Современные тенденции развития образования связаны с усилением воспитательного характера образовательного процесса на всех уровнях образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Воспитание всегда было наиболее сложной составляющей образования ‒ современность не является исключением. Так, последние десятилетия характеризуются негативными тенденциями во взаимоотношениях между представителями одного или разных поколений; нередки случаи насилия, унижения достоинства, в том числе публично через социальные сети. Педагоги общеобразовательных организаций все чаще отмечают нелестное отношение к себе и в целом к школе обучающихся и их родителей, низкую мотивацию детей к обучению, недостойное поведение и нежелание следовать общепринятым нормам поведения в школе и в общественных местах. К сожалению, аналогичные ситуации теперь имеют место и в учреждениях профессионального образования. Например, некоторые студенты в вузе позволяют себе необоснованные пропуски занятий, заимствование чужих работ, требуют от преподавателя, не аргументируя, повышения выставленных отметок и пр. Отдельно следует отметить проблемы, имеющие межэтнический и межнациональный характер. На этом фоне документы, принятые на государственном и региональном уровнях, воспринимаются как своевременные, а возможно, и несколько запоздалые; они предписывают принять меры к улучшению ситуации и требуют незамедлительного реагирования.
Мы поддерживаем суждение И. А. Колесниковой о том, что «кризис воспитательного потенциала общества, выступающий как часть глобального кризиса, требует поиска путей подготовки специалистов, способных создавать позитивный воспитательный контекст на фоне далеко неблагоприятных жизненных условий»[1,с. 5]. В этой связи особое значение воспитательные аспекты имеют для молодежи, обучающейся в колледжах и вузах по педагогическим направлениям. На наш взгляд, исключительную важность приобретает подготовка будущих педагогов начальных классов к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности, так как именно в младшем школьном возрасте активно формируются: познавательный интерес, творческая направленность, принятие ценности семьи и общества, патриотизм, толерантность, коммуникабельность.
Современные образовательные стандарты высшего образования по подготовке педагогических кадров до сих пор не в полной мере соответствуют требованиям профессионального стандарта школьного обучения, что затрудняет будущую работу выпускников педагогических вузов [2; 3]. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”2, приняты дополнения, предписывающие разработку рабочей программы воспитания, а также календарного плана воспитательной работы, которые необходимо включить в основные образовательные программы всех уровней образования, в частности в профессиональные программы высшего образования (программы бакалавриата и специалитета). Принятый закон вступил в силу с 1 сентября 2020 г., и не позднее 1 сентября 2021 г. соответствующие изменения и дополнения были внесены в образовательные программы. Это обстоятельство потребовало от педагогических коллективов анализа ситуации, оценки имеющегося опыта и традиций организации воспитательных мероприятий, обобщения средств и методов реализации воспитательных функций.
Изучение ряда учебных дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования, таких как психология, теория обучения и воспитания, методики обучения отдельным дисциплинам, вооружают студентов системой знаний и умений, а учебные и производственные практики позволяют отработать определенные умения и навыки, направленные на организацию воспитательного процесса в будущей профессиональной деятельности. На каждой кафедре, осуществляющей подготовку бакалавров педагогического образования, реализуется, как правило, целый комплекс научных и воспитательных мероприятий. Возникает проблема согласованности целей и задач, реализуемых, с одной стороны, через преподавание учебных дисциплин, и с другой ‒ преследуемых многочисленными мероприятиями научного и воспитательного характера.
Целью данного исследования является выявление педагогических условий результативности участия студентов в научных и воспитательных мероприятиях вуза с точки зрения их подготовки к выполнению функций педагога-воспитателя начального уровня общего образования; оценка результативности модели подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению функций педагога-воспитателя, созданной и апробируемой кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.
Литература, изученная нами в контексте рассматриваемой проблемы, может быть разделена на несколько групп. Во-первых, потребовался анализ нормативно-правовых аспектов проблемы подготовки педагога-воспитателя на современном этапе развития общества и системы образования. Во-вторых, описание различных подходов к содержанию деятельности педагога-воспитателя и, в-третьих,что представляет для нас особый интерес, изучение взглядов ученых и педагогов-практиков на методы, средства и технологии становления и развития педагога, способного эффективно осуществлять воспитательные функции в образовательном процессе школы.
Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в 2020 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», уточнено собственно понятие воспитания. В отличие от предыдущей редакции закона, направленность процесса воспитания дополнена функциями формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Этот дополненный перечень направленности воспитания можно рассматривать как конкретизацию целей воспитательной деятельности, что влечет за собой, с одной стороны, бóльшую определенность задач и содержания воспитания, а с другой‒ ориентирует педагога на ожидаемые результаты этой деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»3 и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»4 акцентируют внимание на подготовке студентов к реализации воспитательной функции педагога явно ‒ посредством трех общепрофессиональных компетенций и неявно‒ указанием на необходимость выбора организацией высшего образования одного или нескольких профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и формулированием профессиональных компетенций всоответствии с одной или несколькими обобщенными трудовыми функциями. Основная профессиональная образовательная программа, разработанная организацией высшего образования, должна обеспечить формирование у студентов всех предусмотренных Программой компетенций, а следовательно, подготовить выпускников к организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности (ОПК-3), к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4), к использованию в профессиональной деятельности психолого-педагогических технологий, необходимых, в частности, для воспитания обучающихся (ОПК-6). Профессиональные компетенции при отсутствии утвержденных примерных основных образовательных программ формируются организациями самостоятельно и, как правило, достаточно обще, то есть в них не выделяются отдельно компетенции, направленные на подготовку педагога в контексте воспитательных функций.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»5 указывает на обобщенные трудовые функции педагогов различных уровней образования и соответствующие им трудовые действия. Трудовая функция «воспитательная деятельность» предполагает выполнение достаточно обширного перечня трудовых действий, в результате которых уделяется внимание, в частности, развитию эмоционально-ценностной сферы ребенка, организации деятельности ученических органов самоуправления, обеспечению безопасной образовательной среды, созданию и поддержанию традиций жизни образовательной организации и др. Однако из действий, связанных с активизацией потенциала других участников образовательных отношений, указывается только на «использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка»6. Среди необходимых умений выделяется способность создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей(законных представителей) и педагогических работников.
В 2023 г. утвержден новый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»7, в котором основными целями организации воспитательного процесса названы духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие и позитивная социализация обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.
Таким образом, можно констатировать определенную несогласованность основных нормативных документов, регламентирующих подготовку будущих педагогов к выполнению воспитательных функций (ФГОС ВО) и реализацию этих функций в профессиональной педагогической деятельности (профстандарт):сложно на основе обозначенных документов выстроить относительно воспитательной деятельности педагога логическую «цепочку» его профессионального становления в вузе: цель → задачи → содержание →результаты. Данная сложность, на наш взгляд, актуализирует необходимость решения проблемы путем созданиямодели подготовки будущих учителей к реализации воспитательной функции через систему воспитательных мероприятий в вузе (на выпускающей кафедре, в институте, в университете).
Для изучения различных подходов к подготовке современного педагога как воспитателя рассмотрим содержание этого понятия. Каким должен быть педагог-воспитатель на современном этапе развития российского общества, в современной общеобразовательной школе? Для ответа на этот вопрос обратимся в первую очередь к «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»8, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее ‒ Стратегия). В разделе, посвященном описанию кадровых механизмов реализации Стратегии, говорится о повышении престижа профессий педагога и воспитателя, на которых возлагается задача воспитания подрастающего поколения, об их компетентности в области воспитания, о необходимости модернизировать содержание подготовки и повышения квалификации работников образования с целью обеспечить соответствие профессиональной компетентности педагога «вызовам» общества на современном этапе его развития, а также задачам Стратегии. Как видим, документом декларируется развитие компетенций педагога-воспитателя и модернизация педагогического образования в воспитательном аспекте, но содержание этих преобразований не представлено.
В структуре профессионального педагогического образования можно выделить несколько компонентов: профессиональное становление, профессиональное развитие, саморазвитие, самообразование, самореализация, самовоспитание, самосовершенствование и др. Ключевым компонентом в контексте проблематики данного исследования является профессиональное становление, так как оно, на наш взгляд, включает в себя все остальные компоненты [4].
