Тебенькова, Е. А. ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 2 (26). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4685


Выпуск № 2 (26)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 371.487

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Тебенькова Елена Александровна
доктор педагогических наук
доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
(Курган, Россия)
eashu@mail.ru
Ключевые слова:
профессиональное воспитание
экологическое воспитание в профессиональной образовательной организации
проектный подход
проект
культура экологической безопасности обучающихся профессиональной образовательной организации.
Аннотация: актуальность профессионального экологического воспитания обусловлена стратегическими целями государства и новыми компетенциями в актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и Федеральных государственных образовательных стандартах ТОП-50, связанными с обеспечением безопасности окружающей среды в ходе профессиональных работ. В статье отмечена недостаточная разработанность терминологии в пространстве профессионального экологического воспитания. Формируя терминологическое поле, автор, опираясь на гуманитарную трактовку воспитания, рассматривает профессиональное воспитание как процесс, систему и деятельность, направленные на развитие качества обучающихся в личностном и профессиональном аспектах. С учетом современных требований к подготовке специалиста представлено авторское определение профессионального экологического воспитания. Результатом экологического воспитания в профессиональной образовательной организации предложено обозначить культуру экологической безопасности обучающихся как элемент экологической культуры. На основе проведенной диагностики сформированности культуры экологической безопасности у обучающихся колледжа автор фиксирует низкий уровень по всем выделенным показателям, выделяя проблему, связанную с необходимостью целенаправленного формирования компонентов. Для решения этой проблемы обоснован проектный подход. В статье представлены концептуальные аспекты проекта по созданию методической системы формирования компонентов культуры экологической безопасности у обучающихся колледжа: цели, функциональные направления, результаты, мероприятия и технологии.
Статья поступила: 15.12.2018; Принята к публикации: 15.05.2019; Размещена в сети: 22.06.2019.

PROJECT APPROACH TO ENVIRONMENTAL EDUCATION IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Tebenkova Elena A.
Holder of Advance Degree in Pedagogy
Associate Professor at the Chair of Ecology and Life Safety at Kurgansky State University
(Kurgan, Russia)
eashu@mail.ru
Keywords:
professional education
environmental education in a professional educational organization
project approach
project
culture of environmental students' safety at a professional educational organization.
Abstract: the relevance of professional environmental education is caused by the strategic goals of the state and new competencies in the updated Federal State educational standards of secondary vocational education and Federal State Educational Standards TOP-50 related to ensuring environmental safety in the course of professional work. The article marks the insufficient development of terminology in the space of professional environmental education. Forming a terminological field, the author, relying on the humanitarian interpretation of education, considers professional education as a process, system and activity aimed at developing the qualities of students in personal and professional aspects. Taking into account modern requirements for training specialists, the author's definition of professional environmental education is presented. The result of environmental education in a professional educational organization is proposed to designate the culture of environmental students' safety as an element of environmental culture. On the basis of the conducted diagnostics of the formation of a culture of environmental safety for college students, the author records a low level in all selected indicators. The problem is associated with the need for targeted formation of components. To solve this problem, the project approach is justified. The article presents the conceptual aspects of the project for creation a methodological system to form the components of a culture of environmental safety for college students: goals, functional areas, results, activities and technologies.
Paper submitted on: 12/15/2018; Accepted on: 05/15/2019; Published online on: 06/22/2019.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» целью государственной молодежной политики определено «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [1]. Такая постановка цели включила воспитание в число стратегических общенациональных приоритетов, что обусловило определение новых ориентиров, отраженных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (2009) [6], «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015).

В то же время в Стратегии развития воспитания воспитательный процесс не отвечает идеям непрерывности образования. В документе уделено внимание в основном воспитанию детей в школе, но отсутствуют понятие, ориентиры и механизмы воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Интерес к воспитанию в ПОО значительно возрос с 2016 г., что связано с включением в профессиональные требования субъектных и личностных характеристик специалиста и отражением их в общих компетенциях актуализированных ФГОС СПО.

Терминологический аппарат в пространстве профессионального воспитания. В гуманитарной трактовке воспитание определяется как работа с человеческим качеством. Философское понимание обозначает качество как меру человеческой сущности [9, с. 5]. Содействие становлению человеческой сущности происходит в ходе педагогического взаимодействия. Целью непрерывного образования в этом случае становится «развитие способности человека с момента пробуждения самосознания активно влиять на содержание и направление своего воспитания» [9, с. 5]. Задача же воспитания − педагогически содействовать тому, чтобы право и возможность каждого обучающегося в плане непрерывного личностного роста успешно реализовывались.

