Аннотированный перечень статей, 2018 год все выпуски

Выпуск 1 (21)

ОТ РЕДАКЦИИ
Харисова Л. А.

Ключевые слова: общеобразовательный комплекс, преемственность, развитие, качество деятельности, критерии оценки качества.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ

Реструктуризация образовательных организаций и создание общеобразовательных комплексов направлены на повышение качества общего образования. Однако интеграция образовательных организаций в комплекс актуализирует проблему преемственности как между уровнями общего образования, так и горизонтальную сопряженность образовательной системы. Чтобы повысить уровень преемственности, прежде всего следует провести анализ и выявить трудности. Решение данной проблемы основывается на методологии развития образовательных систем и теории организационного развития. На основе данной методологии общеобразовательный комплекс рассматривается как инновационная образовательная организация, осуществляющая разработку, распространение и внедрение новшеств. В ходе исследования выявлены предметы анализа и предложен алгоритм действия. Разработаны критерии качества деятельности общеобразовательных комплексов по осуществлению преемственности и предложена методика ее оценки.
Янюшкина Г. М., Переведенцева Л. А.

Ключевые слова: непрерывное образование, принцип преемственности, естественно-научное образование школьников, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, содержательно-дидактические линии.

АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описываются дидактические аспекты реализации непрерывности естественно-научного образования школьников. Непрерывность выражает временную и пространственную связь ступеней общего образования, содержательно и структурно –логические связи естественно-научного образования в школе, наличие в них вертикальной и горизонтальной преемственности. Естественные науки объединяет общий объект изучения – природа, общий естественно-научный метод познания окружающего мира, что ориентирует учителей на общие подходы к преподаванию естественно-научных предметов, включая тесные межпредметные связи между ними. Раскрывается опыт методического взаимодействия учителей в рамках предметной области «Естественно-научные предметы» в основной школе, который позволил выявить, что личностные и метапредметные результаты обучения могут быть успешно достигнуты только совместным и согласованным взаимодействием учителей физики, химии и биологии в рамках предметной области «Естественно-научные предметы».
Волков П. Б.

Ключевые слова: интегрированное обучение, физическое воспитание, старшеклассники, инклюзивное образование

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП

Статья посвящена проблеме реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп (на материале физического воспитания). На основе анализа литературных источников и практики реализации дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья показано следующее: а) физическое воспитание в инклюзивном образовании старшеклассников должно включать в себя стимулирование и мотивирование, коррекцию двигательных нарушений, тренировку физических качеств; б) реализация интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп в общеобразовательных школах имеет трудности методического, психолого-педагогического и социального характера. Затруднения определяются тем, что каждой нозологической группе обучающихся в рамках совместного обучения требуется свой подход, особые способы обучения, связанные с видами нарушений в физическом развитии, а также недостаточной готовностью участников педагогического процесса к реализации инклюзивного образования. В статье представлены методика и результаты эмпирического исследования возможностей и угроз реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп на основе использования методов «мозгового» штурма, SWОТ-анализ, экспертной оценки. В исследовании приняли участие специалисты в сфере физического воспитания (160 человек), в результате экспертной работы сформирована матрица сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, угроз и возможностей. На основе полученных данных автором выдвинуты предложения по реализации интегрированного обучения физической культуре учащихся разных нозологических групп, прежде всего связанные с изменениями в подготовке преподавателей, обоснованным отбором средств и методов физического воспитания, которые могут оказать благоприятное воздействие на разные стороны развития личности старших школьников: на мотивационно-эмоциональное, физическое, интеллектуальное, социальное развитие.
Терюшкова Ю. Ю.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, формы сопровождения в период адаптации, психологическое консультирование, системная арт-терапия, позитивная психотерапия, эффективность индивидуального психологического сопровождения.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ

В статье рассматриваются методы сопровождения студентов первых курсов в период адаптации к обучению в вузе. Представлены результаты пилотажного исследования эффективности индивидуальных психологических консультаций для студентов как форма сопровождения в процессе адаптации. Основное место занимает характеристика особенностей психологического консультирования по преодолению дезадаптации студентов-первокурсников. Полученные результаты представлены в виде рекомендаций по организации системы адаптационных мероприятий в университете.
Раевская Е. А.

Ключевые слова: куратор, адаптация студентов-первокурсников, функциональные уровни деятельности кура-тора, типы кураторов, метапредметность, непрерывное образование.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье сделана попытка описания функциональных уровней деятельности куратора (ФУДК). Проведен сопоставительный анализ пяти функциональных уровней деятельности и типов кураторов-практиков. На основании проведенного анализа выделены три эффектив-ных модели: «родитель», «воспитатель» и «преподаватель», наиболее полно реализующие основные функции куратора. В статье представлены результаты социально-психологического мониторинга, проведенного в ПетрГУ на выборке из 1052 респондентов в декабре 2017 г. Отмечены успехи и сложности адаптации первокурсников. Показаны прио-ритетные направления поддержки студентов в период адаптации в университете. Содержа-ние деятельности куратора, на основе анализа научной литературы по тематике статьи, рас-смотрено в контексте непрерывного образования как метапредметная универсальная дея-тельность.
Яшина М. Н., Власова А. А., Белоусов К. Ю.

Ключевые слова: тип школы, образовательный маршрут, социальный статус семьи

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ

В данной работе представлен анализ социальных ресурсов семьи, задействованных при обучении ребенка в образовательных организациях различных типов. Приводятся примеры исследований по теме из зарубежной литературы, обсуждается применение рациональных моделей образовательного выбора. Упоминается важность возраста ребенка при совершении выбора образовательного маршрута и отмечается влияние социального контекста на образовательные успехи. На основе методологического подхода Д. Л. Константиновского обсуждается российский контекст влияния социального статуса семьи на обучение в различных образовательных учреждениях. Для доказательства связи социального статуса семьи и места обучения ребенка анализируются данные, полученные по результатам мониторингового исследования «Выпускник Санкт-Петербургской школы». Приведены данные по распределению семей с различным социально-экономическим и образовательным положением по трем разным типам школ, а также по дальнейшим планам выпускников этих типов школ. Описываются способы конверсии родителями социального, культурного и экономического капитала семьи для обеспечения ребенка достойным будущим, а также рассматривается влияние роли педагога на качество обучения.
Добрынина О. Л.

Ключевые слова: технология, непрерывное языковое образование, грамматическая и лексическая интерференция, полисемия, академическое письмо, ошибки, коррекция ошибок.

ТЕХНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УЧИМ СТУДЕНТОВ РАСПОЗНАВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Непрерывное изучение языков означает их изучение на любом этапе жизни, как в пределах образовательной системы, так и за ее пределами. В статье рассматривается влияние интерференции и полисемии на появление ошибок в англоязычном академическом письме студентов некоторых стран мира. Приводится краткая характеристика родного языка студента (финского, шведского, немецкого, итальянского, арабского, китайского и русского) и анализируется его влияние на возникновение ошибок при овладении письменным английским языком. По мнению вузовских преподавателей англоязычного академического письма, трудности для студентов разных стран представляют структура английского предложения и порядок слов, видовременная система английского глагола в активном и пассивном залогах, употребление артиклей и предлогов. В статье приводятся примеры грамматических ошибок, возникающих в результате интерференции, и обобщаются предложения по коррекции в зависимости от их вида и коммуникативной значимости. Полисемия родного и английского языков представляет сложность при выборе правильного значения слова на другом языке. Студенты должны научиться анализировать контекстное значение слова и находить соответствующий ему эквивалент в английском языке. Для этого используются следующие приемы: вербальное объяснение трудных ситуаций; межъязыковые сопоставления; межъязыковые контрастирующие упражнения; собственно перевод.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, паремия, пословица, паремиологический анализ, семантические блоки.

ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПАРЕ АНГЛИЙСКИЙ − РУССКИЙ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные теории появления концепции непрерывного образования. Первая принадлежит сторонникам древнего происхождения идеи непрерывного образования, которые считают, что идея непрерывного образования существует столько же, сколько и человеческое общество. Приверженцы второй точки зрения связывают появление этой идеи с современной эпохой, характеризующейся активными процессами развития в духовной, социальной, производственной и научно-технической сферах. Третья точка зрения сводится к тому, что, хотя сама идея непрерывного образования достаточно давно существует в педагогике, но соответствующий ей вид практики возник недавно. Автор прибегает к методу паремиологического анализа с целью выяснить истоки возникновения концепции непрерывного образования. В результате анализа английских и русских паремий можно сделать вывод о том, что и в той, и в другой культурологической традиции образование высоко ценилось, и этот факт может служить подтверждением гипотезы о том, что идея непрерывного образования существует столько же, сколько и человеческое общество. В перспективе можно продолжить исследование паремий в области частотности узуса пословиц об образовании; для изучения психологических свойств личности обучающихся; для исследования отношения обучающихся к непрерывному образованию.

Выпуск 2 (22)

ОТ РЕДАКЦИИ
Алексеев С. В.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, экологическая культура, информирование, пропаганда, воспитание, опыт Санкт-Петербурга.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДВЕ ГРАНИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА (на примере формирования экологической культуры)

В статье сделана попытка поиска единых оснований и специфики двух важных процессов становления различных составляющих общей культуры человека (экологической, речевой, правовой, естественно-научной, гуманитарной и др.): образования и просвещения. В зарубежной литературе понятия «образование» и «просвещение» рассматриваются как синонимы; в российских изданиях данные понятия используются чаще всего совместно («экологическое образование и просвещение»), без обозначения специфики каждого из них. Вклад экологического образования и экологического просвещения в реализацию единой цели − формирования экологической культуры, несомненно, разный, и формы реализации этого вклада будут тоже отличаться. Статья предваряет реализацию регионального проекта по разработке Концепции экологического просвещения в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге.
Степусь И. С., Гуртов В. А., Симакова А. В.

Ключевые слова: ранняя профориентация, обучающиеся, интернет-ресурсы, профориентационный урок, Карелия

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (опыт разработки и реализации в Республике Карелия)

В статье представлен анализ результатов проведения Второго республиканского профориентационного урока «Живи, учись, работай в Карелии!» с использованием инструментария в виде интернет-портала «Моя карьера». На интернет-портале реализована возможность прохождения интерактивного профориентационного тестирования, по итогам которого пользователь узнает о рекомендуемых сферах деятельности и профессиях, соответствующих его возможностям и востребованных на рынке труда региона. На портале представлены профессиограммы, содержащие ключевые характеристики профессий, востребованных на рынке труда Республики Карелия, а навигация сайта позволяет узнать о том, где можно получить образование и в каких организациях найти работу по выбранной профессии. Сжатое во времени проведение единого профориентационного урока позволяет консолидировать профориентационные усилия и ресурсы школ, служб занятости, органов власти в сфере образования и обеспечить эффективность проведения урока. Во Втором республиканском профориентационном уроке, проходившем с 20−24 марта 2018 г., приняло участие более 5 тысяч школьников 8−10-х классов из всех муниципальных районов Карелии. Удельный вес школьников, уже сделавших выбор профессии в начале урока, составил всего 46 %, а после окончания урока число школьников, определившихся с потенциальной профессией, увеличилось до 86 %.
Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н.

Ключевые слова: непрерывное геоэкологическое образование, целостное геоэкологическое образовательное пространство, нижегородская научная школа геоэкологического образования.

НЕПРЕРЫВНОЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ

В статье рассмотрены теоретико-методологические и методические аспекты становления геоэкологического образования в России и на примере Нижегородского региона. На основании ретроспективного анализа выделены преемственные этапы развития геоэкологического образования. Для каждого этапа определены своя специфика, модели познания, стратегия. Обоснован переход к модели непрерывного геоэкологического образования как образования, ориентированного на будущее, обеспечивающего переход к устойчивому, безопасному развитию. Охарактеризована нижегородская научная школа геоэкологического образования (руководитель Н. Ф. Винокурова). Отражены основные научные и прикладные исследования научной школы. В них определены методологические основы развития непрерывного геоэкологического образования в русле идей устойчивого развития с учетом региональной специфики эколого-образовательного пространства Нижегородской области, его целевые ориентиры, основы краеведческого содержания, модели и технологии реализации.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: школьное экологическое краеведение, эколого-краеведческий подход, экологическое образование в интересах устойчивого развития, национально-региональный компонент образования, педагогическая технология, метод проектов.

