Островерхая, И. В. ПРОЕКТ «СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО» КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 2 (42). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8344


Выпуск № 2 (42)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 372.881.111.1

ПРОЕКТ «СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО» КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Островерхая Ирина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук»
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
(г. Калининград, Российская Федерация)
iostroverkhaya@kantiana.ru
Ключевые слова:
сетевой проект
социальная сеть
педагогика сотрудничества
преподавание профессионального английского языка студентам-нелингвистам
учебное профессиональное сообщество
самостоятельная деятельность обучающихся
дистанционное обучение
технология организации сетевого проекта.
Аннотация: в статье представлен анализ авторского опыта организации и проведения новаторского проекта «сетевое профессиональное сообщество», реализованного в дистанционном формате в течение первого семестра 2020/21 уч. г. в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта в процессе преподавания английского языка студентам специальности «Биоинженерия и биоинформатика». Рассмотрена технология организации проекта «сетевое профессиональное сообщество», опирающегося на идею сотрудничества преподавателя и студентов и нацеленного на максимальное вовлечение обучающихся в процесс практического использования английского языка в рамках делового и межличностного общения по профессиональным вопросам. Показано, что уникальным продуктом, создаваемым участниками проекта, является англоязычное учебное профессиональное сообщество в социальной сети ВКонтакте, ежедневно и поочередно администрируемое одним из обучающихся, входящих в целевую аудиторию проекта, в то время как остальные участники и преподаватель играют роль подписчиков. Предложены и охарактеризованы основные этапы реализации проекта «сетевое профессиональное сообщество»: этап мозгового штурма, подготовительный, организационный, поисково-продуктивный, функциональный, рефлексивно-оценочный и коррекционный этапы. Представлены результаты практической реализации проекта «сетевое профессиональное сообщество» на примере пилотной группы, включающей 13 первокурсников. Обозначены трудные и проблемные моменты организации проекта, а также сделаны рекомендации по совершенствованию проекта, реализуемого в рамках дистанционного обучения. Сделан вывод о достаточно высоком образовательном потенциале проекта, проявляющемся в тесном сотрудничестве преподавателя и обучающихся; в широком вовлечении обучающихся в процесс межличностной и деловой коммуникации; в развитии иноязычной компетенции, биологических знаний, гибких и технических навыков обучающихся; в становлении познавательной компетентности обучающихся; в создании уникального образовательного продукта. Намечены перспективы возможной адаптации проекта «сетевое профессиональное сообщество» к формату смешанного обучения.
Статья поступила: 02.05.2023; Принята к публикации: 22.05.2023; Размещена в сети: 26.06.2023.

THE «NETWORK PROFESSIONAL COMMUNITY» PROJECT AS A WAY OF ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES ACQUISITION

OSTROVERKHAIA Irina V.
PhD in Philological Sciences, Associate Professor at the Educational and Scientific Cluster «Institute of Education and Humanities»
Immanuel Kant Baltic Federal University
(Kaliningrad, Russian Federation)
iostroverkhaya@kantiana.ru
Keywords:
network project
social network
partnership pedagogy
teaching English for Specific Purposes to non-linguists
educational professional community
students’ independent activity
distant learning
technology of a network project organization.
Abstract: the article presents the analysis of the author’s experience in organizing and conducting the innovative«Network Professional Community» project, implemented in a distant learning format during the first semester of the 2020–2021 academic year at Immanuel Kant Baltic Federal University in teaching English for Specific Purposes to students of the «Bioengineering and Bioin-formatics» specialty.The technology of organizing the «Network Professional Community» project, rested upon the idea of cooperation between a teacher and students and aimed at maximizing the involvement of students in practical use of the English language in professional and interpersonal communication, is considered.It is shown that a unique product created by the project participants is an English-speaking educational professional community on the VKontakte social network, which is daily and interchangeably administered by one of the students included in the target audience of the project, while the other participants and the teacher play the role of subscribers.The main stages of the implementation of the «Network Professional Community» project are proposed and characterized: brainstorming, preparatory, organizational, search-productive, functional, reflection-evaluative, and corrective stages.The results of the practical implementation of the «Network Professional Community» project are presented on the example of a pilot group consisting of 13 first-year students. Difficult and problematic issues of the organization of the project are indicated, as well as recommendations are made for improving the implementation of the project in the format of distant learning.The conclusion is made about the sufficiently high educational potential of the project, which manifests itself in the close cooperation of the teacher and students; in the wide involvement of students in the process of interpersonal and professional communication; in the development of foreign language competence, biological knowledge, soft and technical skills of students; in the students’ cognitive competence formation; in creating a unique educational product.The prospects for possible adaptation of the «Network Professional Community» project to the blended learning format are outlined.
Paper submitted on: 02.05.2023; Accepted on: 22.05.2023; Published online on: 26.06.2023.

