Аннотированный перечень статей, 2021 год все выпуски
Выпуск 1 (33)
От редакции | |
Васильева А. В.
Ключевые слова: интерактивное обучение, понятийный аппарат, метод двухуровневой триадической дешифровки категории, метод мутаций, познавательная активность, обучение иностранным языкам и русскому языку как иностранному. | ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (В ПЕДАГОГИКЕ И МЕТОДИКЕ)
В условиях быстрого развития инновационных технологий и реализации их в практике образовательного процесса возникает проблема переосмысления и формирования понятийного аппарата как собственно педагогики и методики, так и многих предметных областей внутри них, решение которой имеет большое значение для качественного развития всего педагогического образования. В частности, данная проблема касается интерактивного обучения: для передачи его сути и содержания в исследовательской литературе используется большое количество понятий, в совокупности не составляющих структурированного понятийного поля, что, во-первых, препятствует разработке единой концепции интерактивного обучения, во-вторых, представляет определенные сложности при реализации рассматриваемого феномена на практике. Целью данной статьи является формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения на базе его сущностных аспектов. Полагаем, что формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения на базе его сущностных аспектов позволит получить описание объекта исследования с достаточной полнотой и системностью. Методологию исследования составили: контент-анализ научно-методической литературы, метод двухуровневой триадической дешифровки категории, метод мутаций. Результаты исследования: была получена система категорий, обеспечивающих полное и непротиворечивое описание предметной области интерактивного обучения; определены условия, при которых обучение принимает форму интерактивного; выявлена базовая характеристика интерактивного обучения; определены основные типы базовой характеристики интерактивного обучения; упорядочены взаимосвязи между категориями, дешифрующими интерактивное обучение, и на их основе выявлены и определены синтезированные категории, формирующие понятийный аппарат предметной области исследуемого феномена. Таким образом, понятийный аппарат предметной области интерактивного обучения, сформированный на основе его базовых взаимосвязанных категорий и понятий, во-первых, описывает интерактивное обучение с необходимой и достаточной степенью полноты, во-вторых, дает системное представление о рассматриваемом феномене, в-третьих, содержит ресурсы и очерчивает направления для дальнейшего качественного исследования предметной области интерактивного обучения. Полученные результаты могут быть использованы при выявлении эволюционной последовательности этапов формирования интерактивного обучения, обеспечении управления процессом его создания и развития. |
Тебенькова Е. А.
Ключевые слова: учебная задача по В. В. Давыдову, учебная инженерная задача, учебная задача на проектирование, постановка учебной задачи на проектирование. | ЗАДАЧА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Современные образовательные стандарты в школе отличает требование введения деятельностного содержания. Актуальнейшим с точки зрения практики его реализации является вопрос, как проектировать и включить в образовательный процесс такое содержание. В то время как в науке до сих пор нет четкого понимания, что принять за единицу деятельностного содержания, общую на всех ступенях школьного образования. Автор предлагает выстраивать непрерывность содержания учебной, исследовательской и проектной деятельности на учебной задаче – подходе, разработанном В. В. Давыдовым для начальной школы. В определении сущности учебной задачи на проектирование в статье развивается идея Ю. В. Громыко о проектном замысле как интегративной единице ее содержания. Как сущностные характеристики учебной задачи на проектирование обоснованы рефлексивное движение проектной команды к замыслу и оптимальной форме функциональной организации и самоопределение каждого участника в практической, социальной и индивидуально окрашенной ситуации. |
Шерайзина Р. М., Ефлова З. Б.
Ключевые слова: сельская школа; миссия и функции сельской школы; социокультурный образовательный центр села. | СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
Статья представляет результаты сравнительного исследования состояния и тенденций развития сельской школы в современной России и в ряде стран зарубежья. Сопоставление проведено на основе изучения отечественных и зарубежных научных публикаций, результатов международных мониторингов, полевых исследований различных научных коллективов. Современная сельская школа понимается как особое образовательное учреждение, на которое возложена социокультурная миссия, реализующее, помимо общеобразовательной, многочисленные дополнительные функции – просветительские, социально-педагогические, компенсаторные, защиты детства и др. Раскрываются и сравниваются особенности жизнедеятельности, характеризуются общие проблемы современных сельских образовательных учреждений. Выявлено, что особо острой проблемой для России и других стран является обеспечение функционирования и развития малочисленной малокомплектной сельской школы. Перспективной для сельской малочисленной школы является модель, когда она становится социокультурным образовательным центром сельского поселения, функционирующим на основе сетевого взаимодействия учреждений разных ведомств, разных уровней образования, социальных институтов и сообществ. |
Екимова Т. А., Ершова Н. Ю., Назаров А. И., Прохорова Е. И.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, цифровизация в образовании, сетевая форма реализации образовательных программ. | РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена рассмотрению трендов модернизации профессионального образования, обусловленных цифровизацией общества, потребностями наукоемких производств в высококвалифицированных кадрах, готовых и способных к обучению на протяжении карьеры, и в связи с этим – необходимостью актуализации основных образовательных программ и разработки новых программ дополнительного профессионального образования. Выявлены характерные для системы непрерывного профессионального образования противоречия, относящиеся к группам противоречий сознания, несоответствия ресурсов. Предложены способы разрешения этих противоречий на основе модели сетевой формы реализации непрерывного профессионального образования, возможностей цифровых технологий, интеграции потенциала вузов, научных организаций и предприятий реального сектора экономики. Представлен краткий обзор моделей сетевой формы реализации образовательных программ. В статье приведены результаты апробации модели системы сетевой формы реализации непрерывного профессионального образования в области наноиндустрии и материаловедения, проведенной на базе Петрозаводского государственного университета и его индустриальных партнеров. Обоснованы интегративные свойства этой системы, к которым, в частности, относятся: практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке; органическая связь методологии и содержания с достижениями науки и инновационных технологий; целостная вовлеченность институциональных структур и субъектов системы в образовательный процесс. Продемонстрирована роль индустриальных партнеров в проектировании и реализации программ магистратуры и дополнительного профессионального образования. Представлена методика совместной разработки и реализации образовательных программ вузами, индустриальными партнерами и научными учреждениями, сделаны выводы об эффективности предложенных подходов с точки зрения решения задач непрерывного профессионального образования. |
Мирошниченко В. В.
Ключевые слова: школа с родным (нерусским) языком обучения, национальные, региональные и этнокультурные особенности, профессиональная подготовка учителя родного (нерусского) языка в вузе. | ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (ХАКАССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена проблеме подготовки учителей родного (нерусского) языка обучения в современных условиях на материале Республики Хакасия. Обзорно представлены основные источники и существующие в науке направления исследования подготовки учителей родного (нерусского) языка. Обозначены особенности профессиональной деятельности учителей родного (нерусского) языка. Охарактеризовано пилотажное исследование, целью которого стало изучение подготовленности будущих учителей хакасского языка к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения. Приведено обоснование разработанного диагностического комплекса методик, в том числе и авторские. Представлены результаты исследования, подтверждающие недостаточную подготовленность будущих учителей хакасского языка к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения. На основании данных результатов автором статьи сделаны выводы о том, что готовность будущих учителей хакасского языка не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, отраженным в отечественных нормативно-правовых документах. Для решения исследуемой проблемы обоснована необходимость проведения специальной работы для повышения уровня подготовленности студентов к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения. |
Зорина Е. Е.
Ключевые слова: инклюзивное образование, иностранный язык, мультисенсорный подход, индивидуальная образовательная траектория, профессионально-ориентированное общение. | ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ВУЗЕ
В условиях глобализации рынок труда нуждается в специалистах со знанием иностранного языка, овладение которым инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья создает возможности для их успешного обучения в вузе и дальнейшего трудоустройства. Дискуссионным является вопрос о выборе оптимальных организационных форм, дидактических методов и эффективных технологий профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов в вузе с учетом их разнообразных образовательных потребностей. Целью исследования является описание дидактического сопровождения обучения и эффективных образовательных технологий, способствующих совершенствованию обучения иностранному языку студентов с особыми образовательными потребностями в вузе. В статье обоснована необходимость смены организационных форм профессионально-ориентированного обучения (фронтальной, парной, групповой, индивидуальной) иностранному языку исследуемых студентов. Определены основные дидактические материалы, требуемые для вовлечения студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата в иноязычную речевую деятельность; перечислены соответствующие компенсационные средства. Описана необходимость использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по иностранному языку в вузе с исследуемыми студентами. Выявлена специфика реализации интерактивных и информационно-коммуникативных технологий с целью активизации познавательной деятельности студентов с особыми образовательными потребностями в ходе овладения иностранным языком в вузе. В итоге обзор дидактического сопровождения обучения и эффективных образовательных технологий позволил выявить оптимальные способы удовлетворения особых образовательных потребностей студентов в ходе приобретения совместного опыта профессионально-ориентированного иноязычного общения. |
Юсупова Л. Н.
Ключевые слова: академическое письмо, академическое эссе на английском языке, процесс-ориентированный подход, продукт-ориентированный подход, языковой опыт, технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. | ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭССЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Написание академического эссе на английском языке относится к научно-творческому типу самостоятельной работы студентов, освоение которого очень сложно дается бакалаврам неязыковых специальностей. Цель статьи – актуализировать важность педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов при освоении иноязычного академического письма. В статье представлен опыт применения модифицированной технологии педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, охарактеризовано содержание этапов технологии, описана деятельность преподавателя и студентов в соответствии с особенностями освоения академического эссе. Методологическую основу исследования составили продукт- и процесс-ориентированные подходы к обучению письменной речи. Апробация технологии была проведена в трех группах бакалавров первого года обучения Петрозаводского государственного университета. Анализ полученных данных на выходе подтвердил результативность технологии. Дальнейшее исследование может быть посвящено анализу типичных ошибок студентов при самостоятельном написании академических эссе и их пропедевтике при организации самостоятельной деятельности обучающихся. |
Сеткова И. Н., Лукина А. К., Волкова М. А.
Ключевые слова: учитель, дистанционное обучение, профессиональная роль, стратегическое управление, обучение учителей, ученик, семья. | НОВЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена анализу изменений содержания деятельности руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, а также форм и технологий методической и организационной поддержки педагогов при переходе от традиционной (очной) организации обучения к дистанционной. Сформулированы цели и задачи современного образования в его ответственности за подготовку человека к жизни в условиях неопределенности и дивергентного общества, в условиях оперативно отвечать на вызовы времени. На примере опыта Лицея № 1 г. Красноярска обозначены основные подходы к проектированию образовательного процесса и подготовки учителей к работе в условиях перехода к дистанционному обучению. Описаны перестройка системы управления лицеем и условия ее реализации, к которым отнесены: личная ответственность директора школы, его умение «держать удар»; командная работа педагогического коллектива и др. Предложен формат модульного расписания, позволяющего значительно сократить время использования компьютера учеником и систематизировать труд преподавателя. Представлены результаты опроса учителей об изменениях их профессиональных функций и ролей в новых условиях. Полученные данные демонстрируют значительные трансформации практически всех педагогических функций, наибольшие из них, по оценкам опрошенных, проявились в воспитательной работе. Изменились традиционные и проявились новые роли педагога. Аргументирована необходимость постоянного самообразования учителя в новых условиях, и определены формы сопровождения этой работы. |
Плискова Б.
Ключевые слова: психофизическое состояние учителя, отношения между учителем и учеником, взаимодействие учителя и ученика, взаимодействие в классе, межличностное поведение учителя, управление в классе. | БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧИТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ И СТУДЕНТА (СТАТЬЯ ПУБЛИКУЕТСЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)
Хорошее самочувствие и удовлетворенность учителя существенно влияют на атмосферу в классе и работу учеников. Учителя взаимодействуют с разными людьми на работе, в том числе с коллегами и родителями, но общение со студентами имеет главное значение. Основная цель этого обзора литературы – определить, как изучалось благополучие учителя в отношении взаимодействия ученика и учителя в классе и как эти взаимодействия влияют на благополучие учителя. В результате исследования и анализа в общей сложности пятнадцати основных исследований, включая два обзора литературы, десять отчетов о количественных исследованиях, а также два качественных исследования, были определены пять ключевых теоретических рамок и концепций, глубокое изучение которых обеспечивает более широкую теоретическую основу для лучшего понимания проблем и стратегий. Многие факторы влияют на благополучие и взаимодействие учителя и ученика, такие как личность учителя, пол, аффективные атрибуты, самоэффективность в управлении классом, механизмы поддержки учителей. Содействие благополучию учителя и развитие навыков и стратегий взаимодействия имеют большое значение не только для учителя, но и для общего благополучия учащихся и достижения более эффективных результатов обучения. |
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.
Ключевые слова: экологическое образование, гуманитаризация, экологическая культура, научный совет по проблемам экологического образования Российской академии образования. | ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ ДО 2030 г.
В статье рассматриваются научные итоги работы юбилейного пленума научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования. Дана краткая характеристика современного состояния экологического образования в стране, обсуждаются перспективные направления его развития. Показано, что за пятьдесят лет деятельность научного совета перешла от организации «работы школ по охране природы» к разработке теории и методики преподавания экологии как биологической дисциплины, а затем к теории интегрированного экологического образования как фундамента становления экологического образования. Обоснована актуальность разработки членами совета философских, психологических, лингвокультурологических, педагогических оснований современного общего экологического образования. Сформулированы проблемы реализации. Сделан вывод о том, что основным вектором деятельности научного совета по развитию общего экологического образования до 2030 г. должна стать гуманитаризация его содержания: придание ему общекультурной направленности путем включения в содержание поликультурного опыта взаимодействия человека с природой, ценностей и традиций природосообразной деятельности, экологической этики; расширение предмета познания в естественно-научно-социально-гуманитарную области как условие понимания экологического императива и целей устойчивого развития; ориентация на культурологические результаты образования – формирование эколого-культурной грамотности, культурной картины мира, экологической культуры как основы культуры устойчивого развития. Рассмотрены средства и условия гуманитаризации общего экологического образования. |
Выпуск 2 (34)
От редакции | |
Винокурова Н. Ф., Ермаков Д. С.
Ключевые слова: Ирина Трофимовна Суравегина, научное наследие, непрерывное экологическое образование, методология, теория, методика | ВКЛАД ИРИНЫ ТРОФИМОВНЫ СУРАВЕГИНОЙ В МЕТОДОЛОГИЮ, ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются научное наследие и вклад Ирины Трофимовны Суравегиной (29.03.1930–02.01.2021) в методологию, теорию и методику непрерывного экологического образования. Охарактеризованы основные направления исследований И.Т. Суравегиной и ее учеников, связанные с идеями гуманизации и гуманитаризации экологического образования, экологизации образования в целом. Раскрыты ведущие подходы и принципы экологического образования, а также особенности формирования ответственного отношения школьников к природе и экологической культуре, которые были обоснованы и реализованы И.Т. Суравегиной. Отмечаются работы И.Т. Суравегиной и ее учеников, связанные с антропо-экологическими, социально-экологическими и проблемно ориентированными аспектами экологического образования. В совокупности указанные исследования составляют теоретико-методологический базис современного экологического образования. |
Борзова Е. В., Шеманаева М. А.
Ключевые слова: иноязычное университетское образование, интегративные результаты, иноязычная коммуникативная компетенция | ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ЦЕЛЕЙ К ТЕХНОЛОГИЯМ (статья публикуется на английском языке)
Одним из приоритетов современного образования становится формирование и совершенствование ключевых (универсальных) компетенций наряду с ценностными установками и профессиональными компетенциями, данное исследование ставит целью описать один из видов заданий, которые способствуют взаимосвязанному формированию и совершенствованию всех этих составляющих. Материалы и методы: исследование проводилось на основе иноязычного университетского образования, участниками исследования выступали студенты языковых и неязыковых направлений подготовки, чей уровень иноязычной коммуникативной компетенции варьировался от А1 до В2 (Европейская шкала оценивания). Исследование включало как количественные, так и качественные методы (анализ литературы, опрос и собеседование со студентами, экспериментальное исследование и статистическая обработка результатов). На первом этапе исследования обучение проводилось с использование традиционной модели (представление – практика – продукция) с оцениванием результатов, на втором этапе обучение проводилось с использованием полифункциональных заданий с оцениванием результатов. Авторами были разработаны критерии для оценки результатов. Результаты: данные, полученные в ходе исследования, подтвердили, что полифункциональные задания способствуют достижению более высокого уровня иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенций и совершенствуют ключевые (универсальные) компетенции. Обсуждение и заключение: в ходе исследования было выявлено, что обе использованные модели способствуют совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, но применение полифункциональных заданий имеет дополнительное преимущество, т. к. позволяет достигать интегративных результатов. Полифункциональные задания могут быть легко модифицированы и адаптированы к содержанию и уровню иноязычной подготовки студентов, что позволяет использовать их на любом этапе обучения и на основе различного материала. |
Литвин Д. В.
Ключевые слова: развитие личности, субъектность, образовательная среда, непрерывное образование, субъектный подход, системный подход | СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОСМЫСЛЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье на основе субъектного подхода исследуется личностно развивающий потенциал среды непрерывного образования в органах внутренних дел. Фактическим материалом для статьи послужили результаты авторского исследования, посвященного образовательной среде профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел. Были выявлены тенденции к противоречию между осмысленностью жизненных ориентиров обучающихся взрослых сотрудников, их направленностью на непрерывное образование и выраженностью у них рефлексивности. Личностно развивающий потенциал среды непрерывного образования рассматривается через призму стратегий личностно-средового взаимодействия сотрудников. Статусные позиции личности при анализе их роли в жизни человека строго не коррелируют с развитой личностью, хотя и могут выступать предпосылками к такому развитию. Личностное развитие в преломлении тезиса о социальной сущности человека рассматривается как связанное со способностью к самообоснованию, самоопределению, самоосуществлению. Непосредственную характеристику самореализации личности выражает динамика субъектно-личностной позиции обучающихся взрослых в профессиональной (служебной) и образовательной среде в преломлении таких свойств развития личности, как гетерохронность, событийность и ситуативность. Диалектическое накопление и разрешение личностно обусловленных противоречий, являющихся основой выхода на качественно новый уровень личностного развития, должно сопутствовать желаемому результату пребывания личности в образовательной среде. Рефлексивность в личностной организации выступает связующим элементом между субъектным восприятием деятельности и самой возможностью развития. В субординационно-дисциплинарном пространстве профессии нормы права претендуют на роль нравственного императива. Прагматичный подход к оценке личностного развития сотрудника органов внутренних дел в значимых видах деятельности не исключает признание положительным стабильное состояние личностной организации при ее соответствии корпоративному паттерну. Вместе с тем стратегии личностного развития взрослых оцениваются нами как неблагоприятные, когда демонстрируются высокие (фактически экстремальные) значения смысложизненных ориентаций с отрицательной корреляцией с рефлексивностью. |
Кремнева В. Н., Колесников В. Н., Мельник Ю. И.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, здоровый образ жизни, занятия физкультурой, индивидуальная программа двигательной активности, субъективное благополучие, самоэффективность | ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Статья посвящена изучению отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к своему здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой. Обсуждается необходимость применения индивидуального подхода к студентам с ОВЗ при создании программ занятий физической культурой и формировании устойчивой положительной мотивации к занятиям. Представлены результаты анкетирования студентов с ОВЗ, участников разработанной кафедрой физического воспитания «Программы индивидуальной двигательной активности». Установлено, что, несмотря на понимание необходимости ведения здорового образа жизни, высокую оценку значимости его составляющих для сохранения и поддержания здоровья, существуют внешние и внутренние барьеры, препятствующие вовлеченности студентов в Программу. Студенты опасаются, что упражнения могут нанести вред здоровью, высказывают сомнения в возможности достижения позитивных результатов, испытывают дискомфорт во время занятий. В качестве внешних препятствий называются нехватка времени и информации, недостаточность социальной поддержки. Вместе с тем значительная часть студентов отмечает положительные эффекты программы: улучшение состояние здоровья, позитивные сдвиги в других значимых сферах студенческой жизни. Выявлены положительные связи между субъективным благополучием и отношением студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой. Обсуждаются условия повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Использование индивидуальных программ двигательной активности для студентов с ОВЗ в целях формирования паттернов здоровьесберегающего поведения анализируется с позиции когнитивно-поведенческого подхода. |
Алексеев С. В., Боголепов С. А.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, методическая компетенция, средовая компетенция, компетенция задавать умные вопросы, цифровая компетенция, научная (исследовательская) компетенция | ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье выполнена попытка современного осмысления понятия «методическая компетентность» как совокупности ряда методических компетенций, предполагающего содержательные, процессуальные и оценочные аспекты, связанные с реанимацией традиций и включением инноваций в образовательную практику. Это во-первых, «вопросная компетенция» – умение учителя задавать и модерировать «умные вопросы» со стороны учащихся. Во-вторых, это «средовая компетенция» – умение организовать «умную» образовательную среду, создающую условия для достижения планируемых образовательных результатов. В-третьих, это «цифровая компетенция» как умение оптимального использования цифровых технологий в организации образовательного процесса предметного образования. И наконец, «научная компетенция» рассматривается как умение использовать в образовательной практике результаты последних научно-исследовательских работ. |
Добрынина О. Л.
Ключевые слова: академическое письмо, навыки самоконтроля, грамматические и лексические ошибки, грамотная профессиональная речь | АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: ОБУЧЕНИЕ ПРУФРИДИНГУ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА
Задача обучения будущих специалистов основам грамотной профессиональной речи на родном и иностранном языках является сегодня достаточно важной. Современные школьники и студенты не полной мере владеют умениями и навыками создания грамотного письменного текста, не выработали навыка видеть и исправлять ошибки в собственных работах. Причинами создавшегося положения могут быть недостаточная разработанность методики обучения студентов постпереводческому редактированию собственных текстов, повсеместное использование компьютерного набора текста, изменение характера чтения и читательской практики. Автор предлагает метод поэтапного формирования у студентов неязыковых специальностей навыков самоконтроля при создании письменных текстов на иностранном языке. Разработанная система упражнений «найти и исправить ошибку», специальные тесты, практика взаимного редактирования (peer review), памятки с типичными для каждого студента ошибками позволили сформировать устойчивые навыки пруфридинга по нахождению и исправлению типичных грамматических и лексических ошибок. Разработанный метод формирования навыков самоконтроля при создании письменных текстов может быть использован преподавателями как иностранного, так и русского языка при обучении школьников, бакалавров, магистров и аспирантов нефилологических специальностей. Однако следует отметить, что данный метод не позволяет в полной мере научить студентов видеть и исправлять стилистические ошибки в создаваемых ими текстах. |
Помникова А. Ю.
Ключевые слова: история семьи, семейная история, внутрисемейная коммуникация, воспитательный потенциал, семейные ценности, патриотизм | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЕЙНЫХ ИСТОРИЙ КАК ВИДА КОММУНИКАЦИИ
Цель статьи – обосновать семейные истории как особый вид коммуникации, сохраняющий и передающий опыт поколений и систему ценностей данной семьи, и определить их воспитательный потенциал. Материалом для исследования послужили как устные и письменные семейные истории, так и другие формы представления истории семьи (фотографии из семейных архивов, семейные реликвии, тексты писем), произведения художественной литературы, содержащие рассказы об истории семьи, материалы социальных сетей, а также данные организованного нами анкетирования. Исследование проведено на основе метода включенного наблюдения, тематического анализа, элементов биографического метода, метода изучения форм и видов представления семейных историй, метода анализа полученного материала и метода обобщения. В статье определены такие базовые характеристики семейных историй как особого вида коммуникации, как объект, цели, формы и функции данного типа коммуникации, а также ключевые особенности: разнонаправленность, дискретность, многоступенчатость, ориентированность на будущее при обращенности к прошлому и функционировании в настоящем. Охарактеризованы основные способы формирования коммуникативного пространства семьи; проанализированы характерные особенности личностных семейных историй, проведено их отграничение от художественных; обозначены новые способы оформления семейных историй; выявлено, что семейные истории как особый вид коммуникации обладают значительным воспитательным потенциалом, формируя и транслируя последующим поколениям ценностную картину мира субъектов семьи. |
Виегерова А.
Ключевые слова: шок реальности, дошкольное воспитание и воспитание, воспитатели дошкольного образования, практикум | АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ В ПЕРИОД СТУДЕНЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (статья публикуется на английском языке)
Статья посвящена психологическому шоку, который испытывают студенты во время педагогической практики, сталкиваясь с реальным образовательным процессом. Шок от столкновения с реальностью является достаточно частой темой педагогических исследований. Значительно меньше внимания уделено шоку, который испытывают студенты вузов до начала работы в школе во время их первого знакомства со школьной средой. Предлагаемое исследование касается студентов факультета дошкольного образования и направлено на поиск ответов на вопросы: Как эти учащиеся воспринимают шок реальности во время практики? Каковы его причины? Как можно уменьшить или устранить эти причины? Методы: выборка состоит из 23 студентов третьего курса дошкольного образования в университете в Моравской части Чешской Республики, которые проходили практику в дошкольном учреждении. Использовались следующие методы исследования: (1) анализ дневников студентов, написанных во время их 4-недельной педагогической практики в последний год обучения по программе бакалавриата, (2) анкетирование. Результаты: описана реакция студентов при столкновении с реальностью, проанализированы обстоятельства, вызывающие это явление. Установлено, что основными причинами шока являются непонимание концепций дошкольного образования, нечеткие правила дошкольного образования и вмешательство родителей в образование детей, посещающих дошкольное учреждение. Как и любое качественное исследование, данная работа ограничена заданными рамками. Это тематическое исследование только одной группы студентов последнего курса в рамках одной учебной программы. Результаты исследования нельзя обобщить, но они могут дать импульс последующим исследованиям. Кроме того, результаты способны повлиять на программу предварительного обучения в плане подготовки учащихся к работе в дошкольном учреждении. |
Ничипоренко Л. К., Яфизова Р. И.
Ключевые слова: тьютор, сопровождение педагога, раннее развитие, профессиональные компетенции, магистерский уровень подготовки | НЕПРЕРЫВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЬЮТОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕДАГОГА РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблеме поддержки и сопровождения раннего детства, а именно всех его субъектов: детей до 3 лет, родителей, педагогов. Представлены результаты анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки специалиста по работе с субъектами раннего детства на разных ступенях профильного образования с целью разработки модели образовательной программы формирования профессиональных компетенций тьютора в сопровождении педагога раннего развития. Методы. В реализации направлений исследования использован комплекс методов, включающий анализ литературных источников, Swot-анализ существующей отечественной и зарубежной практики подготовки специалиста и спроектированы предложения по подготовке специалиста-тьютора в сопровождении педагога раннего развития. Результаты. Проведены мониторинг и экспертиза подготовки специалистов дошкольного образования на самых разных ступенях, осуществляющих сопровождение и развитие всех субъектов раннего детства; актуализировано рассмотрение сложнорешаемых задач в организации деятельности педагогов раннего развития; представлены подходы к проектированию образовательной программы, позволяющие сформировать профессиональные компетенции тьютора в сопровождении педагога раннего развития; охарактеризованы результаты пилотной апробация отдельных форм в направлении тьюторского сопровождения педагогов раннего развития с последующей профессиональной экспертизой. Заключение. Разработанные подходы к организации подготовки специалиста-тьютора в сопровождении педагога раннего развития и формирования у него необходимых профессиональных компетенций могут быть использованы вузами и иными организациями повышения квалификации в качестве ориентира в проектировании образовательных программ с опорой на конкретные образовательные результаты. |
Плотникова В. С., Фомин А. А.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, проблемы подготовки кадров, рекомендации, дистанционное обучение, образовательные технологии | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье рассматривается современный характер развития туристского образования, его миссия и цель. Определены наиболее важные проблемы, мешающие его развитию. Межотраслевой характер сферы туризма и многообразие подходов к определению базовых понятий и категорий затрудняют подготовку квалифицированного персонала в сферах его профессиональной деятельности. Отсутствие утвержденных профессиональных стандартов, которые бы позволили обеспечить подготовку студентов вуза к необходимым трудовым функциям специалиста сферы туризма в образовательных стандартах по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», не позволяет эффективно управлять процессом подготовки бакалавров и магистров. Отсутствие единого подхода в управлении туристкой деятельностью на разных уровнях оказывает влияние на формирование дисциплин рабочего плана подготовки бакалавров и магистров туризма, что сказывается на прогнозировании потребности дестинации в кадрах для всех сфер и уровней индустрии туризма. Недостаточное изучение международного опыта реализации образовательных программ и использования новых технологий в обучении приводит к низкой академической мобильности преподавателей и студентов, невозможности организации международного сетевого сотрудничества и системы «двойных» дипломов, а также отсутствию знаний выпускников об эффективных международных практиках в разных видах туризма. Слабое привлечение к подготовке студентов работодателей, способных передавать эффективные практики туризма, способствует недостаточной взаимосвязи дисциплин с практической работой и современными процессами туроператорской, турагентской, гостиничной деятельности. Использование традиционных устаревших образовательных технологий, игнорирование особенностей современных студентов приводят к неэффективной организации учебного процесса и потере интереса студентов к выбранной сфере профессиональной деятельности. На основе опыта работы кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина были определены рекомендации по повышению качества образовательного процесса, уточнены возможности использования дистанционного подхода в обучении и наиболее привлекательные для студентов и преподавателей образовательные технологии. Выявленные проблемы и составленные рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при создании актуальной модели системы непрерывного туристского образования. Статья будет интересна представителям профессионального туристского сообщества, а также образовательным организациям, ведущим подготовку кадров для индустрии туризма. |
Косова Е. А.
Ключевые слова: инвалидность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нормы права, классификации, МКФ, адаптивные стратегии обучения | РАСПОЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С АКТУАЛЬНЫМИ НОРМАМИ ПРАВА И КЛАССИФИКАЦИЯМИ
В работе приведен обзор современных подходов к дифференцированию и распознаванию обучающихся с особыми потребностями (с точки зрения здоровья). Выявлено, что отличия между признанной Всемирной организацией здравоохранения терминологией инвалидности и здоровья и принятым в Российской Федерации (РФ) понятийным аппаратом оказывают влияние на способы регистрации и оценки функциональных нарушений. Обнаружено, что рассмотрение нарушений здоровья вне контекстных факторов затрудняет разработку эффективных алгоритмов включения лиц с инвалидностью в активную жизнедеятельность, в том числе в обучение. Определено, что порядок регистрации инвалидности в РФ не позволяет проектировать адаптивные стратегии обучения лиц с особыми потребностями, порядок установления статуса лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не регламентирует обязательность использования методик на основе Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ). Выявлено, что оценка функционального состояния обучающегося для дальнейшего применения в образовательном процессе должна выполняться с помощью диагностических инструментов, разработанных на основании МКФ, с участием специалистов, компетентных в использовании МКФ. |
Выпуск 3 (35)
От редакции | |
Бермус А. Г.
Ключевые слова: паспорта научных специальностей, методология разработок в образовании, экспертные системы | К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ
Актуальность статьи определяется ситуацией, сложившейся в российском научно-образовательном сообществе в 2021 г.: согласно Приказу от 24 февраля 2021 № 118 Министерства науки и высшего образования, утверждена новая номенклатура научных специальностей, по которым осуществляется присуждение ученых степеней. При этом ни в самом тексте приказа, ни в приложениях нет разъяснений относительно самих паспортов научных специальностей. Настоящая статья направлена на восполнение недостатка методологии разработки и апробации соответствующих документов. Для разработки искомой методологии использовались правительственные документы о приоритетных направлениях развития фундаментальных исследований в России до 2030 г., а также «большие данные», полученные с использованием экспертных систем SciVal и Dimensions. Основным результатом статьи являются макеты паспортов трех педагогических специальностей, являющихся смежными: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Проекты паспортов приведены в приложении к статье. |
Бабакова Т. А., Вапиров В. В., Варламова Т. В.
Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, непрерывное образование и просвещение, комплексный подход, йоддефицит | КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере преодоления йоддефицита в Республике Карелия)
В статье обоснован комплексный подход к решению проблемы сохранения и улучшения состояния здоровья населения региона посредством здоровьесберегающего образования и просвещения. Представлены результаты междисциплинарного решения актуальной для многих регионов России конкретной проблемы преодоления йоддефицита в Республике Карелия. По мнению авторов, педагог должен творчески подходить к содержанию обучения и включать в программу учебного предмета валеологические знания, умения, навыки (с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся) как составляющей здоровьесберегающего образования учащихся школ. Приведены данные анкетирования учащихся (относящихся к группе риска по йоддефициту) и родителей школьников, показывающие невысокий уровень осведомленности респондентов о сущности и мерах профилактики йоддефицита. Приведены сведения о разработке и реализации непрерывного здоровьесберегающего образования и просвещения на примере профилактики йоддефицитных заболеваний. Обращено внимание на роль университета как координирующего центра в организации комплексной работы по изучению состояния здоровья населения и реализации непрерывного здоровьесберегающего образования. |
Дербуш М. В., Скарбич С. Н.
Ключевые слова: обучение математике, смешанное обучение, модели смешанного обучения, исследовательская деятельность учащихся, непрерывное математическое образование | ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Цифровые технологии, активно входящие в образовательный процесс, требуют пересмотра привычных форм обучения. На смену традиционному обучению приходит смешанное, которое позволяет выстроить процесс обучения таким образом, что учащиеся смогут самостоятельно получать знания или закреплять их как при работе с цифровыми ресурсами, так и в ходе непосредственной работы в классе с использованием активных методов обучения. Работа с цифровыми ресурсами позволяет провести экспериментальное исследование, чтобы самостоятельно сделать выводы и получить новое знание, поэтому актуальным становится изучение особенностей организации исследовательской деятельности школьников с использованием моделей смешанного обучения. Целью статьи является поиск оптимальных вариантов организации исследовательской деятельности учащихся по математике при реализации технологии смешанного обучения. На основе теоретического анализа научно-методической литературы, существующих практик обучения в статье рассматриваются особенности внедрения различных моделей смешанного обучения при организации исследовательской деятельности учащихся по математике. Результаты исследования: выделяются принципы организации исследовательской деятельности в процессе обучения математике в условиях смешанного обучения; приводятся возможные сочетания видов деятельности учащихся на различных этапах проведения исследования для основных моделей смешанного обучения; обосновывается выбор моделей смешанного обучения при организации исследовательской деятельности на разных ступенях непрерывного математического образования. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы преподавателей математики при организации исследовательской деятельности по математике в условиях смешанного обучения, обеспечивая интерактивное управление исследовательской деятельностью учащихся. |
Скибицкий Э. Г., Волохина В. П.
Ключевые слова: комбинированная система обучения, довузовская подготовка, иностранные студенты, электронные образовательные ресурсы, цифровизация образования, эксперимент | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены особенности довузовской подготовки иностранных студентов как неотъемлемой части системы непрерывного образования России, осуществляемой на неродном для учащихся языке. Дано определение понятия «комбинированная система обучения». Описаны структура и содержание комбинированной системы обучения и показана ее реализация при довузовской подготовке иностранных студентов с учетом определенной группы факторов и условий с применением функционально взаимодействующих и взаимосвязанных средств педагогической коммуникации (методы, средства, организационные формы, системы), разработанных на основе средств цифровизации образования. Проанализированы основные результаты экспериментальной проверки результативности применения комбинированной системы обучения в ходе довузовской подготовки иностранных студентов. Для этого применены коэффициент уровня усвоения знаний и коэффициент результативности процесса обучения. Показаны результаты анкетирования студентов перед началом обучения и по окончании курса. |
Урванцева Н. Г.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, электронные образовательные ресурсы, LearningApps.org, русский язык как иностранный, китайские студенты | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСА LEARNINGAPPS.ORG ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА С КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ
В статье представлен опыт применения сервиса LearningApps.org на онлайн-занятиях русского языка с китайскими студентами на подготовительном факультете Петрозаводского государственного университета и Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Актуальность исследования обусловлена быстрым развитием интернет-технологий и процессами цифровизации системы современного образования, а также недостаточной изученностью темы. Целью исследования является анализ сервиса LearningApps.org для формирования лингвострановедческой компетенции иностранцев на онлайн-занятиях русского языка. В ходе проведения исследования были использованы метод анализа научной литературы, метод включенного наблюдения за деятельностью китайских студентов при обучении русскому языку в дистанционном формате, метод анкетирования, статистические методы обработки полученных результатов, обобщение практического опыта автора статьи. В статье обосновывается выбор сервиса LearningApps.org, дается характеристика и описаны лингводидактические возможности, преимущества и недостатки, его виды и структура шаблонов, показаны примеры тренажеров, охарактеризованы этапы разработки интерактивных заданий и упражнений. Автор приводит результаты опроса четырех групп китайских студентов Петрозаводского государственного университета и Петрозаводской государственной консерватории, которые учились 2019/20 и в 2020/21 уч. гг. в традиционном и дистанционном форматах. Анкетирование показало эффективность использования платформы LearningApps.org в иностранной аудитории. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по лингвострановедению с иностранными студентами, при чтении курсов «Методика преподавания русского языка как иностранного» и «Компьютерные технологии в РКИ» для бакалавров по направлению 45.03.02 «Лингвистика», профиль подготовки «Русский язык как иностранный», в системе повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. |
Иванова М. В., Балымов И. Л.
Ключевые слова: дистанционное образование, психологическое самочувствие, самоизоляция, студенты, коронавирус | ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
Пандемия COVID-19 несет в себе негативные эффекты для всех системообразующих элементов современного общества. Усугубляет ситуацию высокая степень неопределенности относительно дальнейшего развития пандемии. Неопределенность становится одним из ключевых факторов организации образовательного процесса и оказывает непосредственное влияние на психологическое благополучие обучающихся в высшей школе. В условиях пандемии остро стоит проблема дистанционного обучения и режима самоизоляции студентов. Целью исследования являлось изучение психологического самочувствия студентов, обусловленного переходом к режиму самоизоляции и дистанционному обучению. Методологию исследования составил системный междисциплинарный подход. С целью изучения психологического самочувствия студентов было проведено анкетирование 1 015 студентов из 30 российских городов. Эмпирическое исследование проводилось в апреле ‒ мае 2020 г. В результате исследования выявлены основные факторы (положительные и отрицательные), оказывающие влияние на психологическое самочувствие студентов в условиях самоизоляции. Также была обоснована повышенная роль образовательного учреждения в организации управления количеством и качеством свободного времени студента в условиях пандемии. |
Волков В. Н.
Ключевые слова: инновационная деятельность в образовании, региональные инновационные площадки, декомпозиция задач опытно-экспериментальной работы, программа исследования | К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК
Инновационная деятельность в образовании признана учеными одним из эффективных средств развития образовательных систем и учреждений. Исследуя особенности инновационной деятельности в российском образовании, автор обращается к проблеме планирования опытно-экспериментальной работы как возможности определения приоритетов в содержании деятельности инновационных площадок и повышения на этой основе их результативности. На выборке заявок региональных инновационных площадок Санкт-Петербурга проведен анализ задач, содержащихся в их программах исследований, при этом использован принцип декомпозиции задач. В ходе анализа выявлены особенности планирования работы инновационных площадок в современных условиях, подтвержден факт разнообразия инновационных продуктов и объяснены возможные причины такого состояния, сформулированы рекомендации для руководителей образовательных учреждений, которые могут быть использованы при проектировании инновационной активности учреждений и позволяют оптимизировать процесс постановки задач, спланировать инновационную деятельность, сформулировать ее ожидаемые результаты и др. |
Аверьянов А. О., Питухина М. А., Симакова А. В.
Ключевые слова: образовательная миграция, межрегиональная миграция, миграционные потоки, высшее образование, среднее профессиональное образование, школьное образование, молодежь, ЕГЭ | МИГРАЦИОННЫЙ ОТТОК ВЫПУСКНИКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
На сегодняшний день на состоянии российского общества сказываются последствия демографического кризиса конца 1980-х гг. Особенно остро данная проблема прослеживается в северных регионах, где снижение численности молодых людей в общем объеме населения усугубляется миграционным оттоком молодежи. В рамках данного исследования рассматривается образовательная миграция молодежи. Цель статьи ‒ анализ качества человеческого капитала молодежи в Республике Карелия, как той ее части, которая остается учиться в родном регионе, так и той, которая покидает Карелию с целью получения образования. Материалами для исследования послужили обширная статистическая база и публикации отечественных ученых. Анализируется как государственная и ведомственная статистическая отчетность, так и результаты социологических исследований. В рамках статьи проанализировано качество подготовки школьников на основе региональных и общероссийских результатов ЕГЭ, исследованы образовательные планы выпускников школ Карелии, а также миграционные потоки выпускников системы общего и профессионального образования. При изучении статистических данных были использованы методы сравнения, анализа и синтеза. Выявлено что и хорошисты (60‒80 баллов ЕГЭ), и отличники (81‒100 баллов ЕГЭ) в равной мере выбирают ведущий региональный вуз; сравнение качества подготовки выпускников школ в разных российских регионах показало, что оно различается незначительно (средний балл ЕГЭ – 60 баллов). Исследованы образовательные планы выпускников школ Карелии, выявлено, что более половины школьников хотели бы получить образование за пределами региона. Проанализированы миграционные потоки выпускников, выделены основные центры притяжения выпускников, также выявлено, что часть из них возвращаются в родной регион после получения образования. В заключение статьи представлены возможные меры по снижению оттока молодежи из региона. |
Соколова Е. И.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, грамотность, жесткие и гибкие навыки | СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «НАВЫК» (обзор по материалам российских и зарубежных исследований)
Целью статьи является рассмотрение изменений в области ключевых компетенций (по материалам отечественной и зарубежной литературы), представленных в хронологическом порядке. Изменения рассматриваются с двух позиций ‒ исследователей и практиков. В обзоре описывается новая парадигма образования, соответствующая условиям постиндустриального общества. Отмечается, что с изменением объективных реалий основной деятельностной компетенцией в образовательном процессе выступает не когнитивная компетенция для той или иной специальности, а аккумулированный в процессе обучения опыт, объем и качество которого зависят от способности анализировать ситуацию и отвечать на непосредственные вызовы реальной жизни. На новые объективные требования система образования откликается тем, что на смену освоения узкой специальности приходит междисциплинарное обучение, основанное на всестороннем изучении явления (phenomen on based learning), формирующее способность к креативному мышлению, а также развитие метакогнитивнных навыков, то есть умение не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления, коммуникации и саморефлексии. Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются на требования к компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовывать деятельность других или свою работу в команде. Отмечается, что компетенции, принятые в Совете Европы в конце прошлого века, требуют нового наполнения, поскольку изменились объективные условия. Проводится анализ использования разных терминов для обозначения понятий «навыки ΧΧΙ века», «жесткие / гибкие навыки», «универсальные действия», «компетенция», «грамотность», «навык». |
Булгаков В. В.
Ключевые слова: анкетирование профессорско-преподавательского состава, факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности, ведомственный вуз МЧС | ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ МЧС
Качественная организация и осуществление образовательного процесса в ведомственном вузе МЧС могут быть реализованы при активном участии профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого аппарата в обсуждении проблемных вопросов учебной деятельности и их разрешении. Целью настоящего исследования является мониторинг образовательной деятельности с участием в анкетировании профессорско-преподавательского состава, выступающего в качестве экспертов для выявления факторов, снижающих эффективность преподавательской деятельности. Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач проведен литературный обзор в исследуемой области и разработаны материалы для анкетирования профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС. Обработка полученных результатов выполнена методами статистического анализа и дана в графическом виде для наглядной интерпретации и представления мнения экспертов по вопросам образовательной деятельности. Анкетный опрос экспертного сообщества ведомственного вуза МЧС позволил выявить факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности, к основным из которых относятся излишняя бюрократизация образовательного процесса, наличие широкого перечня выполняемых задач профессорско-преподавательским составом, что мешает качественной самореализации в отведенный регламент учебного времени, и наличие большой внеучебной нагрузки, связанной с необходимостью осуществлять мероприятия воспитательной и служебно-боевой направленности ведомственного вуза МЧС. Вместе с тем проведенный анкетный опрос выявил положительные аспекты реализуемого учебного процесса, которые были отмечены в результатах исследования. Результаты исследования показали заинтересованность профессорско-преподавательского состава в выявлении негативных факторов, снижающих эффективность преподавательской деятельности, что позволило административно-управленческому аппарату вуза получить объективные сведения по проблемным вопросам учебного процесса и приступить к разработке основных мероприятий для их решения. |
Выпуск 4 (36)
От редакции | |
Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю., Торхова А. В.
Ключевые слова: педагогическая наука, образовательная практика, взаимодействие педагогической теории и практики, тезаурус науки, актуальный тезаурус педагога | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ
Статья посвящена анализу состояния взаимодействия между педагогической теорией и практикой образования в современных социокультурных условиях. В качестве индикатора взаимодействия использован понятийно-терминологический аппарат педагогики. Приведены результаты исследования, которое проводилось в двух направлениях. Первое направление – количественный анализ частоты употребления терминов из 21 рецензируемого журнала, затем обобщение и концептуальный синтез. Таким образом был выявлен актуальный тезаурус науки. Авторы дают интерпретацию явлениям, обусловившим движение терминов внутри системы научного педагогического знания. Второе направление осуществлялось путем применения качественных методов исследования. Эти методы позволили выявить актуальный профессиональный тезаурус педагогов и его особенности. Главным фактором развития актуального профессионального тезауруса педагога определена образовательная политика. Были выявлены предпочтительные пути получения новых знаний педагогами (участие в конференциях, семинарах и обучение на курсах повышения квалификации), а также неоднозначное отношение педагогов к новым терминам. Исследование позволило зафиксировать потребность поиска новых моделей взаимодействия науки и практики образования, направленных на поддержание баланса между ними. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-513-00033 Бел_а. |
Левина Е. Ю., Шибанкова Л. А.
Ключевые слова: высшая школа, тренды образования, высокая неопределенность, гуманитарные измерения, человекосообразность | СТАРЫЕ НОВЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНВЕРСИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ
Отечественная высшая школа почти 30 лет находится в процессе модернизации. Трансформируются методология, содержание, методики и сама организация образовательной деятельности. Высокий уровень неопределенности внешних систем вкупе с цифровизацией всей жизнедеятельности, оставляя внешний контур, меняют содержание образовательных трендов. Возникают вопросы – как в условиях высокой динамичности и изменчивости сохранить значимость и стабильность результатов высшей школы? По какому пути двигаться университетам сегодня в стратегии своего развития? Авторами проведен анализ глобальных трендов и трендов образования с позиции гуманитарных измерений, предопределяющих, с одной стороны, некоторую стабильность полученного рационального знания, а с другой – ориентацию на развитие Человека будущего для нового сложного мира. В ходе анализа выявлен потенциал человекосообразности высшей школы (в противовес человекоцентризму), опирающийся на идеи природосообразности, культуросообразности и социосообразности. Полученные результаты могут быть использованы руководящим и педагогическим составом университетов при проектировании стратегических приоритетов образовательной деятельности. Статья выполнена по государственному заданию № 0N599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации». |
Башманова Е. Л., Трофименко Т. В.
Ключевые слова: субъектность, смешанное обучение, коннективизм, подростки | ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В связи с изменениями в организации образовательного процесса, вызванными пандемией COVID-19, значительно усложнились условия проявления субъектности обучающихся в учебной деятельности. Если раньше школьники работали в основном в двух режимах – аудиторном (в классе) и внеаудиторном (дома), то сегодня прибавились также синхронный и асинхронный режимы обучения в цифровой образовательной среде. Учитель проектирует образовательный процесс, по-разному сочетая указанные режимы, поэтому ему важно понимать, что происходит с самоорганизацией и самооцениванием, способностью коммуницировать и рефлексировать, ответственностью и доверием школьников в постоянно изменяющихся условиях. В ходе экспериментального исследования с участием обучающихся 7‒8-х классов проверялась гипотеза о том, что наличие систематического опыта обучения в цифровой образовательной среде стимулирует проявления субъектности, связанные с самосознанием, коммуникацией и перцепцией и, наоборот, слабо влияет на проявления субъектности, связанные с непосредственным взаимодействием и социально-нравственными качествами личности. Для анализа использовалась модель Т. А. Антопольской и А. С. Силакова, включающая социально-индивидуальный (способность к самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самореализации), социально-коммуникативный (способность к дифференциации информации, оценке эмоционального состояния, пониманию поведения, решению коммуникативных задач), социально-интерактивный (способность к субъект-субъектному взаимодействию онлайн и офлайн и анализу данного опыта) и социально-нравственный (способность к социальной ответственности, проявлению доверия, честности и открытости) уровни проявления субъектности подростка. Согласно полученным результатам, школьники с опытом смешанного обучения, сформировавшимся до пандемии, превзошли сверстников по показателям субъектности, связанным с самосознанием и общением. Полученные результаты помогут определить направления педагогических усилий по стимулированию проявления субъектности обучающихся в цифровой образовательной среде. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Развитие субъектности подростков поколения Z в социально обогащенной среде дополнительного образования» № 20-013-00073 А. |
Клюшникова Е. А.
Ключевые слова: теория трезвости, трезвость, принцип триадичности, системы понятий, теория динамических информационных систем (ДИС, ТДИС), педагогика трезвости, мораль трезвости | НОВЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ТРЕЗВОСТИ В РАМКАХ ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Случается, что научная или общественная проблема не решается в течение нескольких десятков лет. И на определенном этапе назревает необходимость выяснить наличие системной ошибки, которая задала ошибочное направление. Анализ деятельности противоалкогольного движения позволяет сделать однозначный вывод, что направление было взято на борьбу с алкоголем и алкоголизмом. Трезвость стали рассматривать только лишь как отсутствие опьянения. Поэтому выстроилась концепция борьбы и профилактики, которая так и не обеспечила серьезных достижений в этой сфере. Надо заметить, что до сих пор нет однозначного толкования понятия «трезвость». Статья посвящена анализу феномена трезвости, который проводится с междисциплинарных позиций. Целью данной статьи является формирование понятийного аппарата предметной области трезвости на базе его сущностных аспектов, что позволяет получить описание объекта исследования с достаточной полнотой и системностью. В качестве методологического аппарата используются анализ научно-методической литературы, теория динамических информационных систем, метод мутаций. Принцип триадичности, развиваемый в данной теории, находит применение в выстраивании внутренне связанной системы понятий теории трезвости, которая продуктивна в теоретическом и прикладном аспектах. В результате исследования была получена система категорий, обеспечивающих полное и непротиворечивое описание предметной области трезвости; выявлены базовые характеристики трезвости; упорядочены взаимосвязи между категориями, дешифрующими понятие «трезвость», и на их основе выявлены и определены синтезированные категории, формирующие понятийный аппарат предметной области исследуемого феномена. Таким образом, понятийный аппарат предметной области трезвости дает системное представление о рассматриваемом феномене и очерчивает направление для дальнейшего качественного исследования данного явления. |
Тебенькова Е. А.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, общеобразовательная дисциплина, основы безопасности жизнедеятельности, профессиональная направленность, междисциплинарный подход, практикоориентированный подход, синхронизация образовательных результатов, интенсификация, прикладной модуль | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность статьи обусловлена стратегическими и нормативными документами, регламентирующими необходимость учета профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в содержании общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Основными подходами в отборе содержания дисциплины с учетом профиля профессиональной подготовки определены междисциплинарный и практикоориентированный подходы. Предложены механизмы проектирования предметного содержания дисциплины, способствующие опережающему входу обучающихся в профессию, знакомству с возможными рабочими местами в регионе: 1) соотнесение (синхронизация) предметных, метапредметных, личностных результатов и общих и профессиональных компетенций специальности или профессии; 2) интенсификация образовательного процесса на основе учета преемственных связей общеобразовательной подготовки и профессионального обучения; 3) практическая подготовка через включение прикладных модулей, индивидуального проекта. Данные подходы легли в основу дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”» с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования. Осенью 2021 г. прошли обучение 832 педагога. Внедрение методики в образовательный процесс профессиональных организаций запланировано со следующего учебного года. |
Борисенков В. П., Цяофан Л.
Ключевые слова: негосударственное высшее образование, стадии развития законодательства, проблемы в законодательном обеспечении, принципы совершенствования законодательства | РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Совершенствование законодательного обеспечения негосударственного высшего образования и содействие его упорядоченному развитию – одна из основных задач, стоящих перед административными отделами образования КНР. Негосударственное высшее образование является важной частью системы образования и имеет такой же правовой статус, что и государственное высшее образование. В данной статье в основном разъясняется роль законодательной политики в области негосударственного высшего образования, рассматриваются процесс ее развития и контекст изменений, подчеркивается важная роль нормативных актов в осуществлении руководства и регулирования развитием негосударственных вузов, анализируются проблемы современного процесса реформирования законодательной политики, излагаются основные принципы ее реформирования, выдвигаются предложения по совершенствованию законов и правил в негосударственном высшем образовании. |
Косьмина Д. В.
Ключевые слова: дистанционное образование, иностранные студенты, рынок труда | ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРИАДЕ «СТУДЕНТ ‒ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ‒ РАБОТОДАТЕЛЬ»
В статье рассматривается проблема предоставления образовательных услуг в дистанционном онлайн-формате в контексте стабильности рынка труда и занятости. Целью исследования является изучение различных аспектов онлайн-обучения в контексте влияния внедрения технологий дистанционного обучения на текущий образовательный процесс, а также на процесс трудоустройства выпускников. Исследование включает интервью с преподавателями, студентами и работодателями в Российской Федерации и Венгрии. В контексте изучения мнений студентов особое внимание было уделено иностранным образовательным группам как наиболее подверженным трудностям в адаптации к учебному процессу. В ходе исследования выявлены аспекты процесса дистанционного обучения, на которые следует обратить особое внимание: коммуникативная сфера, психологический комфорт участников образовательного процесса. Опрос работодателей показал наличие стереотипов относительно качества дистанционного обучения на рынке труда. В рамках анализа результатов исследования были разработаны конкретные рекомендации по преодолению выявленных проблем. |
Баткаева Я. А., Зачиняева Е. Ф., Туктагулова М. Н.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, субъект воспитательной деятельности, воспитательные действия, затруднения, учитель основной школы | ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Актуальность исследования определяется внедрением в образовательную практику школ примерной программы воспитания, разработанной сотрудниками Института стратегии образования РАО. В этой связи педагогическим университетам важно учитывать как достижения современной науки в области теории воспитания, так и складывающуюся практику в образовательных организациях, реальные условия организации воспитательного процесса, а также трудности реализации воспитательной деятельности педагогами и понимание причин данных затруднений. Знание затруднений в реализации воспитательной деятельности в школе, понимание причин возникновения затруднений необходимы для обоснования условий их предотвращения на этапе вузовской подготовки, что будет способствовать повышению качества школьного образования. Цель статьи состоит в выявлении и анализе затруднений учителей в реализации воспитательной деятельности, осмысление которых позволит улучшить подготовку педагогических кадров в аспекте организации воспитательного процесса в основной школе. Методы. Представлен обзор современных исследований, посвященных данной проблеме. Проанализированы результаты анкетирования, целью которого являлось выявление затруднений реализации воспитательной деятельности, указанных самими педагогами. Результаты и научная новизна. Проведенный анализ показал, что учителя испытывают затруднения в реализации воспитательной деятельности по всем ее направлениям независимо от возраста, педагогического стажа, преподаваемого предмета и уровня образования. На основании полученных результатов сделаны выводы о возможных причинах возникающих затруднений. Первая связана с предположением о том, что обновляющаяся теория воспитания не приживается в сознании педагога и, соответственно, не становится регулятивом деятельности. Для решения исследуемой проблемы предлагается осуществлять подготовку будущего педагога к воспитательной деятельности на основе формирования концептосферы. Вторая причина видится в отсутствии субъектной позиции учителя при реализации воспитательной деятельности. Обе причины призваны нивелировать педагогическое образование, стимулируя будущих педагогов к критическому переосмыслению достижений отечественной теории воспитания, формируя целостный образ воспитательной деятельности и развивая будущего педагога как субъекта. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями при разработке учебных дисциплин по организации воспитательного процесса в основной школе в рамках непрерывного педагогического образования. * Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90036. |
Калинина Е. А.
Ключевые слова: высшее образование, Педагогический институт, факультет физической культуры, спорт, физическое воспитание | У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ (1956–1965 годы)
История развития высшего физкультурного образования в России насчитывает более 100 лет, опубликовано значительное количество документов и исследований, посвященных разным периодам исторического прошлого институтов физической культуры в целом и отдельных факультетов физического воспитания при педагогических институтах в частности. Статья посвящена становлению и развитию высшего физкультурного образования в Карелии в 1956–1965 гг., когда в Карельском государственном педагогическом институте было открыто отделение физического воспитания. Активная исследовательская работа по проблемам высшего физкультурного образования не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, что позволяет рассматривать процессы развития высшего физкультурного образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Новизна исследования определяется введением в научный оборот не опубликованных ранее источников. Источниковой базой для написания работы послужил фонд Национального архива Республики Карелия Карело-финский государственный Педагогический институт (Ф. Р-1168), личные дела преподавателей, работавших в вузе в различные годы, опубликованные и неопубликованные документы. До настоящего времени нет исследований, представляющих целостную картину становления и развития факультета физической культуры, спортивных достижений преподавателей и студентов Педагогического института (ныне университета), т. к. материал разбросан по различным книгам, статьям, очеркам, а ряд аспектов при этом остается неизученным. Автор впервые на основе законодательных актов, архивных документов и документальных материалов анализирует деятельность отделения физического воспитания Карельского педагогического института. |