Аннотированный перечень статей, 2023 год все выпуски

Выпуск 1 (41)

От редакции
Бермус А. Г.

Ключевые слова: высшее образование, информационное общество, имитация образовательных практик, академическое мошенничество, гострайтинг, макдональдизация образования.

Академическое мошенничество и имитации в высшей школе как онтологический вызов образованию XXI века

Проблема академического мошенничества и практики реализации имитаций образовательной деятельности в высшей школе рассматриваются как фундаментальная социальная проблема и онтологический вызов, требующий переосмысления сути и сущности об-разования в XXI в. Цель статьи – классифицировать имитационные образовательные практики, имеющие место в условиях вуза, уточнить проблематику причин и следствий этих явлений, а также определить возможности ответа на данные вызовы как на уровне смысловых оснований, так и в аспекте практических мер для их предотвращения. На основе анализа русскоязычной и англоязычной литературы в области педагогики, социологии, социальной философии, социальной психологии, философии образования и других гуманитарных дисциплин делается вывод о глобальном характере имитационных практик в высшем образовании в условиях постиндустриального общества. Также представлены попытки классификации и определения онтологических истоков и историко-культурных оснований различных видов академического мошенничества: гострайтинга, компиляции научных текстов, феномена «копипаст», искусственных приемов повышения оригинальности текстов и пр. Автор опирается на междисциплинарный подход, методы социологического анализа, принципы гуманитарной методологии, структурный анализ и методику контент-анализа текстов по социально-гуманитарной и педагогической тематикам.
Назаров А. И., Платонов А. А., Прохорова Е. И., Соколова Е. И.

Ключевые слова: онлайн-обучение, модель педагогической деятельности, EMI, методика обучения иностранных студентов

Практика использования модели EMI для подготовки иностранных студентов

Статья отражает результаты использования модели English as a Medium of Instruction (EMI) как средства обучения физике и математике иностранных студентов-медиков. Модель активно исследуется уже в течение нескольких лет отечественными и зарубежными учеными, хотя потенциал ее применения в российских вузах изучен недостаточно. В статье предложена усовершенствованная модель EMI, учитывающая возможности цифровых технологий и средств обучения. Функционал структурных элементов модели направлен на формирование продуктивной образовательной среды преподавателями и студентами как субъектами обучения, ликвидацию языкового барьера в освоении курса, снятие напряжения у студентов при его изучении, преодоление проблем языковой подготовки преподавателей, создание комфортных условий для учебы и работы субъектам образовательного процесса. В качестве онлайн-средства обучения и организации образовательного процесса по направлению подготовки «Лечебное дело» использовался сетевой образовательный модуль «Physics, Mathematics», спроектированный на платформе электронного обучения Blackboard. Анализ исходного уровня подготовки иностранных студентов, проведенный на основе сведений из базы данных результатов всеиндийского экзамена NEET, в сравнении с итогами обучения дисциплине «Физика, математика» по усовершенствованной модели EMI и авторской методике обучения в цифровой среде, показал эффективность предложенной модели.
Миронова Н. А.

Ключевые слова: потенциал, цифровые технологии обучения литературе, непрерывное литературное образование, система методической подготовки учителей-словесников.

Потенциал использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников

В статье актуализируется проблема использования цифрового контента в высшем педагогическом образовании. В частности, речь идет о потенциале использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников. В статье раскрываются основные показатели цифровой грамотности студента-филолога, будущего учителя-словесника, готового к использованию цифрового контента в последующей профессиональной деятельности. Полученные эмпирические данные осмысливаются и обрабатываются с помощью качественно-количественных методов анализа: описательные статистики, анализ процентных соотношений, вычленение количественно-качественной динамики обращения студентов-филологов к конкретным цифровым технологиям при изучении методических дисциплин. Аргументация оценки обращения респондентов к цифровым технологиям в процессе собственного обучения и обоснованность необходимости их употребления в будущей профессиональной деятельности были модифицированы следующим образом: вычленены функции цифровых технологий, выделенные на основе ответов студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности и научно-методической целесообразности использования цифровых технологий обучения в контексте непрерывного литературного образования.
Борзова Е. В., Шеманаева М. А.

Ключевые слова: иноязычное образование, педагогические инструменты, Kahoot / Quizlet, пары сменного состава, проблемное учение, перевернутый класс.

Педагогические инструменты в практике преподавания иностранных языков и в исследованиях методистов (статья публикуется на английском языке)

В методике преподавания иностранного языка разработан обширный массив педагогических инструментов, который охватывает методы, приемы, средства, материалы, упражнения и задания, формы организации учебного процесса для обучающихся разного возраста в разных контекстах и форматах с разными целями. Цель статьи – выявить несколько педагогических инструментов, которые широко рассматривались исследователями в последнее время, и, опираясь на результаты анкетирования учителей иностранного языка, определить их осведомленность и востребованность в выделенных инструментах в разработке логистики практического преподавания предмета. Материалы и методы. Материалы для данного исследования отбирались путем мозгового штурма авторов и случайной выборки ряда педагогических инструментов, которые часто освещаются в методических статьях по иноязычному образованию и в выступлениях учителей иностранного языка на семинарах, проводимых кафедрой английского языка. Были отобраны Kahoot / Quizlet как распространенные сервисы для формирования языковых навыков; пары сменного состава как интерактивный способ активизации обучающихся на уроках; ментальные карты как способ структурирования информации для разных задач; способы проблемного обучения для целостного развития иноязычной коммуникативной компетенции; геймификация как способ системного применения игровых элементов на уроке; перевернутый класс как вариант организации самостоятельной работы обучающихся. Также были применены поисковые сервисы для выявления статистики описания выбранных инструментов в методических публикациях. Путем анкетирования определялось, знакомы ли учителя иностранного языка с данными инструментами и применяют ли они эти инструменты в практической деятельности. Результаты. Исследование показало, что выбранные инструменты известны практически всем участникам анкетирования, однако ряд из них по разным причинам не получили широкого применения на уроках, несмотря на доказанную в исследованиях эффективность (пары сменного состава, ментальные карты и сервисы Kahoot / Quizlet). Обсуждение и выводы. Существует определенный разрыв между научными исследованиями, знаниями учителей иностранного языка и практическим применением педагогических инструментов на уроках. Мы полагаем, что имеется необходимость в разработке обобщенных обзоров и конкретных инструкций по использованию доказано эффективных педагогических инструментов, сопровождаемых примерами, и в ознакомлении учителей с ними в ходе профессиональной подготовки и переподготовки.
Клюшникова Е. А.

Ключевые слова: программа самоотравления, трезвое мировоззрение, метод «Пентаграмма У-син», утверждение и сохранение трезвости, педагогика трезвости.

Понятие «программа самоотравления» в категориях метода «Пентаграмма У-син»: педагогический аспект

На современном этапе в деле воспитания подрастающего поколения актуальным является формирование трезвости. Но педагог, не имеющий соответствующих знаний, не сможет эффективно способствовать формированию трезвого мировоззрения. Поэтому актуальным является исследование не только методов и способов формирования и сохранения трезвости, но и теоретическое осмысление механизма возникновения и функционирования зависимости от интоксикантов. Объектом исследования в данной статье выступает «программа самоотравления» интоксикантами. Цель исследования заключается в разработке модели данного объекта. Применен категориально-символьный метод «Пентаграмма У-син». Выявлены закономерности протекания процесса формирования и функционирования «программы самоотравления»: 1) цикличность; 2) пять состояний; 3) отношения поддержки и контроля. Сделаны выводы о том, что: процесс формирования и механизма функционирования «программы самоотравления» протекает и функционирует по определенным правилам; «программа самоотравления» может укрепляться и разрушаться; для инициирования и активизации процессов разрушения программы необходимо просвещение; разрушить «программу самоотравления» возможно психолого-педагогическими методами. Результаты исследования могут быть использованы для теоретических исследований системного объекта «программа самоотравления»; в практической деятельности по управлению процессами формирования «программы самоотравления» в сфере образования и воспитания.
Плотникова В. С., Глушанок Т. М.

Ключевые слова: туристское образование, проектная деятельность, цифровые компетенции, интернет-технологии, цифровая образовательная среда.

Роль проектной деятельности в формировании цифровых компетенций студентов туристского вуза

Стремительное изменение бизнес-процессов в сфере туризма и гостиничного дела определяет необходимость повышения качества профессионального образования в данных сферах и актуализирует подготовку специалистов, готовых к работе в быстро меняющемся мире, полном цифровых технологий. Цифровая компетентность студентов туристского вуза формируется в разных видах деятельности, в том числе в проектной. Проекты новых услуг и продуктов, реализующихся посредством разнообразных интернет-технологий, являются основой развития туристского и гостиничного бизнеса. Это определило цель данной работы – изучить содержание цифровых компетенций, проанализировать возможности их формирования в процессе освоения дисциплин учебного плана бакалавров туризма и гостиничного дела, выявить интернет-технологии, используемые при подготовке студенческих проектов, и разработать рекомендации по педагогическому сопровождению проектной деятельности будущих специалистов в сфере туризма через использование цифровых ресурсов. На первом этапе исследовательской работы выполнялся анализ дисциплин учебного плана, направленный на выявление возможностей формирования цифровых компетенций, а также проводилось анкетирование студентов кафедры туризма Петрозаводского государственного университета. В результате анкетирования были определены наиболее популярные в студенческой среде интернет-технологии, используемые в проектной деятельности, и отмечено, что результаты проектной деятельности студенты чаще всего представляют в виде презентаций, видеороликов в сочетании с оформлением технологической и технической документации, поясняющей нюансы исполнения услуг. На втором этапе работы уточнялись характеристики интернет-технологий, выделялись примеры их использования в образовательном процессе вуза. Итогом этого этапа работы стал вывод о том, что обучение, основанное на разработке проектов, – это ключ к развитию целого комплекса компетенций, а усвоенный во время обучения отдельных дисциплин материал по интернет-технологиям является достаточным для подготовки выпускников туристского вуза. На третьем этапе работы уточнялись рекомендации по организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов туристского вуза и формированию у них цифровых компетенций. Было отмечено, что данный процесс основывается не только на обучении по использованию цифровых ресурсов в будущей профессиональной деятельности, но и на профессиональном взаимодействии преподавателей и студентов через цифровую образовательную среду вуза, в частности сетевые учебные курсы, выпускные квалификационные работы выпускников, учебники, учебные пособия и научные статьи профессорско-преподавательского состава, представленные на образовательном портале вуза и в электронном портфолио. Важную роль в повышении цифровых компетенций играют платформы Moodle, WebCT, Blackboard, WebTutor, а также система видео-конференц-связи, установленная на серверах вуза: TrueConf, Zoom, BigBlyBatton, отражающая общую логику перехода к цифровому обществу. На основе полученных результатов сделан вывод о том, что ключевыми формами обучения студентов должны стать сотрудничество между профессиональным образованием и бизнесом в разных сферах деятельности, в том числе и проектной. Итогом работы стали рекомендации по организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов туристского вуза, способствующие формированию цифровых компетенций.
Степанец Л. Е.

Ключевые слова: первоклассники-инофоны; словарный запас; языковая диагностика

Диагностика объёма словарного запаса первоклассников-инофонов

Недостаточный словарный запас является одним из основных источников школьной неуспеваемости первоклассников-инофонов. Выявлению знаний и употреблений слов способствует языковая диагностика детей, поступающих в первый класс общеобразовательной российской школы. Целью данного исследования является определение объема словарного запаса инофонов и выявление пробелов в знаниях с помощью диагностики лексических единиц в речи учащихся. Для достижения поставленной цели использовались методы анализа научной и методической литературы, диагностического тестирования, количествен-ной обработки результатов, описательный метод. Диагностика объема словарного запаса первоклассников-инофонов выполнена с помощью специально отобранных лексических единиц, необходимых для общения и усвоения школьной программы. Разработан картинный словарь (рукопись), в котором наглядный материал систематизирован и сгруппирован по тематическому принципу и включает наиболее употребительную в первом классе лексику русского языка, что является научной новизной в организации процесса языковой диагностики первоклассников-инофонов. Картинный словарь можно использовать как диагностический материал для входного и итогового тестирований при определении уровня владения русским языком как учащихся первых классов, слабо владеющих языком, так и в коррекционной работе с группой учащихся и индивидуально. В процессе исследования были выявлены проблемные зоны по основным лексическим темам, которые имеют важное значение и в плане коммуникации, и в процессе обучения, а также описаны критерии оценивания объема словарного запаса. Результаты исследования объема словарного запаса могут быть использованы в научных работах в области методики обучения русскому языку как неродному, а также учителем при планировании учебного материала с инофонами первого класса.
Тебенькова Е. А., Каминская М. В.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, общеобразовательная дисциплина, проектирование образовательных результатов, учебно-профессиональное действие, предметное умение.

Проектирование дисциплинарных результатов по ОБЖ с учетом преемственности к общим и профессиональным компетенциям в условиях среднего профессионального образования

Актуальные документы, определяющие приоритеты развития среднего профессионального образования, ориентируют на то, что уровень освоения содержания дисциплин общеобразовательного цикла выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам и становится условием формирования базы их профессиональных компетенций. Чтобы обеспечить получение дисциплинарных результатов, преемственных к общим и профессиональным компетенциям в самой образовательной практике, необходимо на теоретическом уровне определиться, в чем заключается их специфика в условиях СПО. Авторы ставят проблему недостаточной теоретической обоснованности существующих методических подходов к проектированию результатов освоения общеобразовательных дисциплин в СПО. Ее решение предлагается на основе методологии компетентностного подхода к профессиональному развитию. Показывается роль общеобразовательной подготовки в трансформации учебно-предметного действия школьного типа в действие учебно-профессиональное, подготовительное к трудовому. Обосновывается проектирование таких дисциплинарных результатов, достижение которых гарантирует преемственность общего и профессионального образования. Дисциплинарные компетенции-умения рассматриваются с точки зрения их эволюции в общие компетенции, взятые на стартовом уровне развития. Приводятся предметные умения как элементы и дескрипторы будущих общих и профессиональных компетенций.
Данг Т.

Ключевые слова: журналистика, качество профессиональной подготовки, бакалавриат, Вьетнамская академия журналистики и массовых коммуникаций.

Качество подготовки бакалавров в области журналистики во Вьетнаме

Статья посвящена проблеме качества профессиональной подготовки журналистов. Представлены результаты исследования, проведенного на материалах опроса студентов Вьетнамской академии журналистики и массовых коммуникаций, преподавателей указанного вуза, а также работодателей, оценивающих компетенции молодых специалистов, обучающихся по программе бакалавриата. Выявлены определенные недостатки существующей системы журналистского образования во Вьетнаме. Даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой системы в целях повышения качества профессиональной подготовки будущих журналистов.
Чернявская Я. Л., Шалабодова А. Г., Черных О. И.

Ключевые слова: научный стиль речи, русский язык как иностранный, академический язык, языковые средства, подготовительный курс.

Академический язык: научный стиль речи в курсе русского языка как иностранного

В статье рассматривается изучение научного стиля речи иностранными студентами на довузовском этапе обучения. Иностранцы испытывают большие трудности при обучении в российском университете, если они недостаточно хорошо владеют языком учебно-научной сферы. Для понимания специальных текстов, звучащих на занятии или изложенных в учебнике, необходимо знание особых языковых средств, лексико-грамматических и синтаксических конструкций. Авторы показывают, что владение академическим языком нельзя связывать с коммуникативным навыком, полученным в социально-бытовой сфере. Успешный опыт иностранца в разговорной коммуникации не дает студенту необходимую базу для использования русского языка в учебно-научной сфере. Более значимыми для студента, приступающего к изучению научного стиля речи, являются базовые знания грамматики и слово-образования, которые должны быть освоены в виде системы. Системность знаний позволяет снизить объем запоминаемой информации. Коммуникативный метод должен быть дополнен методом осознанного обучения, т. к. только при знании составных частей модели можно до-биться понимания всех построенных по этой модели фраз. В статье предлагается вариант освоения научного стиля речи в курсе русского языка как иностранного на первом сертификационном уровне.
Маркова Н. А.

Ключевые слова: адаптационное обучение, иностранный язык, студент-первокурсник, технический вуз, метод мутаций, метод двухуровневой триадической дешифровки.

Формирование понятийного поля категории «Адаптационное обучение иностранному языку»

В представлении многих выпускников школ получение высшего технического профессионального образования зачастую оказывается несовместимым с изучением гуманитарных дисциплин. В частности, есть глубокое убеждение, что, например, иностранный язык не является определяющим в профессиональной подготовке выпускника технического вуза, хотя и признается, что английский язык является международным в сфере науки и образования. Помимо этого, зачастую направленность студента-первокурсника на изучение естественных и технических наук определяет уровень его базовой (школьной) подготовки по иностранному языку: как правило, он ниже уровня, который первоначально необходим для освоения вузовской программы. В силу этого перед преподавателями иностранного языка в университете стоят серьезные задачи. Необходимо помочь студентам, даже со слабой базовой подготовкой, определить практическую значимость овладения образовательной программой гуманитарного цикла. Как один из возможных вариантов решения обозначенной проблемы автор рассматривает «адаптационное обучение иностранному языку». Актуальность исследования обозначенной категории обусловлена тем, что адаптационные программы для студентов с низкой базовой подготовкой позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию по различным направлениям образовательной программы технического вуза, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для реализации их будущих профессиональных возможностей. Предлагается новый подход к исследованию сущностных аспектов указанного феномена и формированию его понятийного поля. Цель данной статьи – сформировать понятийный аппарат предметной области адаптационного обучения иностранному языку в техническом вузе, который будет базироваться на категориально-системной методологии. Впервые представлены наиболее существенные качества адаптационного обучения, выявленные с помощью метода двухуровневой триадической дешифровки категорий и метода мутаций. Полученные синтезированные понятия описывают исследуемую категорию системно и достаточно полно. Это поможет исследователям, преподавателям высшей школы сформировать единый подход к рассмотрению сущности и различных аспектов такого педагогического и методического феномена, как «адаптационное обучение».




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам