Инновации характеризуются неопределенностью, многозадачностью и субъектностью. Инновации в системе образования ‒ не исключение. Можно утверждать, что в этих условиях для образовательных учреждений появляется возможность выстраивания различных сценариев инновационного развития. Концепт таких сценариев разрабатывается с 2020 г., и очевидно, что он должен учитывать не только педагогические и управленческие аспекты, но и непосредственно содержание инновационной деятельности [2; 3].
Неопределенность инновационного поиска в системе образования обусловлена многими факторами. Прежде всего, это следствие сложных процессов, инициированных в середине XX в. научно-техническим прогрессом, переменами в общественной жизни конца XX – начала XXI в. и внутренней логикой развития самой системы образования. В этих условиях состояние процессов развития образования в условиях растущей неопределенности условий и многозадачности характеризуется многими авторами как нелинейное (М. В. Богуславский, С. Н. Гавров, Е. Ю. Игнатьева, О. Е. Лебедев, М. Барбер, Д. Хагривс, Д. Хокер и др.). Это обращает внимание исследователей на вопрос субъектности инновационного процесса для максимально точного определения их ролей (акторы, доноры, реципиенты и др.) и интересов. В целом противоречивый, нелинейный характер развития системы образования, растущие влияния различных субъектов на образовательный процесс применительно к инновационной деятельности обуславливают потребность в специальном управлении. Это «определяет целесообразность разработки целостной системы управления инновационной деятельностью в контексте развития школы», в которой «доминантой деятельности всех субъектов образования становится прогнозирование, способствующее адекватному определению философии, политики, миссии, стратегии» [5, с. 202]. В таких условиях управление приобретает научно обоснованный, государственно-общественный и общественно-профессиональный характер.
Место и значение инновационной деятельности образовательных учреждений для их развития однозначно подтверждаются российскими исследователями (М. В. Кларин, В. С. Лазарев, З. Г. Найденова, С. А. Писарева, О. Г. Тринитатская, И. Ю. Шустова и др.). Исследование моделей инновационных школ, проведенное в 2000-х гг. под руководством О. Г. Тринитатской, позволило представить «основные критерии инновационной школы, выделяющие ее из группы школ, в которых присутствуют элементы развития» [6, с. 26‒28].
В. С. Лазарев определяет в качестве главной особенности инновационных школ «более высокое качество образования благодаря тому, что они способны выявлять проблемы, которые не “чувствуют” в школах с менее развитой системой инновационной деятельности» [4, с. 28]. Эту позицию разделяет и конкретизирует И. Ю. Шустова, отмечая: «…опытно-экспериментальная работа в школе является способом практического освоения инновационных процессов в образовании» [7, с. 41]. В этой связи Г. Д. Бухарова, анализируя теоретические основы опытно-экспериментальной работы, обозначает, что «планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом основных положений проектно-ориентированного подхода», в частности через определение задач и этапов исследования, а также ожидаемых результатов [1, с. 7].
Основываясь на положениях действующего законодательства, которое определяет федеральные и региональные инновационные площадки инновационной инфраструктурой российской системы образования, вопрос о декомпозиции задач в программах опытно-экспериментальной работы может быть раскрыт на примерах таких площадок ‒ образовательных учреждений, официально признанных субъектами инновационного процесса. Для этого были изучены материалы 49 заседаний Совета по образовательной политике при Комитете по образованию (Санкт-Петербург) за 2013‒2021 гг., что позволило установить несколько характеристик, важных для изучаемой темы1. Было подсчитано, что в конкурсных отборах в 2013‒2020 гг. на работу в режиме региональных инновационных площадок участвовали 474 образовательные организации (1 раз и более), что составляет около ¼ от их общего количества в регионе. В общей сложности на конкурсы поступило 855 заявок, 45 % из которых по результатам общественно-профессиональной экспертизы было поддержано Советом.
Полученные в ходе анализа статистические данные и характеристики позволяют сделать выводы:
- о высокой инновационной активности в региональной образовательной системе в целом, при которой выделяется достаточно большой «пул» образовательных учреждений, успешных в конкурсах и насчитывающий несколько десятков организаций, и есть учреждения, которые ни разу не смогли пройти конкурсный отбор;
- о механизмах отбора региональных инновационных площадок, основным компонентом которых в последние годы стала внешняя экспертиза проектов (программ) опытно-экспериментальной работы, представляемых в составе заявки образовательными учреждениями – соискателями.
Это позволило определить в качестве объекта изучения задачи и связанные с ними ожидаемые результаты (продукты), представленные в заявках учреждений, и запланированные к проработке ими в качестве региональных инновационных площадок. Из общего массива данных выделена группа образовательных учреждений для изучения, и были проанализированы проекты опытно-экспериментальной работы, поступившие в 2021 г. на экспертизу в рамках конкурсного отбора на работу в режиме региональных инновационных площадок (программы рассчитаны на период до 2024 г.).
Выборку составили 5 заявок от 7 учреждений (около 10 % от количества поступивших на конкурс 53 заявок), которая включала:
- учреждения, реализующие различные образовательные программы (общего, дополнительного и дополнительного профессионального образования);
- учреждения различного уровня подчинения (регионального – ЦРМС, районного – ОУ № 100 и 505, ИМЦ) и расположенные на разных территориях;
- учреждения, имеющие опыт инновационной деятельности (ОУ № 505, ДДЮТ «На Ленской», ИМЦ районов) и никогда ранее не участвующие в ней (ОУ № 100, ЦРМС);
- учреждения, предполагающие реализацию проектов опытно-экспериментальной работы самостоятельно или в составе объединения.
Необходимо отметить, что все включенные в выборку учреждения на основе представленных экспертных заключений по решению Совета по образовательной политике при Комитете по образованию (Санкт-Петербург) и в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 26.05.2021 № 1562-р признаны региональными инновационными площадками и приступят к работе с сентября 2021 г. или с января 2022 г.2
Обращение к экспертным оценкам поступивших заявок учреждений, включенных в выборку, позволяет отметить высокое качество проработки замысла исследований и технологичности предлагаемых разработчиками проектов (программ) опытно-экспериментальной работы. Распределение оценок экспертов, а также сведения о поддержке заявок Комитетом по образованию (заказчик) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Экспертные оценки заявок образовательных учреждений,
включенных в выборку
Table 1
Expert evaluations of applications of sampled educational institutions
ОУ | Экспертные оценки* | Заказчик | Решение Совета | ||
Э1 | Э2 | Э3 | |||
ОУ № 100 Калининского района Санкт-Петербурга |
32 | 22 | 18 | да | + |
ОУ № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга | 27 | 38 | 30 | да | + |
ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
34 | 26 | 30 | да | + |
ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов Санкт-Петербурга (сетевая заявка) |
24 | 29 | 27 | да | + |
Центр регионального и международного сотрудничества Санкт-Петербурга |
29 | 31 | 28 | да | + |
* Э1, Э2, Э3 – оценки каждого из трех экспертов.
Оценка заявок проведена экспертами по региональной методике, утвержденной в 2019 г. Методика предусматривает 7 критериев для оценки заявок на получение статуса региональной инновационной площадки Санкт-Петербурга (вид – экспериментальная площадка) при максимуме возможных баллов в 39. 15 экспертных оценок, приведенных в таблице 1, имеют диапазон от 18 до 38 баллов, при этом только одна оценка не достигает порога в 50 % от максимального. Средний балл заявок образовательных учреждений составляет от 24 (ОУ № 100) до 30 баллов (ДДЮТ «На Ленской»), а средневзвешенная оценка 27,6, или 71 % от максимально возможного.
Подтвердив экспертными оценками качество проработки заявок учреждениями, можно обратиться непосредственно к содержанию заявок. Замысел (дизайн) опытно-экспериментальной работы рассмотрен на основе декомпозиции задач, определенных разработчиками.
Изучение содержания заявки ОУ № 100 по теме «Проектирование новых форматов деятельности библиотеки образовательного учреждения по сопровождению образовательного процесса» позволило выделить три основных блока задач, определенных разработчиками на 2022‒2024 гг.:
- по созданию модельной программы деятельности школьной библиотеки, которая решается в течение 3 лет и последовательно включает разработку, апробацию и корректировку инновационного продукта;
- по определению форматов деятельности библиотеки, направленных на сопровождение образовательного процесса в современных условиях, и формирование на I и II этапах опытно-экспериментальной работы банка лучших российских практик библиотечной деятельности;
- по выработке методических рекомендаций для педагогов по включению в новые форматы деятельности школьной библиотеки, которые будут окончательно оформлены на заключительном этапе работы.
Поставленные задачи обеспечивают создание трех основных инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитетом по образованию), при этом ОУ № 100 планирует в ходе трехлетней опытно-экспериментальной работы создать 13 основных и дополнительных продуктов. Анализ имеющихся задач демонстрирует преемственный характер их решения в заявленном периоде, разделенном на три этапа.
Анализ задач, содержащихся в заявке ОУ № 505 на работу в режиме региональной инновационной площадки по теме «Гармонизация воспитательных влияний на обучающихся в современной школе», продемонстрировал наличие в ней следующих направлений работы до 2024 г.:
- разработка на первом этапе опытно-экспериментальной деятельности прогностической модели системы обучения основам медиации и ее корректировка по итогам апробации на втором году работы;
- создание инструментария и проведение диагностики уровня гармонизации воспитательных влияний с постоянной оценкой ее эффективности и диссеминации получаемых результатов, что рассматривается как ключевая (сквозная) задача от начала до конца эксперимента;
- обновление на I и II этапах опытно-экспериментальной работы подходов к созданию и реализации программ внеурочной деятельности, в т. ч. программы «Школа медиатора», и их выход за рамки образовательного учреждения к концу эксперимента при наличии положительных отзывов.
Решение ключевых задач инновационной деятельности обеспечивает создание образовательным учреждением продуктов, запланированных в заявке. В общей сложности разработчики наметили создание в течение трех лет 24 основных и дополнительных продуктов. Анализ поставленных задач показывает их взаимосвязь и синхронную разработку в течение всего периода работы учреждения как региональной инновационной площадки.
Анализ задач, определенных в заявке ДДЮТ «На Ленской» по теме «Совершенствование системы воспитательной работы образовательного учреждения через привлечение родительской общественности к реализации программы воспитания», позволил сгруппировать их в блоки:
- создание на начальном этапе опытно-экспериментальной работы сетевого сообщества «Драйверы воспитания» и организация его деятельности в течение всего периода реализации проекта;
- разработка методики изучения мнений родителей о реализации программ воспитания и мониторинг таких мнений на каждом из трех этапов ведения образовательным учреждением опытно-экспериментальной деятельности с использованием получаемых результатов для корректировки программы исследования;
- обновление форм и методов воспитательной работы с привлечением родителей, что рассматривается как задача, преемственно решаемая на каждом из трех этапов работы.
Следует отметить, что ДДЮТ «На Ленской» является единственным учреждением дополнительного образования в выборке и, по своей сути, выполняет роль «ресурсного центра» для учреждений всего района. Это обстоятельство в совокупности с особенностями тематики работы накладывает определенный отпечаток на сформированный набор задач и ожидаемые результаты (продукты) деятельности. В частности, при решении задач учреждение предполагает взаимодействие с образовательными организациями района, предоставляя им свои ресурсы для совершенствования воспитательной работы. Поставленные учреждением для решения в ходе опытно-экспериментальной работы задачи нацелены на создание инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитет по образованию). В течение трех лет учреждением также будут созданы дополнительные продукты (общее их количество составит 13).
Изучение задач, представленных в сетевой заявке объединения ИМЦ районов Санкт-Петербурга на работу в режиме региональной инновационной площадки, обозначает спектр возможных решений по формированию механизмов измерения инноваций в образовании, что очень актуально в современных условиях. Для сети ИМЦ разработчиками определены несколько задач и направлений, которые будут обеспечены в ходе 4 этапов экспериментальной деятельности:
- как «стартовые» задачи рассматриваются: изучение проблем в измерении инноваций в образовании и исследование особенностей организации процессов производства инноваций в образовательной системе по механизмам измерения (отраслевой и межотраслевой аспекты, российский и зарубежный опыт), что предваряет работу сетевой площадки в последующие периоды по другим направлениям;
- создание инструментов для измерения инноваций в образовании определено главной задачей для всех этапов опытно-экспериментальной деятельности – инструменты предполагается рассматривать по фокусам «классификатор результатов (продуктов) инновационной деятельности образовательных учреждений и их объединений», «алгоритм измерения инноваций в образовании в региональной образовательной системе» и «методика и критерии оценки результатов (продуктов) инновационной деятельности образовательных учреждений и их объединений»;
- апробация подходов к классификации результатов (продуктов) инновационной деятельности и созданного в ходе ОЭР алгоритма измерения инноваций предполагается на заключительном этапе работы сети.
Количество направлений деятельности объединения ИМЦ в сетевой заявке превышает уже проанализированные заявки учреждений, включенных в выборку. Как и в других заявках, поставленные задачи обеспечивают создание сетевым объединением продуктов, которые определены заказчиком; всего авторы запланировали создание 15 основных и дополнительных продуктов в течение трех лет. Анализ задач демонстрирует их взаимосвязь и взаимную дополняемость, а также обоснованное распределение ролей между участниками сети в их решении на каждом из запланированных 4 этапов работы сетевой инновационной площадки.
Пятая из включенных в выборку заявок составлена ЦРМС по теме «Развитие государственно-общественного управления в образовании через обновление форматов управления в образовательном учреждении». ЦРМС ‒ одно из нетиповых учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, имеет не только лицензию на образовательную деятельность по программам постдипломного образования, но и зарегистрированное СМИ ‒ сетевое издание «Дайджест петербургского образования»3. Эти и некоторые другие особенности отражены в перечне задач, содержащихся в заявке ЦРМС на работу в качестве региональной инновационной площадки:
- анализ опыта представления образовательных учреждений во внешнем пространстве определен разработчиком заявки как задача для начального этапа;
- разработка системы оценки инновационности форматов и технологий представления образовательных учреждений;
- обучение управленческих команд образовательных учреждений представлению учреждений в публичном пространстве в рамках программ дополнительного профессионального образования будет организовано ЦРМС на протяжении всего периода работы в режиме региональной инновационной площадки;
- создание методики оценки публичного представления учреждения и выработка методических рекомендаций для руководителей учреждений по включению в общественно-профессиональную оценку и использованию ее результатов при управлении обозначены авторами как продукты заключительного этапа опытно-экспериментальной работы, на системной основе обобщающие все полученные результаты.
В целом заявку ЦРМС отличает самый широкий в выборке учреждений перечень ключевых задач. Задачи планируется решать в течение трех лет работы инновационной площадки поэтапно и последовательно по содержанию, постепенно усложняя их характер; при этом можно отметить равномерное распределение планируемых продуктов между 3 этапами. В совокупности намеченное обеспечивает создание инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитет по образованию). Всего в ходе опытно-экспериментальной работы намечено создание 19 различных продуктов.
Представленный анализ задач работы региональных инновационных площадок Санкт-Петербурга можно дополнить обращением к вопросу об ожидаемой результативности их работы. Данные о планируемых образовательными учреждениями для разработки в ходе трехлетней опытно-экспериментальной работы основных и дополнительных продуктах демонстрируют существенные различия (от 13 до 24). Обращает на себя внимание, что заявленные для создания продукты обеспечивают не только на решение поставленных разработчиками задач, но и выходят за их рамки. Распределение результатов (продуктов) в выборке образовательных учреждений представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение результатов (продуктов)
инновационной деятельности образовательных учреждений,
включенных в выборку
Table 2
Distribution of innovation results (products) of sampled educational institutions
ОУ | Результаты (продукты) | ||
Всего | Основные | Дополнительные | |
ОУ № 100 Калининского района Санкт-Петербурга |
13 | 3 | 10 |
ОУ № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга |
24 | 8 | 16 |
ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
13 | 4 | 9 |
ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов Санкт-Петербурга (сетевая заявка) |
15 | 10 | 5 |
Центр регионального и международного сотрудничества Санкт-Петербурга |
19 | 7 | 12 |
Разброс в количестве планируемых основных и дополнительных продуктов опытно-экспериментальной работы существен и требует объяснений. Анализ дает основания выделить три основные причины:
- разные подходы разработчиков к приоритизации при планировании и к детализации при организации деятельности;
- особенности тематики работы – все заявленные проекты имеют разные темы, направлены на достижение различных результатов;
- различие опыта образовательных учреждений в проектировании и участии в конкурсных отборах.
Важно отметить, что выполнение проекта опытно-экспериментальной работы учреждением самостоятельно или в составе объединения не является существенным фактором для определения набора результатов (продуктов). Например, сетевая площадка ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов Санкт-Петербурга предполагает создание даже меньшего количества продуктов, чем некоторые отдельные учреждения (ОУ № 505 и ЦРМС).
Анализ заявок учреждений, включенных в выборку, показывает, что большинство создаваемых дополнительных результатов (продуктов), планируется на I‒II этапы работы и носят вспомогательных характер (формирование базы локальных актов, обеспечение информационной поддержки, обучение педагогов, подготовка отчетов и др.). В целом же собранные данные позволяют говорить о наличии своеобразного «ядра» результатов (продуктов), формируемого в процессе работы региональных инновационных площадок; оно не имеет количественной нормы и динамично по разным образовательным учреждениям, составляя от 23 до 67 % от общего количества продуктов.
На основе анализа эмпирических данных можно сформулировать ряд выводов:
- опытно-экспериментальная работа, проводимая региональными инновационными площадками в течение трех лет, как правило, фокусируется на решении 3‒5 взаимосвязанных, поэтапно развивающихся, ключевых задач, определяемых темой эксперимента, и имеет несколько вспомогательных задач, существенно различающихся в зависимости от особенностей образовательных учреждений;
- учреждения при осуществлении проекта (программы) опытно-экспериментальной работы планируют получить различные результаты (продукты) не только в решении поставленных задач, но и за их рамками; по своей сути, дополнительные продукты могут быть значимы не только для проводимого эксперимента, но и для развития учреждений в целом, создавая новые возможности, которые могут использоваться за рамками опытно-экспериментальной работы и после ее окончания.
Выделенные особенности существенны при проектировании инновационной активности образовательных учреждений, позволяя оптимально определить задачи, спланировать работу и ее результаты, задействовать ресурсы.
В заключение необходимо отметить следующее:
- при определении образовательным учреждением задач опытно-экспериментальной работы при подготовке к работе в режиме инновационной площадки целесообразно выделять «ядро» из 3 взаимосвязанных, поэтапно развивающихся задач, которые будут отчетливо выражены в результатах (продуктах) и решение которых объективно и субъективно возможно в период работы учреждения в режиме площадки;
- при подготовке образовательным учреждением заявки и формировании перечня ожидаемых результатов (продуктов) деятельности инновационной площадки важно установить (спрогнозировать) их непосредственную связь с задачами, правильно определить приоритеты и «масштаб» продуктов для предотвращения их упрощения, избыточности и др.
Список литературы
- Бухарова Г. Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях / Г. Д. Бухарова // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 6‒11.
- Волков В. Н. О сценариях инновационного развития образовательных организаций / В. Н. Волков // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). С. 92‒102.
- Волков В. Н. Трансформация научных представлений о моделях инновационного развития образовательной организации / В. Н. Волков // Непрерывное образование. 2020. № 3 (33). С. 6‒10.
- Лазарев В. С. Обобщенная модель инновационного процесса / В. С. Лазарев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 22‒28.
- Султанова Т. А. Развитие школы как инновационный процесс / Т. А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 199‒202.
- Тринитатская О. Г. Специфика инновационной школы в условиях модернизации образования / О. Г. Тринитатская // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 24‒28.
- Шустова И. Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание / И. Ю. Шустова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41‒45.