Совершенствование преподавания профессионального английского языка обучающимся неязыковых специальностей и направлений вузов традиционно является предметом многочисленных педагогических и лингвистических исследований. Обусловленный пандемией коронавируса вынужденный стремительный переход образовательных учреждений на дистанционную форму обучения в 2020 г. поставил перед научно-педагогическим сообществом задачу поиска и апробации новых форм организации учебного процесса и его методического сопровождения.

Преподаватели-практики оперативно отреагировали на вызовы времени, доказательством чему может послужить, например, база данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru. Так, на момент начала написания настоящей статьи (30 марта 2023 г.) в результатах поискового запроса «английский язык / дистанционное обучение / пандемия» было зафиксировано 4930 публикаций, освещающихпроблемы, преимущества и недостатки дистанционного обучения, особенности применения электронных сервисов и платформ, меры информационно-методической поддержки преподавателей.

Особое место принадлежит публикациям, посвященным изучению опыта использования социальных сетей, представляющих собой «ценный ресурс, средство обучения и организации учебного процесса, часть ИКТ (информационно-коммуникационных технологий. – И.О.), инструмент дистанционного образования, активатор мотивации» [1, с. 12]. Исследователи подчеркивают, что потенциал социальных сетей предоставляет «студентам и преподавателям возможность активно-творческого решения задач, направленных на самосовершенствование знаний, умений и навыков» [2, c. 18].Наиболее популярной российской социальной сетью является социальная сеть ВКонтакте, обладающая достаточным образовательным потенциалом, обусловленным ее техническими возможностями [3; 4]. Продуктивным функциональным инструментом данной социальной сети является общая беседа, создающаяся для каждой отдельной группы студентов и обеспечивающая деловое общение между обучающимися и преподавателем [5;6]. Кроме того, благодаря социальной сети ВКонтакте, преподавателям-новаторам удалось внедрить в учебный процесс такие конструктивные формы, как интеллектуально-творческий сетевой конкурс инфокарт «Infocat: Science is Visual» [7], онлайн-марафон «My Small Home Land is My Pride» [2, с. 16], конкурс познавательных роликов «VideoStars» [2, с. 17], конференции на английском языке «Dive into Science» и «Launch Yourself into Physics» [8] и др.

Целью настоящей статьи является анализ авторского опыта организации и проведения новаторского проекта «сетевое профессиональное сообщество», основной площадкой которого выступает социальная сеть ВКонтакте. Проект был реализован в дистанционном формате в течение первого семестра 2020/21 уч. г.в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) в процессе преподавания английского языка студентам специальности «06.05.01. Биоинженерия и биоинформатика». Пилотную аудиторию проекта составили 13 первокурсников. С помощью дескриптивного метода и приема количественных подсчетов автор предпринимает попытку обосновать и охарактеризовать особенности организации и практической реализации проекта, обсудить и оценить полученные результаты, наметить дальнейшие перспективы его возможного развития.

 

Организация проекта

Проект «сетевое профессиональное сообщество» опирается на концептуальные идеи педагогики сотрудничества (партнерства) преподавателей и студентов [9], основанной на убеждении, что «студенты должны быть активными участниками в процессе обучения и воспитания, а не пассивными получателями знаний» [10, с. 94]. Проект организуется в «форме коллективного творческого дела» [9, с. 18] и нацелен на максимальное вовлечение обучающихся в процесс практического использования английского языка в рамках делового и межличностного общения по профессиональным вопросам.

В основе проекта лежит идея создания учебного англоязычного профессионального сообщества (группы) в социальной сети ВКонтакте, функции администратора которого ежедневно и поочередно выполняет один из студентов, входящих в целевую аудиторию проекта, в то время как остальные участники и преподаватель играют роль подписчиков. В данном отношении проект «сетевое профессиональное сообщество» соответствует основным критериям, предъявляемым к проектной деятельности, на основании того, что имеет четкие временные рамки, характеризуется последовательностью разработки и уникальностью создаваемого продукта [11, с. 3].

Технология реализации проекта «сетевое профессиональное сообщество» включает семь последовательных этапов, представленных в таблице 1.

 

Таблица 1

Этапыреализациипроекта «сетевоепрофессиональноесообщество»
врамкахдистанционногообучения

Table 1

Stages of implementation of the «Network Professional Community» project
in the framework of distant learning

 

Сущностная характеристика Действия
преподавателя
Действия

обучающихся

1. Этап мозгового штурма
Определение критериев функционирования сетевого профессионального сообщества Подготовка задания по написанию сочинения для определения критериев функционирования сетевого профессионального сообщества Написание сочинения «Ideal e-group (идеальная электронная группа)» на платформе онлайн-обучения lms.kantiana.ru
2. Подготовительный этап
Выработка правил администрирования сетевого профессионального сообщества Совместное обсуждение и определение ключевых моментов функционирования сетевого профессионального сообщества (количество и график публикации постов, требования к содержанию, формат постов, требования к обратной связи) на платформе ZOOM
3. Организационный этап
Создание сетевой платформы профессионального сообщества Создание мероприятия для организации сетевого профессионального сообщества в закрытой группе «FlyingcatsEnglish» в социальной сети ВКонтакте Разработка фирменной обложки мероприятия. Распределение очередности администрирования сетевого профессионального сообщества
4. Поисково-продуктивный этап
Разработка постов согласно выработанным критериям Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Побуждение мотивации к активному участию в проекте Самостоятельный поиск информации для подготовки постов. Составление и компиляция постов. Визуализация постов
5. Функциональный этап
Участие в деятельности сетевого профессионального сообщества в реальном времени Предоставление обратной связи на публикуемые посты (роль подписчика сообщества) Администрирование сетевого профессионального сообщества в течение одного дня (роль администратора) в социальной сети ВКонтакте. Предоставление обратной связи на публикуемые посты (роль подписчика) на всем протяжении проекта
6. Рефлексивно-оценочный этап
Оценка результатов и подведение итогов проекта «сетевое профессиональное сообщество» Организация опроса с целью изучения мнения обучающихся о проекте «сетевое профессиональное сообщество» на платформе онлайн-обучения lms.kantiana.ru

Обобщение полученных результатов

Оценка собственной деятельности и деятельности коллег по проекту. Рефлексия по поводу преимуществ и недостатков проекта. Выработка рекомендаций для совершенствования проекта «сетевое профессиональное сообщество»
7. Коррекционный этап
Коррекция лексико-грамматических ошибок, допущенных обучающимися в опубликованных постах, и обратной связи Подготовка упражнения для поиска и коррекции лексико-грамматических ошибок Выполнение упражнения по поиску и коррекции лексико-грамматических ошибок
Исправление допущенных лексико-грамматических ошибок и их обсуждение на платформе ZOOM

 

 

Из таблицы 1 видно, что одной из специфических характеристик рассматриваемого проекта является активная деятельность обучающихся, которые в результате самостоятельной поисковой и творческой работы совместно создают уникальный интеллектуальный продукт, что ставит их в субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе [9, с. 22], а также способствует их профессиональному росту.

В ходе реализации проекта дистанционное взаимодействие преподавателя и обучающихся осуществлялось с помощью различных сервисов. Возможности платформы онлайн-обучения БФУ им. И. Канта (lms.kantiana.ru) были задействованы на этапе мозгового штурма для написания сочинения «Ideal e-group (идеальная электронная группа)» и определения ключевых моментов функционирования сетевого профессионального сообщества, а также для получения обратной связи от участников проекта на рефлексивно-оценочном этапе. Формат конференции на платформе ZOOM использован для совместного обсуждения и выработки правил администрирования учебного профессионального сообщества и участия в его деятельности на подготовительном этапе, для подведения итогов проекта на рефлексивно-оценочном этапе и коррекции лексико-грамматических ошибок обучающихся на коррекционном этапе.

Непосредственная имплементация проекта «сетевое профессиональное сообщество» осуществлялась с помощью социальной сети ВКонтакте, из функционала которой были задействованы возможности закрытой группы «FlyingcatsEnglish» (существующей с 2012 г.), на базе которой была организована сетевая площадка проекта в формате закрытого мероприятия. Пилотная версия проекта «сетевое профессиональное сообщество» получила название «BIOCAT» (далее «BIOCAT»), представляющее собой акроним фразы «Broad Investigatory Outlook. Create a Thought! (Широкий исследовательский кругозор. Создай мысль!)», раскрывающей миссию сообщества. На рисунке 1 представлена обложка профессионального сообщества «BIOCAT», служащая его визитной карточкой, сочетающей биологическую тематику проекта с образом «кота ученого», ассоциирующегося с неутомимым исследователем, стремящимся к познанию окружающего мира.

 

 

 

Рис.1. Обложка сетевого профессионального сообщества «BIOCAT»

 

Fig. 1.The cover of the networkprofessional community «BIOCAT»

 

Практическая реализация проекта

Функциональный этап проекта «BIOCAT» осуществлялся в период с 9 по 23 ноября 2020 г. и представлял из себя практически непрерывный интеллектуальный марафон. Ежедневно, за исключением двух выходных дней (15 и 22 ноября, пришедшихся на воскресенья), каждый студент выполнял поочередно функции администратора сообщества, публикуя подготовленные посты в 10.00, 12.00, 14.00, 16.00 и 18.00. Показательно, что абсолютно все участники пилотной группы справились с задачей администрирования сообщества. Согласно разработанным правилам, администратор дня должен был опубликовать два обязательных поста и три поста на профессиональную тематику в свободном формате.

Первым обязательным постом дня являлся словарный пост, представлявший визуализированный термин дня с транскрипцией и переводом на русский язык и предлагавший участникам группы составить одно предложение с этим термином и написать его в комментариях. Таким образом, обучающиеся имели возможность попрактиковать навыки чтения и письма при работе с биологической терминологией. За полный проектный период участники поработали с 13 терминами: amber (янтарь), bacteriophage (бактериофаг), bipolarpersonalitydisorder (биполярное расстройство личности), cerebellum (мозжечок), DNA sequencing (секвенирование ДНК), genepool (генофонд), hybrid (гибрид), immunity (иммунитет), lesion (повреждение), mitochondrion (митохондрия), mutation (мутация), protozoa (простейшие), spleen (селезенка).

