Мантуленко, В. В. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 2 (46). − DOI: 10.15393/j5.art.2024.9491


Выпуск № 2 (46)

Дискуссионная площадка

pdf-версия статьи

УДК 37.014

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Мантуленко Валентина Вячеславовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента
Самарский государственный экономический университет
(г. Самара, Российская Федерация)
mantoulenko@mail.ru
Ключевые слова:
информационная безопасность
образование
информационное общество
перспективы развития
анализ.
Аннотация: актуальность данной работы обусловлена нарастающими рисками неопределенного и непредсказуемого характера, которыми сопровождается процесс цифровой трансформации общества как в глобальном масштабе, так и в масштабе отдельных стран и регионов. Становление информационного общества, построенного на знаниях, с одной стороны, формирует вполне конкретный запрос перед образовательной системой России, связанный с наличием у выпускников различных образовательных учреждений определенного комплекса взаимосвязанных компетенций, умений эффективно функционировать и непрерывно развиваться в цифровой и информационно насыщенной среде. С другой стороны, это же общество характеризуется рядом пока еще неразрешенных проблем и противоречий, вопросов, связанных с трансформацией нравственных, ценностных, этических ориентиров и принципов работы с информацией, одним из которых является тема информационной безопасности личности, общества, государства. В рамках данного исследования нам было важным рассмотреть актуальные аспекты понимания феномена информационной безопасности в контексте развития цифрового общества, в том числе применительно к сфере образования и развития личности человека. Целью данной работы являлся анализ актуальных научных работ российских ученых, посвященных изучению феномена «информационная безопасность» личности в контексте образования и размещенных на платформе e-Library с 2020 по 2024 г. Основные методы, используемые в данной работе, включают контент-анализ, метод семантического анализа научных публикаций по теме информационной безопасности, обобщение и систематизацию. Результаты исследования показывают сложность и многоаспектность понимания категории «информационная безопасность личности», наличие определенной асимметрии и пробелов в изучении данного феномена в сфере образования на современном этапе.
Статья поступила: 01.05.2024; Принята к публикации: 06.06.2024; Размещена в сети: 25.06.2024.

INFORMATION SECURITY IN THE CONTEXT OF RUSSIAN EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Mantulenko Valentina V.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Applied Management Department
Samara State University of Economics
(Samara, Russian Federation)
mantoulenko@mail.ru
Keywords:
information security
education
information society
development prospects
analysis.
Abstract: the relevance of this work is determined by the growing risks of an uncertain and unpredictable nature that accompany the process of digital transformation of our society, both on a global scale and on the scale of individual countries and regions. The formation of an information society, a society built on knowledge, on the one hand, creates a very specific request for the educational system of Russia, associated with the presence of graduates of various educational institutions with a certain set of interrelated competencies, the ability to function effectively and continuously develop in a digital and information-rich environment. On the other hand, the same society is characterized by a number of still unresolved problems and contradictions, issues related to the transformation of moral, value, ethical guidelines and principles of working with information, one of which is the topic of information security of a human, society, and state. As part of this study, it was important for us to consider current aspects of understanding the phenomenon of information security in the context of the development of a digital society, including in relation to the field of education and human personality development. The purpose of this work was to analyze current scientific works of Russian scientists devoted to the study of the phenomenon of «information security» of an individual in the context of education and posted on the e-Library platform from 2020 to 2024. The main methods used in this work include content analysis, the method of semantic analysis of scientific publications on the topic of information security, methods of generalization and systematization. The main results of the study show the complexity and multidimensionality of understanding the category of «personal information security», as well as the presence of certain asymmetry and gaps in the study of this phenomenon in the field of education at the present stage.
Paper submitted on: 01.05.2024; Accepted on: 06.06.2024; Published online on: 25.06.2024.

В контексте развития информационного общества вопросы информационной безопасности личности приобретают все более важное значение. Это обусловлено, прежде всего, возрастающими информационными нагрузками на человека во всех сферах жизнедеятельности, стремительным развитием цифровых медиа, в частности технологий на базе искусственного интеллекта, которые породили ряд споров этического характера, изменением форм и способов межличностной коммуникации, доступности информации и (не)защищенности человека от манипулятивного влияния.

Безусловно, вопросы неприкосновенности личной жизни, границ вторжения в личное информационное пространство волновали уже мыслителей древности. Так или иначе древние жрицы, философы, врачи, педагоги задумывались о нравственных, этических аспектах своей деятельности. Этические принципы, зародившиеся в рамках античной философии, были сами по себе еще достаточно противоречивы, однако уже тогда формировалось понимание «личной», «конфиденциальной» информации. Далее этические принципы, касающиеся тайны личной жизни человека, появились и в религиозных контекстах: некоторых ритуалах, запретах [1]. Таким образом, на протяжении длительного времени вопросы информационной безопасности интересовали ученых, философов, учителей, специалистов древней медицины, представителей религиозных культов. Аспектам сохранности информации, ограниченного доступа к данным определенного рода уделялось огромное значение.

Важно отметить, что и раньше, и сейчас ученые умы интересовали не только методы защиты информации, но и сама сущность тех информационных сообщений, которые могут относиться к категории тайны, и критериев такого отнесения. Постепенно сформировалось понимание «личной информации», «информации частного характера», сведений, относящихся к частной жизни человека (его дому, семье, внутренней жизни, сфере личных отношений с другими людьми). Объектом этической защиты становились не только те или иные факты о человеке и его жизни, но и его мысли, чувства. Информация и охрана сведений определенного характера стали изучаться не только с точки зрения философии, семиотики, семантики, но и с позиций юриспруденции, психологии в целях создания и сохранения информационной и психологической безопасности личности. В контексте информационного развития нашего общества данные вопросы оказались еще более значимы, а сама информационная безопасность стала рассматриваться в качестве важного элемента свободы человека [1].

История человечества показывает, что в кризисные, переходные периоды интерес к общечеловеческим ценностям, этике, морали, как правило, возрастает. В частности, в контексте так называемого SHIVA-мира, в рамках которого мы живем сейчас [2], и стремительно увеличивающихся объемов информации и каналов ее передачи довольно часто происходит нарушение границ личных прав и свобод каждого отдельного человека. Мир стремительно меняется, вместе с этим усложняются его угрозы и вызовы. SHIVA-мир, как концепция мировой реальности с 2022 г., характеризуется новыми реалиями, к которым многие люди в нашей стране не были готовы. Это касается разных социально-экономических систем, в том числе и образования. Перенастройка этических ориентиров в информационном обществе является необходимой предпосылкой для его дальнейшего развития. В этой связи для более глубокого понимания сущности информационной безопасности в контексте образования и механизмов ее обеспечения актуальными становятся аксиологические аспекты цифровой трансформации образования [3], вопросы, связанные с реальными и искусственными информационными перегрузками российской молодежи [4], проблемы защиты от информационного шума [5], информационной гигиены контента, используемого в образовательных целях [6], обесценивания образования в контексте цифровизациии и медиатизации [7], ответственного и этичного применения новейших цифровых продуктов в образовании [810], и возможно, с пересмотром принципов доступности и инклюзивности образования [11].

В. А. Цвык и И. В. Цвык [12] определяют «безопасность» в широком смысле как предотвращение угроз важным личностным ценностям и интересам, отмечая при этом, что безопасность обеспечивается целым комплексом средств, мер, институтов, партнеров и договоренностей между ними. В свою очередь, данный комплекс зависит от характера и масштаба угроз. Рассматривая понятие «информационной безопасности личности» и анализируя различные попытки определить данный термин, С. В. Баринов [13] приходит к выводу об отсутствии единого подхода как в правовом поле, так и в целом в рамках российского научного дискурса. Также данным исследователем было установлено, что самым близким по значению к определению «информационная безопасность личности», которое законодательно закреплено, является «информационная безопасность детей». Ученый дает свое определение информационной безопасности личности, понимая ее как некоторое «состояние защищенности», которое в первую очередь характеризуется отсутствием угроз и рисков, связанных с причинением с помощью информации того или иного рода вреда здоровью и развитию человека. И здоровье, и развитие личности рассматриваются в широком смысле: физическое, психическое, психологическое здоровье, нравственное, умственное, духовное развитие.

Интересным фактом, на наш взгляд, является то, что, анализируя различные подходы к определению информационной безопасности личности, исследователь отмечает, что данный термин в одних случаях имеет более техническую наполненность (то есть речь идет, прежде всего, об информационно-технической безопасности: защищенность самой информации и различных инфраструктурных элементов), в других случаях внимание ученых сфокусировано на идеологической составляющей информационной безопасности личности, как защищенности от различных информационных воздействий манипулятивного характера (в частности, как возможность противостоять внедряемым в сознание личности антисоциальным и другим установкам). Кроме технической и идеологической направленности трактовок информационной безопасности, выделяется также психологический контекст (здесь речь идет о важности формирования адекватной системы отношений человека к миру и самому себе, особенно в современном перенасыщенном информацией пространстве) и правовой контекст (как обеспечение защищенного права человека на свободу слова и способы работы с информацией, а также реализация права на неприкосновенность информации о частной жизни).

Рассматривая проблемы, обострившиеся в информационном поле в период пандемии и после, Т. В. Каленчук, А. А. Соколова, А. Г. Дык [14] отмечают ряд негативных аспектов, которые актуальны и на сегодняшний день (информационное насилие, кибербуллинг, низкий уровень медиакультуры, «интенсивная маргинализация общества» и другие). Пандемия способствовала активному и повсеместному внедрению цифровых технологий в нашу жизнь, перестроив, изменив (в некоторых случаях безвозвратно) наши повседневные привычки, способы получения информации, организации работы, обучения и досуга. Произошли структурные изменения в сфере безопасности и манипулирования общественным сознанием, следовательно, адаптивный потенциал многих социально-экономических систем снижается, «разрушая традиционные ценности и деформируя аксиологическую матрицу личности» [14].

Образование как сфера, аккумулирующая в себе все перечисленные выше аспекты информационной безопасности личности, на наш взгляд, сегодня является наименее защищенной областью применения различных цифровых технологий и ресурсов. Основные аспекты информационной безопасности в образовании, которые обсуждаются зарубежными исследователями, касаются безопасности больших данных, в частности принципов использования больших данных в образовании, формирования нормативной базы для образовательных структур и регулирования отношений между производителями больших данных, их пользователями и поставщиками облачных и других цифровых услуг, разрабатываются когнитивно-психологические модели организации обучения на этой основе [15].

Исследование китайских ученых [16] заставляет серьезно задуматься об этических принципах построения отношений в рамках семейного воспитания с учетом принципиально изменившегося медиаландшафта современных детей. Исследование среди студентов китайских вузов показало, что «проблематичное» использование смартфонов, равно как и связанные с ним депрессии и тревоги, обусловлено, помимо прочего, детско-родительскими отношениями, сложившимися в семье и влияющими на различного рода зависимости подрастающего поколения, а также на их информационную безопасность и сопротивляемость различным информационным угрозам.  

Кроме того, психолого-педагогические исследования последних лет указывают на тесную и важную взаимосвязь между эмоционально-волевой сферой личности и вопросами информационной безопасности. На наш взгляд, в данном контексте сегодня возникает необходимость учета новой функции цифровых технологий, которая ранее была не столь очевидна, функции эмоциональной регуляции состояний человека. Если 10‒20 лет назад мы говорили о недостаточной эмоциональной окрашенности процесса обучения при активном использовании электронных и цифровых технологий либо сводили эмоциональную составляющую к эффектам большей наглядности и мультимедийности обучения, то сегодня цифровые технологии напрямую реализуют функцию по созданию определенных эмоциональных состояний человека и делают это успешно. С одной стороны, это может вызывать патологическую зависимость от тех или иных технических устройств или ресурсов, формировать так называемую «буферизацию информационных рисков, с другой ‒ здесь скрыт достаточно большой потенциал как для образовательного процесса в целом, так и для реализации задач по обеспечению информационной безопасности, поддержанию здоровья (физического, психического, психологического) всех участников образовательного процесса. Так, например, китайскими исследователями обнаружена связь между чувством безопасности и использованием смартфонов первокурсниками вузов [17], что, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости специально организованного педагогического «посредничества» между информационным (и достаточно стихийным) медиапользованием современной молодежи и актуальными образовательными задачами, в том числе по обеспечению информационной безопасности обучающихся.

