Плотникова, В. С. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ / В. С. Плотникова, Н. В. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 2 (26). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4704


Выпуск № 2 (26)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 379.851

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Плотникова Виктория Сергеевна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры туризма ИФКСиТ ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
plotnikovaptz@mail.ru
Колесникова Наталья Владимировна
кандидат экономических наук
доцент кафедры туризма ИФКСиТ ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
natalia.v.kolesnikova@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное туристское образование
технологии туристского образования
образовательные и профессиональные стандарты.
Аннотация: в статье рассматриваются основные задачи, стоящие перед туристским образованием. Описаны актуальные на сегодняшний день тренды в развитии мирового туризма. С их учетом определены практические подходы к формированию концепции непрерывного туристского образования на основе принципов развития базового образования, многоуровневости образовательных программ, взаимодополнительности основного и дополнительного образования, мобильности образовательных программ и их преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организации форм обучения. Представлена структура непрерывного туристского образования в Республике Карелия. Приведены примеры программ дополнительного профессионального образования в сфере туризма, разработанные в Петрозаводском государственном университете: «Инструктор-проводник. Базовый уровень», «Гид-экскурсовод», «Безопасность экскурсионных маршрутов», «Основные туристские объекты Карелии (для работников гостиничного бизнеса)». Новизна представленных в настоящей статье результатов заключается в раскрытии практических подходов к реализации концепции непрерывного многоуровневого туристского образования на примере Республики Карелия. Самостоятельную ценность представляет описание отбора педагогических технологий применительно к каждому уровню образования в туризме. Выделены ключевые характеристики (интерактивность, адаптивность, рефлексивность) и условия реализации технологий непрерывного туристского образования.
Статья поступила: 28.03.2019; Принята к публикации: 15.05.2019; Размещена в сети: 22.06.2019.

SYSTEM OF CONTINUOUS TOURIST EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KARELIA

Plotnikova Victoria S.
Ph.D in Pedagogy
Associate professor at the Chair of Tourism at the Institute of Physical Culture and Tourism at PetrSu
(Petrozavodsk, Russia)
plotnikovaptz@mail.ru
Kolesnikova Natalya V.
Ph.D in economics
Associate professor at the Chair of Tourism at the Institute of Physical Culture and Tourism at PetrSu
(Petrozavodsk, Russia)
natalia.v.kolesnikova@mail.ru
Keywords:
continuous tourism education
tourism education technologies
educational and professional standards.
Abstract: the article discusses the main tasks of education in tourism. The current trends in the world tourism development are described. Taking them into account, practical approaches to the formation of the continuous tourism education concept are determined on the basis of the principles of basic education development, the multilevel educational programs, the complementarity of basic and additional education, the mobility and continuity of educational programs, the integration of educational structures, the flexibility of organizing forms of education. The structure of continuous tourism education in the Republic of Karelia is presented. Examples of training programs developed in Petrozavodsk State University in the field of tourism are presented: «Guide in active tourism. Basic level», «Guide», «Safety of excursion routes», «Main tourist objects of Karelia (for hotel business workers)». The novelty of the results presented in this article lies in the field of description of practical approaches to the implementation of the concept of continuous multi-level tourism education on the example of the Republic of Karelia. An independent value of the paper seems to be in the description of the pedagogical technologies selection applied to each level of education in tourism. The key characteristics (interactivity, adaptability, reflexivity) and conditions for the implementation of continuous tourism education technologies are highlighted.
Paper submitted on: 28.03.2019; Accepted on: 15.05.2019; Published online on: 22.06.2019.

Профессиональное туристское образование обладает спецификой, обусловленной тем, что сфера туризма – многоотраслевой комплекс, в котором востребованы кадры разных уровней: технического, технологического, управленческого. Оно направлено на удовлетворение потребностей предприятий туристской индустрии в высокопрофессионально подготовленных специалистах [9]. На сегодняшний день в сфере туристского образования можно выделить 4 задачи, рассмотренные далее.