В научных трактовках феномена воспитания В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой [10] выделены следующие уровни его осуществления: процессуальный, системный, деятельностный.

На основе анализа работ в сфере теории профессионального воспитания (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, С. А. Картошкин, И. А. Колесникова, Л. И. Новикова и др.) представим воспитание в ПОО как процесс, систему и деятельность.

И. Ф. Исаев определяет профессиональное воспитание как «целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации, гибкой адаптации обучающихся и соотнесению возможностей своего «Я» с требованиями общества и профессионального сообщества; формированию готовности обучающихся к эффективному самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию, самореализации, идентификации с будущей профессией, ее деятельностными формами, ценностями, традициями, общественными и личностными смыслами» [8, c. 68].

Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеучебное время. Осуществление процесса воспитания в его целостности на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Воспитание в ПОО – это сложная открытая система, включающая обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения как основных субъектов воспитательного взаимодействия, ориентированная на содействие личностному развитию и профессиональной идентификации, организуемая посредством отбора ценностного содержания и реализации соответствующих воспитательных технологий, в условиях специально создаваемой развивающей среды.

Воспитание обучающихся в ПОО – целенаправленная деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения по организационно-педагогическому сопровождению обучающихся по программам СПО, включающему:

− определение и создание педагогических условий для личностного развития обучающихся на основе общечеловеческих, отечественных и профессиональных ценностей через диагностическую, аналитическую, конструктивную, корректирующую, проектировочную, организаторскую, ценностно ориентирующую деятельности;

− социально-педагогическую поддержку обучающихся в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии через коммуникативную, социально- и практикоориентированную деятельности;

− создание условий для самореализации личности посредством организации творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся, участия в конкурсном движении WorldSkills.

В ПОО воспитательная деятельность организуется по следующим приоритетным направлениям: развитие карьеры, молодежное предпринимательство, студенческое самоуправление, гражданско-патриотическое воспитание, культурно-творческое воспитание, спортивное и здоровьесберегающее воспитание, экологическое воспитание.

В 2018 г. в мониторинге по основным направлениям деятельности ПОО впервые была исследована воспитательная деятельность. Анализ программ воспитательной работы 3914 ПОО разной ведомственной принадлежности показал, что более половины из них оцениваются как плохие и очень плохие. От 15 до 34 баллов (по шкале 100 баллов) получили 36,7 % программ («оценка плохо»). Менее чем на 15 баллов были оценены 23,9 % программ (оценка очень плохо) [5, с. 86]. В выводах экспертного анализа воспитательных программ отмечено, что большинство ПОО, разрабатывая программы воспитательной работы, действуют шаблонно. В программах основной акцент сделан на стандартных и хорошо «обкатанных» направлениях воспитания, таких как патриотическое, культурно-творческое, спортивное. Бизнес-ориентирующее и экологическое направления проработаны слабо. Так, мероприятия по экологическому воспитанию составляют всего 6 % от всех мероприятий (три мероприятия в среднем в программе) [5, с. 88].

В связи с декларируемым в ФЗ «Об охране окружающей среды» принципом всеобщности и комплексности экологического образования в среднем профессиональном образовании обязательны его организация, а также экологическое просвещение в целях формирования экологической культуры обучающихся [4, ст. 71, 74].

С учетом другого принципа, указанного в этом законе («презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности» [4, ст. 1]), в профессиональную подготовку будущих специалистов включено требование формировать у обучающихся с общей компетенцией желания «содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» и профессиональную компетенцию «обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении… работ». Реализация указанных требований возможна при интеграции профессионального обучения и экологического воспитания.

Теоретико-методологические и методические аспекты экологического воспитания в профессиональных образовательных организациях в научных источниках освещены крайне недостаточно. Вариант модели экологического воспитания представлен в работе М. А. Забориной [7].

Представим авторское определение. Экологическое воспитание обучающихся ПОО – часть экологического образования, целенаправленный процесс и деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения, ориентированные на формирование у обучающихся экологических знаний, мотивационных и ценностных оснований компетенций в сфере обеспечения экологической безопасности осваиваемой профессиональной деятельности и в жизни.

В качестве основного результата экологического воспитания в ПОО считаем целесообразным определить культуру экологической безопасности обучающихся как элемент общей экологической культуры.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая безопасность – это «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [4, ст. 1].

Не претендуя на полное отражение содержания понятия, определим культуру экологической безопасности обучающихся ПОО как личностное качество, включающее совокупность общих и специальных экологических знаний и умений (компетенций) по минимизации экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности, ценностных оснований и нормативных требований в области охраны окружающей среды, экологически безопасные деятельность и поведение будущего специалиста.

