Плотникова, В. С. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ / В. С. Плотникова, А. А. Фомин // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 2 (34). − DOI: 10.15393/j5.art.2021.6934


Выпуск № 2 (34)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 379.851

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Плотникова Виктория Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
plotnikovaptz@mail.ru
Фомин Александр Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
sgd@yandex.ru
Ключевые слова:
туризм
профессиональное образование
проблемы подготовки кадров
рекомендации
дистанционное обучение
образовательные технологии
Аннотация: в статье рассматривается современный характер развития туристского образования, его миссия и цель. Определены наиболее важные проблемы, мешающие его развитию. Межотраслевой характер сферы туризма и многообразие подходов к определению базовых понятий и категорий затрудняют подготовку квалифицированного персонала в сферах его профессиональной деятельности. Отсутствие утвержденных профессиональных стандартов, которые бы позволили обеспечить подготовку студентов вуза к необходимым трудовым функциям специалиста сферы туризма в образовательных стандартах по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», не позволяет эффективно управлять процессом подготовки бакалавров и магистров. Отсутствие единого подхода в управлении туристкой деятельностью на разных уровнях оказывает влияние на формирование дисциплин рабочего плана подготовки бакалавров и магистров туризма, что сказывается на прогнозировании потребности дестинации в кадрах для всех сфер и уровней индустрии туризма. Недостаточное изучение международного опыта реализации образовательных программ и использования новых технологий в обучении приводит к низкой академической мобильности преподавателей и студентов, невозможности организации международного сетевого сотрудничества и системы «двойных» дипломов, а также отсутствию знаний выпускников об эффективных международных практиках в разных видах туризма. Слабое привлечение к подготовке студентов работодателей, способных передавать эффективные практики туризма, способствует недостаточной взаимосвязи дисциплин с практической работой и современными процессами туроператорской, турагентской, гостиничной деятельности. Использование традиционных устаревших образовательных технологий, игнорирование особенностей современных студентов приводят к неэффективной организации учебного процесса и потере интереса студентов к выбранной сфере профессиональной деятельности. На основе опыта работы кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина были определены рекомендации по повышению качества образовательного процесса, уточнены возможности использования дистанционного подхода в обучении и наиболее привлекательные для студентов и преподавателей образовательные технологии. Выявленные проблемы и составленные рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при создании актуальной модели системы непрерывного туристского образования. Статья будет интересна представителям профессионального туристского сообщества, а также образовательным организациям, ведущим подготовку кадров для индустрии туризма.
Статья поступила: 07.03.21; Принята к публикации: 30.04.21; Размещена в сети: 26.06.2021.

PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES TO SOLVE THEM

Plotnikova Victoria S.
PhD in Pedagogy, Associate Professor
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
plotnikovaptz@mail.ru
Fomin Alexander А.
PhD in Pedagogy, Associate Professor
Leningrad State University named after A. S. Pushkin
(St. Petersburg, Russian Federation)
sgd@yandex.ru
Keywords:
tourism
professional education
problems of personnel training
recommendations
distance learning
educational technologies
Abstract: the article examines the modern nature of the development of tourism education, its mission and purpose. The most important problems hindering its development are identified. The intersectoral nature of the tourism segment and the variety of approaches to defining basic concepts and categories makes it difficult to train qualified personnel in multi-faceted areas of professional activity. The lack of approved professional standards that would allow us to consolidate the preparation of university students for the necessary labor functions of a specialist in the field of tourism in the educational standards in the areas of training «Tourism», «Hotel Business», «Service» does not allow us to effectively manage the process of preparing bachelors and masters. The lack of a unified approach to the management of tourism activities at different levels affects the formation of the disciplines of the work plan for bachelor's and master's degrees in tourism, which affects the forecasting of the destination's need for personnel for all spheres and levels of the tourism industry. Insufficient study of international experience in the implementation of educational programs and the use of new technologies in teaching leads to insufficient academic mobility of teachers and students, the inability to organize international network cooperation and the system of «double» diplomas, as well as the lack of knowledge of graduates about effective international practices in various types of tourism. The weak involvement of employers in the training of students who are able to carry out effective tourism practices leads to an insufficient relationship of disciplines with practical work and modern processes of tour operator, travel agency, and hotel activities. The use of traditional outdated educational technologies, ignoring the features of modern students leads to an inefficient organization of the educational process and the loss of students ' interest in the chosen field of professional activity. Based on the experience of the Department of Tourism of Petrozavodsk State University and Leningrad State University named after A. S. Pushkin, the recommendations to improve the quality of the educational process were identified, the possibilities of using a distance learning approach and the most attractive educational technologies for students and teachers were clarified. The identified problems and recommendations can be used in the future to create an up-to-date model of the system of continuous tourist education. The article will be of interest to representatives of the professional tourist community as well as educational organizations that train personnel for the tourism industry.
Paper submitted on: 07.03.21; Accepted on: 30.04.21; Published online on: 26.06.2021.

Миссия современного туристского профессионального образования связана с подготовкой кадров, отвечающих потребностям и требованиям динамично меняющихся туристской и гостиничной отраслей. Оно является важным каналом трансляции общекультурных ценностей, ценностей отечественной культуры, способом воспитания чувства патриотизма, а также катализатором многих процессов в стране, в ее экономике, социальной сфере, культуре. Интерес людей всего мира к путешествиям привел к появлению новых видов туризма, увеличению количества туристских и гостиничных предприятий и спросу на профессионалов для работы в данной сфере [5].

Туристское образование связано с подготовкой выпускников к осуществлению трудовых функций, заложенных профессиональными стандартами; формированием универсальных, общепрофессиональных, профессиональных и прорывных компетенций, позволяющих успешно работать в выбранной сфере деятельности и смежных отраслях, решая профессиональные задачи. И в любой сфере есть как сильные, так и слабые стороны, которые препятствуют развитию этой сферы, сказываются на ее качестве. Цель данного исследования ‒ анализ проблем, с которыми сталкивается система профессионального туристского образования,  и поиск рекомендаций по их преодолению.

Теоретическая и методологическая база исследования. В основе работы лежат исследования, посвященные анализу современных проблем профессионального туристского образования в России [5; 12], в том числе и на региональном уровне [1; 14]. Принципиальное значение имеют работы, предлагающие активное использование международного опыта образования в сфере туризма и определяющие на этой основе наиболее важные характеристики профильного туристского образования: системный характер, позволяющий реализовывать принцип преемственности ступеней образования; практикоориентированность разнообразных форм образовательной деятельности; широкий диапазон образовательных траекторий; комплексный подход, предполагающий расширение горизонтального и вертикального развития уровня компетенций [11; 18]. Для реализации системы непрерывного туристского образования требуется создание модели, учитывающей многогранность туристской сферы, основанной на кластерной идеологии и многоуровневой матрице [9], учитывающей базовые принципы подготовки выпускников [6] и новые требования к сотрудникам туристской индустрии в аспекте перехода к цифровизации бизнеса, в частности цифровые компетенции [16; 17]. Статья является продолжением исследования В. С. Плотниковой, Н. В. Колесниковой, в котором были определены практические подходы к формированию концепции непрерывного туристского образования и описаны педагогические технологии, возможные для использования в образовательной практике туристского вуза [17].

Методика и результаты исследования. Чтобы определить актуальные проблемы качества образовательного процесса в сфере туризма, был применен метод анализа соответствия образовательных и профессиональных стандартов. Метод анкетирования помог выявить основные проблемы, которые появились в результате использования дистанционного подхода и его перспектив в подготовке кадров. На основе метода анализа, сравнительного исследования и анкетирования были выявлены основные проблемы, затрудняющие развитие туристского образования, и определены рекомендации по их преодолению.

Туристика как комплексная наука о туризме основывается на «межотраслевом» характере сферы туризма. Туризм относится к научной отрасли «Экономика и народное хозяйство», но данная сфера многогранна и многоаспектна. Она включает знания в области архитектуры, культурологии, искусствоведения, истории, экономики, политологии, философии. Данный перечень наук можно продолжить. Так, понимание туризма как формы потребления связано с различными аспектами жизнедеятельности человека. Международный контекст указывает на привлечение политических наук в сферу туризма. Потребности современного человека в самореализации и впечатлениях базируются на психологии. Культурные предпочтения связаны с экскурсионной, музейной, досуговой деятельностью. Это определяет междисциплинарный подход в понимании туризма как сферы потребления и оказывает влияние на формирование дисциплин рабочего плана подготовки бакалавров и магистров туризма, чтобы они отражали «межотраслевой» характер туризма, который, в свою очередь, является источником многообразия подходов к определению базовых понятий и категорий. Это, с одной стороны, развивает проблематику научно-исследовательских работ, а с другой – затрудняет процесс подготовки кадров для индустрии туризма, реализацию управленческих функций в данной сфере, проведение статистических наблюдений.

Так, трактовка базового понятия «посетитель» имеет несколько значений, что существенно затрудняет статистические сопоставления потока посетителей и приводит к построению длинных динамических рядов, необходимых для определения тенденций развития дестинации [2].

Для определения понятия «туризм» в разных источниках приводится более тридцати определений, отражающих разные подходы. Культурологический подход предполагает рассматривать туризм с точки зрения познания мира и приобщения человека к культурным достижениям человеческой цивилизации. Экономический подход определяет туризм как способ экономического развития дестинации. Технический подход обеспечивает стандартизированную информацию о туризме, связанную со статистическими данными [9]. Холистический (цельный) подход связан с целостным анализом туризма с точки зрения разных сфер деятельности человека и описанием опыта путешествий в широком контексте потребления [11]. Такое многообразие подходов, с одной стороны, дает развитие сферы, но с другой – не позволяет выработать единые взгляды на трудовые функции специалистов сферы туризма.

Трудовые функции описываются в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» содержи две трудовые функции: «разработка экскурсий» и «проведение экскурсий». Согласно содержанию функции «проведение экскурсий» экскурсовод – это специалист, который знает методические приемы проведения экскурсии, умеет использовать «портфель экскурсовода» и обеспечивает безопасность экскурсантов во время экскурсии. Остальные его реальные трудовые действия, связанные с разработкой индивидуального текста, подбором материала для экскурсии, «ушли» в трудовую функцию «разработка экскурсии». Но современный экскурсовод – это специалист, который не только должен уметь проводить экскурсию, но и разрабатывать ее. И это затрудняет обучение студентов основам профессионального мастерства экскурсовода. Не говоря уже об обучении студентов функциям туроператора и турагента, для которых до сих пор не утверждены профессиональные стандарты.

Отсутствие взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов не позволяет регулировать и требования к подготовке персонала, затрудняя разработку программ основного и дополнительного образования, которые строятся на основе квалификационных требований. Так, согласно образовательному стандарту по направлению подготовки «Туризм» действует только профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», а стандарты «Специалист по предоставлению туристских услуг» и «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта», разработанные в 2013–2016 гг., и по сей день не утверждены [17]. А именно профессиональные стандарты определяют формулировку общепрофессиональных компетенций. И ограничение трудовых функций накладывает отпечаток на формирование учебных планов, их модернизацию. Следовательно, разработка и утверждение профессиональных стандартов являются необходимым условием развития профессионального образования в сфере туризма.

Еще одна проблема связана с управлением туристкой деятельностью на разных уровнях и подготовкой управленческих кадров (магистров туризма). Многоотраслевая природа туризма приводит к трудностям в распределении обязанностей между управляющими организациями и ведомствами. Это касается и международного, и российского опыта управления данной сферой. Только за последние десять лет Управление по туризму переходило в компетенции Министерства физической культуры и спорта, Министерства культуры и Министерства экономического развития и торговли. Постоянные ведомственные переходы мало способствуют эффективной организации работы отрасли и сказываются на подготовке управленческих кадров.

При этом отсутствие прогнозирования потребности дестинации в кадрах, имеющих профессиональное образование, сказывается на практической деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов. С развитием потока внутреннего туризма в 2020 г. многие туристские центры и территории нашей страны оказались не готовы к реализации программ обслуживания гостей согласно требованиям качества международных стандартов. И туристы, которые привыкли к высокому уровню зарубежного сервиса, восхищаясь культурными и природными богатствами, с грустью переживали низкий уровень обслуживания в регионах. Следовательно, необходимо развивать систему среднего и высшего образования, а также систему дополнительных профессиональных образовательных программ и программ переподготовки. Но развивать с учетом тенденций и перспектив развития сферы туристских и гостиничных услуг, вводя новые профили подготовки. В «Атласе новых профессий» [15] указывается возможность замены в ближайшем будущем профессии турагента на режиссера индивидуальных туров. Актуальна подготовка бренд-менеджеров туристского пространства, способных к разработке интеллектуальных туристских систем и дизайну дополненной реальности территорий. Это требует развития прорывных и цифровых компетенций студентов. И пока эти профили не появились, важно учитывать новые требования и реализовывать их в проектной деятельности студентов.

Отметим также недостаточное изучение международного опыта реализации образовательных программ. Очень мало внимания уделяется изучению зарубежного опыта подготовки туристских кадров в разных странах мира, позволяющего использовать лучшие практики. Нужны дополнительные программы переподготовки для преподавателей с использованием международного сотрудничества. Важно организовывать практику, стажировки, обмены, повышая исходящую и входящую академическую мобильность студентов и преподавателей, приглашать ведущих ученых и исследователей. Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбегаются посмотреть студенты [3; 11; 18]. Слабая академическая мобильность преподавателей и студентов приводит к проблемам в организации международного сетевого сотрудничества, развития системы получения «двойных» дипломов зарубежных и российских вузов, а также отсутствию знаний выпускников об эффективных международных практиках в разных видах туризма.

Еще одной проблемой развития профессионального образования является недостаточное использование преподавателями инновационных образовательных технологий, в том числе проектных и цифровых. Анкетирование, в котором приняли участие 159 студентов Петрозаводского государственного университета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, показало, что студентам надоели классические лекции, им более интересны цифровые и электронные форматы обучения. Например, видеолекции удобны 41 % опрошенных, а аудиолекции – 23,1 %, потому что их можно пересмотреть или прослушать в удобное для себя время. 23,1 % студентов положительно относится к использованию возможностей дистанционных образовательных курсов на платформе Blackboard, и 41 % – на платформе Moodle. Пожелания студентов были направлены на технические возможности улучшения работы в Blackboard: чтобы ресурс работал без сбоев; чтобы интерфейс Blackboard был упрощен, т. к. большинством функций студенты не пользуются, но при этом теряются при поиске нужной строчки в меню. Привлекает студентов и разнообразие образовательных форматов. Был отмечен интерес к использованию на занятиях таких форматов, как: сторителлинг (24,4 %), образовательный коворкинг (23,1 %), воркшоп (17,9 %), форсайт-сессии (15,4 %), образовательный челлендж (14,1 %), серфинг в сети (17,9 %).

Слабое привлечение к подготовке студентов работодателей, способных передавать эффективные практики туризма, приводит к недостаточной взаимосвязи дисциплин с практической работой и современными процессами туроператорской, турагентской, гостиничной деятельности. Требование наличия 10 % работодателей от общего количества профессорско-преподавательского состава выполняется, но опыт вузов показывает необходимость более тесной связи менеджеров туристских и гостиничных предприятий со студентами [9]. Возможно, это будут совместные проекты, позволяющие реализовывать практические компетенции в сфере разработки и продвижения туристского продукта.

И в заключение необходимо отметить использование преподавательским составом традиционных устаревших образовательных технологий и игнорирование особенностей современных студентов. Это приводит к неэффективной организации учебного процесса и потере интереса студентов к выбранной сфере профессиональной деятельности. Важно учитывать, что современные студенты предпочитают активную жизнь в цифровой среде, при этом они зачастую не желают живого общения, а предпочитают общение на расстоянии: в социальных сетях, форумах и чатах. Они ценят личную свободу и умеют разумно ею распоряжаться. Им нравится приобретать знания, которые впоследствии можно применить на практике. Они готовы к самообразованию и постоянному обучению по программам дополнительного образования. Благодаря доступности онлайн-курсов в сети Интернет они могут изучить любой вопрос, если в этом заинтересованы. Им не интересны длинные объяснения и описания, они ценят небольшие лаконичные тексты со смыслом, подкрепленные визуализацией. И данные характеристики определяют выбор образовательных технологий, которые эффективно можно использовать в обучении.

В 2020 г. в связи с карантинными мерами в образовательном процессе стал активно использоваться дистанционный формат. Большинство студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что полностью удовлетворены использованием дистанционного формата (81,6 %), частично удовлетворены 15,2 %. В процессе онлайн-обучения они столкнулись со следующими трудностями: большой объем информации для самостоятельной работы ‒ 46,4 % , неудобство работы на дистанционных платформах ‒ 25 %, сложность выполнения заданий без объяснения преподавателя ‒ 14,3 %, неудобство использования онлайн-конференций ‒ 10,7 %.

Были отмечены наиболее привлекательные  технологии дистанционного обучения [4]: технологии, основанные на использовании сети Интернет, базирующиеся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами, привлекают 15,2 % опрошенных, кейсовая (портфельная) технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов  и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения, ‒ 10,3 %, тренинговая, основанная на применении ситуационных методов обучения, ‒ 8,1 %, локально-сетевая, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения, ‒ 4,3 %. При этом 74,1 % опрошенных отметили, что наиболее привлекательно для них сочетание указанных технологий.

Данный анализ дает возможность представить следующие рекомендации в области реализации профессиональной подготовки туристских кадров:

  1. Соответствие содержания обучения требованиям будущей профессиональной деятельности, подготовка к выполнению трудовых функций, заложенных в профессиональных стандартах.
  2.  Взаимосвязь теоретических курсов со специальными дисциплинами и производственными практиками, дающими возможность обучения практическим навыкам в ходе стажировки на туристском предприятии в период обучения в вузе.
  3. Использование на практических занятиях новых образовательных форматов: сторителлинга (донесение информации аудитории через рассказ историй с реальными и выдуманными персонажами), форсайт-сессий (организация совместной работы, направленной на выявление проблемы, построение образа будущего, определения совместных практических действий по его достижению), воркшопов (проведение профессионалами мастер-классов с обучением кейс-методу), перевернутого обучения (самостоятельное ознакомление студентов с материалом лекций с последующим проведением практических занятий в аудитории) и других.
  4. Перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимися через использование информационных коммуникационных сетей или электронное образование. Применение интернет-технологий в полной мере позволяет заполнять пробелы в знаниях, повысить культурный уровень, не испытывать неудобств нехватки времени и максимально удобно для каждого подобрать время для работы и учебы [7]. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо создавать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения [8]. Это может быть технология WIKI ‒ страниц интернет-энциклопедии, предполагающая создание собственной базы знаний во внутренней сети, повышающей уровень саморазвития обучающихся; серфинг в сети, направленный на формирование заданий для обучающихся, которым предстоит самостоятельно найти всю возможную информацию по предмету обучения и представить отчет.
  5. Активное использование возможностей дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии студентов и преподавателей. Важно учитывать пожелания студентов, которые были определены в результате анкетирования: предоставить преподавателям профессиональную версию Zoom; помимо данной платформы, использовать другие: Teams, позволяющую студентам вести запись занятий, чтобы иметь возможность их пересмотреть, повторив материал, или Discord.
  6. Обеспечивать активное взаимодействие образовательных структур всех уровней подготовки: среднее профессиональное образование – бакалавриат – магистратура – аспирантура – программы повышения квалификации. Анкетирование показало, что 74,5 % студентов хотели бы в будущем проходить программы повышения квалификации и обучающихся привлекает дистанционный формат их прохождения.
  7.  Гибкость организации форм обучения: разумное сочетание форм онлайн и офлайн, но не ежедневное их сочетание. Две пары онлайн и две пары офлайн не совсем удовлетворяют студентов, на это указало 43,4 % опрошенных; категорично нет ежедневному сочетанию сказали 34,6 %; об удобстве такого режима высказались только 22 % респондентов.
  8. Использование модульного подхода, позволяющего последовательно формировать навыки освоения трудовых функций.
  9. Организация сетевого сотрудничества между вузами, академической входящей и исходящей мобильности преподавателей и студентов.

Учет мирового и российского опыта реализации программ профессиональной подготовки, инновационное использование образовательных форматов в соответствии с потребностями студентов, учет тенденций развития индустрии туризма будут способствовать высокому уровню обеспечения профессионального образования, которое скажется на развитии туризма в дестинации.

 

Список литературы

  1. Абульян Ю. И. Современное состояние, проблемы и перспективы развития туристского образования в Краснодарском крае / Ю. И. Абульян, Л. А. Старостина // Курорты. Сервис. Туризм. 2019.  № 1 (42). С. 44–47.
  2. Александрова А. Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации /  А. Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 1. С. 41–61.
  3. Ананьева Т. Н. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) / Т. Н. Ананьева, О. В. Кобелева, Е. С. Сахарчук // Сервис plus. 2010. № 4. С. 59–64.
  4. Бай Т. В. Технологии дистанционного образования в подготовке специалистов туристской индустрии /  Т. В. Бай, О. В. Котлярова // Вестник СИБИТа. 2017. № 3 (23). С. 84–87.
  5. Брель О. А. Актуальные проблемы профессионального туристского образования на современном этапе развития туризма в России / О. А. Брель // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 100–104.
  6. Дегтярев В. А. Диверсификация непрерывного профессионального образования в области устойчивого туризма /  В. А. Дегтярев, А. И. Сеселкин // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 117–122.
  7. Калинина Н. Д. Дистанционное образование в туризме / Н. Д. Калинина, С. Д. Смолина // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 34–39.
  8. Клейман А. А. Об использовании дистанционной технологии при реализации образовательных программ подготовки кадров для сферы туризма /  А. А. Клейман // Труды СПБГИК. Санкт-Петербург, 2013. С. 236–243.
  9. Михайлова М. Н. О подготовке кадров для сферы туризма / М. Н. Михайлова // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. С. 104–112.
  10. Основы туризма : учебник / под ред.  Е. Л. Писаревской. Москва. 2014. 384 с.
  11. Сахарчук Е. С. Особенности российской и швейцарской систем подготовки кадров для сферы туризма: различный опыт в контексте развития многоуровневого туристского образования / Е. С. Сахарчук // Сервис plus. 2010. № 3. С. 111–116.
  12. Трусова Н. М. Образование в сфере туризма: проблемы и пути решения / Н. М. Трусова, А. Н. Трусов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-2. С. 177–186.
  13. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик. Москва, 2012. 495 с.
  14. Яковенко Н. В. Туристское профессиональное образование: проблемы регионального уровня / Н. В. Яковенко, И. В. Комов, О. В. Диденко // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 1 (11). С. 68–73.
  15. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://atlas100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo (дата обращения: 20.02.2021).
  16. Морозов М. А. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в условиях перехода к цифровой экономике [Электронный ресурс] / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2019. № 4. С. 3–14. Электрон. дан. DOI: 10.18572/2686-858X-2019-4-4-3-14 (дата обращения 20.02.2021).
  17. Плотникова В. С. Система непрерывного туристского образования на примере Республики Карелия [Электронный ресурс] / В. С. Плотникова, Н. В. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век.  Петрозаводск, 2019. Вып. 26. № 2. С. 52–63. Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4704 (дата обращения 20.02.2021).
  18. Сахарчук Е. С. Ведущие мировые тенденции в области туристского образования [Электронный ресурс] /  Е. С. Сахарчук // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 4. Т. 9. С. 39–49. Электрон. дан. DOI: 10.12737/14582 (дата обращения 20.02.2021).
  19. Шитова Т. Ф. Подготовка студентов вузов в соответствии с требованиями цифровой экономики [Электронный ресурс] / Т. Ф. Шитова // Информатика и образование. 2020. № 8 (317). С. 37–44. Электрон. дан. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-8-37-44 (дата обращения 20.02.2021).


Просмотров: 1125; Скачиваний: 277;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2021.6934