Задача 1. Необходимость внедрения в образовательный процесс профессиональных стандартов.

Процесс внедрения в туристское образование профессиональных стандартов идет достаточно сложно. На начало 2019 г. в сфере туризма приняты и действуют только два профессиональных стандарта: «Экскурсовод (гид)» (04.08.2014, с изменениями от 12.12.2016 г.) и «Инструктор-проводник» (29.09.2017), определяющие трудовые функции работников туристской сферы. Профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению туристских услуг» существует только в проекте 2013 г., а стандарт «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта» в проекте 2016 г. На сегодняшний день они так и не приняты.

Задача 2. Необходимость введения новых направлений и профилей подготовки с учетом развития туриндустрии и появления новых профессий в сфере туризма.

Специалисты считают, что профессию турагента в ближайшие годы уничтожат такие факторы, как склонность потребителей к индивидуальному туризму взамен массовых туров, а также рост популярности спонтанного отдыха вместо четко спланированного. В настоящее время появляется большое количество разнообразных онлайн-сервисов по бронированию средств размещения, билетов на транспорт, предложений в сфере досуга и частных экскурсий, что позволяет потребителям без посредников организовывать свой отдых. Тем не менее профессия турагента не просто уйдет, а будет замещена профессией режиссера индивидуальных туров, который по индивидуальным требованиям потребителей, которые не желают заниматься подготовкой путешествия, спланируют тур на высоком профессиональном уровне с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Также на туристском рынке в ближайшие 5–20 лет ожидается появление таких профессий, как бренд-менеджер пространств; разработчик интеллектуальных туристических систем; дизайнер дополненной реальности территорий; архитектор территорий; менеджер космотуризма, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, орбитальных комплексов и космических сооружений; менеджер по кросс-культурной коммуникации, сопровождающий документооборот компании на иностранных языках, обучающий переговорам с иностранными партнерами, консультирующий руководство компании по ведению бизнеса в других странах. Все эти профессии объединят следующие надпрофессиональные навыки: системность мышления, межотраслевая коммуникация, навыки управления проектами, бережливое производство с использованием программирования и искусственного интеллекта, клиентоориентированность, мультикультурность и мультиязычность, работа в условиях неопределенности и навыки художественного творчества [10].

Задача 3. Повышение роли работодателей в процессе организации образовательной деятельности в туризме.

Отсутствие научно обоснованного заказа туриндустрии на подготовку кадров ведет к недостаткам подготовки студентов к профессиональной деятельности и требует проведения исследований потребностей туриндустрии в целях выявления востребованных на рынке направлений, уровней, профилей и количества подготавливаемых специалистов. В целях совершенствования подготовки кадров необходимо активное подключение работодателей на всех этапах реализации образовательных программ: планирование образовательного процесса, формирование образовательных и профессиональных стандартов, разработка образовательных программ и рабочих программ дисциплин (включая фонды оценочных средств), проведение аудиторных занятий (особенно практических), руководство практикой, государственная итоговая аттестация.

Задача 4. Концентрация подготовки кадров для туризма в профильных образовательных учреждениях или опорных университетах, имеющих необходимую материально-техническую базу, квалифицированный профессорско-преподавательский состав и опыт сотрудничества с работодателями в процессе профессиональной подготовки.

В Республике Карелия подготовку кадров по укрупненной группе направлений 43.00.00 «Сервис и туризм» осуществляет кафедра туризма Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета, являясь региональной образовательной площадкой проекта «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма», реализуемого Федеральным агентством по туризму.

