В 2017 г. Петрозаводский государственный университет вошел в число опорных вузов России, подтвердив соответствие требованиям к Программе опорного университета, заключающимся в способности функционировать и развиваться в шести направлениях деятельности:
- «модернизация образовательной деятельности;
- модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- развитие кадрового потенциала;
- модернизация системы управления университетом (в т. ч. управления изменениями на этапе объединения вузов);
- модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;
- развитие местных сообществ, городской и региональной среды [2]».
Ключевые процессы, объединяющие все актуальные направления развития опорного университета, – «модернизация» и «развитие». Понятие «модернизация» трактуется как изменение, улучшение различных параметров системы, переход к более совершенным условиям с помощью ввода различных обновлений. Модернизация (от англ. modern ‒ современный, передовой, обновленный) ‒ это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества [9]. Трактовка понятия «развития» как типа движения и изменения в природе и обществе, связанного с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому» [7], позволяет сделать вывод о близости явлений «модернизация» и «развитие» в контексте Программы развития ПетрГУ как опорного вуза.
Создаваемая в ПетрГУ инфраструктура, обеспечивающая реализацию стратегических проектов развития опорного вуза, предусматривает деятельность в определенных программой направлениях и представляет собой комплекс, включающий две системы:
- инновационные парки: IT-парк, инженерный, биомедицинский, педагогический, гуманитарный, молодежный;
- межрайонные ресурсные центры ПетрГУ, функционирующие на постоянной основе непосредственно в пяти муниципальных районах Республики Карелия и охватывающие своим действием по «кустовому» принципу все 18 муниципальных районов и городских округов республики.
Опорные площадки и базовые кафедры ПетрГУ могут являться как структурами инновационных парков (например, в структуре инновационного педагогического парка в 2018 г. функционировало 5 базовых кафедр ПетрГУ), так и входить в состав межрайонных ресурсных центров ПетрГУ.
Под инновационным парком в Программе развития опорного университета ПетрГУ понимается организованное пространство, обеспеченное соответствующей инфраструктурой, позволяющей создать комфортную креативную среду для работы проектных научно-инновационных команд, сформированных на основе реализации общей научной идеи из числа профессорско-преподавательского состава вуза, обучающихся, внешних партнеров и проектных менеджеров.
Цель создания инновационных парков университета: ускоренная реализация полного инновационного цикла от генерации новых идей и технологий на базе прикладных научных исследований, создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности до воплощения в востребованный наукоемкий продукт и развития производственной деятельности университета.
Предпринимая попытку определить отличительные черты термина «инновационный парк», обратимся к сущности предлагаемой категории «инновационный парк», опираясь на толкование слов «инновации» и «парк».
В научной литературе достаточно много определений понятия «инновация». Английский профессор В. Р. Спенсер под понятием «инновации» подразумевает нечто совершенно новое в конкретной ситуации, которое может быть использовано, когда мы осознали это [4]. Данная трактовка определяет, что инновации ‒ это новое явление для человека, осознанное и используемое человеком непосредственно.
Российское законодательство закрепило термин «инновация» в Федеральном законе № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»: «…инновация ‒ это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1].
Современный философ и социолог Ю. С. Оганисьян отмечает, что «понятие “инновация” следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность» [6].
Н. С. Пугачев делит инновации на две большие группы: закрытые и открытые. Методология закрытых инноваций регламентирует осуществление всех видов деятельности в рамках самой организации. Идеи не могут появиться в организации извне, не могут выйти за ее границы. Организация удерживает внутри своей системы новые идеи, реализует их, создавая новые продукты, и получает благодаря этому ценность. «Открытые инновации ‒ это подход к инновациям, который позволяет задействовать не только внутренние источники, но также и внешние. Идея заключается в том, что не все самые умные люди работают на одну компанию. Компании необходимо вовлекать людей из внешней среды организации, чтобы они предлагали свои идеи, делали замечания, и тем самым улучшали конечный продукт. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему» [14].
В открытой системе возникает множество идей, причем не только внутри организации, но и за ее пределами. Для реализации идей могут привлекаться специалисты других организаций. Таким образом, под открытыми инновациями подразумевается новый продукт, технология, процесс, созданный в результате взаимодействия нескольких субъектов (организаций) и возможный к экстраполяции другими субъектами (организациями).
Слово «парк» происходит от латинского «parcus», что переводится как отгороженное место и означает:
- роща с аллеями;
- большой сад, роща с аллеями;
- большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами [13].
В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой дано следующее значение слова «парк» – большой сад для гуляния, нередко с различным оборудованием, предназначенным для отдыха посетителей [3].
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, слово «парк» имеет несколько значений: 1) большой сад или роща с дорожками для гулянья, с цветниками, площадками для игр; 2) место для стоянки и ремонта техники; 3) совокупность однотипного подвижного состава или средств производства какой-либо отрасли промышленности; 4) территория, предназначенная для хранения, оборудования и ремонта военной техники. Все значения слова представляют парк как часть территории, отведенной для временного или постоянного расположения однотипных объектов в целях удовлетворения социальных потребностей: отдых, парковка автомобилей, ремонт оборудования, технологии и т. п. [10]. Например, аквапарк, зоопарк, луна-парк. Таким образом, парк сосредотачивает различные объекты в зависимости от потребностей, определяющих профиль парка: образовательные, культурно-досуговые, духовные, технические и т. д.
В условиях развития современных информационных технологий возможен также сетевой или виртуальный парк, пространственные границы которого могут быть регламентированы условиями договоров о сотрудничестве участников создания каких-либо образовательных, производственных продуктов, социальных благ.
Понятие «инновационный парк» определяется как организованное территориальное и/или сетевое (виртуальное) пространство, предназначенное для формирования открытой креативной среды, способствующей инновационной деятельности в непроизводственных и/или производственных отраслях экономики. Инновационный парк ПетрГУ ‒ это субъект инфраструктуры ПетрГУ, который призван формировать инновационный потенциал Республики Карелия, привлекать к инновационной деятельности научные и другие организации, образовательные учреждения, физических и юридических лиц, взаимодействующих как между собой, так и с органами государственной власти и управления, для осуществления и (или) формирования условий инновационной деятельности в соответствии с профилем деятельности парка.
На сегодняшний день шесть инновационных парков ПетрГУ представляют собой сеть производственных и образовательных пространств, функционирующих в режиме центров коллективного пользования под руководством ректора ПетрГУ. В сети инновационных парков ПетрГУ: IT-парк, инженерный, биомедицинский, педагогический парк, гуманитарный парк, проектный иннополис, включающий молодежный иннопарк и площадку «Точка кипения».
Идея создания образовательных, научно-исследовательских парков − авторская идея ректора ПетрГУ А. В. Воронина, доктора технических наук возникла в ПетрГУ задолго до создания программы развития ПетрГУ как опорного вуза РФ. Первый инновационный парк в ПетрГУ (IT-парк) ‒ был создан в 2005 г. и на сегодняшний день является уникальным образовательным ресурсом для Северо-Запада России.
IT-парк ПетрГУ был создан на базе ИТ-подразделений университета: Регионального центра новых информационных технологий, Центра систем автоматизации, Клуба творчества программистов. В 2008 г. был реализован специальный проект полной реконструкции здания бывшего общежития и преобразования корпуса в современный инновационный комплекс IT-парка. В 2009 г. университет ввел в действие 1-ю очередь здания IT-парка площадью 1000 кв. м., в 2010 г. была введена 2-я очередь IT-парка площадью более 2500 кв. м. С 2009 г. появилась возможность создания малых предприятий при университетах с долей в уставном капитале. В 2010 г. ПетрГУ создал первые малые инновационные предприятия со своим учредительством для реализации наукоемкой продукции IT-парка. В 2010−2017 гг. ключевую роль в развитии инновационного парка и новых направлений разработок сыграла реализация Программы развития инновационной инфраструктуры ПетрГУ c федеральным финансированием в объеме 133 млн. руб. В рамках данной Программы университет осуществил интеграцию и комплексное развитие инновационной инфраструктуры IT-парка ПетрГУ. Созданы благоприятные условия для правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, коммерциализации технологий и инновационных продуктов в приоритетных областях. Активизировалась работа по созданию, внедрению и правовой защите результатов интеллектуальной деятельности в приоритетных для вуза областях науки и техники: информационно-коммуникационные технологии, электроника, наукоемкие и ресурсосберегающие технологии рационального природопользования. Созданы инновационные центры, в т. ч. оказывающие инжиниринговые услуги, и малые предприятия по основным научно-техническим направлениям. Сформирована современная материально-техническая база инноваций. Разработаны и реализованы целевые программы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий. Более 100 сотрудников прошли стажировки и повышение квалификации по инновационной деятельности и трансферу технологий в ведущих вузах США, Финляндии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Германии, Китая. Осуществляется постоянная поддержка инновационной деятельности, включая обучение проектных команд, консалтинг, экспертизу, маркетинг, мониторинг и прогнозирование возможности внедрения результатов научных исследований. IT-парк ПетрГУ стал примером успешной интеграции всех необходимых ресурсов (информационных, образовательных, материально-технических, финансовых, технологических, интеллектуальных) для ускоренного получения и продвижения в реальный сектор экономики востребованных наукоемких IT-продуктов университета.