Проблема формирования культуры экологической безопасности (КЭБ) обучающихся в теории и методике естествознания является достаточной новой и слабо разработанной. Так, некоторые вопросы понимания сущности и структуры этого качества личности раскрыты в работах Е. П. Богдановой [11].

В структуре КЭБ обучающихся ПОО выделим компоненты:

− когнитивный (знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности и их нормирования, умения по их идентификации и оценке, владение способами минимизации значимых экологических аспектов);

− нормативно-аксиологический (ценностное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, желание соблюдать нормативные требования к качеству окружающей среды);

− практический активно-деятельностный опыт участия в природоохранных мероприятиях, проектах по благоустройству городской среды, общественных объединениях по защите природы, опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ.

Обоснование проблемы формирования культуры экологической безопасности обучающихся в Курганском государственном колледже и подходов к ее решению. Актуализированные ФГОС СПО и ФГОС ТОП-50 для укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» в качестве образовательных результатов включают ранее упомянутую общую компетенцию (ОК 7): «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях», а также профессиональную компетенцию (ПК 3.5): «Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных, работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов».

В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сделан акцент на необходимости модернизации и экологизации строительной отрасли, повышении комфортности городской среды [3].

Экспресс-диагностика студентов 3-го курса (157 человек) в мае 2018 г. по показателям: владение специальными экологическими знаниями и умениями (когнитивный компонент), владение ценностями и нормами экологически безопасной деятельности (нормативно-аксиологический компонент), опыт участия в экологических мероприятиях, проектах, клубах (практический активно-деятельностный компонент) показала, что большинство студентов по каждому показателю имеют низкий уровень (рис. 1).

 



 
синий – низкий уровень, красный – средний (достаточный) уровень,
зеленый − высокий уровень

Рис. 1. Показатели сформированности компонентов КЭБ обучающихся ПОО

 

Уровень сформированности КЭБ у 60 % обучающихся колледжа также низкий (рис. 2).

   

 

 

синий – низкий уровень, красный – средний (достаточный) уровень,
зеленый − высокий уровень

 

Рис. 2. Уровень сформированности КЭБ обучающихся колледжа

 

Таким образом, можно фиксировать противоречие между требованиями к будущим специалистам строительной отрасли, обозначенными в целевых документах, и фактическим результатом профессиональной подготовки. Для его разрешения необходимо переосмыслить содержание подготовки обучающихся и способы его реализации не только в обучении, но и воспитательном процессе, чтобы обеспечить формирование компонентов КЭБ обучающихся на высоком и среднем уровнях.

Основной методологией в решении данной проблемы послужили подходы:

− системный – способствует построению методической системы формирования компонентов КЭБ обучающихся на принципах необходимой целостности и позволяет системно подойти к изучению лучших отечественных практик и систем экологического воспитания в ПОО;

− компетентностный – позволяет рассматривать результаты эколого-профессиональной подготовки в СПО как единство профессионально и личностно наполненных компонентов: экологических знаний, умений, владения ценностями и нормами, профессионально и личностно значимого опыта безопасной деятельности;

− личностно-деятельностный − позволяет формировать КЭБ как профессионально значимое качество личности обучающихся, способствующее обеспечению защищенности природной среды и жизненно важных интересов обучающихся от возможного негативного воздействия в процессе профессиональной деятельности и обычной жизнедеятельности будущих специалистов;

− проектный – актуальный и прогрессивный подход для достижения стратегических целей экологического воспитания, позволяет использовать соответствующие компетенции, инструменты и технологии для эффективного получения результатов, достижения показателей и цели деятельности.

Вспомогательные подходы позволяют моделировать и совершенствовать элементы системы профессионального экологического воспитания: эколого-гуманитарный (ориентирован на гуманитаризацию и экологизацию обучения), аксиологический (ориентирован на включение ценностного содержания и адекватных технологий его реализации в модулях междисциплинарных курсов), средовой (дает возможность управления процессом формирования и развития обучающегося, осуществляемого через специально создаваемую среду), кластерный (обнаруживает механизмы интеграции и актуализации ресурсов собственных и социальных партнеров для решения возникающих задач).

Решение проблемы повышения уровня сформированности компонентов КЭБ обучающихся целесообразно осуществлять в форме проекта. Проект совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение значимых уникальных результатов в условиях неопределенности, временных, ресурсных и иных ограничений. Основные признаки проекта: а) ограниченность во времени; б) наличие новизны (уникальности); в) ограниченность по ресурсам; г) наличие конкретной измеримой цели и результатов [12].

Для разработки проекта мы использовали рекомендации, составленные БелГУ [13].

