Ванхемпинг, Э. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Э. Ванхемпинг, Р. Оксала, П. Каарниеми // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4264


Выпуск № 4 (24)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 37.014

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ванхемпинг Элина
директор Скандинавского института академической мобильности
(г. Сейнайоки, Финляндия)
treningcom@mail.ru
Оксала Рейо
Заместитель начальника городского департамента среднего образования
(г. Котка, Финляндия)
Каарниеми П.
директор средней школы «Вариска»
(г. Вааса, Финляндия)
Ключевые слова:
индикаторы успеха
финские образовательные инновации
реформирование
равенство
финская школьная структура
классификация исследовательских практик
учительская культура
перспективы школьных реформ в Финляндии.
Аннотация: в статье раскрываются социальные, социально-психологические, социально-антропологические принципы функционирования финской средней школы. Авторы уделяют большое внимание идее равенства, которая является ведущей идеологической компонентой финской школы и общества в целом. В статье анализируется полемический дискурс, который сложился вокруг феномена успеха финского образования. Авторы предлагают классификационный подход к анализу исследовательского пространства образовательных практик в современной Финляндии. Особое внимание уделяется обоснованию роли и места ученической и учительской культуры в инновационных преобразованиях школьных практик в Финляндии. Также раскрываются стратегические направления перспектив развития практико-ориентированных и проектных педагогических технологий в финском школьном комьюнити в период современных реформ.
Статья поступила: 01.11.2018; Принята к публикации: 15.11.2018; Размещена в сети: 24.11.2018.

REFORM SOCIAL ASPECTS AND PROSPECTS IN FINNISH SECONDARY SCHOOL EDUCATION

Vanhemping Elina
PhD
Director of the Scandinavian Institute for Academic Mobility
(Western Finland, Seinajoki)
treningcom@mail.ru
Oksala Reijo
Deputy Head of the City Department of Secondary Education
(South-East Finland, Kotka)
Kaarniemi Päivi
Director of secondary school "Variska"
(Western Finland, city of Vaasa)
Keywords:
indicators of success
Finnish educational innovations
reform
equality
Finnish school structure
classification of research practices
teacher culture
perspectives of school reforms in Finland.
Abstract: this article reveals the initial social, socio-psychological, socio-anthropological aspects of the Finnish secondary school. The authors pay great attention to the cornerstone idea of equality, which is the leading component of the Finnish school and society as a whole. The article analyzes the polemical discourse that has developed around the phenomenon of the success of Finnish education. The authors offer a classification approach to the analysis of the research space of educational practices in modern Finland. Special attention is paid to the justification of the role and place of learner and teacher culture in the innovative transformations in connection with modern school reforms in Finland. The strategic directions for the development of practice-oriented and project-based educational technologies in the Finnish school community during the reform period are also constructively disclosed in this article.
Paper submitted on: 01.11.2018; Accepted on: 15.11.2018; Published online on: 24.11.2018.

Концептуально важным и тактически значимым с точки зрения научного анализа специфики современных реформ в финских школах является обращение к ключевым положениям о качестве образования Финляндии, отраженным в мировых рейтингах.

Финляндия − небольшая страна, количество жителей которой составляет лишь 0,07 % населения мира. Но даже самые маленькие территории могут сделать мир лучше, и Финляндия − яркий тому пример.

Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, по показателю Индекса лучшей жизни Финляндская Республика занимает топовые места в сфере образования. Следует отметить, что в стране зарегистрированы выше среднего показатели по уровню дохода и благосостояния, по работе и заработной плате, уровню здоровья, гражданской активности, качеству окружающей среды, субъективному благополучию, личной безопасности, социальным связям, жилищным условиям, соотношению работы и отдыха.

В честь 100-летия независимой Финляндии Государственное статистическое агентство проанализировало и представило на своем официальном сайте сравнительные данные мировых рейтингов. Подобное сравнение убедительно доказывает, что Финляндия находится на вершине мирового успеха.

В 2016 г. в стране зафиксирован самый высокий уровень ожидаемого человеческого капитала. Финляндия является лучшей страной, по данным ОЭСР, в области образования. Финское образование на третьем месте в мире по соответствию потребностям будущего (Economist Intelligence Unit (EIU) и Yidan Prize, Worldwide Education for the Future Index). Финляндия занимает третье место из стран ЕС по части реализации обучения на протяжении всей жизни. (исследование Европейской комиссии, Европейская шкала инноваций 2018: Обучение на протяжении всей жизни). Финляндия является самой грамотной страной в мире (J. W. Miller ja M. C. McKenna, World’s Most Literate Nations: Rank Breakdown). По чтению, математике и естественным наукам в рамках Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) финские школьники в среднем набрали 523 балла. Этот результат намного превышает средний показатель по ОЭСР (486 баллов).

Итак, по результатам оценки качества среднего образования Финляндия давно и устойчиво находится на верхних позициях мировых рейтингов. Загадка финского успеха – предмет многих междисциплинарных исследований.

Несмотря на полемику, разразившуюся вокруг мировых рейтингов, валидность которых стала в последнее время подвергаться сомнению в ряде аналитических и публицистических материалов, в отношении Финляндии сложно ставить под сомнение достигнутое в ней социальное благополучие и качество образования. И убедительным дополнением к статистическому и количественному анализу являются всесторонние исследования повседневной жизни финской школы.

Авторы статьи живут и работают в Финляндии. Они непосредственно связаны с образовательными практиками и учебным процессом в педагогических университетах и в средней школе.

Одна из авторов – ученый, исследующий компаративный дискурс школьного сообщества в контексте скандинавской модели социального благополучия. Другой автор − топ-менеджер департамента образования г. Котка, опытный педагог и школьный администратор, толковый аналитик и эксперт финской средней школы, много лет проработавший директором школы «Кюмикартанокоулу» в г. Котка. Наконец, третий автор − опытный практик, директор средней школы в городе Вааса, Западная Финляндия. Именно на базе названных школ были проведены исследовательские стажировки для учителей, студентов, преподавателей вузов от Скандинавского института академической мобильности в Западной Финляндии.

Главная задача таких учебных экспериментов − формирование адекватных образов успеха финской средней школы в русскоговорящем сообществе постсоветских стран.

Экспертный анализ школьной жизни опытными финскими педагогами имеет стратегическое значение в формировании профессионального, адекватного, понятного и результативного с точки зрения педагогических технологий образа современной финской школы. Без мифов, без домыслов, так, как есть на самом деле.

Скандинавский институт академической мобильности как научно-исследовательская организация специализируется в сфере компаративного изучения психолого-социальных аспектов образования в скандинавских и постсоветских странах. В течение 2015−2018 гг. усилиями ведущих экспертов и стажеров-исследователей Скандинавского института было проведено несколько локальных прикладных социологических исследований в школах Западной и Юго-Восточной Финляндии. Ведущая тема исследований: качественный и количественный анализ и выбор финских педагогических технологий,  эффективных в школах постсоветского пространства.

В данной статье мы намерены познакомить читателя с «базовой платформой» наших исследовательских практик, а именно с финской средней школой в генезисе ее структурного, организационного и психолого-социального аспектов. Следует подчеркнуть, что существенную роль в успехе финских педагогических технологий во многом играет социально-антропологический аспект «финскости» в целом. Данный аспект проявляется в ученической культуре большинства финских школьников. Это послушность, исполнительность, ответственность, открытость, отсутствие списывания, равенство социальных статусов, опрятность, аккуратность, личная дистанция, личное пространство, сочетание естественности и дисциплинированности, свободной формы одежды с лимитированным регламентом порядка и высокой учебной культурой.

 Ученический контингент и учительский корпус финских школ уникальны по степени выраженности перечисленных качеств, что подтвердило и наше
3-летнее исследование.

Финские инновации в сфере школьного образования гармонично интегрируются с финской ученической и учительской культурой, основанной на глубоких этнопсихологических и цивилизационных индикаторах содружества, взаимоуважения и доверия. Безусловно, не только на национальном социальном капитале основан фундамент успеха финской школы в конце XX − начале XXI в. Но эффективность и результативность многих финских педагогических технологий базируются именное на этом.

Современный исследовательский интерес в сфере нововведений в технологический и полемический тезаурус финской образовательной среды фокусируется вокруг двух наиболее приоритетных тематических модулей.

Первый модуль образуют объемные кластеры технолого-ориентированных исследований, основанных на отечественных педагогических инициативах, традициях, методологических подходах и отличающихся в хорошем смысле слова утилитарной, практической, узко педагогической профильной риторикой, лишенной излишней политизированности. Исследовательские практики Скандинавского института академической мобильности приоритетно локализованы именно в рамках этого модуля финского исследовательского пространства.

 В данном модуле исследований объединены темы «о школе и вокруг школы», методах, приемах, новых учебниках, новых электронных форматах и т. д. Все про школу, и ничего про политику. В рамках данного модуля научно-исследовательских практик именно на отечественном уровне реформирования школьного образования Финляндии реализуется очень широкий спектр исследовательских практико-ориентированных проектов, нацеленных на поиск, разработку, адаптацию и внедрение инновационных педагогических технологий, необходимых школьникам финской школы нового поколения двадцать первого века.

Особое внимание уделяется актуальности и привлекательности, понятности и доступности учебного материала, целесообразной включенности гаджетов в учебный процесс, повышению диалоговой и групповой креативной коммуникации на уроках, тесной связи с профессиональной ориентацией.

Исследовательский дискурс в данном модуле сконцентрирован вокруг социально-психологических вопросов учебно-методической составляющей с точки зрения смены парадигмы педагогической «режиссуры» урока, технологических аспектов ученического и учительского поведения, родительского взаимодействия, репертуарного сценария обсуждений и общего контента учебной атмосферы урока.

Экспериментальные площадки в ведущих педагогических научно-исследовательских центрах Финляндии сформированы в теснейшей связи школы и университетских научных центров. Многие диссертационные работы магистрантов, докторантов программ подготовки педагогического профиля выполняются именно в данной тематической парадигме технологических поисков и разработки инновационных методов предметного и междисциплинарного преподавания и обучения в Финляндии.

Второй модуль научно-исследовательских практик финского образовательного сообщества определяется глобальными целевыми установками Евросоюза. Именно в рамках данного модуля вбрасываются в отечественное поле изучения финляндских школ тезисы о мультикультурализме, расизме, гомогендерной тематике. Названное направление имеет общеевропейский формат. Мы не ставим в данной статье задачи дать какую-либо аналитическую интерпретацию этого процесса.

Заметим лишь следующее. Данная тематика, безусловно, присутствует в ряде научных учреждений университетского уровня. Выполняются исследования по международным грантам, направленные на продвижение прав граждан нефинской национальности в Финляндии.

Изумительная по своей идеологической чистоте и практической результативности идея равенства школ, учеников, учителей, родителей, прочно сложившаяся в финской отечественной школьной культуре в рамках данного модуля, экстраполируется на борьбу с расизмом и поддержку тематики гомогендерного дискурса. Это сложно. Это политика.

Мы преднамеренно не касаемся данной темы как в данной статье, так и в наших исследованиях в целом. Заметим лишь, что в финских школах используется безгранично толерантная, индивидуальная, буквально «пылинки сдувающая» учительская тактика взаимодействия с учениками из семей мигрантов, с их родителями. Подобный аналог трудно найти не только в любой стране постсоветского пространства, но и в мире, кроме, пожалуй, других скандинавских стран. Кроме развитой системы социальной защиты всех иммигрантов, хочется отметить качество безопасности жизнедеятельности данной категории граждан, постоянно проживающих в Финляндии и уверенно пользующихся всеми правами и богатейшим меню социальных льгот.

Тем не менее тематика изучения степени соблюдения прав школьников из семей иммигрантов в финской учебной среде, риторика гомогендерного равноправия в ракурсе их, скажем так, «недостаточной достаточности» представлены в ряде проектов педагогических факультетов, выполняющих эти исследования на гранты Евросоюза. Возможно, тот факт, что результаты таких исследований обильно тиражируются в СМИ, Интернете, приводят к тому, что возникает некий искаженный образ финской школы и всего финского комьюнити в целом. Имеет место гипертрофия факторов значимости гомогендерного фактора и мультикультурного компонента. Также в русскоязычном информационном пространстве, к сожалению, широко распространен обильный поток поверхностных, а порой и откровенно дилетантских и малодостоверных информационных материалов о школах в Финляндии.

Данный аспект актуализирует значение экспертных оценок финских профессионалов о реформах школьного образования в стране и о специфике финской школы в целом. Поэтому мы концентрируем свое внимание на изучении социальной повседневности финской школы в том виде, как она есть на самом деле, в социальной реальности, а не в формате виртуальных оценок и образов.

Нарративный контент значим и важен в толковании основ финской школы. Именно описательная «картинка» позволяет фиксировать устойчивый каркас образования в «базисном» и «надстроечном» компонентах. Поэтому остановимся на структуре финской школьной системы.

Среднее обязательное образование в Финляндии представлено двумя ступенями. Так называемая нижняя ступень (alakoulu) включает в себя обучение с 1-го по 6-й класс. Следующая ступень именуется «верхней» (yläkoulu). Здесь  дети обучаются с 7-го по 9-й класс. После 9-го класса можно пойти в дополнительный 10-й класс, чтобы улучшить свои оценки. Далее учебные маршруты расходятся. Наиболее способные и дисциплинированные в учебном отношении подростки поступают в лицей (11–12-й классы). Ученики, не набравшие необходимого для лицея (лукео) балла, продолжают обучение в профессиональном училище.

Базовые принципы финского среднего образования обусловлены исходной моделью социального благополучия и принципом равенства. Все школы в Финляндии равны. Они равны как в части материального обеспечения, так в области педагогической квалификации персонала. Это проявление универсального принципа равенства, пронизывающего всю социальную политику и жизнь Финляндии. Столичные школы и школы сельской местности ничем не отличаются. Нет привилегированных лицеев и элитных школ.

Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. Этот политический тренд выражен в том, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Такая политика «выравнивания» усложняется географической проблемой. Согласно этому принципу плотность школ на всей территории Финляндии должна быть почти равной. Но в северных слабо заселенных областях страны, особенно в Лапландии, это сложно осуществить. Школ на севере должно быть не меньше, чем в более плотно населенных частях страны.

 Все школы равны и являются государственными. Количество частно-государственных школ не превышает десятка. Они, как правило, специализируются в преподавании на иностранных языках (немецкий, французский, английский языки). Модные «фишки» педагогических поисков – Монтессори, Френе, Штайнер, Мортан, Вальдорф – представлены в формате педагогических лабораторий при некоторых учебных заведениях, обучение в которых платное.

Все образование в Финляндии бесплатное! Включая и высшее образование для граждан Финляндии.

Следует отметить, что в Финляндии принято учиться в школе, территориально находящейся в максимальной близости от места проживания ученика. Выбор школы – это правило не имело легитимного статуса долгие годы. Несколько лет назад это ограничение было снято, но родители практически его не используют. Все школы одинаково хороши, поэтому дети учатся в ближайших учебных заведениях. В школу многие ездят на велосипеде, подростки с 15 лет предпочитают скутер.

Профессия учителя в стране очень престижна и высоко оплачивается. Помощник учителя получает около 2500 евро. Заработная плата опытных учителей-предметников может достигать 5000 евро. Сумма включает налоговое обложение, которое в Финляндии относительно данного уровня зарплат составляет 28 процентов. Повышение квалификации учителей проводится по-фински обстоятельно и регулярно.

Принцип равенства распространяется на языковую подготовку. В Финляндии два официальных языка – финский и шведский. Система дошкольного воспитания, среднего и высшего образования включает подготовку как на финском, так и на шведском языке. Представители этнического меньшинства – народности саамов, проживающих на севере Финляндии – также могут обучаться на родном языке. Для этого созданы все необходимые условия.

Особым образом принцип равенства в среднем образовании выражается в части предметного обучения. Все предметы равны. «Профильные классы» с углубленным изучением того или иного предмета не имеют широкого распространения. Исключение составляют классы для детей с явно выраженными способностями к живописи, спортивным занятиям, к музыке.

В условиях дифференциации доходов граждан постсоветских стран, роста социального неравенства актуализируется проблема социально статусных различий родителей школьников. Данную тему можно определить как социальную проблему школьного коммуникационного пространства постсоветских стран. «Кто есть кто» на социальной лестнице родительских достижений? Данный вопрос имеет свое практическое воплощение и актуален для изучения.

В этом свете принцип равенства статуса родителей в финских школах может иметь особый прикладной интерес для понимания внутренних проблем на территории вновь созданных стран бывшего СССР. Итак, в Финляндии не приняты, даже запрещены вопросы, анкеты, запросы информационных сведений о профессиях, должностях, месте работы родителей учеников. Эта информация может быть запрошена только в случае особой и четко обоснованной необходимости.

Также в Финляндии в средних школах психологически корректно соблюдается принцип равенства учеников. Не принято публичное сравнение учеников по успеваемости, поведению, иным учебным и личностным характеристикам. Все обучаются вместе – как способные, так и не очень, включая детей с особенностями развития, причем не только в физическом плане, но в интеллектуальном. Финляндия занимает первое место в мире по минимализации различий между сильными и слабыми учениками. Следует отметить, что этому способствует давно сложившаяся, устойчивая, толерантная культура финского общественного сознания.

 Родительские собрания в школах проходят с целью получения общих и организационных сведений об учебном процессе. Личная информация о ребенке дается родителям индивидуально в рамках заранее запланированных встреч.

В педагогическом сообществе средних школ особое место занимает принцип равенства учителей. Одинаково престижны и уважаемы позиции учителей математики и домоводства, физики и физкультуры. Особо следует обратить внимание на то, что отношения с учениками очень ровные, вежливые, лишенные всякой фамильярности, менторства. Также нет «любимчиков» и «любимых классов». Учитель ровно работает, выполняет свои функциональные обязанности добросовестно, приветливо, заинтересованно, но без излишней эмоциональной привязанности и «прилипания» к некоторым классам или ученикам. Ученики, со своей стороны, также относятся к учителям ровно, вежливо, без деления учителей на «хороших» и «плохих».

Важное место в социальных коммуникациях средней школы Финляндии занимает принцип равенства прав взрослых и детей (учителей и родителей как представителей мира «взрослых» и школьников как представителей мира «детей»). Сами финны называют это правило «принципом уважительного отношения к школьнику». Оно проявляется также в объяснении прав учеников, толковании понимания жестокого обращения и возможности сообщить о таковом в соответствующие инстанции.

Авторы обращают внимание на то, что в русскоязычном Интернете тема перекосов в сфере защиты ребенка от жестокого обращения в семье и школе Скандинавских стран представлена крайне предвзято, фрагментарно, «раздуты» единичные случаи. Их интерпретация дается вырванной из контекста всего события в целом и имеет особый манипулятивно политический подтекст, направленный на формирование деструктивных стереотипов.

На практике, в реальности взаимодействие семьи и школы осуществляется на прочной основе устойчивого равновесия и взаимного доверия.

Универсальный принцип равенства социальной политики проявляется в школьной жизни в таких сущностных категориях, как бесплатное обучение, бесплатное питание в школе, бесплатное посещение музеев, экскурсий, иные виды внеклассной работы. Бесплатной является «развозка» детей – доставка их из дома на занятия и обратно в случае, если его дом удален от школы на установленное законом расстояние (как правило – более двух километров). Особенно это ощутимо в сельской местности, откуда дети приезжают учиться в школу за несколько километров из разных деревень и хуторов. Школьные автобусы забирают всех детей по расписанию к первому уроку. Если ребенок должен ехать в школу ко второму или третьему уроку, когда школьный автобус уже ушел, то ему будет подано обычное такси, оплата за которое будет произведена государством. Это положение равно в отношении всех учеников, вне зависимости от гражданства их родителей. Дети мигрантов, беженцев сразу же поступают в школы в специальные классы и обладают всеми правами на получение материальных благ, сопутствующих школьному процессу, в полном объеме.

В школе все ученики получают бесплатные учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы, ноутбуки. У каждого личный шкафчик. Категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Да и такие «акции» лишены смысла в общем контенте материального благополучия и социальной ответственности школьного обучения.

Финская средняя школа отличается особыми педагогическими принципами. В их основе — поддержка индивидуальных образовательных траекторий, максимальная степень доверия, креативность, практико-ориентированность, высокая степень социальной защиты и уважения личного пространства учащихся.

В качестве конкретного примера погружения в финские практики преподавания рассмотрим такой предмет, как «география». Географические знания включены в учебные предметы цикла «Жизнепонимание» уже в 1−2-м классах. Как отдельный предмет «география» изучается с 5-го класса. Обучение с первого по шестой класс ведется одним педагогом практически по всем предметам. Следует отметить, что как отдельный предмет география в Финляндии имеет почти столетнюю историю. Риисто Хамари подробно раскрывает специфику преподавания географии в Финляндии.

После получения независимости в декабре 1917 г. появилась необходимость дать гражданам новую информацию о родной стране и сопредельных государствах. Как предмет география состоит из физической географии, географии культуры, краеведения и географии зарубежных стран. Важность географии была окончательно признана в 1920 г., когда она была включена в список предметов, входящих в экзамен при окончании старшей школы.

«География в современной Финляндии занимает достойное место среди прочих дисциплин. Ее изучение начинается уже в начальной школе, продолжается в средней. Заканчивается изучение географии в старшем, выпускном, классе общеобразовательной школы.

До 1970 г. в стране действовала старая система образования, которая включала в себя четырехлетнюю начальную школу с классным учителем и восьмилетнюю общеобразовательную школу с преподаванием отдельных дисциплин, где учителя начинали работать с 11-летними детьми.

После большой школьной реформы 1970 г. была изменена вся система образования. Начальная школа стала шестилетней, и там продолжает работать классный учитель. Только после этого 13−14-летние учащиеся переходят в среднюю школу, а еще через три года обучения − или в гимназию, или в специальную профессиональную школу. Учителя географии преподают и в средней школе, и в гимназии.

До начала реформы среднего образования, инициированной в марте 2015 г., работа в средней школе была регламентирована Национальной базовой программой. География изучается восемь с половиной лет из девяти, которые учащиеся находятся в школе. Каждый курс предполагает один час в неделю. В трехлетней гимназии существуют два обязательных курса и один дополнительный. Наличие дополнительных курсов означает, что у учащихся, которые выбрали три курса географии, больше часов этого предмета. Гимназическая программа по географии состоит из физической географии, социальной географии и специального дополнительного курса» [2].

Реформы финской средней школы проходили в несколько этапов. Так, к концу 2003 г. основные реформы школьного образования в Финляндии, включавшие трансформацию модели 1970-х гг., завершились. Вопрос о  содержании каждой дисциплины был досконально проработан.

С этой целью были созданы экспертные группы, работавшие по каждой дисциплине и каждому уровню школьного образования. После активной полемики в образовательную программу был включен новый предмет − учение о здоровье. Закрепились две другие дисциплины − философия и компьютерное образование. География от этой реформы ничего не выиграла, но и не потеряла. На нее отводится такое же количество часов, как и ранее.

В Национальной базовой программе нашли отражение лишь некоторые новые аспекты предмета. Ряд дискуссионных актуальных вопросов ждут своего решения, поскольку для этого требуется больше времени. В числе таких вопросов важность городской географии, так как большинство людей живет в городах. По данному аспекту существует много географических исследований.

Другой важный вопрос − место геоинформатики в школьной программе. В финском обществе геоинформатика уже широко используется и считается очень важной для будущего. Но в школе с ней знакомятся, только если учитель активен и достаточно образован, чтобы преподавать этот предмет. Так называемая количественная революция происходила в географии примерно 50 лет назад.

До школы она дошла в 1970-х гг. Были скорректированы базовые программы, и в учебниках по географии отразилась основа системной теории. В географии как академической науке был сделан упор на статистику. Но для географии в школьном образовании количественная революция практически ничего не дала.

«Географические информационные системы (ГИС) − современный многопредметный путь анализа пространственной информации с помощью компьютеров, спутниковых данных и других источников и ресурсов. Уже сейчас ГИС − одно из больших достижений в географии и результат вдохновенной работы географов, которые стремятся быть в авангарде развивающейся науки. В новой финской учебной программе ГИС стоят отдельным блоком в одном из географических курсов, и многие учителя школы готовы вести данный курс.

На планете в целом и в каждой стране в отдельности есть места, в которых жить опасно. Особенно много таких мест в больших городах. Отсюда новое научное направление – география опасности, которое изучает эти места и наше отношение к ним. Курсы этого нового направления достаточно популярны в университетах и привносятся в школу. Географию как предмет учащиеся любят. Она все время развивается, находит новые задачи в обществе» [2, с. 44]. Такова ситуация до 2015 г. – начала новых реформ средней школы в Финляндии.

Правительство Финляндии реализует в настоящее время масштабную реформу системы среднего образования. Ее основная идея основана на переходе от классической модели образования, где доминировали текстоцентрическое обучение и формат «говорящей головы», к новой. От привычной многим системы обучения, когда ученики, сидя за партами, слушают, что им говорит учитель, необходимо уйти. Главная причина этого – кардинальные трансформации реалий современной жизни.

Переход следует осуществить к постклассической модели образования, нацеленной на новые методы обучения «цифрового» поколения XXI в., владеющего особым визуально ориентированным миропониманием. Одним из трендов этой реформы предполагается поэтапное введение преподавания по темам вместо преподавания по предметам.

Предстоит замена «текстоцентрических» монологов учителя групповыми проектными видами деятельности под его руководством в качестве модератора. А для этого учитель должен быть подготовлен. Каждая «тема» предполагает несколько практико-ориентированных занятий, которые проводятся разными педагогами. Главный принцип – четкая взаимосвязь между занятиями и их сфокусированность на главной цели «темы».

Образовательная реформа постепенно начинает внедряться.  Экспериментальной площадкой трансформаций стали некоторые школы в Хельсинки. Предполагается, что уже к 2020 г. все школы Финляндии перейдут на этот формат обучения. Почти 70 % учителей включились в процесс профессиональной переподготовки. Финляндия будет учить не по предметам, а по темам. Трансформации касаются школ второй ступени. Для учеников старшего возраста (15−16 лет) классические уроки по предметам будут заменены на взаимосвязанные практико-ориентированные курсы по комплексным темам. Вместо отдельных уроков географии, математики, химии или истории молодые люди будут изучать профессиональные курсы («темы»), имеющие прямое отношение к реальной жизни. Так, курс «Работа в кафетерии» (cafeteria services) включает элементы математики для проведения расчетов, правила и приемы успешных коммуникаций, иностранный язык и иные значимые для данной деятельности навыки.

В изучение темы «Европейский союз» включены знания по экономике, политике, социологии и географии европейских стран. К этой же теме будет добавлено изучение иностранных языков стран-участниц ЕС.

Изучение английского языка в школе первой ступени Siltamaki в Хельсинки представляет собой конструктивное сочетание уроков географии и самого иностранного языка. Перед учениками на доске карта континентальной Европы. Учитель сообщает, что сегодня в Великобритании «туманно», а во Франции, наоборот, «солнечно», а школьники должны соотнести английское слово, обозначающее погоду, со страной на карте. В школе Siltamaki учатся дети от 7 до 12 лет.

В связи с реформой география как отдельный учебный предмет осталась в младших классах. В старших классах некоторых школ в Хельсинки географические знания включены в обучение по темам. Так, тема «Европейский союз» объединяет изучение экономики, истории стран, входящих в ЕС, иностранных языков и географии. Эти нововведения направлены на радикальные изменения системы финского школьного образования.

Инициатор реформы образования – первый руководитель департамента образования Хельсинки г-жа Марьо Киллонен. Именно она еще в марте 2015 г. не только озвучила важную проблему среднего образования, но и предприняла шаги к ее решению.

Педагогические технологии XX в. устарели, т. к. современные школьники и современный мир изменились настолько, что необходимы реальные инновации, которые позволят не поучать (to teach), а диалогично, заинтересованно обучать (to learn).

«Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX в., но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI в.», –сформулировала Марьо Киллонен идею новой реформы в одном из своих интервью [3]. Традиционный формат общения «учитель – ученик» подвергнется изменениям. Пассивный формат, когда ученики сидят за партами и ждут вызова к доске, сменят на активный формат. Его суть – совместная работа в небольших группах и процесс обсуждения поставленных проблем.

По словам Марьо Киллонен, инициатора реформирования системы образования, «необходимо пересмотреть систему образования и реформировать ее, чтобы прививать детям навыки, которые потребуются им сегодня и завтра. Существуют школы, в которых предметы преподаются так же, как это было в начале XX в. – но потребности изменились, и нам нужно что-то, что будет отвечать потребностям XXI в.» [3].

Образовательная политика современной Финляндии нацелена на то, чтобы сделать страну лидером современного обучения и вдохновляющего образования. Достижением финского образования на государственном уровне считается внедрение новых государственных типовых учебных планов по базовому образованию (1−9-й классы) с августа 2016 г. В это же время стартовал новый план действий в области среднего образования после 9-го класса. Приоритетное внимание направлено на развитие единой базы учебно-методических, дидактических материалов в электронном виде с удобным доступом для всех заинтересованных пользователей профессионального и ученического сообществ. Идет переподготовка учительского корпуса в целях освоения новых педагогических технологий и освоения дигитализации учебного процесса нового поколения реформ. В 2017 г. создан экспериментальный центр «Обучение Финляндии» (Oppiva Suomi) совместно с Финским национальным агентством по образованию. Будет продолжена реализация Программы развития педагогического образования. Модели развития компетентности преподавателей в процессе их подготовки и переподготовки будут реформированы и актуализированы.

Деятельность специальных образовательных программ повышения квалификации учителей расширится на государственном уровне, а региональная координация будет укреплена. Третий конкурс заявок запланирован на осень 2018 г. Будет разработана и внедрена онлайн-база учебно-методического сопровождения для учителей.

Основной проект, который активно внедряется в современные финские школы, касается создания новой учебной среды и цифровых учебных материалов для общеобразовательных школ. В сотрудничестве с ведущими провайдерами сферы образования центр экспериментов «Oppiva Suomi» разработает новые способы организации мероприятий по развитию школ, укрепления лидерства в учебных заведениях и дальнейшего продвижения культуры экспериментов в области преподавания и образования. Особое внимание уделяется в новых проектах развитию билингвизма, трилингвизма и языковой подготовке в целом.

Следует особо подчеркнуть, что в Финляндии реформа подверглась критике со стороны учителей и представителей образовательной элиты. И это понятно и оправдано. Ведь речь идет не только о смене педагогических технологий, речь идет о смене парадигмы педагогического мышления и менталитета. Учительское поколение XX в. не сдаст легко свои позиции. В этом заключается важная составляющая трансформаций – направить полемику  от деструктивной риторики отвлекающего от сути троллинга к конструктивному диалогу инновационного развития.

 

Список литературы

  1. Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее : науч.-практ. конф., 3−5 нояб. 2003 г. / [редкол. : Абатурова В. В., Лобжанидзе А. А., Макарский А. М.]. − Санкт-Петербург, 2004. − 82 с.
  2. Хамари, Р. Школьная география в Финляндии / Р. Хамари // Сборник статей научно-практической конференции «Три века географического образования в России». – Санкт-Петербург, 2013. – С. 44–49.
  3. Киллонен, М. Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам [Электрон. ст.] / М. Киллонен. − Электрон. дан. − URL: https://tjournal.ru/flood/54453-finland-school-retorm/ − (дата обращения 6.11.2018).
  4. Agenda 2030 in Finland: Key questions and indicators of sustainable development. − Электрон. дан. − URL: https://www.demoshelsinki.fi/wp-content/uploads/2016/08/Agenda2030inFinland-Key-questions-and-indicators-of-sustainable-development.pdf. – (дата обращения 6.11.2018).
  5. Finland, a land of solutions: Government Action Plan 2018–2019. – Электрон. дан. − URL: http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/handle/10024/160985. – (дата обращения 6.11.2018).

 



Просмотров: 1975; Скачиваний: 594;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4264