Волошина, Т. А. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 3 (23). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4068


Выпуск № 3 (23)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Волошина Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
voltax@petrsu.ru
Ключевые слова:
обучение предпринимательству
компетенции будущего учителя
практико-ориентированное обучение
бизнес-проект.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательству будущих учителей, актуальность этого знания в современных социально-экономических условиях. Рассмотрены основные государственные программы и документы, определяющие требования, предъявляемые государством к качеству подготовки педагогических кадров. В работе обобщен опыт российских и зарубежных ученых по разработке методического содержания знания о предпринимательстве в сфере образования, значимости предпринимательских компетенций учителя. В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Предпринимательство в образовании», раскрыты основные цели, задачи, определены основные формируемые компетенции, непосредственно связанные с рынком образовательных услуг, способностью организовать предпринимательскую деятельность в сфере образования, разработать образовательные продукты в соответствии с потребностями общества и учетом правовых норм законодательства РФ. Организация образовательного процесса строится на основе практикоориентированного подхода в обучении, имманентно объединяя теоретические знания, практические навыки и задания для самостоятельной работы. Важным элементом программы является разработка студентами бизнес-проекта как модели предпринимательской деятельности в сфере образования с учетом вновь полученных знаний и умений. Рассмотренные комплексно инструментальные возможности этого курса повышают его востребованность в системе современного высшего образования и подготовки будущего учителя.
Статья поступила: 16.08.2018; Принята к публикации: 15.09.2018; Размещена в сети: 25.09.2018.

TEACHING ENTREPRENEURSHIP TO STUDENTS IN EDUCATION STUDIES

Voloshina Tatyana A.
Ph.D in Pedagogy
Associate Professor of Education, Department of Technology, Fine Arts, and Design, Chair, Petrozavodsk State University,
(Russia)
voltax@petrsu.ru
Keywords:
entrepreneurship training
teacher's competences
practice-oriented training
business project.
Abstract: article examines the issues of training entrepreneurship for future teachers, the relevance of this knowledge to current socio-economic conditions. The main state programs and documents that de-termine the requirements of the state to the quality of training of pedagogical personnel are consid-ered. The work summarizes the experience of Russian and foreign scientists in developing the meth-odological content of knowledge about entrepreneurship in education, the importance of the teach-er's entrepreneurial competencies. The article summarizes the experience of teaching the discipline «Entrepreneurship in Education», reveals the main goals and objectives, identifies the main forming competencies directly related to the market of educational services, the ability to organize entrepre-neurial activities in education, to develop educational products in accordance with the needs of so-ciety and the legal norms of legislation of the Russian Federation. The organization of the educa-tional process is based on the practical approach to teaching, immanently combining theoretical knowledge, practical skills and independent study. An important element of the program is stu-dents’ business projects as a model of entrepreneurial activity in education, taking into account new-ly acquired knowledge and skills. The complex instrumental possibilities of this course considered above increase its demand in the system of modern higher education and the preparation of would be teachers.
Paper submitted on: 08/16/2018; Accepted on: 09/15/2018; Published online on: 09/25/2018.

В современных социально-экономических условиях формирование знаний о предпринимательской деятельности становится важным для будущего учителя. Несмотря на то что образовательные услуги относятся к группе общественных благ, ряд организаций их могут осуществлять на коммерческих началах. Противоречие между общедоступным форматом получения образования, с одной стороны, и желанием индивида осваивать дополнительные образовательные программы − с другой, привело к тому, что активно развивается рынок образовательных услуг. Это способствует развитию конкуренции, соперничества в привлечении потребителей, повышению качества образовательных услуг.

Обучение предпринимательству и предприимчивости начинает закрепляться во всем мире, сегодня многие ученые-исследователи предлагают различные модели воспитания «личности предпринимательского типа». Данный аспект находит отражение в ряде законодательных инициатив и актов Президента и правительства РФ. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» отмечено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая становится важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны. «Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Цель
государственной политики в области образования – повышение качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Это определяет требования, предъявляемые государством к качеству подготовки педагогических кадров, способных создавать систему образовательных услуг, систему поддержки услуг непрерывного профессионального образования, организацию и реализацию корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров» [4].

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены новые социально-экономические отношения между образовательным учреждением и потребителями образовательной услуги: «В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом» (гл. 1, ст. 2). В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке закрепляется структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части «осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (гл. 3, ст. 21). Статья 32 закона № 273-ФЗ посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, где закреплены государственные гарантии, нацеленные на развитие рынка образовательных услуг, способствующего удовлетворению потребностей граждан; аспекты лицензирования образовательной деятельности; изучение потребности рынка труда, разработка прогнозов подготовки специалистов и рабочих, требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда [6].

В «Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах» также отмечено, что курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. Вузы должны в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления. Образовательные программы, построенные на новых образовательных стандартах, будут нацелены на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения технологий [3].

В ряде экономических исследований рассматриваются важные проблемы в области предпринимательства в сфере образования, далеко выходя за рамки узкого понимания предпринимательской деятельности в виде создания и обеспечения функционирования частного учебного заведения. Эта деятельность включает инициативы и инновации, нацеленные на повышения уровня и качества образовательного процесса, совершенствования сферы образования в целом и ее отдельных составных частей [8, с. 5]. Исследованиям рынка образовательных услуг посвящены работы А. А. Аветисова, И. С. Березина, С. И. Немцова, М. А. Лукашенко. Большой вклад в разработку методического содержания знания о предпринимательстве в образовании внесли отечественные ученые Т. П. Афанасьева, С. А. Белякова, В. И. Ерошин, В. П. Галенко, А. М. Кауров, Т. С. Сальникова, Т. П. Мильгуй, Н. Б. Левцова, Т. В. Ивашкевич и др. В диссертациях и учебных пособиях авторов представлен богатый опыт реализации предпринимательской деятельности в образовании, состояние и перспективы развития этого сегмента экономики. Согласно исследованиям авторов, предпринимательская деятельность в образовании развивается недостаточно быстро, и даже поддержка государства не дает видимых результатов активного развития отрасли. В связи с этим необходимо обеспечивать выпускников педагогического направления, учителей, педагогов дополнительного образования и преподавателей высшей школы знанием о предпринимательстве. Сформировалось мнение о необходимости создания системы непрерывного образования, ориентированной на молодежь, учитывая повышение социальной и экономической роли малого и среднего предпринимательства [5, с. 191]. В исследованиях зарубежных ученых (Майкл Сандлер, Мария Лиана Лакатус, Джона Дж-Сек Ким, Мартин Ласкеус, Марк Ричардсон, Ричард Катералл) раскрываются вопросы «индустрии образования», анализируется значение предпринимательства в образовании, а развитие различных форм предпринимательской инициативы является решением проблем, с которыми сталкиваются школы и школьные менеджеры в настоящее время [11]. Особый интерес в рамках заявленной проблемы вызывает исследование профессора Алена Гибба, который определяет значимость предпринимательских компетенций учителя (инициативность, способность принимать решения, умение вести переговоры, целостное управление бизнесом / проектами / ситуациями, стратегическое мышление и др.). «Предпринимательский подход в образовании требует высокого уровня компетенции преподавателей, наличие у них опыта в области предпринимательства и способность “преподавать” в предпринимательской манере» [10].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение педагога необходимо осуществлять в рамках компетентностного подхода на основе выстраивания образовательного процесса с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития в профессии. В современном Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ № 121 от 22.02.2018 г., отмечены универсальные компетенции, такие как критическое мышление, разработка и реализация проектов, умение создавать команду и взаимодействовать в ней, осуществлять деловую коммуникацию, тайм-менеджмент, саморазвитие, владение правовой грамотностью в образовании, способность разрабатывать образовательные продукты и взаимодействовать с участниками образовательных отношений [9]. Все эти компетенции непосредственно связаны с рынком образовательных услуг, способностью организовать предпринимательскую деятельность в сфере образования, способностью разработать образовательные продукты в соответствии с потребностями общества и учетом правовых норм законодательства РФ. Появление частных детских садов, школ, институтов и учреждений дополнительного образования позволило определить выбор условий, создать систему конкуренции и повышения качества, благодаря капитализации образовательных услуг. Параллельно и в государственной образовательной системе также устойчиво формируется внебюджетная деятельность: платные кружки, группы продленного дня, платное высшее (второе высшее) образование, различные курсы и мастер-классы – это сфера предпринимательской деятельности в образовании, которая позволяет гражданам реализовать свои потребности в образовательных услугах. По сравнению с другими формами образования для бизнес-образования характерна повышенная мотивация, так как успех в предпринимательстве и карьерном продвижении непосредственно и весьма сильно влияет на материальное благосостояние и социальный статус людей [2].

