Необходимость вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность обосновывается как российскими, так и зарубежными исследователями. По мнению Е. А. Печерской, Е. А. Савеленок, Д. В. Артамонова, организация и реализация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в университете имеют ряд преимуществ как для студентов, так и для самого вуза. С одной стороны, показатели эффективного участия студентов в НИРС, достижение значимых результатов поднимают рейтинг вуза, с другой ‒ расширяют возможности трудоустройства самих студентов [1, с. 14]. Ребята, участвующие в НИР, способны самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, реализовывать их, использовать полученные знания на практике. Без сомнения, это делает их более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Кроме того, участие в научно-исследовательских проектах, разработка новых идей, самостоятельный поиск ответов на вопросы позволяют им развивать креативное и критическое мышление, аналитические навыки, умения сотрудничать, работать в команде. В современных российских вузах студенты как технических, так и гуманитарных направлений подготовки имеют все возможности для участия в НИР. Это относится и к обучающимся юридических специальностей. По мнению В. В. Комаровой, в современных условиях наиболее востребованы инициативные специалисты в области юриспруденции, способные внедрять в практику новейшие достижения научной мысли [2, с. 78]. В. А. Адамантова считает, участие в НИР дает возможность более глубоко погрузиться в осознание и решение юридических проблем, поскольку интерес к ним появляется лишь тогда, когда студенты сами принимают активное участие в их решении. Результативность овладения знаниями, умениями и навыками тоже вырастает по сравнению с тем, как это происходит во время лекций и семинаров [3, с. 2]. К основным показателям результативности НИРС относят научные публикации обучающихся, выступления с докладами на конференциях, участие студенческих работ в научно-технических выставках, конкурсах, получение патентов на интеллектуальную собственность, грантов на проведение исследований, а также стипендий, грамот и других наград за научные достижения [1, с. 9].
Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность вуза способствует формированию у них академической грамотности, компетенции «высокого порядка», необходимой для вхождения в процесс непрерывного образования. Ядром академической грамотности признано академическое письмо [4, с. 153], овладение умениями и навыками которого является крайне важным для будущей профессиональной деятельности юриста, так как именно в рамках этого процесса развиваются навыки мышления: анализ, синтез и оценка информации, умение выдвигать идеи [4, с. 154], организовывать, структурировать и представлять собственные мысли в виде аргументированного текста. Поскольку вхождение в мировое научное сообщество требует знания иностранного языка, развитие умений и навыков академического письма и, как следствие, академической грамотности обучающихся вписывается в процесс иноязычного образования. Цель данной статьи – обосновать и проанализировать поэтапное становление академической грамотности бакалавров-юристов в процессе проведения исследования на профессиональную тему и подготовки научного доклада на английском языке.
Формирование академической грамотности является сегодня «одной из приоритетных траекторий подготовки в вузе» [5, с. 119], так как умение четко и ясно формулировать свои идеи и мысли, а также презентовать их в рамках научного дискурса выступает показателем квалификации выпускника вуза. По мнению И. Б. Короткиной, академическая грамотность представляет собой умения, «связанные со знаковой, текстовой, языковой деятельностью, которые позволяют не только критически оценивать, анализировать и правильно интерпретировать различного рода информацию, но и продуцировать новое знание, выдвигать, обосновывать и логически упорядочивать собственные мысли» [6, с. 21]. Другими словами, академически грамотный человек способен на основе анализа и глубокого переосмысления информации, представленной в различных формах в академическом дискурсе и в определенном культурном контексте, создать собственный академический или научный текст [4, с. 154]. Человек, обладающий данной компетенцией, отличается особым мышлением, которое характеризуется постоянным стремлением познать что-то новое, проникнуть в суть исследуемого феномена, проанализировать его, выстроить причинно-следственные связи и, наконец, создать новое живое знание, а благодаря сформированным умениям и навыкам академического письма транслировать это знание обществу.
Развитие академической грамотности основывается на «принципах междисциплинарной интеграции» [7, с. 44], тесной связи науки и образования, что обеспечивает повышение уровня подготовки специалиста. По мнению Н. В. Агеенко, С. Г. Меньшениной, В. В. Добровой, П. Г. Лабзиной, развитию академической грамотности студентов способствует «интеграция профессиональных знаний, профессионально ориентированного языка в научную среду» [5, с. 120], что предполагает включение обучающихся в исследовательскую деятельность, выработку их готовности участвовать в научном диалоге, представлять результаты своих исследований в форме статей, докладов, выступлений на конференциях и других мероприятиях научного характера.
