Тебенькова, Е. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 4 (36). − DOI: 10.15393/j5.art.2021.7168


Выпуск № 4 (36)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 377.031

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тебенькова Елена Александровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры фундаментальной экологии, географии и природопользования
Курганский государственный университет
(г. Курган, Российская Федерация)
eashu@mail.ru
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование
общеобразовательная дисциплина
основы безопасности жизнедеятельности
профессиональная направленность
междисциплинарный подход
практикоориентированный подход
синхронизация образовательных результатов
интенсификация
прикладной модуль
Аннотация: актуальность статьи обусловлена стратегическими и нормативными документами, регламентирующими необходимость учета профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в содержании общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Основными подходами в отборе содержания дисциплины с учетом профиля профессиональной подготовки определены междисциплинарный и практикоориентированный подходы. Предложены механизмы проектирования предметного содержания дисциплины, способствующие опережающему входу обучающихся в профессию, знакомству с возможными рабочими местами в регионе: 1) соотнесение (синхронизация) предметных, метапредметных, личностных результатов и общих и профессиональных компетенций специальности или профессии; 2) интенсификация образовательного процесса на основе учета преемственных связей общеобразовательной подготовки и профессионального обучения; 3) практическая подготовка через включение прикладных модулей, индивидуального проекта. Данные подходы легли в основу дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”» с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования. Осенью 2021 г. прошли обучение 832 педагога. Внедрение методики в образовательный процесс профессиональных организаций запланировано со следующего учебного года.
Статья поступила: 05.10.2021; Принята к публикации: 03.12.2021; Размещена в сети: 26.12.2021.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE SUBJECT CONTENT DESIGN OF A GENERAL EDUCATION DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY», TAKING INTO ACCOUNT THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Tebenkova Elena A.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Fundamental Ecology, Geography and Nature Management
Kurgan State University
(Kurgan, Russian Federation)
eashu@mail.ru
Keywords:
secondary vocational education
general education discipline
fundamentals of life safety
professional orientation
interdisciplinary approach
practice-oriented approach
synchronization of educational results
intensification
application module
Abstract: the relevance of the article is due to strategic and regulatory documents regulating the need to take into account the professional orientation of secondary vocational education programs in the content of the general education discipline «Fundamentals of life safety». The main approaches in selecting the content of the discipline, considering the profile of professional training, are interdisciplinary and practice-oriented approaches. The mechanisms of designing the subject content of the discipline are proposed, contributing to the advanced entry of students into the profession, acquaintance with possible jobs in the region: 1) correlation (synchronization) of subject, meta-subject, personal results and general and professional competencies of a specialty or profession; 2) intensification of the educational process based on taking into account the continuity of general education and vocational training; 3) practical training through the inclusion of applied modules, an individual project. These approaches formed the basis of an additional professional program (advanced training) «Methods of teaching the general education discipline “Fundamentals of life safety”», taking into consideration the professional orientation of educational programs of secondary vocational education. About one thousand (namely, 832) teachers were trained in the fall of 2021. The introduction of the methodology into the educational process of professional organizations is planned for the next academic year.
Paper submitted on: 10/05/2021; Accepted on: 12/03/2021; Published online on: 12/26/2021.

Целью развития региональной системы среднего профессионального образования (далее СПО) является обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности региональной экономики.

В современных условиях перед образовательными организациями, реализующими среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально компетентных специалистов, способных находить ответы на вызовы времени [1].

Реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования (далее ООП СПО) должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой – стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата – подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентоспособности системы среднего профессионального образования.

В последние годы в нашей стране фиксируется стабильное увеличение количества выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные образовательные организации (до 50 % от общего числа выпускников) [1].

Выбору молодежью рабочих квалификаций и специальностей служащих способствуют стремительное изменение рынка труда, быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества, рост заработной платы, новые условия трудоустройства, возможность быстрого «входа» в самостоятельную жизнь. Немаловажным фактором выбора обучения в профессиональных образовательных организациях являются более короткие, по сравнению с высшим образованием, сроки обучения в современных колледжах и техникумах.

Вместе с тем освоение учебных предметов общеобразовательного цикла образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы СПО и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности.

В связи с этим задача обновления методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО своевременна и актуальна. Это отражено в Стратегии развития СПО до 2030 г. [2], в показателях проекта «Современная школа» [3].

Базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления, механизмы с целью совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ СПО предложены в Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования [1].

Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, утвержденная Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-198, учитывает профессиональную направленность программ СПО и включает введение в общеобразовательные программы прикладных и интегративных модулей, использование сетевых форм обучения, технологии интенсивного обучения, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение [4].

Опираясь на Концепцию [1] и методику преподавания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ)  [4], представим подходы к отбору содержания и механизмы его реализации.

Проблема формирования содержания ОБЖ в системе СПО заключается в отсутствии преемственности между средним общим и средним профессиональным уровнями образования, а также отсутствии связи с профильным содержанием ООП СПО по специальности или профессии. Соответственно предметные знания и умения не актуализируются обучающимися при изучении дисциплин профессиональных модулей и не используются в будущей профессиональной деятельности. В то же время данная дисциплина призвана стать начальной ступенью в освоении норм и правил культуры безопасности, обеспечении комфортных условий на рабочем месте.

Исходя из этого, требования к отбору содержания можно сформулировать следующим образом:

  1. Проектирование содержания дисциплины ОБЖ с учетом профиля и содержания получаемой специальности или профессии.
  2.  Учет преемственных и межпредметных связей содержания ОБЖ с предметами общеобразовательного цикла, общепрофессиональными дисциплинами, профессиональными модулями.
  3. Включение индивидуального проекта в содержание ОБЖ с учетом профессиональной направленности получаемой специальности / профессии, с последующим использованием результатов проектной деятельности при изучении профессиональных модулей.

Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» в СПО направлена на изучение рисков производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера [12].

Основными содержательными разделами программы являются:

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
  2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
  3. Основы обороны государства и воинской обязанности. 
  4. Основы медицинских знаний.

Раздел 1 «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» предполагает в первой теме рассмотрение здорового образа жизни как необходимого условия сохранения и укрепления здоровья человека. В этом разделе можно заострить внимание обучающихся на значимости здоровья при допуске к определенным видам профессиональной деятельности, важности здорового образа жизни как фактора профессионального долголетия. В то же время стоит обратить внимание на профессиональные заболевания и способы их профилактики. Кроме этого, огромное воспитательное значение будет иметь рассказ представителя местного предприятия или организации о том, как заботятся о сохранении жизни и здоровья работающих, начиная от системы охрана труда и заканчивая созданием условий для занятий спортом, оздоровлением в санаториях.

В рамках темы «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов» очень важно организовать экскурсию в учебную мастерскую, на учебный полигон или предприятие, где обратить внимание на комплекс опасностей на рабочих местах и меры защиты работников. 

Практическое занятие «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки» следует провести на основе особенностей труда и затрат энергии в будущей профессиональной деятельности с последующей разработкой меню.

Во 2-м разделе «Государственная система обеспечения безопасности населения» практическое занятие «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС» во всех профилях целесообразно организовать на материале ситуаций, имевших место на производстве. Особенно актуальны пожары и теракты.

В разделе 3 «Основы обороны государства и воинская обязанность» следует показать значение профессии в условиях непосредственно военной службы или в военных городках, предложить написать эссе «Как я вижу себя на военной службе», разработать индивидуальный проект «Мои профессиональные компетенции на военной службе».

В разделе 4 «Основы медицинских знаний» важно дать представление о производственных травмах, проанализировать типичные травмы в условиях будущей профессиональной деятельности и уделить внимание соответствующим способам оказания первой помощи пострадавшему.

Основными подходами в отборе содержания ОБЖ определим междисциплинарный и практикоориентированный подходы.

В формирование общих (далее ОК) и профессиональных (далее ПК) компетенций вносят вклад различные общеобразовательные, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули (МДК). В связи с этим необходимо выявление и простраивание междисциплинарных связей Лучшим же способом научить чему-либо является практика, то есть обучающемуся необходимо дать попробовать. С этой цель разрабатываются практические задания, в том числе актуализирующие междисциплинарные связи для обучающихся.

Приведем пример логики проектирования такого задания для профессии 250109.01. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства [5].

Проведем отбор содержания в части общей компетенции (ОК) 07. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Данная ОК в аспекте знаний последовательно формируется на ОБЖ в разделе 3 «Основы обороны государства и воинская обязанность» и далее на третьем курсе в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД). БЖД предусматривает проведение военных сборов, на которых ранее полученные знания и умения применяются. 

С целью формирования ОК 7, а также для успешного прохождения сборов проектируем практическую работу «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии».

Содержание должно быть актуальным для прохождения военных сборов / службы и в то же время задействовать профессиональные знания.

В условиях военных сборов или службы возможна вынужденная природная автономия? Конечно. И обучающийся на садовода, используя знания из ботаники, может помочь определить съедобные растения, грибы, отличить ядовитые и оказать помощь в случае отравления этими самыми ядовитыми. На основе этой идеи строим межпредметную связь с общепрофессиональной дисциплиной «ботаника» и формируем элементы ОК 7 из предметных (ПР), метапредметных (МР) и личностных результатов (ЛР), требуемых ФГОС СОО [6]:

  • ПР 9. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • ПР 12. Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений);
  • ЛР 12. Ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения.

Далее составляем задание на практическую работу, позволяющее формировать определенные образовательные результаты. Например: «Изучите растительный мир территории будущих сборов. Выявите съедобные, лекарственные и ядовитые растения этой местности. Составьте описание и расскажите о полезных свойствах выбранных растений и их использовании. Как определить, что произошло отравление выявленными ядовитыми растениями? Как оказать помощь пострадавшему в случае отравления этими растениями? Подготовьте презентацию по информированию о полезных и опасных растениях, алгоритмах поведения в случаях отравления для военнослужащих и студентов, проходящих военные сборы в этой местности».

В качестве механизмов реализации предметного содержания ОБЖ для целей выделим:

  • соотнесение (синхронизацию) предметных, метапредметных, личностных результатов и ОК, ПК специальности или профессии;
  • интенсивную подготовку на основе учета преемственных связей и применения интеграции общеобразовательной подготовки и профессионального обучения;
  • практическую подготовку в форме прикладных модулей.

Синхронизация в определении образовательных результатов позволяет лучше понять и обеспечить достижение задач воспитания, развития и обучения по предмету ОБЖ с учетом профессиональной направленности ООП СПО. Так, в рамках ОБЖ задача воспитания – это формирование личностных результатов и элементов некоторых ОК, задача развития – формирование метапредметных результатов и элементов некоторых ОК, задача обучения – формирование предметных результатов и элементов некоторых ОК и ПК.

Этапами работы педагога по синхронизации образовательных результатов определены:

  • подготовка перечней образовательных результатов из ФГОС СОО (личностных, метапредметных и предметных) и ФГОС СПО (ОК и ПК);
  • синхронизация личностных и метапредметных результатов с некоторыми ОК, которые наиболее согласуются с содержанием ОБЖ. Пример приведен в таблице 1 [7];

Таблица 1

Синхронизация личностных и метапредметных результатов
с общими компетенциями

(для 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)

 

Table 1

Synchronization of personal and meta-disciplinary results
with general competencies
(for 08.02.01. Construction
and Operation of Buildings and Structures)

 

Наименование ОК

согласно ФГОС СПО

Наименование личностных результатов

согласно ФГОС СОО

Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого направленной деятельности МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

 

Примечания. ОК – общая компетенция; ЛР – личностный результат; МР – метапредметный результат.

 

  • синхронизация предметных результатов с ОК. Пример приведен в таблице 2 [7];

Таблица 2

Синхронизация предметных результатов (базовый уровень)

по ОД «Основы безопасности жизнедеятельности» с ОК
(
для специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений)

Table 2

Synchronization of subject outcomes (basic level)

in OD «Basics of life safety» with OK (for the specialty 08.02.01.
Construction and operation of buildings and structures)

 

Наименование ОК согласно ФГОС СПО Наименование предметных результатов

(базовый уровень) согласно ФГОС СОО

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ПРб.05. Знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПРб.07. Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. ПРб.08. Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники. ПРб.09. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. ПР 12. Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

 

Примечания. ОК – общая компетенция; ПРб – предметный результат (базовый уровень).

 

  • синхронизация предметных результатов с ПК, если установлена преемственность. Пример приведен в таблице 3 [7].

 

Таблица 3

Синхронизация предметных результатов по ОД «Основы безопасности жизнедеятельности» с ПК (для специальности 08.02.01.
Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений)

Table 3

Synchronization of the subject results on OA «Basics of life safety»
with the PC (for the specialty 08.02.01. Construction and operation
of buildings and structures)

 

Наименование ПК согласно ФГОС СПО Наименование предметных результатов

(базовый уровень) согласно ФГОС СОО

ПК 3.5. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов. ПК 6.3. Создание условий для безопасного хранения и сохранности складируемых строительных материалов и оборудования без потери эксплуатационных свойств ПРб.05. Знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. ПРб.07. Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. ПРб.08. Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники. ПРб.09. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. ПР 12. Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

 

Примечания. ПК – профессиональная  компетенция; ПРб – предметный результат (базовый уровень).

 

В методике преподавания ОБЖ интенсификация образовательного процесса понимается как «передача большого объема учебного содержания без снижения качества его освоения при неизменной продолжительности обучения за счет теоретически обоснованного отбора методов и технологий обучения» [3].

В современных условиях усложнения техносферы, увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает социальное и производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной общественной и профессиональной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная готовность специалистов различного профиля к принятию решений и действиям согласно нормам безопасного ведения работ, предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении – к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим. Между тем программы СПО не успевают учитывать новации производственных технологий с сопутствующими им опасностями и включать необходимую подготовку.

Интенсификация позволяет уже на первом курсе в рамках ОБЖ начать формировать основы безопасного ведения профессиональных работ, в том числе на примере современных производств. Интенсивная подготовка должна опираться на технологию интенсивного обучения, которая предполагает перенос внимания с активности преподавателя на активность обучающихся.

Важен также отбор методов интенсификации обучения по ОБЖ. Это – схематизация содержания, методы мнемотехники, алгоритмизация.

Технология интенсивного обучения может быть дополнена другими современными технологиями: развития критического мышления, гуманитарными технологиями, технологией проектной деятельности.

Формы реализации интенсивной подготовки также имеют специфику. К ним можно отнести бинарные [8] и дуальные занятия [13], межпредметные индивидуальные проекты [9; 10]. Одним из ключевых механизмов реализации предметного содержания ОБЖ с учетом профессиональной направленности осваиваемой ООП СПО становится организация учебной деятельности в форме практической подготовки.

Рекомендуемым форматом практической подготовки определены прикладные модули [3]. Они связаны с будущей профессиональной деятельностью, направлены на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций, связанных с принятием эффективных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях по профилю соответствующей образовательной программы. Прежде всего в рамках ОБЖ обучающиеся должны освоить алгоритмы работы с рисками (идентификация опасностей, анализ и оценка риска, выбор методов и средств их минимизации), модели поведения в ЧС, особенно при пожарах, и способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

Прикладные модули опираются на системно-деятельностный и компетентностный подходы и способствуют формированию как предметных результатов, так и элементов ОК и ПК.

В реализации практической подготовки по ОБЖ возможен диапазон:

  • отдельные примеры. Как вариант – при отработке с обучающимися модели поведения при пожарах или терактах привести подобные случаи на стройплощадке, в офисе или детском саду;
  • задания на практической работе;
  • тема, включающая комплекс форматов (актуализация на теоретическом занятии, практическая работа (или несколько), индивидуальный проект) с проектированием синхронизированного образовательного результата, который оценивается с помощью специальных средств.

Задача проектирования прикладного модуля сложная. Она требует, во-первых, сохранения классического предметного содержания, во-вторых, актуализированного наполнения, исходя из профиля получаемой профессии.

Обозначим возможные варианты проектирования прикладного модуля.

1. Модуль внутрипредметный, то есть в рамках ОБЖ.

2. На основе межпредметной интеграции с общеобразовательными, общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями.

№. Третий вариант модуля может быть выстроен по линии преемственности с БЖД. Например, включить пропедевтическую тему «Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики» на примере объектов профессиональной деятельности.

Во всех трех вариантах ключевой формой и источником практического содержания является экскурсия. Достаточно одной экскурсии, чтобы спроектировать несколько модулей.

Еще один элемент практической подготовки индивидуальный проект. Он представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся – учебное исследование или учебный проект. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из типов: исследовательский; практико-ориентированный, творческий [10].