Исходя из этого, можно заключить, что изучение основ предпринимательства становится значимой компетенцией будущего учителя, позволяя ему капитализировать свои знания в системе непрерывного образования и определять возможности будущей трудовой деятельности. Опыт организации обучения учителей предпринимательству реализуется в Московском городском педагогическом университете, Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, Волжском институте экономики, педагогики и права, Томском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и др. Вузы России организуют обучение предпринимательству в образовании как в рамках дисциплины (ТГУ, РГПУ), так и на уровне магистерской программы (МГПУ, ВГСПУ).

Актуальным в этих условиях становится обогащение содержания подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и внедрение модуля «Предпринимательство в образовании» в Петрозаводском государственном университете. Целью освоения дисциплины является: формирование у выпускников комплекса предпринимательских, проектных, аналитических и коммуникативных компетенций, позволяющих создавать и успешно продвигать конкурентоспособные продукты и услуги в образовательной отрасли и социальной сфере.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные виды и формы предпринимательской деятельности; виды образовательных услуг; нормативно-правовое сопровождение предпринимательской деятельности; структуру организации предпринимательской деятельности в образовательном учреждении. Он должен уметь: разрабатывать комплекс образовательных услуг на основе анализа потребностей рынка; регистрировать частное образовательное учреждение различного типа; формировать пакет документов для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения; составлять комплекс мероприятий по продвижению и развитию предпринимательской деятельности.

Студент будет владеть основными принципами бизнес-деятельности в образовании и технологией разработки образовательного продукта от идеи до продвижения. Изучение дисциплины не требует наличия у студентов специальных знаний в области экономики. В свою очередь, курс «Предпринимательство в образовании» служит основой для изучения дисциплин «Экономика образования», «Управление образованием» [1].

Дисциплина относится к вариативной части и завершается проектной работой по организации частного образовательного учреждения, обеспеченного пакетом документации, с разработанными образовательными услугами, системой продвижения и сбыта, а также расчетами прибыльности и окупаемости. Общая трудоемкость дисциплины – 3 ЗЕТ. Содержание дисциплины состоит из следующих разделов:

1  Сущность предпринимательской деятельности.       

2  Предпринимательская деятельность в образовании.

3  Платные образовательные услуги.

4  Технология организации предпринимательской деятельности в образовании.      

5  Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения.

6. Частное образовательное учреждение.

7  Организация частного образовательного учреждения.

Организация образовательного процесса строится на основе практико-ориентированного подхода в обучении. Каждая тема сочетает в себе теоретические знания, практикум и задания для самостоятельной работы. Рассмотрим их более подробно.

Раздел «Сущность предпринимательской деятельности» дает общее понимание и философию бизнес-деятельности. Поэтому в рамках теоретической части студенты погружаются в историю развития предпринимательства, изучая труды теоретиков-экономистов, дают определение предпринимательской деятельности, выявляют объекты и субъекты предпринимательства, принципы, признаки и функции предпринимательства, а также виды предпринимательской деятельности. В практической части внимание уделяется феномену «личности предпринимательского типа», образу предпринимателя и его качествам. На занятиях, с помощью технологии «модерация», студенты пытаются ответить на основной вопрос: «Какие качества личности позволяют создать успешный бизнес?» Анализ проводится в три этапа: собственное мнение группы, анализ интернет-источников (интервью предпринимателей, статьи, исследования ученых), ранжирование результатов и создание визуального образа предпринимателя. Важной составляющей данного практикума является ревизия собственных качеств, возможность посмотреть на себя со стороны и определить элементы саморазвития. Также на этом этапе студентам предлагается пройти тест на определение потенциальных возможностей в реализации бизнес-деятельности [7].

Как видно из диаграммы (см. рис.), в основном у студентов высокий уровень мотивации к обучению предпринимательству (средний показатель – 7 баллов), несмотря на то что еще не сформированы предприимчивость (средний показатель – 4 балла), доминантность (3 балла) и эмоциональный интеллект (средний показатель – 4 балла). Анализируя результаты тестирования, студенты определяют значимые качества личности в предпринимательской деятельности, ведут дискуссию о своих возможностях.

