Аннотированный перечень статей, 2024 год все выпуски

Выпуск 1 (45)

От редакции
Чуркина Н. И.

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессиональное воспитание, качественные методы исследования, нарратив, педагогическое образование.

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье обоснована необходимость использования нарративов в качестве источника и нарративного анализа как диагностического инструмента, исходя из необходимости развития профессиональных ценностей будущих учителей и ограничений, существующих в психологии и педагогике диагностических методик. В работе описано содержание диагностического задания, обоснован выбор схемы анализа и представлены результаты применения нарративного анализа Дж. Брунера к историям студентов ОмГПУ об учителе будущего. Качественный анализ нарративов позволил выделить в четырех группах профессиональных ценностей наиболее значимые для студентов 2‒3-х курсов: в группе социальных ценностей (престиж профессии); в группе профессиональных ценностей (творческий подход к делу); в группе духовно-нравственных ценностей (любовь и доброта к детям). Но самыми главными они считают личностные ценности (сопереживание, справедливость, отзывчивость). Указаны тревожные моменты: наши респонденты гораздо меньше ценят профессиональные знания, эрудицию, владение педагогическими технологиями, выступая в текстах с позиции школьника, а не педагога. Полученные результаты применения нарративного анализа для диагностики профессиональных ценностей позволили сделать вывод о его преимуществах: простота использования, возможность охвата широкой аудитории, интерес студентов. К числу рисков отнесены невозможность разработки цифровых шкал и точных инструментов оценки, сложность оценки авторства историй. Делается заключение о воспитательном потенциале такого подхода, так как в процессе создания художественных историй студенты анализируют собственный опыт и проектируют профессиональное будущее; определяются направления для дальнейших исследований.
Халудорова Л. Е., Пустовалова В. В.

Ключевые слова: концепт, культурный концепт, наследие, образование для устойчивого развития, зерцало мудрости, субхашиты.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ «НАСЛЕДИЕ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЯ Э.-Х. ГАЛШИЕВА «ЗЕРЦАЛО МУДРОСТИ»)

Актуальность рассмотрения культурного концепта «наследие» обусловлена продвижением идей устойчивого развития (УР) в современное образование. Культурный концепт «наследие» можно представить в качестве модели изучения единства и противоречий природного, социального и как источник создания, поддержания общей и жизненно важной среды для всех. В статье раскрываются особенности культурного концепта «наследие» в контексте образования для устойчивого развития (ОУР). Цель исследования: выявление и описание культурного концепта «наследие» на основе изучения сочинения Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости» («Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам»), выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы, по замыслу автора, представляющего собой два нравственных закона – мирской и духовный. Использован метод анализа теоретических источников. Результаты исследования: проанализирован теоретический материал по теме, раскрыты особенности культурного концепта «наследие», выявлен и описан культурный концепт «наследие» в сочинении Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости».
Юсупова К. Т.

Ключевые слова: диалог культур, межкультурная дидактика, исследование, национально ориентированное учебное пособие.

РОССИЯ И ГРЕЦИЯ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Данная статья вносит практический вклад в область образования и межкультурных отношений, способствуя углублению связей между Россией и Грецией через обмен языковыми и культурными ценностями. Подчеркивается важность диалога культур в создании национально ориентированного учебного пособия в процессе изучения русского языка как иностранного. На результатах исследования было разработано учебное пособие под названием «Изучая русский язык посредством перевода», нацеленное на активный диалог между русской и греческой культурами, а также на улучшение качества переводческих навыков и умений у греческих студентов. Пособие строится на принципах лингвокультурологического подхода и включает в себя аутентичные тексты, а также задания, направленные на передачу смысла и контекста в переводе. Такой подход позволяет студентам не только освоить русский язык, но и глубже понять культурные особенности и традиции российского общества через языковую практику.
Панькина С. И., Аминева Е. Х.

Ключевые слова: специалисты мореходной отрасли, непрерывное образование, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из главных условий функционирования морского транспорта является безопасность мореплавания. Поэтому к выпускникам морского вуза предъявляется ряд требований, связанных с умением ориентироваться в любой сложной или аварийной ситуации, оперативно принимать компетентные решения, обеспечивая наименьший риск потерь. Основной задачей современного морского университета является обеспечение высокого профессионального уровня в условиях развивающегося общества, изменений потребностей рынка труда через эффективную подготовку и высокое качество образовательного процесса непрерывной подготовки кадров. В данной статье исследуется процесс организации профессиональной подготовки специалистов морской отрасли на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), включающего такие основные этапы, как среднее, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовскую подготовку и переподготовку специалистов. Авторами устанавливаются и описываются характерные взаимосвязи в структуре подготовки школа ‒ колледж ‒ вуз ‒ дополнительное профессиональное образование. В статье акцентируется внимание на сотрудничестве с мореходными предприятиями и компаниями, позволяющем подготовить к предстоящей профессиональной деятельности. На основании проведенного анализа выделяются основные принципы непрерывной подготовки специалистов плавсостава и сферы управления морской деятельностью. В рамках описанных этапов непрерывного образования на базе вуза изучается процесс управления образовательным пространством, включая функции деятельности субъектов образования и интеграции содержания профессиональной подготовки. В результате проведения и анализа анкетирования членов экипажей морских судов авторами был сделан вывод о целесообразности и эффективности работы описанной структуры профессиональной подготовки специалистов морской отрасли в системе непрерывного образования.
Игнатьева Е. Ю., Шилова О. Н., Кузина Н. Н.

Ключевые слова: психолого-педагогические классы, мониторинг деятельности психолого-педагогических классов, непрерывное педагогическое образование, допрофессиональная подготовка учащихся.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ (ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОПЫТ)

Психолого-педагогические классы как педагогический феномен не являются новацией. Интерес к ним возникал в различные периоды в истории российского образования и был обусловлен потребностью в педагогических кадрах. Современную ситуацию в российских школах можно характеризовать как один из таких периодов. Важным фактором результативности психолого-педагогических классов как педагогического явления является условие их вхождения и определение их роли в целостной системе непрерывного педагогического образования. Мониторинг как действенный механизм сопровождения деятельности психолого-педагогических классов позволяет своевременно выявлять их состояние, отслеживать динамику изменений, отмечать проблемные ситуации и выстраивать перспективу развития. Данная статья представляет результаты мониторинга опыта деятельности психолого-педагогических классов в Санкт-Петербурге. Мониторинг проводился по следующим направлениям: нормативно-организационные условия работы психолого-педагогических классов; содержание, методы и формы обучения; ресурсное обеспечение их деятельности; работа с родителями. Выводы по результатам качественного и количественного анализа деятельности психолого-педагогических классов, их интерпретация позволили подтвердить наличие проблемных зон в организации деятельности психолого-педагогических классов, выявленных другими исследователями, что свидетельствует о наличии некоторых системных проблем в организации данной деятельности. Представленный в статье фактический и аналитический материал может быть полезным для системного анализа деятельности психолого-педагогических классов на территории страны, поскольку результативность их деятельности во многом определяет качество педагогических кадров, а значит, и качество образования во всех звеньях системы непрерывного образования.
Салкина М. С.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивность, подготовка студентов-международников, содержание, устная политическая коммуникация, французский язык.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ К УСТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена анализу содержательного аспекта подготовки студентов к устной политической коммуникации на французском языке в сфере международных отношений. В центре внимания находятся вопросы отбора и эффективной переработки иноязычного содержания. Автор устанавливает связь между критериями отбора содержания и спецификой устной политической коммуникации на французском языке, которая обладает целым рядом дискурсивных, лингвопрагматических и риторических особенностей. В силу диалогического и нередко многостороннего характера коммуникации предлагается освоение иноязычного содержания посредством интерактивных методов. Описывая возможную организацию тематического цикла занятий, автор вводит понятие возрастающей интерактивности, под которой понимается постепенное увеличение от занятия к занятию доли интерактивного формата в сочетании с его усложнением.
Леушина Н. А.

Ключевые слова: обратная связь, обучение чтению и письму на английском языке, информационно-коммуникационные технологии, высшее образование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ВО ВЗАИМОСВЯЗАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема организации качественной, полноценной обратной связи (ОС) для совершенствования умений в создании вторичного текста на иностранном языке на основе прочитанного иноязычного текста, что составляет одно из ключевых академических умений. В контексте непрерывного образования актуальность исследования обуславливается необходимостью обеспечить студентов эффективной ОС для преодоления пробелов в знаниях и умениях, а также для их мотивации к дальнейшему самосовершенствованию в этой области. Целью исследования является сравнение результатов организации ОС с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и традиционного подхода. В исследовании использовались теоретические методы (изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение педагогического опыта) и метод педагогического эксперимента. Для обучения письму студентов второго курса неязыковых специальностей на английском языке был использован электронный образовательный ресурс Write & Improve с внутренней (сведения об индивидуальных результатах, поступающие каждому студенту) и внешней (сбор цифровых следов для преподавателя) ОС. В обучении с применением ИКТ студенты получали ОС как от электронного ресурса (внутренняя ОС), так и от преподавателя через этот же ресурс исключительно в письменном виде, при традиционном подходе – только от преподавателя в виде письменных и устных комментариев. Исследование подтвердило гипотезу об эффективности реализации ОС с применением электронного ресурса с внутренней ОС. В работе с электронным ресурсом студенты показали лучшие результаты в создании письменного текста на английском языке на основе прочитанного первоисточника по критериям, отраженным в шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (CEFR), по сравнению с традиционным подходом. Выявлены преимущества использования электронного ресурса: объективность оценки письменного текста по шкале CEFR, возможность индивидуализировать педагогическое воздействие; возможность интенсифицировать внеаудиторную работу студентов и экономия времени преподавателя.
Богоудинова Р. З., Царева Е. Е.

Ключевые слова: методология, академическая мобильность, мобильное обучение, иноязычная подготовка, практическая межкультурная коммуникация, зарубежная производственная практика.

СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ: МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Цель исследования – выявить и обосновать методологию реализации становления академической мобильности студентов, раскрыть ее социокультурный, междисциплинарный, интегрированный и гносеологический подходы в процессе иноязычной подготовки в инженерном вузе для практической межкультурной коммуникации, а также определить формируемые метакомпетенции и содержательный компонент при подготовке студентов к зарубежной производственной практике. Научная новизна состоит в том, что в настоящем исследовании обоснована методология реализации становления академической мобильности студентов в процессе иноязычной подготовки в инженерном вузе, которая основывается на социокультурном, междисциплинарном, интегрированном и гносеологическом подходах. Апробация данной методологии была реализована в Казанском национальном исследовательском технологическом университете с группой магистров первого курса направления подготовки «12.03.04 – Биотехнические системы и технологии», состоящей из 10 студентов, для подготовки к зарубежной производственной практике в университете Yeditepe, Турция. Методология реализации становления академической мобильности студентов в результате формирует у студентов психологическую готовность, металингвистическую осведомленность, новую техническую культуру, а также готовит студентов инженерного вуза к любой международной образовательной задаче в кратчайшие сроки и способствует актуализации процессов переориентации университетов на новое образовательное пространство «дружественных» стран.
Журавлева М. В., Мамбетова Г. Ш.

Ключевые слова: технологическая независимость, инженерная подготовка, компетенции, междисциплинарность.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Реализация национальных интересов вне зависимости от существующих проблем требует наращивания технологического суверенитета, предполагающего снижение импортозависимости, повышение инновационной активности, увеличение темпов роста объемов инновационных товаров. Уровень технологической зависимости отличается для разных отраслей экономики, наиболее неблагоприятная ситуация отслеживается в IT-сфере, машиностроении, нефтегазовом комплексе. Ключевыми субъектами решения задач независимого развития промышленного комплекса являются инженерные кадры, обладающие компетенциями технологического развития и быстро адаптирующиеся к новым научно-технологическим вызовам. Выявление требований к содержанию и организации подготовки инженеров для обеспечения технологической независимости промышленного (нефтегазохимического) комплекса составили цель данного исследования. Анализ содержания инженерной деятельности по достижению технологической независимости нефтегазохимического комплекса (НГХК) позволил выявить требования к компетентности инженеров, с учетом которых проведено моделирование процесса подготовки будущих инженеров. Установлено, что расширение спектра инженерной деятельности по обеспечению технологической независимости требует формирования компетенций технологического развития у инженеров. Разработанная модель отражает структуру и инновационное содержание образовательного процесса по формированию актуальных инженерных компетенций. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность профессиональной подготовки будущих инженеров к решению многоплановых задач научно-технологического и организационно-управленческого характера. Компетентность выпускников позволит ускорить процессы внедрения новых технологий и трансформации устаревших, импортозамещения, что способствует достижению технологической независимости.
Сухоруков А. С., Петров П. В.

Ключевые слова: креативность; творческая самореализация; жизненная стратегия; внутренняя мотивация; внешняя мотивация.

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ДИНАМИКА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В качестве ключевого фактора творческой самореализации чаще всего рассматривается мотивация. Однако факторы, способствующие становлению жизненной стратегии творческой самореализации в детстве, подростковом возрасте и юности, исследуются редко. В статье развивается гипотеза о развитии мотивации творческой самореализации как о взаимодействии факторов внутренней и внешней мотивации, приводящем к их взаимно обогащающей интеграции. Проведенное анкетирование 200 родителей детей в возрасте от 7 до 20 лет показало, что творческая самореализация в качестве ключевого результата образования и воспитания детей значима для 51 % респондентов. 68 % родителей считают одинаково важной поддержку и внешней, и внутренней мотивации. Родители, рассматривающие творческую самореализацию в качестве ключевого результата образования и воспитания детей, также ориентированы на развитие и внешней, и внутренней мотивации детей, хотя на последнюю из них они обращают более высокое внимание. Выделяются три периода школьного возраста. Первый ‒ до 12 лет, когда на лидирующую, по мнению родителей, у 71 % детей начальных классов внутреннюю мотивацию усиленно воздействует «вызов интеграции», что приводит как к увеличению доли детей с хорошим развитием обоих типов мотивации (22,2 %), так и доли «демотивированных» детей (11,1 %). В 13‒14 лет наблюдается «обратный скачок» до 70,8 % лидирования внутренней мотивации или лидирования внешней мотивации (12,5 %). В 15‒18 лет происходит усиленное воздействие внешней мотивации; в результате, по мнению родителей, к возрасту 19‒20 лет внутренняя и внешняя мотивации одинаково хороши у 40 % их детей (у родителей, рассматривающих творческую самореализацию в качестве ключевого результата образования и воспитания детей, 44,4 %; в среднем по всем возрастам доля детей с хорошим развитием внутренней и внешней мотивации составляет 20,5 %); также максимума (25 %) достигает доля детей с лидирующей внешней мотивацией.
Черемухин А. Д., Колодкина Н. Н.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, математика, система оценки, балльно-рейтинговая система, традиционная система, статистический тест, дисперсионный анализ, входной контроль, промежуточная аттестация, подтверждаемость оценок.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»)

В настоящее время активно идет процесс реформирования и перезагрузки среднего профессионального образования (СПО), направленный на интеграцию системы СПО и сектора экономики. СПО нуждается в обновлении системы оценивания новых образовательных результатов с целью качественной подготовки будущих специалистов. Авторы считают, что балльно-рейтинговая система (БРС) оценки результатов обучения является одной из таких форм. В статье рассматривается практический опыт использования балльно-рейтинговой системы для среднего профессионального образования первокурсников на примере дисциплины «математика». Считается, что внедрение БРС в образовательный процесс как способа эффективного и объективного оценивания учебной деятельности способствует развитию мотивации, систематизации учебной работы, повышению самостоятельности обучающегося. Целью статьи является проверка статистической гипотезы о наличии / отсутствии зависимости результатов обучения студентов первого курса среднего профессионального образования от применяемой системы оценивания на примере дисциплины «математика». Исследование построено на следующих данных: оценка по математике в аттестате, оценка за входной контроль, за текущий контроль, за промежуточную аттестацию. Полученные результаты исследования позволяют сделать выводы о независимости результатов промежуточной аттестации первокурсников от выбранного типа системы оценивания.

Выпуск 2 (46)

От редакции
Новиков С. Г.

Ключевые слова: историческая память, культурная память, социокультурная идентичность, непрерывность, дискретность, мнемонические акторы, мифы.

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЯН: НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНАКОВОСТИ

В статье утверждается, что социокультурные общности исторически преходящи. Они возникают тогда, когда некая группа осознает собственную инаковость и начинает отделять «своих» от «чужих». Самоидентификация становится возможной вследствие того, что сообщество современников обнаруживает у себя общие корни, общую историю. Цель статьи: определив сущность исторической памяти и ее структурную организацию, показать роль института образования в формировании данного феномена как фундамента репродуцирования общности «россияне». Применяя трансдисциплинарную методологию, автор пришел к следующим выводам. Историческая память, являющаяся репрезентацией событий минувшего, непрерывно конструируется мнемоническими акторами (институтом образования, прежде всего) и унифицируется в результате повседневных взаимодействий индивидов. Хранимые исторической памятью «воспоминания» объединяют людей на основе общих побед и поражений, пристрастий и интересов, обосновывают их инаковость и тем самым конституируют их в репродуцируемую социокультурную общность. Образовательные структуры, будучи ключевым звеном инфраструктуры воспроизводства исторической памяти, обеспечивают освоение новыми поколениями ключевых событий и героев общего прошлого, приобретших символическое значение, мифов (идеологем, организующих и регламентирующих жизнь). Тем самым они транслируют систему базовых ценностей общности и инициируют саморефлексию обучающихся.
Бермус А. Г.

Ключевые слова: непрерывное образование; содержание образования; дидактический материализм, дидактический формализм, дидактический прагматизм; моделирование содержания, экзистенциально-феноменологический подход.

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу имеющихся лакун, проблем и противоречий в области теории содержания образования с последующей формулировкой оснований теории содержания непрерывного образования в современных условиях. Рассматриваются проблемы трансформации отечественного педагогического образования, в том числе: «университетизация» педагогического образования и исполнение Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей». Решение обеих проблем обусловлено переосмыслением содержания педагогического образования. В обзоре публикаций выявлено множество лакун и противоречий, связанных с определением этого феномена: содержание образования редуцируется к близким, но более узким категориям, либо в определении присутствует логический круг, либо же концепт полагается интуитивно «ясным», что приводит к неразличимости противоречивых интерпретаций (традиционное, адаптационное и инновационное содержание образования). Исследование предусматривает обращение к экзистенциально-феноменологическим истокам теории содержания образования. Результатом исследования является пятиуровневая модель содержания образования, реализованная как расширенная совокупность пространств, в каждом из которых формируется содержание определенной сложности (нулевой уровень соответствует «бессознательному» содержанию, до- и внеконцептуальному опыту; первый уровень – книжному содержанию, соответствующему принципам дидактического материализма; второй уровень – диалогическому содержанию, воплощающемуся в принципах дидактического формализма; третий – проблемно-деятельностному содержанию, представляющему дидактический прагматизм; четвертый – традиционной культурологической модели содержания М. Н. Скаткина – И. Я. Лернера и пятый – поликультурному содержанию образования, реализуемому в сложных форматах и средах). Продолжение исследований в области экзистенциально-феноменологической теории содержания непрерывного образования может быть эффективным средством решения нескольких существенных проблем педагогики. В их числе: преодоление противоречий между различными подходами к содержанию образования; обеспечение ценностного единства моделей содержания, уточнение соотношений между «ядром» содержания и вариативностью образовательных траекторий; традиционной и проектной установками.
Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А.

Ключевые слова: экологическая культура, культурно-экологические воспитательные практики, будущие педагоги, устойчивое развитие, экологическое воспитание, формирование экологической культуры будущих педагогов.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

В статье раскрыта проблема формирования экологической культуры будущих педагогов, актуальность которой обусловлена необходимостью укрепления технологического и культурно-ценностного суверенитета страны, обеспечения ее экологически безопасного социально-экономического развития. Определено, что значительным потенциалом в формировании экологической культуры обладают культурно-экологические воспитательные практики, обеспечивающие становление будущего педагога как субъекта культуры и эколого ориентированной жизнедеятельности. Вместе с тем их потенциал в педагогической теории и практике раскрыт фрагментарно, требуется системное осмысление, разработка и теоретическое обоснование их концептуальных и методических основ. Целью исследования является разработка и научное обоснование сущности, специфики, видов и структурно-содержательной модели культурно-экологических воспитательных практик, ориентирован-ных на формирование экологической культуры будущих педагогов. Для достижения цели исследования были использованы методы теоретического анализа, обобщения научных данных, проектирование, конструирование. В рамках исследования осуществлено целостное осмысление теоретико-методологических основ разработки культурно-экологических воспитательных практик как эффективной формы формирования экологической культуры будущих педагогов, базирующихся на идеях экогуманизма, устойчивого развития, интегральности, холизма, событийности и субъектности. Определены и обоснованы сущность и специфика разработки культурно-экологических воспитательных практик; рассмотрены их виды, выделенные с учетом последовательности формирования экологической культуры. Охарактеризована структурно-содержательная модель культурно-экологических воспитательных практик формирования экологической культуры будущего педагога, представленная на методологическом и методическом уровнях. Раскрыта конкретная методика процесса проектирования и проведения различных видов культурно-экологических воспитательных практик, соответствующих этапам формирования экологической культуры будущих педагогов. Представленные в статье материалы составляют базу для дальнейших исследований и могут быть использованы при проектировании культурно-экологических воспитательных практик и разработки других методических материалов.
Назаров А. И.

Ключевые слова: методика проектирования онлайн-курса, технологии онлайн-обучения физике, индивидуализация обучения.

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ФИЗИКЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В исследовании дано обоснование роли онлайн-курсов как неотъемлемой составляющей системы непрерывного профессионального образования. Проанализированы средства и способы реализации в педагогической практике технологий онлайн-обучения. Рассмотрены преимущества и сложности использования онлайн-курсов по физике, представленных на российских и зарубежных образовательных платформах. В статье раскрыта авторская методика проектирования онлайн-курса. Дано описание онлайн-курса «Физика. Механика», разработанного в системе управления обучением Moodle с целью его реализации в формате смешанного обучения. Особое внимание уделено описанию способов индивидуализации обучения физике в рамках разработанного онлайн-курса. Приведены примеры педагогических и информационных технологий, направленных на обеспечение мотивации студентов к освоению физики и способствующих формированию навыков самостоятельной работы. Результаты апробации онлайн-курса показали наличие корреляции между рейтинговыми оценками студентов после начального адаптационного этапа и итоговыми оценками, что дает основание для прогнозирования образовательных результатов и своевременного введения корректировок в методику обучения.
Скарбич С. Н.

Ключевые слова: контекстные задачи, воспитательная деятельность, личностные результаты, эстетическое воспитание, обучение математике.

КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Актуальность исследования определяется внедрением в образовательный процесс ФГОС ООО и СОО 3-го поколения, где делается акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности. В определении личностных результатов обучающихся акцентируется внимание на различных видах воспитания, которые конкретизируются относительно каждого учебного предмета. В связи с этим возникает необходимость поиска средств реализации воспитательной деятельности средствами предмета, в частности математики. Одним из таких средств является контекстная задача. Цель статьи состоит в обосновании применения контекстных задач как средства реализации воспитательной деятельности в процессе обучения предмету (на примере эстетического воспитания средствами математики). На основе теоретического анализа научно-методической литературы уточнено понятие контекстной задачи относительно воспитательной деятельности средствами предмета, выделены особенности составления таких задач и приведены примеры контекстных задач по математике в плане эстетического воспитания. Результаты исследования: выделены особенности контекстных задач, направленных на формирование личностных результатов обучающихся в процессе различных видов воспитания; определены принципы составления контекстных задач по математике относительно различных видов воспитания; определены направления для выбора сюжета задач в контексте различных видов воспитания и направления их реализации средствами математики (межпредметное и внутрипредметное). Получен-ные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики в процессе воспитательной деятельности как в урочное, так и внеурочное время, обеспечивая непрерывное развитие личностных результатов относительно различных видов воспитания, прописанных в ФГОС.
Котюрова И. А., Некрасов К. С.

Ключевые слова: большие данные в образовании, лексические ошибки, корпус студенческих текстов, немецкий язык как иностранный.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АНАЛИТИКА В ПРИМЕНЕНИИ К ЛЕКСИЧЕСКИМ ОШИБКАМ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Образовательная аналитика – термин, который используется сегодня преимущественно в контексте управления вузом, хотя оперирование большими данными в образовании затрагивает и преподавание отдельных учебных дисциплин тоже. В статье анализируются данные лингвистического корпуса студенческих текстов ПАКТ (Петрозаводского аннотированного корпуса текстов), которые касаются лексических ошибок студентов, пишущих тексты на немецком языке как втором иностранном после английского. Анализ данных проводится в нескольких аспектах: количественном, содержательном, по возможной причине лексических ошибок и степени их грубости. Делается вывод о том, что количество лексических ошибок в студенческих текстах на немецком языке значительно превосходит показатели всех остальных типов ошибок. В ходе исследования определены 11 групп, более точно описывающих содержание лексической ошибки. Опираясь на статистические данные корпуса, авторы подтверждают тезис о том, что именно лексические ошибки более других влияют на понимание, т. е. в разной степени затрудняют коммуникацию или вовсе делают ее невозможной. Кроме того, делается вывод о том, что интерференция с родным языком влияет на появление лексических ошибок больше, чем опечатки или интерференция с первым иностранным языком.
Волков В. Н., Гришина И. В.

Ключевые слова: общее образование, внутришкольное управление, профессиональное развитие педагога.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Статья обращена к вопросам совершенствования внутришкольного управления. Содержание основывается на теоретических положениях и массиве данных, собранных авторами в 2022‒2024 гг. Теоретическую основу составляют результаты анализа научных работ по рассматриваемой теме, выполненные в последнее десятилетие. В статье представлены замысел и результаты трехлетнего авторского исследования управленческих влияний в рамках внутришкольного управления на примере образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В ходе исследования подтвердилась высокая зависимость внутришкольного управления в образовательных учреждениях от особенностей управленческих влияний на уровне руководителя школы и членов администрации, было установлено, что внутришкольное управление не в полной мере отражает потребности школы, что актуализирует необходимость ее обновления и перехода к парадигме «стратегического управления». Авторы убеждены, что для изменения сложившейся традиции внутришкольного управления образовательными учреждениями необходим комплексный подход на всех уровнях управления образовательной системой; в этом контексте ими сформулированы предложения по изменению практик внутришкольного управления.
Шипунова Т. В.

Ключевые слова: студенты, дискурс, социальное служение, социальная работа, добровольчество, благотворительность, дискурсивный анализ, обучение служением.

БУДУЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ О СОЦИАЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной российской реальности перед молодежью остро встает вопрос о поиске места в обществе и профессиональной деятельности. Одним из вариантов ответа на него может быть самоопределение в области социального служения. Теоретической основой исследования стал светский подход к пониманию социального служения. Исследование имело целью изучение дискурса будущих социальных работников о социальном служении в профессиональной деятельности. Сбор данных осуществлялся четыре года методом написания эссе. В ходе дискурс-анализа текстов эссе выяснилось, что студенты видят истоки феномена в служении Богу, хотя в настоящее время большое значение приобретает социальное служение на благо общества. К основным формам служения студенты относят добровольчество и волонтерство, которые распространены в социальной работе, особенно в НКО. И хотя понимание студентами социального служения в большой степени определяется высокими целями, существует представление, что оно может реализовываться просто посредством добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей. При анализе высказываний о возможности личного участия в служении в будущей профессии были выделены «сторонники», «буферная группа» и «противники», аргументированно обосновывающие свои позиции. Исследование демонстрирует определенные тенденции в понимании студенческой молодежью социального служения: его связь с гражданскими долгом и ответственностью, ориентацию на деонтологические ценности и принципы, готовность к служению в профессиональной деятельности. Все это в совокупности дает основания для дальнейшего совершенствования модели обучения служением.
Исупова Е. В.

Ключевые слова: компетентностная модель, индикаторы сформированности компетенций, подготовка будущих учителей, факторы риска снижения образовательных результатов, имитационное моделирование, непрерывное образование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В ШКОЛЕ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

В статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей к преодолению факторов риска снижения образовательных результатов. Отмечается проблема недостаточности такой подготовки в педагогических вузах, что в конечном итоге влияет на качество общего образования, поскольку учитель является одной из ключевых фигур в образовательном процессе. Обосновывается необходимость внесения изменений в содержание и процесс реализации основных профессиональных образовательных программ и учебных планов вузов в виде сквозного модульного курса подготовки будущих учителей к преодолению факторов риска снижения образовательных результатов. Содержание сквозного модульного курса должно строиться на основе компетентностной модели, которая бы включала в себя компетенции, необходимые будущему учителю для преодоления названных факторов, а также индикаторы достижения сформированности этих компетенций. Целью работы является описание и обоснование такой модели. Методологической основой исследования выступают положения квалиметрического и компетентностного подходов. Основные результаты исследования представлены перечнем индикаторов достижения сформированности компетенций, необходимых будущему учителю для преодоления факторов риска снижения образовательных результатов. В заключение указаны задачи и перспективы опытно-экспериментальной апробации компетентностной модели учителя, подготовленного к работе в школе с низкими образовательными результатами, в том числе средствами имитационного моделирования воспитательных ситуаций в условиях вузовского технопарка универсальных педагогических компетенций. Результаты данного исследования можно рассматривать в качестве элемента системы непрерывного профессионального педагогического образования в контексте подготовки будущих и действующих учителей к преодолению факторов риска снижения образовательных результатов.
Мантуленко В. В.

Ключевые слова: информационная безопасность, образование, информационное общество, перспективы развития, анализ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Актуальность данной работы обусловлена нарастающими рисками неопределенного и непредсказуемого характера, которыми сопровождается процесс цифровой трансформации общества как в глобальном масштабе, так и в масштабе отдельных стран и регионов. Становление информационного общества, построенного на знаниях, с одной стороны, формирует вполне конкретный запрос перед образовательной системой России, связанный с наличием у выпускников различных образовательных учреждений определенного комплекса взаимосвязанных компетенций, умений эффективно функционировать и непрерывно развиваться в цифровой и информационно насыщенной среде. С другой стороны, это же общество характеризуется рядом пока еще неразрешенных проблем и противоречий, вопросов, связанных с трансформацией нравственных, ценностных, этических ориентиров и принципов работы с информацией, одним из которых является тема информационной безопасности личности, общества, государства. В рамках данного исследования нам было важным рассмотреть актуальные аспекты понимания феномена информационной безопасности в контексте развития цифрового общества, в том числе применительно к сфере образования и развития личности человека. Целью данной работы являлся анализ актуальных научных работ российских ученых, посвященных изучению феномена «информационная безопасность» личности в контексте образования и размещенных на платформе e-Library с 2020 по 2024 г. Основные методы, используемые в данной работе, включают контент-анализ, метод семантического анализа научных публикаций по теме информационной безопасности, обобщение и систематизацию. Результаты исследования показывают сложность и многоаспектность понимания категории «информационная безопасность личности», наличие определенной асимметрии и пробелов в изучении данного феномена в сфере образования на современном этапе.

