Анкетирование профессорско-преподавательского состава является необходимой потребностью любого высшего учебного заведения для получения объективного мнения о реализуемом образовательном процессе и выявления проблемных вопросов, связанных с его организацией. Профессорско-преподавательский состав, непосредственно реализующий образовательный процесс, обладает достаточной информированностью и пониманием алгоритма организации и реализации образовательного процесса и может на уровне эксперта сформулировать основные факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности.
Задачей административно-управленческого персонала вуза является системный мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам образовательной деятельности, в том числе по проблемным вопросам, выявляемым преподавателями в организации, реализации и содержании учебного процесса.
Активная позиция профессорско-преподавательского состава по выявлению проблемных вопросов образовательной деятельности и оперативное решение выявленных проблем со стороны административно-управленческого персонала вуза позволят повысить качество учебного процесса и мотивацию преподавателей к совершенствованию своей преподавательской деятельности.
Следует отметить, что в различных образовательных организациях факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности, могут различаться, но в целом базовые проблемы учебного процесса имеют одинаковую природу, и часто причины их возникновения совпадают.
Обзор литературы
Исследования, связанные с мониторингом мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам образовательной деятельности, достаточно широко представлены в научной литературе [2; 3; 4; 7; 9; 13]. Достаточно часто в работах исследователей рассматриваются факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности [5; 6; 10; 11; 12].
Например, в работе В. А. Персианова [11, с. 168] приводятся результаты интернет-анкетирования, в котором приняли участие более 400 преподавателей разных вузов. По мнению респондентов, к наиболее существенным факторам, негативно влияющим на систему высшего образования, относятся снижение статусной позиции преподавателей в обществе из-за низкой заработной платы, массовизация высшего образования и слабый уровень учебной подготовки значительной части абитуриентов, копирование западного опыта и разрушение отечественных традиций высшего образования.
В исследовании А. В. Логвинова [6, с. 129] приводятся результаты исследования влияния бюрократической системы управления вузом на деятельность научно-педагогического состава и реализуемый образовательный процесс. В анкетирование приняли участие 346 респондентов из числа научно-педагогического состава трех белгородских вузов, которые в качестве основных негативных факторов отметили снижение интереса к работе и возникновение синдрома профессионального выгорания, утрату доверия к руководству, снижение творческой активности, вызванное чрезмерной стандартизацией, противоречащей сущности творческой педагогической деятельности, имитацию деятельности, выражающуюся в подмене реальных действий формальным воспроизведением операций и процедур, сопровождаемых их демонстрацией, декларацией и декорацией.
Авторским коллективом под руководством В. С. Собкина [12, с. 138] проведено исследование среди 721 сотрудника научно-исследовательских институтов РАО, преподавателей педагогических вузов и ряда других научных организаций, которые в качестве факторов, влияющих на эффективность научной и преподавательской деятельности, отметили психологические барьеры, связанные с отсутствием карьерных перспектив, отсутствием профессиональной среды общения, напряженными отношениями с руководством и коллегами.
В работе С. Ю. Патутина [10, с. 90] приводятся результаты исследования удовлетворенности трудом научно-педагогического состава и фиксируется наличие негативных факторов, влияющих на преподавательскую деятельность. В анкетном опросе приняли участие 169 преподавателей трех уральских вузов, которые в качестве основных негативных факторов отметили недостаточную гарантию стабильности, постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем и недостаточное внимание администрации университета к нуждам работников, наличие большого количества бумажных отчетных документов, низкую возможность влияния на устранение неудовлетворяющих аспектов педагогической работы.
Обзор литературных источников показал заинтересованность исследователей вопросами оценки условий работы преподавателей и выявления факторов, негативно влияющих на реализуемый образовательный процесс и преподавательскую деятельность. С учетом рассмотренных научных работ и полученных результатов интересным представляется исследование факторов, снижающих эффективность преподавательской деятельности в ведомственных вузах МЧС, которые имеют определенные отличия в организации образовательного процесса от вузов гражданского формата.
Материалы и методы
Для достижения цели исследования и решения поставленных исследовательских задач применялся поисковый эмпирический метод, реализуемый посредством анкетного опроса профессорско-преподавательского состава, выступающего в качестве экспертов. Для выявления проблемных вопросов, снижающих эффективность преподавательской деятельности, разработана анкета из 27 вопросов, позволяющих выявить мнение и получить оценку со стороны профессорско-преподавательского состава по следующим направлениям: организация учебного процесса, условия и результаты ведения учебной и методической работы, взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, образовательный потенциал и мотивация обучаемых, личностный рост педагога и влияние на него коллектива кафедр.
Формулировки вопросов позволяли респондентам выбрать либо однозначно утвердительный ответ, либо ответ, который в большей степени соответствует позиции эксперта. Обработка и представление полученных результатов анкетирования выполнены с помощью статистического анализа данных и графической интерпретации результатов.
В анкетировании принимали участие 95 человек из числа профессорско-преподавательского состава академии, в том числе 71 мужчина и 24 женщины. 75 % ‒ преподаватели до 50 лет, 25 % ‒ старше 50 лет. Наиболее многочисленную группу составляют преподаватели в возрасте от 31 до 40 лет, количество которых составляет 41 человек, или 43 %. 71 % преподавателей имеют педагогический стаж до 20 лет, 29 % ‒ от 20 до 45 лет. 29 % преподавателей не имеют стажа практической работы (не включая педагогическую деятельность), 22 % из числа преподавателей имеют стаж практической работы от 1 до 3 лет, и 49 преподавателей имеют практический стаж более 3 лет. Профильное высшее образование по тематике преподаваемых дисциплин имеют 79 человек (82 %), 8 (8 %) – не имеют, 9 человек (10 %) прошли переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины.
Опрос проводился посредством функции автоматизированного анкетирования, реализованного в программе FireTest [1] в анонимном режиме, позволяющем повысить объективность полученных сведений.
Результаты исследования
Анкетирование профессорско-преподавательского состава респондентов академии, выступающих в качестве экспертов, включало широкий перечень вопросов, которые позволили выявить основные факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности в ведомственном вузе МЧС, с учетом имеющихся особенностей в организации образовательного процесса. Например, особенностью ведомственного вуза военизированного формата является наличие, помимо учебного процесса, мероприятий воспитательной и служебно-боевой подготовки, участие курсантов в составе аэромобильной группировки в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [8, с. 268].
Образовательная деятельность характеризуется наличием бюрократических процедур, необходимость выполнения которых уменьшает время для творческого развития преподавателя и его педагогического самосовершенствования. Более 50 % респондентов отмечают наличие бюрократизации в преподавательской деятельности, 25 % согласны, что бюрократизация скорее есть, чем ее нет (рис. 1).
Рис. 1. Сведения об уровне бюрократизации преподавательской деятельности, включающей в т. ч. необходимость подготовки большого объема планирующей и отчетной документации
Fig. 1. Information about the level of bureaucratization of teaching activities, including the need to prepare a large amount of planning and reporting documentation
Мотивация и интерес обучаемых к получению знаний способствуют качественной подготовке выпускников к профессиональной деятельности. 19 % респондентов профессорско-преподавательского состава уверены, что обучаемые проявляют недостаточный интерес к учебному процессу, а 23 % респондентов согласны с таким мнением отчасти. Наличие данного фактора, по мнению 41 % преподавателей, снижает результативность работы преподавателя.
По мнению профессорско-преподавательского состава, к наиболее значимым факторам, влияющим на снижение интереса и мотивации курсантов к учебе, относятся большая нагрузка, связанная с внеучебными мероприятиями, неудобный алгоритм организации учебного процесса, а также непонимание обучаемыми, как могут применяться в профессиональной деятельности получаемыми знания, умения и навыки (рис. 2).
Рис. 2. Мнение профессорско-преподавательского состава о факторах, которые более всего могут влиять на снижение интереса и мотивации обучаемых к получению знаний, формированию умений и навыков (выполнен выбор до четырех наиболее значимых факторов из семи представленных)
Fig. 2. The opinion of the teaching staff about the factors that can most affect the decrease in the interest and motivation of students to acquire knowledge, the formation of skills and abilities (a selection of up to four of the most significant factors out of seven presented)
Вместе с тем 37 % преподавателей считают, что у выпускников академии профессиональная готовность сформирована, а 57 % преподавателей скорее согласны с этим мнением, чем нет.
Наличие в учебном заведении стратегии развития образовательного процесса и понимание преподавателем своей роли в этом процессе способствуют формированию коллектива единомышленников для достижения поставленных целей. Всего 9 % преподавателей отметили недостаточные информирование и понимание направления развития образовательного процесса академии, в отличие от подавляющего большинства, которые отмечают свою информированность в этой области.
Сплоченность коллектива кафедры и возможность получения помощи от наиболее опытных преподавателей способствуют обогащению опытом и развитию педагогического мастерства как молодых преподавателей, так и педагогов, имеющих педагогический стаж. Ни один из опрошенных преподавателей не высказался об отсутствии возможности получения помощи от коллег, 3 % отметили отсутствие сплоченности на своей кафедре, и 13 % преподавателей только отчасти согласны с этим мнением.
Вместе с тем 16 % респондентов профессорско-преподавательского состава отмечают отсутствие здоровой конкуренции, направленной на развитие педагогического мастерства, и 10 % преподавателей отчасти с ними согласны, а 20 % преподавателей на вопрос о возможности карьерного роста отвечают отрицательно, 16 % разделяют эту точку зрения только отчасти.
Материально-техническое и библиотечное обеспечение имеет важное значение для качественной организации учебного процесса и требует постоянного развития и совершенствования. Более 25 % респондентов профессорско-преподавательского состава академии отметили недостаточность материально-технического обеспечения преподавательской деятельности, и 17 % высказались о наличии такой проблемы в отношении обеспечения библиотечными ресурсами.
Преподавательская деятельность включает широкий перечень задач, для выполнения которых требуется достаточно большой ресурс времени. По мнению 45 % преподавателей, качественное выполнение должностных обязанностей в течение отведенного регламента рабочего времени невозможно, с ними отчасти согласны 37 % педагогов академии (рис. 3).
Рис. 3. Мнение профессорско-преподавательского состава о возможности качественного выполнения должностных обязанностей в течение отведенного регламента рабочего времени с учетом широкого перечня направлений работы преподавателя
Fig. 3. The opinion of the teaching staff on the possibility of high-quality performance of official duties during the allotted working time, taking into account a wide list of areas of work of the teacher
Реализация учебного процесса непосредственно связана с педагогическим взаимодействием преподавателя с обучаемыми, а также с коллегами. Любое социально-педагогическое и профессиональное взаимодействие может сопровождаться в том числе конфликтными ситуациями. Конфликтные ситуации, по мнению 28 % преподавателей, при взаимодействии с обучаемыми происходят, но достаточно редко, 1 % респондентов сталкивается с таким явлением часто. Возникновение конфликтных ситуаций при взаимодействии с коллегами отметили 29 % преподавателей, из них 1 % считает, что конфликты случаются часто.
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью работы преподавателя. По мнению 6 % респондентов профессорско-преподавательского состава академии, научно-исследовательская деятельность не способствует повышению эффективности ведения учебных занятий, а 19 % согласны с этим мнением только отчасти.
Готовность профессорско-преподавательского состава к применению инновационных форм обучения, в том числе информационно-коммуникационных образовательных технологий, определяет современный облик учебного процесса. Только 2 % преподавателей академии считают, что их подготовка к применению инновационных форм обучения имеет низкий уровень, 56 % оценивают свой уровень подготовки как средний.
Актуальным является вопрос оценки качества организации учебного процесса и его результативности в условиях дистанционного формата обучения, который реализовывался в 2020 г. в условиях распространения COVID-19. По мнению 34 % преподавателей академии, ограничения, связанные с пандемией, и дистанционная форма обучения отрицательно повлияли на эффективность ведения учебных занятий, с этим мнением отчасти согласны еще 27 % преподавателей (рис. 4).
Рис. 4. Мнение профессорско-преподавательского состава об отрицательном влиянии ограничений, связанных с COVID-19, на эффективность ведения учебных занятий, которые требовалось организовывать и проводить в дистанционном режиме
Fig. 4. The opinion of the teaching staff about the negative impact of the restrictions associated with COVID-19 on the effectiveness of conducting training sessions that needed to be organized and conducted remotely
Исследование мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам организации и реализации образовательного процесса показало заинтересованность и активное участие респондентов в анкетировании. На основании полученных результатов анкетирования можно выделить основные факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности:
- наличие бюрократических процедур, которые значительно снижают бюджет рабочего времени на творческое развитие преподавателя и его педагогическое самосовершенствование;
- наличие большой внеучебной нагрузки на обучаемых, которая имеет отчасти объективный характер, связанный с проведением дополнительных воспитательных и служебно-боевых мероприятий в рамках специфики деятельности военизированного учебного заведения;
- наличие широкого перечня задач, выполняемых преподавателем, не позволяет их качественно реализовывать в отведенный регламент рабочего времени.
Следует также отметить, что более половины опрошенных преподавателей считают, что ограничения, связанные с пандемией, и дистанционная форма обучения отрицательно повлияли на эффективность ведения учебных занятий.
Вместе с тем анкетный опрос позволил сделать следующие положительные выводы:
- по мнению большинства преподавателей, обучаемые мотивированы и проявляют интерес к получению знаний, умений и навыков;
- подавляющее большинство преподавателей считают, что у выпускников академии профессиональная готовность сформирована;
- подавляющее большинство преподавателей считают себя хорошо информированными о направлениях развития образовательного процесса академии;
- свою подготовленность к применению инновационных форм обучения практически все преподаватели оценивают как среднюю и высокую;
- большинство преподавателей считают, что научно-исследовательская деятельность способствует повышению эффективности учебных занятий;
- практически все преподаватели характеризуют коллективы своих кафедр как сплоченные и отмечают возможность получения помощи от коллег, большинство отмечают наличие здоровой конкуренции, направленной на развитие педагогического мастерства, и наличие возможности для своего карьерного роста;
- значительное число преподавателей отмечают отсутствие конфликтных ситуаций с обучаемыми и своими коллегами при социально-педагогическом и профессиональном взаимодействии;
- большинство педагогов отмечают достаточность материально-технического и библиотечного обеспечения для реализации преподавательской деятельности.
Проведенное исследование позволило получить исчерпывающие сведения по широкому кругу вопросов в области организации и ведения образовательного процесса в ведомственном вузе МЧС. К наиболее значительным факторам, снижающим эффективность преподавательской деятельности, относятся бюрократические процедуры, которые профессорско-преподавательский состав обязан выполнять в рамках должностных обязанностей. Следует отметить, что такая проблема присуща всей системе высшего образования и требует кардинального решения, в том числе за счет корректировки нормативно-правовой базы в области организации и ведения образовательного процесса как ведомственного, так и федерального уровня.
Участие курсантов в мероприятиях служебно-боевого и воспитательного характера является особенностью их службы и с учетом необходимости выполнения учебной программы вызывает определенные трудности обучения в ведомственном вузе МЧС. Необходимость такого формата обучения не вызывает сомнений, так как вопрос подготовки офицеров носит комплексный характер и требует закалки и преодоления определенных трудностей службы и учебы для формирования настоящего профессионала своего дела, связанного с экстремальным режимом службы в пожарно-спасательных подразделениях.
Вместе с тем выявленные проблемы позволят руководству ведомственного вуза МЧС более внимательно посмотреть на формат организации и ведения образовательного процесса и разработать ряд мероприятий, направленных прежде всего на его оптимизацию, а также скорректировать должностные обязанности профессорско-преподавательского состава с учетом режима рабочего времени.
Список литературы
- Булгаков В. В. Результаты внедрения в образовательный процесс программы FireTest / В. В. Булгаков, И. А. Малый // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 4 (46). С. 21‒33.
- Гнатышина Е. А. Профессиональная самоидентификация преподавателя педагогической высшей школы: ценности и мотивация / Е. А. Гнатышина, Д. С. Гордеева, П. Г. Рябчук, Д. Н. Корнеев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 70‒87.
- Данкова Ж. Ю. Реализация учебного процесса в академии гражданской защиты МЧС России: оценочное мнение профессорско-преподавательского состава вуза / Ж. Ю. Данкова, М. В. Завражнева, Т. А. Сарапкина // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 2 (20). С. 10.
- Зацепина О. В. Исследование готовности к педагогической рефлексии педагогов в условиях высшего образования / О. В. Зацепина, А. В. Панин // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 51.
- Клестова О. А. Анализ удовлетворенности повышением квалификации профессорско-преподавательского состава УралГУФК как обеспечивающего качество образовательного процесса элемента образовательной системы вуза / О. А. Клестова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 3. С. 37‒43.
- Логвинова А. В. Административная система управления региональным вузом и ее негативные следствия / А. В. Логвинова // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 123‒133.
- Макарова Л. Н. Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы / Л. Н. Макарова, Т. К. Голушко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 7‒12.
- Малый И. А. Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы / И. А. Малый, В. В. Булгаков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 266‒270.
- Медведева Т. Ю. Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях / Т. Ю. Медведева, А. В. Васькина, О. А. Сизова // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 39‒44.
- Патутина С. Ю. Влияние прекаризации занятости на формирование современного кадрового потенциала вузов и портрета научно-педагогического работника / С. Ю. Патутина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2020. Т. 18. № 3. С. 84‒97.
- Персианов В. А. Перспективы развития образовательной среды: итоги и ориентиры анкетного опроса профессорско-преподавательского состава в университете / В. А. Персианов, В. В. Борисова, А. В. Курбатова // Вестник университета. 2020. № 3. С. 167‒173.
- Собкин В. С. Исследователь в сфере образования: барьеры в реализации научной деятельности / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 135‒145.
- Шефер И. В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования / И. В. Шефер, М. В. Садретдинова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 209‒219.