Современная практика туризма формирует устойчивый спрос на бакалавров и магистров направления «Туризм». В сфере современного туризма можно выделить следующие актуальные на сегодняшний день тренды в развитии мирового туризма, отмеченные Всемирной туристской организацией, а также порталом TripAdvisor:

‒     акцент на ответственный туризм, включающий соблюдение стандартов обслуживания;

‒     интерес к «медленному» туризму, который подразумевает неспешный отдых в дестинации с ежедневным посещением не более 1–2 туристских объектов;

‒     развитие доступной среды для всех категорий туристов, в частности для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

‒     внедрение новых технологий;

‒     активное развитие альтернативного (нишевого) и специализированного туризма: гастрономического, событийного, свадебного и др.;

‒     готовность потребителей платить за «интересные» направления;

‒     обязательная возможность туристов с любого уголка мира, страны, региона выйти на связь с внешним миром, их необходимость уделять внимание своему присутствию в Интернете.

Это требует нового подхода к выбору технологий туристского образования, позволяющих формировать профессиональное мышление, основанное на понимании особенностей организации подготовки кадров для туристской деятельности, базирующихся на идеях гуманизации, демократизации, опережающего и непрерывного образования. Непрерывное туристское образование реализуется с соблюдением принципов развития базового образования, многоуровневости образовательных программ, взаимодополнительности основного и дополнительного образования, мобильности образовательных программ и их преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организации форм обучения [3].

Технологии непрерывного туристского образования определяются целями и направленностью образовательных программ и представляют собой управляемую систему действий, способствующих подготовке кадров для выполнения различных видов деятельности в организациях сферы туризма.

Концепция туристского образования базируется на философии туризма, согласно которой путешествия рассматриваются как форма самореализации личности. Потребность путешествовать у человека формируется постепенно, как результат поиска впечатлений, отличающихся от повседневно доступных индивидуму. Как правило, человеком движет желание познать новую природную среду, стремление увидеть другие ландшафты, погрузиться в иной социум, где можно встретиться с непривычным культурным окружением [3]. Путешественник является не просто потребителем туристского продукта, а индивидуумом, приобщающимся к миру природы, культурных ценностей других народов, но тем не менее остающимся в мире своих интересов, желаний, потребностей, стремлений, ценностных ориентиров.

Помимо ориентации на ценности, потребности и ожидания туристов, в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять внимание профессионально-ценностной ориентации знаний и умений самих выпускников, поскольку конечная профессиональная удовлетворенность выбранной профессией является следствием адекватности восприятия ценностных ориентаций, что позволяет выдерживать рабочие нагрузки, мобилизовываться, показывать результаты, которые ожидает видеть работодатель [9].

Для повышения уровня профессионально-ценностной ориентации выпускников процесс профессиональной подготовки должен быть практико-ориентированным, приближенных к реальному производственному процессу в сфере туриндустрии. Необходимо привлекать к образовательному процессу работодателей, способных показать настоящие рыночные условия труда и реальные требования к работникам сферы туризма, развивать профессиональное сознание, связывать его с процессом обучения и отношением к профессии, ее престижности, не забывая об индивидуальном развитии способностей и интересов студентов, их личностных качеств, способствующих творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.

Изменения внешней среды, активная смена тенденций в области туризма, а также высокий уровень ценностно-профессиональной ориентации определяют потребность будущих и настоящих сотрудников предприятий индустрии туризма в непрерывном образовании и постоянном повышении своей квалификации.

В Карелии на сегодняшний день сложилась система непрерывного образования и подготовки кадров для туристского комплекса республики. Данная система направлена на усвоение обучающимися всех необходимых компетенций (знаний и навыков) для работы в сфере туризма и гостеприимства (рис. 1). 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь уровней непрерывного туристского образования
и образовательных технологий

 

Несмотря на то что в школах Республики Карелия отсутствуют специализированные классы либо отдельные дисциплины, в рамках которых школьники могли бы получать подготовку по направлению «Туризм», действуют учреждения дополнительного образования туристской направленности, например, программы «Спортивное ориентирование и туризм», «Моя маленькая Родина» при Петрозаводском дворце творчества детей и юношества, программы туристско-краеведческой направленности Республиканского центра детско-юношеского туризма. Целью дополнительного образования школьников в сфере туризма является создание условий для самовыражения, самоопределения, саморазвития; гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи через занятия туристско-краеведческой деятельностью. В рамках занятий ежегодно проводятся массовые туристско-оздоровительные мероприятия, осуществляется пропаганда туристско-краеведческой деятельности в молодежной среде, идет обучение детей туризму, экологии, краеведению, привлечение их к участию в походах, лагерях и экспедициях.

