Все люди рождаются трезвыми. Однако далеко не все сохраняют это данное природой естественное состояние на всю жизнь, и не у всех сформировано трезвое мировоззрение. Заметим, что «трезвое мировоззрение» в нашем понимании – это картина мира, которая сформирована в сознании человека без отравления / самоотравления интоксикантами разной природы, так как наиболее объективное мировоззрение имеет только трезвый человек. Кроме того, авторское определение категории «трезвость» охватывает не только физический, телесный аспект человека [11]. Трезвое мировоззрение строится на научно обоснованных данных исследований, осмысленных человеком и переведенных в лично значимые установки и умозаключения, переходящие в твердые убеждения и определяющие трезвый образ жизни, при котором жизнь без употребления психоактивных веществ становится нормой.
В настоящее время программа самоотравления начинает формироваться в самом раннем детстве, а сформировавшись, некоторое время находится в латентном состоянии и внешне для окружающих незаметна. Но в какой-то момент подросток совершает первую пробу: сознательно отравляется – табаком, алкоголем или каким-то другим интоксикантом. Этот момент является знаковым и показывает, что программа в своем развитии пересилила другие установки, заложенные в личности человека в процессе обучения, воспитания и развития. Понимание знаковости данного момента в настоящее время в обществе распространено незначительно. Задача педагогической науки и практики – сделать это знание и понимание всеобщим достоянием.
Приобщение ребенка к алкогольному и табачному яду иногда происходит чуть ли не с рождения. Мировоззрение ребенка, его мировосприятие формируется с момента, когда он только начинает говорить. Через слова, через образы, связанные со словами, ребенок познает мир.
Вроде бы обыденная вещь – отметить праздник. Во многих семьях на праздник принято принимать алкоголь. Семья и гости собираются за накрытым столом с обязательным присутствием на столе бутылок с этанольными разведениями. Звучат тосты, люди «закусывают», «чокаются», ведут «душевные» разговоры, совершаются другие ритуальные действия.
Ребенок впитывает и слова, и образы. Таким образом, у ребенка с детства формируется положительное отношение к алкоголю, ведь праздник – это радость. Ребенку запомнится не только эмоциональное состояние радости, но и ритуальные действия, сопровождающие праздничную обстановку: разливание содержимого красивых бутылок, произношение тостов, «чоканье», веселье и др. Данные образы будут сопровождать человека всю жизнь.
Если дети не видят этого в своих семьях, им донесут информацию через фильмы, мультфильмы, друзей. И уже в дошкольном возрасте они усвоят, как «надо» отмечать праздник. Процесс такого информирования, а точнее программирования, продолжится и в школьные, и в студенческие годы. Этому способствует вся мощь информационного воздействия: журналы, фильмы, изобразительное искусство, эстрада и т. д. Так у человека формируется определенный стереотип поведения: все значимые события в жизни просто необходимо отмечать отравлением: алкогольными, табачными, а то и иными ядами. Исследователи, занимающиеся вопросами трезвости или зависимостей, выявили интересные факты, на которые люди просто не обращают внимания. Свадьба, проводы, похороны сами по себе не могут повлечь за собой самоотравление алкоголем. Самоотравление по этим и другим поводам происходит только тогда, когда в сознании человека присутствует ряд ложных убеждений, как «надо» делать: горе «залить», праздник «отметить», стресс «снять», радиацию «вывести» и еще много алкогольных заблуждений и ложных установок, навязанных обществу заинтересованными силами. Такие стереотипы иногда называют «искажением сознания», «ложными установками», или «ложными убеждениями», – это и есть программа самоотравления.
Если педагог будет знать и понимать процесс формирования и функционирования программы самоотравления, появится возможность воздействия на нее педагогическими методами. Главнейшим условием освобождения человека от программы самоотравления является именно знание. Знание дает понимание процесса формирования программы, ее устройства, механизма функционирования и избавления от нее.
Целью нашего исследования является анализ сущности, свойств, структуры понятия «программа самоотравления», а также механизма взаимодействия элементов в данном системном объекте и принципов функционирования.
Концепция программы самоотравления и ее структура разработаны известным исследователем в области теории трезвости А. А. Зверевым на базе учения И. П. Павлова об условных рефлексах и работ советского психофизиолога Г. А. Шичко, заложившего основы метода освобождения человека от запрограммированности на самоотравление [6; 10].