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В свете современных требований обоснована актуальность школьного экологического краеведения как механизма реализации национально-регионального компонента экологического образования для устойчивого развития. Представлены результаты анализа истории вопроса и современных тенденций в контексте исследуемой проблемы; констатируется падение интереса исследователей к проблемам, касающимся национально-региональных и краеведческих аспектов в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. На основе анализа сущности понятий «школьное экологическое краеведение», «эколого-краеведческий подход» и связанных с ними терминов раскрыта значимость краеведения как средства образования для устойчивого развития ‒ одной из глобальных тенденций в системе непрерывного образования. В качестве ведущей технологии для реализации эколого-краеведческого подхода в образовании для устойчивого развития предложен проектный метод, раскрываются теоретически обоснованные и проверенные в опытной работе особенности общеобразовательных эколого-краеведческих проектов.
Баринов Э. Ф.

Ключевые слова: опережающее обучение, фундаментальные знания медицины, управление формированием профессиональных компетенций студентов.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА: ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ

Цель – обосновать и проанализировать возможность практической реализации технологии опережающего обучения на теоретических кафедрах медицинского вуза для совершенствования формирования профессиональных компетенций врача. Методики исследования: анализ практики организации опережающего обучения на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии. Результаты: предлагается алгоритм отбора содержания опережающего обучения, позволяющий: выявить у преподавателей-клиницистов востребованность фундаментальных знаний, на основе которых формируются профессиональные компетенции врача; сформировать необходимый пул знаний из разных теоретических дисциплин и установить клинически значимые причинно-следственные связи между знаниями, в основе которых лежит понимание причин и механизмов нарушения функции клеток, тканей и органов при заболевании пациента; создать корректную ориентировочную основу профессиональной деятельности, отработать умения дифференциальной диагностики болезней и разработки тактики лечения больных на основе использования студентами конкретных знаний (кластеров фундаментальных знаний). Научная новизна: формирование кластеров фундаментальных знаний, на основании которых реализуется технология опережающего обучения студентов на теоретических кафедрах, а также обеспечивается междисциплинарная интеграция и формирование профессиональных компетенций студентов. Заключение: возможность опережающего обучения студентов на теоретических кафедрах позволит повысить эффективность формирования профессиональных компетенций.
Волошина Т. А.

Ключевые слова: творческие индустрии, опорный вуз, практико-ориентированная образовательная програм-ма, дизайн, модель проектирования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН»

В статье представлена модель проектирования практико-ориентированной образовательной программы по направлению «Дизайн». Актуальность разработки такого рода программы диктуется целесообразностью поиска возможностей развития креативных индустрий в Республике Карелия. В работе обоснованы основные этапы процесса проектирования программы, а именно: анализ рынка труда, анализ нормативных документов, формирование системы сотрудничества с партнерами, разработка обновленной образовательной программы, наполнение программы и маркетинговая стратегия. Реализация разработанной модели позволила создать образовательную программу, нацеленную на рынок труда, соответствующую требованиям работодателей; ориентированную на особенности развития региона; обогащенную проектной деятельностью; позволяющую осуществлять академическую мобильность студентов и преподавателей.
Дочкин С. А.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, дополнительное профессиональное образование, конкурентные преимущества, факторы, электронное обучение, профессиональные стандарты.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются возможность и направления использования сформированной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в качестве инструмента для повышения конкурентоспособности вуза. Определены ключевые подходы к раскрытию терминов «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность вуза». Выявлен ряд специфических особенностей, характерных для ДПО, к которым отнесены: многоуровневость в предоставлении услуг по содержанию, открытость предлагаемых образовательных услуг в сфере ДПО, необходимость согласования временных рамок выполнения образовательных услуг, необходимость в большом количестве ППС для оказания услуг ДПО, периодичность образовательных услуг в сфере ДПО по времени; значимость результатов образовательного процесса для потребителей, необходимость активной роли потребителя в процессе планирования услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценки его качества. Сформулированы проблемы функционирования рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, влияющие на конкурентоспособность современного вуза. Представлены результаты и ряд первоочередных направлений дальнейшего развития дополнительного профессионального образования в техническом университете в рамках разработанной среднесрочной программы.
Лебедева К. А., Деркач А. М.

