Волков, П. Б. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 1 (21). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.3806


Выпуск № 1 (21)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 373.5

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП

Волков Павел Борисович
академик Российской академии естествознания, член-корреспондент Международной академии образования, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
(Глазов, Россия)
pbvolk@mail.ru
Ключевые слова:
интегрированное обучение
физическое воспитание
старшеклассники
инклюзивное образование
Аннотация: статья посвящена проблеме реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп (на материале физического воспитания). На основе анализа литературных источников и практики реализации дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья показано следующее: а) физическое воспитание в инклюзивном образовании старшеклассников должно включать в себя стимулирование и мотивирование, коррекцию двигательных нарушений, тренировку физических качеств; б) реализация интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп в общеобразовательных школах имеет трудности методического, психолого-педагогического и социального характера. Затруднения определяются тем, что каждой нозологической группе обучающихся в рамках совместного обучения требуется свой подход, особые способы обучения, связанные с видами нарушений в физическом развитии, а также недостаточной готовностью участников педагогического процесса к реализации инклюзивного образования. В статье представлены методика и результаты эмпирического исследования возможностей и угроз реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп на основе использования методов «мозгового» штурма, SWОТ-анализ, экспертной оценки. В исследовании приняли участие специалисты в сфере физического воспитания (160 человек), в результате экспертной работы сформирована матрица сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, угроз и возможностей. На основе полученных данных автором выдвинуты предложения по реализации интегрированного обучения физической культуре учащихся разных нозологических групп, прежде всего связанные с изменениями в подготовке преподавателей, обоснованным отбором средств и методов физического воспитания, которые могут оказать благоприятное воздействие на разные стороны развития личности старших школьников: на мотивационно-эмоциональное, физическое, интеллектуальное, социальное развитие.
Статья поступила: 28.12.2017; Принята к публикации: 26.02.2018; Размещена в сети: 25.03.2018.

THE IMPLEMENTATION OF INTEGRATED EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS

Volkov Pavel B.
academician of the Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of International Academy of Education, Glazovsky state pedagogical institute named after V.G. Korolenko
(Glazov, Russia)
pbvolk@mail.ru
Keywords:
integrated education
physical education
high school
inclusive education References
Abstract: The article deals with the problem of integrated education for high school students of different nosological groups (on the example of physical training). On the basis of the analysis of literature sources and practical training for students with disabilities the following conclusions were made: а) physical training in inclusive education of senior students should include encouragement and motivation, correction of motor disorders, exercising of physical qualities; b) the integrated education for senior high school students of various nosological groups faces the methodological, psychological, pedagogical, and social challenges. The challenges are caused by the necessity to use special approach for each nosological group of students, special methods of teaching, connected with particular disabilities as well as with unpreparedness for this type of education both students and teachers. To solve these problems the integrated training of teenagers based on the interdisciplinary nature of education .use the training is used. In the article methods and results of empirical study of strengths and weaknesses of integrated research for senior students of various nosological groups such as "brain storming", SWOT-analysis; expert assessment are presented. The educators in the area of physical training (160 instructors) participated in the research, and as a result the matrix of the strengths and weaknesses, threats and opportunities of integrated teaching in the context of inclusive education, was formed. On the basis of the received data, the author puts forward the suggestions for improving the integrated education of physical training. It should be started from the educator's training based on the humanistic principles in teaching students with disabilities as well as psycho-pedagogical support for the formation and development of personal qualities, to help students with disabilities successfully adapt in society.
Paper submitted on: 28.12.2017; Accepted on: 26.02.2018; Published online on: 25.03.2018.

Введение. Интегрированное обучение в физическом воспитании разных по физическим способностям учащихся, объединенных в одном классе, активно развивается в рамках инклюзивного образования в сфере дополнительного образования.

Развитие двигательной активности детей и подростков с ограниченными возможностями, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, выходит за рамки учебно-воспитательного процесса и расширяется за счет организации  внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность  рассматривается как значимая часть процесса инклюзивного образования [1]. 

Расширяется сеть учреждений дополнительного образования, предлагающих комплекс услуг для детей и подростков с ограниченными возможностями. Во внеурочной деятельности реализуются образовательные программы дополнительного образования. Это, прежде всего, программы духовно-нравственного развития и укрепления здоровья; программы воспитания и социализации. Педагоги дополнительного образования разрабатывают и реализуют дополнительные общеобразовательные программы  с учетом физических возможностей детей [2].

Занятия детей и подростков нозологических групп различными видами деятельности, по мнению Д. В. Григорьева, способствуют проявлению их активности в физическом, интеллектуальном, творческом, поисковом, исследовательском, художественном направлениях. У ребенка формируются интересы, удовлетворяются потребности, направленные на познание и преобразование себя и окружающего мира [8].

Д. В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А. Г. Маслов отмечают, что образовательные программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности предполагают организацию оздоровительно-познавательной деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры, туризма, спортивного ориентирования в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой. Основная цель образовательных программ – восстановление социального статуса детей и подростков разных нозологических групп через включение их в систему общественных отношений. Задачи: проведение занятий, планирование и организация мероприятий в рамках образовательных программ, подготовка и участие в соревнованиях, организация и проведение экскурсий, походы выходного дня; участие в различных туристско-краеведческих праздниках, спортивно-оздоровительных мероприятиях [19].

Решаемая проблема, как указывает С. Ю. Щетинина, преодоление комплекса неполноценности, иждивенческих установок [21]. Дети и подростки с ограниченными возможностями на занятиях выполняют роли: помощников педагога, судей, оформителей, организаторов различных видов оздоровительно-познавательной деятельности, выполняют определенные функции в проведении физкультурно-спортивных мероприятий и т. д.

По мнению Е. Л. Михайловой, ожидаемые результаты от реализации образовательных программ – улучшение качества жизни детей и подростков с ограниченными возможностями;  реализация условий доступной среды для успешной  адаптации к жизни в обществе; привлечение большего числа детей и подростков разных нозологических групп к занятиям физической культурой и спортом [14].

В физическом воспитании старшеклассников в общеобразовательной школе апробируются инновационные технологии.

В педагогической практике распространение получают понятия – «личностно ориентированное физическое воспитание», «спортивная тренировка». По мнению С. И. Филимоновой и других, использование средств спорта в физическом воспитании старших школьников повышает мотивацию и эффективность занятий, создает условия для развития социальных качеств личности: умение общаться, использовать информацию, сотрудничать, работая в паре, группе [20].

В. И. Григорьев в рамках социокультурного направления в физическом воспитании учащихся акцентирует внимание на гигиенических факторах. Автор предполагает использование средств физической культуры для повышения работоспособности и укрепления здоровья: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений [7].

Н. К. Смирнов предлагает акцентировать внимание на оздоровительно-рекреативном направлении, которое предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия [19].

По утверждению К. Н. Дементьева и других, в школе целесообразно пропагандировать спортивное направление – специализированные систематические занятия одним из видов спорта в классах, в спортивных секциях школьного клуба или индивидуально, участие в спортивных соревнованиях с целью повышения спортивного мастерства [10].

И. В. Рудякова отмечает, что среди разнообразия видов и форм проведения занятий по физической культуре в старшем звене школы следует выделить аэробную направленность. Занятия аэробикой имеют, по крайней мере, два позитивных аспекта: сокращают время, предназначенное для получения физической нагрузки, и повышают эмоциональный фон занимающихся. Второй аспект не менее важен в формировании личностных качеств: повышение уровня уверенности в себе, положительной самооценки [17].

Приверженцем аэробной направленности занятий физической культурой в старшем школьном звене является В. Ю. Давыдов. По мнению автора, одними из самых популярных видов физкультурно-оздоровительных занятий среди девушек из-за своей доступности, эмоциональности и эффективности являются технологии современного аквафитнеса и, в частности, средства спортивно-игрового направления. Эти технологии берут начало в аквааэробике, и в настоящее время они объединяют такие разновидности игровых средств, как аква-бокс, аква-баскетбол, аква-гандбол и другие [9].

И. А. Медведев обосновывает роль и значение профессионально-прикладного направления в физическом воспитании старшеклассников, определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессии с учетом особенностей профессии. В основе физического воспитания старшеклассников – фитнес-технологии. К достоинствам фитнес-технологий авторы относят доступность, результативность, креативность. Данные выводы подтверждены применяемыми методами: ретроспективным анализом и результатами диагностики [13].

П. Б. Волков, С. А. Волкова, А. П. Рева ратуют за лечебное направление в инклюзивном образовании. Авторы предполагают использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами этого направления являются: рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся [4; 5; 6; 16].

Анализ научно-методической литературы позволяет выявить основное противоречие между традиционным подходом в обучении физической культуре образовательных учреждений и использованием инновационных технологий образования.

В данном аспекте, по мнению Р. С. Наговицына и других, инклюзивное образование требует применения новых форм и содержания обучения в физическом воспитании разных по физическим способностям учащихся [22; 23; 24].

Гипотеза исследования. Предполагается, что реализация интегрированного обучения разных по физическим способностям обучающихся с ограниченными возможностями влияет на процесс физического воспитания и, в частности, на мотивационную, эмоциональную и физическую подготовку учащихся старших классов

Цель исследования: определить эффект влияния интегрированного обучения разных по физическим способностям обучающихся с ограниченными возможностями на процесс физического воспитания, а впоследствии − на мотивационную, эмоциональную и физическую подготовку учащихся старших классов

Задачи исследования:

  1. В процессе педагогического исследования выявить проблемы внедрения интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников.
  2. Провести ранжирование проблем внедрения интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников.
  3. Определить направления в физическом воспитании старшеклассников в условиях интегрированного обучения, способствующие повышению  уровня мотивации, позитивного отношения к занятиям физической культурой,  физической подготовленности.  

Материал и методика исследования. Участники: специалисты в сфере физического воспитания (п-160 чел), посетившие курсы повышения квалификации на базе ГГПИ, приняли участие в эксперименте. Участники курсов выступили экспертами. С участниками курсов проведено четыре  семинарских занятия на темы:

- современные проблемы интегративного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования;

- анализ состояния интегративного обучения в физическом воспитании старшеклассников;

- экспертиза сочетания сильных и слабых сторон в организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников с возможностями и угрозами;

- ранжирование проблем интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников по значимости.

Методами исследования выступили: метод «мозгового» штурма, SWОТ-анализ; экспертная оценка.

SWОТ-анализ (strength – сила, weakness – слабость, opportunity – возможности, threat – угрозы) строится  на выявлении сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, возможностей, определяемых как внутренней средой, так и внешним окружением, а также угроз, исходящих в основном из внешней среды, оценки их в выборе и принятии стратегических решений.

В процессе проведения SWОТ-анализа необходимо:

1. Сформировать матрицу сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, угроз и возможностей. При этом в исследовании применялся метод «мозгового штурма»,  по результатам которого составлена таблица.

2. Рассмотреть различные сочетания сильных и слабых сторон в организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников с возможностями и угрозами. За основу принята экспертная оценка, полученная путем выяснения мнений специалистов. В каждый столбик выставлена экспертная оценка значимости сочетания той или иной сильной (слабой) стороны организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования с той или иной угрозой (возможностью), в результате которого могут возникать проблемы.

При формировании оценок использовали пятибалльную шкалу (связь более значима при большей оценке).  Например,  1 балл – связь незначима; 2 балла – связь слабая; 3 балла − связь средняя; 4 балла – связь высокая; 5 баллов – связь очень высокая.

После пересчета связанных рангов определим сумму баллов по строкам  и коэффициент значимости , который находится по формуле:

Значения коэффициента значимости изменяются в пределах от 0 до 1. Ранжирование факторов по степени важности осуществляется на основе суммы баллов либо по величине коэффициента значимости. Чем меньше сумма баллов (больше коэффициент значимости), тем важнее фактор.

3. На основе данных таблицы делается вывод о наиболее значимых показателях для организации интегрированного обучения в рамках физического воспитания старшеклассников в условиях инклюзивного образования в образовательном учреждении, об атрибутах сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

4. На основе выводов формируется список проблем в организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников, возникающих по результатам оценки силы влияния: от наиболее влияющих пар к менее значимым.

5. Обозначается «проблемное поле» в организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников, в котором исследователи выставляют номера отраженных в таблице 1 проблем, обусловленных тем или иным сочетанием сильных (слабых) сторон в физическом воспитании с угрозами (возможностями).

6. Определяются связанные ранги значимости для реализации стратегии, сформированной для решения проблемы. В таблицу заносятся количественные оценки выявленных проблем, которые можно использовать для их ранжирования по значимости для организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования. Нами использовался прием вторичного ранжирования: проблеме, набравшей максимальное количество баллов, присваивается ранг 1, следующей – 2 и т. д. При одинаковом количестве баллов по той или иной проблеме присваиваются «связанные ранги», числовое значение которых равно среднеарифметическому от суммы мест, «занятых» проблемами с одинаковыми первоначальными баллами. Следующая проблема получит балл, равный номеру следующего места, или снова возникнет необходимость определять связанный ранг.

Ранги значимости используются: для выявления приоритетов, на основе которых должны распределяться ресурсы между различными выявленными проблемами; для определения очередности реализации той или иной стратегии, сформированной для решения проблемы.

Результаты

Сформирована матрица сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, угроз и возможностей (см. табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ состояния интегрированного обучения в физическом
воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования

 

 

Рассмотрены различные сочетания сильных и слабых сторон в организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников с возможностями и угрозами.

Основные сильные стороны: воспитание толерантности (к = 0,7); развитие кругозора учащихся за счет знакомства с новыми физическими упражнениями, видами спорта (к = 0,6).

Основные слабые стороны: неготовность учителей физической культуры к работе в условиях инклюзивного образования (к = 0,6); несоответствие оборудования и инвентаря для выполнения физических упражнений учащимися нозологической группы (к = 0,55).

Главные угрозы: узкая направленность  занятий физической культурой (к = 0,5); проблемы с мотивацией и потерей интереса к занятиям физической культурой у старшеклассников (к = 0,45).

Основная возможность: организация совместных соревнований по видам спорта, выполнению физических упражнений учащимися основной и нозологической групп (к = 0,5); улучшение психологического климата и расширение возможностей участия нозологических групп в спортивной жизни класса (к = 0,5).

Проблемы интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников следующие: основной акцент в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию старшеклассников на реализацию принципов гуманистической педагогики и психологии (к = 0,8); расширение поля двигательной деятельности (к = 0,75); повышение уровня квалификации учителей физической культуры в системе инклюзивного образования (к = 0,7); замена спортивного инвентаря и оборудования на современные образцы для выполнения упражнений учащимися нозологических групп (к = 0,65); увеличение физической нагрузки старшеклассников за счет вовлечения их в физкультурно-спортивную деятельность во внеурочное время (к = 0,6); внедрение новых форм, расширение содержания занятий и методов интегративного обучения в физическом воспитании старшеклассников (к = 0,5).

Дискуссия

Следует подчеркнуть, что позитивные результаты учебно-воспитательного процесса по направлению «Физкультурно-спортивная деятельность в инклюзивном образовании» прослеживаются в системе дополнительного образования. В образовательных учреждениях общего образования интегрированное обучение в рамках физического воспитания разных по физическим способностям учащихся старшего звена школы имеет трудности субъективного и объективного характера.

К субъективным факторам следует отнести, по мнению И. А. Винер, неготовность части учителей физической культуры реализовать инновационные технологии в физическом воспитании разных по физическим способностям учащихся [3].

К объективным факторам В. В. Куцаев относит недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях  [11]; по мнению В. И. Ляха,  отсутствует преемственность программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов [12].

Обобщенные статистические результаты исследований свидетельствуют о низкой эффективности интегративного обучения в физическом воспитании старшеклассников и нацеливают педагогов на поиск новых форм, средств и методов в инклюзивном образовании. Одним из возможных способов повышения качества инклюзивного образования является перенос накопленных знаний и опыта работы в сфере дополнительного образования по направлению «Физкультурно-спортивная деятельность» в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Междисциплинарный характер занятий по физическому воспитанию старшеклассников  способствуют развитию учащихся с дифференцированным физическим уровнем: повышает физическую, умственную, творческую активность; формирует гуманистические качества, способствует успешной социализации.

Выводы

Интегративное образование включает гуманистические принципы в обучении учащихся с нарушениями в физическом развитии и обучающихся с нормальным развитием, а также психолого-педагогическое сопровождение для становления и развития личностных качеств, помощь в успешной адаптации в социуме.

Каждой нозологической группе обучающихся требуется дифференцированный подход, свои способы обучения, поскольку школьник воспринимает сигналы из окружающего мира особым образом. Это зависит от вида нарушений в физическом развитии, таких как зрение, слух, опорно-двигательная система.

Физическое воспитание в инклюзивном образовании старшеклассников включает в себя стимулирование и мотивирование, коррекцию двигательных нарушений, тренировку физических качеств. В каждом из перечисленных направлений используется интегрированное обучение, т. е. обучение подростков разных нозологических групп на основе междисциплинарного характера обучения.

Перенос форм двигательной, познавательной, творческой активности учащихся с нарушениями в физическом развитии и обучающихся с нормальным развитием из сферы дополнительного образования в сферу интегрированного обучения в образовательных учреждениях будет способствовать стимулированию двигательной и интеллектуальной активности, коррекции движений, тренировке физических качеств.

Интегрированное обучение на основе правильно подобранных средств и методов физического воспитания, среди которых занятия туризмом, спортивным ориентированием, подвижные игры, физические упражнения прикладного характера, коррекционная гимнастика, фитнес, аэробика и т. д., окажут благоприятное воздействие на мотивационно-эмоциональное, физическое, интеллектуальное, социальное развитие старших школьников.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего  образования // Российская газета. 2013. № 265.
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». М., 2011. С. 2–6.
  3. Винер И. А. О новом содержании урока физической культуры // Физическая культура в школе. 2012. № 3. С. 40–46.
  4. Волков П. Б., Волкова С. А., Рева А. П. Спортивная направленность в воспитательной работе с юными атлетами 10–12-летнего возраста в системе дополнительного образования // Международная научно-практическая конференция «Роль науки в развитии общества». Уфа, 2015. С. 131–132.
  5. Волков П. Б. Совершенствование организации массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками в условиях загородного оздоровительного лагеря // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 92.
  6. Волков П. Б. Игровые технологии как средство и метод в развитии гибкости позвоночника и координации движений детей и подростков на спортивных занятиях в загородных оздоровительных лагерях // Педагогика. Психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2018. № 1.
  7. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н. Физическая культура и спорт: социокультурные основы. СПб., 2008. 91 с.
  8. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., 2011. 233 с.
  9. Давыдов В. Ю. Новые фитнесс-системы. Волгоград, 2005. 287 с.
  10. Дементьев К. Н., Защиринская О. В., Пристав О. В. Возможности использования фитнес-технологий в системе специального и инклюзивного образования детей // Теория и практика физической культуры. 2016. № 7. С. 41−43.
  11. Куцаев В. В. Как учить физической культуре в школе // Физическая культура в школе. 2013. № 7. С. 4–7.
  12. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 10–14.
  13. Медведев И. А. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 59–60.
  14. Михайлова Е. Л. Физкультурное образование старших школьников средствами интегрированных форм уроков физкультуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 6. С. 47–51.
  15. Пономарев Г. Н., Сайкина Е. Г., Лосева Н. А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 55–60.
  16. Рева А. П. Психофизическое развитие школьников 12–13-летнего возраста, занимающихся в спортивной секции // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». Нижнекамск, 2017. С.  680−683.
  17. Рудякова И. В. Влияние занятий фитнес-технологиями на состояние здоровья занимающихся // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. Барнаул, 2015. Том 1. Вып. 12. С. 193–196 .
  18. Смирнов Д. В. Программы для системы дополнительного образования детей. М., 2011.
  19. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. С. 62.
  20. Филимонова С. И., Корольков А. Н., Столов И. И., Сабирова И. А. Организация пространства физической культуры и спорта. Новое осмысление // Культура физическая и здоровье. 2016. № 3. С. 53–57.
  21. Щетинина С. Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2012. № 6 (88). С. 133–139.
  22. Nagovitsyn R. S., Volkov Р. B., Miroshnichenko A. A. Planning of physical load of annual cycle of students’, practicing cyclic kinds of sports, training // Physical Education of Students. 2017. Vol. 21. № 3. P. 126–133.
  23. Nagovitsyn R. S., Volkov P. B., Miroshnichenko A. A., Tutolmin A. A., Senator S. Yu. The influence of special graduated weight bearing in Greco-Roman wrestling on the growth of students sports results // Physical Education of Students. 2017. Vol. 21. № 6. P. 78–93.
  24. Nagovitsyn R. S., Vladykina I. V., Volkov P. B., Tutolmin A. V., Sokolnikova E. I. Program management of improvement of physical education of students using mobile methods // Theory and Practice of Physical Culture. 2015. № 4. С. 10.


Просмотров: 4634; Скачиваний: 618;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.3806