Современные исследования показывают, что для реализации воспитательных функций выпускник вуза педагогических направлений подготовки должен владеть следующими профессиональными компетенциями: «умение вести диалог, организаторская компетенция, стрессовая компетенция, активное слушание, эмпатия, критическое мышление, ориентация на саморазвитие, межкультурная компетенция, юмор»[5, с. 49]. И. Д. Демакова и И. Ю. Шустова указывают ориентиры для обновления содержания воспитательной деятельности современного педагога: «…важно неизменное самоопределение педагога с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие ребенка; его работа связана с “живой ситуацией” взаимодействия с детьми, строится по процессу; цели воспитательной деятельности должны удерживать понимание процесса развития ребенка в современных условиях; приоритетом воспитательной деятельности является оптимистический взгляд на ребенка, педагог-воспитатель должен находиться в позиции фасилитатора, поддерживающего процессы самопознания, самоопределения, саморазвития, самореализации ребенка»[6, с. 43].
Согласно М. М. Исаевой, необходимыми для формирования готовности учителя к воспитательной работе требованиями являются: «формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности; проектирование целостного воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества всех его участников; разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности; согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога и др.»[7, с. 261].
Организации профессионального педагогического образования обязаны готовить студентов к выполнению трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания», предусматривающих, в частности, организацию совместной деятельности детей и взрослых, направленной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания; проведение коллективных творческих, массовых мероприятий. Реализация перечисленных в документе трудовых действий, относящихся к различным трудовым функциям, предполагает наличие у выпускников соответствующих необходимых умений и знаний. Однако, так как данный Стандарт не предъявляет к работникам требований к опыту практической работы (за исключением должности старшего воспитателя, для которой требуется стаж работы по специальности не менее двух лет), предполагается, что такие знания и умения должны быть сформированы у будущих специалистовв процессе обучения в вузе или в колледже.
В современной научной литературе описываются актуальные подходы и направления подготовки педагога к реализации воспитательной функции в учреждениях образования (школа, учреждения дополнительного образования и др.): переосмысление, проработка и принятие идей коллективного воспитания [8], развитие программ (в том числе сетевых) корпоративного обучения на базе сельских школ [9], формирование ценностного отношения к воспитательной деятельности [10], целостной компетентности педагогов как воспитателей на начальном этапе личностно профессионального роста [11], индивидуально-креативный подход [12], индивидуального стиля профессиональной деятельности9[2; 13], профессионального имиджа будущего педагога [14;15], развитие Я-концепции у педагога через объективное самовосприятие и способность к рефлексии [16], использование возможностей образовательной среды вуза [17], построение специального алгоритма пошагового формирования готовности будущих педагогов к работе с родителями [18],внедрение системы консультантов-наставников, педагогов-наставников[9;19]и др. Многообразие предлагаемых подходов требует их осмысления и структурирования.
С нашей точки зрения, направленность программы подготовки будущих педагогов к выполнению воспитательных функций должна быть соотнесена:
- с конкретной ситуацией в регионе,с возможностями социума, педагогического коллектива и образовательной среды в целом и на локальном уровне;
- особенностями профессиональной подготовки в системе высшего образования в целом и в конкретном вузе;
- уровнем развития, запросами и возможностями личности студента.
Методологические подходы, положенные в основу исследования и создания модели подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению функций педагога-воспитателя: системно-деятельностный, функционально-компетентностный, практико-ориентированный, личностно ориентированный.
Теоретическую базу составили идеи:
- педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, С. Л. Соловейчик и др.);
- коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов, Л. Г. Борисова и др.);
- личностно-деятельностного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
Важным условием эффективности воспитательной деятельности педагога является, на наш взгляд, объединение усилий и потенциальных возможностей всех участников образовательных отношений. Только в процессе совместной жизнедеятельности студентов и преподавательского коллектива, совместных мероприятий студентов, преподавателей, школьников и их родителей, педагогов общего образования и других представителей социума у студента появляется возможность накопить собственный опыт в планировании, организации, проведении мероприятий воспитательного характера. М. М. Исаева указывает, что совместная жизнедеятельность взрослых и детей направлена на наиболее полное их саморазвитие и самореализацию [7]. Важно отметить, что и для студента, создающего благоприятные условия для такого события взрослых и детей и занимающего в нем активную позицию, это возможность для собственного самосовершенствования, осознания и принятия значимости воспитательной деятельности.
Кафедра теории и методики начального образования Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) образована в 2013 г.в результате слияния трех кафедрфакультета начального образования педагогического вуза и продолжает традиции факультета, который за более чем полувековую историю накопил значительный опыт развития личностных качеств студентов и подготовки выпускников к выполнению функций воспитателя. Подчеркнем, что достаточно гармоничному объединению трех самодостаточных кафедр способствовали сложившаяся на факультете система воспитательной работы со студентами, комплекс традиций и успешных практик воспитания, наработанных коллективом.
Анализ научной литературы, а также обобщение опыта воспитательной деятельности на кафедре позволяют выделить существенные компоненты подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной функции образовательного процесса (см. рис.).
Воспитательная деятельность организуется в соответствии с основными принципами воспитания:целостности воспитания,преемственности и непрерывности воспитания, вариативности воспитательных систем, коллективного воспитания,личностно значимой деятельности,толерантности,культуросообразности.
Решение воспитательных задач в образовательном процессе вуза пронизывает все его элементы: учебный процесс, практики, научную деятельность, внеучебную работу. В рамках данной статьи мы не рассматриваем возможности формирования общих компетенций будущего педагога-воспитателя посредством реализации программ учебных дисциплин и программ учебных и производственных практик, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования, хотя отметим безусловную значимость этих направлений. В соответствии со сформированными выше задачами обратимся к опыту кафедры по развитию у студентов профессиональных компетенций через внеучебную деятельность.
Рис. Модель подготовки будущего учителя
к выполнению функций педагога-воспитателя
Fig. A model for preparing a future teacher to perform the functions
of a teacher-educator
Планирование и осуществление внеучебной деятельности кафедры в соответствии с предложенной на рисунке моделью предоставляет студенту возможности для овладения профессионально востребованными компетенциями:
- по «горизонтали» ‒ через разнообразие воспитательных практик, предлагаемых кафедрой;
- по «вертикали» ‒ через постепенное усложнение позиций и ролей студента в системе мероприятий, формируемых в процессе внеучебной деятельности компетенций.
Значительная доля студентов кафедры ‒ это выпускники общеобразовательных школ муниципальных районов Республики Карелия, в том числе из малых городов и сельских поселений. Одна из особенностей таких школ состоит в ограниченных возможностях коммуникации в силу малочисленности, территориально-географической удаленности и труднодоступности ближайших образовательных организаций, ограниченности материально-техническими, кадровыми и другими ресурсами[20]. В этой связи среди первоочередных задач ‒ создание условий для развития коммуникативных способностей, открытости и готовности к общению.
Первокурсники на традиционном мероприятии Посвящения в профессию (приуроченном ко Дню учителя) представляют свое видение роли педагога и смыслов педагогической деятельности посредством творческой постановки. Подготовка к мероприятию и совместная реализация поставленных перед группой задач способствуют, с одной стороны, сплочению группы и формированию коллектива, а с другой ‒ раскрытию индивидуальных (творческих, артистических, оформительских, организаторских и пр.) способностей каждого студента. Выступление группы на сцене, атмосфера праздника, возможность увидеть и обсудить альтернативные решения той же задачи, эмоциональная оценка сокурсниками, старшими студентами и педагогами, рефлексия с участием куратора академической группы позволяют гармонично влиться в больший коллектив‒ педагогов и студентов кафедры.