 

 

 

Результаты тестирования
«Выявление потенциальных предпринимательских способностей»

 

В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается сформировать матрицу предприятий города, исходя из видов и форм предпринимательской деятельности, обращая особое внимание на организации в сфере образования.

Таким образом, мы переходим к следующему разделу «Предпринимательская деятельность в сфере образования». В теоретической части мы рассматриваем юридические вопросы, определяющие законодательные основания организации предпринимательства в сфере образования, формы, виды, регистрацию, работу с классификатором экономической деятельности (ОКВЭД). Практическая часть посвящена вопросам разработки бизнес-идеи. В качестве примера можно привести деловую игру «Мой бизнес», основная идея которой заключается в том, что группы студентов должны придумать и презентовать идеи своего образовательного бизнеса. Они используют различные методики генерации бизнес-идей: анализируют потребности общества, собственные ресурсы, личные знания и способности, рассматривают виды деятельности по ОКВЭД. В игре присутствуют такие элементы, как деловая коммуникация между группами, способность к критическому мышлению, анализ и обобщение собственных идей. Результатом игры является рефлексия, позволяющая определить этапы и методы выбора бизнес-деятельности, выявить наиболее жизнеспособные, но в то же время инновационные образовательные продукты, востребованные в обществе. В качестве самостоятельной работы студенты должны проанализировать региональную систему образования, определить количество частных образовательных учреждений, выявить образовательные услуги, оказываемые государственными организациями. Работа может быть выполнена в виде контрольной работы или научной статьи и служит основанием для изучения следующей темы.

В разделе «Платные образовательные услуги» на теоретическом уровне рассматривается понятие образовательной услуги, к которым относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги. Также большое внимание уделяется Постановлению Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», принципам оказания платных дополнительных образовательных услуг, пакету документов при оказании платных образовательных услуг. На практическом занятии проводится маркетинговое исследование потребности в реализации образовательной услуги (курса, мастер-класса), определения основных потребителей. Студентам в качестве основы предлагаются кейсы, содержащие описание различных образовательных идей для предпринимательской деятельности. Кейс-метод является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. В качестве задания для самостоятельной работы студенты знакомятся с кейсом «Организация АНО “Бизнес-школа”», им предлагается ряд заданий, связанных с его анализом: обогатите перечень образовательных услуг для бизнес-школы, составьте договор на оказание платных образовательных услуг.

Следующий раздел «Технология организации предпринимательской деятельности в образовании» посвящен знакомству с этапами реализации бизнес-идеи от выбора организационно-правовой формы организации до реализации и продвижения услуг. Большое внимание на теоретическом и практическом уровнях уделяется документам, необходимым для регистрации бизнес-деятельности: заявление о регистрации, устав, протокол о создании, сведения об адресе исполнительного органа, квитанция об уплате государственной пошлины, заключение о соответствии помещений санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, о соблюдении требований противопожарной безопасности, иные дополнительные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства. В представленном разделе на практических занятиях на примерах кейсов необходимо выполнить ряд заданий, соответствующих организационному этапу: приобрести необходимое оборудование (для организации обучения, развивающей игровой деятельности и др.); разработать образовательные программы для реализации предпринимательской деятельности; укомплектовать образовательное учреждение кадрами; разработать план маркетинга. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается разработать устав своей организации (например, «Школа дизайна», «Школа детства», «Академия кулинарного искусства», «Центр ремесел», «Центр детского отдыха» и др.); выбрать организационные мероприятия для своей фирмы.

Вопросы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения рассматриваются в следующем разделе. В рамках теоретической части студенты изучают основные принципы лицензирования и прохождения аттестации образовательным учреждением, выдающим документ об образовании, особенности и порядок ее получения. Вопросы государственной аккредитации включают в себя умение составить пакет документов, принципы создания постоянно действующей аккредитационной комиссии, предмет и содержание ее деятельности в соответствии с показателями. Параллельно с теоретическими вопросами студенты выполняют практические задания по формированию пакета документов по лицензированию образовательных программ, а также проводится ролевая игра «Аккредитация», где группы студентов выступают в роли разных образовательных организаций и комиссий по прохождению аккредитации. Основным результатом игры является погружение студентов в вопросы правильной организации образовательной среды, учет нормативов СанПин, соблюдение условий охраны здоровья, правильного и грамотного формирования материально-технического обеспечения образовательной деятельности, разработки образовательных программ с учетом Федеральных образовательных стандартов и наличие штатных или привлеченных по гражданско-правовому договору педагогических работников, имеющих профессиональное образование и стаж работы.

