Куратор (от лат. сura – попечение) в образовательной организации высшего образования (например, в университете) – это преподаватель или сотрудник, сферой ответственности которого является успешное включение студентов в образовательный процесс. Как правило, в период адаптации на ступени высшего профессионального образования в поддержке нуждаются учащиеся первого курса – выпускники общеобразовательных организаций (школ).
Функциональные обязанности кураторов могут варьироваться в зависимости от специфики студенческой группы, административного запроса и личностной позиции самого куратора. Традиционно к ним относят информирование студентов о текущих событиях, контроль за учебной и внеучебной деятельностью, организацию мероприятий и психолого-педагогическое сопровождение.
Куратор может полностью или частично выполнять информационную, организационную, контролирующую, воспитательную, коммуникативную, социализаторскую, консультативную функции. По целостности их охвата можно выделить пять функциональных уровней деятельности куратора (далее – ФУДК), реализуя которые, он может:
- включаться в неформальное общение со студентами «на равных» (ФУДК-1);
- осуществлять информирование студентов по вопросам учебной и внеучебной деятельности (ФУДК-2);
- передавать информацию, контролировать учебную и внеучебную деятельность студентов, поддерживать связь с кафедрами, администрацией университета (ФУДК-3);
- целостно реализовывать информационно-организаторскую деятельность, содействовать учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов, их допрофессиональной адаптации (ФУДК-4);
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение (оказывать консультативную помощь по личным проблемам, разрешать конфликтные ситуации в группе, проводить тренинги и деловые игры, способствовать личностному росту студентов, оказывать помощь в повышении эффективности учебной деятельности, знакомить с принципами самоменеджмента и стресс-менеджмента), при этом выполняя и все описанные выше функции (ФУДК-5).
На первом уровне куратор находится в субъектной позиции, однако предписанной ему социальной роли не выполняет (фактически является рядовым членом студенческой группы). На втором уровне куратор становится «передающим звеном» в системе управления и занимает выраженную объектную позицию. Выполнение куратором своих обязанностей на этом уровне является формальным: его отличает уклонение от решения актуальных проблем, возникающих в студенческих группах. На третьем уровне куратор востребует «обратную связь» от студентов и активно включается в решение возникающих проблем. На этом уровне куратор является активным субъектом образовательного процесса, он осуществляет коммуникацию между управленческими структурами университета и учебной группой. Четвертый и, особенно, пятый уровни деятельности куратора наиболее эффективны, но и наиболее сложны для реализации как по спектру профессиональных компетенций, которыми должен обладать куратор, так и по временным и психоэмоциональным затратам. На этих уровнях куратор фактически становится ключевым субъектом учебно-воспитательного процесса.
В реальной практике деятельность куратора часто ограничивается одной-двумя основными функциями. Это подтверждается популярной классификацией типов кураторов-практиков, в основании которой лежит круг задач, которые они определяют себе для выполнения. Это: «куратор-приятель» «куратор-информатор», «куратор-администратор», «куратор-организатор», «куратор-психотерапевт», «куратор-родитель», «куратор-“беззаботный ездок”», «куратор-воспитатель», «куратор-преподаватель университета (социализатор)» [3].
«Куратор-приятель» (ФУДК-1) включен в группу, является ее членом, пользуется уважением. Однако позиция общения «по горизонтали» лишает его возможности предъявлять необходимые требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты. «Куратор-информатор» (ФУДК-2) считает студентов взрослыми самостоятельными людьми и ограничивается только своевременной передачей информации (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях) студентам. «Куратор-администратор» (ФУДК-3) ограничивается формальным контролем посещаемости, трансляцией студентам требований администрации. У него нет личной заинтересованности и включенности в жизнедеятельность студенческой группы. Тип «куратора-организатора» (ФУДК-3) отличает стремление организовать в группе досуговые мероприятия, участвовать в выборах актива группы, в разрешении межличностных конфликтов в группе. «Куратор-психотерапевт» (редуцированный ФУДК-5 (с дефицитом реализации информационной, организационной, контролирующей функций)) искренне вовлекается в личные проблемы студентов, является активным слушателем, много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, старается помочь советом. «Куратор-родитель» личностно включен в групповые процессы, но при этом излишне контролирует студентов, нередко лишает их инициативы (ФУДК-5). Так же, как и «куратор-психотерапевт», он включается в решение личных проблем студентов, но не с точки зрения оказания психологической поддержки, а как решающий и контролирующий родитель. «Куратор-“беззаботный ездок”» нечетко представляет круг своих задач и не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности (фактически это – скрытый отказ от выполнения своей социальной роли); он считается куратором только формально, находится вне группы. «Куратор-воспитатель» (ФУДК-5) выполняет в университете роль школьного классного руководителя или вожатого. Старается выявлять способности и интересы студентов. Содействует в развитии лидерских качеств и организаторских навыков, чувства патриотизма. Создает в группе атмосферу сотрудничества, добросовестного отношения к учебе, привлекает студентов к научной и общественной работе. Он способен предъявить требования и добиться их выполнения. «Куратор-преподаватель университета (социализатор)» (ФУДК-5) выполняет функцию социально-психологической адаптации вчерашних школьников к социокультурной среде и образовательной системе университета. Знакомит первокурсников с традициями и историей, технологиями обучения, приобщает к корпоративной культуре и ценностям высшей школы.
Соотнесение функций кураторства, способствующих адаптации первокурсников с типами кураторов, показывает, что только три из них могут осуществлять деятельность целостно (ФУДК-5). Это модели: «родитель», «воспитатель» и «преподаватель университета (социализатор)». Все три модели отличают личностная заинтересованность кураторов в успешной адаптации первокурсников и сформированные ценностные ориентации. В каждой позиции отмечается соответствие определенной социальной роли (родительской, учительской или преподавательской).
Хотя большинство авторов придерживаются мнения, что куратор должен способствовать учебной деятельности студента, в представленной классификации типов кураторов сложно рассмотреть четвертый функциональный уровень деятельности. Частично он представлен в типах «куратор-преподаватель университета (социализатор)») и «куратор-воспитатель».
Современные авторы, рассматривая роль куратора в учебно-воспитательном процессе, отводят ему значительную роль в решении большого числа проблем высшего образования. Они разрабатывают целевые приоритеты в работе куратора (профессиональная адаптация, социализация, гражданское и патриотическое воспитание и др.), описывают документацию, ищут ценностно-мотивационные основания повышения эффективности работы кураторов, приводят примеры форм повышения квалификации. Большинство авторов сходятся в том, что эффективность работы кураторов напрямую зависит от наличия в учебной организации системы воспитательной работы со студентами и системы повышения квалификации кураторов.
Многолетняя практика работы по адаптации студентов-первокурсников в Петрозаводском государственном университете показывает, что эти направления повышения эффективности работы преподавателей-кураторов являются актуальными и требуют разработки инновационных организационно-управленческих и методических решений.
С целью повышения эффективности работы преподавателей-кураторов, выявления успехов и сложностей адаптации в Петрозаводском государственном университете с 5 по 16 декабря 2017 г. проводилось сплошное анкетирование, в ходе которого было опрошено 1052 студента-первокурсника ПетрГУ. Результаты исследования показали, что к концу первого семестра обучения 91 % первокурсников считают, что им удалось полностью адаптироваться к студенческой жизни в ПетрГУ. Дезадаптированными себя считают только 6,6 %, еще 2,2 % затруднились с ответом.
На вопрос «Как бы Вы оценили свой первый семестр обучения в ПетрГУ?» ответы распределились следующим образом: «хорошо» – 50,5 %, «удовлетворительно» – 29,7 %, «отлично» – 9,7 %, «неудовлетворительно» – 5,3 %, затруднились с ответом 4,8 % первокурсников.
Оценивая периоды наибольших трудностей в адаптации первокурсников в университете, 41,6 % опрошенных отметили предстоящую первую сессию, 30,1 % – весь первый семестр, 12,3 % – первый месяц учебы; 11,5 % не испытали каких-либо трудностей в адаптации. 5,5 % студентов затруднились с ответом.
В ответах на вопрос «Что Вы чувствуете в связи с учебой в ПетрГУ?» (а данное исследование было проведено непосредственно перед первой сессией, с целью выявления актуального состояния первокурсников) 60,8 % респондентов отметили «усталость». Далее ответы распределились следующим образом: «беспокойство» (36,8 %), «удовлетворение» (30,2 %), «радость» (29,0 %). Значительное число студентов-первокурсников (18,1 %) отметили, что испытывают «отчаяние», и их полностью следует отнести к группе дезадаптированных студентов. Таким образом, на основании разницы между числом студентов, испытывающих отчаяние, и числом студентов, считающих себя дезадаптированными (см. выше), можно констатировать, что 11,5 % студентов (а это 120 человек) не оценивают свое состояние как дезадаптацию и соответственно не предпринимают шагов по ее преодолению.
Полностью данные мониторинга по этому вопросу приведены в таблице. В ходе опроса студенты имели возможность выбрать до 5 вариантов ответов, поэтому сумма сделанных выборов превышает 100 %.
Чувства в связи с учебой | % сделанных выборов |
нет ответа | 0,8 % |
радость | 29,0 % |
безразличие | 11,6 % |
беспокойство | 36,8 % |
благодарность | 10,9 % |
удовлетворение | 30,2 % |
злость | 7,6 % |
оптимизм | 27,9 % |
отчаяние | 18,1 % |
энтузиазм | 26,1 % |
пессимизм | 10,7 % |
тревога | 27,6 % |
спокойствие | 17,9 % |
страх | 16,4 % |
удивление | 15,9 % |
удовольствие | 23,6 % |
усталость | 60,8 % |
вдохновение | 18,1 % |
другое | 2,9 % |
затрудняюсь ответить | 3,4 % |
Поддержку первокурсников от университета в период их адаптации студенты оценили следующим образом: 87 % считают, что она достаточна. Не хватает поддержки 7,6 %, затруднились ответить 5,4 %.
На вопрос «Сталкивались ли Вы непосредственно с деятельностью преподавателей-кураторов?» положительно ответили 62,5 % первокурсников, отрицательно – 24,7 %, затруднились с ответом 12,8 %. При этом деятельность кураторов «отлично» оценили 37,5 % опрошенных, «хорошо» – 27,8 %, удовлетворительно – 11,1 %, неудовлетворительно – 4,0 %, затруднились ответить 19,6 %.
На вопрос «В каких направлениях необходимо усилить поддержку?» были получены следующие результаты: организовать психологическую подготовку к первой сессии – 40,1 %, больше разъяснять требования к самостоятельным работам студентов – 39,7 %, увеличить удобство графика занятий – 38,3 %, помочь знакомству и психологическому сплочению студенческих групп – 30,2 %, помочь психологическому сближению преподавателей со студентами – 24,4 %, больше информировать о существующих в ПетрГУ возможностях – 21,5 %, помочь в решении первичных бытовых проблем – 13,1 %, увеличить доступность психологического консультирования – 9,1 %, другое – 2,5 %, затруднялись ответить 1,7 % опрошенных.
Таким образом, на основании полученных данных к основным функциям куратора следует отнести воспитательную, социализаторскую и организационную. Исследование показало, что остро востребованы навыки психолого-педагогической и даже психотерапевтической работы. И, что особенно заставляет обратить внимание на непрерывность в переходе на следующую ступень образования, востребована помощь в организации учебной деятельности! Психоэмоциональное состояние, в котором находятся вчерашние выпускники школ перед своей первой сессией, показывает, что им не удается в течение первого семестра эффективно организовать свою учебную деятельность. Так, в декабре многие первокурсники испытывают значительную усталость (физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием утомления от напряженной или длительной работы), ощущают беспокойство (беспредметное чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья, как реакция на какой-то еще не известный фактор).
К декабрю в университете снижаются и основные показатели адаптированности к обучению [6], [7], [8]. По методике исследования адаптированности студентов в вузе (Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я., 2010) [9], на конец сентября (после реализации университетской программы «Адаптер – путеводитель первокурсника») среднее значение по шкале адаптированности к учебной группе составляет 12,37 балла, по шкале адаптированности к учебной деятельности – 10,6 балла [7]. Декабрьские опросы, приводящиеся в преддверии первой сессии, показывают более низкие средние значения: по адаптированности к учебной группе − 11,4 балла; по адаптированности к учебной деятельности − 9,3 балла. Очевидно, что студенты-первокурсники объективно нуждаются в дополнительной поддержке по вопросам организации учебной деятельности. В то же время возникает целый ряд вопросов, на которые следует дать ответ, делегируя функцию содействия учебной, научно-исследовательской и допрофессиональной адаптации куратору. Во-первых, это вопрос о преемственности форм промежуточного и итогового контроля в общеобразовательных организациях (школах) и образовательных организациях высшего образования. По данным опроса, 38,5 % первокурсников считают наиболее эффективным устный экзамен (по билетам). Однако далеко не все хотели бы его сдавать: как форма проверки знаний он удобен только для 22 % . Две трети первокурсников (65,9 %) ответили утвердительно на вопрос: «Будете ли Вы испытывать трудности, если Ваш экзамен будет проходить в устной форме?» [8]. Во-вторых, организация учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся относится к должностным обязанностям преподавателей и научных руководителей. Учитывая это, достаточно сложно предложить эффективную организационно-методическую форму, с помощью которой куратор может влиять на академическую успеваемость студентов.
Анализ результатов экспериментальных работ по проблеме кураторства в образовательных организациях высшего образования показывает, что авторы достаточно единодушны в понимании, что эффективность деятельности кураторов возрастает в условиях наличия в университете целостной системы организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов. При этом фундаментом системы является субъектность куратора, его развитая мотивация и владение психолого-педагогическими методами работы.
В литературе отмечаются такие приоритетные направления повышения эффективности работы, как развитие статусной идентичности «студент вуза» и создание благоприятного морально-психологического климата на принципах субъектности, сотворчества, со-бытийности [3].
Перспективна актуализация ценностного отношения к воспитательной работе со студентами у всего педагогического коллектива, сопровождающаяся совершенствованием нормативно-организационной базы кураторской деятельности и его профессионально-педагогической компетентности [1].
Эффективность системы кураторства как ключевого элемента воспитательной работы повышается, если она направлена на становление качества жизни студентов, их готовность к активной разработке стратегии стиля и качества своей жизни, к участию в совершенствовании качества жизни общества [4].
Институт кураторства эффективен как коллективный субъект, способствующий социокультурному развитию студентов, формированию их общепрофессиональной и социальной культуры посредством их включения в образовательную среду вуза [2].
Анализ опыта работы кураторов показывает, что к успешной адаптации студентов могут приводить разные целевые установки и разные стратегии деятельности. Для понимания роли куратора в образовательном процессе ее содержание необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования как метапредметную универсальную деятельность: преподаватель-куратор является экспертом в своей профессиональной области, в понимании специфики высшего образования и возможностей конкретного вуза; обладает развитыми приемами и методами познания, целостной картиной мира с научной точки зрения. Рефлексивно ожидается наличие у него организаторских способностей, знания педагогики и психологии, владение методами управления и навыками консультирования. На ценностно-смысловом уровне куратору делегируется задача способствовать жизненному самоопределению молодых людей в процессе обучения будущей профессии. Субъект-субъектные отношения, рефлексивный диалог куратора и студента оцениваются как важное условие успешного включения молодого человека сначала в процесс обучения в высшем учебном заведении, а затем и в профессиональную деятельность, что обеспечивает непрерывность образования на разных его ступенях.
Список литературы
- Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 36 с.
- Куприна А. В. Институт кураторства как фактор социокультурного развития студентов: Дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 209 с.
- Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая установка куатора учебной группы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.
- Медведев П. С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 173 с.
- Мандель Б. Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 1914. № 3. С. 45–50.
- Раевская Е. А., Сухоруков А. С. Адаптация студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере Петрозаводского государственного университета) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. 2013. Вып. 2. С. 92–104. URL: http://old.petrsu.ru/Institutes/ICE/ce_271113.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
- Раевская Е. А. Адаптация студентов первого курса в высшем учебном заведении: опыт, проблемы, перспективы (на примере Петрозаводского государственного университета) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. 2014. Вып. 2. С. 72–91. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23256352 (дата обращения: 15.02.2018).
- Раевская Е. А. Особенности динамики процесса адаптации студентов-первокурсников в университете: первая сессия [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 3 (15). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3205 (дата обращения: 15.02.2018).
- Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Проблема адаптации студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С. 77–80.