Резинкина, Л. В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА-ГЕРОЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / Л. В. Резинкина, Т. Н. Акимова // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 4 (28). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.5151


Выпуск № 4 (28)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 371.485

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА-ГЕРОЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Резинкина Лилия Владимировна
доктор педагогических наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», директор Научно-методического ресурсного центра инклюзивного и дуального образования
(Санкт-Петербург, Россия)
lastik65@yandex.ru
Акимова Татьяна Николаевна
директор ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга
(Санкт-Петербург, Россия)
tn-a@bk.ru
Ключевые слова:
социальная активность школьников
воспитательный потенциал города-героя
средовый подход
детское общественное объединение.
Аннотация: В статье сделана попытка проанализировать роль и влияние воспитательного потенциала города-героя на процесс развития социальной активности школьников в современной России. Данная проблема особенно актуальна в преддверии Года Памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Рассмотрена теория средового подхода, дано определение воспитательного потенциала города-героя, подчеркнута значимость его использования для стабильного развития социальной активности школьника, отмечена сущность и специфика этого процесса. Выделены ресурсы воспитательного потенциала города-героя – архитектурный историко-культурный, образовательный, социально-деятельностный и виртуальный. Выявлены особенности данных ресурсов и приведены конкретные примеры их реализациина примере города-героя Ленинград. Приведены подтверждающие выводы примеры из реальной практики воспитательной деятельности патриотической направленности школы и детского общественного объединения «Георгиевская дружина». Предложен инструмент реализации воспитательного потенциала города-героя для развития социальной активности школьников – детское общественное объединение патриотической направленности.
Статья поступила: 23.08.2019; Принята к публикации: 15.11.2019; Размещена в сети: 25.12.2019.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HERO CITY IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN'S SOCIAL ACTIVITY

Rezinkina Lilia V.
Holder of an Advance Doctorate, Head of Scientific-methodological Resource Center of Inclusive and Dual Education, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
(St. Petersburg, Russia)
lastik65@yandex.ru
Akimova Tatyana N.
Head of high school # 79
(St. Petersburg, Russia)
tn-a@bk.ru
Keywords:
schoolchildren's social activity
educational potential of hero city
medium approach
children's public association.
Abstract: The article attempts to analyze the role and influence of the educational potential of the hero city on the process of development of social activity of schoolchildren in modern Russia. This problem is particularly relevant on the eve of 2020, declared the Year of Memory and glory in honor of the 75th anniversary of Victory in the great Patriotic war. The theory of the middle approach is considered, the educational potential of the hero city is defined, the importance of its use for the stable development of social activity of the schoolboy is stressed, the essence and specificity of this process is noted. Resources of the educational potential of the hero city - architectural historical and cultural, educational, social and activity and virtual - have been allocated. The peculiarities of these resources are revealed and concrete examples of their implementation are given on the example of the hero city Leningrad. Supporting conclusions there are given some examples from the real practice of educational activity of patriotic orientation of the school and children's public association "Georgievskaya team." An effective tool for realizing the educational potential of the hero city for the development of social activity of schoolchildren - a children's public association of patriotic orientation - has been proposed.
Paper submitted on: 23.08.2019; Accepted on: 15.11.2019; Published online on: 25.12.2019.

Внимание государства к решению проблемы развития социальной активности и культуры молодежи выражено в требованиях к содержанию образования, обозначенных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 г. «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан РФ” на 2016−2020 годы».

Важность решения этой проблемы неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря, прежде всего, о патриотизме: «Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству… На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну… От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [11].

Социальная активность человека универсальна и проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, предполагая ответственность за судьбу общества, страны, окружающей среды, свои поступки и действия. В исследованиях М. А. Андреевой, Б. З. Вульфова, И. А. Ильина, Н. А. Соколовой, В. А. Сухомлинского, В. Н. Ярской и др. о развитии социальной активности личности подчеркивается, что базис ее формирования, содержание, инструментарий и методы исторически определялись особенностями социально-культурного развития человечества [8].

В данной статье мы рассматриваем понятие социальной активности школьника лишь в рамках социально-педагогического аспекта. Однако подчеркнем, что данный феномен используется во многих науках, например философии, социологии, психологии и др. Поэтому единого подхода в его определении не существует.

В исследованиях Е. Е. Окуловой определено, что необходимыми условиями для формирования активности детей являются целенаправленная система ценностей школьников, их адекватная самооценка, позитивное отношение к окружающей среде, актуализация внутренней потребности в деятельности, содействие самореализации ребенка в проявлении инициативы, творчества и т. д. [10].

По мнению С. А. Демидовой и И. Р. Сорокиной [3], развитие социальной активности ребенка будет эффективным при сочетании когнитивной, эмоциональной и поведенческой деятельности. Данный вывод лег в основу определения в нашем исследовании следующей структуры социальной активности ребенка (рис. 1), а также соответствующих критериев.

 

 

 

Рис. 1. Структура и критерии оценивания социальной активности

 

Для моделирования процесса формирования и развития данных компонентов можно использовать различные методологические подходы. В нашем исследовании особое место занимает средовый подход, который позволяет исследовать среду как средство управления развитием личности, ее социальных характеристик.

Проблема взаимодействия школы, личности ребенка и среды как наиболее природосообразного и гуманистического воспитания рассматривалась видными учеными-педагогами П. П. Блонским, П. Д. Бочаровым, Л. С. Выготским, Л. Н. Коганом, А. С. Макаренко,  Ю. С. Мануйловым, П. А. Сорокиным и др. 

Анализ исторической динамики значимости среды в обучении, воспитании и развитии личности до конца ХХ в. подробно описан Е. А. Алисовым [2]. Эти данные дополнены нами в ходе исследования периодом XXI в. в контексте влияния на патриотическое воспитание и развитие социальной активности:

  • новых социально-экономических отношений (А. Н. Вырщиков) и региональных сред (Ш. А. Мирзоев, И. В. Прошек, В. В. Пионтковский, А. В. Мудрик, А. И. Фофин и др.) – первое десятилетие XXI в.;
  • программно-проектного подхода (А. К. Быков, А. Н. Томилин, С. Н. Томилина и др.), воспитательного потенциала среды города-героя (М. Ю. Корнилова, С. С. Синютин и др.), среды информационного противоборства (И. Н. Панарин, А. А. Мирзаев, В. Ю. Троицкий и др.), сетевой информационной среды (А. В. Назарчук, Т. Е. Максимова и др.).

Неоднородность социокультурных сред в нашей огромной стране требует от организаторов воспитательного процесса внимательно изучить их воспитательный потенциал, учитывая как требования единства национальной политики, так и специфику конкретного региона или города. Е. П. Белинская, Г. Н. Волков, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина и другие ученые связывали свои педагогические и психологические исследования с изучением территориальных и этнических факторов социализации подрастающего поколения [6].

Анализ научных работ Е. А. Алисова, Ю. С. Мануйлова, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой и др. показал актуальность воспитательной среды во все периоды жизнедеятельности человечества.

Однако остается малоизученным большой пласт воспитательного ресурса развития социальной активности школьника в конкретных специфических условиях города-героя. Только в последнее десятилетие появились исследования возможностей города-героя в патриотическом воспитании молодежи.

Рассматривая немногочисленные исследования по данной проблеме (М. Ю. Корнилова, С. С. Синютин и др.), можно сделать вывод, что фундаментальных трудов по проблеме использования воспитательного потенциала города-героя для развития социальной активности школьников еще нет. Изучение научно-педагогической литературы и реального опыта по воспитанию социальной активности школьников, ретроспективный анализ собственной деятельности подтверждают актуальность исследования выявленной проблемы [4; 9].

Средовый подход позволяет рассмотреть воспитательную среду города-героя как совокупность архитектурных, исторических, образовательных, культурных, гражданско-патриотических, общественных, социально-экономических и психолого-педагогических условий жизнедеятельности личности, которая может быть использована и преобразована педагогом в фактор интенсивного и интегрированного влияния на развитие социальной активности школьников.

Под воспитательным потенциалом города-героя понимается способность какого-либо места или объекта влиять на траекторию развития человека. Каждый маршрут субъекта по городскому пространству − уже источник для информального образования. Памятники, улицы, площади, памятные таблички, люди, которых мы встречаем, – все это так или иначе влияет на школьника, сообщает ему информацию, провоцирует интерес, вызывает желание действовать.

В настоящее время воспитательный потенциал города-героя продолжает быть достаточно многогранным. В ходе изучения истории родного края школьники впитывают истоки патриотизма, трудовой и воинской славы города, находят многочисленные возможности для поисковой работы, открывают факты, связанные с историей семьи, людей, проживающих рядом с ними и хранящих память о родных и близких. Факты, записанные школьниками, фото- и видеоматериалы встреч со свидетелями и участниками массового героизма хранятся в школьных экспозиционных фондах и позволяют запечатлеть мгновения истории, стремительно уносящейся вдаль [1].

В исследовании воспитательного пространства города-героя мы рассмотрели само понятие города-героя и выделили основные виды его ресурсов.

Город-герой – высшее звание города, его присвоили двенадцати городам Советского Союза за коллективный подвиг жителей в годы Великой Отечественной войны. Звание «крепость-герой» присвоено Брестской крепости [9].

Исторически сложилось, что звание «город-герой» впервые прозвучало в Приказе № 20 от 1 мая 1945 г. «О праздничном салюте в честь исторических побед Красной армии на полях Великой Отечественной войны», подписанном Верховным главнокомандующим И. Сталиным. Приказ сообщал о проведении салюта в двадцать артиллерийских залпов в столицах союзных республик СССР, а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе. Несмотря на то что данное звание не было ранее присвоено ни одному городу, принято считать этот приказ первым приказом о городах-героях, а указанные города стали называть с того момента, добавляя к названию почетное звание «город-герой». Положение о почетном звании «город-герой» было утверждено спустя 20 лет, 8 мая 1965 г., указом № 3566-VI Президиума Верховного Совета СССР. В этот же день было издано семь указов о присвоении почетного звания «город-герой» городам: Москве, Ленинграду, Киеву, Волгограду, Севастополю, Одессе и звания «крепость-герой» Брестской крепости.

18 июля 1980 г. формулировка Положения была изменена –  почетное звание сменилось на высшую степень отличия –  звание «город-герой» [9].

Появление таких городов создало мощную базу для исторического,
героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания населения, особенно подрастающего поколения в Российской Федерации.

В 2004 г. был основан Межгосударственный Союз городов-героев России, Украины, Республики Беларусь для объединения и координации усилий по патриотическому воспитанию граждан на примере боевых и трудовых традиций городов-героев. 

Нами смоделирован процесс актуализации героических традиций и воспитательной среды на примере города-героя Ленинграда, выявлены и охарактеризованы следующие ведущие ресурсы его воспитательного потенциала (рис. 2).

 

  

 

Рис. 2. Структура воспитательного потенциала города-героя

 

«Феномен ресурсов» начал особенно активно разрабатываться в последние два десятилетия. В исследовании мы рассматривали преобразование выявленных ресурсов, составляющих воспитательный потенциал города-героя, в воспитательные ресурсы и возможности педагогов, обеспечивающих динамику развития социальной активности школьников.

Проектируемые ресурсы воспитательного потенциала города-героя отражают новые смыслы воспитания и существуют в форме концепции, стратегии, программ, проектов, миссии воспитания школы и т. д.

Архитектурный историко-культурный ресурс мы ограничиваем совокупностью памятников истории и культуры, элементов городской инфраструктуры (улицы, площади и т. п.), которые отличаются наибольшей патриотической наполненностью и на этой основе служат главным средством реализации воспитательного потенциала города-героя.

 Например, в Санкт-Петербурге (городе-герое Ленинграде) располагаются 8 464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4 213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации.

Более 120 улиц и площадей города-героя Ленинграда носят имена маршалов и рядовых, генералов и пионеров-героев, добровольцев и тружеников тыла. Большинство из них находятся в Кировском и Красносельском районах, что связывается с обороной Ленинграда. Знание биографий и подвигов людей, в честь которых городские объекты получили свое название, помогает не только сохранять героические традиции, но и воспитывает толерантность и дружбу между народами. Вот выдержка из сочинения школьника 8-го класса: «Как-то раз я увидел улицу Алии Молдагуловой. Когда нам дали задание написать про героя Великой Отечественной войны, я решил узнать в Интернете про эту девушку. Оказалось, что Алия была сиротой и родилась в Казахстане. В Ленинград ее привез дядя, но потом отдал 14-летнюю девочку в детский дом. Когда началась война, Алие было всего 16 лет. А в 1943-м Алия поступила в школу снайперской подготовки и через два месяца ушла на фронт. Через год она храбро сражалась под Псковом, повела бойцов за собой в атаку и погибла во время штурма немецких окопов. Ей было всего 18 лет. Одну ленинградскую улицу в 1970 г. назвали ее именем. Это красивая улица, на нескольких домах нарисованы виды Парижа. И Алия была очень красивой девушкой. Я нашел в Интернете только две ее фотографии. Очень жаль, что во время войны погибают такие красивые молодые девушки».

Значительный образовательный историко-культурный ресурс воспитательного потенциала города-героя – это общественно признанные материальные и духовные ценности, достижения общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также для передачи последующим поколениям, содержатся в фондах музеев и библиотек города, их можно увидеть на выставках и в театрах.

Кроме официальных музеев, очень большой воспитательный ресурс имеют школьные музейные экспозиции, например, в СОШ № 79. Первая из них – традиционная временная выставка «Реликвии Великой Победы», которая включает ежегодно обновляющийся комплекс военно-исторических экспонатов: детали снаряжения и обмундирования, документы, фотографии, предметы быта, газеты, книги, письма, цветы. Все это находят и описывают сами школьники. Самым ценным является то, что экскурсию по экспозиции проводят тоже сами учащиеся, которые являются членами детского общественного объединения «Георгиевская дружина» (руководитель А. Ю. Акимов).

Приведем еще один пример сотрудничества с музеями. Школьниками из детского общественного объединения школы № 79 Калининского района Санкт-Петербурга за период с 2014 по 2017 г. в архив ГБУ «Пискаревское мемориальное кладбище» передавались списки «Малых Пискаревок», где покоятся останки ленинградцев, эвакуированных в годы блокады Ленинграда, но не выживших на Большой земле. Так, 27 октября 1943 г. в деревне Красуха фашисты сожгли 296 человек: жителей местных деревень и эвакуированных ленинградцев, которых вывезли из окруженного Ленинграда. Школьники ДОО «Память сердца» передали от имени всех ленинградцев-петербуржцев в краеведческий музей города Порхов капсулу с землей города-героя Ленинграда, взятую из братской могилы ГБУ «Пискаревское мемориальное кладбище».

Патриотический социально-деятельностный ресурс включает историко-героические, духовно-нравственные традиции города-героя, акции и мероприятия патриотической направленности, участие жителей в бережном сохранении историко-культурного и героико-трудового наследия города-героя.

В исследовании М. Ю. Корниловой выявлено значительное влияние традиций городов-героев на воспитание патриотизма и гражданской ответственности подрастающего поколения (историко-героических, духовно-нравственных, деятельного участия жителей в бережном сохранении историко-культурного и героико-трудового наследия города-героя) [4].

Активное участие в бережном сохранении историко-культурного и героико-трудового наследия города-героя – гражданский долг каждого школьника.

Школьниками СОШ № 79 выяснено, что за период с 2014 по 2018 г. ушли из жизни 9 из 20 Героев Советского Союза, проживавших в Санкт-Петербурге (из архивных материалов Общества героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы):

Из ныне здравствующих героев Советского Союза остались лишь двое, родившихся в 1923 и 1925 гг., награжденных в годы Великой Отечественной войны этим почетным званием: Н. Т. Шашкин, М. В. Ашик. Остальные герои, проживающие в Санкт-Петербурге, награждены в мирное время за подвиги: служба в «горячих точках», выполнение интернационального долга. Тем важнее для школьников успеть встретиться с живыми свидетелями событий прошлого века. При современных возможностях техники школьники могут собрать, обобщить материалы, ознакомить с ними других обучающихся, увековечить память героев, брать с них пример и формировать качества, необходимые настоящему патриоту, чтобы в любой момент быть готовым к подвигу.

Изучение истории родного Санкт-Петербурга (Ленинграда) позволяет школьникам прикоснуться к традициям, вникнуть в суть формирования у горожан понятия «петербургская культура», которая помогла отстоять город в период морозных дней блокадной зимы, проявить массовый героизм и стойкость не только при защите города, но и в труде, на своих рабочих местах, выполняя долг перед Родиной под лозунгом: «Все для фронта! Все для Победы!».

Социально-деятельностный ресурс реализуется в проявлении подрастающим поколением потребности в активном участии в традиционных мероприятиях разного уровня, посвященных памятным датам блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны. Подчеркнем, что в городе Санкт-Петербурге таких дат намного больше, чем в других городах. Конечно, это обусловлено такой масштабной трагедией, как блокада Ленинграда. Назовем лишь несколько примеров участия обучающихся СОШ № 79: городская акция памяти с посещением монумента «Цветок жизни», акция «Пока я помню, я живу…» у памятника «Дети войны», вахта памяти у мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и др.

Виртуальный патриотический ресурс особенно актуален сегодня, в период цифровизации образования. Данное инновационное образовательное и воспитательное средство выступает активным механизмом в практической реализации воспитательного потенциала города-героя и служит эффективным и востребованным среди молодежи инструментом формирования ее социальной активности. Это обусловлено определенными преимуществами данного ресурса, такими как круглосуточная доступность из любого места, где есть Интернет, доступность информации на экранах смартфонов и планшетов, широко распространенных среди школьников, переключение внимания подрастающего поколения с негативных или враждебных интернет-ресурсов на позитивные и патриотические источники информации, возможность смены языка на ресурсе для привлечения соотечественников и иностранной молодежи, проживающих за рубежом, наличие легко изменяемой текстовой информации, позволяющей сочетать просветительные функции и ориентацию на формирование патриотического сознания и социальной активности.

Сегодня в Интернете наблюдается многообразие виртуальных ресурсов. Выделим среди них наиболее перспективные для решения исследуемой проблемы.

Как было сказано в начале статьи, государство заинтересовано в развитии социальной активности подрастающего поколения, поэтому существуют и получают государственную поддержку множество порталов и сайтов патриотической и гражданской направленности. Например, энциклопедия Министерства обороны РФ (http://encyclopedia.mil.ru), сайт Международного союза городов-героев (https://www.городагерои.рф), обобщенный банк данных «Мемориал» о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период (https://obd-memorial.ru), школа родительского мастерства (https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov.html) и т. д.

Такие порталы и сайты имеют множество общеобразовательных учреждений и детских общественных объединений, включивших в свою воспитательную деятельность такие направления, как развитие социальной активности детей и их патриотическое воспитание.

Виртуальные музеи способствуют формированию положительной мотивации самостоятельной познавательной и практической деятельности в гражданско-патриотической сфере, ценностно-патриотической ориентации школьника, развитию его социальной активности. В последнее время при создании виртуальных музеев стали использоваться мобильные приложения, адаптирующие эти сайты к массово распространенным в молодежной среде планшетам и смартфонам [5].