Н. В. Смирнова описывает три основных компонента академической грамотности: коммуникативный, когнитивный и регуляторно-поведенческий. Коммуникативный компонент подразумевает развитие узкодисциплинарных и междисциплинарных умений, таких как чтение и создание профессиональных текстов различных жанров, в том числе и профессиональных; когнитивный компонент академической грамотности, включающий социальный и ценностный аспекты, подразумевает развитие критического мышления, аналитических умений и способностей взаимодействовать в определенном профессиональном сообществе; регуляторно-поведенческий компонент отражает уровень мотивации обучающегося и степень сформированности самообразовательной компетенции и рефлексии [8, с. 60].
Необходимо заметить, что невозможно установить лимиты развития академической грамотности, определить жесткие границы и окончательные критерии ее сформированности, поэтому нельзя не согласиться с мнением И. Б. Короткиной что она имеет «эволюционирующее развитие» [6, с. 25] и не имеет окончательных пределов. При этом каждый новый виток развития является продолжением предыдущего и плавно перетекает на следующий уровень, что обеспечивает постоянное самосовершенствование и саморазвитие, составляющие основу идеи непрерывного образования. В связи с этим представляется более логичным говорить о становлении академической грамотности обучающихся в образовательном процессе вуза, поскольку само понятие, согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, подразумевает «приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития»1, что говорит о непрерывности и возможности постоянного совершенствования данной компетенции.
Таким образом, участие в научно-исследовательской деятельности может способствовать поэтапному становлению академической грамотности обучающихся, которое предполагает «развитие лингвистических и металингвистических компетенций исследователя» [4, с. 153], таких как знание и понимание языковых явлений и умение их использовать, а также способностей выдвигать гипотезу, находить и анализировать информацию для ее подтверждения, продуцировать новые идеи, аргументировать их состоятельность, оформлять в виде текста с возможным последующим представлением его аудитории. Для обучающихся юридических направлений эти компетенции имеют еще большую актуальность, поскольку сама профессиональная деятельность юриста предполагает устную и письменную коммуникацию с использованием грамотно выстроенной аргументации. Обладание академической грамотностью становится важным показателем уровня развития профессиональной коммуникативной компетенции [9, с. 209], оказывающей влияние на эффективность решения профессиональных задач [10], способной регулировать политические, социальные, экономические и иные отношения [11, с. 24], обеспечивающей убедительность, доступность и ясность речи юриста [12]. В связи с этим представляется актуальным развитие у будущих юристов академической грамотности в процессе подготовки научных докладов в рамках иноязычного образования.
Иноязычное образование бакалавров юридического направления подготовки в Петрозаводском государственном университете осуществляется на 1-м и 2-м курсах. На первом курсе на изучение дисциплины «иностранный язык» выделяется 324 часа, из них 100 контактных, на втором курсе добавляется «иностранный язык в сфере юриспруденции», на изучение которого выделяется 144 часа, из которых 72 контактных. Подготовка к участию в научно-исследовательской деятельности начинается с первого курса. Согласно рабочей программе дисциплины «иностранный язык», промежуточная аттестация в третьем семестре проходит в формате публичного выступления с научным (академическим) докладом, который относится к продуктивному жанру академического письменного дискурса [13, с. 168]. Поскольку развитие умений выступать перед публикой является одной из приоритетных задач иноязычного обучения юристов, подготовка к написанию академического доклада и последующей его презентации начинается с первых занятий по иностранному языку. Обучение иностранному языку будущих юристов базируется на профессионально ориентированном подходе, который подразумевает не только изучение лексики, связанной со сферой юриспруденции посредством чтения аутентичных текстов и просмотра видео, но и активное участие в смоделированных ситуациях профессионального общения. Студенты, проявляющие интерес к научно-исследовательской деятельности, занимаются подготовкой академического или научного доклада в течение двух лет, и завершающим итогом их работы является выступление с ним на ежегодной студенческой научно-практической конференции. В ходе настоящего исследования использовались следующие методы: изучение и обобщение научной литературы по вопросу исследования, опрос и анкетирование студентов, сравнительный анализ, наблюдение, поиск инновационных форм и методов работы со студентами в процессе подготовки научного доклада и выступления с ним перед аудиторией и анализ их эффективности.
Процесс становления академической грамотности будущих юристов в рамках иноязычного образования затрагивает развитие и формирование целого ряда умений и навыков. В рамках изучения иностранного языка студенты неоднократно готовят профессионально ориентированные доклады, которые с каждым разом усложняются и увеличиваются в объеме. В процессе их подготовки происходит постоянное совершенствование навыков академического чтения и академического письма, освоение методологии научного исследования, академического дискурса, основ ораторского искусства. Даже итоговый экзамен по дисциплине «иностранный язык» проходит в форме публичной презентации академического профессионально ориентированного доклада, в связи с чем с первых дней обучения в вузе студенты начинают овладевать необходимыми умениями и навыками для его подготовки. Именно в процессе подготовки исследования на иностранном языке создаются все условия для становления академической грамотности обучающихся, основным показателем которой является создание нового знания. Данная работа состоит из несколько этапов:
- Первый этап – подготовительный – включает в себя вхождение в язык профессии и начальную подготовку к написанию академических текстов. С первого семестра студенты активно включаются в работу по изучению профессиональной юридической лексики. Они отрабатывают ее в упражнениях, читают профессионально ориентированные тексты, просматривают видео с последующими заданиями. С целью ознакомления обучающихся с основами юридической науки и скорейшего погружения их в профессиональный юридический дискурс преподавателем используются элементы предметно-языкового интегрированного обучения. В процессе иноязычного обучения первокурсники изучают вопросы, которые совпадают с темами дисциплины «история государства и права». Например, «Law: Historical Introduction. Sources. Branches» (Право. История права, источники права, отрасли права); «The Code of Hammurabi» (Законы Хаммурапи) и т. д. На этом же этапе студенты получают информацию о том, как подготовить доклад и представить его аудитории. Обучающиеся узнают, чем отличается информационный доклад от академического, какую структуру предполагают оба вида докладов, как сделать к нему презентацию, какую информацию предпочтительнее выложить на слайды и многое другое. Информация предоставляется в виде презентации с примерами, иллюстрирующими этапы подготовки доклада, анализом типичных ошибок, рекомендациями по написанию и оформлению доклада. Сама презентация является образцом оформления устного выступления и в ходе изучения обсуждается со студентами. На подготовительном этапе студенты получают первое задание – подготовить информационный доклад на английском языке и представить его аудитории. Предлагается ряд тем, связанных с историей государства и права. Студенты могут выбрать одну из них либо предложить свою. Обучающиеся получают подробную инструкцию, как структурировать доклад, какие составляющие должны в нем обязательно присутствовать и какие требования предъявляются к визуализации доклада. На занятия приглашаются студенты 2-го курса с целью проведения мастер-класса по проведению исследования и представлению его результатов в виде доклада на английском языке. На подготовку доклада дается две недели, при необходимости студенты могут обратиться к преподавателю за помощью. Уже на первом этапе обучающимся предлагается представить доклад аудитории по возможности без опоры на написанный текст. Как показывают наблюдения, проводимые в 2021‒2024 гг., в среднем только 28 % студентов группы воспользовались данным предложением при первой попытке публичного выступления (28,57 % – 2021 г., 32,4 % – 2022 г. 26,3 % – 2023 г.), остальные предпочли зачитать свой доклад. На первом курсе это объясняется двумя причинами: низкий уровень языковой подготовки при поступлении в вуз и страх перед публичным выступлением. Анализ представляемых докладов и их презентации выявляет следующие ошибки: перегруженность доклада информацией; выбор сложной лексики, труднопроизносимых слов; попытки уместить большое количество текстовой информации на слайды, отсутствие визуализации; несоблюдение тайм-менеджмента; неспособность поддерживать зрительный контакт с аудиторией; просьбы к аудитории не задавать вопросы. В то же время можно отметить попытки нескольких студентов подготовить и представить свой доклад в форме академического. На данном этапе происходит развитие коммуникативного компонента академической грамотности: студенты учатся определять жанры текстов, отличать факты от мнения, понимать взаимосвязь различных частей текста и его структуры; анализировать и структурировать информацию в виде собственного текста и осуществляют первые попытки презентации доклада аудитории с соблюдением норм и правил публичного выступления.
- Второй этап – формирующий – предполагает дальнейшую работу по подготовке и оформлению доклада и его презентации перед публикой. Студентам предлагается подготовить кейс-стади на тему «Громкие преступления XX‒XXI веков». Они самостоятельно выбирают темы, а именно преступления, совершенные в нашей и других странах, и начинают поиск необходимой информации. Здесь задача немного усложняется, поскольку предлагается не только найти информацию о совершенных преступлениях и преступниках, но и проанализировать ее. Студенты представляют кейс-стади, в которых они описывают ситуацию, предшествующую совершению преступления (the background of the situation / person), включающую такие данные, как возраст преступника, место работы, физическое и умственное здоровье, семья, социальные взаимоотношения, вредные привычки и т. д. Далее следует описание самого преступления (description of the problem / case): что и где произошло, были ли соучастники, какое наказание понес преступник. Затем студенты представляют анализ решения суда. Им необходимо не только согласиться или не согласиться с ним, а изучить внимательно статьи, по которым обвиняется преступник, и высказать свое мнение о справедливости наказания. Последним заданием является анализ общественного мнения. Студентам необходимо изучить и проанализировать освещение данного преступления в средствах массовой информации и реакцию общества на совершение данного преступления. Далее обучающиеся обсуждают в группе, можно ли было предотвратить это преступление, если да, то как. Студентам также предлагается выступить с докладом без какой-либо опоры на текст либо попытаться рассказать какую-то часть доклада самостоятельно (например, треть), а остальное зачитать. Согласно наблюдениям, вариант с возможностью частичного представления доклада без опоры на текст выбирается студентами с более слабой языковой подготовкой, но с высокой мотивацией к изучению иностранного языка. На данном этапе продолжает развиваться коммуникативный компонент академической грамотности, а также и когнитивный, поскольку усложняются требования к докладу, студенты не только находят необходимую информацию, но и анализируют ее, сравнивают факты, делают выводы. У них развиваются умения критически читать и интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнительный анализ информации из разных источников, обобщать факты и делать выводы. Продолжается работа над совершенствованием презентационных умений и навыков.
- Третий этап – основной – включает непосредственно проведение исследовательской работы и написание академического доклада для представления на экзамене. Экзамен по иностранному языку на кафедре проходит в формате межинститутской конференции, на нее приглашаются студенты гуманитарных направлений, которые выступают со своими презентациями перед незнакомой аудиторией. Выбор темы доклада должен отвечать следующим требованиям:
- это должен быть профессионально ориентированный доклад;
- в докладе должен присутствовать элемент исследования.
Кроме того, подготовленный доклад должен отвечать требованиям, предъявляемым к структуре академического доклада, т. е. в нем нужны следующие составляющие: введение, актуальность, исследовательский вопрос, методы исследования, сбор данных, результаты (или основная часть), обобщение, выводы, список литературы (Introduction, Research Rationale, Research Questions, Methods, Data Collection, Findings, Summary, Conclusion, References). На этапе подготовки доклада студенты самостоятельно выбирают темы, по которым они хотели бы провести свои исследования, либо, опираясь на широкую тему из предлагаемого преподавателем списка, формулируют более узкую или более конкретную. Например, в рамках широкой темы «Искусственный интеллект» обучающиеся сформулировали собственные: «Искусственный интеллект: вероятность обладания правосубъектностью»?, «Возможности использования искусственного интеллекта в процессе осуществления юридической деятельности» и другие. Студентам предлагается подобрать две научные статьи по своей теме или близкой к ней на английском языке, прочитать их и подготовить по ним мини-обзор для аудитории. Обучающиеся иногда испытывают трудности в поиске подобной информации, в таком случае преподаватель оказывает им помощь. Впоследствии студенты, как правило, включают эту информацию в свой доклад в качестве обзора литературы. Поскольку «важнейшим показателем культурной составляющей академической грамотности являются ссылки» [14, с. 11], а правильное их оформление считается показателем проявления уважения к другим авторам, ребята получают информацию о возможностях использования чужих мыслей в своем докладе и их корректном оформлении. Со студентами подробно изучаются методы исследования, из которых они выбирают подходящие для своей работы. На данном этапе большое внимание уделяется подготовке устного выступления с докладом. На занятиях обучающиеся просматривают видео выступлений известных ораторов на английском языке, обсуждают структуру докладов, техники их представления, использование стилистических средств. Кроме того, студенты оценивают невербальное общение докладчиков с аудиторией. В рамках этих занятий ребята создают видеоролики или цифровые истории с советами «Как преодолеть страх публичных выступлений»? На последних занятиях студенты представляют свои доклады в аудитории, основное внимание уделяется оцениванию структуры, визуализации, выбору лексики (сокращение громоздких предложений, использование простых для восприятия конструкций), а также умениям вербального и невербального общения с аудиторией, мастерству публично излагать результаты своего исследования, отвечать на вопросы, вступать в дискуссию. На экзамене студенты выступают с презентацией подготовленных докладов, отвечают на вопросы экзаменаторов и аудитории. Согласно наблюдениям, более 70 % обучающихся представляют свои доклады без опоры на текст. На данном этапе развиваются коммуникативный и когнитивный компоненты академической грамотности, развиваются умения использовать академический дискурс в контексте юридической науки, понимать методологические основы исследовательской работы, классифицировать и обрабатывать сравнительные данные, структурировать и логически верно выстраивать исследование, делать выводы.
- Четвертый этап – осознанного участия – подразумевает осознанное и добровольное продолжение обучающимися исследовательской деятельности. Согласно статистике за последние три года, в среднем 25 % бакалавров (5 из 20 (25 %) – 2022 г., 8 из 27 (29,6 %) – 2023 г., 6 из 29 (20,6 %) – 2024 г.) были готовы продолжить свое исследование в рамках иноязычного образования и выступить с докладом на научно-практической конференции. Как показывает практика, доклады на конференцию часто готовятся под кураторством двух руководителей – преподавателя основных профессиональных дисциплин и преподавателя иностранного языка. Материалы таких исследований могут в дальнейшем использоваться при подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ и даже магистерских диссертаций. На этом этапе развивается регуляторно-поведенческий компонент академической грамотности, подразумевающий не только высокий уровень развития мотивации к продолжению исследования, но и готовность к самоорганизации, самостоятельному продолжению работы над исследованием, которое включает в себя поиск новой информации, ее обработку, более тщательное рассмотрение деталей и создание собственного нового знания.
Характеристика этапов подготовки научного доклада, в процессе которой происходит становление академической грамотности, представлена в таблице.
Характеристика этапов подготовки научного доклада
Description of the stages in the preparation of a scientific report
Задачи | Форма деятельности и условия реализации |
Формируемые умения и навыки |
Первый этап (подготовительный) | ||
|
|
|
Второй этап (формирующий) | ||
|
|
|
Третий этап (основной) | ||
|
|
|
Четвертый этап (осознанного участия) | ||
|
|
|
Таким образом, на каждом этапе студенты создают и представляют разнообразные учебные, учебно-научные работы, которые усложняются от информационного до научного доклада, представляющего результат исследовательской деятельности. В процессе их подготовки развиваются умения и навыки академического письма, составляющие основу академической грамотности.
В рамках иноязычного образования обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями для подготовки научного доклада к экзамену, а также имеют возможность продолжить работу над исследованием с последующим его представлением на научно-практической конференции. Процесс подготовки научного доклада состоит из подготовительного, формирующего, основного этапов и этапа осознанного участия, на каждом из которых развиваются определенные умения и навыки. В процессе работы над исследованием создаются благоприятные условия для становления академической грамотности, включая развитие всех ее компонентов, а именно: коммуникативного, когнитивного и регуляторно-поведенческого. Основным показателем ее становления является создание нового знания. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность открывает возможности интеграции профессиональных знаний и профессионально ориентированного языка в научную среду. Это создает предпосылки для развития лингвистических и металингвистических компетенций, составляющих основу академической грамотности, обладание которой открывает возможности личностного и профессионального роста.
Список литературы
- Печерская Е. А., Савеленок Е. А., Артамонов Д. В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 7‒15.
- Комарова В. В. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент юридического образования // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С. 77‒81.
- Адамантова В. А. Научно-исследовательская работа студентов-юристов как форма повышения профессионализма [Электронный ресурс] // E-Scio. 2019. № 6 (33). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-yuristov-kak-forma-povysheniya-professionalizma (дата обращения 05.08.2024).
- Шерехова О. М. Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-150-166
- Агеенко Н. В., Меньшенина С. Г., Доброва В. В., Лабзина П. Г. Практические аспекты формирования академической грамотности в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 117‒127. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-117-127
- Короткина И. Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51). С. 20–31.
- Костикова Л. П., Чернявская Е. С., Ольков А. С. Формирование академической грамотности будущих специалистов // Междисциплинарная интеграция: материалы ХVІ Междунар. науч. конф., посвящ. 101-й годовщине образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 27 окт. 2022 г. Минск, 2022. С. 44‒48.
- Смирнова Н. В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 58–64.
- Афанасьева Н. Д., Васильева А. А. Академический дискурс как основа формирования академической грамотности студента-международника // Przegląd Rusycystyczny. 2023. № 1 (181). С. 207‒218.
- Артеменко Н. А. О методах развития навыков профессионального общения будущих юристов // Вестник КРУ МВД России. 2013. № 4 (22). С. 105‒108.
- Славова Н. А. Юридическая наука: понятие, возникновение, развитие, функции и содержание // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. № 2 (Т. 1). С. 23‒32.
- Хужаниязова Х. Т. Обучение юридической риторике в вузе [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2019. № 7 (42). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-yuridicheskoy-ritorike-v-vuze (дата обращения 23.08.2024).
- Демидова О. М. Из опыта разработки курса «академическое письмо»: универсальный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 166‒173.
- Короткина И. Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации // Научный редактор и издатель. 2017. № 2 (1). С. 8-13. DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13