В IT-парке активно работают преподаватели, учатся студенты и школьники, команда Петрозаводского университета является призером Чемпионата мира по программированию. Результатом взаимодействия IT-парка и Института математики и информационных технологий, а также других подразделений ПетрГУ является то, что IT-парк ПетрГУ на сегодняшний день признан одним из лучших в мире интеллектуальных инкубаторов. Опыт построения, деятельность участников образовательного процесса, синергетический эффект взаимодействия различных структур продемонстрировали продуктивность и результативность образовательной, научно-исследовательской деятельности в рамках IT-парка.
Благодаря материально-техническому развитию ПетрГУ, приобретению современного оборудования, разработке программного и методического обеспечения, системе повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава университета стало возможным создание сети инновационных парков.
Целью создания инновационных парков является генерация новых перспективных идей и их трансформация в инновационные разработки в производственной и социальной сферах экономики республики.
Инновационные парки ПетрГУ обеспечивают необходимые условия для решения следующих задач:
- ускоренная реализация полного проектного цикла «выдвижение идеи – разработка проекта – реализация проекта – сопровождение и продвижение проекта»;
- развитие производственной деятельности университета;
- функционирование в режиме опорной площадки для апробации новых идей и квалифицированной помощи ученым, инженерам, начинающим предпринимателям в оценке перспективности их идей;
- эффективное использование материально-технической базы университета;
- вовлечение молодежи (школьников, потенциальных абитуриентов, студентов) в организацию и проведение инновационных исследований;
- активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава университета по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий;
- реализация комплекса мер и мероприятий по формированию инвестиционной привлекательности инновационного парка;
- повышение престижа ПетрГУ и его исследовательских возможностей;
- создание условий для вовлечения в инновационную деятельность научных коллективов исследовательских и образовательных организаций, преподавательского и студенческого состава, зарубежных инновационных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, специалистов и изобретателей;
- реализация концепции непрерывного образования ПетрГУ: дополнительное образование и консультативная поддержка студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава;
- реализация региональной концепции непрерывного профессионального образования, включающей все уровни образования от дошкольного до высшего профессионального и дополнительного.
С социальной точки зрения инновационный парк характеризуется высоким уровнем образовательного и научного потенциала, ориентацией на решение актуальных социальных задач, наличием социальной инфраструктуры.
Инновационные парки ПетрГУ в экономике Республики Карелия призваны стать:
- двигателем инновационного развития определенной сферы экономики путем трансформации научного знания в продукт производственной и/или непроизводственной деятельности;
- инструментом социальной интеграции участников образовательного, производственного или технологического процесса.
Структурной особенностью иннопарков ПетрГУ является наличие в них как устоявшихся структур (центры, лаборатории, исследовательские институты), так и дискуссионных площадок для генерации и «обкатки» новых проектных идей с последующим формированием новых научно-инновационных проектных коллективов.
В структуру иннопарков входят:
- ресурсные центры;
- центры поддержки и сопровождения инноваций;
- исследовательские и инновационные центры (лаборатории, институты, проектно-конструкторские бюро) по направлениям;
- совместные с партнерами центры;
- опытные площадки (дискуссионные, апробационные, экспериментальные, производственные, технологические);
- малые инновационные предприятия / НКО.
Деятельность иннопарков строится на проектной основе путем создания проектных команд (межкафедральных, междисциплинарных, разновозрастных) и обеспечения эффективного их функционирования как по выполнению исследований, так и по созданию инновационных продуктов. Процесс создания и реализации проекта сопровождается менеджерской и маркетинговой поддержкой.
Трансфер методик, моделей, образовательных программ, решений и технологий, разработанных в иннопарках, в региональную среду, организация взаимодействия с администрациями муниципальных районов, местными сообществами, предприятиями непосредственно в городах и поселках региона осуществляются через сеть межрайонных ресурсных центров (МРРЦ), созданных университетом на постоянной основе в районах РК, а также систему опорных площадок (образовательных, проектно-исследовательских, опытно-производственных, технологических), базовых кафедр, университетских образовательных организаций, функционирующих непосредственно на базе организаций и предприятий-партнеров.
Для реализации целевой модели опорного университета и переформатирования всего комплекса научных исследований от генерации идей до создания наукоемкого продукта ПетрГУ, взяв за основу успешный опыт деятельности инновационно-технологического парка «IT-парк ПетрГУ», построил экосистему инновационных парков во всех приоритетных областях (см. рис.):
- технологических: IT-парк; инженерный иннопарк; биомедицинский иннопарк;
- социальных: гуманитарный иннопарк; педагогический иннопарк; молодежный иннопарк.
Рис. 1. Сеть технологических иннопарков ПетрГУ
Условиями создания инновационного парка являются результаты методологической исследовательской деятельности в нескольких направлениях, приоритетными среди которых названы:
- создание методологии построения инновационного парка;
- разработка концепции и создание инфраструктуры инновационного парка;
- проектирование и разработка правовых и экономических механизмов, мотивирующих научно-исследовательские и профильные организации к сотрудничеству в рамках инновационного парка;
- развитие форм государственно-частного, общественно-государственного партнерства в системе функционирования и развития инновационных парков;
- создание эффективных механизмов и технологий взаимодействия, направленных на координацию и сбалансированность интересов университета, бизнес-сообществ, власти и общества;
- разработка методик, техник, видов оценивания инновационной деятельности: эффектов для развития университета, региональных последствий и социальных возможностей, а также рисков;
- формирование инструментов мониторинга по результатам инновационной деятельности и т. д.
Предпринятая попытка дефинировать понятия «инновационный парк», «инновационный парк ПетрГУ», определить цели, задачи, условия создания, функционирования и развития инновационных парков в ПетрГУ приводит к выводу о том, что не существует какого-либо одного типового проекта создания и организации деятельности инновационного парка, как не существует локального акта, который мог бы стать типовым для всех инновационных парков ПетрГУ. У каждого парка свои концептуальные и организационные особенности.
Например, молодежный инновационный парк ПетрГУ функционирует с 2018 г. как открытая креативная среда для поддержки молодежных инициативных и проектных групп, для создания и реализации молодежных стартапов, работы проектных команд, сформированных на основе общей идеи и мотивации на ее воплощение из числа молодых преподавателей, ученых, сотрудников, обучающихся, внешних партнеров и проектных менеджеров. Пространство молодежного инновационного парка представляет собой коворкинг-зоны с интерактивным наполнением для проведения рабочих встреч, мастер-классов, совещаний, тренингов, а также других мероприятий. Здесь нет высокотехнологичной материально-технической базы и лабораторного оборудования, соответствующих современным требованиям, тем не менее в организации деятельности присутствует последовательность действий, обеспечивающая решение одной из основных задач инновационных парков: ускоренная реализации полного проектного цикла «выдвижение идеи – разработка проекта – реализация проекта – сопровождение и продвижение проекта».
Трансформация результатов научных и образовательных исследований в востребованную инновационную и наукоемкую продукцию в производственной и социально-гуманитарной сферах обеспечивается в результате нескольких направлений деятельности ПетрГУ, в том числе благодаря созданной экосистеме шести инновационных парков в ПетрГУ (IT, инженерного, биомедицинского, педагогического, гуманитарного, молодежного).
Инновационные парки задумывались как открытая инновация, как система взаимодействия институтов ПетрГУ, образовательных учреждений Республики Карелия, научных организаций, предприятий, занятых коммерциализацией научных достижений и разработок, некоммерческих и общественных организаций, наконец, взаимодействия инновационных парков между собой. Именно этот круговорот взаимодействий, сотрудничества, кооперации, коллаборации различных структур позволяет трактовать систему инновационных парков как экосистему, переводя биологический термин в плоскость экономики и образования.
«Экосистема обладает такими функциональными характеристиками, которые определенным образом регулируют процессы внутри системы в целях поддержания необходимого равновесного состояния… В связи с тем, что движение энергии ‒ сложная функция, экосистема может быть рассмотрена только как единое целое, а не фрагментарно, так как каждый элемент системы имеет функциональное влияние на другие элементы» [12].
В последнее десятилетие все чаще используется термин «инновационная экосистема». В основе концепции инновационной экосистемы лежит проведение аналогии между природой и обществом: экосистема как биологическое явление и инновационная экосистема как социальное явление.
Если биологическая экосистема рассматривается как сложная множественность среды, ресурсов, отдельных субъектов, осуществляющих постоянный обмен энергией, то основой функционирования инновационной экосистемы является движение экономических и социальных ресурсов, взаимоотношения между субъектами, участниками социальных процессов, целью которых являются технологическое развитие и инновации. Экономические ресурсы в данном случае включают в себя как материальные, так и человеческие возможности.
Ученый и практик в области современных экономических моделей Д. Д. Цителадзе, определяя понятие инновационной экосистемы, называет следующие обязательные компоненты или, точнее, группирует необходимые человеческие и материальные ресурсы.
Именно наличие перечисленных компонентов в инновационном парке создает определенную среду, которая не только способствует формированию новых идей, но и их реализации. Для создания такой среды не существует неважных факторов ‒ интерьер, цвет, мебель, оборудование учебных аудиторий, комфортность выстроенной инфраструктуры, мотивированность преподавателей и обучающихся, технологические возможности для научно-исследовательской и инновационной деятельности ‒ все это влияет на эффективность функционирования иннопарков.
Существенным фактором, актуализирующим организацию, профильность, направления деятельности, структуру инновационных парков, является так называемая «третья миссия» ПетрГУ как регионального интеллектуального центра генерирования новых технологий и новых знаний. Петрозаводский государственный университет безусловно лидирует в формировании интеллектуальной повестки дня Республики Карелия. Именно это определяет постоянную актуальность проблемы человеческих (профессиональных) ресурсов в экосистеме инновационных парков: нужны увлеченные профессионалы, готовые учиться и применять новые методики, ставить задачи и отвечать за результат вместе с командой, подтверждая определение инновационных парков как концентрации талантов, стартапов, технологий и событий, среды высокой концентрации импульсов, замыслов и идей.
Список литературы
- О науке и государственной научно-технической политике: Федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ ; принят Гос. Думой 12 июля 1996 г. ; одобр. Советом Федерации 7 августа 1996 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справ. прав. система / Компания «КонсультантПлюс». – Электрон. дан. – [Москва], сор. 1997. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ – (дата обращения: 25.02.2019).
- О проведении конкурсного отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета в 2017–2019 годах: Приказ Минобрнауки РФ от 17 февраля 2017 г. № 161. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/456066227. – (дата обращения 25.02.2019).
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2-х т. / Т. Ф. Ефремова. – Москва : Русский язык, 2000. – 1209 с.
- Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин [и др. ] ; науч. ред. С. Д. Ильенкова. – 3-е изд., доп. и испр. – Москва : Юнити-Дана, 2007. – 335 с.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
- Модернизация и политика в XXI веке / [науч. ред. Ю. С. Оганисьян]. – Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – 336 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. / [науч. ред. В. С. Степин]. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Мысль, 2010. – 2806 с.
- Романов, В. П. Моделирование инновационной экосистемы на основе модели «хищник – жертва» / В. П. Романов, Б. А. Ахмадеев // БИЗНЕС – ИНФОРМАТИКА. – 2015. – № 1 (31). – С. 7–17.
- Словарь русского языка: в 4 т. / [науч. ред. А. П. Евгеньева]. – 4-е изд., доп. и испр. – Москва : Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. – Т. 4. – 800 с.
- Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. – Москва : Альта–Принт, 2005. – 1216 с.
- Цителадзе, Д. Д. Методология создания самоорганизуемой российской экосистемы инновационного бизнеса / Д. Д. Цителадзе // Инновации: журнал об инновационной деятельности. – 2011. – № 6 (152). – С. 9–18.
- Ахмадеев, Б. А. Инновационная экосистема как ключевой фактор для экономического роста региона [Электронный ресурс] / Б. А. Ахмадеев, Н. А. Моисеев // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2016. – № 4 (88). – Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnaya-ekosistema-kak-klyuchevoy-faktor-dlya-ekonomicheskogo-rosta-regiona-23. – (дата обращения 25.02.2019).
- estateline.ru [Электронный ресурс] : Строительный портал / АО «ДП Бизнес Пресс». – Электрон. дан. – [Санкт-Петербург], сор. 2005. – URL: http://www.estateline.ru/termin/3068. − (дата обращения 25.02.2019).
- Пугачев, Н. С. Открытые инновации [Электронный ресурс] / Н. С. Пугачев. – Электрон. ст. – [Россия], 2013. – свободный. – Аналог печ. изд. (Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 403–407). – Электрон. дан. − URL: https://moluch.ru/archive/53/7001/ – (дата обращения 25.02.2019).