В сфере образования виртуальные музеи служат как познавательное средство по учебным дисциплинам и как проектная технология. Во всех указанных аспектах виртуальные музеи могут также быть эффективным средством гражданско-патриотического воспитания. Среди виртуальных музеев, открытых общеобразовательными учреждениями, проводятся конкурсы с определенной системой поощрений.

Проектирование виртуальных музеев гражданско-патриотической тематики самими обучающимися с помощью бесплатных конструкторов сайтов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет, ‒ это деятельность, способствующая патриотическому воспитанию в процессе разработки виртуальных музеев. При создании виртуальных музеев краеведческой направленности энтузиасты зачастую используют свои семейные архивы.  Большим достоинством таких виртуальных музеев является показ пласта культурной информации, представляющей значительную исследовательскую ценность, но имеющей достаточно низкую степень доступности для большинства населения России. Это коллекции семейных архивов и малых музеев, т. е. музеев школ и других детских учреждений, комнат и уголков боевой славы. Самостоятельная разработка проектов виртуальных музеев не только расширяет кругозор. Проектирование виртуальных музеев гражданско-патриотической направленности вовлекает население всех возрастов в творческий процесс, направленный в конструктивное созидательное русло.

Особое место в виртуальных ресурсах занимают социальные сети, которые активно популяризируют патриотически направленную деятельность среди школьников, расширяя спектр форм и методов формирования их социальной активности. В качестве примера приведем группу «Георгиевская Дружина (Оловянные солдатики, Айвенский Орден)» в социальной сети «ВКонтакте», которая рассказывает о деятельности этого детского общественного объединения, целью которого является служение России, укрепление духовно-нравственной мощи Отечества. Задачи Дружины – пробуждение чувства патриотизма и милосердия в гражданах и детях России, распространение знания и уважения героической истории Отечества, забота о процветании школы, округа, района, Санкт-Петербурга, России.

Подчеркнем, что технологические инновации не только привносят нечто принципиально новое в процесс патриотического воспитания, но и способны содействовать более продуктивному использованию ранее разработанных и внедренных воспитательных моделей и форм, оказывая им инновационную поддержку. С нашей точки зрения, наилучший результат дает именно сочетание традиционных и инновационных методов воспитания патриотизма. Среди проверенных временем методов самое достойное место занимают проведение мероприятий патриотической направленности (фестивали художественного творчества, конкурсы, выставки, состязания, военно-спортивные игры), использование традиционной народной культуры, обеспечивающей преемственность поколений и воспитывающей заботливое отношение к старшему поколению, краеведение, использование произведений искусства для развития патриотического сознания граждан. Кроме того, к методам воспитания патриотизма относят развитие интереса к российской истории, в частности к истории военной, к военному искусству, к сохранению и приумножению воинских традиций.

В ходе проведения мониторинга сформированности социальной активности школьников-участников детских общественных объединений было установлено, что все респонденты повысили свой уровень до высокого, средний балл составил 95,4 (по 100-балльной шкале). Наибольший рост был выявлен по деятельностному критерию. Расширился список мероприятий гражданско-патриотической направленности, в которых дети принимали участие, а также количество их участников. Отметим результат, который мы не прогнозировали в нашем исследовании, – влияние процесса развития социальной активности школьников-участников детских общественных объединений на профессиональное самоопределение школьников. Занимаясь в вышеназванных объединениях, школьники приобретают навыки, которые помогают им определиться в будущей профессии. Например, в ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга школьники-участники детских общественных объединений «Память сердца»,  «Георгиевская Дружина» уже сейчас связывают свою будущую профессию с военно-патриотической деятельностью (за последние 5 лет в Суворовское училище поступили 4 человека, в Кадетский корпус – 2, связали свою жизнь с изучением истории, музейной и библиографической деятельностью 3 выпускника и т. п.). Воспитанники танцевального коллектива «ПОИСК», ансамбля народной песни «Пчелочка Златая», хореографического коллектива «РИТМ» поступают в учреждения культуры и социальной работы, хореографическое училище, педагогический университет. Значительную роль в выборе профессии выпускниками школы играет и то, что социальным партнером школы является УМВД по Калининскому району Санкт-Петербурга. Ежегодно 1−2 выпускника связывают дальнейшую судьбу со службой в рядах сотрудников органов внутренних дел.

В заключение подчеркнем, что в нашем исследовании большое внимание уделено детским общественным объединениям патриотической направленности, которые являются эффективным инструментом реализации воспитательного потенциала города-героя в процессе развития социальной активности школьников.

Необходимо, чтобы образовательные организации, в которых действуют детские общественные объединения, заключали договоры и соглашения о сотрудничестве с данными организациями, поддерживали их деятельность, встречались с героями, проводили совместную работу. Опыт такой совместной деятельности уже есть в школах Калининского района Санкт-Петербурга.

Главным результатом воспитания школьников в кон­тексте воспитательной среды города-героя, по нашему убеждению, является устойчивое развитие их социальной активности, гражданственности и патриотизма, выража­ющееся в готовности и способности подрастающего поколения нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за бла­гополучие общества.

Развитие социальной активности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения с учетом воспитательного потенциала города-героя осуществляется в аналогичных сообществах многих школьных учреждений, военных, морских и других вузов. Это доказывает эффективность идеи актуализации имеющихся ресурсов воспитательной среды города-героя и использования детского общественного объединения в качестве ведущего инструментария. 

В качестве проекции на будущее можно предложить следующий эффективный ресурс формирования социальной активности студентов в процессе воспитания патриотизма с использованием средового потенциала города-героя – виртуальный портал, объединяющий детские общественные объединения всех городов-героев, а также городов воинской славы. Такой портал может содержать информацию о деятельности данных сообществ, расширять их взаимодействие, влиять на развитие патриотизма и гражданственности как самих участников, так и молодежи в целом.

На перспективу в контексте рассматриваемой проблемы необходимо напомнить о необходимости повышения качества педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений в условиях города-героя. Особенно важно реализовать данный аспект в парадигме цифровизации образования.

 

Список литературы

  1. Акимова, Т. Н. Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя / Т. Н. Акимова // Человек и образование. – 2019. – № 2. – С. 35–41.
  2. Алисов, Е. А. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям / Е. А. Алисов и др. ; под науч. ред. В. П. Сергеевой. – Москва : АПК и ППРО, 2013. – 168 с.
  3. Демидова С. А. Развитие социальной активности подростков в школе /  С. А. Демидова, И. Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. – СПб. : Заневская площадь, 2014. – С. 194–196.
  4. Корнилова, М. Ю. Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя / М. Ю. Корнилова // Человек и образование. – 2016. – № 2. – С. 68–75.
  5. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи как инновационное средство патриотического воспитания/ Т. Е. Максимова // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 2 (58). – С. 10–16.
  6. Мудрик, А. В. Город как фактор социализации подрастающих поколений / А. В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 47–53.
  7. Синютин, С. С. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в ходе изучения курса «История России» (на примере героических традиций городов воинской славы) / С. С. Синютин // Вестник РУДН, серия «История России». – 2014. – № 1. – С. 135–141.
  8. Соколова, Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования / Н. А. Соколова, Ю. Н. Губин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 179 с.
  9. Межгосударственный союз городов-героев [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.городагерои.рф/  (дата обращения 25.11.2018).
  10. Окулова, Е. Е. Формирование активной жизненной позиции подростков в процессе социально-значимой деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия : сб. ст. по мат. XLIX МНПК. № 1 (49). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf − (дата обращения 25.11.2018).
  11. Путин, В. В. О ценностях, о нравственных основах [Электронный ресурс] / В. В. Путин. − [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://xn--80aaldbkeadqi7acngq3al.xn--p1ai/o-cennostyah-o-nravstvennyh-osnovah − (дата обращения 25.11.2018).

 



Просмотров: 1984; Скачиваний: 482;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5151