Целью данной работы стал анализ актуальных научных работ российских ученых по вопросам информационной безопасности личности в контексте цифровой трансформации нашего общества в целом и образовательной системы в частности. Мы исходили из гипотезы, что проблема информационной безопасности личности является достаточно актуальной в научной среде, однако отсутствует единый подход к пониманию данного термина, чаще всего он рассматривается узконаправленно или слишком широко и «размыто», отсутствует четкое и комплексное понимание феномена информационной безопасности в образовательном контексте. Задачи исследования включают в себя проведение количественного и качественного анализа научных публикаций по проблеме информационной безопасности личности за последние 5 лет, систематизацию и обобщение основных аспектов изучаемой проблематики с точки зрения актуальных и перспективных задач для сферы российского образования и дальнейших научно-практических исследований и разработок. Основными методами данного исследования послужили контент-анализ как метод количественного и качественного анализа содержания выбранных документов и метод семантического анализа текста аннотаций научных публикаций с целью выявления актуальных тенденций изучения феномена информационной безопасности в российском научном дискурсе на современном этапе.

Объектом работы выступает информационная безопасность личности в контексте цифровизации нашего общества и образования, предметом – актуальные аспекты рассмотрения информационной безопасности в российском научном дискурсе. Материалом исследования послужили русскоязычные научные публикации, представленные на платформе e-Library с января 2020 по апрель 2024 г.

Ограничениями данного исследования являются выборка работ, опубликованных на русском языке и представленных на российской платформе e-Library, временной диапазон выборки, который составил с 01.01.2020 по 1.04.2024 г., таким образом, 2024 г. был охвачен частично; в выборку не вошли работы российских авторов, опубликованные на английском языке. Кроме того, определенным ограничением данного исследования является критерий наибольшего количества цитирований, взятый для составления выборки исследования при отборе из всего массива найденных по параметру поиска публикаций. Работа носит обзорный, аналитический характер, однако сформулированные выводы могут способствовать проведению качественных эмпирических исследований в данной сфере и созданию эффективных практических разработок.

Формирование базы исследования осуществлялось посредством функции поиска на платформе e-Library по словосочетанию «информационная безопасность». За период 2020‒2024 гг. российскими учеными было опубликовано 1 086 работ по вопросам информационной безопасности личности, из них 23 диссертационных исследования, так или иначе затрагивающих данную тему, 605 журнальных статей, 458 материалов конференций. Мы выбрали и проанализировали публикации с наибольшим количеством цитирований (100 работ – число цитирований в диапазоне от 113 до 5) (см. рис.).

 

 

 

Параметры формирования базы исследования

 

Parameters for forming a research base

 

Тематическое распределение публикаций по исследуемой проблеме на платформе e-Library представлено в таблице 1.

Таблица 1

Тематика публикаций с наибольшим количеством цитирований
на платформе
e-Library по запросу «информационная безопасность»
с 2020 по 2024 гг.

Table 1

Thematic distribution of publications with the largest number of citations
on the e-Library platform for the query «information security»
from 2020 to 2024

 

Тематика Количество работ
Государство и право. Юридические науки 308
Народное образование. Педагогика 262
Психология 108
Экономика. Экономические науки 106
Философия 46
Политика. Политические науки 35
Автоматика. Вычислительная техника 31
Информатика 29
Социология 29
Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства 28
Языкознание 15
Кибернетика 13
Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации 11
Общественные науки в целом 11
Культура. Культорология 9
Медицина и здравоохранение 7
Прочие 38

 

Семантический анализ названий данных публикаций, их ключевых слов и аннотаций позволил нам сформировать представление о наиболее актуальных аспектах информационной безопасности личности, которые волнуют сегодня научное сообщество в Российской Федерации, а также о различных подходах к рассмотрению данного феномена (табл. 2).

Таблица 2

Семантические аспекты рассмотрения феномена информационной
безопасности с позиций различных научных направлений

Table 2

Semantic aspects of considering the phenomenon of information security
from the perspective of various scientific directions

 

Контекст рассмотрения Аспекты рассмотрения (в порядке убывания количества цитат по состоянию на 04.2024 г.)
Государство и право. Юридические науки
  • проблемы и перспективы геномной регистрации в России (37);
  • противодействие компьютерной преступности (30);
  • развитие информационного права (30);
  • безопасность личности и государства в цифровую эпоху (22);
  • правовые механизмы обеспечения национальных интересов (20);
  • компьютерная грамотность как средство профилактики киберпреступлений (18);
  • «цифровые» признаки совершения преступлений (16);
  • вопросы достоверности информационных сообщений (15);
  • правовые основы обеспечения информационной безопасности как части национальной безопасности (14);
  • информатизация городского пространства и общественная безопасность (13);
  • информационные, экологические, экономические аспекты безопасности личности после пандемии (12);
  • президент как гарант информационной безопасности личности (12);
  • «вредоносная» информация (9);
  • содержание права на безопасность (7);
  • информационный суверенитет как фактор обеспечения национальной безопасности (6);
  • преступления против информационной безопасности несовершеннолетних (6);
  • методы противодействия террористическим угрозам в глобальном медиапространстве (6);
  • вымогательства в цифровом пространстве (5)
Народное образование. Педагогика
  • формирование духовно-нравственных качеств личности (113);
  • направления развития информатизации образования (43);
  • киберриски и угрозы для несовершеннолетних (42);
  • влияние цифровизации образования на человека (35);
  • формирование цифровой компетентности (25);
  • педагогическое обеспечение информационной безопасности личности (19);
  • информационное и коммуникационное развитие образования (17);
  • взаимосвязь реального и виртуального в образовании (15);
  • информационная безопасность с точки зрения педагогики (14);
  • формирование информационной культуры младших школьников (12);
  • иммерсивные технологии обучения (11);
  • реализация образовательного процесса в новых условиях (10);
  • электронное обучение (9);
  • информационно-образовательная среда современного человека (9);
  • педагогические аспекты обеспечения информационной безопасности личности (8);
  • ценностные установки в цифровой культуре (7);
  • формирование культуры личной информационной безопасности (6);
  • безопасность учащихся в цифровой образовательной среде (6);
  • формирование критического мышления как средства обеспечения информационной безопасности (6);
  • информационная безопасность как часть цифровой культуры личности (5)
Психология
  • психологическая устойчивость личности к негативному информационному воздействию (39);
  • принцип безопасности в исследованиях проблем цифровизации (33);
  • информационно-психологическая безопасность (28);
  • психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников (19);
  • сихика и информационная безопасность в условиях пандемии (12);
  • состояние безопасности личности (8);
  • риски для психического здоровья человека (7);
  • информационный контент и особенности личности (7);
  • феномены «вовлеченности» и «оставленности» (7);
  • информационный иммунитет как составляющая информационно-психологической безопасности личности (5);
  • психологическая суверенность и границы непосредственного и виртуального общения (5);
  • угрозы ментальной безопасности (5)
Экономика
  • риски и угрозы экономической безопасности (43);
  • оценка качества на опасных производственных объектах (39);
  • информационные технологии и экономическая безопасность (24);
  • современный экономический менталитет (13)
Философия
  • эмерджентность в соционормативном регулировании (26);
  • управление сознанием в информационном обществе (10)
Политология
  • модели политической системы в цифровом обществе (41);
  • безопасность государства (23);
  • кибертерроризм в глобальном информационном пространстве (20);
  • использование искусственного интеллекта в целях безопасности в России и за рубежом (16);
  • информационный терроризм и молодежь (14);
  • концепция биометрической идентификации личности (14);
  • информационная безопасность органов власти (9);
  • информационная культура как стратегический ресурс политической безопасности личности в информационном обществе (6);
  • национальная безопасность в информационной сфере (6);
  • информационная безопасность как часть национальной безопасности (6);
  • ментальная безопасность государства (5)
Информатика
  • программно-технические инструменты обеспечения информационной безопасности (12);
  • нейросети и идентификация личности (11);
  • защита от нежелательной информации (9);
  • единая государственная облачная платформа (9);
  • картографирование рисков киберпространств (6);
  • угрозы извлечения конфиденциальныых данных (6)
Социология
  • новая личность и нейрокоммуникации (11);
  • трансформация социальной реальности (9);
  • новая нейросоциология и нейрокоммуникации (9);
  • безопасность человека и гибридная реальность (7)
Языкознание
  • лингвобезопасность (14);
  • лингвистическая и психолингвистическая безопасность в сознании (8);
  • русский язык как стратегический фактор интеллектуальной безопасности (6)
Журналистика
  • трансляция деструктивных смыслов в социальных медиа (7)
Междисциплинарные исследования
  • угрозы ментальной безопасности личности (правовые и психолого-педагогические инструментарии) (14);
  • проектирование и архитектура образовательных учреждений в эпоху цифровизации (12);
  • обеспечение информационно-психологической безопасности (9);
  • правовые, педагогические и психологические аспекты обеспечения информационной безопасности детей и молодежи (7);
  • обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий (6)

 

Поскольку вопросы информационной безопасности, на наш взгляд, носят комплексный характер, в рамках данного исследования нам было важно рассмотреть видение данного феномена в контексте цифровой трансформации российского общества с позиций различных научных направлений. Проведенный семантический анализ позволил сделать ряд важных выводов:

  • вопросы информационной безопасности личности довольно часто рассматриваются в контексте обеспечения информационной и национальной безопасности нашего общества, а также его цифровой культуры в целом (в контексте образования такое широкое понимание информационной безопасности прослеживается при его рассмотрении в связке с «цифровой культурой» и «информационной культурой личности»);
  • информационная безопасность рассматривается, с одной стороны, как составляющая более сложных конструктов (например, информационной и цифровой культуры личности); с другой ‒ сама представляется в научных работах как сложный феномен, некое состояние личности, определяющими факторами которого становятся другие аспекты (например, компьютерная грамотность, коммуникативная и лингвистическая компетентность, медиакомпетентность, цифровая компетентность), психологическая устойчивость, критическое мышление, ценностный профиль (морально-нравственная, мотивационная сферы) и некоторые другие особенности личности (например, экономический менталитет, психологическая суверенность); однако в проанализированной выборке мы не встретили работы, которые объединили бы различные аспекты данного явления, позволяя рассмотреть его как комплексный конструкт, который не может и не должен ограничиваться только правовыми, техническими, психологическими или идеологическими аспектами;
  • изучение вопросов информационной безопасности личности и нашего общества в целом породило ряд достаточно интересных, на наш взгляд, неологизмов-словосочетаний на основе комбинирования известных слов: «информационный суверенитет», «информационный иммунитет», «ментальная безопасность», «медиагигиена», дальнейшее изучение которых может существенно обогатить содержание рассматриваемого феномена;
  • направлениями-лидерами по изучению информационной безопасности в течение последних 5 лет являются юридические и психолого-педагогические науки; с большой долей вероятности можно прогнозировать дальнейшее сохранение данной тенденции и появление большего количества междисциплинарных работ, особенно в контексте активного внедрения технологий на базе искусственного интеллекта в сферу образования; однако пока ни одна из рассмотренных нами работ не затрагивает вопросы информационной безопасности личности в контексте использования конкретных цифровых технологий в образовательной среде;
  • рассматривая информационную безопасность личности в контексте народного образования и педагогики, исследователи в большей степени говорят о рисках и угрозах в контексте активной цифровизации и медиатизации образовательной сферы и о важности развития критического мышления, общей информационной культуры, медиакомпетентности обучающихся как способах противостоять возникающим рискам и угрозам; при этом информационная безопасность педагогических работников, родителей как важных участников образовательного процесса в исследованиях не затрагивается.

Зародившись в глубокой древности, понятие информационной безопасности личности развивалось и трансформировалось вместе с человеческим обществом, видоизменяясь, наполняясь новыми смыслами и расширяясь. Появившись изначально как категория отнесения определенных сведений к личной, частной, жизни человека, раскрытие и распространение которых могло нанести вред его здоровью, жизни, репутации, информационная безопасность личности как научная категория и как феномен общественной жизни постепенно стала включать в себя мировоззренческий, этический, технологический, юридический, психологический и некоторые другие аспекты.

На сегодняшний день понятие информационной безопасности личности является комплексным и не может рассматриваться в рамках одного научного направления изолированно от других. На наш взгляд, именно исследования междисциплинарного характера позволят, что называется, «перейти от слов к делу»: от анализа рисков и угроз для информационной безопасности личности к применимым на практике и эффективным способам противостоять данным рискам. Исследования и разработки на стыке научных направлений могут стать реальной основой для создания «работающих» продуктов, программ, мероприятий, курсов, действительно полезных и востребованных, способствующих развитию эстетического вкуса детей и молодежи, их компьютерной, информационной, юридической и даже бытовой грамотности.

Расширение фокуса внимания относительно целевой аудитории, которая находится сегодня в зоне риска, будет способствовать снятию существующей асимметрии: в обеспечении информационной безопасности нуждаются не только обучающиеся образовательных учреждений, но и педагогический состав, родители. В рамках субъект-субъектного подхода в образовании мы имеем личности двух важнейших фигур – ребенка и взрослого (родителя и(или) педагога), любые взаимодействия которых несут риски информационного характера, зависят от информационной культуры каждого участника.

Вопросы развития критического мышления, нравственного воспитания, продвижения так называемых «традиционных» духовно-нравственных ценностей, как это обозначено в принятой в апреле 2023 г. Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации, одинаково важны сегодня для всех участников образовательного процесса. Мы убеждены, что незащищенный в информационном плане педагог, равно как и не чувствующий свою информационную компетентность родитель, не способны эффективно обеспечивать информационную безопасность детей. В условиях постоянного прироста информации разного качества и быстрого устаревания знаний убежденность в том, что молодое поколение более уязвимо для различного рода «вредной» информации, по нашему мнению, верно лишь отчасти.

Еще одним важным аспектом, который необходимо обозначить в рамках данного исследования, – это необходимость актуализации ценностного восприятия «знаний», «образования» у молодого поколения. По нашему мнению, это могло бы снять многие риски информационной безопасности, поскольку представляет собой эффективный превентивный инструмент, своеобразную «прививку» от манипулятивных и деструктивных информационных воздействий.

Таким образом, исходя из основных задач, сформулированных в рамках данной работы, на основе анализа выборки научных работ, опубликованных и размещенных на российской платформе e-Library с января 2020 по апрель 2024 г., нами были проанализированы основные направления изучения феномена информационной безопасности личности на актуальном этапе с точки зрения разных наук и, особенно, с точки зрения педагогической науки. Количественный и качественный анализ научных публикаций по проблеме информационной безопасности личности за последние 5 лет, систематизация и обобщение основных аспектов изучаемой проблематики позволили нам, с одной стороны, подтвердить гипотезу исследования относительно актуальности рассматриваемой проблемы, но при этом ее либо «узкого», либо слишком «широкого» рассмотрения, отсутствия комплексного понимания данного феномена и единого подхода к его изучению. На этой основе были сформулированы некоторые актуальные и перспективные задачи для сферы российского образования и дальнейших научно-практических исследований и разработок в данной сфере:

  • развитие представления об информационной безопасности личности в контексте образования как комплексного явления, включающего в себя технические, идеологические, психологические и правовые аспекты, «расшифровку» данных аспектов рассматриваемого феномена применительно к образовательным задачам с учетом обозначенных актуальных этических и аксиологических проблем, существующих национальных ориентиров развития, а также с учетом включения в понимание данного феномена необходимых параметров физического, психического, психологического здоровья, нравственного, умственного, духовного развития подрастающего поколения;
  • конкретизация критериев информационной безопасности личности (обучающихся, педагогов, родителей), а также безопасных параметров применения современных цифровых технологий (в том числе разрабатываемых на базе искусственного интеллекта) в образовательном процессе;
  • проведение регулярных прикладных исследований, в том числе исследований междисциплинарного характера в области информационной безопасности, в свете постоянного обновления и совершенствования функционала и возможностей современных цифровых технологий.

 

Список литературы

  1. Журавлев М. С. Философия информационной безопасности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 40–50.
  2. Безяев П. Обучение в мире SHIVA и TACI [Электронный ресурс] // Яндекс Кью. 2022. Электрон. дан. URL: https://yandex.ru/q/learning/12344884226/ (дата обращения 10.04.2024).
  3. Мантуленко В. В. Аксиологические аспекты развития российского образования в контексте неопределенности // Преподаватель XXI век. 2023. № 3-2. С. 267–277. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-267-277
  4. Мантуленко В. В. Информационные перегрузки российской учащейся молодежи: миф и реальность // Россия: общество, политика, история. 2023. № 2 (7). С. 38–53. DOI: 10.56654/ROPI-2023-2(7)-38-53
  5. Мантуленко В. В. Информационный шум как вызов современному образованию // Российская наука: актуальные исследования и разработки: Сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Самара, 22 сентября 2022 года. Ч. 1. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2022. С. 11–13. DOI: 10.46554/Russian.science-2022.09-1-11/13
  6. Еремин А. Л. Информационная гигиена: современные подходы к гигиенической оценке контента и физических сигналов носителей информации // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 4. С. 351–355. DOI: 10.47470/0016-9900-2020-99-4-351-355
  7. Polyanina A. K. The problem of the devaluation of education in the age of media noise // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 437. P. 311–314. DOI: 10.2991/assehr.k.200509.056
  8. Aler Tubella A., Mora-Cantallops M., Nieves J. C. How to teach responsible AI in higher education: challenges and opportunities // Ethics and Information Technology. 2024. Vol. 26. No. 3. DOI: 10.1007/s10676-023-09733-7
  9. Schiff D. Education for AI, not AI for education: The role of education and ethics in national AI policy strategies // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32. P. 527–563. DOI: 10.1007/s40593-021-00270-2
  10. Greiman V. A. Human rights and artificial intelligence: A universal challenge // Journal of Information Warfare. 2021. Vol. 20 (1). P. 50–62.
  11. Toyokawa Y., Horikoshi I., Majumdar R., Ogata H. Challenges and opportunities of AI in inclusive education: a case study of data-enhanced active reading in Japan // Smart Learning Environments. 2023. Vol. 10. No. 67. DOI: 10.1186/s40561-023-00286-2
  12. Tsvyk V. A., Tsvyk I. V. Personal information security as a social problem // RUDN Journal of Sociology. 2023. Vol. 23. No. 3. P. 590–599. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-590-599
  13. Баринов С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4 (65). C. 97–105.
  14. Kalenchuk T. V., Sokolova A. A., Dyk A. G. Information society and personal security // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2021. No. 1. P. 55–63.
  15. Jia R., Ni X., Shao X., Zhang, T., Qi Q. Development of a security education model system for cloud computing and data security and privacy protection // Wireless Personal Communications. 2023. DOI: 10.1007/s11277-023-10570-6
  16. Wang M., Jia J., Zhang Z., Li Y., Li F., Wang M., Zhou Y., Liu Z. Parent–child attachment and mental health among college students: the mediating role of security and the moderating role of problematic smartphone use // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 18133–18142. DOI: 10.1007/s12144-024-05633-1
  17. Ji L., Yu Y., Wan J., Zhang Y., Chen X., Chen Ch. Sense of security and problematic mobile phone use among freshmen: the mediating role of negative attention bias and the moderating role of relatedness needs satisfaction // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 12854–12868. DOI: 10.1007/s12144-023-05496-y


Просмотров: 204; Скачиваний: 43;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2024.9491