В России в настоящее время по инициативе президента РФ В. В. Путина развивается система школьных театров. Школьный театр является важным и действенным инструментом в воспитании подрастающего поколения. В этой связи будущий педагог должен быть готов к поддержке данного направления, к организации и сопровождению деятельности школьных театров. Владение художественным словом, мимикой и эмоциями, артистизм, умение уверенно держаться на сцене, перед публикой способствуют становлению у будущего педагога профессиональных компетенций. В этом плане кафедра проводит ставший традиционным фестиваль «Театральная осень». Ежегодно выбирается ведущая тема фестиваля. К примеру, в 2023 г. была определена тема «Мы ‒ педагоги», посвященная году педагога и наставника. Студенты представили театральные постановки, художественные номера, а одна из учебных групп оттачивала свои организаторские и творческие способности в процессе планирования, разработки сценария, приглашения ветеранов кафедры в качестве членов жюри и зрителей, проведения мероприятия.
На кафедре ведется подготовка студентов как по одному профилю «Начальное образование», так и по двум профилям ‒ «Начальное образование и образование в предметной области “Английский язык”» и «Начальное образование и образование в предметной области “Родной (карельский) язык”». Это позволяет дифференцировать содержание воспитательных мероприятий с учетом специализации подготовки студентов (профиля) и устанавливать последовательность этапов с постепенным усложнением процесса становления педагога-воспитателя. Обучающиеся полностью ответственны за кафедральные мероприятия, по сути, являющиеся первыми коллективными творческими делами студенческой группы. Мероприятия, которые необходимо спланировать, подготовить и провести, приурочены к социально значимым событиям: для педагогической профессии ‒День защиты детей, для жителей региона ‒День Республики Карелия, для страны ‒День Победы.
Усложнение связано с произвольностью выбора содержания и формы мероприятия, круга приглашенных и / или участников, при этом рекомендуется привлечение внешних участников образовательных отношений. В процессе осуществления выбора студенты совершенствуют умения находить партнеров, договариваться, убеждать. Свобода деятельности предполагает ответственность за результаты этой деятельности. В итоге у студентов формируется ответственное отношение к делу, приобретается опыт реализации мероприятия от его идеи до этапа рефлексии.
Значимый вклад в развитие профессиональных компетенций будущих педагогов вносят благотворительные акции. Одним из примеров этого направления воспитательной деятельности кафедры является акция «Стань Дедом Морозом», предусматривающая сбор индивидуальных подарков для детей из малообеспеченных семей и их вручение на подготовленном студентами театрализованном предновогоднем празднике.
Еще одно мероприятие, инициированное и ежегодно организуемое кафедрой,‒Республиканский фестиваль исследовательских и творческих работ младших школьников «Мои первые открытия»; в марте 2023 г. (на весенних школьных каникулах) состоялся уже 13-й по счету фестиваль. Участие в нем принимают обучающиеся третьих и четвертых классов после экспертного отбора работ на уровне муниципальных районов и городских округов. Положением о фестивале предусмотрены: оценка работ участников в соответствии с разработанными критериями, ранжирование и отбор лучших работ для участия в итоговой конференции фестиваля. Студенты вместе с преподавателями выступают в роли хозяев (принимающей стороны) республиканского мероприятия, на котором гостями являются не только обучающиеся больших и маленьких, городских и сельских, близких к столице и удаленных школ, но также педагоги и родители школьников. Это требует повышенного внимания, сосредоточенности, толерантности. Программа проведения итоговой конференции фестиваля включает разнообразные мероприятия как для обучающихся ‒авторов конкурсных работ, так и для взрослых ‒ научных руководителей и сопровождающих (педагогов начального и среднего общего образования и родителей). Студенты разных курсов в соответствии с индивидуальной готовностью (сформированными компетенциями) решают различные задачи на всех этапах проведения фестиваля: обеспечивают организационные моменты (например, встреча и регистрация гостей, дежурство и т. п.) и техническое сопровождение работы секций конференции; оценивают детские работы в качестве экспертов, а выступления участников конференции ‒ в качестве членов жюри; организуют познавательные и развлекательные мероприятия для младших школьников (беседа, брейн-ринг, викторина, игротека, мастер-класс, экскурсия и др.).
Участие в мероприятиях, подготовленных другими участниками образовательных отношений, самостоятельная разработка и реализация программы мероприятия способствуют формированию компетенций, необходимых будущему педагогу для выполнения функций воспитателя. Качественное изменение профессиональных компетенций, относящихся к области воспитания, происходит за счет надстройки требований к уровню и статусу мероприятий:
- от участия/подготовки кафедрального или внутривузовского события ‒к республиканскому или всероссийскому;
- от сотрудничества с преподавателями и студентами кафедры ‒к взаимодействию с представителями других образовательных организаций, органов управления образованием, власти;
- от локального досугового праздника ‒к научно-практическому семинару / круглому столу / конференции и т.п.
Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. В модели подготовки будущего педагога начального общего образования к выполнению функций педагога-воспитателя наиболее важными являются активное осознанное участие и организация взаимодействия с различными участниками образовательных отношений (см. рис.).
Приведенные примеры демонстрируют включенность студентов кафедры в мероприятия, имеющие разнообразные цели, проводимые в разных формах и на разных уровнях, предполагающие различные способы вовлеченности как самих студентов, так и других участников образовательных отношений. Представленные подходы к организации кафедрой комплекса мероприятий воспитательного и развивающего характера оказывают положительное воздействие на всех участников, имеют существенное значение в развитии компетенций будущего педагога как воспитателя. Анализ результатов деятельности кафедры по реализации воспитательных функций в образовательном процессе вуза позволяет констатировать высокую социальную и профессиональную активность наших выпускников. Это проявляется в их активном участии в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Учитель будущего»10 и др.
Теоретический анализ современной литературы в проблематике исследования, обобщение многолетнего успешного опыта воспитательной деятельности кафедры теории и методики начального образования ПетрГУ, разработка и апробация модели подготовки будущего учителя к выполнению функций педагога-воспитателя позволили выделить условия успешной подготовки студентов к реализации воспитательной составляющей работы учителя начальной школы:
- планирование и осуществление воспитательного воздействия всех составляющих образовательного процесса в вузе: в ходе изучения учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом направления подготовки, при прохождении всех видов учебной и производственной практик, во внеучебной деятельности;
- создание в вузовской среде организационных и кадровых условий для воспитательной работы;
- привлечение педагогов общеобразовательных организаций, дополнительного образования, членов общественных организаций и профессиональных ассоциаций, ветеранов кафедры к событиям, направленным на подготовку будущих учителей к выполнению воспитательных функций;
- участие каждого студента любой учебной группы в воспитательной деятельности кафедры;
- включение в план воспитательной работы кафедры мероприятий, проводимых в рамках социально значимой научной и событийной внеучебной деятельности;
- привлечение студентов и учет их мнения при составлении плана воспитательной работы кафедры на учебный год;
- выявление лидеров в учебных группах и привлечение их к деятельности, направленной на повышение мотивации студентов группы к участию во внеурочной деятельности;
- распределение ответственности учебных групп за мероприятия по принципу постепенного усложнения их содержания, форм и уровней, с учетом сформированности необходимых для организации и проведения личностных и профессиональных компетенций;
- кураторская поддержка, сотрудничество студентов и кураторов студенческих групп (преподаватели);
- систематическая рефлексия студентами (на кураторском часе) участия и организации мероприятий с четкой формулировкой личностных и коллективных достижений, положительной динамики в развитии конкретных компетенций, а также возникших трудностей и возможных путей их преодоления;
- поощрение студентов и преподавателей за активное участие во внеучебных мероприятиях, освещение наиболее значимых и успешных событий на сайте вуза и / или в социальных сетях.
Коллективные планирование, организация и проведение, оценка и рефлексия совместных (преподаватели, студенты, школьники, учителя, родители) воспитательных мероприятий, а также изучение, анализ и учет мнения всех участников образовательных отношений, своевременная корректировка при необходимости на каждом этапе проведения мероприятий позволяют студентам:
- закрепить приобретенные в процессе обучения знания и умения, апробировать конкретные технологии взаимодействия с участниками образовательных отношений ‒ детьми и взрослыми, развивать навыки самостоятельной и совместной работы;
- осознать значимость и внести свой вклад в решение задач сферы воспитания, в частности: популяризацию среди обучающихся научных знаний, поддержку научно-технического творчества (индивидуального и коллективного), формирование патриотизма, развитие краеведческой деятельности, развитие навыков оценки, самооценки и чувства справедливости.
Интеграция субъектов воспитания, разноплановое сотрудничество способствуют укреплению общепринятых ценностей, зарождению новых традиций, что позволяет успешно формировать у студентов как профессиональные, так и общекультурные компетенции.
В данной статье описана модель подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению воспитательных функций, выявлены условия успешной подготовки студентов к реализации воспитательной составляющей работы учителя начальной школы. Требуется дальнейшее осмысление и развитие моделис учетом всего спектра воспитывающих воздействий в процессе обучения, например, в период различных видов практик, изучение переноса и востребованности сформированных компетенций в новых условиях самостоятельной работы в общеобразовательной организации.
Список литературы
- Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога воспитателя //Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17).DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3404
- BocharovaJu. Yu. Expected Outcomes of Teacher Internship, or a Pedagogical University Graduate Trapped in Standards // Journal of Siberian Federal University. HumanitiesandSocialSciences. 2018. No. 2. P. 174–184. DOI: 10.17516/1997-1370-0178
- Смирнова С. И. К вопросу о преемственности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление «Педагогическое образование») и Профессионального стандарта //Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 3 (11). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2923
- Отвиновская Л. А., Смирнова С. И. Профессиональное становление педагога в контексте непрерывного образования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-3. С. 122–125. DOI 10.18411/lj-11-2020-116.
- Селиванова Н. Л, Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13. № 2. С. 45–52. DOI: 10.26907/esd13.2.07
- Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Обновление содержания воспитательной деятельности современного педагога // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Казань, 2019. С. 38–47.
- Исаева М. М. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 254–263.
- Шустова И. Ю., Беляев Г. Ю., Круглов В. В. Лизинский В. М. Значимые идеи теории коллективного воспитания в контексте воспитательного компонента ФГОС ОО // Образовательное пространство в информационную эпоху. Москва, 2019. С. 330–347.
- Харисова И. Г. Подготовка педагогов сельских школ к реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» //Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 95–108. DOI: 10.20323/2686-8652-2020-1-3-95-108.
- Чикиндина Т. П. Формирование у студентов ценностного отношения к воспитательной деятельности в условиях образовательной среды вуза //Педагогика начального образования: традиции и инновации. Москва, 2017. С. 168–176.
- Шакурова М. В. К проблеме формирования целостной компетентности педагога как воспитателя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4 «Педагогика. Психология». 2020. № 56. С. 18–29. DOI: 10.15382/sturIV202056.18-29.
- Колесникова И. А.Индивидуально-креативный подход к подготовке педагога-воспитателя // Герценовские чтения. Ч. 2: Диалог о воспитании (концепции, взгляды, размышления, опыт). Санкт-Петербург, 2006. С. 247–272.
- Торхова А. В. Ориентация профессиональной подготовки учителя на индивидуальный стиль деятельности как инновационное явление //Кіраванне ў адукацыі. 2009. № 12. С. 11–16.
- Баранов А. Е. Репутация педагога как воспитателя в современных образовательных практиках // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11). С. 169–172.
- Димухаметов Р. С., Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 6.4 (21). С. 422–424.
- Шевченко Т. С. Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении // Новые технологии. 2010. № 4. С. 182–184.
- Чикиндина Т. П. Методика формирования ценностного отношения студентов к воспитательной деятельности на всех этапах профессионализации //Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэтаімя А. А. Куляшова. Серыя C «Псіхолага-педагагічныянавукі: педагогіка, псіхалогія, методыка». 2020. № 1(55). С. 10–15.
- Татаринцева Е. А., Андриенко Н. К. Педагогическое обеспечение подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-нравственной сферы младших школьников //Глобальный научный потенциал. 2017. № 9(78). С. 100–102.
- Чернявская А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя //Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62–70.
- Ефлова З. Б. Малочисленная малокомплектная школа России: понятие и признаки //Педагогика сельской школы. 2019. № 2. С. 5–24.