Для дополнительного образования в туризме характерно применение таких образовательных технологий, как игровые (деловые, ролевые, тренинговые игры, творческие конкурсы), широко распространены компьютерные и мультимедиа технологии: интерактивная доска, гипертекст, мультимедийные презентации, мультимедийные игры, виртуальные экскурсии, ТВ-технологии.

Следующим этапом в системе непрерывного образования в сфере туризма и гостеприимства является среднее профессиональное образование. Программы среднего профессионального образования по направлению «Туризм» и «Гостиничный сервис» в Республике Карелия реализуются в Петрозаводском педагогическом колледже, Кооперативном техникуме (г. Петрозаводск), Колледже технологии и предпринимательства (г. Петрозаводск), Северном колледже (г. Сегежа), Сортавальском колледже (г. Сортавала). Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Таким образом, выпускники колледжей получают возможность овладения какой-либо профессией в сфере туризма и гостеприимства (например, администратор или офис-менеджер).

В среднем профессиональном образовании успешной подготовке выпускников будет способствовать применение образовательных технологий коллективного взаимодействия (деловые и ролевые игры, мозговой штурм, дебаты, сотрудничество, диалог), а также моделирование ситуаций, возникающих в области профессиональной деятельности обучающегося, что позволяет сформировать у него не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для работы в отрасли туризма.

Система высшего образования в туризме в Карелии на сегодняшний день представлена Петрозаводским государственным университетом – опорным университетом Республики Карелия. На кафедре туризма Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета реализуются программы академического и прикладного бакалавриата по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис», а также магистерская программа по направлению «Туризм» [6; 12].

Студенты получают необходимые знания в области технологии и организации экскурсионных услуг, гостиничной деятельности и услуг питания, предпринимательской деятельности в сфере услуг, изучают широкий круг профессиональных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Есть возможность изучения нескольких языков (английский, финский, французский, немецкий). Выбор учебных дисциплин определен требованиями образовательных и профессиональных стандартов.

Большое внимание уделяется организации практического обучения. Студенты, в зависимости от выбранной специальности, проходят практику в лучших организациях туристической отрасли: турфирмах, гостиницах, ресторанах, национальных парках, страховых компаниях [4].

В результате окончания программ бакалавриата выпускники кафедры туризма работают в туристских фирмах, гостиничных комплексах, предприятиях общественного питания, музеях, общественных организациях. После освоения магистерской программы по направлению «Туризм» выпускники могут работать в сферах образования, науки, государственного и муниципального управления в туризме.

Задачи образовательного процесса ориентированы по основным видам деятельности будущих выпускников. В Петрозаводском государственном университете обучающиеся по программам бакалавриата укрупненной группы направлений 43.00.00 «Сервис и туризм» готовятся к производственно-технологической, проектной и сервисной деятельности, а магистранты – к организационно-управленческой и научно-исследовательской видам деятельности (рис. 2).

Производственно-технологическая деятельность предполагает подготовку выпускников к использованию в процессе формирования, продвижения и реализации туристского продукта и предоставлении услуг разнообразных информационных и коммуникативных технологий. Информационные технологии необходимы для бронирования услуг, управления туристским предприятием, бронирования. Активно используются компьютерные технологии общего пользования и автоматизации. Коммуникативные технологии направлены на общение с потребителями услуг, предотвращение конфликтов, продвижение туристского продукта на рынке.