В разделе «Частное детское образовательное учреждение» студенты знакомятся более подробно с тем, что представляет собой именно детское учреждение, какие формы его организации существуют сегодня. В теоретической части нами рассматриваются частные организации, действующие на рынке дошкольных услуг (домашний детский сад; семейный детский сад; частный детский сад; центр дополнительного дошкольного образования; досуговый дошкольный центр). Вторым крупным направлением является организация частных общеобразовательных организаций – частных школ. Это один из самых сложных видов экономической деятельности. Частные школы обладают преимуществом перед муниципальными в вопросе создания условий для использования принципов индивидуального подхода и методов личностно-ориентированного обучения. Студенты знакомятся с различными формами данной деятельности: школы-производства, пансионаты, научно-исследовательские, школы здоровья, школы с углубленным художественно-эстетическим развитием или изучением иностранных языков и др.

В практической части студенты выполняют сравнительный анализ частных образовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1

Анализ частных образовательных учреждений

 

ЧДОУ

Домашний сад

Семейный сад

Частный детский сад

Центр доп. обр. дошкольников

Досуговый центр

Частная школа

1. Форма организации            
2. Требования к помещениям и дворовой территории            
3. Особенности организации            
4. Реализуемые программы            
5. Приоритетные особенности            

 

Также для студентов разработан бизнес-кейс «Инновационный детский сад “Как дома”», на основе которого они выполняют практические задания. В качестве самостоятельной работы предлагается выполнить контрольную работу по организации частного образовательного учреждения на примере представленного кейса.

Завершает курс «Предпринимательство в образовании» раздел «Организация частного образовательного учреждения», включающий  основные требования к созданию и функционированию частного детского образовательного учреждения, процесс регистрации, систему налогообложения, требования к оснащению и образовательным программам. Рассматриваются вопросы частно-государственного партнерства, механизмы поддержки негосударственных форм дошкольного образования. На практических занятиях студентам предлагается выполнить задания по кейсу 2: разработать устав на примере ЧОУ «Как дома»; предложить программы обучения; сформировать перечень необходимого оборудования и его стоимость; определить кадровую политику и особенности подбора персонала.

Важным элементом программы является разработка бизнес-проекта как важной составляющей проектной технологии. От занятия к занятию студенты разрабатывают свою модель предпринимательской деятельности с учетом вновь полученных знаний и умений. Ценностная составляющая проектирования позволяет сформировать систему мотивации и объединить полученные знания в интересную инновационную разработку. Бизнес-проект – это еще не бизнес-план, но это разработка, включающая в себя все его элементы: бизнес-идея, анализ потребителей, организация предпринимательской деятельности, маркетинг и калькуляция будущих доходов. Заканчивается курс открытой защитой проекта, где студент доказывает инновативность своей идеи, востребованность и конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, окупаемость и устойчивость проекта во времени. В рамках образовательной деятельности студентами были представлены следующие бизнес-проекты (табл. 2).

 

Таблица 2

Бизнес-проекты по курсу «Предпринимательство в образовании»

 

Обобщенные группы образовательных учреждений

Организация или услуга

Дошкольное учреждение Частный детский сад «Древлянка – 8» со спортивным уклоном.

Частный детский сад «Леонардо» с эстетическим уклоном и художественной подготовкой

Домашний детский сад «Белая дверь» для детей от 1 до 3 лет

Общеобразовательное учреждение Частная школа-пансионат с проживанием и санаторным лечением. Частная школа с углубленным инженерно-техническим профилем (10−11-й классы)
Учреждение дополнительного образования детей Центр досуга для дошкольников Центр профориентации для школьников Центр «Моя продленка» для младших школьников Досуговый центр детского творчества и др.
Учреждение дополнительного образования взрослых Обучение декоративно-прикладным видам искусства (керамика, пэчворк, декупаж) Школа моды и красоты Школа мебельного производства из фанеры Курсы реставрации мебели Курсы текстильного дизайна Курсы судостроения и вождения маломерных судов и др.

 

На основании обобщения авторского опыта можно подвести итог исследования относительно инструментальных возможностей курса «Предпринимательство в образовании». Во-первых, интенция на теоретичность высокого порядка способствует формированию знаний, умений и навыков будущих учителей, что соответствует требованиям компетентностного подхода в высшей школе. Во-вторых, богатый спектр практических заданий позволяет сформировать систему навыков, определяет практико-ориентированный характер курса, повышает мотивацию не только к данному предмету, но и к другим педагогическим знаниям, влияющим на подготовку будущего учителя. В-третьих, большое внимание уделяется самостоятельной работе, в рамках которой студент погружается в анализ проблем, обобщает полученные знания и опыт, используя ресурсы вуза (библиотека, бизнес-инкубатор, молодежный иннопарк и др.). По окончании изучения дисциплины студенты отмечали: «Этот курс отличался большим количеством практических заданий: кейсов, игр, тренингов, дискуссий. Я научилась принимать решения, влияющие на прибыль предприятия, составлять структуру фирмы. Эти навыки могут мне пригодиться при организации своего дела» (Карина В.). «Курс очень многому меня научил, я вижу перспективы своей трудовой деятельности. Мои знания в области педагогики, психологии и методики ‒ это огромный ресурс, который можно успешно капитализировать» (Илья С.).

Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательская подготовка будущего учителя является значимой компонентой в образовательной программе вузовской подготовки. Инновационность идей компилирования представленных знаний с уже существующей подготовкой учителя позволяет повысить значимость профессии учителя, показать многоплановость трудовой деятельности и конкурентоспособность педагогических знаний.

 

Список литературы

  1. Волошина, Т. А. Предпринимательство в образовании: учебное пособие для студентов вузов: [в 2 ч.] / Т. А. Волошина; [науч. ред. И. А. Колесникова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозав. гос. ун-т. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. – Ч. 1. — 60 с.
  2. Городнова, А. А. Непрерывное образование и тенденции развития бизнес-образования / А. А. Городнова // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. – 2014. – № 1. – С. 32−36.
  3. Гребенюк, И. И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России: монография / под. ред. И. И. Гребенюк. Москва: Изд-во «Академия Естествознания», − 2012. Электрон. дан. – [Москва] – URL: https://monographies.ru/en/book/view?id=143. (дата обращения 12.08.2018).
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [Москва], сор. 2012. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ – (дата обращения 16.08.2018).
  5. Леонова, Ж. К. Непрерывное образование: условие развития молодежного предпринимательства / Ж. К. Леонова // Дети и молодежь – будущее России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 5–7 октября 2016 г.: в 2-х частях. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. –Ч. I. – 416 с.
  6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справ. прав. система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [Москва], сор. 2012. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW_182943. – (дата обращения 20.10.2017).
  7. Профессиональная диагностика: тестирование выпускников с помощью системы «Эффетон Студио»: методическое пособие / Н. Ю. Бирюкова, В. Б. Морозов, А. А. Самокатова. – Тула: РЦСТ ТулГУ, 2013. ‒ 20 с.
  8. Сальникова, Т. С. Проблемы предпринимательства в сфере образования: монография / Т. С. Сальникова; под ред. доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации И. К. Ларионова. – Москва: Дашков и К°, 2017. ‒ 198 с.
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – Электрон. дан. – [Москва], сор. 2012. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 – (дата обращения 28.06.2018).
  10. Gibb, A. Enterprise in education educating tomorrows / A. Gibb // eNorssi – Opettajankouluttajien yhteistyöverkosto – URL: http://www.enorssi.fi/hankkeet/yrittajyyskasvatus/pdf/Gibb.pdf – (дата обращения 21.08.2018).
  11. Lacatus, M. Entrepreneurship in Education/ Lacatus Maria, Stăiculescu Camelia // International conference Knowledge-based organization. – URL: https://www.researchgate.net/publication/305760951_Entrepreneurship_in_Education – (дата обращения 20.08.2018).

 



Просмотров: 1728; Скачиваний: 238;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4068