Косьмина, Д. В. ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРИАДЕ «СТУДЕНТ ‒ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ‒ РАБОТОДАТЕЛЬ» // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 4 (36). − DOI: 10.15393/j5.art.2021.7170


Выпуск № 4 (36)

Рынок труда и непрерывное образование

pdf-версия статьи

УДК 378; 371.3; 37.062.5

ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРИАДЕ «СТУДЕНТ ‒ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ‒ РАБОТОДАТЕЛЬ»

Косьмина Дмитрий Владимирович
магистр экономики
Университет Сент-Иштван
(г. Гёдёллё, Венгрия)
cosmin.dmitrij@yandex.ru
Ключевые слова:
дистанционное образование
иностранные студенты
рынок труда
Аннотация: в статье рассматривается проблема предоставления образовательных услуг в дистанционном онлайн-формате в контексте стабильности рынка труда и занятости. Целью исследования является изучение различных аспектов онлайн-обучения в контексте влияния внедрения технологий дистанционного обучения на текущий образовательный процесс, а также на процесс трудоустройства выпускников. Исследование включает интервью с преподавателями, студентами и работодателями в Российской Федерации и Венгрии. В контексте изучения мнений студентов особое внимание было уделено иностранным образовательным группам как наиболее подверженным трудностям в адаптации к учебному процессу. В ходе исследования выявлены аспекты процесса дистанционного обучения, на которые следует обратить особое внимание: коммуникативная сфера, психологический комфорт участников образовательного процесса. Опрос работодателей показал наличие стереотипов относительно качества дистанционного обучения на рынке труда. В рамках анализа результатов исследования были разработаны конкретные рекомендации по преодолению выявленных проблем.
Статья поступила: 30.08.2021; Принята к публикации: 25.11.2021; Размещена в сети: 26.12.2021.

ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION IN THE «STUDENT – TEACHER – EMPLOYER» TRIAD

Kosmina Dmitrii V.
Master of Economics (MsA of Business development)
SzentIstván University
(Gedelle, Hungary)
cosmin.dmitrij@yandex.ru
Keywords:
e-learning
international students
labour market
Abstract: the article deals with the problem of providing educational services online, in the context of the labor market stability and employment. The aim of the research is to study various aspects of online learning in the context of the distance learning technologies impact on the current educational process, as well as on the process of graduate employment. The study includes interviews with teachers, students, and employers in the Russian Federation and Hungary. In the analysis of student opinions, special emphasis was placed on foreign educational groups, as the most susceptible to being problematic ones in adapting the educational process. The study revealed aspects of the distance learning process that should be paid special attention to: the communication sphere, the psychological comfort of participants in the educational process. The employer survey showed the existence of stereotypes regarding the quality of distance learning in the labor market. As part of the analysis of the study results, specific recommendations were developed to overcome the identified problems.
Paper submitted on: 08/30/2021; Accepted on: 11/25/2021; Published online on: 12/26/2021.

Образование сегодня – это сложная, многогранная среда, которая должна адаптироваться к требованиям окружающего мира, в первую очередь к требованиям непосредственных работодателей, изменениям на рынке труда. Сфера образовательных услуг имеет тесную связь с экономической сферой общества. Качество образования в университетах и колледжах ‒ это, прежде всего, качество специалистов в различных областях. Как отмечает Абдул Джаббар Абдулла: «Человеческий капитал или образование стали одним из центральных вопросов в изучении экономического развития» [1]. Таким образом, проблемы и вызовы, стоящие сегодня перед системой образования, ‒ это проблемы и вызовы, которые угрожают экономике страны завтра.

Классическое образование, которое предусматривает живой контакт между преподавателем и студентами, подвергается серьезным испытаниям. По мнению Шолы Г. Орохи, Селиры Котоуа и Мустафы Илкана: «Преподавание лицом к лицу, традиционная система обучения в классе сменяется на образование с использованием новых технологий, средств дистанционного обучения» [11]. Во многом это связано с растущим числом людей по всему миру, стремящихся получить высшее образование. Как отмечает Надире Кавус: «В результате увеличения числа студентов в секторе образования возникла необходимость в использовании новых технологий» [8]. В данном случае технологии дистанционного образования во многом являются решением проблемы общедоступности образовательных услуг для разных слоев населения, в разных частях мира. Кроме того, дистанционное образование (а точнее его отдельные элементы) служит цели сохранения непрерывности образовательного процесса в чрезвычайных ситуациях. Это было особенно очевидно в 2020 г., когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса. Дистанционные и онлайн-образовательные технологии пришли на смену классическому образованию во всем мире. Однако так ли хорошо они себя зарекомендовали? Какие проблемы возникают у студентов при использовании дистанционного обучения? Выявление этих проблем влияет на качество и эффективность образовательных технологий, а значит, на конкурентоспособность выпускников и их востребованность на рынке труда.

В контексте текущей ситуации в связи с пандемией наиболее интересной областью исследований является та, которая объединяет не только общие технические вопросы организации процесса онлайн-обучения, но и включает работодателей в качестве одного из участников онлайн-обучения в исследовательскую структуру.

Необходимость включения вопросов, связанных с дальнейшим трудоустройством, в систему настоящего образования очевидна. Рынок труда, требующий высококвалифицированных кадров, должен определять основные параметры подготовки кадров в той или иной области, а также способствовать разработке системы критериев качества результатов образования, применяемых к выпускникам вузов. Изменения в векторе обучения, распространенность новых технологий и риск, связанный с переходом на онлайн-обучение как единственную форму обучения ‒ все это должно соотноситься с требованиями рынка труда и его конкретных представителей.

Таким образом, мы можем определить своеобразный треугольник взаимоотношений: преподаватель ‒ студент ‒ работодатель (рынок труда в целом). Изучение взаимосвязей внутри этого треугольника с учетом требований каждой стороны позволяет не только повысить эффективность обучения, а следовательно, и востребованность специалистов после окончания вуза, но и благотворно влияет на экономику в целом. В частности, рассматривая взаимосвязь между уровнем образования и экономическими перспективами государства, можно привести в качестве примера исследование «Связь между образованием и экономическим ростом: эмпирический анализ на примере стран со средним уровнем дохода», выводы которого подтверждают наличие прямой связи между качеством образования и экономическим ростом страны [5].

В то же время анализ литературы показал отсутствие исследований, сочетающих восприятие различных параметров онлайн-обучения студентами (преподавателями) и анализ онлайн-обучения в контексте мнения конкретных работодателей ‒ представителей рынка труда.

Материалы и методы

В рамках исследования были разработаны анкеты для выяснения мнений о различных аспектах онлайн-обучения у участников процесса: преподавателей, студентов и работодателей.

Анкеты, предназначенные для студентов и преподавателей, включали вопросы, направленные на выяснение общих адаптивных и мотивационных составляющих онлайн-обучения, проблем и преимуществ дистанционного образования. Анкеты для студентов также включали вопрос, направленный на оценку работы преподавателей в изменившихся условиях. В свою очередь, преподавателям было предложено оценить не только свой уровень мотивации, но и уровень мотивации учащихся к онлайн-обучению.

Основываясь на анализе научной литературы и собственном практическом опыте, анкеты включали вопросы, направленные на рефлексивный сравнительный анализ наиболее важных аспектов обучения (в рамках дистанционных и традиционных форм обучения), а именно:

  • психологический комфорт [6; 9];
  • общение с преподавателем [3; 13];
  • усвоение материала [2];
  • сосредоточенность на предмете [12].

Анкета, разработанная для опроса работодателей, предназначалась для выяснения мнений о влиянии обучения на практические навыки будущего работника, наличии / отсутствии барьеров для начала обучения, связанного с рынком труда, а также об общем мнении о проблемах и возможностях, связанных с внедрением онлайн-обучения в повседневную практику.

В ходе исследования были опрошены 177 студентов и 46 преподавателей Университета Сент-Иштвана (Венгрия). Все студенты участвуют в программах международного обмена. Такой акцент в исследовании был сделан, исходя из того факта, что эти студенты, как правило, испытывают определенные трудности, связанные с адаптацией [4; 7; 10].

В ходе опроса также были собраны данные от 87 работодателей (48 ‒ Венгрия, 39 ‒ Россия). Выборка осуществлялась методом доступного массива. Репрезентативность выборки обуславливается целевым списком рассылки среди студентов и преподавателей. Опрос работодателей проводился путем рассылки по электронным адресам отделов кадров компаний, а также по электронным адресам руководителей организаций. Таким образом, случайные ответы, возникающие при размещении онлайн-опросов в различных тематических сообществах, были сведены к минимуму.

Обсуждение результатов

Результаты опроса студенческих групп и преподавательского состава содержат общие характеристики процесса онлайн-обучения, сравнительный анализ мнений респондентов о различных формах образования (традиционном и онлайн).

Студенты, характеризуя уровень общей адаптации к онлайн-обучению, в целом отмечают его как средний: большинство респондентов (143 человека, т. е. более 81 %)  оценивают его на уровне 3 из 5. В то же время 18 человек (10 % респондентов) поставили 4 балла по пятибалльной шкале. Для остальных респондентов адаптация была довольно сложной. В рамках процесса адаптации 7 студентов (4 %) дали оценку 2; 2 человека (1 % респондентов) оценили процесс адаптации на 1 балл. 7 студентов (4 % респондентов) не испытывают никаких трудностей с адаптацией.

В то же время, оценивая удобство онлайн-обучения, студенты в целом довольно сдержанно характеризовали этот показатель. Таким образом, 63 % от общего числа опрошенных (112 студентов) считают процесс онлайн-обучения достаточно сложным для себя, но в то же время удобным форматом. Только 10 % (19 человек) считают процесс обучения абсолютно удобным. 25 % респондентов (45 человек) оценивают формат онлайн-обучения как неудобный и сложный. Только 1 человек из общего числа респондентов оценил онлайн-формат как неудобный из-за его чрезмерной простоты.

Оценивая уровень мотивации, большинство респондентов 65 % (116 человек) не заметили никаких изменений при переходе на онлайн-формат. Более 30 % респондентов (57 человек) отметили снижение мотивации к обучению, остальные респонденты (4 человека) имели повышенный уровень мотивации к обучению при переходе на онлайн-формат.

Отвечая на вопрос об уровне общей учебной нагрузки на студентов, 94 респондента (большинство, 53 %) отметили снижение общей учебной нагрузки, в то время как для 25 % респондентов (45 человек) нагрузка, наоборот, увеличилась. Остальные 38 респондентов не заметили разницы между учебной нагрузкой до и после внедрения онлайн-формата.

Оценивая работу преподавателей, почти все респонденты (более 90 %, 161 человек) в целом дали высокую оценку (4 и 5) с преобладанием максимального балла. Оценка 5 была дана 125 опрошенными. Только 9 % респондентов (14 человек) оценили работу преподавателей на 3 балла. 1 респондент оценил работу преподавателей на 2 балла.

Среди преимуществ онлайн-обучения большинство студентов (153 человека, 75 %) указали получение практических навыков работы с онлайн-платформами, наличие большого количества свободного времени (51 %, 90 респондентов) и интересную технологию учебного процесса (23 %, 40 человек). 10 % респондентов (18 человек) заявили, что общение с преподавателем в процессе онлайн-обучения является преимуществом (легче задавать вопросы и т. д.). 5 % респондентов (9 человек) указали на лучшее восприятие информации по сравнению с университетом.

В качестве проблем большинство респондентов (95 %, 169 человек) выделяют проблемы с подключением к Интернету, 80 % респондентов (143 человека) фиксируют трудности с восприятием материала, 70 % респондентов (127 человек) отмечают отсутствие технических навыков в работе с онлайн-платформами и компьютерными технологиями в целом.