Проектная деятельность направлена на создание нового туристского продукта и продвижение услуг в сфере досуга и экскурсий предприятием с учетом разнообразных требований: нормативных, технологических, социально-экономических, информационной безопасности, индивидуальных требований потребителей.

Сервисная деятельность связана с организацией процесса обслуживания потребителей, формированием комплексного туристского продукта с учетом обеспечения стандартов качества и норм безопасности, формированием клиентурных отношений и разработкой внутренних нормативных документов по обеспечению качества и стандартизации туристских услуг, формированием экскурсионных (туристских) групп.

 

 

Рис. 2. Виды профессиональной деятельности выпускников
в сфере туристского образования

 

Подготовка магистров дополняется организационно-управленческой и научно-исследовательской видами деятельности для подготовки к организации работы исполнителей на предприятиях туристской индустрии, принятия и обоснования оперативных управленческих решений, расчета и оценки затрат на туристский продукт и функционирование предприятия, исследования и мониторинга рынка туристских услуг, адаптации инновационных технологий к деятельности туристского предприятия и применения прикладных методов исследовательской деятельности в сфере туристской индустрии. Магистранты готовятся к руководству туристской и экскурсионной организацией, поэтому они должны быть готовы и способны к определению концепции и стратегии развития экскурсионного подразделения, организации деятельности по реализации экскурсионных услуг и формированию кадровой политики предприятия.

Виды деятельности определяют образовательные технологии, которые могут успешно применяться в процессе реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры:

‒     образовательные технологии проблемного обучения: проблемное изложение материала, эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, частично поисковые и исследовательские методики;

‒     образовательные технологии интерактивного обучения или модерации: разбор конкретных ситуаций, выполнение практических заданий (кейсов) с заданиями, способствующими развитию профессиональных компетенций, дискуссии, диалог, синтез мыслей, общий проект, круг идей, аквариум, броуновское движение, дерево решений;

‒     образовательные технологии проектного обучения: исследовательские, познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные проекты; индивидуальные, парные, групповые; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Непрерывное туристское образование не заканчивается программами бакалавриата и магистратуры. Сотрудники туристских предприятий, согласно профессиональным стандартам, должны регулярно проходить программы повышения квалификации. На основе профессиональных стандартов в области туризма кафедрой туризма Петрозаводского государственного университета был разработан пул программ дополнительного профессионального образования для сотрудников предприятий индустрии туризма Республики Карелия:

1. «Инструктор-проводник. Базовый уровень» (72 часа). Курс нацелен на подготовку инструкторов-проводников для некатегорийных маршрутов. Предназначен для начинающих инструкторов-проводников. В программе курса предусмотрены лекционные и практические занятия, учебно-тренировочные занятия, учебно-показательные занятия, специальные упражнения на развитие определенных мышечных групп, необходимых для успешного прохождения похода выходного дня. Итоговая аттестационная работа по результатам обучения на курсах в форме зачетов по пяти теоретико-практическим модулям программы и экзамена в форме похода выходного дня. Модули курса: основы туристской подготовки; топография и ориентирование; краеведение; обеспечение безопасности в походе; первая доврачебная помощь; практический раздел: специальная физическая подготовка и участие в туристском походе выходного дня. Слушатели 3 раза в неделю посещают теоретические и практические занятия согласно учебно-тематического плана, участвуют в учебно-тренировочных занятиях и походе.

2. «Гид-экскурсовод» (72 часа). Курс нацелен на повышение профессиональных компетенций работников туризма в области экскурсионной деятельности, приобретение профессиональных умений и навыков специалиста гида–экскурсовода. Предназначен для начинающих экскурсоводов. В программе курса предусмотрены лекционные и практические занятия, учебно-тренировочные экскурсии (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные экскурсии (проводятся опытными методистами), выездные занятия «у объекта», специальные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. Итоговая аттестационная работа по результатам обучения на курсах в форме экзамена, состоящего из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть экзамена предполагает сдачу обзорной городской экскурсии. Модули курса: основы организации туристской индустрии; основы экскурсоведения; методика подготовки и техника ведения городской экскурсии; история города и его окрестностей. Слушатели 3 раза в неделю посещают теоретические и практические занятия согласно учебно-тематического плана, участвуют в учебно-тренировочных и учебно-показательных экскурсиях.

3. «Безопасность экскурсионных маршрутов» (16 часов). Курс нацелен на повышение квалификации в области безопасности экскурсионных маршрутов. Полезен гидам-экскурсоводам и иным специалистам, работающим на экскурсионном маршруте. Курс включает изучение материалов по предварительной оценке безопасности маршрута, оценке потенциальных рисков на маршруте, регистрации группы на маршруте в МЧС (при необходимости). Включены занятия по оценке абиотических и биотических факторов, способных оказать негативное влияние на организм туриста; рассмотрены способы минимизации отрицательного воздействия на организм. В рамках обучения большое внимание будет уделяться основам первой доврачебной помощи при различных видах травм, отравлениях, общем переохлаждении, отравлении, утоплении, остановке сердца и дыхания. Модули курса: предварительная подготовка к реализации экскурсионного маршрута; оценка рисков развития опасных ситуаций на маршруте; способы противодействия опасным ситуациям на маршруте; первая доврачебная помощь.

4. «Основные туристские объекты Карелии (для работников гостиничного бизнеса)» (16 часов). Курс рассчитан на повышение квалификации в первую очередь администраторов гостиниц, но будет полезен и другим категориям работников сферы гостеприимства. Освоение курса даст возможность консультировать гостей города, проживающих в гостиницах, избавив их от необходимости поиска информации об интересных туристских объектах и траты времени на поиск турфирм. Это позволит сэкономить время пребывания гостей для знакомства с наиболее важными культурными объектами Карелии и сформирует интерес для нового посещения края, а значит, будет способствовать увеличению туристского потока и загрузке номерного фонда гостиниц. Курс включает изучение истории туризма Карелии и особенностей современного регионального туристского рынка, знакомство с основными туристскими объектами и организационными возможностями их посещения. Занятия будут проходить не только в аудитории, но и на базе музея «История туризма Карелии» с использованием современного мультимедийного оборудования и привлечением опытных экскурсоводов и гидов-переводчиков. В процессе обучения также будет уделяться внимание правилам построения художественной речи, ораторскому мастерству, произношению на иностранных языках названий объектов природы, предметов национального быта, культуры и традиций. Модули курса: знакомство с историей туризма Карелии; анализ рынка туристских услуг и гостеприимства; основные туристские объекты края; способы организации посещения туристских объектов (экскурсии групповые, индивидуальные пешие, автобусные, самолетные и др.); формирование мастерства общения с гостями по вопросу экскурсионной тематики.

Слушателям, успешно сдавшим зачет, выдается удостоверение о курсах повышения квалификации установленного университетом образца.

При реализации вышеуказанных программ дополнительного профессионального образования широко применяются различные информационные технологии дистанционного обучения: сетевые образовательные курсы, веб-занятия, дистанционные олимпиады, вебинары, дистанционное тестирование.

Следует отметить, что некоторые образовательные технологии (например, игровые технологии, технологии проектного обучения) могут успешно использоваться на различных уровнях образования, с другой стороны, иногда применение конкретной образовательной технологии бывает нецелесообразно на определенном образовательном уровне (например, дистанционное обучение может вызвать трудности у детей школьного возраста).

Современным образовательным технологиям, используемым в образовательном процессе, присущи такие характеристики, как:

‒     интерактивность – ориентация на развитие творческого потенциала личности обучающегося, его способностей к неординарному мышлению, развитие системного, критического и стратегического мышления, самостоятельности и научного творчества;

‒     адаптивность – возможность корректировки обучения с учетом потребностей и потенциала обучающихся, учет особенностей группы и личности преподавателя, определенная свобода преподавателя в приемах методической и воспитательной деятельности;

‒     рефлексивность – возможность получения обратной связи в процессе обучения.

Исходя из опыта работы кафедры туризма, следует отметить, что на практике отбор и реализация педагогических технологий непрерывного туристского образования наиболее эффективно осуществляются при соблюдении следующих условий:

‒     ориентация содержания образования на проектную и творческую научно-исследовательскую деятельность;

‒     структурирование содержания по уровням подготовки: бакалавриат, магистратура, программы дополнительного образования;

‒     гибкое использование традиционных, интерактивных, адаптивных и рефлексивных технологий, акцентирование внимания на технологии выхода в интеллектуальную, личностную, межличностную и методологическую рефлексию, работы в многомерной системе образов «Я»;

‒     следование основным направлениям развития личности выпускника, его компетентности и этапности непрерывного образовательного процесса: диагностико-ориентационного, образовательного, активно-действенного, обобщающе-прогностического.

Таким образом, новизна представленных в настоящей статье результатов заключается в раскрытии практических подходов к реализации концепции непрерывного многоуровневого туристского образования на примере Республики Карелия.  Самостоятельную ценность, на наш взгляд, представляет описание отбора педагогических технологий применительно к каждому уровню образования в туризме.

Своевременное реагирование на изменения во внешней среде, тщательный подбор образовательных технологий, внедрение инновационных методик в образовательную деятельность, а также максимальная практикоориентированность выпускников позволят создать приток качественной рабочей силы на предприятия индустрии туризма в Республике Карелия и повысить конкурентоспособность Карелии как туристской дестинации.

 

Список литературы

  1. Енилина, Е. В. Компоненты профессионального самосознания специалистов в области туризма / Е. В. Енилина // Вестник национальной академии туризма. – 2017. – № 3 (43) – С. 75‒77.
  2. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие : в 2 кн. – Книга 1. – Челябинск : ЧГПУ, 2012. – 411 с.
  3. Зорин, И. В. Современная модель профессионального туристского образования /  И. В. Зорин // Вестник РМАТ. – 2011. – № 11. – С. 77–87.
  4. Колесникова, Н. В. Развитие системы практикоориентированной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в Республике Карелия / Н. А. Исакова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 (62). – С. 357–359.
  5. Лесков, А. С. Тренды современного туризма в вузовском образовании / А. С. Лесков, Г. А. Лескова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – № 2 (35). – С. 145–150.
  6. Светов, С. А. Разработка партнерской международной магистерской программы «Проектирование в индустрии туризма» / С. А. Светов, В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы : стратегия инновационного развития ; Материалы Международного форума. – Петрозаводск, 2014. – С. 218–222.
  7. Суслова, И. А. Технологии туристского образования / И. А. Суслова // Вестник Луганского университета имени Тараса Шевченко. – 2009. – № 10 (173). – С. 117–121.
  8. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм» / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик ; пер. с польск. [И. Д. Рудинского]. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА. – 495 с.
  9. Хорева, А. В. Профессионально-ценностные ориентации выпускника вуза как молодого специалиста на рынке труда / А. В. Хорева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23) – С. 302–310.
  10. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://portalramn.ru/upload/26012016old/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf. − (дата обращения 15.03.2019).
  11. Приказ № 1463 от 14.12.2015 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.pravo.gov.ru. − (дата обращения 22.01.2016).
  12. Хуусконен, Н. М. Развитие непрерывного образования в сфере туризма в Республике Карелия [Электронный ресурс] / Н. М. Хуусконен, Н. В. Колесникова // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета : Электронный сборник научных статей. Исследования преподавателей и студентов / Петрозаводский государственный университет ; научный редактор И. А. Колесникова. – Петрозаводск, 2016. – С. 83–88. − Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28411598. – (дата обращения 19.05.2019).


Просмотров: 2509; Скачиваний: 448;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4704