Исследовательский проект – предполагает доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Например, «Идентификация и оценка рисков в профессиональных видах деятельности», «Сравнительный анализ практик обеспечения безопасности на производстве» (возможно, здоровьесберегающих практик), «Моделирование ситуаций возникновения пожаров (терактов) на объектах будущей деятельности», «Критический анализ систем пожарной безопасности на конкретном производстве».

Практико-ориентированный проект направлен на решение практических задач. Например, «Разработка рекомендаций по обеспечению комплексной, экологической и биологической безопасности проектов (или объектов, процессов), «Проектирование элементов подсобного хозяйства (благоустройства территории, озеленения) на принципах комплексной безопасности», «Проектирование занятий по изучению опасных объектов окружающей среды для подготовительной группы детского сада».

Творческий проект направлен на развитие у обучающихся интереса, формирование навыков поиска информации и творческих способностей.

Например, «Разработка Web-сайта по охране труда, статистике травматизма в профессии», «Разработка имитационной игры по отработке алгоритма поведения при пожаре в интернате для престарелых», «Создание карты безопасных производств в регионе», «Разработка модели, дизайна безопасного рабочего места», «Видеоролик в тик-ток об опасностях при озеленении, благоустройстве территорий для эковолонтеров», сопровождаемые описанием, пакетом рекомендаций.

Представленные подходы и механизмы легли в основу дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”» с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования. В октябре – ноябре 2021 г. прошли обучение по программе 832 педагога ОБЖ. До начала 2022 г. предстоит завершение разработки вариативной части примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для 30 профессий / специальностей. Внедрение методики в образовательный процесс профессиональных организаций запланировано со следующего учебного года. 

В заключение отметим следующие положения:

1. Стратегические и актуальные нормативные документы, регламентирующие общеобразовательную подготовку в профессиональных организациях, утверждают необходимость учета профессиональной направленности программ СПО в содержании ОБЖ.

2. Основными подходами в отборе содержания ОБЖ с учетом профиля профессиональной подготовки являются междисциплинарный и практикоориентированный.

3. Новые механизмы отбора и реализации предметного содержания ОБЖ и достижения требуемых результатов образования включают: синхронизацию предметных, метапредметных, личностных результатов и ОК, ПК специальности или профессии; интенсивную подготовку на основе учета преемственных связей и применения интеграции общеобразовательной подготовки и профессионального обучения; практическую подготовку в форме прикладных модулей.

4. Реализуемые в рамках прикладных модулей задания, кейсы, разработанные на основе реальных опасных и чрезвычайных рабочих ситуаций; организация практических работ (особенно в форме экскурсий) по изучению аспектов личной безопасности в учебно-производственных мастерских, учебно-опытных хозяйствах и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в условиях профильных организаций; разработка индивидуальных проектов на материале обеспечения безопасности на будущем рабочем месте, способствуют опережающему входу обучающихся в профессию, опережающему вхождению в профессию, знакомству с возможными рабочими местами в регионе, устойчивому профессиональному самоопределению.

 

Список литературы

  1. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
  2. Стратегия развития СПО до 2030 года. [Электронный ресурс]: Минпросвещение России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года / Минпросвещения России. Электрон. дан. URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 03.10.21).
  3. Федеральный проект «Современная школа». [Электронный ресурс]: Минпросвещения России. Электрон. дан. URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 03.10.21).
  4. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 августа 2021 г. № Р-198 «Об утверждении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
  5. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 755 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 250109.01. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29472).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  7. Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 № 2 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 № 49797).
  8. Баякаева А. Б. Практика проведения бинарных занятий со студентами колледжа /   А. Б. Баякаева // Вестник РМАТ. 2016. № 3. С. 53–62.
  9. Зуев А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. 2014. № 1. С. 36–41.
  10. Кожухова Н. Ю. Проектная деятельность обучающихся по программам среднего профессионального образования /  Н. Ю. Кожухова // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. 2016. № 4 (56). С. 78–86.
  11. Козлова В. И. О целесообразности технологии интенсивного обучения в среднем профессиональном образовании / В. И. Козлова, М. А. Бондаренко // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 4. С. 95–106.
  12. Косолапова Н. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. Москва, 2015. 22 с.
  13. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области : методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова ; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». Екатеринбург, 2016. 70 с.


Просмотров: 591; Скачиваний: 71;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2021.7168