Выпуск 3 (47)

От редакции
Короткина И. Б.

Ключевые слова: академическое письмо, письмо для научно-публикационных целей, обучение онлайн, качество научных публикаций, повышение квалификации.

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЛЯ НАУЧНО-ПУБЛИКАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ОНЛАЙН

Развитие академического письма в России сосредоточено сегодня не столько на обучении студентов, сколько на повышении качества научных публикаций ученых. Для этой цели особенно удобен формат онлайн, который позволяет работающему специалисту самостоятельно организовать свои время и темп обучения. В статье представлен онлайн-курс повышения квалификации «Письмо для научно-публикационных целей», разработанный руководителем Центра академического письма РАНХиГС И. Б. Короткиной для научных сотрудников, преподавателей и аспирантов. Курс опирается на металингвистический подход, при котором трансдисциплинарные модели англоязычного академического письма используются в русскоязычном контексте, что позволяет (а) сократить время обучения относительно курсов на английском языке, традиционно предлагаемых центрами письма; (б) существенно расширить аудиторию обучаемых; (в) повысить качество научных текстов на русском языке. Курс последовательно развивает компетенции обучающихся от моделей построения текста и его элементов к научному синтаксису и публикационным конвенциям; он включает краткие интерактивные видеолекции по 5‒12 минут, контролируемые задания с рекомендуемыми ответами и работу над собственным исследованием, результатом которой становятся заголовок и аннотация будущего текста, соответствующие международным требованиям. Далее текст отправляется на «слепое» рецензирование трем другим участникам курса, что позволяет каждому лучше понять процесс рецензирования. Оценка основывается на детализированной 100-балльной шкале критериев, которая гарантирует ее объективность и проверку знаний, усвоенных при прохождении курса. Таким образом, подход, основанный на обучении научному письму на русском языке, позволяет поднять качество российских публикаций не только в зарубежных, но и в отечественных журналах и эффективен в повышении компетентности российских редакторов и рецензентов.
Башманова Е. Л., Лебедева О. Ю.

Ключевые слова: наставничество, академическая дружба, профессионально ориентированная дружба, критическая дружба, библиометрический анализ.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДРУЖБА КАК ВИД НАСТАВНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Смена поколений и приход в вузы сотрудников из других сфер заставляет университеты активнее следовать новым трендам, таким как человекоцентричный поворот в отношении к сотрудникам, горизонтальные коммуникации, академическая честность, сотрудничество, доверие, открытость. Академическая дружба как система неформальных отношений поддержки между студентами, преподавателями, исследователями в университете является одним из доступных средств удовлетворения потребности молодых и начинающих сотрудников в получении удовольствия от работы, развития и роста. Авторы на основе изучения зарубежных источников проблематизируют вопрос об изучении дружбы как вида межличностных отношений в высшей школе, имеющих деловую значимость за счет наставнического потенциала. С помощью программы VOSviewer они строят карту из 289 ключевых слов по тематике «Дружба как наставничество» на основе публикаций библиометрической базы OpenAlex. Сущность академической дружбы раскрывают 9 кластеров понятий, образовавшихся вокруг дефиниций «высшее образование», «восприятие», «чувство», «профессиональное развитие», «описание», «развитие преподавателей», «аспиранты», «карьерное развитие», «межличностные отношения». Наиболее «старыми» понятиями в полученной карте являются «протеже», «профессиональное образование», «карьерное консультирование». К новым понятиям относятся «здоровая окружающая среда», «самоэффективность», «трансформирующее обучение». Уточнение проблемного поля позволило установить и описать место и значение дружбы в структуре деловых отношений в научно-образовательной организации. Опираясь на описание, выполненное А. И. Пригожиным, авторы строят схему структуры деловых связей в научно-образовательной организации и определяют место академической дружбы в ней. Интерес сотрудников не только к делу, но и друг к другу позволяет отнести академическую дружбу одновременно к внеформальной и социально-психологической структурам общения. Дальнейшие исследования могут быть посвящены разработке модели академической дружбы, изучению межличностных коммуникаций в аспирантуре и докторантуре как институтах персонализированного наставничества в академической среде, анализу поведения студентов и преподавателей как акторов наставнических практик и участников наставнических пар.
Еременко Т. В.

Ключевые слова: треугольник мошенничества, треугольник академического мошенничества, факторы академического мошенничества, академическая нечестность, педагогические средства, студенты, вузы, Россия.

ПОТЕНЦИАЛ «ТРЕУГОЛЬНИКА МОШЕННИЧЕСТВА» В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕЧЕСТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Изложены результаты исследования возможностей «треугольника академического мошенничества» для идентификации наиболее важных средств педагогического воздействия в интересах действенного предупреждения академической нечестности студентов. Основным методом выступает теоретический анализ публикаций, выявленных по открытым российским и международным ресурсам научной информации. Статья содержит развернутый обзор литературы по теме исследования. Установлено, что концепция «треугольника мошенничества» имеет высокий потенциал для анализа педагогических проблем высшей школы, и все три стороны треугольника в значительной степени влияют на склонность обучающихся к нечестному академическому поведению. Определены и охарактеризованы педагогические средства для снижения давления / стимула как фактора, провоцирующего академическую нечестность студентов; для ограничения возможностей академического мошенничества; для ослабления аргументов самооправдания / рационализации студентами своих мошеннических действий. Отмечено, что средства педагогического воздействия, направленные на предупреждение академической нечестности студентов, представляют собой сочетание как активных, так и проактивных форм во всех трех сторонах «треугольника мошенничества». Обозначено, что перспективным направлением для дальнейшего исследования на основе «треугольника мошенничества» является более глубокое изучение роли преподавателя в предупреждении всех трех факторов мошенничества.
Бабакова Т. А., Добрынина О. Л., Юсупова Л. Н.

