Достижение национальных целей и стратегических задач социально-экономического и научно-технического развития страны, необходимость укрепления ее культурно-ценностного и мировоззренческого суверенитета, обеспечения экологической безопасности и экологического благополучия актуализируют проблему формирования экологической культуры будущих педагогов. Именно педагог, по утверждению Н. Н. Моисеева, является центральной фигурой общества. Передавая эстафету знаний, культуры подрастающим поколениям, он способен внести в их внутренний мир элементы «душевной тревоги за будущность своего народа» и ответственность за сохранение человеческой цивилизации [1].
От уровня экологической культуры педагога зависят качество экологического образования школьников, выступающего методологической платформой образования в интересах устойчивого развития [2], эффективность достижения целей и задач государственной политики, отраженных в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте, Примерной рабочей программе воспитания (2022), Концепции экологического образования в системе общего образования, Концепции воспитания гражданина России в системе образования и др.
Ключевым звеном в решении данной задачи является система высшего педагогического образования как стратегически важная сфера человеческой деятельности, которой, наряду с другими уровнями образования, определена опережающая роль в достижении устойчивого развития (программа ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) на период до 2030 г.)1.
Необходимость приобщения будущих педагогов к культуре отмечается в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года2. Направления воспитательной работы, связанные с формированием у студентов ответственного, бережного отношения к природной и социокультурной среде, представлены в Примерной рабочей программе воспитания в образовательной организации высшего образования3.
Как показал анализ нормативных документов, экологическая культура выступает «ключом к устойчивому развитию» (Ханчжоуская декларация «Культура и устойчивое развитие», 2013 г.4), решению экологических проблем, созданию «желаемого будущего» и достижению целей устойчивого развития. Являясь сложным, многомерным феноменом, целью и интегральным результатом непрерывного экологического образования, экологическая культура представляет собой базовую культуру современного человека, основу формирования культуры устойчивого развития [3].
Теоретические, методологические и методические аспекты формирования экологической культуры и отдельных ее аспектов представлены в исследованиях Н. М. Мамедова, Э. В. Гирусова А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, С. В. Алексеева, Е. Н. Дзятковской, Д. С. Ермакова, Т. А. Бабаковой, Н. Ф. Винокуровой, Г. С. Камериловой, В. В. Николиной, Г. А. Ягодина и др. Значительный вклад в реализацию эколого-культурологических идей в воспитании будущего педагога внесли исследования Н. Н. Моисеева, С. Н. Глазачева, С. А. Степанова. Так, в работе С. Н. Глазачева формирование экологической культуры рассматривается как подсистема целостной системы формирования профессиональной культуры педагога [4]. В трудах А. Р. Гарифуллиной, С. В. Аниськина, Н. Д. Андреевой, Г. А. Джумок, С. В. Левина, О. Д. Удовыченко и др. представлены научно обоснованные педагогические модели формирования экологической культуры будущих педагогов. В докторской диссертации В. С. Степанова раскрыты концептуальные основы, содержательные и организационно-технологические аспекты реализации экологического образования в интересах устойчивого развития в организациях высшего образования [5].
В современных исследованиях представлено значительное разнообразие исследовательских позиций в понимании содержания экологической культуры. В наших исследованиях отмечается, что экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания и жизнедеятельности личности. Экологическая культура, на наш взгляд, включает следующие когерентные элементы: когнитивный, аксиологический, нормативный, творческо-деятельностный, поведенческий [6].
В современных условиях, как уже было сказано выше, значительные требования предъявляются к формам, методам и технологиям формирования экологической культуры, учитывая многоаспектность ее структуры. В этом контексте в современной теории и практике недостаточной полно раскрыта проблема, связанная с использованием потенциала культурно-экологических воспитательных практик в формировании данного социально значимого личностного качества.
Потенциал и возможности воспитательных и образовательных практик в развитии личности отмечались в работах И. М. Осмоловской, М. В. Кларина, Г. Н. Травникова, В. В. Николиной, О. А. Фиофановой и др. Являясь связующим звеном между традициями и инновациями, воспитательные практики ориентированы на конструктивно-созидательное преобразование окружающей действительности. Событийность и полисубъектность воспитательных практик, задающаяся пространством «встреч» событийной общности, обеспечивают осмысление и присвоение ценностей, норм, моделей жизнедеятельности, задают контуры социокультурной деятельности.
Вместе с тем использование возможностей воспитательных практик в формировании экологической культуры будущих педагогов не получило системного и целостного осмысления, не определены их сущность, теоретико-методологические основы, структурно-содержательная модель, отражающая контуры их проектирования.
В данной связи целью исследования является разработка и научное обоснование сущности, специфики, видов, структурно-содержательной модели культурно-экологических воспитательных практик, ориентированных на формирование экологической культуры будущих педагогов. В ходе исследования были использованы теоретический анализ, обобщение научных данных, проектирование, конструирование. Осмысление проблемы осуществлялось в контексте идей экогуманизма, холизма, устойчивого развития, а также положений культурно-экологического, личностно-деятельностного, интегрального, событийного подходов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи устойчивого развития, коэволюции человека и природы Н. Н. Моисеева, Н. М. Мамедова; идеи синергетики Е. Н. Князевой; идеи экогуманизма (В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, Н. М. Мамедов, А. Печчеи, Д. Медоуз, Т. Миллер); положения о сущности и структуре экологической культуры (Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина); исследования И. М. Осмоловской, М. В. Кларина, О. А. Фиофановой, раскрывающие специфику и особенности проектирования образовательных и воспитательных практик; идеи М. М. Бахтина о диалогизме сознания; положения интегральной теории К. Уилбера; положения концепции феноменологии и бытия личности М. С. Мухиной; типы субъект-субъектного взаимодействия В. И. Панова, текстуально-диалогический принцип С. В. Беловой; положения интегрального, событийного, личностно-деятельностного и культурно-экологического подходов.
Определено, что культурно-экологические воспитательные практики представляют собой пространство становления будущего педагога как субъекта культуры и эколого ориентированной жизнедеятельности, контуры которого задаются многомерной реальностью встреч, диалогов и проб, обеспечивающих рациональное и иррациональное познание («мыслью и сердцем») наиболее ценных в природном, историческом, культурном плане объектов; присвоение коэволюционных ценностей, нравственно-экологических императивов, норм, самореализацию в конструктивно-созидательной деятельности в интересах устойчивого развития.
Воспитательные практики предполагают субъект-порождающий характер взаимодействия [7] как внутри событийной общности, являющейся их неотъемлемым элементом, так и в процессе встречи и диалога с природной, культурной и социальной средой.
«Встреча» как форма события и структурная единица воспитательной практики [8] инициирует ситуации взаимодействия с природной, предметной, образно-знаковой, социально-нормативной реалиями бытия [9], создавая основу для экологической идентификации и формирования внутренней позиции будущего педагога по отношению к природе, культуре, обществу и результатам его деятельности.
На основе анализа научной литературы нами была разработана структурно-содержательная модель культурно-экологических воспитательных практик, представленная в единстве методологического, целевого, содержательного, процессуально-технологического, рефлексивно-оценочного компонентов.
Методологический компонент включает культурно-экологический, личностно-деятельностный, интегральный, событийный подходы, выступающие стратегическими ориентирами разработки культурно-экологических воспитательных практик. Раскроем их более подробно.
Культурно-экологический подход [10] предусматривает рассмотрение будущих педагогов как субъектов культуры, их введение в культурно-экологическое образовательное пространство; ориентацию воспитательных практик на реальное социоприродное окружение, природные и культурные объекты, раскрывающие гармонию человека и природы.
Личностно-деятельностный подход предполагает освоение и реализацию способов эколого ориентированной жизнедеятельности в окружающей среде; приобретение субъектного опыта, связанного с решением экологических проблем, сохранением и защитой объектов культурного и природного наследия.
Интегральный подход [11] позволяет осуществить синтез различных концепций культуры и способов ее познания; интеграцию естественно-научной и гуманитарной области знаний (экологии, геоэкологии, литературы, искусства, права, философии, этики, фольклора, истории, краеведения). Предусматривает использование сложных «человекоразмерных» объектов познания, позволяющих на их примере осмыслить взаимосвязи между человеком, природой, обществом и результатами его деятельности, осознать роль культуры в данном процессе.
Событийный подход ориентирует на создание событийной общности [12], инициирующей подготовку и реализацию культурно-экологической воспитательной практики; моделирование пространства встреч, диалога, проб, рефлексии, в ходе которых осуществляется ценностно-смысловое взаимообогащение всех участников практики, «выращивание» личностных смыслов экокультуры, присвоение ценностей, нравственных и экологических императивов, переживание социальной и личностной значимости культурно-экологической созидательной деятельности.
Целевой компонент модели культурно-экологических воспитательных практик является системообразующим, определяя их стратегические ценностно-целевые ориентиры, связанные с формированием экологической культуры будущих педагогов.
Содержательным «ядром», обеспечивающим ценностно-мировоззренческую целостность, выступают «человекоразмерные» модели познания постнеклассической науки, отражающие сотворчество человека и природы, аккумулирующие и транслирующие нормы, ценности, традиции и способы эколого ориентированной жизнедеятельности, передаваемые из поколения в поколение (усадебные комплексы, объекты природного и культурного наследия, культурные ландшафты) [13]; коэволюционные ценности, опыт конструктивно-созидательной деятельности.
Отбор содержания культурно-экологических практик осуществляется в соответствии со структурой экологической культуры [6]: когнитивный аспект (знание основ взаимодействия природы и общества, виды и направления рационального природопользования; естественно-научные и социогуманитарные знания, необходимые для решения экологических проблем), аксиологический аспект (экологические и экогуманистические ценности, ценностное отношение к природе и культуре, идея холизма, универсальной ценности и самоценности природы); нормативный аспект (нравственные и экологические императивы, правила, нормы, традиции, экологическая ответственность); творческо-деятельностный компонент (опыт проектной, созидательно-конструктивной деятельности).
Процессуально-технологический аспект включает стадии реализации культурно-экологических воспитательных практик, выстроенные в логике «встреча ‒ диалог ‒ проба» [8], а также с учетом функций и последовательности формирования экологической культуры. Рассмотрим данные стадии в сопряжении с педагогическими технологиями.
- «Встреча» предусматривает инициацию события, связанного с решением интегральной проблемной ситуации культурно-экологического характера, пробуждающей сопереживание и душевную тревогу за будущее природы, культуры, устойчивое развитие страны; осознание сопричастности к истории и судьбе Родины [14]. Основу данной ситуации могут составлять объекты природного и культурного наследия, экологические проблемы и ситуации, культурные ландшафты и др. «Погружаясь» в пространство «проблемного поля» ситуации, субъект встречается с предметной, природной, образно-знаковой и социально-нормативными реалиями бытия, извлекая заложенные в них смыслы, переживая личностную значимость каждого из них, создавая их ментальные образы. На данном этапе используются методы технологии визуализации (ментальные карты, инфографика и пр.), фасилитации («Мировое кафе» и др.), приемы драмогерменевтики [15], сторителлинга. Форматом встречи может быть событийная тематическая площадка, ролевые и ситуационные игры, «открытый разговор» и др.
- «Диалог» ориентирован на развитие экологического мышления и присвоение экогуманистических ценностей, осмысление будущими педагогами собственной сопричастности к созданию и сохранению «ноосферных» территорий. Диалог «разворачивается» по следующим направлениям: «природа ‒ общество»; «культура ‒ природа»; «общество ‒ культура»» «природа ‒ культура»; «личность в природе, обществе в культуре». Таким образом, в процессе диалога происходит осмысление сущностных оснований предметной, образно-знаковой, природной, социально-нормативной реалий бытия, понимание особенностей их взаимодействия и причинно-следственных связей. Реализуется нормативно-регламентирующая и аксиологическая функции. Трансформация знаний, ценностей и норм в субъективную форму происходит на основе приемов и методов технологий форсайта, текстуально-диалогической педагогической технологии5, веб-квестов, технологии фасилитации, кейс-стади, коммуникативной дидактики [16], «6 шляп мышления» Эдварда де Боно, метода «трех стульев» Уолта Диснея и др.
Форматами диалога могут быть эвристические сессии, форсайт-сессии, круглые столы, дискуссионные площадки и др.
- «Проба» задает творческо преобразующий импульс, выступая механизмом субъективации и выполняя преобразовательную функцию. Предполагает самореализацию будущих педагогов в созидательной культурно-экологической деятельности с последующей рефлексией и извлечением смыслов. Как отмечает О. А. Фиофанова, смысловое оформление опыта дает переживанию опору в предметной реальности, если же из опыта не извлечен смысл, то состояние человека может повторяться до бесконечности [8]. В качестве технологического инструментария на данной стадии используются проектная технология, технология коллективно-творческих дел и др. Форматами проб могут быть проектный офис, педагогическая мастерская, акция, флешмоб, ландшафтно-экологические исследования [17], экологически ответственные дела [18], различные формы эколого-краеведческой деятельности [19] и экологического просвещения [20] пр.
Рефлексивно-оценочный аспект культурно-экологически воспитательных практик предусматривает осуществление самооценки и рефлексии деятельности на каждом ее этапе; оценку будущими педагогами собственной готовности к осуществлению эколого ориентированной деятельности
В соответствии с этапами формирования экологической культуры, отражающими процесс культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант геокультурного пространства (культурно-адаптационный этап-культурно-смысловой этап – культурно-творческий этап [6], нами было выделено три вида последовательно реализующихся культурно-экологических воспитательных практик, обеспечивающие воздействие на все сферы сознания личности. Рассмотрим их более подробно:
- Культурно-экологические воспитательные практики эстетического переживания и познания сопряжены с культурно-адаптационным этапом формирования экологической культуры, связанным с эмоциональным восприятием и означиванием социоприродного пространства, переживанием будущими педагогами духовной связи и сопричастности к культуре и природе родного края и страны. Данный вид практик ориентирован на формирование у будущих педагогов представлений и знаний об экологической культуре, ее роли и значении в обеспечении устойчивого развития; единстве человека и природы, восприятие природы как самоценности, а себя как ее части. Пример тематик культурно-экологических воспитательных практик переживания и познания: «Моделируем образ эколого ориентированной личности», «Моя экологическая культура: траектория саморазвития», «Культурные традиции народов России», «Экологическая культура и ее знаково-символическая “ткань”».
- Культурно-экологические воспитательные практики ценностного осмысления связаны с культурно-смысловым этапом формирования экологической культуры будущих педагогов. В процессе практики создаются условия для осмысления причинно-следственных связей, формирования ценностного отношения, присвоения будущими педагогами экогуманистических ценностей, экологических императивов, побуждающих и задающих оптимальные способы взаимоотношений человека и природы в контексте идей устойчивого развития. Рассмотрим примеры тематик культурно-экологических воспитательных практик ценностного осмысления: «Конструируем кодекс экологически ответственного гражданина России»», «Эстафета культурно-исторической памяти: открытый разговор», «Роль учителя в устойчивом развитии современной цивилизации», «От сверхпотребностей к пониманию достаточности: в поисках путей перехода», «Культурное наследие: культурный код и устойчивое развитие».
- Культурно-экологические воспитательные практики творческо-созидательной направленности обеспечивают формирование экологической культуры на заключительном, культурно-творческом, этапе. Указанные практики предусматривают осмысление культуры как способа жизнедеятельности, овладение моделями ответственной творческо-созидательной деятельности в соответствии с требованиями нравственного и экологического императива. Данный вид практик ориентирован на включение педагогов в продуктивную деятельность по проектированию экологических воспитательных событий, культурно-экологических образовательных маршрутов для школьников, экологических кейсов, веб-квестов и пр.
На основе исследований И. М. Осмоловской [21], О. А. Фиофановой [8] определена логика проектирования эколого ориентированных воспитательных практик. На стадии замысла определяется концептуальная рамка воспитательной практики, включающая проблему, связанную с формированием экологической культуры и отдельных ее аспектов, теоретические основания (идеи, принципы), ценностно-целевые ориентиры, осуществляется отбор реализующегося в практике содержания; определение форм и этапов реализации практики, педагогических технологий и ресурсов. В процессе проектной деятельности важно выработать у членов команды общее видение всех элементов будущей воспитательной практики. На стадии планирования осуществляется детализация ожидаемых результатов, разработка плана действий и технологической карты, распределение поручений и назначение ответственных. По завершении стадии реализации следуют рефлексия и подведение итогов.
