Саханский, Н. Б. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 3 (23). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4065


Выпуск № 3 (23)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 376.1

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саханский Николай Борисович
доктор педагогических наук, профессор
профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
(Москва, Россия)
52dervish@mail.ru
Ключевые слова:
суворовское военное училище
нахимовское военно-морское училище
особенности системы отбора
обучения и воспитания учащихся
офицерский и педагогический коллектив
выпускники училищ
Академия педагогических наук РСФСР.
Аннотация: в статье рассмотрена история создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ как начального этапа непрерывного военного образования. Благодаря целеустремленной работе педагогических коллективов, использованию передовых методик в обучении и воспитании суворовцев, многие выпускники СВУ добились значимых успехов, как на военном, так и на гражданском поприще – достигли генеральских званий, удостоились ученых степеней, званий, государственных премий, получили признание своих талантов как у себя в стране, так и за рубежом. Весомую лепту в достижение этих результатов внесла и Академия педагогических наук РСФСР, 75-летие которой также отмечается в этом году.
Статья поступила: 15.05.2018; Принята к публикации: 15.09.2018; Размещена в сети: 25.09.2018.

THE INITIAL STAGE OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION

Sakhanski Nikolay B.
D. in Pedagogy
Professor of Pedagogy and Psychology Department, The Education Workers’ Academy for Training and Continuous Development,
(Moscow, Russia)
52dervish@mail.ru
Keywords:
Suvorovsky Military College
Nakhimov naval School
selection system criteria
training and education of students
teaching and officer staff
school graduates
Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Federation.
Abstract: article regards the history of the creation of Suvorov Military and Nakhimov naval schools as the initial stage of continuous military education. Due to the dedicated work of the teaching staff, the use of advanced techniques in training and education of musicians, many graduates of the VCA have achieved significant results in both military and civil walks of life, were awarded with high military ranks, academic degrees, titles, and awards; received recognition both at home and abroad. Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Federation, the 75th anniversary of which is celebrated this year, made a significant contribution to the above accomplishments.
Paper submitted on: 05/15/2018; Accepted on: 09/15/2018; Published online on: 09/25/2018.

В 2018 г. исполняется 75 лет с того дня, когда одним из пунктов Постанов-ления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» наряду с другими мероприятиями по устранению последствий разрушительной войны предусматривалось «создание для детей воинов Красной армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников» [6].

В Постановлении подчеркивается и уточняется, что создаются не просто военные училища для подростков, а училища «по типу старых кадетских корпусов» [6]. Тех самых корпусов царской России, с воспитанниками которых и Председатель СНК СССР И. В. Сталин, и некоторые его маршалы воевали еще в Гражданскую войну, с неприязнью называя кадетов «белой костью». Почему же именно о них, о старых корпусах вспомнил глава государства летом 1943 г., когда положение на фронтах стало выправляться и была выиграна переломная Курская битва, когда уже просматривался в недалеком будущем победный мир? Почему решил взять за образец ту систему образования и воспитания, которая была категорически отвергнута и ликвидирована в первые же месяцы Советской власти?

Далеко не все знают, кто был инициатором создания этих военных училищ. Пальма первенства в этом деле принадлежит замечательному человеку, патриоту России − генерал-майору Русской армии, кавалергарду, военному дипломату и разведчику, автору известной книги «50 лет в строю», графу Алексею Алексеевичу Игнатьеву.

«Международная политическая обстановка заставляет предвидеть необходимость для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации ее командных кадров, − писал 17 апреля 1943 г. граф Алексей Игнатьев товарищу Иосифу Сталину. − Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, явились все же основным рассадником офицерского воспитания наших истинно военных людей» [2].

«Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы, ‒ продолжал Игнатьев. ‒ Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга…» [2].

Организацию подготовки военных кадров в русской армии Алексей Алексеевич знал не понаслышке ‒ сам был выпускником кадетского, а затем Пажеского корпуса, по первому разряду окончил Николаевскую военную академию. Алексей Игнатьев предлагал в виде эксперимента создать в Москве кадетский корпус численностью 500‒600 воспитанников. По окончании корпуса кадеты должны были в обязательном порядке поступить в военные училища и прослужить в армии не менее пяти лет. И. В. Сталин предложение графа одобрил, и в том же году идея была практически реализована − в значительно более широких масштабах, чем предлагал А. А. Игнатьев.

Для организации Суворовских военных училищ (далее − СВУ)  с фронтов Великой Отечественной войны были отозваны офицеры и генералы, окончившие в свое время императорские кадетские корпуса, носители традиций тех лет. К преподавательской работе привлекались лучшие педагоги. Тщательно подобранные педагогические и воспитательские кадры давали своим воспитанникам исключительно глубокие и широкие знания по всем предметам, прививали любовь к Отечеству, к родному училищу, ставшему для них на несколько лет родным домом.

Согласно постановлению, в СВУ принимались мальчики, начиная с 10-летнего возраста. При училищах организовывались младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе, куда принимались ребята в возрасте от 8 до 10 лет. В целях полного укомплектования одновременно всех СВУ в 1943 г., в виде исключения, разрешалось произвести прием четырех возрастов – от 10 до 13 лет включительно. Для воспитанников было установлено проживание в училищах, нахождение на полном государственном обеспечении и ношение специальной формы одежды военного образца.

Конкретные мероприятия по формированию СВУ и сроки их выполнения были определены директивой Генерального штаба Красной армии от 27 августа 1943 г. [7]. В соответствии с ней для СВУ требовалось отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт педагогической работы и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной армии. При наличии всех этих качеств преимущество отдавалось офицерам, имеющим боевой опыт. Следует отметить, что должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25 % выше окладов таких же должностных лиц обычных военных училищ.

В начале сентября 1943 г. военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ. Под училища государством передавались лучшие здания в городах их постоянной дислокации. С центрального склада Главного санитарного управления Красной армии в адреса училищ отправлялось медицинское оборудование, швейные фабрики приступили к пошиву обмундирования для первых суворовцев. Было предусмотрено своевременное обеспечение и остальным имуществом, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев – «воспитанник». И только через два года их официально стали именовать «суворовцами».

1 декабря 1943 г. во всех 11 училищах в торжественной обстановке начался учебный год. Вскоре первым СВУ были вручены боевые знамена. В это же время была завершена разработка первого «Положения о Суворовских военных училищах» [8].

Согласно Положению и утвержденным штатам, начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Внутренний порядок в училищах строился на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников суворовского военного училища». В отношении суворовцев в Правилах особо подчеркивалось, что «каждый воспитанник училища должен твердо знать, точно и беспрекословно выполнять установленный порядок в училище, все приказы и распоряжения своих начальников, добросовестно изучать науки и выполнять свои обязанности и задания по службе» [8].

В организационном отношении все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов – шестого и седьмого. Она формировалась из трех взводов, состоящих, в свою очередь, из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым присваивались звания «вице-сержант» и «старший вице-сержант». Позднее были введены для суворовцев должность старшины роты и звание «вице-старшина». Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Жизнь и деятельность суворовцев в стенах училища протекала по распорядку дня, который устанавливал начальник СВУ. В распорядке дня было предусмотрено 6 уроков; самоподготовка: для 1−2-х классов – 2 часа, для других – 3 учебных часа; свободное время после обеда – 3 часа, из них 1,5 часа на воздухе; 9 часов сна; увольнения: суббота (канун праздника), воскресенье и праздничные дни.

Обучение в СВУ проводилось по 24 предметам. В неделю занимались 6 дней. Решающую роль в деле обучения и воспитания суворовцев играл урок. Методика преподавания при всем многообразии педагогических приемов преследовала единую цель – добиться прочного усвоения учебного материала непосредственно во время занятий. Опыт лучших уроков становился достоянием всех преподавателей. Учебная работа продолжалась и во внеурочное время. С этой целью в училищах были организованы самоподготовка и кружковая работа, на которых закреплялись и расширялись знания, полученные на уроках. Осуществляемый учебный процесс опирался на прочную учебно-техническую базу: лаборатории физики, химии и биологии, кабинеты математики, литературы, истории, географии, черчения, военной подготовки, иностранного языка, специальные классы электротехники, автомобильной подготовки, столярные и слесарные мастерские, библиотеки учебной и художественной литературы, клубы со стационарными киноустановками, спортивные залы.

В основе военного воспитания лежал личный пример офицеров училищ, отмечались юбилеи великих полководцев, встречи с Героями Советского Союза, видными военными и гражданскими деятелями, ветеранами, прививалась любовь к военной форме и воинской дисциплине, занятия по военным предметам строились так, чтобы максимально способствовать удовлетворению интереса воспитанника к военному делу.

Важная роль в воинском воспитании отводилась строевой подготовке, строевым смотрам, занятиям по тактике с использованием стрелкового оружия, взрывпакетов, химических патронов, сигнальных ракет и полевых телефонов. Периодически училища в полном составе выходили на прогулки по городу с оркестром и исполнением строевой песни, что способствовало сплочению коллектива.

Учитывая статус закрытого военного заведения, применялись дисциплинарные взыскания и поощрения суворовцев, максимально приближенные к предусмотренным военными уставами требованиям. Видами поощрений являлись: благодарность, награждение ценным подарком, похвальной грамотой, назначение на должность, фотографирование при развернутом знамени училища, занесение на доску отличников, благодарственное письмо родителям и др.

Виды взысканий отличались бо́льшим разнообразием, чем поощрения: выговор перед строем или лично, лишение отпуска в город и на каникулы, назначение в наряд вне очереди, снижение балла за поведение, отстранение от исполнения должностных обязанностей, снятие погон на некоторое время, простой арест, строгий арест с содержанием на гауптвахте или в карцере, оставление в училище условно, отчисление из училища. Были и такие виды взысканий, которые нигде не фиксировались: лишение посещения кино, удаление из класса и др.

Нравственному и эстетическому воспитанию способствовали художественная и эстетическая обстановка учебных заведений, посещение музеев, театров и выставок, участие суворовцев в художественной самодеятельности, организация регулярных суворовских балов.

Большое значение в училищах придавалось трудовому воспитанию. Суворовцы активно участвовали во всех мероприятиях по облагораживанию города и территории училища, оказывали помощь колхозникам в сборе урожая, посещали заводы, убирали жилые помещения своей роты, выполняли разные хозяйственные работы.

Высокий уровень физического воспитания суворовцев достигался умелым использованием разнообразных средств и форм физической подготовки, соблюдением норм личной гигиены.

Для повышения военных и педагогических знаний офицеры-воспитатели с 1943 г. направлялись на высшие офицерские курсы «Выстрел», где с ними проводились занятия по 13 предметам, начиная с политической подготовки и заканчивая логикой, педагогикой и психологией [5]. Показательно, что занятия по педагогике и психологии проводились в объеме курса педагогического института. По окончании обучения офицеры сдавали экзамены.

Большое место в подготовке офицерско-преподавательского состава занимали учебно-методические сборы. На сборах совершенствовались знания и методические навыки офицеров и преподавателей, рассматривались вопросы методики обучения и воспитания суворовцев.

Важную роль в решении вопросов учебно-воспитательной и методической работы играли педагогические советы училища, которые проводились не реже одного раза в четверть. На них обсуждались наиболее актуальные вопросы, связанные с обучение и воспитанием суворовцев, повышением педагогического мастерства преподавательского и офицерского состава. На заседаниях педагогических советов давалось направление всей методической работе в училище, в том числе работе предметно-методических комиссий и ротных педагогических совещаний.

Особое место в работе предметных комиссий занимали такие вопросы, как пути и средства повышения эффективности урока, связь обучения и воспитания с жизнью и военным делом, воинское воспитание на уроках и во внеклассной работе, воспитание прилежания и самостоятельности суворовцев на учебных занятиях и самоподготовке.

Успеху методической работы в училищах в известной мере способствовали связи предметных комиссий со школами городов, педагогическими кабинетами городских отделов образования, педагогическими институтами, научно-исследовательскими институтами АПН РСФСР. С 1959 г. все офицеры обязаны были получить специальную подготовку на военно-педагогических курсах, находившихся при Ленинградском суворовском военном училище.

Из первых 9 суворовских военных училищ, предусмотренных Постановлением к созданию в период с 1 октября по 1 декабря 1943 г., 5 училищ (Новочеркасское, Воронежское, Курское, Калининское и Ставропольское) формировались в соответствующих их названию городах, а еще 4 училища (Краснодарское, Сталинградское, Харьковское, Орловское) в связи с отсутствием пригодной материальной базы временно создавались в городах Майкопе, Астрахани, Чугуеве и Ельце соответственно.

19 декабря 1943 г. поименованным училищам было вручено Боевое Красное Знамя, что означало, что суворовские военные училища становились воинской частью. Под этими знаменами суворовцы Орловского, Калининского, Горьковского СВУ впервые приняли участие в Первомайском параде на Красной площади в Москве. Но самым запоминающимся событием стало для всех воспитанников участие в составе сводного полка суворовцев в Параде Победы 24 июня 1945 г. С тех пор участие суворовцев в парадах до недавних пор было традицией.

Наркомом Военно-морского флота СССР Адмиралом Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецовым в 1944 г. на основании Постановления Совета народных комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 г. № 745 было принято решение о создании нахимовских военно-морских училищ в г. Тбилиси, Риге и Ленинграде. Одновременно шло создание суворовских училищ в системе НКВД (постановление СНК СССР от 4 сентября 1943 г. № 946) − Кутаисского (в 1946 г. ставшего Ленинградским) и Ташкентского.

4 июня 1944 г. ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. При их организации использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ. Таким образом, в 1944/45 учебном году уже было 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников. В 1953 г. были дополнительно образованы Минское, а в 1955 г. – Ленинградское СВУ [1].

В последующем в связи с передислокацией ряд училищ изменили свои названия: Горьковское стало Московским, Курское ‒ Уссурийским, Сталинградское ‒ Оренбургским, Харьковское ‒ Киевским, Краснодарское ‒ Орджоникидзевским, Орловское ‒ Свердловским и т. д.

В сентябре 1950 г. заместителем военного министра СССР утверждается новое «Положение о Суворовских военных училищах». Особое внимание в нем было уделено вопросам воспитательной работы, более конкретно излагались функциональные обязанности должностных лиц училища. В соответствии с данным Положением, в СВУ стали приниматься мальчики в возрасте 10 лет, окончившие 3 класса начальной школы. Прием в подготовительные классы училищ прекращался. За успехи в учебно-воспитательной работе, боевой подготовке и воинской дисциплине в 1950 г. специально для СВУ был учрежден приз – переходящее Красное Знамя и бронзовый бюст генералиссимуса А. В. Суворова.

23 августа 1954 г. приказом министра обороны Союза ССР вводятся в действие третье «Положение о Суворовских военных училищах» и новые «Правила внутреннего распорядка…» в них. В этих документах был учтен 10-летний опыт работы училищ, уточнен и конкретизирован целый ряд положений. Значительным изменениям подверглись «Правила внутреннего распорядка…». В частности, в них были включены разделы: «Организация учебного года в училище», «Распорядок дня», «Состав и обязанности лиц суточного наряда», «Размещение суворовцев и содержание помещений», «Правила поведения суворовцев». Сравнительно больше внимания стало уделяться вопросам воинского воспитания, точному выполнению уставных требований, образцовому несению службы и выполнению распорядка дня.

К середине 1950-х гг. обучение детей лиц, погибших в годы Великой Отечественной войны, в основном было закончено. С 1956 г. в СВУ стали приниматься сыновья военнослужащих  Вооруженных сил, лиц офицерского состава, находящихся в запасе и в отставке, а также рабочих, колхозников и служащих. Было установлено, что в них принимаются годные по состоянию здоровья к военной службе мальчики в возрасте не менее 11 лет с общеобразовательной подготовкой в объеме четырех классов начальной школы.

В этот же период в СВУ была значительно расширена программа по военной подготовке. Если в первые годы существования училищ она слагалась из строевой подготовки, изучения материальной части стрелкового оружия и общевоинских уставов, то с октября 1957 г. к этим дисциплинам добавились еще и основы военно-технической подготовки. Этот предмет знакомил суворовцев с принципами действия реактивного оружия, основами радиотехники, электроники, ядерной физики, с устройством и эксплуатацией автомобиля и средств связи.

Первые пятнадцать лет своего существования суворовские и нахимовские училища сохраняли многое от царских кадетских корпусов: семилетний срок обучения, форму одежды, распорядок дня, некоторые бытовые условия и традиции. В качестве обязательного предмета в программу обучения были введены танцы, факультативно – конная подготовка и фехтование. На уроках труда суворовцев учили столярному и переплетному делу, и кое-кому это серьезно пригодилось в жизни.

Особую миссию возрожденных кадетских корпусов тогда же отмечал советский военный педагог, выпускник Сумского кадетского корпуса, полковник Николай Сергеевич Неелов. В 1947 г. он направил начальнику Главного управления кадров Вооруженных сил генерал-полковнику Ф. И. Голикову письмо с соображениями о том, что даст суворовское военное училище своим выпускникам, и о дальнейшей непрерывной военной подготовке суворовцев. «Нахожу огромную разницу между обучением и воспитанием в школах Министерства просвещения и таковыми же в суворовских училищах. Юноша из суворовского училища придет в военное училище с уже определившимися у него традициями военного порядка. Наш воспитанник хорошо знает строй, физически натренирован, приучен к опрятности, аккуратности и подтянутости. Он будет владеть одним из иностранных языков, уметь себя вести в любом обществе, хорошо танцевать. Эти на первый взгляд небольшие качества будут его резко выделять в среде юношей, пришедших в военное училище из школ просвещения. Нужно прямо сказать, что в подавляющем большинстве случаев подбор кадров для суворовских училищ был произведен исключительно хорошо. Те кадры, которые в условиях военного времени были найдены, проверены и направлены в суворовские училища, себя бесспорно и в основном оправдали» [5].

Результаты работы суворовских училищ уже в первые послевоенные годы свидетельствуют о дальновидности высшего руководства страны, принявшего в тяжелое для страны время верное решение. Суворовские военные училища, впитавшие в себя лучшие традиции кадетских корпусов Российской империи, полностью себя оправдали.

Наряду с повышением уровня военно-профессиональной подготовки суворовцев в приказах министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками требовалось добиваться от выпускников свободного владения иностранными языками.

С 1956/57 учебного года училища стали переводиться на учебный план, предусматривавший 2 000 часов на изучение иностранного языка. В программу изучения иностранного языка были включены военный перевод, страноведение, экономическая география зарубежных стран на изучаемом языке. Это заставило увеличить срок обучения в СВУ на один год, доукомплектовать училища офицерами, знающими иностранный язык, усовершенствовать материально-техническую базу процесса обучения, оснастив лингафонными кабинетами. В летних лагерях проходило изучение иностранного языка.

В 1962 г. для суворовцев-выпускников был введен дополнительный (для желающих) экзамен на квалификацию военного переводчика. Это дало стране министра и заместителя министра иностранных дел, десятки чиновников Министерства иностранных дел Советского Союза и России, Организации Объединенных Наций, сотрудников военной и внешней разведки, сотни высококвалифицированных переводчиков в различных областях.

Значительные изменения, происшедшие в политической жизни страны за период с 1954 по 1962 г., новые задачи, стоящие перед училищами, а также накопленный училищами большой опыт учебно-воспитательной работы потребовали разработки нового «Положения о Суворовских военных училищах». Очередное положение было введено приказом № 200 министра обороны Союза ССР от 25 июля 1962 г. В нем, как и в прежних документах, определялись задачи офицеров и преподавателей по идейно-политическому, нравственному, воинскому, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию суворовцев. В то же время в Положении появляется и специальная глава о связи СВУ с воинскими частями, определяющая порядок и особенности войсковой практики воспитанников 9‒11-х классов.

Когда в 60-х гг. прошлого столетия по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева проводилось значительное сокращение Вооруженных сил, ряд суворовских училищ были расформированы. С 1963−1964 гг. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР училища стали комплектоваться годными по состоянию здоровья к военной службе юношами в возрасте 15‒16 лет с 8-летним образованием. Установлен 3-летний срок обучения (9–11-й классы). В результате такого перехода отпала необходимость в одновременном существовании двух распорядков дня – для младших и старших воспитанников. Состав суворовцев становится однородным в возрастном отношении.

Дальнейший опыт работы показал, что подавляющее большинство воспитанников 3-летнего срока обучения продолжают проявлять прилежание в учебе, дисциплинированность и желание стать офицерами. В 1966 г. среди изучаемых предметов были: русский язык, литература, геометрия, история, география, физика, астрономия, химия, биология, иностранный язык, военный перевод, обществоведение, военные дисциплины, физподготовка. В 1966 г. дополнительно были введены основы этики и основы эстетики, которые тесно увязывались с внеклассной работой, проводимой командирами рот, офицерами-воспитателями и преподавателями других дисциплин.

В 1969 г. последовало очередное нововведение – СВУ перешли на 2-летний срок обучения (9–10-й классы). В учебные планы и программы были внесены соответствующие изменения. К концу 1970-х гг. имелось 8 СВУ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское. Учебная программа в них все так же была рассчитана на получение воспитанниками общеобразовательной подготовки в объеме средней школы, первоначальных военных знаний и навыков, необходимых для будущей профессии офицера. В практике работы училищ большое внимание стало уделяться проблемному обучению.

Фактически суворовские училища, являясь начальным этапом непрерывного военного образования, отличались элитной системой обучения и воспитания, что и приносило весьма благие результаты.

В настоящее время в структуре Министерства обороны Российской Федерации насчитывается 11 суворовских (Владикавказ, Екатеринбург, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Ульяновск, Уссурийск, Пермь, Тула) и Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище с филиалами в Севастополе, Мурманске, Владивостоке. 6 суворовских военных училищ обучают и воспитывают юношей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Астрахань, Грозный, Елабуга, Новочеркасск, Санкт-Петербург, Чита). Есть аналогичные учебные заведения и в странах ближнего зарубежья: Минске, Киеве, Бишкеке, Ташкенте.

За прошедшие 75 лет суворовские военные и нахимовские военно-морские училища выпустили более 150 тысяч воспитанников. Большинство из них, учитывая целевую направленность созданных суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, стали офицерами и генералами, продолжателями дела великих своих предшественников − полководца А. В. Суворова и флотоводца П. С. Нахимова. Проявившие свои лучшие профессиональные качества 72 выпускника за ратные подвиги и успехи в труде удостоены высшего геройского звания [3].

Получив основательную подготовку в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах, их выпускники добились значительных успехов в других сферах деятельности ‒ образовании, политике, науке, искусстве, спорте и т. д. Ни одна национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов.

Таким образом, за 75 лет  СВУ прошли большой путь поисков форм и методов обучения и воспитания суворовцев и нахимовцев. По отзывам из войск, питомцы этих училищ всегда отличались глубокими общеобразовательными и начальными военно-профессиональными знаниями, широкой образованностью и высоким уровнем культуры, высокоразвитым чувством патриотизма, воинского долга, офицерской чести и войскового товарищества. Анализ различных сторон деятельности этих военно-учебных заведений дает основания утверждать, что высокий уровень общеобразовательной и начальной военной подготовки воспитанников во многом определялся:

‒     четким определением цели и задач обучения, воспитания, развития и психологической подготовкой воспитанников к будущей профессиональной деятельности; эффективным управлением этими процессами со стороны командования училищ, постоянным поиском новых форм и методов обучения и воспитания;

‒     системностью, индивидуальным подходом в воспитании каждого суворовца и нахимовца, с учетом его возраста и условий предшествующей жизни, а также формирующихся в этот период основных морально-психологических качеств личности;

‒     педагогизацией среды жизнедеятельности, тщательным отбором будущих воспитанников, командного и преподавательского состава; хорошим материальным обеспечением учебы, жизни и быта суворовцев; продуманным во всех отношениях распорядком дня, сочетанием высокой требовательности с заботой о воспитанниках;

‒     содержанием воспитательного процесса: воинское, физическое, патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, давали возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонней и гармонично развитой личности, патриота и защитника своего Отечества.

Накопленный училищами огромный опыт учебно-воспитательной деятельности является, на наш взгляд, той положительной базой, на основе которой следует проводить формирование и функционирование подобного рода учебных заведений в современных условиях, решать вопросы непрерывного военного образования.

Традиция подготовки офицеров «с младых ногтей», существовавшая в Русской императорской армии и возрожденная в 1943 г. в Красной армии, и сегодня успешно продолжается в Вооруженных силах Российской Федерации. По-разному сложился жизненный путь выпускников училища. Но общим является то, что свою жизнь они отдали ратной службе на благо Отечества.

 

Список литературы

  1. Боков, В. Н. Наследники русской славы / В. Н. Боков, А. Г. Максимов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское суворовское военное училище, 2005. ‒ 112 с.
  2. Криворучко, А. П. Суворовец ‒ гордость Отечества [Электронный ресурс] / А. П. Криворучко, Криворучко А. А. ‒ Москва : Проспект, 2015. − Электронный источник. ‒ 1040 с. − Электрон. дан. − URL: https://www.litres.ru/aleksandr-anatolevich-krivoruchko/suvorovec-gordost-otechestva/?lfrom=203296981. − (дата обращения 9.08.2018).
  3. Кунц, Н. З. Гордость кадетского братства / Н. З. Кунц. ‒ Москва,  2014.
  4. Кунц, Н. З. Суворовцы и нахимовцы ‒ Герои / Н. З. Кунц. ‒ Москва : ИнтерграфСервис, 2003. ‒ 103 с.
  5. Мощенко, А. В. Военно-профессиональная ориентация суворовцев : учебно-методическое пособие / А. В. Мощенко, И. Н., Носс В. Н. Игнаткин. ‒ Ч. 1. − Москва, 1991. ‒ 371 с.
  6. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». – Москва :  Известия, 1943.
  7. Толокольников, Г. П. Суворовские, нахимовские... – Москва : Лель, 2003. −360 с.
  8. Тараканов, В. А. Родом из военной юности / В. А. Тараканов. – Москва : ИГА, 2000. ‒ 158  с.

 

 

 



Просмотров: 1440; Скачиваний: 239;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4065