Ключевые слова: академическая грамотность, академическое письмо, региональный университет, анкетирование.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье представлено обсуждение особенностей развития академического письма в региональном университете (на примере Петрозаводского государственного университета) на основе анализа результатов анкетирования основных участников педагогического процесса в вузе: представителей администрации, преподавателей и обучающихся (ма-гистрантов и аспирантов). Академическое письмо рассматривается как необходимая составляющая становления академической грамотности обучающихся, включающей методологическую, логическую, речевую и публикационные компетенции. Цель исследования – подтверждение / опровержение гипотезы о необходимости системной реализации академического письма в университете, выявление проблем и реальных перспектив данного направления работы высшей школы. Анкетирование представителей администрации и преподавателей показало, что образовательные программы, реализуемые в вузе, единично включают дисциплины по академическому письму, доминируют спецкурсы и семинары по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, опыт проведения исследования и оформления соответствующих текстов приобретается преимущественно от научных руководителей и в результате самообразования. Недостаточность такого опыта для написания научных статей и аннотаций на русском и английском языках подтверждена результатами анкетирования преподавателей, магистрантов и аспирантов. Представлены затруднения преподавателей и обучающихся в создании научных текстов, в качестве основных проблем респондентами обозначены логика построения научных текстов и академический стиль изложения. На основе полученных данных делается вывод о необходимости системной работы по обучению академическому письму обучающихся университета на русском и английском языках, совершенствованию соответствующей подготовки преподавателей. В качестве реальной перспективы развития академического письма в условиях действующих образовательных программ и недостатка преподавателей академического письма предложен модульный подход в развитии академической грамотности студентов.
Северин С. Н.

Ключевые слова: постнеклассическая педагогика, методологические тренды, тенденции развития науки, стратегии развития постнеклассической педагогики, риски десуверенизации постнеклассической педагогики, факторы десуверенизации педагогики.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЪЕКТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ: РИСКИ СУВЕРЕНИЗАЦИИ

Статья посвящена методологической проблеме десуверенизации постнеклассической педагогики, носит аналитико-гипотетический, дискуссионный характер; проблема исследования – определить, как культурно-научные трансформации, связанные с формированием постнеклассической культуры, науки, тенденции развития постнеклассической науки влияют на развитие педагогики, какие методологические тренды постнеклассических педагогических исследований (в том числе и деструктивные) формируют. Автором акцентируется внимание на тенденциях развития науки в контексте постнеклассической культуры (гуманитаризация, конвергенция, интенсификация меж- и трансдисциплинарных исследований и др.), стратегиях развития постнеклассической педагогики (в каком направлении должна развиваться педагогика?), трендах в методологии постнеклассических педагогических исследований, рисках десуверенизации педагогики, эксплицируются факторы десуверенизации, инволюции постнеклассической педагогики, методологической энтропии в педагогике (стихийные дивергентные и конвергентные процессы в науке, формирование «метанауки», «технонауки», интенсификация меж- и трансдисциплинарных исследований образования, интеграция педагогики в меж- и трансдисциплинарные комплексы, влияние постмодернизма, отказ от парадигмы как методологического эталона исследований, акцент на методологическом плюрализме, мультипарадигмальности), выявлены основные деструктивные методологические установки / тренды / тенденции постнеклассической педагогики, постнеклассических педагогических исследований (гуманистический «декларизм» (А. А. Арламов), технократизм, «парад парадигм, методологий, неопедагогик» (В. В. Краевский), «размывание» дисциплинарной структуры педагогики, легализация «полиметодологий»), утверждается, что условием обеспечения научного суверенитета постнеклассической педагогики являются комплементарность и синхронизация следующих стратегий ее развития: теоретизации, гуманитаризации, методологизации и конвергенции (применение меж- и трансдисциплинарных подходов, меж- и трансдисциплинарного методологического инструментария в педагогических исследованиях).
Гнитецкая Т. Н., Заболотский В. С.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметное обучение, метапредмет, метапредметная связь, межпредметная связь, общее образование, высшее образование.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ К МЕТАДИСЦИПЛИНАРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В статье обсуждаются понятия метапредметности в образовании: подход, результат, содержание. Рассмотрен исторический аспект возникновения понятия «метапредметность», его понимание двумя основными научными школами, исследующими указанную область. Приведен краткий обзор исследований в области метапредметного обучения на уровне общего образования. Обсужден вопрос интеграции принципа метапредметности в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: начального, основного, среднего. Рассмотрены два направления исследований метапредметности, отличия между которыми связаны с различными подходами к фундаментальности. Осуществлен сопоставительный и классификационный анализ метапредметных результатов обучения на уровне среднего общего образования и компетенций на уровне высшего образования – бакалавриат. Показана низкая степень изученности метапредметности на уровне высшего обра-зования и практически полное отсутствие подходов к моделированию метапредметных связей при существующей актуальности таких исследований. Обоснована актуальность исследований метапредметности с учетом необходимости обеспечения преемственности подходов в образовании. Определена роль моделирования метапредметности на основе внутри- и межпредметных связей в рамках как общего, так и высшего образования.
Шерехова О. М.

Ключевые слова: академическая грамотность, научно-исследовательская деятельность студентов, академическое письмо, научный доклад, иноязычное образование, бакалавры-юристы.

ПОЭТАПНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ: ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО ДОКЛАДА

В современном обществе все большую актуальность приобретает проблема развития академической грамотности молодых исследователей для возможности их успешной интеграции в международное научное сообщество. Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в вузе способствует развитию умений и навыков академи-ческого письма, составляющего основу академической грамотности. Цель данной статьи – проанализировать поэтапное становление академической грамотности бакалавров-юристов в процессе проведения исследования на профессиональную тему и подготовки научного доклада на английском языке. В статье представлены результаты исследования особенностей и характеристик этапов подготовки научного доклада. Обоснованы четыре этапа: подготовительный, формирующий, основной и этап осознанного участия, на каждом из которых развиваются определенные компетенции. На первом этапе обучающиеся учатся определять жанры текстов, понимать взаимосвязи различных частей текста и его структуры, анализировать и структурировать информацию. Второй этап посвящен развитию умений критически читать, анализировать и интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать факты и делать выводы. На третьем этапе студенты овладевают академическим дискурсом в контексте юридической науки, методологическими основами исследовательской работы, учатся обрабатывать сравнительные данные, структурировать и логически выстраивать свое исследование, правильно оформлять список литературы. На этапе осознанного участия обучающиеся генерируют идеи, отстаивают свою позицию, создают и транслируют знание, берут ответственность за достигнутые результаты и проявляют готовность к новым вызовам. Эти умения и навыки являются показателями становления академической грамотности, компетенции, открывающей возможности осуществления научной коммуникации на дальнейших этапах обучения.
Ананьина А. В.

Ключевые слова: обучение академическому письму, билингвальный подход, педагогическое сопровождение, персонализация обучения, критерии оценивания письма.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БИЛИГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

В статье описаны теоретические и практические аспекты организации обучения созданию научных статей с использованием билингвального подхода группы бакалавров Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Уточняется содержание понятия «билингвальный подход», обосновывается применение этого подхода на практике. Также обосновываются и подробно расшифровываются критерии оценки текстов научных статей, выполненных студентами в процессе обучения с применением билингвального подхода. Описывается структура учебного курса по созданию научных статей на основе билингваль-ного подхода, состоящего из четырех разделов: «Методология научного исследования как основа для научной статьи», «Логика и аргументация научной статьи», «Язык и стиль науч-ной статьи» и «Подготовка научной статьи к публикации». Отдельно затрагивается вопрос о структуре и особенностях реализации технологии педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности обучающихся в качестве основного инструмента реализации разработанного учебного курса. Приводятся положительные результаты билингвального обучения, полученные студентами в процессе опытно-экспериментальной работы в рамках учебной дисциплины «Практикум по переводу и подготовке к публикации научных статей», а также перечень учебных задач, которые не удалось реализовать в полной мере. Делается вывод о том, что обучение студентов написанию научных статей с использованием билингвального подхода (при условии организации непрерывного педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности обучающихся) в целом является достаточно эффективным и может быть внедрено в учебный процесс вуза.
Шпит Е. И.

Ключевые слова: академическое письмо, пунктуация, неанглоязычный автор, аспирант, не-носитель английского языка.

ПУНКТУАЦИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ НЕАНГЛОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ (СТАТЬЯ ПУБЛИКУЕТСЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)

Научные тексты, написанные неносителями английского языка, часто характеризуются различными языковыми, стилистическими и риторическими погрешностями. Пунктуация является одним из основных типов ошибок в таких текстах, однако этому аспекту грамматики уделяется недостаточно внимания в обучении академическому письму и исследованиях в этой области. Цель данной статьи – показать, что целенаправленное обучение академическому письму, построенное на межкультурном подходе, существенно улучшает навыки использования пунктуации у русскоязычных начинающих исследователей, а процесс развития этих умений можно выстраивать в зависимости от сложности пунктуационных задач. Эти задачи делятся на «простые», «средней сложности» и «сложные» по таким критериям, как: частота употребления в академическом тексте, сложность ассоциируемой английской грамматики и соотнесение с русской грамматикой. Для тестирования студентов были выбраны пять задач: две из категории «простых» и три из категории «средней сложности». Протестированные аспиранты составили две группы: те, кто не проходил курс обучения академическому письму (группа 1), и те, кто прошел данный курс (группа 2). Студенты из группы 2 продемонстрировали значительно более высокие результаты по всему тесту и по каждой пунктуационной задаче. Кроме того, в этой группе наблюдалась корреляция между количеством корректных ответов и сложностью задач. Результаты исследования указывают на то, что целенаправленное обучение академическому письму для международной публикации должно включать изучение и практическую отработку наиболее актуальных для академического письма пунктуационных задач независимо от того, являются ли они простыми и очевидными или сложными и неоднозначными.
Тебенькова Е. А., Зайцева И. Н.

Ключевые слова: технология образовательного проектирования, практикоориентированное предметное задание, проектный цикл, учебная задача на проектирование, практическая задача.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ: КАК ОТ ПРЕДМЕТНОГО ЗАДАНИЯ ПРИЙТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ

В статье обсуждается проблема обучения старшеклассников проектной деятельности на единых основаниях в урочной и внеурочной работе по предмету, а также в неформальном дополнительном образовании. Предлагаемая авторами технология образовательного проектирования позволяет учителям-предметникам организовывать выход из учебного предмета в проектирование через постановку практических заданий, имеющих потенциал для проектного способа решения и далее постановку серии проектных задач: учебной задачи на проектирование ‒ практические проектные задачи. Ядром каждой проектной задачи является проектный цикл, включающий этапы: анализ ситуации, постановка проблемы, выдвижение проектного замысла, повторный анализ ситуации, перевод проектного замысла в систему задач, решение задач, первый шаг реализации, предъявление результатов реализации, рефлексия способа, перепроектирование. Грамотное сопровождение обучающихся позволяет инициировать развитие замысла проекта от социального и инженерно-конструкторского к технологическому, предпринимательскому и инфраструктурному проектам, создавать детско-взрослое проектное сообщество. Эффективность технологии образовательного проектирования подтверждается диагностикой образовательных результатов проектных групп старшеклассников. С помощью специально сконструированного диагностического инструментария показано, что у участников проектных групп произошло повышение мотивации и успешности в изучении учебных предметов, сформированности элементов проектной компетентности, а также самоопределение в ситуации профессионального выбора.
Юсупова Л. Н., Татарина Т. М.

Ключевые слова: академическое письмо, конкурс, академическое эссе, организационно-педагогические условия проведения конкурсов.

КОНКУРС АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭССЕ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Академическое письмо, ставшее отдельной дисциплиной, активно развивается в мире, тогда как в России интерес к нему возник относительно недавно. Академическое письмо не входит в перечень обязательных к усвоению дисциплин, однако умение грамотного письменного выражения мыслей крайне важно для успешной учебы и профессиональной деятельности. Статья посвящена конкурсам академического эссе как одному из средств популяризации академического письма в системе образования. В ней рассматриваются организационно-педагогические условия, критерии оценивания и методика организации всероссийского конкурса на «Лучшее академическое эссе на английском языке» от Центра академического письма Петрозаводского государственного университета. Основная цель мероприятия ‒ популяризация академического письма среди студентов и школьников. Конкурс проводился 5 раз с 2017 г., в последние два года получил статус всероссийского с международным участием. В 2023 г. 410 участников (школьники и студенты) подали заявки на участие. Конкурсы эссе с широким доступом, открытыми критериями оценивания, с доступными обучающими материалами могут стать одним из средств популяризации академического письма в рамках среднего и высшего образования при тщательно разработанной методической базе. Ключевые слова: академическое письмо, конкурс, академическое эссе, организационно-педагогические условия проведения конкурсов.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам