Никитина, Т. В. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4304


Выпуск № 4 (24)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 372.881.161.1

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Никитина Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук
доцент ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
tanya.perm@mail.ru
Ключевые слова:
компетенция
профессиональная коммуникативная компетенция
сотрудник уголовно-исполнительной системы
алгоритм
интерактивные коммуникативные методы обучения
общепрофессиональные дисциплины
профессиональные дисциплины
специальные дисциплины.
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор предлагает профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов в ведомственном вузе формировать на протяжении всего обучения поэтапно и комплексно, используя специально разработанные интерактивные коммуникативные средства обучения, отражающие специфику будущей профессии и моделирующие ситуации служебной коммуникации. Важное внимание автор уделяет особенностям формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в процессе теоретического обучения, реализованным в Пермском институте ФСИН России. Обоснован и охарактеризован алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин. Для соотнесения содержания гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин с составляющими профессиональной коммуникативной компетенции (базовая, профессионально ориентированная и профессионально-специализированная коммуникативные компетенции) предложены инвариантные, вариативные и специфические упражнения.
Статья поступила: 04.10.2018; Принята к публикации: 15.11.2018; Размещена в сети: 24.11.2018.

TECHNOLOGY OF CONTINUOUS COMMUNICATIVE PREPARATION OF PENAL HIGHER INSTITUTION CADETS IN RUSSIA

Nikitina Tatyana V
Ph.D in Pedagogy
Associate professor at Perm Institute of the Federal Penal Service
(Perm, Russia)
tanya.perm@mail.ru
Keywords:
competence
professional communicative competence
the employee of penal system
algorithm
interactive communicative methods of training
general professional disciplines
professional disciplines
special disciplines.
Summary: the article is devoted to the problem of formation of professional communicative competence of cadets of universities of the Federal penal service. The author offers professional communicative competence of cadets in the departmental University to form both in astep-by-step and complex way, using specially developed interactive communicative means of training, reflecting the specifics of the future profession and modeling the situation of professional communication. Significant attention is paid to the peculiarities of formation of professional communicative competence of cadets in the process of theoretical training, implemented in the Perm Institute of the Federal penal service. The algorithm of integration of various blocks of communicative orientation in the content of training courses is defined and proved. Invariant, variable and specific exercises are offered in order to correlate the content of humanitarian, socio-economic, professional and special disciplines with the components of professional communicative competence (basic, professionally-oriented and professionally-specialized communicative competence).
Paper submitted on: 10/04/2018; Accepted on: 11/15/2018; Published online on: 11/24/2018.

Введение. Качество подготовки выпускника вуза определяется сегодня его готовностью к продуктивной профессиональной деятельности, способностью адаптироваться к условиям стремительно меняющегося  мира, а следовательно, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции, на базе которой идет формирование всех остальных компетенций, что способствует успешному развитию личности обучающегося в процессе образования.

Сотрудник правоохранительных органов вообще и уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) в частности не является исключением, поэтому ведомственные вузы ФСИН России стремятся преодолеть имеющиеся недостатки в подготовке специалиста.

Обзор литературы. Формирование коммуникативной компетенции – одна из категорий, к которой в течение длительного промежутка времени обращено внимание исследователей.

К изучению проблем формирования речевой культуры  обращались Ю. Д. Апресян, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, М. В. Ломоносов, М. В. Панов, А. М. Пешковский, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба и др. В последние годы вырос интерес к проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции (Ch. Brumfit [15],  W. Littlewood [16], G. Strakšienė [17], М. Л. Кусова [7] и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (Т. А. Кукарцева [6], И. А. Мачульская [8], Д. И. Новоселецкая [12]), культуры речи сотрудников УИС (Г. А. Гиренок [3], Н. П. Тюменева [14]), коммуникативной компетенции юристов (А. А. Воробьев [1], О. В. Климова [5] и др.), коммуникативной компетенцией кинологов не занимался никто.

Ведомственные вузы, в том числе и вузы ФСИН России, вдвойне испытывают потребность в методическом сопровождении процесса формирования коммуникативной компетенции. Это связано с недостаточностью методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которое бы учитывало особенности служебно-профессиональной деятельности курсантов, так как те методические разработки, которые имеются в гражданских вузах, не могут быть применимы в ведомственных без дополнительной переработки.