Далее представим концептуально содержание проекта по экологическому направлению профессионального воспитания1.

Содержание проекта

Название проекта «Создание и внедрение методической системы формирования компонентов культуры экологической безопасности студентов ГБПОУ “Курганский государственный колледж” в условиях реализации актуализированных ФГОС СПО, ФГОС ТОП-50» (Строитель зеленого Зауралья). Сроки реализации проекта: 01.09.2018 – 30.06.2021.

К формулированию цели проекта предъявляются следующие требования:

− отражение ожидаемого социально-экономического полезного эффекта от реализации проекта;

− наличие измеримых количественных показателей и сроков их достижения;

− достижимость в реальных условиях, в которых осуществляется проект [13].

Исходя из выявленной проблемы и указанных требований к целеполаганию, цель проекта: обеспечить сформированность компонентов культуры экологической безопасности на среднем и высоком уровнях не менее чем у 70 % обучающихся укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» ГБПОУ «Курганский государственный колледж» к 30 июня 2021 г.

Для достижения цели выделены 4 функциональных направления: «Организационно-педагогическое обеспечение проекта», «Формирование когнитивного компонента КЭБ студентов», «Формирование нормативно-аксиологического компонента КЭБ студентов», «Формирование активно-деятельностного компонента КЭБ студентов».

Традиционно в рамках воспитательной работы в ПОО организуются календарные экологические мероприятия: субботники, уборка территорий, посадка цветов, деревьев, Дни защиты от экологической опасности, экоуроки, экоквесты и другое. Однако подобная практика экологического воспитания имеет существенные недостатки, например: 1) мероприятия не представляют единой системы; 2) цели мероприятий не равны целям экологического воспитания; 3) в методике проведения мероприятий отсутствуют вводная ценностно ориентирующая часть и рефлексивная заключительная часть. В результате мероприятие проведено, но воспитательные эффекты не достигнуты.

В проекте предложен комплекс целеориентированных мероприятий, который организован по функциональным направлениям так, что позволяет получить результаты, выйти на запланированные показатели и достичь цели.

Приведем пример такой логики по функциональному направлению «Формирование когнитивного компонента культуры экологической безопасности студентов» (табл. 1).

Формирование когнитивного компонента КЭБ студентов связано со следующими результатами реализации проекта:

-     внесен раздел «Технологии зеленого строительства» в междисциплинарные курсы профессиональных модулей за счет часов вариативной части до 10.06.2019 г.;

-     проведена олимпиада «Экология. Безопасность. Строительство» с участием не менее 20 студентов – до 29.11.2019 г.;

-     проведена научно-практическая конференция «Зеленые технологии в строительстве: вызовы и возможности прорыва» с участием не менее 70 студентов − до 10.02.2020 г.

Таблица 1

Взаимосвязь мероприятий, результатов и показателя
формирования когнитивного компонента культуры
экологической безопасности студентов

 

Мероприятие Результат
1.1. Разработка содержания раздела «Технологии зеленого строительства»
  1. Внесен раздел «Технологии зеленого строительства» в междисциплинарные курсы профессиональных модулей за счет часов вариативной части до 10.06.2019 г.
2.1. Проведение Дней знаний по экологической безопасности
  1. Проведена олимпиада «Экология. Безопасность. Строительство» с участием не менее 20 студентов – до 29.11.2019 г

 

2.2. Разработка положения об олимпиаде «Экология. Безопасность. Строительство»
2.3. Разработка заданий олимпиады «Экология. Безопасность. Строительство»
  Показатель: владение специальными экологическими знаниями и умениями

 

Позитивная динамика показателей сформированности нормативно-аксиологического компонента КЭБ студентов» обеспечивается комплексом результатов:

-     проведен студенческий фестиваль «Ценности ответственного строительства» с участием не менее 200 студентов, включающий: круглый стол с участием социальных партнеров «Умный город», проведение флэш-моба «Мы ЗА», профессиональные пробы для школьников «Буду строителем», конкурс социальных проектов/рекламы, мастер-класс «Тропостроение в ООПТ» − до 10.03.2021 г.;

-     проведено не менее 12 встреч со спикерами в сфере экологической безопасности (эксперты, ученые, волонтеры, специалисты, урбанисты, руководители региональных программ и проектов).

Для формирования активно-деятельностного компонента КЭБ студентов имеют значение результаты:

-     создан отряд эковолонтеров (не менее 30 участников), работающий по направлениям «События», «Тропостроение», «Благоустройство» до 15.11.2018 г.;

-     обучено не менее 6 эковолонтеров на базе ассоциации «Большая Байкальская тропа» до 01.09.2019 г.;

-     создан клуб «Зеленое Зауралье» как место обсуждения актуальных проблем экологии, благоустройства городских территорий, подготовки массовых природоохранных мероприятий, разработки социальных проектов;

-     реализованы 3 социальных проекта с участием не менее 300 обучающихся − не позднее 1 мая 2021 г.

В 2018/19 уч. г. проведены следующие мероприятия: обучающиеся приняли участие во всероссийском экоквесте «Живая планета»; проведены Дни знаний об экологической безопасности, олимпиада «Экология. Безопасность. Строительство»; начата работа по экосоциальному проекту «Экотропа на Увале»; проведены встречи со специалистом по урбанистике, директром предприятия «Экохит».

В методике проведения мероприятий используются технологии «точка кипения», проектной деятельности, рефлексивные, позволяющие студентам осознанно применять экологические знания и умения. Эти технологии позволяют также формировать и другие профессионально значимые компетенции: умение работать в команде, принимать и аргументировать решение. Особое значение имеют коммуникационные площадки: вебинары, круглые столы, встречи, где живое общение с успешными мотивированными специалистами способно дать идеи решения актуальных экологических проблем, послужить точкой личностного роста и самореализации обучающихся.

Результаты промежуточной диагностики сформированности компонентов КЭБ обучающихся свидетельствует о позитивной динамике показателей (табл. 2), а значит, и об эффективности реализуемых проектных мероприятий.

 

 Таблица 2

Результаты промежуточной диагностики КЭБ обучающихся

 

Показатель       2-й курс

2018 г.

(160 чел.)

          3-й курс

2019 г.

(160 чел.)

Основной показатель

Количество обучающихся с высоким и среднем уровнем культуры экологической безопасности, %

40 (09.2018) 46 (05.2019)
Аналитические показатели:

Количество обучающихся, владеющих специальными знаниями на высоком и среднем уровнях, %

36 (09.2018) 41 (05.2019)
Количество обучающихся, владеющих ценностями и нормами экологически безопасной деятельности на высоком и среднем уровнях, % 40 (09.2018) 45 (05.2019)
Количество обучающихся, активно участвующих в экологических видах деятельности, % 44 (09.2018) 52 (05.2019)

 

Таким образом, в современных условиях организация профессионального экологического воспитания регламентируется не только программой. Ряд проблем, таких как: формирование элементов общих компетенций, экологической культуры; проведение крупных воспитательных мероприятий; пролонгированных мероприятий по благоустройству городских территорий, тропостроению, может быть вынесен для проектного решения. Использование проектного подхода позволяет системно в заданные сроки решить проблему при прозрачности способов управления и конкретности показателей и результатов.

 

Список литературы

1          Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf. − (дата обращения 21.05.2019).

2          Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf. − (дата обращения 21.05.2019)

3          Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038. − (дата обращения 21.05.2019).

4          Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ − (дата обращения 01.04.2019).

5          Бикбулатова, А. А. Мониторинг программ воспитания и социализации обучающихся / А. А. Бикбулатова // Новые горизонты профессионального образования. XII Международный конгресс-выставка «Global education − образование без границ», 18−19 декабря 2018, Москва. – Москва, 2018. − 454 с.

6          Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. – Москва : Просвещение, 2009 − 29 с.

7          Заборина, М. А. Экологическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Заборина Мария Алексеевна; [Место защиты: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского http://tksu.ru]. − Калуга, 2015. −192 с.

8          Исаев, И. Ф. Интегративная модель профессионального воспитания в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев // Новые горизонты профессионального образования. XII Международный конгресс-выставка «Global education − образование без границ», 18−19 декабря 2018, Москва. – Москва, 2018. − 454 с.

9          Колесникова, И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) / И. А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). − Электрон. дан. – URL: http://lll21.petrsu.ru. − (дата обращения 30.11.2018).

10      Мудрик, А. В. Воспитание / А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. − Т. 2. − С. 166−168. 

11      Богданова, Е. П. Культура экологической безопасности и ее формирование у детей как условие бесконфликтных отношений с окружающей социоприродной средой [Электронный ресурс] / Е. П. Богданова, Т. С. Куприянова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9−7. – С. 1602−1607. – Электрон. дан. – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35111. − (дата обращения 01.04.2019).

12      Глоссарий. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://conspo.bsu.edu.ru/documents/glossarij.pdf. − (дата обращения 17.10.2018).

13      Методические рекомендации по разработке и оформлению презентации проекта. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://conspo.bsu.edu.ru/documents/metod.rekomendacii.pdf. − (дата обращения 17.10.2018).

 




Просмотров: 1977; Скачиваний: 380;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4685