Уважаемые авторы и читатели нашего журнала! Поздравляем вас с наступившим новым учебным годом!
Сентябрьский выпуск журнала запланирован и реализован как тематический и затрагивает проблему становления академической грамотности и развития академического письма в отечественной системе образования. Выпуск подготовлен в сотрудничестве редколлегии журнала и преподавателей Центра академического письма Петрозаводского государственного университета.
Включение показателя публикационной активности в шкалу оценки эффективности работы университетов привело к увеличению количества публикаций преподавателей и обучающихся. Однако нельзя не заметить негативных сторон этого процесса: увеличение количества публикаций не означает такой же рост их качества, развивается академическое мошенничество в разных видах: гострайтинг, компиляция научных текстов, феномен «копипаст», искусственные приемы повышения оригинальности текстов, исследовательская недобросовестность и пр. Одной из причин сложившегося положения является недостаточное внимание к формированию академической грамотности и навыков академического письма участников образовательного процесса как в системе образования в целом, так и в высшем образовании в частности. В результате затрудняется академическая коммуникация, необходимая для развития научного знания и совершенствования учебного процесса. Определенную роль в решении указанных проблем играют действующие в ряде вузов России центры академического письма, которые на основе исследований в области теории и методики обучения созданию текстов научного стиля осуществляют практическую подготовку участников академических коммуникаций.
Сентябрьский выпуск журнала (как и в прошлом году) включает подборку статей по различным аспектам проблемы становления академической грамотности в системе образования. Открывает выпуск статья одного из ведущих специалистов в области академического письма в России, руководителя Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС, посвященная вопросам обучения письму для научно-публикационных целей онлайн. В статье преподавателей Центра академического письма Петрозаводского госуниверситета представлены результаты анкетирования основных участников педагогического процесса (представителей администрации, преподавателей, обучающихся), направленного на выявление проблем и реальных перспектив развития академического письма в региональном вузе. Часть работ посвящена технологическим и методическим основам написания студентами научных статей на русском и английском языках, поэтапной подготовки обучающимися устных научных докладов на английском языке, обучения пунктуации в текстах на английском языке студентов неязыковых направлений подготовки. В других материалах рассмотрены организационно-педагогические условия проведения конкурсов академического эссе на английском языке для студентов и школьников, продолжается обсуждение проблемы академического мошенничества, представлена методология изучения понятия «академическая дружба». Спектр вопросов, поднимаемых авторами статей, показывает многоаспектность проблемы становления академической грамотности в системе непрерывного образования, необходимость ее дальнейшего изучения и практической реализации результатов исследований. Редколлегия журнала планирует и далее содействовать публикации материалов соответствующей тематики.
Сентябрьский выпуск журнала включает и несколько публикаций иной проблематики. В статье нашего белорусского коллеги представлена постнеклассическая педагогика как объект трансдисциплинарной и методологической рефлексии. Российские авторы привлекают внимание к проблемам преемственности среднего и высшего образования (метапредметности и метадисциплинарности), а также выяснения особенностей образовательного проектирования в школе.
Редколлегия журнала обращает внимание потенциальных авторов на необходимость соблюдения требований журнала по проблематике и оформлению статей.
Мы желаем всем нашим авторам и читателям новых успехов в области непрерывного образования и в реализации на практике результатов научных поисков.
Редколлегия журнала