Любек, Д. А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ЭТНОКУЛЬТУРА КАРЕЛИИ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 2 (42). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8469


Выпуск № 2 (42)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ЭТНОКУЛЬТУРА КАРЕЛИИ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Любек Диана Андреевна
преподаватель кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
morendoodnerom@bk.ru
Ключевые слова:
этнокультурное образование
этнопедагогическая компетентность
модульный подход
компетентностный подход
региональный подход
технологическое образование.
Аннотация: в статье обоснована актуальность модульного подхода к формированию этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии. Раскрыты сущность и структура понятия «этнопедагогическая компетентность учителя технологии»: выделены и проанализированы этнокультурная и педагогическая составляющие в этнопедагогическом образовании будущих учителей в предметной области «Технология». Кратко охарактеризована авторская модель формирования этнопедагогической компетентности студентов. Основное место в статье занимает обоснование содержания и методики реализации пропедевтического образовательного модуля «Этнокультура Карелии», организация деятельности студентов в рамках которого базируется на технологии модульного обучения. Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы предложены критерии этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии ‒ когнитивный, аффективный, поведенчески-деятельностный и рефлексивный, а также соответствующие показатели и измерители. Представлены индивидуальные и общие результаты оценки результативности опытно-экспериментальной работы. Сформулированы выводы и предложения по дальнейшему исследованию проблемы.
Статья поступила: 10.04.2023; Принята к публикации: 05.05.2023;

EDUCATIONAL MODULE «ETHNOCULTURE OF KARELIA» IN THE CONTEXT OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION FOR FUTURE HANDCRAFT TEACHER

LUBEK Diana A.
Lecturer, Department of Theory and Methods of General and Vocational Education, Institute of Pedagogy and Psychology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
morendoodnerom@bk.ru
Keywords:
ethno-cultural education
ethno-pedagogical competence
modular approach
competence-based approach
regional approach
technological education.
Abstract: the article substantiates the relevance of the modular approach to the formation of ethnopedagogical competence for future technology teachers. The essence and structure of the concept «ethnopedagogical competence of a technology teacher» are revealed: the ethnocultural and pedagogical components in the ethnopedagogical education of future teachers in the subject area «Technology» are identified and analyzed. The author's model of ethnopedagogical competence formation for future technology teachers is briefly characterized. The main place in the article is taken by the substantiation of the content and methods of implementing the propaedeutic educational module «Ethnoculture of Karelia», the organization of students' activities based on the modular learning technology.To evaluate the results of experimental work, the criteria for ethnopedagogical competence are proposed, they are: cognitive, affective, behavioral-active and reflexive, as well as the corresponding indicators and measuring indicators. The individual and general results of the experimental work effectiveness evaluation are presented. Conclusions and suggestions for further research of the problem are formulated.
Paper submitted on: 10.04.2023; Accepted on: 05.05.2023;

На современном этапе развития общества ценность этнокультурного образования не подлежит сомнению. Актуальность данного вопроса обусловлена проблемами, стоящими перед системой образования многонационального Российского государства, в котором проживает более 190 различных народов, в том числе коренных малых и автохтонных1. Поскольку образовательное пространство России характеризуется неоднородностью культурных и исторических ценностей, приоритетом является применение в педагогическом процессе этнокультурных традиций различных народов, населяющих нашу страну2.

В ряде исследований отмечается, что учителя технологии многих общеобразовательных учреждений до сих пор испытывают затруднения в организации этнокультурного подхода, не используют возможности межпредметной сущности дисциплины «Технология» [1].

Этнопедагогическая подготовка будущего педагога рассмотрена в небольшом количестве исследований, одно из которых концентрируется на этнопедагогической компетентности [2]. Но в данной работе, как и в других, не отражена специфика профессиональной деятельности учителя технологии. Идея модульного подхода предложена в исследовании Ю. Ф. Тимофеевой по формированию структуры и содержания учебных дисциплин для студентов, будущих учителей технологии, в котором, однако, не отражено этнокультурное образование [3]. В настоящем материале формирование этнопедагогической компетентности учителя технологии сочетается с модульным подходом, что помогает комплексно подойти к проблеме.

Вышесказанное позволило сформулировать цель исследования – обосновать и разработать модуль «Этнокультура Карелии» как пропедевтический компонент модели формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии. В данной статье представлены результаты исследования, связанные с пониманием сущности этнопедагогической компетентности студентов технологического направления, разработкой модели ее формирования, применением модульного подхода в этнопедагогическом образовании обучающихся.

Исследование опиралось на комплекс взаимодополняющих методов:

1. Теоретических – анализ  литературных источников; анализ этноэстетических материалов; анализ понятийно-терминологической системы.

2. Эмпирических – анкетирование, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов творческой деятельности студентов, рефлексивный анализ.

 

Этнопедагогическая компетентность учителя технологии

Для определения содержательной характеристики понятия «этнопедагогическая компетентность учителя технологии» необходимо обратиться к анализу документальных источников и исследовательских работ. Вопросы, относящиеся к этнокультурному образованию и формированию этнокультурной компетентности, рассматривались рядом авторов, из которых наиболее релевантны работы Г. Н. Волкова и Л. П. Карпушиной [45]. Наибольший интерес представляют диссертационные исследования по формированию этнокультурной компетентности в условиях высшей школы (например,  С. Н. Федоровой о формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов3 и Л. В. Коноваловой по формированию и развитию этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования4). Если же сузить проблематику до этнопедагогической подготовки будущих учителей, можно обнаружить, что данный вопрос представлен значительно меньшим количеством исследований. Таким образом, теория и методика формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя технологии является недостаточно разработанными. Хотя именно в рамках предмета «Технология» возможно раскрытие подлинно народной культуры путем изучения ремесел и этноспецифической деятельности [6].

Нам удалось обнаружить подробное рассмотрение этнопедагогической компетентности и процесса ее формирования в двух диссертационных исследованиях: «Формирование этнопедагогической компетентности будущего учителя физической культуры народными средствами физического воспитания» А. М. Даурова5 и «Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе» А. В. Кайсаровой6. Но заявленные в данных работах определения сущности этнопедагогической компетентности нуждаются в корректировке с учетом специфики работы учителя технологии. Общие положения государственного стандарта для учителей технологии свидетельствуют о возможности гармоничного включения в изучение практико-ориентированных курсов, связанных с народным творчеством, освоением ремесел, характерных для региона в его культурно-историческом развитии. Это подтверждается рядом исследований о подготовке будущего учителя технологии средствами народных ремесел следующих авторов: Е. А. Акимова, А. В. Казакова, Н. Б. Ульяновой [7; 8; 9].

На основании вышеизложенного выделены и проанализированы этнокультурная и педагогическая составляющие в этнопедагогическом образовании будущих учителей в предметной области «Технология». Первая составляющая заключается в этнокультурном подходе к подготовке студентов названного направления, вторая ‒ в освоении ими способов реализации этнокультурного подхода в их будущей профессиональной работе со школьниками. С учетом особенностей технологического образования сформулировано общее определение этнопедагогической компетентности учителя технологии, а также выделены ее структурные компоненты.

Этнопедагогическая компетентность учителя технологии заключается в его готовности к реализации этнокультурного подхода в процессе технологического образования учащихся.

В качестве структурных компонентов этнопедагогической компетентности учителя технологии выделены такие, через развитие которых наиболее отчетливо просматриваются процесс и результат ее становления, а именно:

  1. Когнитивный компонент, или понятийная основа (комплекс этнокультурных и этнопедагогических знаний). Содержит сумму представлений, выражающихся в знании историко-культурной специфики коренных народов, проживающих в регионе. Включает как знакомство с особенностями их ментальности, так и осознание национального, этнического разнообразия, связей и специфичности этнокультур коренного населения региона, влияния этнических культур друг на друга (в данном исследовании регион – Республика Карелия, коренные народы – карелы, вепсы, финны).
  2. Аффективный компонент  заключается в эмоциональном и ценностном базисе исследуемого явления. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности влияют на позитивное отношение к культурно-исторической специфике, которые будут служить критерием оценки его мотивационной готовности к этнокультурной и этнопедагогической деятельности. Также в этом компоненте содержится способность к самооценке собственной деятельности в этнопедагогическом ключе.
  3. Поведенчески-деятельностный компонент имеет операциональные основания. Здесь проявляется способность обучающегося к овладению этноспецифическими умениями. Эффективное взаимодействие с представителями коренных этносов связано с владением этноспецифическими умениями (танцевать, петь, придерживаться традиций, владеть народным ремеслом и т. д.). Данный компонент также связан с опытом преобразовательной этнопедагогической деятельности. Отмечая специфику обучения будущих учителей технологии, следует подчеркнуть, что основой является овладение традиционными ремеслами.

Взаимосвязь, взаимообусловленность когнитивного, аффективного и поведенчески-деятельностного компонентов этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена [10].

 

Модель формирования этнопедагогической компетентности
будущих учителей технологии

Для разработки модели формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии были изучены теоретические основы построения педагогической модели. За основу взяты работы Е. А. Лодатко, В. И. Михеева, рассматривающих моделирование и проектирование как современный инструментарий педагогических исследований. Изученная литература позволила определиться с типом модели: структурно-функциональная [1112]. Также были учтены результаты диагностики актуального уровня развития этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии [13].

На основе теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме, учитывая результаты диагностики, была создана модель формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии, включающая в себя следующие блоки: целевой; методологический; содержательный; организационно-деятельностный; результативный.

Целевым блоком модели становления этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии в условиях модульного подхода к высшему образованию является восстановление образовательной преемственности в развитии этнокультуры региона. Он представлен целью и задачами этнокультурного образования в целом и конкретно процесса становления этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии в условиях модульного подхода к высшему образованию. Целью является формирование этнопедагогической компетентности.

Методологический блок раскрывает методологические основы построения системы этнопедагогической подготовки студентов как совокупности характерных для данной образовательной модели способов становления этнопедагогической компетентности в процессе модульного обучения. Методологические подходы: региональный, компетентностный, модульный, этнокультурный.

Содержательный блок включает этнокультурную и педагогическую составляющие этнопедагогической компетентности в образовании будущих учителей технологии, а также отражает ее трехкомпонентную структуру: когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенчески-деятельностный компонент.

Организационно-деятельностный блок модели представлен комплексом видов и форм учебной деятельности, способов организации педагогической деятельности, банком учебных и контрольных заданий. Он включает организационные формы обучения, инновационные педагогические технологии (технология модульного обучения, проектная технология и технология портфолио), что диктуется необходимостью применения активных практико-ориентированных способов обучения.

Результативный блок включает результат, четко соотносящийся с целью и задачами становления этнопедагогической компетентности в условиях модульного подхода к высшему образованию. Этот результат определяется поуровневой сформированностью содержательных компонентов этнопедагогической компетентности на основе определенных критериев, показателей и измерителей. Здесь можно проследить динамику и эффективность протекания процесса и охарактеризовать достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

 

Содержание и методика реализации пропедевтического модуля
«Этнокультура Карелии»

Модульный подход может быть реализован как в построении образовательных программ, так и в применении самой технологии модульного обучения. В настоящем исследовании для реализации системы этнопедагогического образования будущих учителей технологии предложена совокупность пропедевтического и частных модулей. Пропедевтический модуль предназначен для того, чтобы заложить основы этнопедагогической компетентности на ранних этапах обучения в вузе, частные модули призваны обеспечивать развитие этнопедагогической компетентности студентов через практическое освоение отдельных ремесел на соответствующих специальных дисциплинах.

Включение элементов этнокультурной и этноэстетической направленности исходит из возможностей тех или иных дисциплин учебного плана. Предполагается, что наиболее успешным может быть включение частных модулей в такие дисциплины будущих учителей технологии, как: «Народная кукла», «Керамика», «Кружевоплетение», «Художественная обработка дерева», «Конструирование и изготовление народных музыкальных инструментов» и «Народное зодчество».

Для обоснования и разработки содержания и методики реализации пропедевтического образовательного модуля «Этнокультура Карелии» были использованы результаты диагностики актуального уровня развития этнопедагогической компетентности студентов технологического направления подготовки, подробно представленные в статье [13]. Основы технологии модульного обучения, в том числе основанного на компетенциях, и его своеобразие для будущих учителей технологии рассмотрены с учетом исследований Э. Ф. Насырова, О. Н. Олейникова [14; 15].

Образовательный модуль «Этнокультура Карелии» представлен совокупностью занятий, предназначенных для решения проблемы этнопедагогического образования будущих учителей технологии, интегрирующих теорию и практику студентов и непременно опирающихся на рефлексивный элемент.

Разработанная программа пропедевтического образовательного модуля «Этнокультура Карелии» выстроена в контексте технологии модульного обучения. Составлена система целей в соответствии с «деревом целей», где от комплексной дидактической цели расходятся интегрирующие дидактические цели, служащие основой для определения частных дидактических целей (ЧДЦ), которые служат базой для учебных элементов (см. рис.).

 

 

Структура модульной программы (по П. А. Юцявичене) [16]

 

The structure of the modular program (by P. A. Yucjavichene)

 

Комплексная цель модуля «Этнокультура Карелии» – формирование основ этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии. Интегрирующие и частные дидактические цели представлены непосредственно в программе самого модуля «Этнокультура Карелии».

Пропедевтический образовательный модуль рассчитан на 10 аудиторных занятий (20 академических часов), в каждом из которых лекционная часть сочетается с практической. Предусмотрена организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Содержательная характеристика модуля представлена далее в  перечне занятий.

1. Занятие № 1. Этнокультурное образование.

Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) – освоение студентами теоретических основ этнокультурного образования.

2. Занятие № 2. Народы Русского Севера и их своеобразная культура.

ИДЦ – развитие представлений студентов об этнических группах и народах, населяющих северные территории РФ, особенностях фольклора, религии, сказаний и традиционных праздников.

3. Занятие № 3. Традиции и культура коренных народов Карелии.

ИДЦ – формирование у обучающихся умений самостоятельной работы с интернет-источниками по теме «Культурное своеобразие коренных народов  Карелии», уточнение понятий «народное творчество», «карельские промыслы», «фольклор», «обычаи», «ремесла».

4. Занятие № 4. Ремесла народов Карелии.

ИДЦ – формирование у студентов представлений о ремесленной эстетике карелов и вепсов.

5. Занятие № 5. Фольклор народов Карелии.

ИДЦ – систематизация знаний студентов о художественном творчестве коренных народов Карелии, становление представлений о древних верованиях карелов, обычаях народов Карелии, свадебных ритуалах

6. Занятие № 6. Кухня народов Карелии.

ИДЦ – ознакомление студентов с кулинарными особенностями карельской кухни.

7. Занятие № 7. Карельская вышивка.

ИДЦ – формирование представлений студентов о функциях карельской вышивки и ее основных мотивах.

8. Занятие № 8. Карельский костюм.

ИДЦ – формирование представлений студентов об особенностях  карельского костюма – мужского, женского, детского, повседневного, праздничного.

9. Занятие № 9. Деревообработка в карельских народных промыслах.

ИДЦ – усвоение студентами знаний о способах обработки древесины и древесных материалов у коренного населения Карелии, основных видах ремесел ‒ роспись, резьба, плетение из бересты, изготовление утвари, детских игрушек и др.

10. Занятие № 10. Обработка металла в карельских народных промыслах.

ИДЦ – формирование у студентов представлений о традиционных способах обработки металлов у коренного населения Карелии, видах работ кузнецов ‒ починка земледельческих орудий, подковка лошадей, изготовление бытовых предметов, оковывание саней, телег, тарантасов и др.

В конце каждого занятия студентам давалась подробная инструкция для выполнения самостоятельной работы. Далее представлен перечень работ:

  • схема, в любом из видов инфографики, по теме: «Этнокультурное образование»;
  • образное представление мифологии финно-угорских народов;
  • эссе на тему «Мысленная реконструкция моего пребывания в карельской деревне прошлого века»;
  • таблица «Карельские традиционные ремесла»;
  • карельские промыслы (исследование);
  • список рецептов карельской кухни;
  • «Карельское полотенце» (эскиз и образец вышивки);
  • таблица «Карельские традиционные костюмы»;
  • традиционная карельская роспись (образец);
  • эскиз карельского костюма.

В качестве заключительного задания обучающиеся изготавливали образец карельского ремесленнического искусства. Чаще всего студенты выбирали для этого эскиз модели карельского костюма.

Чтобы показать пример модульного построения программы занятий, представлено первое занятие (табл. 1).

 

Таблица 1

Программа занятия пропедевтического
 образовательного модуля «Этнокультура Карелии»

Table 1

Program of the lesson of the propaedeutic
educational module «Ethnoculture of Karelia»

 

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению, оценка
Занятие № 1. Этнокультурное образование
УЭ-0 ИДЦ ‒ освоение теоретических основ этнокультурного образования. Обсуждение проблемы непрерывного процесса этнокультурного образования   Внимательно прочитать цели занятия
УЭ-1 Цель: внимательно прослушать сообщение преподавателя о цели и особенностях изучения данного курса. Подумать, что необходимо для успешного обучения. Свой ответ обосновать   Работать индивидуально.   Работать устно, вместе с группой
УЭ-2 Цель: определить исходный, базовый уровень знаний о проблеме этнокультурного воспитания. Обозначить круг вопросов. Найти синонимы к слову «этнос», назвать виды этносов (правильные ответы: нация, племя, род, народность) Сравнить ответы с вариантами одногруппников и с правильными, определить наиболее часто встречаемые.   Проанализировать и выделить существенные отличия между словами «культура», «традиции», «уклад жизни», обсудить в мини-группах, выработать примерные определения. Проанализировать, чем отличался подобный подход от получения готовых определений.  Свои ответы обосновать. Сравнить результаты своих изысканий со словарными определениями. Выявить степень близости, обсудить в группе. Попробовать понять, в чем заключались причины несоответствия. Оценить свою работу Работать индивидуально, при возникновении затруднений обратиться к преподавателю. Работа в группе.     Работа в мини-группах.     Работать индивидуально.   Работа в группе.       Ваша оценка
УЭ-3 Цель: получить представления об этнокультурном образовании, используя технологию «интеллект-карт». Внимательно изучить правила применения технологии. Пройти инструктаж и приступить к действиям по алгоритму. Подвести итог и оценить преимущества технологии. Оцените результат Работать индивидуально, при возникновении затруднений обратиться к преподавателю.   Работа в группе. Ваша оценка
УЭ-4 Цель: подведение итогов занятия. Прочитайте цель занятия. Достигли ли вы ее? В какой степени? Что помогало и что мешало успешному освоению материала? Что осталось непонятным? Выберите домашнее задание в зависимости от оценки своей работы. При высоких результатах возможно творческое задание: нарисуйте ассоциацию или начертите схему по теме «Этнокультурное образование» Работать индивидуально. Ваша оценка.     Сдать работу преподавателю на проверку в индивидуальном порядке

 

В целях реализации программы модуля были использованы многочисленные материалы о декоративно-прикладном искусстве, традициях и ремеслах карелов и вепсов [17; 18; 19]. Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы определены критерии, показатели и измерители этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии.

Критерии оценки сформированности этнопедагогической компетентности выделены в соответствии с ее основными компонентами, а именно: когнитивный, аффективный, рефлексивный и поведенчески деятельностный. Для каждого критерия были определены показатели и подобраны соответствующие измерители. Для разработки показателей использованы результаты исследования К. А. Строкова, касающиеся современных технологий подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности [20], а также проектирования образовательного процесса вуза на основе компетентностного подхода [21]. Результаты данной работы представлены ниже.

По аффективному критерию этнопедагогическая компетентность оценивается посредством следующих показателей:

  • способность выявлять самобытность народов региона;
  • способность принимать этнопедагогические ценности коренных народов региона (карелов, финнов, вепсов), приобщать к ним учащихся;
  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к произведениям этнического творчества;
  • готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся к народному художественному творчеству.

Для оценки когнитивного компонента этнопедагогической компетентности предложены следующие показатели:

  • совокупность знаний истории и культуры коренных народов региона (карелов, финнов, вепсов), их традиций, анализ сходств и противоречий в этнических культурах карелов, финнов и вепсов, их взаимовлияния;
  • владение категориально-понятийным аппаратом этнопедагогики и этнокультурного образования;
  • представления о традициях, фольклоре карельского и вепсского народов, традиционных ремеслах;
  • знания об организации этнокультурного подхода в образовательном процессе;
  • владение этнопедагогическими понятиями и фактами, знание этнопедагогических основ формирования личности, реализации этнопедагогической составляющей образовательного процесса.

Поведенчески-деятельностный критерий оценки этнопедагогической компетентности реализуется через следующие показатели:

  • знание моделей поведения, способствующих эффективному взаимодействию с представителями коренных народов Республики Карелия;
  • владение этноспецифическими умениями народов своего региона: карельская кухня, танец, музыка, владение традиционными карельскими ремеслами;
  • осмысление системы традиционного воспитания детей коренных народов региона (карелов, финнов, вепсов), возможностей реализации их в  этнопедагогической деятельности;
  • разработка и реализация на практике способов этноспецифической деятельности на основе народных традиций;
  • готовность к активной творческой деятельности с учащимися с целью освоения народного художественного и прикладного творчества на основе этнической культуры.

Рефлексивный критерий этнопедагогической компетентности раскрывается через следующие показатели:

  • эмпатия и рефлексивность в процессе контакта с продуктами национального самовыражения коренных народов региона (карелов, финнов, вепсов);
  • самооценка и самодиагностика собственной этнокультурной и этнопедагогической деятельности.

В качестве измерителей использовались следующие оценочные средства: интеллект-карта, эссе, анкета, доклад, сообщение, контрольная работа, домашнее творческое задание, мини-проект, портфолио.

Пропедевтический образовательный модуль «Этнокультура Карелии» был апробирован на базе 1-го курса бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Петрозаводского государственного университета, по профилям: «Образование в предметной области. Технология и дополнительное образование в области декоративно-прикладного творчества», «Образование в предметной области. Технология и дополнительное образование в области инженерно-технического творчества» в 2020 г. Результаты опытно-экспериментальной работы оценивались по основным критериям и показателям сформированности этнопедагогической компетентности.

В качестве примера оценивания индивидуальных результатов обучающихся представим анализ одной из работ (табл. 2). Количество баллов по каждому измерителю варьировалось от 1 до 3:

  • 1 балл – слабое представление о специфике народов региона, наличие обрывочных этнокультурных и этнопедагогических знаний (когнитивный критерий); равнодушное отношение к народным ценностям и продуктам национального самовыражения (аффективный критерий); слабое развитие этнокультурных умений (поведенчески-деятельностный критерий); слабая рефлексия собственной этнокультурной и этнопедагогической деятельности (рефлексивно-оценочный критерий);
  • 2 балла – приемлемое количество этнокультурных и этнопедагогических представлений о специфике народов региона в достаточной степени (когнитивный критерий); положительное восприятие народных ценностей и продуктов национального самовыражения (аффективный критерий); наличие этноспецифических умений на среднем уровне (поведенчески-деятельностный критерий); достаточная рефлексия собственной этнокультурной и этнопедагогической деятельности (рефлексивно-оценочный критерий);
  • 3 балла – наличие глубоких и полных этнокультурных и этнопедагогических знаний, целостные представления о специфике народов региона (когнитивный критерий); ярко положительное (чувство восхищения) восприятие народных ценностей и продуктов национального самовыражения (аффективный критерий); наличие этноспецифических умений на высоком уровне (поведенчески-деятельностный критерий); развитая на высоком уровне рефлексия собственной этнокультурной и этнопедагогической деятельности (рефлексивно-оценочный критерий).

Суммируя результаты, выраженные в баллах, мы находим среднее арифметическое и округляем в соответствии с правилами алгебраического округления (вначале получая общий балл по каждому критерию, а затем общий балл в целом). В зависимости от баллов определяются уровни развития этнопедагогической компетентности. Соответственно, это уровни 1, 2 и 3.

 

Таблица 2

Индивидуальные результаты оценивания уровня
этнопедагогической компетентности

Table 2

Individual results of assessing the level of ethno-pedagogical competence

 

Студент Критерий Баллы по показателям Уровень  (средний балл)
  Аффективный 2,25 2,5 2,6 2,25 2 (2,5)
Когнитивный 2,75 1,6 2,75 2,75 1,75 2 (2,3)
Поведенчески-деятельностный 1,6 2,6 1,75 3 2 (2,2)
Рефлексивный 2,6 2,6 3 (2,6)

 

Оценивая уровень 1 как базовый, уровень 2 как повышенный и уровень 3 как высокий, можно констатировать, что в целом уровень развития этнопедагогической компетентности обучающейся характеризуется как повышенный. Причем наиболее высоким является уровень по рефлексивному критерию, что соответствует характеристикам технологии модульного обучения и технологии портфолио, примененным в данном модуле.

Общие результаты оценки уровня сформированности этнопедагогической компетентности студентов опытной группы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Общие результаты оценки уровня сформированности
этнопедагогической компетентности студентов

Table 3

General results of assessing the level of students'
ethno-pedagogical competence


Студенты

 

Аффективный критерий Когнитивный критерий Поведенчески- деятельностный критерий Рефлексивный критерий Уровень  (средний  балл)
группа 611
1 3 2 2 3 3 (2,5)
2 2 1 1 1 1 (1,25)
3 1 2 2 1 2 (1,5)
4 1 1 1 1 1 (1)
5 3 3 3 3 3 (3)
6 3 3 3 3 3 (3)
7 2 2 2 3 2 (2,25)
8 2 1 1 1 1 (1,25)
группа 612
9 3 2 3 2 3 (2,5)
10 2 2 2 2 2 (2)
11 3 2 2 3 3 (2,5)
12 3 3 3 3 3 (3)
13 2 3 3 3 3 (2,75)
14 3 3 3 3 3 (3)
15 3 3 3 3 3 (3)
Итог 2,3 2,1 2,2 2,3 2,3
Уровень 2 2 2 2 2

 

На основе данных таблицы 3 можно сделать следующие выводы:

  • в целом результаты оказались в границах высокого уровня у 60 % студентов, у трети испытуемых уровень характеризовался как повышенный или был близок к нему;
  • трое студентов (20 %) изначально не имели мотивации, посещали не все занятия, и работы были выполнены на низком уровне;
  • 13 % обучающихся имели мотивацию лишь в плане получения зачета и, несмотря на то что работы были выполнены достаточно качественно, им существенно мешало то, что они были настроены против самого этнокультурного образования и этнопедагогической деятельности в целом;
  • 13 % студентов изначально были настроены скептически, но затем в процессе занятий заинтересовались, и с каждой новой работой это выражалось во все большем старании и качестве образовательного продукта. Они заинтересовались этнокультурной и этнопедагогической составляющими их будущей профессиональной деятельности, что можно отнести к успехам курса;
  • 53 % студентов не имели проблем с мотивацией и интересом, выполняли работы охотно, на высоком уровне и в процессе самоанализа подтвердили свою мотивацию фразами о том, что считают этнокультурный подход очень важной и неотъемлемой частью работы учителя технологии.

Проведенное исследование посвящено актуальной для теории и методики профессионального образования проблеме определения теоретических и научно-методических основ формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии. Теоретически обоснованы сущность и основные компоненты этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии, построена педагогическая модель, выявлены критерии, показатели и измерители этнопедагогической компетентности.

Эмпирическая часть исследования связана с разработкой содержания и методики организации опытно-экспериментальной работы по развитию этнопедагогической компетенции студентов, реализацией обучающего этапа опытно-экспериментальной работы и оценкой ее результатов.

В результате исследования сделаны следующие выводы.

  1. Этнопедагогическое образование является актуальной составляющей подготовки будущих учителей в предметной области «Технология».
  2. Этнопедагогическая компетентность учителей технологии включает этнокультурную и педагогическую составляющие, складывается из когнитивного, аффективного и поведенчески-деятельностного компонентов.
  3. Модель формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии представлена следующими взаимосвязанными компонентами: целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.
  4. Обоснованный в исследовании инструментарий оценки сформированности этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии, включающий критерии, показатели и измерители, позволяет определять качество и уровень подготовки студентов. Предложенные критерии (когнитивный, аффективный, поведенчески деятельностный и рефлексивный) соответствуют компонентам компетентности.
  5. Образовательный модуль «Этнокультура Карелии» может быть рассмотрен как основа для последующей реализации системной работы по формированию этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии, если будет разработан и реализован в соответствии с теоретической моделью формирования их этнопедагогической компетентности, обеспечена реализация технологии модульного обучения.

 

Список литературы

  1. Кайсарова А. В. Этнопедагогическая компетентность учителя // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2005. № 6. С. 53–58.
  2. Кайсарова А. В. Формирование этнопедагогической компетентности у студентов. Чебоксары, 2007. 20 с.
  3. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высшее образование в России. 1996. № 4. С. 119–125.
  4. Волков Г. Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт. 2006. № 1. С. 12–18.
  5. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса // Интеграция образования: научно-методический журнал. 2010. № 3. С. 63–66.
  6. Селевко Т. К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 4. С. 22–34.
  7. Акимов Е. А. Педагогические условия эффективности формирования предпринимательских умений в сфере народных ремесел у будущих учителей технологии [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 3. С. 15–21. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnosti-formirovaniya-predprinimatelskih-umeniy-v-sfere-narodnyh-remesel-u-buduschih-uchiteley (дата обращения 23.04.2023).
  8. Казаков А. В. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства средствами народных ремесел [Электронный ресурс] // МНКО. 2011. № 4 (29). С. 37–40. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-uchiteley-tehnologii-i-predprinimatelstva-sredstvami (дата обращения 23.04.2023).
  9. Ульянова Н. Б. Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1. С. 63–64
  10. Поштарева Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей. Ставрополь, 2005. 112 с.
  11. Лодатко Е. А.  Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск, 2010.  148 с.
  12. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Москва, 2004. 247 с.
  13. Любек Д. А. Особенности этнокультурной компетентности будущих учителей технологии // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4 (28). DOI: 10.15393/j5.art.2019.5150
  14. Насырова Э. Ф. Системный подход к интегративно-модульному обучению будущих учителей технологии // Казанская наука. 2011. № 11. С. 360–362
  15. Олейникова О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. Москва, 2005. 69 с.
  16. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 272 с.
  17. Алава В. В. Карельская резьба по дереву и вышивка // Русское народное искусство Севера. 1968. № 1. С. 183–189.
  18. Галушкина О. А. Музей без кузнеца, как невеста без кольца // Дайджест материалов газеты «Кижи». 2004. № 5. С. 16–20.
  19. Гвоздева Ж. В. Плетеные корзины из сосновой лучины в быту крестьян Олонецкой губернии // Кижский вестник. 2004. № 9. С. 115–127.
  20. Строков К. А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности. Тамбов, 2000. 78 с.
  21. Лямзин М. А. Проектирование образовательного процесса вуза на основе компетентностного подхода. Москва, 2009. 178 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Просмотров: 478; Скачиваний: 134;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8469