Вторым обязательным постом дня являлся интерактивный пост, предлагавший подписчикам сообщества поучаствовать в интерактиве дня. Как известно, будучи игровыми элементами, интерактивы способствуют поддержанию позитивного эмоционального фона в сообществе и позволяют обучающемуся не только усвоить определенный учебный материал, но и сделать сам процесс усвоения увлекательным [12, с. 1]. Анализ интерактивных постов, разработанных участниками пилотной группы, свидетельствует о чрезвычайной креативности обучающихся. Так, 11 (85 %) интерактивных постов из 13 возможных являются уникальными по своему формату иимеют разные целевые установки. Например, интерактивный кроссворд «MitoWord (МайтоВорд)» предполагал проверку фактических знаний по теме «Mitochondrion (Митохондрия)»; интерактив открытого типа, предлагавший участникам поразмышлять и написать в комментариях ответ на вопрос «What will mutation slead to? (К чему приведут мутации?)», был нацелен на развитие профессионального мышления и прогнозирования; интерактив «Hybrids (Гибриды)», приглашавший участников сообщества придумать имя для шуточного гибрида кошки с другим животным или растением по представленным фотографиям, а также описать, каким образом фелинная часть повлияет на тело, системы органов и особенности получившегося гибрида, был ориентирован на развитие творческого мышления и профессионального кругозора;интерактив «Biohoroscope (биогороскоп)»,в шуточной форме сообщавший участнику группы характеристику его личности после правильного определения принадлежности определенного растения к соответствующему семейству, был направлен на развитие познавательных способностей и создание дружественной атмосферы в сообществе.

В таблице 2 представлено описание четырех интерактивов, разработанных участниками пилотной группы проекта «BIOCAT», которые могут пополнить методический портфель преподавателя английского языка и использоваться в работе с другими обучающимися в качестве заданий «ледоколов (icebreakers)» и «филлеров (fillers)», дающих возможность сменить темп занятия, снять напряжение, переключить внимание обучающихся или переориентировать их на смену деятельности.

 

Таблица 2

Интерактивные задания: «ледоколы» и «филлеры»

Table 2

Interactive tasks: «icebreakers» and «fillers»

 

Правила на английском языке Правила на русском языке Пример
P1 – First Player, P2 – Second Player, P3 – Third Player

И1 – первый игрок, И2 – второй игрок, И3 – третий игрок

1. Animal Vocabulary (Словарь животных)
P1 gives the name of the animal. P2 writes 2 new names of other animals that start with the same letter as the name of the given animal. Then, P2 gives the new name for P3 И1 пишет название животного. И2 пишет 2 названия других животных, начинающихся с той же буквы. Затем И2 пишет новое название для И3 P1:Fox

P2: Flamingo, frigatebird

New: Horse

P3: Hedgehog, hornet

New: Eagle

2. Crocodile (крокодил)
P1 writes the word that needs to be explained without using the same root words. P2 explains the word and writes their own word for P3 И1 пишет слово, которое нужно объяснить без использования этого слова или однокоренных с ним слов. И2 объясняет слово и пишет новое слово для И3 P1:Coronovirus

P2: Disease that causes lung damage, often fatal

New: Blood

P3: A body fluid in animals that carries nutrients and oxygen to the cells

New: Homeostasis

3. TrueorFalse? (Истинно или ложно?)
P1 writes 2 statements, one of which is true and the other is false. P2 defines which of the given statements is true and which is false. Then, P2 writes 2 new statements for P3 И1 пишет 2 утверждения, одно из которых истинное, а другое ложное. И2 определяет, какое утверждение является истинным, а какое ложным. Затем И2 пишет 2 новых утверждения для И3 P1: 1 – The Latin name of the dog is Canis lupus familiaris

2 – Chanterelle is a plant

P2: 1 – True 2 – False Chanterelle is a fungus

New: 1 – Potassium and sodium don’t react with water 2 – RNA and DNA are nucleic acids

4. Similarity (сходство)
P1 writes 2 words. P2 finds some similarity between them. Then, P2 writes 2 new words that also have some similarity. P3 finds the similarity and writes 2 new words for the next player И1 пишет 2 слова. И2 находит сходство между ними, а затем пишет 2 новых слова, которые также имеют сходство. И3 находит сходство и пишет 2 новых слова для следующего игрока P1:Cat and Dog

P2: They belong to the kingdom Animalia, and they are mammals

New: Eyelashes and Eyebrows

P3: They are auxiliary parts of the eye

New: Cell and Tissue

 

Три ежедневных поста свободного формата разрабатывались участниками пилотной группы согласно собственным профессиональным интересам и предпочтениям. В общей сложности было представлено более 30 биологических тем. Причем четверо администраторов (30 % от общего числа участников пилотной группы) посвятили свой день одной специализированной теме, создав перспективный формат «тема дня». Абсолютно все посты отличались информативностью и лаконичностью, а также сопровождались визуализацией, способствующей лучшему восприятию информации. Средний объем постов составил 800–1000 знаков с пробелами. В качестве примеров на рисунке 2 представлен пост «What kinds of birds can walk on the surface of the water? (Какие птицы могут ходить по поверхности воды?)», объем которого составляет 809 знаков с пробелами, а на рисунке 3 самый лаконичный, но не менее информативный и привлекательный пост о цветке-скелете, содержащий всего лишь 105 знаков. 

 

 

Рис.2. Пост, содержащий 809 знаков с пробелами

 

Fig. 2. The Post containing 809 characters with blank spaces

 

 

 

Рис.3. Самый лаконичный пост проекта«BIOCAT»

 

Fig. 3.The most laconic post of the«BIOCAT» project

 

Участники пилотной группы проекта «BIOCAT» проявили достаточно высокую коммуникационную активность. Максимальную обратную связь получили словарные и интерактивные посты, к которым за полный период реализации проекта было оставлено 362 комментария. Десять обучающихся (83 % от количества всех участников, за исключением администратора дня, являющегося автором поста) оставили комментарии ко всем словарным постам, а семеро человек (58 %) приняли участие во всех интерактивах.

К постам свободного формата за период проекта было оставлено 272 комментария, что в среднем составило 21 комментарий в каждый отдельный день проекта. Причем из указанных 272 комментариев 80 текстов(30 %) содержали вопросы относительно профессиональной информации,представленной в постах. Для того чтобы ответить своим одногруппникам на заданные вопросы, авторам постов в 18 случаях (22,5 % от общего количества заданных вопросов) пришлось прибегать к поиску дополнительной информации, что в очередной раз способствовало развитию познавательной компетентности обучающихся, которая формируется, прежде всего, в процессе соответствующей самостоятельной деятельности субъекта [13, с. 8].

Другой формой реагирования на публикации являются отметки «Мне нравится». За период пилотной реализации проекта «BIOCAT» участники в общей сложности поставили 684 отметки «Мне нравится» ко всем опубликованным постам, а также 715 отметок «Мне нравится» к отдельным репликам участников сообщества, размещенным под тем или иным постом, тем самым демонстрируя свое внимание к опубликованной записи и выражая доброжелательное отношение друг к другу.

Одним из принципиальных моментов в стимулировании участников проекта к межличностной и деловой коммуникации явилось участие преподавателя в комментировании постов и их оценке с помощью отметок «Мне нравится». Личный пример преподавателя, его заинтересованность в профессионально-творческом развитии обучающихся позволили им почувствовать поддержку и мотивировали на успех.

Важной частью проекта «BIOCAT» явилась коррекция лексико-грамматических ошибок, допущенных обучающимися в процессе написания постов и комментариев. Работа над ошибками была организована в формате «Найди ошибку и исправь ее сам». По мере развития функционального этапа проекта «BIOCAT» преподаватель вносил все предложения, содержащие ошибки, в один общий файл, в котором обучающимся было предложено самостоятельно найти и исправить ошибки, а затем совместно обсудить их на занятии в рамках платформы ZOOM. Данный формат корректирующей работы, по мнению автора проекта,отличался достаточной тактичностью и способствовал положительной мотивации обучающихся.

 

Рефлексивная оценка проекта

На рефлексивно-оценочном этапе проекта участникам пилотной группы была предложена анкета, включавшая вопросы по определению сильных и проблемных сторон проекта, возникших трудностей, а также его возможных будущих перспектив.

Общая оценка проекта «BIOCAT», на наш взгляд, наглядно передана одним из участников пилотной группы, который в своем отзыве подчеркнул: «Помимо самого очевидного преимущества – обучения, другой очень важной частью этого проекта было взаимодействие между студентами. Из-за глобальной пандемии большая часть нашей группы до сих пор не видела друг друга, но BIOCAT действительно помог нам объединиться, он дал нам чувство общности и благоприятную среду для общения».

Абсолютно все участники пилотной группы указали на то, что участие в проекте «BIOCAT» несомненно явилось для них положительным опытом, поскольку проект дал возможность «погрузиться в английский и в качестве бонуса узнать новые факты о биологии»; «проявить себя и свои креативные способности»; «самостоятельно изучить что-то новое, разобраться в теме так, чтобы кратко и интересно преподнести ее остальным участникам». Показательным является также упоминание об эмоциональной удовлетворенности от проделанной работы: «Было приятно заниматься оформлением и наполнением работы. Каждый участник проделал большую работу, вложил в проект много сил и энергии. Чувствовалось, что всем нравится то, чем они занимаются».

В качестве основных трудностей участники пилотной группы указали на такие моменты, как «обработка научной информации таким образом, чтобы сделать ее понятной и интересной для всех» и «поиск проверенной информации». Обучающиеся также отнесли к трудным моментам достаточно высокую трудоемкость проекта, поскольку в процессе его реализации «было важно не только достойно выступить в роли администратора дня, но и вовремя проявлять активность, комментировать посты одногруппников по мере их появления практически в режиме нон-стоп». Вместе с тем двое респондентов оптимистично указали на то, что «студенты вообще-то “ленивые кости” (lazybones), но все реально успеть – и свои посты выложить, и посты ребят прочитать, и комментарии к ним оставить=))», а также отметили, что «все трудности полезны, потому что никакой результат не достигается без труда».

К проблемным моментам проекта относятся технические недостатки, которые могут быть связаны с отсутствием Интернета или его плохой работой, а также невозможность воспользоваться сервисом отложенных публикаций в силу функциональных особенностей социальной сети ВКонтакте. Симптоматично, что участники пилотной группы самокритично упомянули среди проблемных моментов «низкую активность студентов в некоторых постах» и подчеркнули необходимость «писать как можно больше комментариев, потому что от этого будет польза не только вам (практика английского языка), но и людям, которые публикуют посты, – им будет приятно получить отклик на свою работу».

Рекомендации по улучшению проекта, предложенные участниками пилотной группы, касались технических аспектов («необходимо решить вопрос с настройкой сервиса отложенных публикаций»), креативных аспектов («желательно поискать новые форматы постов»), организационных аспектов («количество проектных дней в неделю желательно сократить с 6 до 5, то есть сделать выходными субботу и воскресенье»),обучающих аспектов («сложные термины внутри постов полезно сопровождать переводом на русский язык и транскрипцией») и контролирующих аспектов («необходимо разработать четкую систему оценки участия студентов в комментировании постов»).

Пилотный опыт реализации новаторского проекта «сетевое профессиональное сообщество» как способа освоения профессионального английского языка в рамках дистанционного обучения позволяет сделать вывод о достаточно высоком образовательном потенциале проекта, проявляющемся в следующем:

  • в тесном сотрудничестве преподавателя и обучающихся;
  • в широком вовлечении обучающихся в процесс межличностной и деловой коммуникации;
  • в развитии иноязычной компетенции обучающихся в выбранной профессиональной сфере (создание лаконичныхинформативных сообщений, поиск и обработка профессиональной информации, формирование тезисов на профессиональную тематику, постановка вопросов, активизация профессиональной лексики);
  • в развитии знаний обучающихся в области биологии (приобретение специализированных профессиональных знаний);
  • в становлении познавательной компетентности обучающихся (самостоятельная деятельность по обновлению знаний, взаимообмен знаниями, критическое оценивание информации, осознание успешности осуществления самостоятельной познавательной деятельности);
  • в развитии гибких навыков обучающихся (креативность, критическое мышление, стрессоустойчивость, выполнение работы к поставленному сроку, умение действовать в режиме многозадачности);
  • в развитии технических навыков обучающихся (технологическая грамотность, создание цифрового контента, использование инструментов визуализации информации);
  • в создании уникального образовательного продукта (контент учебного профессионального сообщества как общая конструкция, составленная из уникальных индивидуальных продуктов, разработанных каждым отдельным обучающимся).

Обратная связь, полученная от обучающихся, позволяет также говорить о возможностях дальнейшего развития проекта «сетевое профессиональное сообщество» как способа освоения профессионального английского языка в рамках дистанционного обучения для создания оригинальных постов новых форматов, стимулирования участников сообщества к коммуникационной активности, совершенствования системы оценки деятельности обучающихся и др.

Кроме того, на взгляд автора настоящей статьи, имеются все возможности для адаптации проекта «сетевое профессиональное сообщество» к формату смешанного обучения, активно реализуемого в вузах в настоящее время. Осуществление обозначенного амбициозного плана может стать основой для дальнейших исследований в области совершенствования методики и практики преподавания профессионального английского языка студентам нелингвистических специальностей.

 

Список литературы

  1. Ласукова Н. А., Рабкина Н. В. Роль социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. №  1. C. 8–14.
  2. Гузова А. В., Дедова О. В., Иволина Т. В. Использование потенциала социальных сетей в организации автономии студентов в процессе онлайн-обучения английскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 2(35). С. 12–19. DOI: 10.21777/2500-2112-2021-2-12-19
  3. Яшина А. Р. Социальная сеть «ВКонтакте» как информационный канал в период пандемии коронавирусной инфекции // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 518–523.
  4. Ваулина К. О., Попова Н. В. Online-технологии в работе с молодежью в условиях пандемии // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 2 (58). С. 45–55.
  5. Островерхая И. В., Андреева Н. В. Педагогический потенциал «беседы» в социальной сети ВКонтакте // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 88–97.
  6. Смирнова А. Г. Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 1. С. 37–40. DOI:10.21603/2782-4799-2023-2-1-37-40
  7. Островерхая И. В., Андреева Н. В. Сетевой конкурс «Infocat»: специфика и перспективы // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 65–83. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6048
  8. Мельникова Е. А., Вычужанина Е. В., Митчелл  Л. А. Обучение профессиональному иноязычному дискурсу с использованием потенциала социальной сети (на базе научных студенческих конференций) // Язык и культура. 2022. № 58. С. 224–235. DOI: 10.17223/19996195/58/13
  9. Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества как основа педагогического взаимодействия преподавателей и студентов высшего учебного заведения // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2009. № 1 (22). С. 13–24.
  10. Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Партнерство преподавателей и студентов в вузе // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2018: сб. тр. междунар. науч.-тех. форума: в 11 т. Т.10. Рязань: Рязан. гос. радиотех. ун-т, 2018. С. 94–97.
  11. Бабакова Т. А. Научно-методический проект по педагогике высшей школы в контексте академического письма студентов // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 3 (39). С. 30–43. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7846
  12. Юдина Е. Н. Опыт применения дистанционного образования в вузе // Наука и школа. 2020. № 5. С. 37–43. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-37-43
  13. Бабакова Т. А. Научно-методический проект: учеб.пособие для студентов магистратуры, аспирантов, преподавателей. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. 52 с.


Просмотров: 438; Скачиваний: 137;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8344