Кузнецова, И. Ю. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ ВУЗА // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4324


Выпуск № 4 (24)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ ВУЗА

Кузнецова Ирина Юрьевна
кандидат педагогических наук
доцент интегрированной базовой кафедры профессионально-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
(г. Кемерово, Россия)
kuzira@bk.ru
Ключевые слова:
базовая кафедра
практическая подготовка студентов
особенности образовательного процесса на базовой кафедре
организационно-педагогические условия эффективности деятельности базовой кафедры.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре профессионально-педагогического вуза. Уточнены понятия «практическая подготовка», «цели и функции базовой кафедры вуза», приведены отличительные особенности профессиональной практической подготовки на базовой кафедре. Автор условно выделяет два вида практической подготовки студентов на базовой кафедре – профессиональная практическая подготовка и профессионально направленная практическая подготовка, на основании особенностей видов деятельности, выполняемых студентами.
Выделены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, к которым отнесены: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий, особо выделены дистанционные технологии обучения; субъектный подход к студентам, обеспечивающие эффективность деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов. Представлены показатели, позволяющие оценить результаты деятельности базовой кафедры с учетом выделенных организационно-педагогических условий и начальные результаты опытно-экспериментальной работы, которые подтверждают, что базовая кафедра в современных условиях является одним из рациональных организационных решений по совершенствованию практической подготовки студентов, сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих специалистов.
Статья поступила: 12.09.2018; Принята к публикации: 15.11.2018; Размещена в сети: 24.11.2018.

PECULIARITIES OF STUDENT PRACTICAL TRAINING AT THE BASIC DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY

Kuznetsova Irina Yu
Ph.D in Pedagogy
Associate Professor of the Integrated Basic Department for professional-pedagogical education, Russian State professional-pedagogical university
(Kemerovo, Russia)
kuzira@bk.ru
Keywords:
basic chair
practical training of students
features of the educational process at the basic department
organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of the activity of the basic department.
Summary: the article deals with the features of practical training of students at the Basic Department of the University. The concepts of «practical training», the goals and functions of the Basic Department of the University are specified, the distinctive features of professional practical training at the basic Department are given. The author conditionally allocates two types of student practical training at the Basic Department, they are: professional practical training and professional-directed practical training, on the basis of features of the types of activity performed by students.
Identified and theoretically justified organizational and pedagogical conditions, include: network interaction; social partnership; application in the practical training of students of modern pedagogical technologies, distance learning technologies; student-centered approach. All the above-mentioned factors provide for effective practical student training of the Basic Department. The article presents the indicators in order to evaluate the educational activities of the Basic Department, taking into account the selected organizational and pedagogical conditions and the initial results of experimental work. The results do confirm that the basic Department in modern conditions is one of the relevant organizational forms to improve the practical student training and to reduce the gap between the educational process and the professional activities of future specialists.
Paper submitted on: 09/12/2018; Accepted on: 11/15/2018; Published online on: 11/24/2018.

Отечественное профессиональное образование в очередной раз переживает достаточно сложный этап в условиях постоянно меняющейся экономики и нестабильной социально-политической обстановки в стране, при этом как к системе образования, так и к ее компонентам предъявляются все новые и новые требования по повышению эффективности, результативности, учету требований рынка труда, в том числе и по повышению качества практической подготовки выпускников. Например, в качестве одного из результатов Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013‒2020 гг. декларируется всемерное удовлетворение отечественной экономики в высококвалифицированных кадрах по наиболее важным аспектам технологического развития. Эти требования заставляют более тщательно изучать организационные и педагогические процессы вуза, искать пути роста конкурентных преимуществ и новые направления для приложения усилий, более рационального использования тех инструментов, которые уже имеются, но использовались, возможно, недостаточно активно. 

В свою очередь, Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования (ПО) задают требования к качеству подготовки выпускника, а качество образования напрямую связано с формированием компетентностей студентов, обеспечивающих выпускнику профессиональную и личностную самореализацию. Таким образом, практическая направленность образования является современным трендом, работодатели ждут выпускников с необходимым набором компетенций, позволяющим им быстро адаптироваться к профессиональной деятельности. Усиление практической направленности обучения выгодно и выпускникам, так как позволяет минимизировать разрыв между уровнем подготовки студентов в вузе и уровнем успешности их будущей профессиональной деятельности.

Однако реализовать высокий уровень практической направленности в рамках традиционного учебного процесса вуза сложно. По результатам нашего исследования, проведенного в ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет» (РГГПУ), было решено сосредоточить подготовку (практическое обучение) магистров и бакалавров на базовых кафедрах (БК) вуза, которые, как показал анализ, позволяют с большей эффективностью использовать инфраструктуру конкретных организаций (предприятий промышленности, учреждений, объектов экономики) для более качественной практической подготовки студентов, что отвечает современным тенденциям развития профессионального образования. Именно с созданием базовых кафедр связаны большие надежды в вопросах усиления практической направленности подготовки выпускников. В РГППУ ведется подготовка по уникальному направлению – «Профессиональное обучение по отраслям», получение профессиональной составляющей и психолого-педагогической подготовки позволяет выпускникам данного направления повысить шансы для успешного трудоустройства и быть более востребованными на рынке труда.

Как показал анализ ситуации, создание университетских кафедр на базе других организаций, учреждений и предприятий, в том числе компонентов системы образования, является приоритетной формой развития образовательных организаций (ОО). В пункте 3 статьи 27 и пункте 2 статьи 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» и «создание образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [9].

В традиционном понимании «базовая кафедра» ‒ это такая форма взаимодействия организации высшего образования и предприятия, которая позволяет  студенту осваивать конкретные производственные технологии. Подчеркнем, что это не «инновация последних лет», это реновация предшествующего опыта, так как еще в СССР создание базовых кафедр было достаточно развито и являлось общепринятой практикой [10]. В настоящее время вопросами организации базовых кафедр и исследованием особенностей их функционирования занимаются такие ученые, как С. Н. Горшенина, М. Ю. Кулебякина, Т. Ю. Макашина, Е. В. Меркель, Ю. И. Щербаков, Т. И. Шукшина и др. [7, 8, 11, 12].

Интерес к такой организации практического обучения не удивителен. Так, по мнению В. М. Филиппова, для вузов главная отдача от базовых кафедр заключается в «совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества» [16]. На наш взгляд, именно концентрация практически ориентированных занятий, акцент на практическую подготовку делают базовые кафедры эффективным инструментом целостного образовательного процесса вуза.

Несмотря на простоту и частоту употребления понятия «практическая подготовка», нет четкого понимания, что включает в себя это понятие и что представляет процесс практической подготовки применительно к базовым кафедрам вуза.

Чаще всего под термином «практическая подготовка» понимается деятельность, направленная на приобретение практических навыков в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики, выполнении лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов [1, с. 247]. В то же время достаточно часто практическую подготовку студентов рассматривают как обязательный компонент образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня приобретения студентами профессиональных навыков и умений. В этом случае мы видим, что практическая подготовка является синонимом практики, цель которой − овладение студентами современными методами, формами, средствами будущей профессиональной деятельности, ее организации, формирование профессиональных умений и навыков, воспитание потребности в систематическом обновлении практических знаний и умений [14].

Действительно практики служат серьезной мотивацией формирования устойчивых навыков использования полученных знаний в настоящих производственных ситуациях, срабатывает принцип: лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей работе [5].

Однако практическая подготовка не исчерпывается одной практикой и может присутствовать при изучении большинства дисциплин, при формировании практических умений и навыков. Условно можно выделить два вида практической подготовки – профессиональная практическая подготовка и профессионально направленная практическая подготовка.

Профессиональная практическая подготовка – это деятельность, направленная на приобретение умений, навыков и получение практического опыта, которая осуществляется при выполнении студентами курсовых, дипломных проектов, прохождении всех видов практик и стажировок. Определяющим здесь является то, что эти виды деятельности выполняются студентами самостоятельно по месту прохождения практики. К примеру, к этому виду профессиональной подготовки мы относим курсовые и выпускные квалификационные работы, выполняемые на базовой кафедре, которые, как правило, являются практико-ориентированными, «реальными» и выполняются по запросу работодателя. В то же время профессионально направленная практическая подготовка осуществляется непосредственно на практических занятиях по всем дисциплинам учебного плана. На профессионально-направленных практических занятиях у студентов можно выработать умения, навыки, но нельзя получить опыт практической деятельности.

Основной для базовой кафедры, как показала опытно-экспериментальная работа, должна являться профессиональная практическая подготовка, которую мы определяем как подготовку будущих специалистов по приобретению практических умений, навыков и опыта практической деятельности. Целью профессиональной практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности, развитие коммуникативных компетенций посредством практического обучения. В ходе данных занятий обеспечивается закрепление профессиональных знаний, получение умений и практического опыта, необходимых для профессиональной деятельности специалиста.

При всей простоте и очевидности представленных форм для обеспечения эффективной практической подготовки студентов на базовой кафедре необходимо создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности студентов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностных ориентаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне, развития системы отечественного образования.

В процессе исследования были обоснованы и апробированы следующие организационно-педагогические условия реализации эффективной деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий; субъектный подход к студентам.

Сетевое взаимодействие – одно из основных условий функционирования базовой кафедры, под которым мы понимаем механизм интеграции с партнерами, имеющими единые цели и общие ресурсы для их достижения. Как показало наше исследование, функционирование базовой кафедры как достаточно инновационной структуры открывает широкие возможности для подготовки квалифицированных специалистов, благодаря ориентации на текущие и перспективные потребности работодателей, вариативности образовательных программ и привлечению необходимых ресурсов социальных партнеров именно в рамках сетевого взаимодействия.

Основой проектирования перспективных моделей взаимодействия организаций профессионального образования с социальными партнерами являются переориентация ресурсов системы профобразования на решение задач непрерывной подготовки кадров, востребованных конкретными отраслями экономики региона; обеспечение регулируемого воспроизводства кадров для основных направлений экономической деятельности в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры рынка; повышение соответствия системы подготовки кадров потребностям работодателей, а также устойчивое и эффективное развитие человеческого капитала [3].

Сетевое взаимодействие базовой кафедры с другими организациями (партнерами) заключается в совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; обеспечивает привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов университета, государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций.

Сетевой образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения, реализуемый ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ), представляет собой образовательный процесс, использующий ресурсы организаций-партнеров для реализации целей подготовки (профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества). При этом его целью является не только подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами, но и подготовка выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности в сетевой образовательной среде, которая подразумевает решение задач по проектированию сетевых образовательных программ и участие общеобразовательных организаций и образовательных организаций ПО в сетевом взаимодействии, разработку онлайн-курсов и основных профессиональных образовательных программ в области образования.

У РГППУ имеется достаточно большой опыт взаимодействия нескольких образовательных организаций. Так, еще в 1987 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР было создано учебно-методическое объединение (УМО) высших учебных заведений по инженерно-педагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно-педагогического института с целью улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве, а позднее – УМО по профессионально-педагогическому образованию (УМО ППО) на базе Уральского государственного профессионально-педагогического университета (пр. Министерства образования РФ от 26.10.2000 № 3085). В 2013 г. в УМО по ППО и Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) создано сетевое объединение вузов и колледжей, к которому присоединились 15 вузов и 8 колледжей России и стран СНГ [2]. Это послужило основой для развертывания университетом в отдельных регионах Урала и Сибири сети удаленных базовых кафедр, основными видами деятельности которых стали: разработка технологий и условий реализации отдельных компонентов учебного плана, связанных, прежде всего, с практической подготовкой студентов: практические и лабораторные занятия, различные виды практик на предприятиях и в образовательных организациях; формирование и реализация тематики курсовых, выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ, ориентированных на решение проблем предприятий и образовательных организаций; стажировка преподавателей образовательных организаций; переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, подготовка и издание учебных пособий; чтение проблемных, обзорных лекций; проведение совместных прикладных научно-исследовательских разработок.

Модели сетевого взаимодействия, реализуемые базовой кафедрой, зависят от того, какие задачи планируется решать и какими ресурсами планируется осуществлять обмен. В зависимости от этого выбираются и подключаются конкретные виды образовательных организаций и другие учреждения в рамках социального партнерства.

Второе условие ‒ социальное партнерство − трактуется Трудовым кодексом как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ) [13].

Социальное партнерство, как условие эффективности деятельности, удаленной базовой кафедры также является одним из ключевых, т. к. кафедра − самостоятельное подразделение вуза и обладает всеми необходимыми для осуществления образовательной деятельности ресурсами в части практической подготовки студентов. Необходимо отметить, что два рассмотренных условия (сетевое взаимодействие и социальное партнерство) тесно связаны между собой, т. к. социальное партнерство с различными организациями зачастую реализуется именно через сетевое взаимодействие.

Как показывает опыт работы базовой кафедры в городе Кемерово, организаций ‒ социальных партнеров, участвующих в сетевом взаимодействии, может быть несколько, в одних проводятся лабораторные или практические работы, в других − производственная, педагогическая или преддипломная практика, стажировки. Это могут быть любые организации, с которыми осуществляется взаимодействие по профилю подготовки бакалавров, например образовательные организации СПО, детские сады, учреждения культуры, организации правоохранительной деятельности и т. д. В результате создается определенная сеть взаимодействия базовой кафедры и организаций – социальных партнеров, заинтересованных в совместной деятельности. Таким образом, именно базовая кафедра становится центром управления и координации усилий партнеров в сетевом взаимодействии.

В условиях такого сотрудничества базовые кафедры активно меняют структуру и содержание подготовки, обеспечивают переход на новые, более высокие требования к квалификации и практическим навыкам, предъявляемые к выпускникам профессионально-педагогического вуза; учитывают потребности рынка труда, работодателя и динамику изменения требуемых компетенций с учетом региона. Результатом такого партнерского взаимодействия, прежде всего, является увеличение количества выпускных квалификационных работ, выполняемых по запросу работодателя и подтвержденных актом о внедрении.

Внедрение инноваций в деятельность образовательных организаций СПО, таких как проведение региональных и национальных чемпионатов WorldSkills, Abilympics, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, организация дуального обучения, обучение по специальностям, входящим в топ-50 самых востребованных профессий, также невозможно без поддержки социальных партнеров.

Таким образом, вариантов использования механизмов социального партнерства и в деятельности образовательной организации профессионального образования достаточно много. Основным механизмом реализации сетевого взаимодействия базовой кафедры вуза и социальных партнеров выступают договоры и соглашения о сетевом взаимодействии, в которых находят отражение потенциальные возможности участников сетевого взаимодействия.

Следующее условие эффективной деятельности базовой кафедры, выявленное при проведении нашего исследования, это применение современных педагогических технологий при практической подготовке студентов. Поскольку в условиях базовой кафедры осуществляется не теоретическое обучение, а исключительно практическое, это обстоятельство требует особого внимания к выбору используемых педагогических технологий. Практическая подготовка ориентирована, прежде всего, на результат, и мы с учетом особенностей базовой кафедры рассматриваем технологию как процедуру педагогического процесса, что исключает элемент случайности и позволяет проектировать образовательный процесс с гарантированным результатом.

Для формирования компетенций у будущих педагогов при организации практического обучения на базовой кафедре используются педагогические технологии как дидактическое средство. Приоритет отдается тем современным образовательным технологиям, использование которых позволяет студенту быть полноправным участником образовательного процесса и побуждает к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Например, активно используются технологии проектного, проблемного обучения, контекстное обучение, кейс-метод, ролевые и деловые игры.

Лекционный материал студенты изучают во время аудиторных занятий в самом вузе или, если базовая кафедра располагается на удаленных территориях, при помощи дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и использования электронных систем, что соответствует современным требованиям к образованию в Послании Президента РФ от 1 марта 2018 г. Также в Докладе центра стратегических разработок Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» говорится о том, что необходимо активно внедрять в образовательный процесс цифровые технологии, которые дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала [13, с. 24].

Среди современных педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе базовой кафедры, особо можно выделить дистанционные образовательные технологии. Это обусловлено тем, что базовые кафедры чаще всего являются удаленными от головного вуза структурами и теоретическое обучение осуществляется именно дистанционно. Дистанционные технологии являются необходимым условием эффективной деятельности базовой кафедры, т. к. теоретическое обучение, весь лекционный материал студенты получают через систему «ТаймЛайн» – это специально разработанная электронная информационно-образовательная среда РГППУ.

Использование ЭОИС «ТаймЛайн» позволяет организовать занятия и осуществлять контроль выполненных заданий более результативно и качественно. Около 35 % занятий со студентами проводятся в виде вебинаров, 44 % практических занятий проводятся в группах с использованием сетевых коммуникаций, т. е. общение и работа над проектами, групповыми заданиями осуществляются посредством тематических чатов и форумов, удаленно проводятся конференции по итогам практик, предзащиты ВКР.

Достаточно высокая эффективность дистанционного обучения во многом достигается благодаря его интерактивности, специфическим особенностям информационных и телекоммуникационных технологий, индивидуальному планированию и организации учебного процесса и за счет строгой отчетности о выполнении студентами необходимых заданий после прослушанных дистанционных лекций.

Также использование дистанционных образовательных технологий при реализации сетевого взаимодействия позволяет разрабатывать учебные планы с индивидуальными траекториями освоения образовательных программ, использовать индивидуальный подход к каждому из обучающихся, планировать разные уровни содержания и сроки обучения.

Еще одним условием практического обучения на базовой кафедре является субъектный подход, который заключается в умении планировать, контролировать ход и оценивать результаты своих действий, активное и заинтересованное субъектное отношение к своему образованию самих обучающихся.

Субъектная позиция студента является интегративной личностной характеристикой, демонстрирующей его отношение к процессу обучения [6]. И именно на практических занятиях студенты могут проявить себя как субъекты образовательной деятельности. Субъектный подход позволяет учить не «среднюю массу», а находить индивидуальный подход к каждому студенту.

Отличительной особенностью образовательного процесса на базовой кафедре является профессиональное практическое обучение, позволяющее подготовить выпускников с определенным набором компетенций, соответствующих ФГОС, способных быстро адаптироваться к условиям современного мира, требованиям работодателя и уметь использовать полученные умения, навыки и полученный опыт в профессиональной деятельности.

Выделенные нами в ходе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогические условия: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий; субъектный подход к студентам обеспечивают эффективность деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов.

Оценить результаты деятельности базовой кафедры с учетом выделенных и теоретически обоснованных организационно-педагогических условий нам позволяет комплекс оценочных (количественных и качественных) показателей, среди которых основными являются: процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки; количество реальных выпускных квалификационных работ, т. е. работ, выполненных по требованию работодателя, степень удовлетворенности выпускников полученными компетенциями; отзывы работодателей и высокие оценки студентов по итогам прохождения производственной и преддипломной практики. Например, зафиксировано увеличение количества «реальных» ВКР в сравнении с 2015/16 уч. г. на 17,6 %, достигнув показателя 76 % в 2017/18 уч. г. Также немаловажным является тот факт, что «реальные» дипломы на защите оцениваются на «хорошо» и «отлично» и комиссия отмечает высокую заинтересованность студентов в выполнении такой работы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что базовая кафедра в современных условиях является одним из рациональных организационных решений по совершенствованию практической подготовки студентов, сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих специалистов.

Список литературы

  1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – Москва : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  2. Дорожкин, Е. М. Сетевое взаимодействие как перспективное направление развития профессионально-педагогического образования / Е. М. Дорожкин, В. Я. Шевченко, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – 2015. – № 1 (48). – С. 16–25.
  3. Дочкин, С. А. Непрерывное образование взрослых через сетевые модели взаимодействия / С. А. Дочкин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С. 46–50.
  4. Жуков, Г. Н. Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. – Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
  5. Крецан, З. В. Практическая подготовка студентов как фактор повышения качества университетского образования / З. В. Крецан, Н. Э. Касаткина // Ползуновский вестник. – 2005. –  № 3. – С. 93–95.
  6. Кузнецова, И. Ю. Субъектная позиция взрослого обучающегося в образовательной деятельности / И. Ю. Кузнецова // Новая наука: проблемы и перспективы (г. Стерлитамак, 26 сентября 2016 г.). – Стерлитамак, 2016.– С. 56–58.
  7. Макашина, Т. Ю. Базовая кафедра как средство формирования конкурентоспособности будущего педагога / Т. Ю. Макашина // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (29 мая 2015 г.) / под ред. С. Л. Иголкина. – Воронеж : ВЦНТИ, 2015. – Т. 2. – С. 74–77.
  8. Меркель, Е. В. Базовая кафедра и школьный научный центр – новые формы формирования гражданско-правовой культуры обучающихся и студентов / Е. В. Меркель // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 26–28.
  9. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета.− 2012. − № 303.
  10. Сюпова, М. С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Т. 5, № 4. – С. 111−116.
  11. Шукшина, Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация / Т. И. Шукшина, С. Н. Горшенина, М. Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1. – С. 89−93.
  12. Щербаков, Ю. И. Кафедра на базе школы – новый образовательный кластер / Ю. И. Шербаков // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 3−5.
  13. Двенадцать решений для нового образования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва, 2018. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf − (дата обращения 17.06.2018).
  14. Практическая подготовка студентов [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – URL: tudbooks.net/5675/pravo/prakticheskaya_podgotovka_studentov − (дата обращения 18.06.2018).
  15. Трудовой кодекс (ТК РФ) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – URL: http://base.garant.ru/12125268/ − (дата обращения 18.06.2018).
  16. Филиппов, В. М. Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр [Электронный ресурс]. – [Россия], 2016. − Электрон. дан. – URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027, свободный. – Аналог печ. изд. (Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-3. – С. 625−627). – (дата обращения 11.09.2018).


Просмотров: 1725; Скачиваний: 217;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4324