Ключевые слова: школьная медиация, педагогическая технология, конфликтологическая компетентность.

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ОПЫТ АПРОБАЦИИ

В статье деятельность школьной службы медиации впервые рассматривается как педагогическая технология. Элементы данной педагогической технологии раскрываются с позиций системно-деятельностного подхода. Педагогическая технология понимается авторами в двух аспектах: как реализация спроектированного процесса обучения и как реальное взаимодействие педагога с детьми. Сформулированы принципы и условия реализации технологии. Уточняются направления работы службы медиации. Новизна технологии – ориентация процесса медиации не только на успешное разрешение конфликтов, но и на обучение участников медиативных процедур. Предлагаются критерии оценки эффективности работы службы медиации. В соответствии с этими критериями проанализированы результаты апробации предложенной технологии в ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга в 2016/17 и в 2017/18 учебных годах. По результатам апробации выявлены затруднения, требующие дальнейшей теоретической и методической разработки, в том числе проблема обучения подростков-медиаторов и учет гендерных аспектов при проведении процедуры медиации.
Колесников В. Н., Мельник Ю. И., Теплова Л. И.

Ключевые слова: проблематичное использование мобильного телефона, юношеский возраст, мобильная зависимость, сервисы Интернет, социальные сети, эффективность обучения, учебная деятельность.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА И СТУДЕНТА

Развитие информационных технологий достигло стадии, когда смартфоном владеет почти каждый школьник. Постоянно обновляющаяся функциональность современных смартфонов, многочисленные приложения привлекают педагогов и обучающихся своими возможностями для формирования компетенций, и вместе с тем очевидные и пока еще недостаточно изученные угрозы, связанные со смартфоном, вызывают беспокойство и озабоченность. Обладая огромным потенциалом для использования в образовательной среде, телефон становится причиной конфликтов, помехой на уроках и конкурентом продуктивного времяпровождения. Немногочисленность и противоречивость данных о влиянии телефона на учебные достижения, психологическое благополучие, межличностные отношения требуют проведения дальнейших исследований. В исследовании, проведенном на выборке из 150 старшеклассников и студентов младших курсов университета, рассматривались вопросы продуктивного и проблематичного использования мобильного телефона. Метод анкетирования был использован для получения сведений о применении мо-бильного телефона. Учитывалась также адаптированная русскоязычная версия опросника Проблематичное использование мобильного телефона PUMP (Problematic use of mobile phone). Одним из проявлений конструкта «проблематичное использование мобильного те-лефона» является наличие проблем в различных сферах жизнедеятельности, в том числе проблемы, связанные с учебой. В результате исследования выявлены положительное и негативное воздействия мобильного телефона на учебную деятельность.
Кошкаров В. Л.

Ключевые слова: стереотип, оригинальность, коммуникация, обучение, речевая деятельность, язык как система.

СТЕРЕОТИП VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ В КОММУНИКАЦИИ И ОБУЧЕНИИ

Делается попытка определить «сферы влияния» стереотипа и стереотипизации как довлеющей тенденции в подходе к «развитию речи» школьников и студентов, а также найти способы создания условий для проявления самостоятельности учащихся в продуктивной речевой деятельности, ориентируя ее не на внешние образцы, а на самовыражение языковой личности, что рано или поздно будет способствовать формированию ценностного отношения к языку и собственной речи, которое проявляется прежде всего в стремлении сделать ее нестереотипной, отличающейся от других, оригинальной. Стереотипная база (язык как система), служащая инструментом для проявлений интеллектуально-эмоционального содержания личности («по умолчанию» уникального), − такое сочетание вполне может служить источником педагогической установки на воспитание нешаблонности, оригинальности речи при ее формировании.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам