Дочкин, С. А. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 2 (22). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.3969


Выпуск № 2 (22)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 378.046.4

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дочкин Сергей Александрович
доктор педагогических наук, доцент
начальник экспертно-аналитического отдела Института дополнительного профессионального образования, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева»
(Кемерово, Россия)
Nowik2001@mail.ru
Ключевые слова:
конкурентоспособность вуза
дополнительное профессиональное образование
конкурентные преимущества
факторы
электронное обучение
профессиональные стандарты.
Аннотация: в статье рассматриваются возможность и направления использования сформированной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в качестве инструмента для повышения конкурентоспособности вуза. Определены ключевые подходы к раскрытию терминов «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность вуза». Выявлен ряд специфических особенностей, характерных для ДПО, к которым отнесены: многоуровневость в предоставлении услуг по содержанию, открытость предлагаемых образовательных услуг в сфере ДПО, необходимость согласования временных рамок выполнения образовательных услуг, необходимость в большом количестве ППС для оказания услуг ДПО, периодичность образовательных услуг в сфере ДПО по времени; значимость результатов образовательного процесса для потребителей, необходимость активной роли потребителя в процессе планирования услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценки его качества. Сформулированы проблемы функционирования рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, влияющие на конкурентоспособность современного вуза. Представлены результаты и ряд первоочередных направлений дальнейшего развития дополнительного профессионального образования в техническом университете в рамках разработанной среднесрочной программы.
Статья поступила: 15.05.2018; Принята к публикации: 25.05.2018; Размещена в сети: 25.06.2018.

COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY AS A RESULT OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Dochkin Sergey A
a holder of an Advanced Doctoral Degree
associate professor, head of expert-analytical division of the Institute of Additional Professional Education, professor of the Department of State and Municipal Structure of Kuzbass State Technical University
(Kemerovo, Russia)
Nowik2001@mail.ru
Keywords:
competitiveness of the university
additional professional education
competitive advantages
factors
e-learning
professional standards.
Abstract: the possibility and directions of using the formed system of additional vocational education as a tool for increasing the university's competitiveness are considered. The key approaches to the disclosure of the terms «competition», «competitiveness», and «university competitiveness» are defined. A number of specific features characteristic for Additional Professional Education (APE) have been identified: multilevel in the provision for content services, the openness of the proposed educational services in the field of APE, the correlation of the time frame for educational services, increased number of faculty for APE services, the time frequency of educational services in APE system, the importance of the results of the educational process for consumers, the active consumer role in the process of planning services in the field of additional vocational education and assessing its quality. The problems of functioning of the market of educational services in the sphere of additional vocational education affecting the competitiveness of a modern university are formulated. The results and a number of priority directions for further development of the APE at the Technical University are presented in the framework of the developed medium-term program.
Paper submitted on: 15.05.2018; Accepted on: 25.05.2018; Published online on: 25.06.2018.

Российское высшее образование в очередной раз переживает достаточно сложный этап в условиях постиндустриальной экономики с высоким уровнем неопределенности внешней среды, с растраченным на более ранние преобразования потенциалом, при неустойчивости внешних конкурентных преимуществ и с изменением требований работников образовательных организаций (ОО) к качеству жизни. Перечисленные особенности заставляют более тщательно изучать процессы управления конкурентоспособностью вузов, искать пути роста конкурентных преимуществ и новые направления для приложения усилий, более рационального использования тех инструментов, которые уже имеются, но использовались, возможно, недостаточно активно. 

Рассматривая конкурентоспособность вуза, отметим, что термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» в современной отечественной экономической науке уже достаточно четко определены, и хотя на данный счет имеются разные точки зрения, но они не противоречат друг другу, а скорее дополняют. Например, М. Портер в работе «Международная конкуренция» указывает, что «конкуренция − динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты» [7, с. 24]. Часто категория «конкуренция» рассматривается как достижение субъектом лидирующих позиций с помощью эффективного использования своих конкурентных преимуществ. К примеру, Р. А. Фатхутдинов полагает, что «конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [10, c. 9]. В свою очередь, понятие «конкурентоспособность» связывают с возможностью выигрыша в соревновании, устойчивостью, качеством, надежностью, эффективностью функционирования в рыночных условиях. Тот же Р. А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью понимает «свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [11, с. 23]. А Майкл Портер конкурентоспособность рассматривает как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений, способного выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [6, с. 480].

В то же время Европейский форум по проблемам управления отмечает, что «конкурентоспособность − это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов» [9, с. 227]. Однако понятие «конкурентоспособность вуза» еще недостаточно разработано в отечественной науке.

Многие исследователи (М. Гельвановский, А. Голик, М. А. Лукашенко) рассматривают понятие «конкурентоспособность вуза» как сопряженное с термином «конкурентоспособность выпускника». Так, Р. А. Фатхутдинов делает акцент на способность вуза готовить высококвалифицированных специалистов, выдерживающих конкуренцию на рынке труда, а также развитие вуза во всех сферах своей деятельности и определяет конкурентоспособность вуза как его способность: готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности [11, с. 37].

В свою очередь, А. Петерсонс определяет так конкурентоспособность вуза: «…такое состояние вуза как социально-экономической системы, при котором обеспечиваются:  соответствующее качество оказываемых образовательных услуг, удовлетворенность потребителей и общественное признание образовательного учреждения; актуальность и практическая значимость реализуемых научно-исследовательских проектов;  интеграция образовательного учреждения в академическое сообщество, в т. ч. международное; развитие материально-технической и информационной базы; социальная стабильность коллектива, его участие в управлении вузом» [5, с. 81]. Как правило, конкурентоспособность вуза рассматривают по двум направлениям: как подготовку специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; как разработку конкурентоспособных новшеств образовательной деятельности [1].  Например, О. П. Ковалева в своей работе, анализируя позиции вуза на рынке образовательных услуг, выделяет также две составляющих:  конкурентоспособность услуг − способность образовательных услуг, предлагаемых вузом, быть проданными на образовательном рынке в присутствии аналогов (определяется характеристиками образовательных услуг и продуктов); конкурентоспособность вуза − уровень потенциала, обеспечивающий возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы (определяется как совокупность конкурентоспособности образовательных продуктов и услуг, а также управленческого, кадрового, технического и других потенциалов вуза) [3].

Ограничимся перечисленными подходами, так как исследование данного понятия не входит в число решаемых нами задач, однако отметим, что,  на наш взгляд, указанные направления взаимосвязаны и их следует рассматривать комплексно. И с учетом этого  формирование основных конкурентных преимуществ вуза может включать комплекс цели: расширение перечня направлений подготовки и специальностей основного и дополнительного профессионального образования; повышение качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями рынка труда региона; рост научно-образовательного потенциала; внедрение новых образовательных технологий и методов обучения; создание оптимальной структуры вуза; совершенствование материально-технической базы вуза в соответствии с требованиями государственных и профессиональных стандартов. Данный подход основывается на положениях Федеральной целевой программы развития образования, в которой отмечена необходимость «формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-техническом оснащении процесса обучения» [12], и является одним из решающих.

Исходя из целевых установок, система дополнительного профессионального образования (ДПО) в настоящее время может стать одним из инструментов не только повышения конкурентоспособности конкретного вуза, но и основой устойчивого экономического развития регионов за счет адаптации специалистов (рынка труда) к изменениям в различных сферах жизни общества. Более того, именно дополнительное профессиональное образование является звеном, связывающим интересы потребителя, работодателя и государства, разные уровни профессионального образования (ПО) и отрасли экономики, требования работодателей и запросы потребителей образовательных услуг. В этих условиях мы рассматриваем ДПО шире, чем просто регулярное прохождение курсов повышения квалификации в соответствии с «временными» требованиями, ориентируясь на потребности профессиональной деятельности сотрудников.

Проведенная в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования (ФГБОУ ВО) «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» в течение пяти лет с 2012 по 2017 г. перестройка системы дополнительного профессионального образования  позволила перейти от разрозненных курсов повышений квалификации, проводимых кафедрами по собственному плану, к целостной системе ДПО университета, в состав которой вошли Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) и Институт корпоративного обучения (ИКО), объединив потенциал более тридцати образовательных центров и бизнес-школ вуза [8]. 

В числе первоочередных задач было увеличено количество дополнительных профессиональных программ (ДПП) (до 75 %) и расширена тематика ДПП (до 64 %), особенно программ, обеспечивающих получение дополнительных прикладных квалификаций (в соотв. с ФЗ «Об образовании в РФ». ФЗ-273 от 29.12.12, ст. 10, п. 7) [13]; в программы обучения бакалавров (до 43 %) по основным направлениям подготовки были включены блоки дополнительных профессиональных программ, позволяющие освоить смежные технологии, получить управленческие компетенции; в тематике и содержании новых ДПП учтены требования вводимых профессиональных стандартов. Изменена рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, разрабатывающего и реализующего дополнительные профессиональные программы, на постоянной основе реализуются программы подготовки разработчиков программ, лекторов и преподавателей по востребованным заказчиками ДПП, особенно по новым направлениям и инновационным профилям, содержание которых учитывает профессиональные стандарты и квалификационные требования. Введена система электронного обучения (LMS Moodle), организована разработка электронного контента по расширенному перечню востребованных ДПП и организация тьюторской поддержки дистанционных курсов ПК. К настоящему моменту потребителям дополнительных образовательных услуг предлагается 39 учебных курсов, осваиваемых дистанционно, в том числе 5 дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, в среднем до 1000 слушателей (без студентов очной и заочной форм обучения) ежегодно пользуются услугами системы электронного обучения университета.

Деятельность ИДПО и ИКО позволила не только консолидировать имеющиеся ресурсы, но выявить ряд специфических особенностей, присущих процессу управления дополнительными образовательными услугами:

‒     наличие многоуровневости в предоставлении услуг по содержанию (каждый из уровней ориентирован на определенный сегмент: личность – структурное подразделение – предприятие – отрасль – рынок труда в целом, каждый из которых имеет различную скорость изменения во времени); 

‒     открытость предлагаемых образовательных услуг в сфере ДПО в рамках информационного, кадрового, образовательного обмена и сетевого взаимодействия с партнерами;

‒     согласование временных рамок выполнения образовательных услуг в сфере ДПО и возможности ее потребления заказчиками (потребителями) − представителями рынка труда;

‒     необходимость привлечения большого количества специалистов и ППС для участия в оказании услуг в рамках предлагаемых ДПП;

‒     периодичность и различная длительность образовательных услуг в сфере ДПО по времени;

‒     высокая степень значимости результатов образовательного процесса для потребителей, отсроченный характер проявления данных результатов и необходимость участия предприятий, организаций − заказчиков услуг в планировании образовательных траекторий своих сотрудников − потребителей образовательных услуг в сфере ДПО;

‒     необходимость активной роли потребителя в процессе планирования, оказания и оценки качества образовательных услуг в сфере ДПО.

Дальнейшее развитие конкурентных преимуществ вуза целесообразно осуществлять с учетом качественных и количественных перемен в сфере высшего образования, вызванных как процессом глобализации, так и продолжающимся реформированием экономики страны (в том числе и в условиях кризиса), а также изменений в структуре и концепции развития самого рынка труда. В связи с этим следует учитывать следующие проблемы функционирования отечественного рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, такие как:

‒     постоянное оперативное внесение изменений в процесс управления образовательными услугами в сфере дополнительного профессионального образования в целях повышения его эффективности, ответственности, более прагматический и менее затратный характер услуг (как для образовательной организации, так и для потребителя образовательных услуг);

‒     усиление самостоятельности и определенной автономии подразделений  вуза, обеспечивающих образовательные услуги в сфере ДПО при сохранении гарантий обеспечения качества обучения;