Мы полагаем, что профессиональную коммуникативную компетенцию (далее – ПКК) не достаточно формировать только в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». К данному процессу необходимо обращаться на протяжении реализации всей основной образовательной программы: при изучении общепрофессиональных, профессиональных и специальных дисциплин.

Технологические особенности становления профессиональной коммуникативной компетенции курсантов. Далее охарактеризованы основные технологические характеристики процесса формирования и развития ПКК курсантов, а именно целевые установки, алгоритм (последовательность этапов) и основные средства (прежде всего, ситуационный анализ, ролевые и деловые игры).

Целевой установкой технологии является обеспечение непрерывного становления ПКК курсантов (в зависимости от профиля их подготовки) через включение блоков коммуникативной направленности в содержание гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин.

Не вызывает сомнения, что овладение знаниями, умениями и навыками, их практическое закрепление и профессиональное применение должны происходить поэтапно. В процессе осуществления качественной профессиональной подготовки офицеров для подразделений охраны и конвоирования, режима и безопасности и кинологических подразделений в Пермском институте ФСИН России созданы модели подготовки выпускника по профилям «Организация охраны и конвоирования в УИС», «Организация режима в УИС» [11], «Кинология» [9], в которых предусмотрено поэтапное формирование у курсантов необходимых профессионально-специализированных компетенций, характерных для сотрудников данных подразделений.

Новизной данного исследования является разработанный нами алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин (с учетом направлений и профилей подготовки) на основе моделей формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России. Под ПКК курсантов мы понимаем «заданную результативную характеристику курсанта, которая достигается в процессе его профессиональной подготовки в ведомственном вузе и определяет готовность и способность использовать сформированные у него базовые, профессионально ориентированные и профессионально-специализированные  коммуникативные знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной коммуникации (как письменной, так и устной) в соответствии с моделью методической системы формирования ПКК курсантов вузов ФСИН России» [10].

Мы полагаем, что ПКК курсантов состоит из трех блоков (базовая, профессионально ориентированная, профессионально-специализированная коммуникативные компетенции), с которыми напрямую связаны инвариантная, вариативная и специфическая части ПКК курсанта.

Полагаем, что базовая коммуникативная компетенция,  составляя инвариантную часть ПКК курсанта, отвечает за его способность к успешной коммуникации в стандартных ситуациях. Профессионально ориентированная коммуникативная компетенция,  составляя вариативную часть ПКК курсанта, отвечает за способность к успешной коммуникации в ситуациях профессионально ориентированного характера, помогая осуществлению основных видов профессиональной деятельности.

Профессионально-специализированная коммуникативная компетенция,  составляя специфическую часть ПКК курсанта, отвечает за способность к успешной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / безопасности (режима) / кинологического отделения (группы) УИС). Данная компетенция необходима для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности [10].

Для включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин нами разработан алгоритм (см. рис. 1), предполагающий следующие шаги:

  1. Проанализировать содержание гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин для выявления разделов и тем, способствующих формированию ПКК курсантов.
  2. Соотнести выделенные разделы и темы учебных дисциплин с составляющими ПКК курсантов (базовая, профессионально ориентированная и профессионально-специализированная коммуникативные компетенции).
  3. Определить содержательное наполнение коммуникативных блоков, включенных в выделенные разделы и темы учебных дисциплин, имеющих инвариантное, вариативное и специфическое дидактическое обеспечение.
  4. Разработать интерактивные коммуникативные технологии обучения, способствующие формированию ПКК курсантов.
  5. Подобрать коммуникативные ситуации (стандартные, профессионально ориентированные или  профессионально-специализированные) в зависимости от направления (профиля) подготовки.
  6. Распределить коммуникативные роли участников с последующим закреплением функций.
  7. Подготовить и разыграть ситуации по ролям, продемонстрировав свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий, создать модель поведения, характерного для повседневной жизни или профессиональной деятельности реальных людей.
  8. Проанализировать результаты, оценить групповую и индивидуальную деятель­ность участников (например, по следующей схеме: исполнители –> наблюдатели –> преподаватель), разобрать ошибки, определить уровень сформированности ПКК курсантов.

 Рис. 1. Алгоритм включения различных блоков коммуникативной
направленности в содержание учебных дисциплин

 

Отметим, что формирование ПКК курсантов в рамках первого периода (на 1-м курсе обучения) предполагает использование интерактивных коммуникативных методов обучения в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов. В этот период закладываются базовые знания, умения и способы действия [2, c. 47], способствующие дальнейшему формированию данной компетенции. Результатом первого периода является сформированная способность к оцениванию своих коммуникативных возможностей и способностей, осознание того, что коммуникативная компетенция важна для дальнейшей успешной профессиональной деятельности, готовность и потребность в осуществлении коммуникации, потребность в сотрудничестве, взаимодействии. В рамках данного периода осуществляются актуализация личного опыта, формирование мотивации на овладение коммуникативной компетенцией, обращается внимание на методы и приемы работы с текстом, выстраивание коммуникации между людьми на основе осознанного использования единиц системы языка и основ речеведения. Для этого этапа характерно формирование у курсантов опыта эффективного коммуникативного взаимодействия, необходимого для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности.

Продемонстрируем это на описании ролевой игры «Защита прав потребителей», организуемой при изучении темы «Поведение потребителя в рыночной экономике» дисциплины «Экономика».

Фабула игры. Анне Ивановне в конце месяца, как обычно, выплатили заработную плату, и еще выдали премию в размере 3500 рублей. Анна Ивановна давно хотела купить себе новый фен и даже присмотрела новую модель фирмы «Philips». На полученную премию женщина совершила покупку. Вежливый продавец-консультант обрадовал ее еще тем, что к фену прилагается набор насадок и гарантия 1 год. Анна Ивановна каждый день делала себе укладку новым феном, а коробку выбросила (вместе с вложенным чеком и гарантийным талоном), так как она занимала много места. Через месяц эксплуатации  фен задымился и начал искриться.  Анна Ивановна испугалась и выдернула шнур из розетки. Что делать в данной ситуации: прическа и настроение испорчены, фен сломан, гарантийного талона нет.

За неделю до проведения данного семинарского занятия курсантам предложено разделиться на две группы. Первая будет защищать  сторону потребителя, вторая – производителя и продавца. Всем группам раздается описание ситуации и задается домашнее задание.

Задание курсантам первой группы – подготовить план действий для Анны Ивановны, подкрепив его выдержками из статей ФЗ «О защите прав потребителей». Вторая группа курсантов делится на две подгруппы: продавцы и производители – и готовит план своих (защитных) действий в случае обращения к ним Анны Ивановны, который тоже должен быть подкреплен выдержками из статей ФЗ «О защите прав потребителей».  

Поскольку в подгруппах могут возникнуть разные мнения по решению данной проблемы, то участники могут разделиться на еще более мелкие подгруппы и предложить свои пути выхода из данной ситуации.

Таким образом, должны сформироваться две противоборствующих стороны. Примерная структура участников дискуссии представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура участников дискуссии

 

Обсуждение начинается с выступления одной из подгрупп потребителей с инсценировкой прихода Анны Ивановны в магазин. Группа продавцов вступает в дискуссию, защищая свои права.

Преподаватель играет роль арбитра (помогает возобновить дискуссию, если она зашла в тупик, направить ее в нужное русло),  выступает в качестве независимого эксперта, судьи и других героев, если в ходе дискуссии возникнет такая необходимость, помогает сделать выводы по окончании дискуссии.

В качестве еще одного примера включения блоков коммуникативной направленности, способствующих формированию базовой коммуникативной компетенции курсантов, рассмотрим деловую игру «Жалоба», организуемую при изучении темы «Социальные общности, институты, организации и движения. Социальные и этносоциальные отношения» дисциплины «Социология и политология».

Фабула игры. В адрес учреждения, исполняющего уголовные наказания,  поступила жалоба от близкого родственника осужденного, отбывающего наказание в данном учреждении, на неправомерные действия сотрудника. Начальник учреждения издает приказ о проведении служебной проверки. В состав комиссии по проведению проверки входят: начальник оперативного отдела, начальник отряда и начальник отдела безопасности. 

Группа курсантов делится на три подгруппы:

-     руководящий состав: начальник учреждения и его заместители (по безопасности и оперативной работе, по кадрам и воспитательной работе, по тылу, заместитель начальника учреждения – начальник отдела охраны);

-     рабочая группа по изучению жалобы;

-     экспертная группа (3−5 человек).

Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Руководители готовятся заслушивать предложения. Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке работы 1-й и 2-й команд.

Ход игры. Начальник учреждения открывает служебное совещание, объявляет его тему и предоставляет слово для доклада председателю комиссии по проведению проверки (начальнику оперативного отдела). После доклада руководящий состав задает вопросы членам комиссии. После ответов на вопросы выслушиваются мнения заместителей начальника. Окончательное решение принимает начальник учреждения на основе материалов служебной проверки. После этого члены экспертной группы выступают с оценкой работы 1-й и 2-й команд, а также исполнителей всех ролей.

В рамках второго периода (на II курсе обучения) профессионально ориентированная коммуникативная компетенция формируется у курсантов благодаря включению различных блоков коммуникативной направленности в изучение профессиональных дисциплин. Данный период основывается на включении курсантов в ситуации учебной и профессиональной коммуникации в рамках квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, на основе интерактивных коммуникативных методов обучения, которые стимулируют активность курсантов и основаны на их взаимодействии, погружении в атмосферу сотрудничества при решении профессиональных задач, профессиональном самоопределении.

Поскольку направления подготовки 40.03.01 – Юриспруденция и 36.03.02 – Зоотехния имеют свои особенности, несмотря на то что готовят сотрудника для УИС, задания для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции курсантов по дисциплинам профессионального цикла будут носить вариативный характер (в зависимости от направления подготовки).

Рассмотрим задания, которые могут использоваться на занятиях по профессиональным дисциплинам, для курсантов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».

В качестве примера задания на формирование умения провести юридическую консультацию может быть предложена ролевая игра «Юридическая консультация» по дисциплине «Гражданский процесс», тема занятия – «Особое производство». Ведущий предлагает командам рассмотреть юридическую ситуацию и дать развернутую, аргументированную юридическую консультацию. Время на выполнение – 20 мин.

Примерная юридическая ситуация. Гражданка N обратилась в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Гражданка N сообщила, что для получения пенсии с повышающим коэффициентом 1,2 ей необходимо подтвердить сведения о заработной плате за периоды ее работы медицинской сестрой в санатории и дежурным офицерского общежития. Обе организации относились к воинской части, ликвидированной в данное время. При обращении в Центральный архив Министерства обороны РФ филиала Н-ского военного округа истице дали ответ о том, что документы воинской части переданы в архив МО РФ В-ской области. При этом ведомости по заработной плате воинской частью не сданы. Обращения в военную прокуратуру Н-ского гарнизона, ФЭУ Н-ского военного округа, архив МО РФ результата не дали. Районный суд вынес определение, которым заявление N об установлении размера выплаченной заработной платы постановил оставить без рассмотрения, разъяснив ее право разрешить данный спор в порядке искового производства. Оцените законность действий суда. Дайте юридическую консультацию по разрешению данной ситуации.

В конце подводятся итоги игры и выставляются оценки курсантам с учетом правильности, полноты и аргументированности консультации.

Остановимся подробнее на вариантах заданий, которые способствуют формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся по направлению подготовки «Зоотехния».

Так, например, семинарское занятие по теме «Информация и делопроизводство в системе менеджмента» дисциплины «Организация и менеджмент» предлагаем проводить с элементами деловой игры «Убеди меня!», целью которой является формирование навыков использования различных методов аргументации для отстаивания собственной точки зрения; определение методов аргументации и уловок; выбор оптимальных контраргументов.

За участниками закрепляются роли и их функции:

  1. Начальник учреждения (начальник) поручил начальнику отдела охраны / режима организовать субботник на местах несения службы караула / дежурной смены. Для уборки территории необходимо выделить 5 человек. Начальнику необходимо отправить на уборку не менее 5 человек и сохранить благоприятный психологический микроклимат в коллективе.
  2. Начальник отдела охраны / режима (подчиненный). Его задача – уменьшить число сотрудников, направляемых на уборку территории. В диалоге с начальником для того, чтобы отстоять собственную позицию, использует различные методы аргументации и уловки.
  3. Наблюдатели (оставшиеся курсанты, распределенные по парам) анализируют диалог между начальником и подчиненным, технику аргументации; выделяют используемые методы аргументации и уловки; определяют степень эффективности их применения.

Ход игры. Все курсанты делятся на пары и выбирают себе роль (начальника или подчиненного). Путем жеребьевки выступающая пара выбирает себе методы аргументации. Уловки участники могут выбрать самостоятельно. На подготовку дается 3−5 минут. Остальные курсанты выступают в роли наблюдателей.  Процесс переговоров каждой пары длится около 5 минут. В результате «начальник» и «подчиненный» должны решить, сколько человек из отдела будет выделено на уборку территории, и при этом сохранить доброжелательные отношения. Эксперты (3 человека) следят за временем и ведут наблюдения. После каждой пары эксперты анализируют правильность определения использованных игроками методов аргументации и уловок.

В заключение преподаватель проводит анализ степени эффективности использования курсантами предложенных методов аргументации и дает рекомендации по более полному использованию потенциала каждого метода.

В качестве еще одного примера рассмотрим деловую игру «Менеджер как субъект управления», проводимую при изучении темы «Структура управления производством» дисциплины «Организация и менеджмент».

Преподаватель распределяет между участниками-курсантами роли и закрепляет функции.

  1. Начальник отдела охраны / режима (менеджер). В процессе игры должен продемонстрировать умение принимать оперативные управленческие решения, в соответствии с занимаемой должностью выполнять возложенные на него обязанности, при этом постараться не  отвлекаться на посторонние разговоры, посетителей, телефонные звонки и т. п. В течение рабочего дня у начальника отдела охраны / режима заранее запланирована встреча с представителем подрядной организации, занимающейся строительством охранного ограждения / локальных участков. В переговорах принимает участие инспектор отдела охраны / режима. В процессе игры начальник отдела охраны / режима может перепоручить выполнение определенных задач.
  2. Начальник учреждения. В ходе игры требует по телефону от начальника отдела охраны / режима в кратчайшие сроки представить отчетные документы. Например, план работы отдела на полугодие.
  3. Инспектор отдела (подчиненный менеджера). Докладывает начальнику отдела охраны / режима о выполнении текущей работы, интересуется ходом решения по переводу сотрудника из другого учреждения для назначения в состав караула (дежурной смены). Инспектор недобросовестно выполняет свои обязанности, не готов к докладу, служебные документы оформлены не надлежащим образом.
  4. Сотрудник другого отдела (коллега менеджера). В рабочее время отвлекает начальника отдела охраны / режима разговорами на посторонние темы (о политике, спорте, семье, отдыхе и т. д.), мешает выполнению служебных обязанностей начальника отдела охраны / режима.
  5. Представитель подрядной организации. Опаздывает на встречу с начальником отдела охраны / режима, запланированную заранее, извиняется и оправдывается, ведет переговоры с начальником отдела охраны / режима, детально обсуждая условия поставки. В процессе игры отвлекает начальника отдела охраны / режима разговорами на посторонние темы.
  6. Родственник одного из осужденных. После длительного свидания приходит на прием к начальнику отдела охраны / режима с жалобой на неправомерные действия подчиненных сотрудников отдела без предварительного согласования. Настойчиво пытается добиться привлечения провинившихся сотрудников к дисциплинарной ответственности.
  7. Жена начальника отдела охраны / режима отвлекает его от выполнения служебных обязанностей телефонными разговорами на бытовые темы (список покупок, здоровье детей и т. д.). Эмоциональна, навязчива.
  8. Наблюдатели. Осуществляют учет временных затрат менеджера, заполняя таблицу 1.

Таблица 1

Хронометраж рабочего дня менеджера

  

 

  

Рис. 3. Ход деловой игры «Менеджер как субъект управления»

 

По окончании деловой игры подводятся итоги: проводится анализ использования рабочего времени менеджера; обобщаются результаты хронометража, проведенного наблюдателями, курсанты классифицируют затраты времени менеджера. В конце деловой игры курсанты выполняют тест «Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своими должностными обязанностями?» [4, с. 20].

Говоря о специфической части  ПКК курсанта, рассмотрим задания, которые способствуют формированию профессионально-специализированной коммуникативной компетенции. Данный период (III и IV курсы обучения) ориентирован на широкое включение курсантов в коммуникативное взаимодействие в контексте профессиональной деятельности в рамках закрепленной специализации с использованием ролевых игр и других интерактивных коммуникативных методов обучения, обеспечивающих курсантам творческую активность в условиях служебной деятельности. Результатом третьего периода становится приобретение профессионального и социального опыта применения коммуникативной компетенции в различных профессионально-специализированных ситуациях.

Отметим, что профильные дисциплины, изучаемые курсантами, обучающимися по направлениям подготовки «Юриспруденция» (профили – «Организация режима и надзора в УИС» и «Организация охраны и конвоирования») и «Зоотехния» (профиль «Кинология») имеют гриф «Для служебного пользования» (далее – ДСП), и занятия по ним проходят только в секретной библиотеке. В связи с этим приведем только варианты заданий, которые могут быть предложены курсантам для формирования их ПКК, не затрагивая информацию ограниченного доступа.

Далее рассмотрим ролевые игры, которые предлагаются  курсантам при изучении специальных дисциплин для формирования у них профессионально-специализированной коммуникативной компетенции.

Профиль подготовки «Кинология»

Например, при изучении дисциплины «Организация кинологической деятельности ФСИН России» курсантам по очереди предлагается сыграть роль начальника кинологического отделения отдела охраны (оформление как планирующей, так и отчетной документации подразделения; проведение занятия со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки, служебного и оперативного совещания, учебно-методических сборов (далее − УМС)) [9, с. 164].

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»

Так, например, при изучении дисциплины «Организация охраны» курсанты проигрывают следующие роли:

  1. Начальник караула (постановка задачи караульным перед заступлением на пост и оценка сотрудников караула по результатам несения службы).
  2. Инспектор отдела охраны (оформление решения начальника учреждения по организации охраны на квартал, заместителя начальника учреждения по охране на месяц; проведение инструктажа и инструктивного занятия с личным составом перед заступлением на службу; проведение занятия в системе служебно-боевой подготовки, служебного и оперативного совещания, УМС) [11, с. 93].

При изучении дисциплины «Организация конвоирования» курсанты, участвуя в ролевых играх, выполняют обязанности:

  1. Начальника караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию (постановка задачи караульным перед заступлением на посты в составе караула по конвоированию и оценка сотрудников караула по результатам несения службы).
  2. Инспектора отдела организации службы конвоирования управления по конвоированию (подготовка суточного приказа по конвоированию; проведение инструктажа и инструктивного занятия с личным составом отдела; проведение занятия в системе служебно-боевой подготовки, УМС, служебного и оперативного совещания [11, с. 93].

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

При изучении специальных дисциплин «Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора» курсантам предлагаются ролевые игры, участвуя в которых, курсанты проигрывают следующие роли:

  1. Дежурный помощник начальника колонии / следственного изолятора / тюрьмы (проведение инструктажа и инструктивного занятия; проведение мероприятия по воспитательной работе с личным составом отдела).
  2. Инспектор отдела режима (безопасности) (составление плана работы отдела режима (безопасности) следственного изолятора (исправительного учреждения); проведение инструктажа и инструктивного занятия с личным составом отдела; организация и проведение занятия в системе служебно-боевой подготовки с инспекторами и младшими инспекторами отдела безопасности (режима), УМС, служебного и оперативного совещания)) [11, с. 95].

Таким образом, синтез заданий, которые имитируют реальную служебную деятельность, с заданиями, которые способствуют формированию ПКК, на протяжении всего периода обучения в вузе ФСИН России помогает курсантам, овладевая основными общепрофессиональными и специальными умениями и навыками на занятиях по различным дисциплинам, сформировать и профессиональную коммуникативную компетенцию.

Результаты опытно-экспериментальной работы. В конце опытно-экспериментальной работы мы провели контрольный срез, основанный на сравнении результатов исследования до и после проведения педагогического эксперимента.

Для оценки ПКК курсантов нами проведено исследование, в основу которого была положена «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина [13], в контрольной (далее – КГ) и экспериментальной (далее – ЭГ) группах. До внедрения разработанной нами технологии из 150 человек, участвовавших в диагностике, высокий уровень сформированности был определен у 7 % курсантов, средний – у 39 %, низкий – у 54 %. После проведения педагогического эксперимента в ЭГ у 69 % курсантов зафиксирован высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, средний – у 25 % опрошенных, низкий – у 6 % респондентов. В КГ курсантов высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей зафиксировал у 41 % курсантов, средний – у 32 %, низкий – у 27 % курсантов (см. табл. 2).

Таблица 2

 

Оценка коммуникативной компетенции курсантов
по «Методике оценки коммуникативных и организаторских склонностей» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина

 

Уровень КОС

 

До эксперимента После эксперимента
КГ+ ЭГ КГ ЭГ
Высокий (0,70–1,0) 7 % 41 % 69 %
Средний (0,50–0,65) 39 % 32 % 25 %
Низкий (0,30–0,50) 54 % 27 % 6 %

 

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала значительные изменения в результатах сформированности ПКК курсантов вузов ФСИН России.

Заключение. Исследование подтвердило, что осознание курсантами процессов коммуникативной компетенции и совершенствование коммуникативных умений во взаимосвязи с профессиональными, создание в обучении ситуаций, позволяющих практиковаться в эффективном использовании различных коммуникативных навыков, существенно повышают уровень развития ПКК каждого обучающегося ведомственного вуза и качества обучения в целом.

 

Список литературы

  1. Воробьев, А. А. Развитие профессиональных коммуникативных умений будущих переводчиков сферы юриспруденции на основе проблемно-модульной технологии : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Воробьев Антон Александрович . – Курск, 2012. – 170 с.
  2. Воробьева, Т. В. Исследовательские методы при изучении лексики / Т. В. Воробьева // Филологический класс. – 2008. – № 20. – С. 47−51.
  3. Гиренок, Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе : дис. …  канд. пед. наук: 13.00.08. / Гиренок Галина Анатольевна. – Самара, 2013. – 198 с.
  4. Зайверт, Л. Ваше время – в Ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время : пер. с нем. / авт. предисл. В. М. Шепель. – Москва .: Экономика, 1990.  – 232 с.   
  5. Климова, О. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Климова Ольга Владимировна. – Челябинск, 2009. – 166 с.
  6. Кукарцева, Т. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов военно-экономического профиля в иноязычном образовательном процессе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 /  Кукарцева Татьяна Александровна. – Ульяновск, 2011. – 206 с.
  7. Кусова, М. Л. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста / М. Л. Кусова, К. Д. Табатчикова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 141−146.
  8. Мачульская, И. А. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях / И. А. Мачульская, А. В. Машина, В. Н. Машин, А. Ю.  Григоров // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4 (34). – С. 301−308.
  9. Никитина, Т. В. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля / Т. В. Никитина, П. И. Никитин // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). − 2016. − № 4 (169). − С. 162−166.
  10. Никитина, Т. В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение / Т. В. Никитина // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2018. – Т. 4. – № 1. – С. 111−117.
  11. Никитина, Т. В. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России / Т. В. Никитина, П. И. Никитин // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2016. – № 3. – С. 90−96.
  12. Новоселецкая, Д. И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Новоселецкая Дарья Ильинична. – Краснодар,  2012. – 203 с.
  13. Синявский, В. В. Коммуникативные и организаторские склонности [Электронный ресурс] /  В. В. Синявский, В. А. Федорошин. − Электрон. дан. − URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html − (дата обращения 30.08.2018).
  14. Тюменева, Н. П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Тюменева Наталья Петровна. – Рязань, 2007. – 184 с.
  15. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in language teaching / Ch. Brumfit. – Cambridge : Cambridge University Press, 1984. – P. 154.
  16. Littlewood, W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. – Cambridge : Cambridge University Press, 1994. – P. 90.
  17. Strakšienė, G. Explication of Activities in the Textbooks on Developing Primary School Age Childrens Communicative Competence / G. Strakšienė // Pedagogy. – 2015. − Vol. 119. − № 3. − P. 82–96.

 



Просмотров: 624; Скачиваний: 152;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4304