В ходе исследования определены теоретико-методологические основы, сущность, специфика, виды культурно-экологических воспитательных практик, ориентированных на формирование экологической культуры будущих педагогов. Разработана структурно-содержательная модель культурно-экологических воспитательных практик, определяющая методологический и методический абрис их проектирования. В процессе моделирования культурно-экологических воспитательных практик учтены структура и этапы формирования экологической культуры; получили развитие идеи коэволюции, холизма, субъектности, событийности, устойчивого развития, положения постнеклассической науки, связанные с использованием «человекоразмерных» моделей познания как основы понимания будущими педагогами взаимосвязей между человеком и природой и собственной роли в их устойчивом развитии.
Разработанные воспитательные практики выступают инструментом идентификации, самоопределения и самореализации будущих педагогов в природном и социокультурном пространстве; обеспечивают возникновение ценностных смыслов и устойчивой внутренней позиций, проявляющихся в ответственном отношении к окружающей среде и эколого ориентированной и культурно-творческой деятельности.
Результаты исследования имеют теоретический и практический характер. Теоретические результаты связаны с разработкой структурно-содержательной модели культурно-экологических воспитательных практик и их сопряжением с этапами формирования экологической культуры будущего педагога. Конкретные разработки видов и процесса проектирования культурно-экологических воспитательных практик составляют практический результат исследования. Материалы статьи могут использовать преподаватели педагогических вузов, наставники, кураторы экологических студенческих объединений, специалисты по воспитательной работе при проектировании культурно-экологических воспитательных практик, разработке других методических материалов.
Список литературы
- Моисеев Н. Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С. 4–7.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.. Проблема преемственности экологической культуры общества и личности // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 4 (40). DOI: 10.15393/j5.art.2022.8007
- Мамедов Н. М., Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 2. Электрон. дан. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/38/39 (дата обращения 20.04.2024).
- Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. Москва, 1998. 500 с.
- Степанов С. А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении. Москва, 2010. 246 с.
- Винокурова Н. Ф., Николина В. В., Ефимова О. Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5. С. 25–40. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-5-25-40
- Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 100‒117.
- Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. Москва, 2012. 120 с.
- Мухина М. С. Концепция феномена личности [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.vfly.ru/koncepcia_fenomena_lichnosti.htm (дата обращения 03.02.2023).
- Винокурова Н. Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии (вопросы научно-методического обеспечения регионального компонента общего образования): Материалы межвузовской научно-практической конференции: сборник статей, Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2004 года. Санкт-Петербург, 2004. С. 12–15.
- Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. Москва, 2004. 412 с.
- Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1. С. 90‒99.
- Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А. Методология и технология ландшафтного воспитания будущих педагогов на основе культурного наследия // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 2 (42). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8464
- Николина В. В., Лощилова А. А., Фролова С. В., Аксенов С. И. Формирование гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации: подходы, принципы и направления реализации // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 4 (45). DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-4-6
- Букатов В. М. Драмогерменевтика: основные положения, методические ориентиры и образовательная практика // Эстетика и герменевтика: Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ: сборник статей всероссийской научной конференции, Москва, 11 декабря 2020 года. Москва, 2022. С. 107‒112. DOI: 10.29003/m2557.978-5-317-06726-7/107-112
- Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И. Школа понимания – коммуникативная дидактика // Образовательные системы современной России. Москва, 2010. С. 236–242.
- Камерилова Г. С., Асташин А. Е., Асташина Н. И. Ландшафтно-экологический подход к организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-3
- Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А. Методика воспитания экологической ответственности у учащихся 5‒7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 149–153.
- Бабакова Т. А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 2(22). DOI: 10.15393/j5.art.2018.3966
- Алексеев С. В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 2 (22). С. 2–15. DOI: 10.15393/j5.art.2018.3944
- Осмоловская И. М. Инновационные образовательные практики в образовательном пространстве школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 120–131.