‒     внесение изменений в управление ресурсами (интеллектуальными, образовательными, кадровыми, технологическими, материальными), направленными в сферу дополнительных образовательных услуг, а также преодоление формального отношения к процессу повышения квалификации;

‒     повышение качества образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования путем внедрения как внутренних стандартов, так и мировых критериев его оценки;

‒     модернизация кадров системы ДПО, включая подготовку профессорско-преподавательского состава в соответствии с современным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), глобальных коммуникаций, изменение статуса преподавателей с учетом обеспечения новых форм взаимодействия со слушателями, расширение свободы выбора методов преподавания. К данной проблеме следует отнести и необходимость целевой и систематической подготовки преподавательских кадров из числа специалистов – представителей промышленных предприятий и организаций, обладающих необходимым опытом в сферах реального производства и профессиональной деятельности, но не обладающих набором компетенций, необходимых для преподавательской деятельности;

‒     обеспечение гибкости образовательного процесса, а также свободы слушателя в выборе направлений обучения, курсов и преподавателей, создание условий для ответственности каждого обучающегося за формирование и исполнение своего индивидуального учебного плана.

При этом ключевым условием эффективного развития системы ДПО университета как фактора повышения конкурентоспособности вуза является  не только увеличение количества и повышение качества ДПП,  но и создание среды, стимулирующей ППС вуза и других ОО ПО, управленческие кадры, специалистов предприятий и организаций, а также студентов-выпускников к постоянному повышению своей квалификации. Соответственно перспективной задачей является построение эффективной адаптивной системы обучения, базирующейся на современных форматах обучения и технологиях, в рамках которой должны быть поддержаны и могут быть внедрены программы формального и неформального обучения взрослых всех возрастов, расширены предложения университета и других вузов региона на рынке образовательных услуг.

В ходе исследования по обеспечению эффективности системы ДПО университета как фактора повышения конкурентоспособности вуза в реализации программных мероприятий мы сконцентрировали усилия на совершенствовании модели взаимодействия вуза, образовательных организаций-партнеров, работодателей и граждан на основе  принципов сетевого взаимодействия, способных обеспечить подготовку кадров, соответствующих потребностям работодателей − представителей регионального рынка труда.

В основе запланированных действий − применение методов прогнозирования потребностей рынка труда, разработка алгоритмов учета потребностей работодателей при разработке ДПП и методики разработки сетевых модульных программ, в том числе с применением электронного обучения (ЭО). Особую значимость в настоящее время имеют подготовка и корректировка дополнительных профессиональных программ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, исходя из которых предъявляются достаточно четкие и конкретные требования к подготовке (повышению квалификации) работников и служащих предприятий и организаций.

В свою очередь, нами было отмечено, что профессиональные стандарты пока еще не воспринимаются как «руководство к действию» самими руководителями предприятий и организаций. Анализ заявок и образовательных запросов, которые поступают от заказчиков, свидетельствует о том, что в 86 % случаев работодатели, направляя своих сотрудников на курсы повышения квалификации, в лучшем случае имеют цель обеспечить общий уровень подготовки персонала, а в худшем – выполнить формальные требования по допуску персонала к работе (47,6 % заказчиков). Проведенный опрос показал, что только 33,7 % работодателей четко представляют то, чему необходимо учить их сотрудников; 28,1 % работодателей ограничиваются общими темами и типовыми направлениями подготовки (повышения квалификации); 38,2 % − предоставляют образовательной организации ДПО вести обучение (повышение квалификации) по имеющимся типовым программам. Подобная ситуация не позволяет вузу заблаговременно обеспечить востребованный перечень дополнительных профессиональных программ и услуг,  реализуя принцип ориентации вуза на потребителя, затрудняет адаптацию имеющегося образовательного контента к требованиям заказчиков.

Для решения данных задач в сфере ДПО организована работа по созданию и развитию новых направлений подготовки на основе анализа рынка труда и прогнозов появления вакансий в соответствии с идеями опережающего характера образования, что проще реализовать в рамках вуза именно в сфере ДПО, постепенно внедряя соответствующие модули в основные образовательные программы. Опережающий характер образовательных услуг в сфере ДПО обеспечит не только успешную адаптацию слушателей (в том числе и студентов-выпускников) к внешней среде, но и соответствует потребностям личности и производства, активно влияет на состояние общества, предопределяет и формирует потребности, исходя из прогнозирования ближайших и отдаленных перспектив развития, а не только частных запросов производства.

Важнейшее направление совершенствования модели взаимодействия вуза и образовательных организаций-партнеров, работодателей и граждан (потребителей образовательных услуг) ориентировано на широкое использование сетевых ресурсов и коммуникаций в целях сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства. На наш взгляд, именно за счет широкого использования возможностей ИКТ в сфере ДПО в настоящее время возможно достижение конкурентоспособных преимуществ вуза.

Подобные технологии уже активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающихся в системах открытого и дистанционного образования. Соответственно, с учетом повышения значимости роли информационно-социальных технологий в образовании, необходимо сконцентрировать внимание на трех задачах: обеспечение оперативного выхода в сеть Интернет и комфортной работы каждого участника процесса обучения, причем в любое время и из различных мест пребывания; развитие единого информационного пространства вуза и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного процесса;  создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний студентов и преподавателей, с возможностью оперативного  доступа и совместной работы с ними.

В настоящее время мы приступили к работе по созданию массовых открытых онлайн-курсов, которые в настоящее время  являются одним из трендов и получили определенную государственную поддержку. Так, в августе 2016 г. премьер-министр России Д. Медведев отметил: «Существует реальный дефицит качественного образовательного контента. Поэтому нужно создать специальные ресурсы, которые могут быть протестированы… и встроены в университетские программы» [2]. В соответствии с этим ведущие отечественные вузы развернули активную работу по внедрению данных сервисов и разработке необходимого контента. Массовые онлайн-курсы в этой связи мы рассматриваем не только как средство расширения возможностей электронного  обучения, способ внедрения новых Learning-моделей с элементами открытого образования [4], но как инструмент повышения конкурентоспособности вуза. По нашему мнению, данный сервис в силу своих особенностей должен получить широкое применение именно в системе  дополнительного профессионального образования, особенно с учетом современных тенденций развития информационного общества. Причем такие подходы востребованы и в среде образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) области. По итогам 2017 г. по заявкам ОО СПО прошли повышение квалификации 114 преподавателей и методистов, которыми были освоены ДПП по использованию LMS Moodle в образовательном процессе организации, локальных программных продуктов (в том числе средств для разработки онлайн-курсов).

В настоящее время задача обеспечения эффективного функционирования университета требует постоянного поиска и выявления новых факторов повышения его конкурентоспособности, создания условий, при которых имеющиеся конкурентные преимущества вуза будут максимально реализованы, позволят ему занять прочные позиции на рынке образовательных услуг, и продуктивное развитие системы дополнительного профессионального образования способно обеспечить данный процесс.

 

Список литературы

  1. Екшикеев Т. Конкурентоспособность и конкурентоспособные преимущества ВУЗа // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32): [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2925 (дата обращения 12.03.2018).
  2. Заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам «О приоритетных проектах в сфере образования», 24 августа 2016 года: [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/24274/ (дата обращения 17.05.2018).
  3. Ковалева О. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Вестник СибАДИ. 2013. № 5 (33). С. 127–130.
  4. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)»: пост. Правительства РФ от 28 января 2002 № 65: [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный (дата обращения 12.03.2018).
  5. Петерсонс А. Корпоративная культура негосударственного вуза как фактор обеспечения устойчивого развития // Труд и социальные отношения. 2008. № 3. С. 79–84.
  6. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с. 
  7. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.  895 с.
  8. .Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014–2020 гг. / ИДПО КузГТУ. Кемерово, 2013. 42 с.
  9. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
  10. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
  11. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37–38.
  12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. Постановление правительства РФ от 23.05.2015 № 497: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения 12.03.2018).
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Аккредитация в образовании,  2013. 126 с.

 

 



Просмотров: 3742; Скачиваний: 576;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.3969