействию на окружающую объекта среду; по пропаганде действий, мобилизации ресурсов помощи и поддержки.
Измерение и оценка ‒ это процесс измерения результатов произошедшего или происходящего изменения. Данная деятельность осуществляется на протяжении всего процесса лечения.
Завершение деятельности по лечению − прекращение процесса вмешательства и терапии для субъекта.
3. Функция восстановления. Эта функция необходима для того, чтобы помочь отдельным людям, семьям и сообществам восстановить утраченные социальные функции, она предполагает проведение мероприятий по организации помощи для возвращения на исходный уровень и интеграции в социальную жизнь.
В социальной работе реабилитация определяется как предоставление мер, направленных на восстановление функций клиента, оказание помощи клиенту, возвращение к нормальной жизни и интеграцию в общество. Восстановление складывается из следующих составляющих: физическое восстановление ‒ включает группы людей с ограниченными возможностями; психологическое восстановление обычно происходит в сложных группах клиентов, которые переживают психологический кризис (например, легкая степень психического расстройства, психологический шок после развода, потеря бизнеса или стресс на работе, в семье и т. д.); социальное восстановление помогает клиентам интегрироваться в нормальную социальную жизнь, обеспечивает социальное возрождение в группах потребителей, которые участвуют в борьбе с социальным злом, способствует помощи беспризорным детям, мигрантам и другим категориям нуждающихся.
4. Функция развития. Социальная работа не только обращена на предотвращение и решение социальных вопросов, но и связана с организацией условий для повышения личного и социального потенциала объекта, развития его жизненных навыков. Данный процесс заключается в организации программ для создания рабочих мест и предоставления услуг по обучению безработных, программ для малообеспеченных семей адаптирующих их к экономической ситуации, программ обучения родительским навыкам и т. д. Это социальные услуги, которые позволяют помочь отдельным лицам или семьям развивать личные способности, совершенствовать жизненные навыки. Образовательные мероприятия, проводимые в рамках организации социальной работы, направлены на то, чтобы помочь отдельным лицам, семьям и сообществам повысить уровень информированности, практиковать жизненные навыки, проявлять инициативу.
Социальная работа также помогает людям в трудных условиях, особенно тем, у которых возникают трудности с доступом к социальным ресурсам, чтобы они могли решить проблемы, с которыми сталкиваются, и предотвратить возможные риски [12].
В современном обществе развитию социальной работы уделяется особое внимание, координируются усилия по улучшению качества жизни отдельных лиц и сообществ, разрабатываются программы по сокращению бедности, профессиональной подготовке, культурного воспитания, обучения жизненным навыкам и т. д.
Реализация технологии в обучении социальной работе в университетах Вьетнама. В последние десятилетия университетская система быстро развивалась, в настоящее время во Вьетнаме работают 235 университетов и институтов. Тем не менее качество обучения по-прежнему вызывает много вопросов, которые необходимо решать. Самой большой проблемой является использование новых технологий в обучении и профессиональной подготовке для некоторых новых направлений, таких как социальная работа.
Подготовка социальных работников во Вьетнаме началась с 90-х гг. ХХ в. Это совершенно новое направление для страны. Поэтому мы испытываем сложности в подборе кадров, освоении новых моделей, форм и методов государственного обучения. Для обучения социальных работников программы выбираются самими университетами и применяются в соответствии с их практическим опытом и возможностями. В связи с тем что обучение социальной работе во Вьетнаме ведется хаотично, трудно контролировать качество подготовки, а также методы обучения и типы технологий, применяемых в учебном процессе. В результате качество подготовки студентов очень низкое и не отвечает социальным потребностям.
Актуальной тенденцией высшего образования во Вьетнаме сегодня стала форма онлайн-обучения, многие университеты применяют ее при подготовке по различным научным дисциплинам для повышения качества обучения [9]. Однако данная форма обучения не используется в подготовке специалистов по социальной работе по ряду причин: этот научный сектор совершенно новый; невысокий уровень качества подготовки преподавателей; ограниченные технологические возможности.
Некоторые решения для преодоления трудностей в использовании технологий и новых методов обучения в области социальной работы происходят под влиянием промышленной революции 4.0.
Использование различных технологий в соответствии с особенностями социальной работы может повысить качество высшего образования что соответствует требованиям промышленной революции 4.0. По мнению ученых правительство Вьетнама внедряет 5 основных путей решения означенных проблем:
Во-первых, применение информационных технологий в обучении помогает учителям улучшить творческие способности и стать более гибкими в процессе обучения.
Во-вторых, объединение традиционных методов и технологий обучения с современными методами и технологиями обучения в подготовке социальных работников осуществляется в крупных университетах Вьетнама: Ханойский национальный университет, Национальный университет Хошимина.
В-третьих, решительно обновляются содержание программы и методика преподавания социальной работы с учетом международной интеграции. В связи с этим учебные программы должны составляться так, чтобы учитывать новые отечественные и зарубежные знания, необходимо использовать зарубежные учебники и учебные материалы, чтобы расширить диапазон и содержание обучения. Также обучение должно проводиться в соответствии с практическими требованиями сектора социальной работы.
В-четвертых, необходимо обновление правовой базы.
В-пятых, следует активизировать научно-исследовательскую деятельность, приступить к интернационализации стандартов научной оценки и профессиональной деятельности в высших учебных заведениях [7].
Роль новых технологий в учебной деятельности велика, она помогает учителям и ученикам легко и эффективно получать доступ к знаниям и повышает качество обучения. Тем не менее политика по разработке и использованию педагогических технологий во многих университетах все еще недостаточно востребована и правительство Вьетнама должно уделять внимание бюджетным инвестициям и реформам в области политики, чтобы более полно использовать новые технологии обучения. Разработка и реализация национальной стратегии профессионального развития в области социальной работы во Вьетнаме открывают новую страницу развития профессионального образования в целом и обучения социальных работников в часности.
Список литературы
- Ван Туан Н. Лекция по преподаванию теории / Н. Ван Туан. ‒ Хошимин: Издательство Университета технического образования, 2009.
- Главное управление профессионального образования ‒ Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Обзор отчета о профессиональной подготовке во Вьетнаме. ‒ Ханой, 2012.
- Министерство образования и профессиональной подготовки. План № 118 / KH-BGDTT об осуществлении аккредитации качества образования для высших учебных заведений, педагогических колледжей и педагогических средних школ на 2017 г.
- Развитие социальной работы во Вьетнаме: проблемы профессионального образования и обучения социальной работе / Р. Хугман [и др.] // Международный журнал. ‒ 2009. ‒ С. 178‒199.
- Решение № 14/2005 / NQ-CP, правительства о фундаментальных и всесторонних инновациях вьетнамской университетской подготовки в период 2006‒2020 гг. ‒ Ханой, 2005.
- Суан Лак Н. Лекция по методологии научных и технологических исследований / Н. Суан Лак. −Ханой, 2006.
- Суан Тунг Н. Революция 4.0 и проблемы, поднятые для обучения и подготовки народной полиции / Н. Суан Тунг // Документы международной конференции. ‒ Ханой, 2017.
- Тай Сон Б. Лекция по технологии обучения / Б. Тай Сон / Департамент образования науки и техники. ‒ Ханой, 2009.
- Тхи Лан Чу Ч. Управление онлайн-обучением во вьетнамских университетах сегодня / Ч. Тхи Лан Чу. Дис. … д-ра наук в образовательном менеджменте. Код 9.14.02.14. ‒ Ханой, 2019. ‒ С. 16.
- Тхи Суан Май Н. Введение в программу социальной работы / Н. Тхи Суан Май. ‒ Ханой, 2012.
- Циркуляр № 12/2017 / TT-BGD & DT, выдавшие решения по аккредитации высших учебных заведений. Ханой, 2017.
- Чи Ан Л. Документ научного семинара «Социальная работа, потребности человека и подготовка социальных работников во Вьетнаме» / Л. Чи Ан. ‒ Хошимин, 2018.