В рамках сравнительного анализа респондентам было предложено оценить различные аспекты онлайн-обучения и традиционного обучения по 10-балльной шкале. В целом можно отметить, что традиционное обучение оценивается респондентами более высоко, чем онлайн-обучение.

Так, оценивая психологический комфорт, наибольшее количество респондентов (122 человека) дали наивысший балл традиционной форме обучения, в то время как только 12 человек оценили так же онлайн-обучение. В целом количество средних и высших баллов (начиная с 6 и выше) значительно выше при традиционной форме обучения. В то же время большинство респондентов оценили онлайн-обучение по показателям от 1 до 5, соответственно.

При оценке коммуникационного аспекта большинство респондентов (147 человек) также дали оценки в диапазоне 7‒10 традиционному обучению, в то время как общению в рамках онлайн-обучения соответствовали довольно низкие общие оценки (от 1 до 6).

Один из важнейших показателей процесса обучения ‒ понимание (усвоение) материала. В этом аспекте самые высокие баллы были получены в основном за традиционную форму образования (138 человек оценили традиционную форму образования в диапазоне 7‒10 баллов). В то же время онлайн-обучение, как правило, получало низкие и довольно средние оценки от 1 до 6.

При оценке показателя «сосредоточенность на предмете» большинство респондентов (139 человек) отдали приоритет традиционной форме обучения (классы в диапазоне 7‒10). Онлайн-обучение здесь также имеет довольно низкий средний балл. В то же время в рамках оценки показателя управления временем в различных формах обучения респонденты отдавали приоритет онлайн-обучению. Большинство респондентов (137 человек) оценили этот аспект в диапазоне 7‒10 баллов.

Далее представлены результаты опроса преподавателей Университета Сент-Иштвана, в нем участвовали специалисты различных областей ‒ гуманитарных наук, естественных наук, экономики и математики.

Отвечая на вопрос об адаптации к условиям дистанционного обучения, большинство преподавателей оценили этот показатель на 3 балла (23 человека) и на 4 балла (20 человек), остальные (3 человека) оценили этот показатель на 2. Не было оценок 5 и 1. Оценивая степень удобства технологий онлайн-обучения, большинство преподавателей (30 человек) оценили его как «удобное, но сложное». Дистанционное обучение было неудобным для 15 человек, и 1 человек был полностью удовлетворен процессом.

Большинство преподавателей (40 человек) не изменили свой уровень мотивации к преподаванию во время перехода на дистанционное обучение. 2 педагога отметили повышение мотивации. У 4 преподавателей, согласно рефлексивной оценке, наблюдалось снижение мотивации к преподаванию.

Большая часть преподавателей (27 человек) не заметили изменения уровня мотивации студентов к учебе. 15 преподавателей заметили снижение мотивации учащихся, в то время как 4 преподавателя заметили общее увеличение показателя.

Отвечая на вопрос об особенностях общей учебной нагрузки студентов во время дистанционного обучения, 40 преподавателей не заметили никаких изменений, 4 преподавателя фиксировали общее снижение учебной нагрузки на учащихся, в то время как 2 преподавателя, наоборот, отметили общее увеличение показателя.

Большинство преподавателей (38 человек) определяют преимущества дистанционного обучения как получение практических навыков работы с новыми программами, онлайн-платформами и т. д. Для 20 человек дистанционное обучение дало больше свободного времени, 10 человек выделяют обучение в комфортных условиях в качестве преимуществ дистанционного обучения. В то же время 5 человек не находят никаких преимуществ дистанционного обучения.

Отвечая на вопрос о проблемах дистанционного обучения, большинство преподавателей согласны с тем, что проблемы включают трудности с сосредоточением учащихся на предмете (45 человек), общий психологический дискомфорт (23 человека), проблемы с подключением к Интернету (21 человек).

При анализе психологического комфорта в традиционном и онлайн-обучении большинство респондентов предпочитают традиционную форму обучения (оценки варьируются с 7 по 10), в то время как аналогичный показатель в онлайн-обучении оценивается в среднем в диапазоне 2‒6.

Что касается общения со студентами, преподаватели также ставят оценки в более высоком диапазоне (7‒10) традиционной форме обучения, в то время как онлайн-обучение оценивается в среднем в диапазоне от 1 до 3.

При оценке степени усвоения знаний (понимания материала) учащимися преподаватели также отдают предпочтение традиционной форме обучения (оценки в диапазоне от 6 до 9), в то время как онлайн-обучение оценивается в среднем в диапазоне 1‒5.

Также наблюдается более высокий уровень показателя «погружение в предмет (сосредоточенность на предмете» в рамках традиционного обучения (оценки в диапазоне 8‒10), а аналогичный показатель в рамках онлайн-обучения оценивается в диапазоне 3‒5.

Большинство преподавателей согласны с тем, что онлайн-обучение позволяет лучше планировать свое время (оценки в диапазоне 7‒9), в то время как традиционное обучение оценивалось только в диапазоне 4‒6.

В рамках исследования также были опрошены представители рынка труда. Респонденты, принявшие участие в опросе, представляют различные сферы рынка труда России и Венгрии (общественное питание, образование, медицинские услуги, туризм, промышленное производство). Все респонденты имеют классическое университетское образование.

Мнения респондентов относительно влияния формы полученного образования на успешное трудоустройство разделились. Большинство респондентов считают, что форма обучения влияет на этот показатель (60 человек дали ему оценку 5 ‒ «строго да»). В то же время 27 респондентов не определились с ответом, поставив оценку 3. Абсолютно все респонденты считают, что наиболее предпочтительной формой обучения в контексте дальнейшего рабочего процесса является классическая форма обучения.

Большинство респондентов полагают, что форма обучения скорее влияет на качество выполняемой работы (57 человек дали этому показателю оценку 4), в то время как остальные респонденты не могут придерживаться какого-либо определенного мнения (30 человек оценили этот показатель как 3 из 5).

Отвечая на вопрос о возможности получения качественного образования в онлайн-формате, большинство респондентов считают это невозможным (59 человек поставили 1 балл – «категорическое нет»). Остальные не определились с четким ответом (28 человек дали оценку 3).

Большинство респондентов также считают, что онлайн-форму обучения невозможно использовать в качестве базового образования (50 человек оценили этот показатель на 1 балл – «категорическое нет»), в то время как остальным респондентам сложно иметь четкую позицию по данному вопросу (37 человек оценили ее на 3 балла).

Респондентам также было предложено ответить на вопрос о трудностях и возможностях онлайн-обучения. Этот вопрос остался открытым. Ответы большинства респондентов на вопрос о трудностях онлайн-обучения можно интерпретировать как неспособность приобрести практические навыки в рамках онлайн-формата.

Анализируя ответы респондентов на вопрос о преимуществах онлайн-образования, можно в целом отметить доступность данной формы образования (географически, экономически и т. д.) для широких слоев населения.

В рамках анализа ответов студентов, преподавателей вузов и работодателей можно сделать следующие выводы:

  1. В целом онлайн-обучение ‒ удобный формат как для студентов, так и для преподавателей. Однако обращает на себя внимание тот факт, что существует большое количество преподавателей и студентов, для которых этот формат сложен в освоении.
  2. Несмотря на то что более половины студентов не заметили снижения уровня мотивации, большое количество респондентов (около 30 %) отметили общее снижение мотивации.
  3. Студентов интересует техническая сторона вопроса (изучение новых программ, онлайн-платформ), но большинство из них столкнулись с трудностями в усвоении материала, невозможностью сосредоточиться на предмете в условиях, отличных от среды традиционного обучения. Кроме того, многие столкнулись с чисто техническими трудностями при медленном подключении к Интернету.
  4. На основе сравнительного анализа мнений студентов и преподавателей об онлайн-форме обучения можно выявить проблемные моменты этой формы как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, а именно: коммуникативный аспект, мотивационный аспект, психологический аспект (погружение в предмет изучения, сосредоточение на предмете изучения, понимание материала).
  5. Студенты не связывают эти трудности с преподавательским составом.
  6. Анализируя общие тенденции в ответах работодателей, можно сделать вывод о негативном отношении к онлайн-обучению со стороны представителей рынка труда. Возможно, существуют определенные стереотипы, сформированные культурными и образовательными социальными установками.
  7. Несмотря на общую негативную ориентацию респондентов-работодателей по отношению к онлайн-обучению, многие из них в целом отмечают преимущества данной формы обучения. В качестве достоинств выделяются различные виды доступности образовательных услуг. В то же время данные ответов работодателей можно интерпретировать в контексте сложности овладения практическими навыками в онлайн-обучении.
  8. Следует отметить важность общественного диалога в треугольнике студент ‒ преподаватель ‒ работодатель. Одной из важнейших задач в контексте трудоустройства является преодоление стереотипов, существующих на рынке труда в отношении онлайн-образования.
  9. Возможности преодоления стереотипов также способствует процент не определившихся со своим мнением, у которых нет яркой негативной позиции по этому вопросу.
  10. Необходимо разработать конкретные методы преодоления психологического дискомфорта участников процесса онлайн-обучения.
  11. В рамках разработки этих методов особое внимание следует уделить активному использованию обратной связи со студентами в контексте живого педагогического диалога.

 

Список литературы

  1. Бердникова И. С. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления / И. С. Бердникова [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 8. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kachestva-usvoeniya-uchebnogo-materiala-studentami-v-protsesse-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya (дата обращения: 27.08.2021).
  2. Кравец Ю. Л. Социальная адаптация иностранных студентов в образовательной среде / Ю. Л. Кравец [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 27.08.2021).
  3. Самохин И. С. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности  /  И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2016. № 5 (53). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultativnost-i-komfortnost-obucheniya-kak-osnovnye-kriterii-ego-uspeshnosti (дата обращения: 27.08.2021).
  4. Тюжина И. В. Проблема оценки интереса студентов к изучаемому предмету /  И. В. Тюжина [Электронный ресурс] // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-1 (31). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-interesa-studentov-k-izuchaemomu-predmetu (дата обращения: 27.08.2021).
  5. Шевченко А. В., Соболева И. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения / А. В. Шевченко, И. В. Соболева [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-problemy-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya (дата обращения: 27.08.2021).
  6. Abdul Jabbar Abdullah. Education and Economic Growth in Malaysia: The Issues of Education Data. [Электронный ресурс] // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 7. Электрон. дан. doi:10.1016/s2212-5671(13)00219-0 (date of acсess: 27.08.2021).
  7. Betts Kristen. Lost in translation: Importance of effective communication in online education // Online Journal of Distance Learning Administration. 2009. Vol. 12. № 2.
  8. Gebru Mihretab Solomon, and Ilknur Yuksel Kaptanoglu. Adaptation Challenges for International Students in Turkey // Open Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 8. № 9. P. 262‒278.
  9. Jamel Lamia, et al. The Nexus between Education and Economic Growth: Analyzing Empirically a Case of Middle-Income Countries // Virtual Economics. 2020. Vol. 3. № 2. P. 43‒60.
  10. Lateef Fatimah. Maximizing learning and creativity: Understanding psychological safety in simulation-based learning // Journal of Emergencies, Trauma, and Shock. 2020. Vol. 13. № 1. P. 5–14.
  11. Nadire Cavus. Distance Learning and Learning Management Systems. [Электронный ресурс] // Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. Электрон. дан. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.611 (date of acсess: 27.08.2021).
  12. Shola G. Oroja, Selira Kotoua, and Mustafa Ilkan. [Электронный ресурс] Online Education in North Cyprus Universities: Case Study Eastern Mediterranean University // Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. Электрон. дан. doi:10.1016/j.sbspro.2011.11.103 (date of acсess: 27.08.2021).
  13. Yeşil H. The relationship between candidate teachers’ communication skills and their attitudes towards teaching profession // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. № 9. P. 919‒922.


Просмотров: 271; Скачиваний: 63;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2021.7170