Программа самоотравления или субличность – это ряд ложных убеждений и установок, образующих устойчивый комплекс. И это понятие объясняет не только сущность программы самоотравления, но и дает понимание того, почему медикаментозные способы избавления от интоксикантной зависимости недостаточно эффективно работают. Фактически программа самоотравления – это ряд взаимосвязанных информационных блоков, записанный в мозгу человека на уровне разума (сознания) и подсознания. Если у человека сформировалась в подсознании программа на самоотравление, лекарства тут не помогут, необходимы психолого-педагогические методы [5].
Именно понятие «программа» позволило в дальнейшем раскрыть ее структуру и понять связь с учением И. П. Павлова об условных рефлексах и фундаментальным открытием Г. А. Шичко и Х. О. Фекъяера о главенствующей роли информации в формировании программ самоотравления [9; 10]. Понятие «программа» позволило изучать ее как самостоятельный объект, что, в свою очередь, дало возможность не только раскрыть внутреннюю структуру, но и значительно упростило и повысило эффективность педагогических приемов, направленных на разрушение программы самоотравления как у отдельного человека, семьи, так и общества в целом.
Программа состоит из четырех блоков, но является индивидуальной, то есть наполнение блоков у разных людей различается, а исходные блоки у всех носителей программы одни и те же и не меняются. При функционировании программы прослеживаются определенность алгоритма и механистичность функционирования.
Наше исследование ведется в рамках категориально-системной методологии, с применением символьного метода «Пентаграмма У-син». Этот метод пришел из китайской философии и давно уже стал универсальным, поскольку позволяет детально исследовать элементы и их взаимосвязи в системном объекте, а также способен дать глубокое представление о механизме функционирования исследуемого объекта. Разработчик символьных методов В. И. Разумов считает, что такие методы, по сути, являются когнитивными шаблонами и познавательными инструментами, когда на основе символов конструируются категориальные схемы определенного типа, будь то триграмма, крест или пентаграмма [8, с. 183]. На базе этого метода исследователи получают научные результаты в разных сферах: медицине, физиологии, бизнесе, психологии, спорте, политике, экономике, педагогике. Так, О. В. Недолужко выявляет с помощью данного метода систему отношений между элементами интеллектуального капитала организации; М. В. Дороненко – механизм функционирования компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики; З. А. Аксютина, Д. А. Богачева анализируют возможности применения пентаграммы У-син в психолого-педагогических исследованиях [1; 4; 7]. Как видим, пентаграмма позволяет выделять и интерпретировать разные типы отношений между элементами в зависимости от их расположения в ней относительно друг друга в разных научных сферах.
Согласно философской концепции «У-син», все во Вселенной постоянно движется. У – это пять первоэлементов, а син – движение. На рисунке 1 изображена Пентаграмма У-син. В этой циклической конструкции элементы расположены в порядке цикла порождения. Цикл порождения – это особое взаимодействие поддержки / ограничения, когда каждый из элементов порождает и питает следующий: Вода питает Дерево, Дерево порождает Огонь, Огонь – Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, и цикл завершается [2] (см. табл. 1).
Пентаграмма представляет собой пятиконечную звезду, помещенную в пятиугольник (рис. 1).
Рис. 1. Пентаграмма У-син
Fig. 1. Pentagram U-sin
Взаимодействие элементов в объекте отражено в таблице 1.
Таблица 1
Взаимодействие элементов в объекте
Table 1
Interaction of elements in an object
Первоэлемент | Связь | Интерпретация |
ВОДА | Порождает ДЕРЕВО | Начальный элемент, недифференцированное состояние объекта, бесформенный источник множества форм, питает рост Дерева. Отвечает за трансформацию |
ДЕРЕВО | Порождает ОГОНЬ | Возможность делать какие-то начинания, выход процесса из внутреннего состояния во внешнюю среду, начало динамичного развития |
ОГОНЬ | Порождает ЗЕМЛЮ | Самый активный элемент, при этом и самый ресурсозатратный |
ЗЕМЛЯ | Порождает МЕТАЛЛ | Элемент, выступающий в качестве оси баланса начал инь и ян |
МЕТАЛЛ | Порождает ВОДУ | Предоставляет возможность собирать полученные плоды своих действий |
Для того, чтобы сконструировать модель программы самоотравления и выявить взаимоотношения элементов, выполним последовательно несколько операций:
- Выделим и опишем в объекте 5 состояний, логическую последовательность их возникновения, соответствия их остальным категориям модели «Пентаграмма У-син» и определим внутрисистемный ресурс, циркулирующий между элементами объекта.
- Опишем состояние объекта как носителя качеств категорий модели «Пентаграмма У-син».
- Интерпретируем разработанную модель и опишем механизм управления объектом [2].
В объекте «программа самоотравления» наблюдаются пять состояний. Состояние первое – Вода. Это начальная точка в нашей модели, состояние непроявленности, состояние отсутствия движения, идея; процесс развития – покой, замирание. Субличность находится в спящем состоянии, но готова в определенный момент проявиться, потому что идея самоотравления уже заложена в основании. Состояние второе – Дерево. Дерево – это совокупность компонентов реальной действительности или изменение внешней среды. Это все, что связано с материальным и осязаемым, то есть выход процесса из внутреннего состояния во внешнюю среду. Процесс развития – рождение. Программа самоотравления начинает проявляться тогда, когда появляется соблазнитель или соблазнительная ситуация, на которую у человека выработался условный рефлекс на самоотравление интоксикантами (табак, алкоголь). Таким образом, Вода породила Дерево. Состояние третье – Огонь. Все, что связано с эмоциями, «горением», внутреннее состояние человека: предвкушение праздника, радостное, торжественное настроение, расстроенность, подавленность, горе и т. п. Процесс развития – рост, пик кульминации. Дерево породило Огонь, то есть для поддержания огня нужны дрова. Состояние четвертое – Земля. Это ось – состояние, на котором держится программа – ложные знания (алкоголь – специфический продукт, он может лечить, согревать, прогонять тоску) и самозащита (алкогольный юмор). Особенность этого элемента – реакция отторжения. Процесс развития – созревание, превращение. Огонь сжигает все в пепел, таким образом Огонь порождает Землю. Состояние пятое – Металл. Металл, итоговый завершающий элемент — это все, что связано с социумом и коммуникациями. Процесс развития подчиняется внешнему воздействию. В нашем случае — это ритуальные действия: тосты, ритуальная посуда (рюмки, фужеры, бутылки, графины), вид собравшихся для коллективного самоотравления и т. п. Земля порождает Металл, в земле находим металл, то есть ложные знания порождают необходимость в ритуальных действиях. Внутрисистемный ресурс, циркулирующий между элементами объекта, – это информация, сведения об окружающем нас мире, событиях, явлениях, процессах, которые воспринимаются и хранятся в сознании и подсознании человека и передаются людьми устным, письменным или другим образом.
Опишем состояние и функционирование объекта «программа самоотравления» на примере обыденной ситуации, которая очень часто встречается в жизни среднестатистического человека (рис. 2).
Рис. 2. Программа самоотравления в категориях метода
«Пентаграмма У-син»
Fig. 2. Self-etching program in the categories of the method
«Pentagram U-sin»
Человек возвращается домой с работы. Мысли об отравлении алкоголем у него не возникает (идея не проявлена, субличность спит). Случайно встречает друга детства, которого давно не видел (смена внешних условий). Возникает ощущение радости (меняется внутреннее состояние). Друзья решают отметить встречу, поскольку подсознание услужливо выдало ложные знания и убеждения (встречу надлежит «отметить»). Цикл заключается ритуальными действиями: чоканье, тосты и т. п.
Информация, которая хранится в сознании и подсознании человека, циркулируя между состояниями, обусловливает отношения взаимной поддержки. Так, идея может сформироваться тогда, когда поступила информация, и программа самоотравления закрепилась в подсознании человека. Соблазнительная ситуация, например, сцены самоотравления из фильма с определенным алкогольным брендом (а это информация подается обычно в красочном, привлекательном виде) влечет изменение внутреннего состояния человека. На этом, кстати, и построена реклама. Эмоции (внутреннее состояние) придают силу ложным убеждениям и самозащите. Ложные убеждения служат наполнением абсурдных ритуалов. Например, «выпьем за здоровье» означает – отравимся ядом, чтобы быть здоровыми.
Таким образом, мы представили не только механизм функционирования программы самоотравления, но и описали отношения взаимной прямой поддержки между элементами модели при условии обладания ресурсом. В результате прямой поддержки программа самоотравления будет укрепляться, поскольку элементы подпитывают друг друга и не позволяют процессу останавливаться. На рисунке 3 изображена схема прямой взаимоподдержки элементов.
Рис. 3. Отношения взаимной прямой поддержки между элементами
Fig. 3. The relationship of mutual direct support between the elements
Но нам особенно важно для практической деятельности педагога рассмотреть те отношения между состояниями, которые будут способствовать разрушению программы, а это цикл контроля.
Цикл контроля – это особое взаимодействие, когда каждый из элементов контролирует и разрушает следующий: Огонь контролирует Металл, Металл – Дерево, Дерево – Землю, Земля – Воду, Вода – Огонь, и круг замыкается (рис. 4).
Рис. 4. Отношения контроля
Fig. 4. Control relations
В данном случае Огонь – внутренне состояние, может разрушить ритуалы, а неисполнение ритуалов ослабляет силу соблазнительных ситуаций. Ритуальные действия – это, по сути, условный рефлекс. А условные рефлексы, как мы знаем, без подкрепления гаснут. Человек перестал реагировать на рекламу или другие соблазнительные действия – ослабела самозащита программы самоотравления, и уже не кажется смешным алкогольный юмор. Ослабла самозащита программы – возможно осознание идеи трезвости. Трезвое состояние человека порождает вдохновение и способствует разрушению программы.
Но для полноценного понимания природы программы самоотравления, механизма ее функционирования и педагогического процесса ее разрушения необходимо знать и учитывать особенности преподавания теории трезвости.
Учитель, преподавая физику, химию или географию, опирается на научные факты. И научные факты обычно не подвергаются искажению. Например. Уральские горы – самые древние горы в мире, и они разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части. Говорить о том, что Уральские горы — это окаменевший дракон, охраняющий Азию от Европы, вам никто не будет. И вбивать в головы людей такой абсурд постоянно, настойчиво, в разных вариантах, в фильмах и мультфильмах, тоже никто не будет. Потому что это искажение никому не принесет выгоды и не повлияет на денежные потоки.
Но с трезвостью все по-другому. Знание и понимание теории трезвости прекращает покупки алкогольных и иных ядов, следовательно, денежный поток в этом направлении прекращается. И все, кто организовал эти денежные потоки, остаются без денег, соизмеримых с бюджетом страны. Понятно, что в этом случае затрагиваются очень большие интересы.
Английский философ, один из основателей современной политической философии Томас Гоббс говорил: «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались». В обществе есть интересы, которым выгодно отнимание трезвости, и потому аксиомы и положения теории трезвости непрерывно сквозь столетия подвергаются нападкам и отрицанию. И это первая особенность.
Учитель довольно часто встречается с отсутствием интереса и проявлениями обычной лени у учеников при изучении разных учебных дисциплин. При изучении же теории трезвости можно столкнуться с неприятием материала. Это связано с тем, что у подавляющего числа жителей России с самого раннего детства уже сформирована программа самоотравления. Сегодня она проявляется уже с третьего класса. Программа самоотравления содержит множество глубоко усвоенных, буквально на уровне условных рефлексов, абсурдов. Изучение теории трезвости их раскрывает. Данный процесс затрагивает условно-рефлекторные связи и, в силу этого, бывает психологически и мировоззренчески весьма болезненным для обучаемого и часто вызывает рефлекторное, активное отторжение материала с его стороны. И это вторая особенность.
Третья особенность связана со спецификой современной профилактики наркотизма среди обучающих. Современные профилактические программы и уроки трезвости, на первый взгляд, имеют одну цель. Но, по сути, это не одно и то же. Сегодня профилактические программы во многом способствуют программированию на самоотравление. Различение приходит после глубокого освоения теории трезвости.
Четвертая особенность кроется в жизненной необходимости изучаемого учебного материала. Человек изучает в школе, например, химию, физику, математику, сдает экзамены. И потом в жизни, чаще всего, не сталкивается с необходимостью применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. А трезвость нужна каждому человеку всю жизнь. Овладение теорией трезвости является надежным щитом, позволяющим сохранять трезвость на протяжении всей жизни, даже в условиях сильнейшего информационного давления.
Пятая особенность. При изучении любой дисциплины ученик может обратиться к своим родителям, друзьям, знакомым за помощью и получить ее. Но теорию трезвости всячески скрывают, а вот науку отнимания трезвости развивают и широко применяют на практике. Поэтому поддержку родные могут и не оказать, потому что сами нуждаются в ней. Изучив теорию трезвости как дисциплину, человек в жизни столкнется со множеством случаев, когда вся окружающая среда будет настойчиво стараться лишить его естественной трезвости.
Шестая особенность. Знаменитый французский философ, математик Рене Декарт говорил: «...если бы среди философов установилось согласие относительно значения слов, то почти все их споры были бы прекращены». До сих пор в обществе пока нет общепринятого определения трезвости, нет понимания всеобщей ценности трезвости. Существующие определения трезвости только запутывают понимание сути. Сегодня педагоги, проводящие профилактические мероприятия, особо не вникают в тонкости понятийного аппарата и используют устаревшие термины и понятия, базирующиеся на медицинском подходе к проблеме зависимости. Поэтому, готовясь к урокам трезвости, необходимо опираться на современный точный понятийный аппарат теории трезвости, исключая возможность двойного толкования того или иного определения или понятия.
Поскольку программа самоотравления – это информационное образование, записанное в голове человека как предписание: в каких ситуациях, с какими эмоциями, какие действия автоматически выполнять, к тому же со встроенной защитой от любых помех, необходимо работать, прежде всего, с информацией. Для лучшего понимания алгоритма разрушения программы самоотравления предлагаем распределение тем по теории трезвости для проведения уроков трезвости.
В приведенных моделях ресурсом является информация. Следовательно, на каждом этапе мы используем информацию в разном виде: зрительную, звуковую; графическую, текстовую, мультимедийную, комбинированную. Выбор вида информации зависит от темы и целей урока. Обязательно учитываем возраст, уровень подготовленности учеников и уровень сформированности программы самоотравления. Преподаватель должен использовать научную информацию, освещая исторические, экономические, медицинские, социальные аспекты проблемы.
Итак, этап Огонь (внутреннее состояние). Цель – изменение внутреннего состояния. Используем информацию (ресурс) для изменения эмоций и внутреннего состояния подростка, вызывания интереса к изучаемым темам. Интерес необходимо не только вызывать на каждом этапе, но и поддерживать его на высоком уровне. Поскольку, по-нашему мнению, наличие высокого уровня интереса на каждом этапе процесса контроля будет ослаблять программу самоотравления [3].
Исходя из нашего опыта, можно с уверенностью сказать, что правильно подготовленный и преподнесенный материал обязательно вызовет у подростков эмоции. Уроки на такие темы, как «Механизм отнимания Трезвости», «Различение», «История трезвых бунтов», «Защита трезвости», вызывают интерес, удивление, негодование и другие эмоции. Равнодушным, как правило, никто не остается. Очень хорошо помогает в изменении внутреннего состояния на этом этапе фильм «Отнятое сокровище» студии «Думай сам / Думай сейчас». Методы используем такие, как объяснение, рассказ, лекция, диалог.
Когда педагог добился изменения внутреннего состояния, можно приступать к этапу Металл. Цель – разрушение привлекательного образа алкогольных ритуалов. Используя объяснения, наглядные пособия, интерактивные приемы, формируем у детей понимание абсурдности алкогольных ритуалов. Например, тост «За долгую счастливую семейную жизнь» на свадьбе нелепо выглядит, если подросток уже понял из предыдущих уроков, что отравление этанолом не может принести счастье и лад в семью. Отравление этанолом, наоборот, служит поводом для разрушения семьи. Темы уроков, работающих на разрушение ритуалов: «Рождение “теории умеренного и культурного пития”», «Ритуалы как условные рефлексы». Очень уместна на таких уроках аналогия с собакой Павлова. Рекомендуемые методы – лекция, объяснение, диалог.
Этап Дерево – соблазнительная ситуация – это сигнал из внешней среды, запускающий программу самоотравления. Цель – формирование осознанного восприятия праздников. Темы уроков, которые помогут понять, как правильно отмечать праздники: «Трезвые традиции», «О мемах». Необходимо рассказать о том, как зарождались праздники, как и с какой целью «продвигается» сегодня алкогольная «обертка» праздников. Используемые методы – рассказ, объяснение, беседа.
Этап Земля – это самозащита программы. Цель – разрушение защиты программы самоотравления. Самозащита имеет достаточно прочное основание: мифы и абсурды (алкоголь полезен, сокращает дистанцию в общении, снимает усталость и раздражение, раскрывает творческий потенциал, согревает, утешает и т. д.). Алкогольный юмор, анекдоты, застольные песни, тосты и многое другое, служащее защите режима самоотравления. Но действовать педагогу на этом этапе легче в том плане, что наработана огромная исследовательская база научных данных, которые с блеском развенчивают все алкогольные мифы. Темы уроков: «Алкогольная мифология», «Приемы манипулирования». Можно применять такие методы, как лекция, беседа, диалог.
Программа самоотравления – это сформированные убеждения. Их невозможно разрушить угрозами, наказаниями, гипнозом или таблетками. Убеждения изменяются под влиянием научных знаний, правды, которые может донести до учеников педагог.
Таким образом, в сознании под воздействием правильной информации стираются ложные убеждения и формируются новые, направленные на трезвый образ жизни.
Конечно, разрушение программы самоотравления – личностный процесс. Человек сам проделывает над собой определенную работу. Если человеку необходимо и он это осознал, избавиться от зависимости ему помогают на курсах по формированию трезвых убеждений. И есть определенная методика для взрослых людей с обязательным ведением дневников самоанализа.
Но если речь идет о детях, здесь нужен другой педагогический подход. Во-первых, необходимо проверить уровень сформированности программы самоотравления. Во-вторых, подобрать соответствующий учебный материал и определить методику проведения уроков трезвости. В-третьих, на каждом этапе разрушения программы самоотравления после соответствующего урока трезвости выдать соответствующее домашнее задание.
Управление процессом разрушения программы самоотравления берет на себя педагог – учитель трезвости. Решающую роль в этом процессе играет личная трезвость педагога – он обязательно должен быть осознанным трезвенником и хорошо знать основы теории трезвости.
Формировать трезвые убеждения у молодых людей гораздо легче, чем у взрослых, поскольку этот возраст характеризуется гибким мышлением и отсутствием жестких стереотипов и догм. Программы самоотравления у них еще только образовываются. Поэтому очень важно не пропустить самый эффективный период для формирования трезвых убеждений.
Сконструированная модель внесет ясность в понимание функционирования программы самоотравления и алгоритмов избавления от ее влияния. Кроме того, открываются перспективы дальнейших исследований в педагогике трезвости, поскольку любая практическая деятельность должна основываться на теории и быть научно и методологически подкреплена. Поэтому так важно знать и понимать не только структуру программы самоотравления, но и принципы функционирования и способы ее разрушения.
Метод «Пентаграмма У-син» позволил сконструировать модель программы самоотравления, которая охватывает все значимые аспекты этого явления. Таким образом, мы получили новое научное знание об объекте.
Практической ценностью результатов исследования явился вклад в развитие и совершенствование практической деятельности учителей трезвости. Применение метода «Пентаграмма У-Син» облегчает работу в педагогическом процессе формирования трезвости, а именно позволяет решить следующие задачи:
- Определять порядок подачи материала в образовательной программе по теории трезвости.
- Отбирать необходимый учебный материал для обучающего курса по формированию трезвости.
- Составлять программу обучения от первого урока и до заключительного с учетом алгоритмов разрушения программы самоотравления.
- Выстраивать ход каждого урока с учетом этапов разрушения программы самоотравления.
- Контролировать ход урока и усвоение материала.
Таким образом, знание принципов формирования программы самоотравления, алгоритмов ее функционирования и разрушения позволит создавать обучающие программы по формированию трезвых убеждений и внедрять их в учебно-воспитательный процесс.
Список литературы
- Аксютина З. А. Пентаграмма У-син в психолого-педагогических исследованиях / З. А. Аксютина, Д. А. Богачева // Инновационная экономика и общество. 2021. № 2 (32). С. 67–72.
- Боуш Г. Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) : учебное пособие / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов. Москва, 2021. 227 с.
- Васильева А. В. Механизм функционирования интерактивного обучения (на примере обучения русскому языку как иностранному) / А. В. Васильева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2021. № 4. С. 76–88.
- Дороненко М. В. Исследование механизма функционирования компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики / М. В. Дороненко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2. С. 206–212.
- Зверев А. А. Инструкция по освобождению от особо опасного вида социального паразитизма / А. А. Зверев. Тюмень, 2021. 204 с.
- Зверев А. А. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма / А. А. Зверев, В. В. Киви // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости: материалы XIV научно-практической конференции «Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России». Челябинск, 2016. С. 36–44.
- Недолужко О. В. Исследование системы отношений между элементами интеллектуального капитала организации с использованием символьного метода «пентаграмма» китайской философии У-син / О. В. Недолужко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 201–205.
- Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учебное пособие / В. И. Разумов. Омск, 2004. 277 с.
- Фекьяер Х. О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? / Х. О. Фекьяер. Москва, 2012. 160 с.
- Шичко Г. А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы / Г. А. Шичко. Ленинград, 1969. 222 с.
- Клюшникова Е. А. Новый концептуальный подход к пониманию трезвости в рамках теории динамических информационных систем [Электронный ресурс] / Е. А. Клюшникова // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4 (36). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2021.7167 (дата обращения: 15.12.2022).