Аннотированный перечень статей, 2016 год все выпуски

Выпуск 1 (13)

От редакции
Бермус А. Г.

Ключевые слова: управление развитием, инновационные процессы, модернизация образования, проект, парадигма

К новой парадигме управления инновационными процессами в образовании

Статья посвящена рассмотрению комплекса вопросов, обусловленных исчерпанием ресурсов существующей парадигмы инновационной деятельности в образовании. Происходящий кризис инновационной деятельности имеет множество измерений: ценностное, концептуальное, организационно-управленческое, финансовое. В каждом из них накопился критический уровень внутренних противоречий. В их числе: избыточное количество несогласованных нормативных документов; отсутствие значимой динамики доли бюджетных расходов на образование в 1990−2000-е гг.; возникновение новых категориальных и ценностных оснований образовательной деятельности, не находящих адекватных организационных форм. Важными аспектами изменения подходов к инновационной деятельности в образовании стали качественные изменения экономической модели (сокращение энергопотребления, возникновение и распространение интегративных технологий и др.), а также возникновение новых моделей менеджмента, в том числе методов стратегического менеджмента, CDIO-стандартизации, внедрение методов Agile-management. Новая парадигма управления инновационными процессами в образовании определена семью аспектами: стратегическим (переход от сложных концептуальных документов к кратким SWOT-описаниям); концептуальным (динамическая концептуализация в пространстве между синергетическим и системным подходами); проективным (создание инновационного конвейера), праксеологическим (реализация принципов Agile-management и оперативного управления); смысловым (сокращение проектной документации и интенсификация внутреннего диалога); безопасности (экологичность проектирования) и социальной ответственности (обеспечение информационной открытости и коммуникативности в процессе принятия решений). Предложенные идеи и положения носят стратегический характер и представляют интерес для методологов образования, специалистов в области инновационного менеджмента, руководителей образования всех уровней.
Печеранский И. П.

Ключевые слова: непрерывное образование, трудовые навыки, будущее, социальный интеллект, кросс-культурная компетентность, трансдисциплинарность.

Отчет «FUTURE WORK SKILLS 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки)

Целью статьи является рассмотрение в контексте непрерывного образования основных навыков будущего, изложенных в отчете «Трудовые навыки будущего 2020». Отчет был опубликован в 2011 г. независимой некоммерческой исследовательской группой с более чем 40-летним стажем прогнозирования «Институт будущего» (IFTF). В ряду таких навыков: создание смысла, социальный интеллект, новые адаптивные взгляды, кросс-культурная компетентность, вычислительное мышление, медиаграмотность, трансдисциплинарность, дизайн-мышление, когнитивное управление и виртуальное сотрудничество. Без них, согласно данным отчета, к 2020 г. невозможно быть успешным и конкурентоспособным специалистом. Формирование и развитие данного перечня навыков представлено в статье в соотнесении с задачами непрерывного образования. Автор подчеркивает, что указанные способности будут иметь максимальный эффект, если рассмотреть их в постнеклассическом образовательном контексте, благодаря которому возможно широкое раскрытие и использование творческого потенциала обучающегося на всех уровнях образования в течение жизни. Теория непрерывно-ориентированного обучения, основанная на философии трансдисциплинарности, теории информационного и образованного общества, а также на идее парадигмального плюрализма, по мнению автора, содействует выработке трудовых навыков будущего к 2020 г. и выступает в качестве стратегического ресурса образовательной цивилизации третьего тысячелетия. Предлагаемые положения и выводы носят прогностический характер и будут интересны специалистам в области философии педагогики и непрерывного образования, организаторам инновационного проектирования в области непрерывного образования, менеджерам системы профессионального образования и повышения квалификации.
Роботова А. С.

Ключевые слова: повседневность, самообразование, педагог высшей школы.

Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости

Цель статьи – обосновать самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости как значимую жизненную ценность и высокую духовную потребность. Автор представляет самообразование не как дискретный процесс, а как непрерывное и повседневное явление, активизирующее свободный выбор человеком проблем, тем, направлений, сфер науки, искусства для углубленного их познания. В статье показан ряд преимуществ самообразования по сравнению с периодическим плановым повышением квалификации. Отсутствие принудительности и влияния чужого выбора в сфере самообразования для преподавателя с большим стажем работы становится условием обогащения мотивационной сферы личности. В этом свободном процессе происходит наполнение духовной жизни, жизни как Бытия. Самообразование трактуется как особого рода гуманитарная практика, в которой вузовский педагог ежедневно упражняет себя в самостоятельном понимании, диалоге, рефлексии, постигая новые явления, что привносит в профессиональную деятельность творчество, делая ее более привлекательной. В статье рассматривается мотивация повседневного самообразования вузовского педагога, анализируется специфика самообразования педагога-гуманитария, помогающая ему соответствовать гуманитарным способам познания. В качестве основных методов использованы теоретический анализ, самонаблюдение и самоанализ. Автор приводит в качестве примера собственный многолетний опыт самообразования, в том числе инициированный разработкой и реализацией нового электронного спецкурса. Основной вывод: самообразование на этапе профессиональной зрелости становится для вузовского педагога необходимым компонентом повседневной жизни и условием непрерывного обновления знаний, сведений, научных фактов и новых вдохновляющих поисков в своей профессии.
Государев И. Б.

Ключевые слова: компетентность, электронная информационно-образовательная среда, семиотика, межпарадигмально-семиотический подход.

Построение компетентностной модели электронной информационно-образовательной среды

В статье обосновывается актуальность построения компетентностной модели электронных информационно-образовательных сред (ЭИОС) на основе разрешения противоречия между существующими требованиями образовательных стандартов к условиям и к результатам образовательного процесса. Представлен сопоставительный анализ различных трактовок понятия ЭИОС в нормативных документах, включающих образовательные стандарты, профессиональный стандарт, федеральное законодательство. В статье описывается подход к построению модели ЭИОС на основе общих представлений о профессиональной ИКТ-компетентности (включающей общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепедагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ-компетентность), а также межпарадигмально-семиотической концепции ЭИОС. В рамках данной концепции электронные информационно-образовательные среды трактуются как парадигмальный контекст взаимодействующего субъекта. Предлагаемый автором подход является рамочным и раскрывается через введение следующих классов компетенций: проектировочно-организационных, рефлексивно-мониторинговых, предметно-содержательно-методических и семиотико-коммуникативных. Анализ и рассмотрение ЭИОС осуществляются на семиотическим уровне взаимоотношений знаков и обозначаемых ими объектов, а также на формально-конструктивном уровне алфавита, слов и языка, построенного из слов в этом алфавите. В числе различных взаимодействий семиотического уровня в ЭИОС рассматриваются стигмергические взаимодействия, отражающие обратные связи, возникающие как побочный эффект коммуникативных процессов в электронных информационно-образовательных средах. Материалы статьи будут интересны методологам образования, специалистам в области электронного обучения и проектирования информационно-образовательных сред, преподавателям информатики. Ключевые слова: компетентность, электронная информационно
Волков В. Н.

Ключевые слова: качество жизни населения, рейтинги городов и регионов России, развитие образования.

Рейтинги городов России по качеству жизни населения как отражение эффективности образовательных систем

В условиях существования диспропорций в территориальном развитии Российской Федерации актуально всестороннее изучение уровня развития регионов. Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов является условием устойчивого развития России. В статье дан анализ проведенных в 2010-х гг. рейтингов городов России по качеству жизни населения, данные о которых представлены в открытых источниках. На этой основе выделены города-лидеры и рассмотрено влияние состояния систем образования на обеспечение качества жизни населения. Это сделано с помощью выделения в методиках рейтингов показателей и критериев, характеризующих образовательную систему и условия получения образования населением. Анализ показал, что для оценки качества жизни населе-ния в рейтингах используются показатели, отражающие приоритеты государственной образовательной политики, и данные, полученные в ходе социологических исследований. При этом не во всех рейтингах состояние системы образования рассматривается как показатель качества городской среды. Проведено сравнение результатов городов-лидеров в рейтингах с оценками систем образования Минобрнауки России, основанных на отраслевых критериях. На базе сопоставления рейтингов качества жизни населения в городах России и отраслевых рейтингов и оценок Минобрнауки России установлено, что лидирующие позиции систем образования городов (регионов)-лидеров коррелируют. Материалы статьи призваны привлечь внимание исследователей и специалистов органов управления образованием к использованию межотраслевых оснований и внешних данных о системе образования при выборе стратегии развития территориальных образовательных систем и проектировании программ их развития.
Гормин А. С.

Ключевые слова: повышение квалификации; педагог, рефлексия; мотивация; системно-деятельностная парадигма обучения

Управление мотивацией повышения квалификации учителей в опыте работы Новгородского института развития образования

В статье рассматривается проблема мотивации учителей школ в процессе повышения квалификации в условиях введения современных образовательных стандартов. Основой для предлагаемых выводов является опыт работы Новгородского института развития образования. Автором осуществляется анализ динамики мотивации слушателей в процессе курсовой подготовки. Приводятся примеры методик и технологий, позволяющих усилить мотивацию слушателей на профессиональное развитие в процессе курсовой подготовки: проблемных лекций, проблемных бесед и кейс-стади тренингов. Автор описывает контекст-ную технологию обучения педагогов, включающую три стадии: академическую учебную деятельность, квазипрофессиональную деятельность и профессиональную деятельность. В статье приводятся рекомендации по обучению педагогов проведению урока в системно-деятельностной парадигме, позволяющие не только сохранить, но и усилить их мотивацию на профессиональное развитие. Автор обращает внимание на необходимость в ходе обучения заменять сложные наукообразные формулировки на понятные для педагогов-практиков, демонстрировать примеры уроков, построенных в системно-деятельностной парадигме с использованием творческого подхода к их проведению. Рекомендуется, четко выделяя новые для педагогов понятия, соотносить их с уже известными понятиями, выделять в содержании деятельностной парадигмы главные дидактические требования и обеспечивать сознательное освоение этих требований. Особое внимание уделено обучению учителей (само)рефлексии. В статье формулируется 10 дидактических требований, выполнение которых может существенно повысить эффективность обучения и выполнение задач ФГОС. Предлагаемые выводы могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей.
Раевская Е. А., Денисенко В. В.

Ключевые слова: рефлексивно-инновационные методы, педагогический колледж, управление, программа развития, сотворчество.

Рефлексивно-инновационные методы работы в управлении развитием образовательного учреждения (на примере Петрозаводского педагогического колледжа)

В статье на примере автономного профессионального образовательного учреждения Республики Карелия «Петрозаводский педагогический колледж» показана результативность рефлексивно-инновационных методов управления образовательным учреждением. Данные методы рассматриваются как специфические методы групповой работы, направленные на культивирование рефлексивной среды с целью получения инновационного продукта. Представленное исследование основано на психологическом и управленческом анализе актуальных направлений развития учреждения, к которому по «принципу пирамиды» были поэтапно привлечены управленцы и преподаватели педколледжа. Показана эффективность психологической диагностики в момент принятия решения о возможности осуществления инноваций в учреждении. В статье рефлексивное событие представлено через сценарий его проведения – промежуточный творческий продукт, в котором фиксируются формулировки вопросов для обсуждения в группе, описываются выбранные формы работы, необходимое оборудование, распределение помещений и хронометраж. В качестве примера даны описания трех последовательно проведенных проектировочных семинаров под условными названиями: «Принятие решения», «Поиск перспектив» и «Программа развития». Содержательные результаты инноваций описаны на уровне перспективных направлений развития учреждения. Названы риски, связанные с применением рефлексивно-инновационных методов управления образовательным учреждением, среди которых: несоблюдение коллегиально выработанных приоритетов развития, что может привести к снижению мотивации и потере личностных смыслов сотрудниками; подмена объективного управленческого анализа групповой рефлексией; риск вовлечения большого числа людей в процесс инновационных изменений без наличия высококвалифицированной управленческой команды. В целом рефлексивно-инновационные методы представлены как эффективный способ повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Материалы, предлагаемые авторами, могут быть полезны исследователям образования, участникам инновационного проектирования, руководителям образовательных организаций.
Кларин М. В.

Ключевые слова: инновационное образование, организационно-деятельностная педагогика, дидактика, СМД-методология, Щедровицкий, метапредметы, развивающее обучение, «экстремальное обра-зование», философия образования, непрерывное образование.

Инструмент инновационного образования: организационно-деятельностная педагогика

Инновационное образование – важнейший фактор трансформационного потенциала развития общества. Автор предлагает логико-исторический анализ организационно-деятельностной педагогики, заложенного в ней инструментария инновационного образова-ния, в котором происходит генерация нового культурного опыта. Рассмотрено развитие организационно-деятельностной педагогики в СССР (России) на протяжении полувека, ее воздействие на педагогическую культуру и практику педагогических экспериментов. Выде-лено сочетание черт педагогического мышления, сложившихся под влиянием СМД-методологии: проблемность обучения (создание познавательных «разрывов»); рефлексив-ность обучения (приоритет понимания, мыследеятельности над знанием); позиционность (самоопределение); схематизация; деятельностное содержание обучения. Эти составляющие педагогического мышления были восприняты многими педагогами, работающими на всех ступенях образовательной лестницы, и отразились в экспериментальных обучающих практиках, инновационных образовательных проектах. Представлены примеры реализации организационно-деятельностной педагогики, которые включают: разработки развивающего обучения, поиски мыследеятельностной (МД) педагогики, практики новой гуманитарной школы, «экстремального образования». Текст предполагает критическое прочтение и анализ читателя, заинтересованного в осмыслении инновационных образовательных феноменов. Автор ставит дискуссионные вопросы о возможностях и границах применения организационно-деятельностной педагогики в образовании нового типа. Статья адресована менеджерам образования, разработчикам образовательных практик (от начальной и средней школы до образования взрослых и корпоративного образования), всем, кто интересуется инновационным развитием образования в России и мире.
Титова Е. В.

Ключевые слова: личный выбор, профессиональная позиция педагога, теория личного выбора, типологические (параметрические) характеристики личных выборов, факторы и механизмы личного выбора.

Теория личного выбора в педагогической деятельности

Задача этой статьи состоит в том, чтобы представить в общем плане разрабатываемую автором новую педагогическую теорию, которая обозначена как «теория личного выбора в педагогической деятельности» («теория личного выбора»). Отправной точкой теории выступают следующие утверждения. Возможность решения любой педагогической проблемы или задачи определяется качеством деятельности педагога. Качество, результативность и эффективность деятельности педагога зависят от его личных выборов. Педагогическая деятельность представляет собой бесконечную цепочку взаимосвязанных и взаимозависимых выборов, которые делает педагог как осознанно, так и неосознанно. Типологические характеристики личных выборов педагога могут быть описаны по различным параметрам-основаниям (осознанность, степень рациональности, «мера воплощенности», соответствие нормам, отношение к опыту и др.). Совокупность таких описаний позволяет представить относительно полную картину проявлений профессиональной позиции педагога в любой сфере педагогической деятельности. Для характеристики теории личного выбора в статье, кроме теоретических положений, обозначены также методологические основания: праксеология, профессиология, теории принятия решений, теории риска, научные труды, обращенные к философским и общенаучным категориям – свобода, творчество, возможность и необходимость и др. Раскрыты функции теории: объяснительная, синтетическая, методологическая, прогностическая, практическая. Представлены некоторые рабочие гипотезы и проблемы для исследования, первичные результаты поиска типологических параметров личных выборов педагогов. Этот материал является приглашением исследователей к дискуссиям и сотрудничеству в дальнейшей разработке теории.
Фрайссин Ж.

Ключевые слова: обучение, матетика, цифровые сети, открытое дистанционное обучение, трансдисциплинарность.

Матетика: трансдисциплинарная концепция обучения в цифровых сетях

В статье дается теоретическое обоснование матетики сетевого обучения, которая рассматривается на трансдисциплинарной основе и использует механизмы, обеспечивающие учащимся успех, сопоставимый с результатами очного обучения. Матетика как наука об учении (самостоятельно направляемом обучении) противопоставляется классической дидактике как науке о преподавании. Развивая идеи Т. Гилберта, В. Колберга, Э. Морена, Б. Николеску, С. Пейперта, автор анализирует и уточняет ряд понятий и принципов, которые являются ключевыми для трансдисциплинарного понимания природы как общей матетики, так и матетики частной, конкретизированной для обучения в цифровых сетях. Среди них: сложность, эффективность, принципы сложного мышления, технология человеческой эффективности. Основой для выводов стали результаты, представленные автором в докторской диссертации, полученные на выборке 620 человек, успешно завершивших обучение в дистанционной форме с оценками минимум 12 из 20, а также данные по новым когортам учащихся общим числом 400 лиц. Путем тестирования изучались показатели, соответствующие структурным элементам науки обучения в цифровых сетях, которые были выделены автором. В статье обозначены и последовательно описаны восемь взаимосвязанных элементов, образующих матетику: нейро-педагогика, метапознание/рефлексия, стили обучения, самообучение, мотивация, внимание, эффективность, удовольствие от учебы. Положения и выводы, представленные в статье, представляют интерес для методологов образования, исследователей в области философии образования и инноваций в сфере наук об образовании.

Выпуск 2 (14)

От редакции
Субетто А. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, ноосфера, экология, рынок, управление, наука, революция, эволюция, парадигма, основание, общественный интеллект, разум.

Ноосферные основания непрерывного образования в XXI веке

В статье раскрыты основания определения непрерывного образования и ноосферные основания становления его нового облика. Автор дает свою трактовку понятия «непрерывное образование», выводя его определение за пределы рыночного фундаментализма и обозначая два его измерения: институциональное и личностно-ориентированное. В статье подчеркнуто, что неадекватность современной науки и образования императивам, которые предъявляет Природа, требует становления их ноосферного качества. Показано, что непрерывное образование должно стать ведущим механизмом перехода общества и человечества в целом к новой парадигме не только устойчивого развития, но и самой Истории. Речь идет о ноосферной парадигме в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества. Автор подчеркивает, что научно-образовательное общество как категория намного богаче по содержанию, чем «общество знания», где в ходе прагматизации образования происходит падение его качества, редуцирование его фундаментальной и гуманистической составляющих. Делается вывод о том, что фундаментализация непрерывного образования как императив, обращенный к российской системе образования XXI в., призвана опираться на процесс ноосферизации науки и философии. При этом система ноосферного непрерывного образования должна начаться с подготовки учителей и преподавателей высшей школы как носителей ноосферного мировоззрения, стоящих на основаниях ноосферной духовно-нравственной системы. Философско-педагогические положения, предлагаемые автором, носят методологический характер, открывая перспективы развития теории и практики непрерывного образования на новых, ноосферных основаниях.
Северин С. Н.

Ключевые слова: метапредметное содержание, высшее педагогическое образование; педагогическое проектирование; технология, управление качеством педагогических систем; профессионально-личностное саморазвитие педагога.

Метапредметный модуль «Педагогическое проектирование» как инвариантный компонент содержания непрерывного педагогического образования

В статье на содержательно-технологическом уровне конкретизирована идея В. В. Серикова о метапредметной интеграции содержания высшего педагогического образования и структурировании образовательных стандартов на основе метапредметных модулей. Рассмотрен авторский вариант метапредметного модуля «Педагогическое проектирование», цель которого – создание условий для формирования у будущих педагогов опыта проектирования авторских педагогических систем на системной междисциплинарной и трансдисциплинарной основе. Педагогическое проектирование трактуется как творческо-инновационно-экспертная деятельность, технология развития педагогических систем, технология профессионально-личностного саморазвития педагога. В структуру модуля интегрирован блок теоретических дисциплин «Философия», «Психология», «Педагогика» и др. Этот блок разрабатывается командой преподавателей на основе принципов фундаментальности, междисциплинарности, трансдисциплинарности, мультикультурности, поликонцептуальности и комплементарности. Практико-ориентированный блок модуля основан на решении студентами вариативных педагогических задач «на рефлексию», «проектирование авторской концепции», «экспертизу качества методики», «проектирование диагностического инструментария и на диагностику», «целеполагание», «проектирование модулей», «осуществление микроисследования», «проектирование образовательных ситуаций», «прогнозирование качества». В структуру модуля предлагается включить «окна» мобильности и «окна» практик для экспериментальной апробации авторских педагогических проектов в различных контекстах. Предлагаемый подход может быть использован при проектировании матапредметных модулей в качестве методологического и методического ориентира.
Бабакова Т. А., Левина О. Р.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, неформальное образование, Открытый университет.

Открытый университет как феномен образования взрослых

В статье предпринято педагогическое осмысление специфики работы Открытого университета при Петрозаводском государственном университете за период 2010−2015 гг. На основе анализа понятий непрерывное, формальное, неформальное, информальное, дополнительное образование, повышение квалификации Открытый университет ПетрГУ представлен как нетрадиционная форма неформального образования взрослых. Дана оценка эффективности его работы, полученная в ходе анализа результатов опроса (интервьюирования и анкетирования) преподавателей и наиболее активных слушателей. Сформули-рованы педагогические принципы организации деятельности Открытого университета: взаимосвязь обучения и просветительства, систематичность, практическая направленность, взаимосвязь общекультурной и региональной составляющих, взаимосвязь неформального и информального образования, демократический характер управления и самоуправление. На конкретных примерах показано, что взрослые люди, в том числе пожилого возраста, заинтересованы в повышении своего образовательного и культурного уровня, а преподаватели считают важной причиной своего участия в работе Открытого университета понимание значимости просвещения населения. Сделан вывод о том, что подобная форма работы с населением способствует утверждению университета как центра образования, науки и культуры в регионе. Положения и выводы, содержащиеся в статье, представляют интерес для исследователей в области образования взрослых, для практических организаторов такого рода структурных подразделений в университетах как многопрофильных образовательных учреждениях
Мейлинк В.

Ключевые слова: автобиографический метод, непрерывное образование, опыт обучения.

Автобиографический очерк непрерывного образования

Статья представляет собой описание образовательного опыта обычного человека, жителя Нидерландов. Автор делает акцент на последовательных этапах своего личностного и профессионального становления, связанных с необходимостью индивидуального выбора путей продолжения образования. При этом он рассматривает неоднократные смены одной формы обучения (самообразования) другой как проявление непрерывности образования. Вспоминая обстоятельства перехода от одного вида обучения к другому, автор дает ретроспективную эмоциональную оценку внешним и внутренним причинам, основным мотивам и последствиям своего выбора, а также качеству полученного обучения. Представленный в форме автобиографического эссе фактический материал персонализирован, реален и интересен своей обыденностью, за которой просматривается осознание конкретным человеком объективной необходимости в продолжении образования в любом возрасте. Накопление и систематизация подобных гуманитарных описаний могут составить базу для дальнейших научных обобщений в сфере изучения феномена непрерывности образования. Предлагаемая автором информация также позволяет составить представление об исторически сложившейся вариативности форм получения основного и профессионального образования в Голландии . Оригинал статьи представлен в журнале на английском языке. См. URL: http://lll21.petrsu.ru/index_en.php
Нечаева Л. А.

Ключевые слова: преемственность в обучении иностранным языкам, обучение письменной речи, ЕГЭ по иностранным языкам, критерии оценивания письменных высказываний, типы письменных высказываний.

О преемственности в обучении иностранной письменной речи учащихся средней общеобразовательной школы и высшего учебного заведения

В статье рассмотрены вопросы преемственности в обучении иностранной письменной речи выпускников средних школ и студентов неязыковых специальностей вуза. На основе анализа результатов ЕГЭ по английскому языку (в части «Письмо») за период с 2011 по 2015 г., представленных в аналитических и методических материалах Федерального института педагогических измерений и «Центра оценки качества образования» Республики Карелия , автором выявляются типичные ошибки участников ЕГЭ по иностранным языкам. В статье раскрываются критерии оценивания письменных высказываний с элементами рассуждения по предложенной проблеме, выявляются требования, предъявляемые к письменному высказыванию данного типа. Автор приводит данные опроса студентов первого курса ПетрГУ, касающиеся использования письма на родном и иностранном языках в учебных целях и повседневной жизни. В статье описаны возможности модуля «Иностранный язык для письменного академического общения», разработанного преподавателями кафедры иностранных языков гуманитарных направлений (КИЯГН) Петрозаводского государственного университета как средства решения возникающих проблем в обучении письменной речи, с учетом различий и специфики обучения на разных факультетах в курсе иностранного языка. Делается вывод о том, что развитие письменной речи студентов неязыковых специальностей является существенным условием формирования механизмов владения иностранным языком, совершенствования коммуникативной компетенции и профессиональных умений в целом. Учебный процесс должен предусматривать овладение коммуникативными умениями создания письменных текстов, способных функционировать в качестве средства общения в сферах, актуальных для конкретного контингента обучающихся.
Ефлова З. Б.

Ключевые слова: трудовое обучение и воспитание, трудовая подготовка, сельская школа, федеральный государственный образовательный стандарт, преемственность.

Проблемы преемственности трудового воспитания в современной сельской школе

В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией преемственности трудового воспитания в сельской школе России. Автором представлены основные этапы становления и развития отечественной системы подготовки к труду, трудового обучения и воспитания сельских школьников, подчеркнута особая актуальность и значимость данного направления образовательной деятельности для современной сельской (не городской) школы. На фоне характеристики современного состояния трудового обучения и воспитания сельских детей и подростков констатируется нарушение их преемственности, называются объективные и субъективные причины такого положения. Анализируются образовательные стандарты нового поколения разных уровней общего образования с точки зрения требований к трудовому обучению и воспитанию в современной российской школе. Приводятся результаты амбивалентного анализа общих положений, отражающих состояние трудового воспитания в сельских образовательных организациях. Делается вывод о необходимости оперативного изменения сложившейся ситуации. Эмпирической базой предлагаемых умозаключений стали результаты социально-педагогического исследования «Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования», выполненного в лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (2014−2015) и анализа работ участников регионального педагогического конкурса Республики Карелия (2015). Обнаруженные разрывы преемственности трудового воспитания свидетельствуют о необходимости оперативных решений и действий со стороны педагогической науки, управления образованием, сельской школы как специфической образовательной системы.
Ванхемпинг Э.

Ключевые слова: академическая мобильность, интеллектуальные стажировки, постсоветские страны, мировое образовательное пространство.

«Балтийский вектор» академической мобильности: инновационный дискурс интеллектуальных стажировок русскоговорящей профессуры и молодых исследователей постсоветских стран в Скандинавию

Статья посвящена анализу и описанию инновационной практики организации зарубежных стажировок в условиях перехода к пост-классической модели образования. Автор рассматривает явление академической мобильности в классических и инновационных форматах, анализирует условия доступа к формам международной академической мобильности молодых исследователей и профессорско-преподавательского состава в постсоветских странах. В центре внимания при этом находится феномен «зарубежной стажировки» как особой формы учебного процесса, научно-исследовательской работы и профессионального развития. В качестве специфической трудности, связанной с обучением за рубежом профессорско-преподавательского состава постсоветских стран разных возрастов, выделен языковой барьер как сегрегационный конструкт в развитии международной академической мобильности. В статье анализируются коннотации смыслового и технологического взаимопонимания и взаимодействия в зарубежных профессорских визитах. Академическая мобильность профессуры расценивается как индикатор успешности реформы высшего образования в постсоветских странах. Автор подчеркивает важность построения адресной применимости знаний, сведений, опыта, полученных в ходе международных стажировок на родине стажера. Исследователям международного образовательного пространства и менеджерам системы повышения квалификации будет интересен компаративный анализ институциональных практик академической мобильности в условиях интеграции постсоветских стран в мировое образовательное пространство, а также инновационные формы реализации зарубежных программ стажировок в Скандинавском институте академической мобильности, основанные на техниках постклассической модели образования.
Селиванов В. В., Селиванова Л. Н.

Ключевые слова: виртуальная реальность, ВР-технологии, развитие личности, психотерапевтические программы, непрерывное образование; сознание; фобии; преодоление страхов в обучении.

Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности

В статье рассматривается влияние средств виртуальной реальности на формирование личности. В качестве таких средств фигурируют высокотехнологичные программные продукты, характеризующиеся трехмерным изображением объектов, возможностью анимации и интерактивности, эффектом присутствия, но не вызывающие измененные состояния сознания пользователя. Авторы приводят данные исследований влияния обучающих и коррекционных ВР-технологий на личностное функционирование и развитие, показывают возможность применения коррекционных и развивающих ВР-программ в системе непрерывного образования. В ходе экспериментальной работы использовались: тестирование респондентов по MMPI, методика Спилберга – Ханина, методы когнитивной и бихевиористической терапии, виртуальные тренинги, направленные на преодоление фобий, дидактические программы в ВР по биологии и геометрии. Установлено, что коррекционные и развивающие программы в виртуальной реальности (ВР) в целом позитивно сказываются на личностном функционировании и развитии. Их влияние на личность исследовано комплексно: рассмотрено воздействие виртуальной среды на все основные обобщенные компоненты личности – мотивы, способности, сознание и бессознательное. Технологии, сгенерированные в виртуальной реальности, не оказывают радикального воздействия на базовые личностные структуры, но способны изменять функциональные черты личности. Речь идет о непродолжительном использовании ВР-продуктов, по содержанию специально направленных на прогрессивные личностные изменения. Программы ВР также могут быть использованы при реализации воспитательных задач в процессе непрерывного образования. Представленные результаты носят междисциплинарный характер, ориентированный на совершенствование образовательного процесса на основе современных психологических знаний о влиянии виртуальной реальности на формирование личности. Работа выполнена в рамках государственных заданий Министерства образования и науки России (2014–2016).
Тебенькова Е. А.

Ключевые слова: непрерывное общее образование, духовно-нравственное воспитание и развитие, образование для устойчивого развития, нравственно-экологическое воспитание, нравственно-экологическая идентичность, субъект образования.

Место и роль формирования нравственно-экологической идентичности субъекта в системе непрерывного общего образования

В статье проведен анализ современных документов, регламентирующих содержание и результаты духовно-нравственного воспитания и развития, экологического образования на различных ступенях общего образования. С позиций автора формирование нравственно-экологической идентичности субъекта непрерывного общего образования является частью воспитательного и развивающего компонентов образования для устойчивого развития и необходимым средством духовно-нравственного воспитания и развития гражданина Российской Федерации. На основе теоретического анализа и философско-педагогической рефлексии выявлена и обоснована необходимость отражения личностных результатов нравственно-экологического воспитания через категорию «идентичность». Представлено терминологическое понимание нравственно-экологической идентичности субъекта непрерывного общего образования. Определены ее педагогическая сущность, основные признаки и компонентный состав. Нравственно-экологическая идентичность трактуется в статье как процесс и позитивный результат нравственной и экологической идентификации. Ее отличает: а) осознание человеком потребности в своей идентификации; б) накопление представлений, знаний о предмете идентификации; в) принятие норм и требований предмета идентификации как нормативно-деятельностной основы идентификационного поведения. В структуру нравственно-экологической идентичности входят: мотивационно-потребностный, когнитивный, рефлексивный и нормативно-деятельностный компоненты. Предложенные выводы носят методологический характер и могут быть использованы в качестве ориентиров при разработке содержания экологического образования и духовно-нравственного воспитания в условиях современной России.
Орешкин В. Г.

Ключевые слова: образование, успех, «педагогика успеха», нравственные типы личности, успешный ученик, успешный учитель.

Категория «успех» в контексте современного образования

Статья посвящена философско-педагогическому осмыслению понятия «успех». Семантический и культурологический анализ позволяет автору сделать вывод о неоднозначности трактовки этого понятия в современном обществе. На основе онтопарадигмального подхода, предложенного И. А. Колесниковой, показаны особенности оценки успешности учителя и ученика в технократическом и гуманитарном образовательном пространстве, а также в пространстве традиции. С позиций личностной психологии А. Адлера подвергается сомнению продуктивность педагогического ориентира на соревновательные достижения ученика. В статье рассматриваются варианты реализации теоретических идей «педагогики успеха» на практике. Отталкиваясь от этико-аксиологической типологии И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой, автор выделяет характеристики успеха, связанные с морально-нравственной ориентацией личности, а также приводит различные варианты «формул успеха», которые применяют в своей работе тренеры, тьюторы, коучи. Опираясь на идеи современной теории поколений, он отмечает изменение ценностных ориентаций современной молодежи, что особенно актуально для построения стратегии и тактики воспитательной работы на разных ступенях образования. В теоретическом плане предлагаемые материалы могут стимулировать дальнейшую разработку категорий «успех» и «неуспех» применительно к системе непрерывного образования.

Выпуск 3 (15)

От редакции
Певзнер М. Н., Петряков П. А.

Ключевые слова: многообразие, метатеория, педагогика многообразия, менеджмент многообразия, культурное многообразие, инклюзивное образование, толерантность, гетерогенная организация.

От многообразия педагогических концептов к педагогике и менеджменту многообразия: становление метатеории многообразия в российской педагогической науке.

В статье раскрываются ведущие идеи и ценностно-смысловые установки метатеории многообразия в образовательных системах, представляющей собой новое направление в отечественной и зарубежной науке. В настоящее время в различных странах мира существует немало научно-педагогических исследований, в которых изучаются различные способы взаимодействия с разными видами многообразия (культурное, этническое, религиозное, интеллектуальное, социальное и др.). Исходя из этого, различным видам многообразия, объективно существующим в обществе, соответствует многообразие педагогических концептов, границы которого неизменно расширяются с появлением новых общественно-политических и педагогических реалий, а также новых авторских коллективов. Авторы отмечают необходимость перехода педагогической науки от отдельных направлений, концепций и моделей к целостной метатеории многообразия и управления им. Данная метатеория формируется под влиянием теоретического наследия ученых США и стран Западной Европы, а также благодаря активной международной проектной деятельности, в которую активно включаются Россия и другие страны Восточной Европы. В качестве методологической основы фундаментальной педагогической теории многообразия авторы предлагают трансдисциплинарную методологическую стратегию. В русле постнеклассической науки для метатеории многообразия характерен переход от междисциплинарного подхода к трансдисциплинарному уровню взаимодействия, предполагающему взаимодействие не только между конкретными научными дисциплинами (в данном случае педагогикой и менеджментом), но и исследование феномена управления многообразием в социуме, экономике, культуре, науке в целом и в образовательных системах в частности. В статье раскрываются идеи метатеории многообразия, ведущими из которых являются: широкое философско-педагогическое понимание инклюзивного образования, институциональное многообразие учреждений, осуществляющих обучение и воспитание представителей различных гетерогенных групп, формирование у учащихся разумной толерантности, которая выступает антиподом абсолютной толерантности.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: лингво-педагогический подход, научный метод, образовательно-педагогический дискурс, педагогическая интерпретация, перевод, педагогика.

Лингво-педагогический подход к исследованию непрерывного образования

В статье дано описание лингво-педагогического подхода как основы для разработки междисциплинарного научно-педагогического метода исследования непрерывного образования. Проанализированы предпосылки выделения научного подхода. С одной стороны, они связаны с комплексом проблем, наметившихся в понятийно-терминологической системе педагогической науки. С другой − с объективными характеристиками научно-педагогического языка и развитием научного знания об образовательно-педагогическом дискурсе. Выделены научные основания подхода, включающие положения лингвистики и семиотики. Обоснована интеграция лингвистического и педагогического подходов к изучению объектов педагогической реальности. Описан комплексный объект лингво-педагогического исследования, включающий единицы лексико-семантических систем, терминосистем, концептосферы с развивающимися внутренними иерархическими, парадигматическими и синтагматическими связями и отношениями. На материале непрерывного образования описан комплекс лингво-педагогических методов, применяемых в рамках научного подхода, включающий педагогическую интерпретацию и лингвистические, количественные, в т. ч. машинные, методы. Показана связь лингво-педагогического метода с системным, глубинным, синергетическим, культурологическим подходами. Рассмотрены перспективы развития научного подхода, отмечена связь с современным разделом методики преподавания родного и иностранных языков (лингвопедагогикой).
Игнатович С. С., Игнатович В. К., Галушко И. Г.

Ключевые слова: старшеклассники, образовательная самостоятельность, источники информации, открытое информационное пространство.

Образовательная самостоятельность современных старшеклассников: опыт эмпирического исследования

Статья посвящена анализу современной практики становления образовательной самостоятельности старшеклассников. Даны общие характеристики различных исследовательских позиций в определении сущности этого феномена. Обозначена ведущая тенденция развития научных представлений об образовательной самостоятельности, состоящая в ее интеграции в общее проблемное поле процессов социализации и личностного самоопределения. В статье приводятся данные анализа источников информации, используемых современными учащимися средних и старших классов в процессе их учебной деятельности и решения жизненных задач. Полученные в апреле − мае 2016 г. данные сопоставлены с результатами аналогичных исследований, проведенных в 80–90-х гг. прошлого века. Выявлены и описаны различия между предпочитаемыми информационными источниками, представлен обобщенный портрет старшеклассника, характеризующий особенности его образовательной самостоятельности. Проанализированы представления учителей о главных компонентах образовательной самостоятельности учащихся старших классов. Сделаны общие выводы, характеризующие ситуацию становления образовательной самостоятельности современных старшеклассников, обозначены направления дальнейших исследований по этой проблеме. Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Краснодарского края (проект № 16-16-23002 «Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения»).
Глебова Г. Ф.

Ключевые слова: преемственность, непрерывное образование, дошкольное образование, начальное образование, среднее (полное) общее образование, образовательный комплекс, образовательное взаимодействие

Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования

Предметом рассмотрения в статье является проблема обеспечения преемственности дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования. От содержательности и преемственности процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка на ранних этапах его развития зависит успешность его обучения и социализации в целом. Декларируемая в концептуальных и нормативных документах преемственность в образова-нии нередко не находит практической реализации в деятельности образовательных органи-заций и учреждений. Образовательная среда и образовательные практики учреждений до-школьного, начального и среднего (полного) общего образования, как правило, рассогласо-ваны с широко известными теоретическими положениями о преемственности и непрерыв-ности образовательного процесса. Необходима организация совместной работы специали-стов высшей, общеобразовательной школы и детских дошкольных образовательных учре-ждений по научно-педагогическому сопровождению развития этих процессов. Автор обра-щает внимание на сущность понятия «преемственность» в контексте непрерывного образо-вания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены основания, компо-ненты и средства обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Обосновывается необходимость научно-педагогического сопровождения деятельности педа-гогических коллективов образовательных учреждений по созданию единого образовательного пространства общеобразовательной школы и учреждений дошкольного образования. Раскрывается содержание, обозначаются направления совместной деятельности специалистов высшей школы и педагогов образовательных учреждений в рамках временного научно-исследовательского коллектива по решению рассматриваемых в статье проблем. В качестве примера такой деятельности приводится проектирование преемственного непрерывного образовательного процесса в условиях полифункционального многопрофильного комплекса «Детский сад – школа».
Раевская Е. А.

Ключевые слова: адаптация, учебная группа, учебная деятельность, эмоциональные состояния, поддержка первокурсников.

Особенности динамики процесса адаптации студентов-первокурсников в университете: первая сессия

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, проведенного в 2015−2016 гг. в Петрозаводском государственном университете с целью выявления успехов и сложностей адаптации первокурсников в период первой сессии. Исследовались девять характеристик (маркеров) адаптационного процесса: информационная активность, адаптация к учебной группе и к учебной деятельности, самооценка адаптированности, оценка различных форм сдачи экзаменов, особенности эмоциональных состояний, по-требность в поддержке со стороны университета. Использован метод опроса (265 человек на 14 факультетах и кафедрах с выборкой свыше 15 % всех первокурсников), сравнительного и корреляционного анализа. Данные обработаны с помощью статистической программы SPSS. Получены сравнительные данные по гуманитарным, техническим и естественным направлениям обучения. Исследование показало, что после первого семестра обучения студенты в основном удовлетворены тем, как проходит их адаптация (93 %), только 5,4 % студентов оценивают себя как дезадаптированных. Поддержка от университета достаточна для большинства студентов. Не хватает поддержки 14 %. По маркеру эмоциональных состояний к группе дезадаптированных можно отнести до 27 % первокурсников. В целом студенты адаптированы к учебной группе и к учебной деятельности. Есть трудности в общении друг с другом и с преподавателями. Информационная активность в период первой сессии снижена. Изучение эмоциональных переживаний, связанных с учебой, позволяет говорить, что большинство первокурсников с трудом справляются со стрессовой ситуацией экзаменов в новом формате. Данные исследования могут быть учтены при работе со старшеклассниками и студентами вузов в системах общего и высшего образования.
Брюльманн О., Хильдебрандт Э., Марти A.

Ключевые слова: преподавание в команде, совместное преподавание, сотрудничество, совместная работа, подготовка учителей, профессионализация.

Преподавание в команде: обзор международных эмпирических исследований II

Статья содержит обзор международных англоязычных эмпирических исследований преподавания в команде (team teaching). Работа в команде, обучение командой преподавателей сегодня являются необходимой частью повседневной деятельности учителей, например, при интегративном и инклюзивном обучении или осуществлении поддержки в классах детей с особыми потребностями. Кроме того, преподавание в команде и совместное обучение все чаще используется на практических этапах педагогического образования. Результаты с точки зрения эффективности и потенциального использования преподавания в команде и совместного преподавания порой противоречивы, в частности, из-за неоднозначного использования понятий, а также применения различных схем исследований. В англоязычных странах существуют более давние традиции исследования преподавания в команде и совместного преподавания, нежели в немецкоязычных, поэтому имеет смысл сделать обзор знаний, полученных там эмпирическим путем. В первой статье авторов, опубликованной в 2015 г. в журнале «Непрерывное образование: XXI век», основная информация о преподавании в команде была представлена на уровне метаанализа и метасинтеза в контексте инклюзивных методов обучения. В статье содержатся недавно полученные данные, связанные с исследованиями не только в области инклюзивного образования, но и других аспектов: влияние преподавания в команде на учащихся, учителей, на развитие процесса обучения, организационное развитие и пр. Предложенные авторами обзорные материалы представляют интерес для исследователей образовательных технологий, для методистов, могут быть использованы в системе непрерывного профессионально-педагогического образования.
Кривоноженко А. Ф.

Ключевые слова: непрерывное образование, рабочий факультет, высшая школа, народное просвещение.

Рабочие факультеты в контексте парадигмы непрерывного образования.

В статье проанализирован опыт деятельности рабочих факультетов с точки зрения феномена непрерывного образования. Вводная часть статьи посвящена общим понятиям, связанным с непрерывным образованием. Предложено определение непрерывного образования, а также выделены его характерные черты, использование которых необходимо в контексте темы: образование взрослых, образование на протяжении всей жизни, самообразование, всестороннее гармоничное развитие личности. В статье представлена краткая характеристика особенностей развития отечественной высшей школы в первое послереволюционное десятилетие и дано объяснение причин создания рабочих факультетов. Значительная часть исследовательского материала касается функционирования рабочего факультета Петроградского университета. Анализ исторических источников позволил заключить, что возрастной состав слушателей рабфака был крайне широк. Его верхний уровень, согласно имеющимся данным, превышал 40 лет. На факультете одновременно обучались молодые и взрослые люди, что является характерной чертой непрерывного образования. На основе анализа научной литературы выявлено, что рабфаки были предшественниками современных подготовительных факультетов при вузах, которые, в свою очередь, являются частью современной системы непрерывного образования. Другим каналом связи между рабфаками и непрерывным образованием выступило самообразование. Автором показано, что такая форма получения знаний была характерна для рабочих факультетов. Наконец, еще одной чертой, которая связывает рабочий факультет и парадигму непрерывного образования, стала активная культурная и общественная жизнь студентов, направленная на их всестороннее развитие и самореализацию. Статья подготовлена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012−2016 гг. Содержание статьи может представлять интерес для исследователей в области непрерывного образования и истории отечественной высшей школы.
Грауманн О.

Ключевые слова: многообразие, образовательное пространство, толерантность, межкультурное образование.

Многообразие современного образовательного пространства: угроза или шанс для нас?

Статья носит философско-педагогический характер. Ключевые вопросы, которые ставит автор, следующие. Как надо рассматривать нарастающее многообразие: в сфере образования в качестве угрозы или блага, способствующего развитию людей и общества в целом? Можно ли научить толерантности? Способно ли образование помочь в решении проблем, связанных с конфликтами и социальным напряжением, порождаемыми многообразием культур, религий, социальных оценок? В качестве одной из причин увеличения многообразия в образовательном пространстве названа миграция населения из зоны войн и конфликтов в страны Запада. Это явление предложено рассматривать одновременно с точки зрения политики, образовательной политики и педагогики. Автор дает обзор различных подходов к проблеме обучения / воспитания толерантности как личностного качества, необходимого для жизни в обществе, таком разнообразном, и для успешного взаимодействия в современном образовательном пространстве. В статье приводятся различные взгляды ученых на уровни личностного развития, социальные навыки и личные качества, способствующие приобретению межкультурной компетенции, перечислены различные виды толерантности, подчеркнуто значение рефлексии по поводу конфликтных ситуаций. Анализируются плюсы и минусы новых направлений в педагогике и образовании, связанных с воспитанием толерантности. В частности, речь идет о межкультурном образовании, образовании «признания», мультиперспективном и политическом образовании. Внимание фиксируется на специфике и ограничениях, которые имеют эти виды обучения и воспитания. Поставлен вопрос о необходимости подготовки педагогов разных уровней к правильным профессиональным действиям в образовательной среде, где находятся учащиеся разных национальностей. На конкретных примерах показано «правильное» и «неправильное» поведение учителей и воспитателей в ситуациях межэтнического общения с учащимися. Статья представляет интерес как повод для социально-педагогических и методологических дискуссий.
Рулиене Л. Н.

Ключевые слова: непрерывное образование, обучение пожилых людей, когнитивные навыки, технологии интерактивного и электронного обучения.

Развитие и сохранение когнитивных навыков людей «лучшего возраста» как цель непрерывного образования

В публикации обсуждается проблема сохранения и развития когнитивных навыков пожилых людей как социально-педагогическая проблема и предмет непрерывного образования. Автор считает, что эту проблему необходимо решать комплексно, с помощью гуманитарных медицинских и педагогических технологий в условиях смешанного обучения. В статье представлен проект по созданию Центра информального непрерывного образования людей «лучшего возраста» в целях обеспечения качественной жизни путем развития их ко-гнитивных навыков на основе внедрения технологий интерактивного и электронного обучения. Термином «люди лучшего / прекрасного возраста» (англ. – best agers) названы люди старше 50−55 лет, продолжающие работать и / или активно участвовать в общественной деятельности. Проект предполагает разработку программ и методики курсов самообразования, организацию обучения, создание школы памяти. Современным инструментом реализации проекта является портал, в котором воплощены идеи приборной доски, интерактивного путеводителя, настраивания и ведения профиля пользователя, игрового поля, карты мира, построения сообществ, телепорта. Проект позволит создать современную комфортную среду для общения и образования пожилых людей, внедрить такие инновационные формы социального обслуживания населения, как: техника понимающего общения, мобильные приложения, мобильные технологии, терапевтические технологии, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Планируется также подготовка тренеров, готовых работать в школе памяти со своими сверстниками, утратившими когнитивные способности. Статья представляет интерес для специалистов в области андрагогики, геронтагогики, а также социальных работников.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: концептосфера, непрерывное образование, лингво-педагогический подход, хронотоп непрерывного образования.

Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения

В статье дан обзор междисциплинарного исследования концептосферы непрерывного образования, выполненного коллективом авторов Петрозаводского государственного университета в 2012−2016 гг. на основе сравнительного анализа русских, английских, немецких, французских источников. Автором обосновывается правомерность исполь-зования в педагогике понятия «концептосфера непрерывного образования» и словосочетания «хронотоп непрерывного образования». Концептосфера непрерывного образования определяется как структурированная совокупность (система) концептов, репрезентирующих на разных уровнях общественного сознания представление об образовании в течение жизни. Перечислены подходы и методики, позволяющие при работе с сопоставимыми по смыслу разноязычными лексическими массивами выявлять актуальное состояние, основные тенденции и противоречия развития концептосферы непрерывного образования как в целом, так и отдельных ее компонентов. Раскрыта методология исследования, где использованы системно-синергетический, сравнительно-педагогический, лингво-педагогический, хронотопный подходы; методы теоретического и семантического анализа, частотного анализа терминов, аналогии, а также теоретическое моделирование и Интернет-поиск. Дано описание логики двух первых этапов изучения полиязычного массива информации: лингво-педагогического и хронотопического. Намечены пути дальнейшего изучения различных этапов непрерывного образования с социально-педагогических, хронотопных и лингво-педагогических позиций. Предлагаемые методологические подходы представляют интерес для методологов и исследователей непрерывного образования, лингвистов и переводчиков.

Выпуск 4 (16)

От редакции
Никитина Н. И., Романова Е. Ю., Гребенникова В. М.

Ключевые слова: квалиметрия, эдукология, профобразование, полидисциплинарный подход, специалисты «помогающих» профессий.

Квалиметрия и эдукология непрерывной профессиональной подготовки специалистов «помогающих» профессий: полидисциплинарный подход

На современном этапе развития непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий (психологов, специалистов по социальной работе, медиков и юристов социальных служб, социальных педагогов и др.) активно идет поиск новых путей повышения качества функционирования образовательных организаций, осуществляющих рекуррентную подготовку данных специалистов. Одним из таких путей является разработка и реализация содержательно-технологического базиса процессов квалитативного управления непрерывным профобразованием специалистов социономического профиля на основе концептуальных позиций эдукологии. Цель статьи – рассмотреть вариативные (полидисциплинарные) подходы к обоснованию теоретико-методических основ квалиметрии и эдукологии непрерывной подготовки специалистов «помогающих» профессий в системе «ссуз – вуз – повышение квалификации». Авторы приводят оригинальную (собственную) трактовку понятия «квалитативное управление непрерывным профобразованием». Особое внимание уделено эдукологическим аспектам проектирования и реализации системы менеджмента качества рекуррентного профобразования специалистов «помогающих» профессий. Приведены содержательные характеристики различных походов к определению качества профобразования (субъектно-ориентированный, результативно-ориентированный, ценностно-ориентированный, административно-ориентированный, рыночно-ориентированный, бенчмаркинговый и др.); рассмотрены квалиметрические и математические методы оценки качества обучения в системе постдипломного образования. Результаты исследования могут быть применены в практике модернизации непрерывного профессионального образования специалистов социономического («помогающего») профиля. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ №2014/601, код проекта 3106, тема НИР: «Квалитативное управление на основе полидисциплинарного подхода процессами непрерывного многоуровневого профессионального образования специалистов социономических профессий».
Соколова О. И.

Ключевые слова: наука, образование, личностное знание, формализация, неопределенность, вера, научное открытие.

О роли личностного знания в науке и образовании

Данная статья ставит своей целью рассмотрение роли личностного знания в научной деятельности и образовании. Приводится классификация знания: знание как умение, знание как научное знание, знание как убеждение. Утверждается, что знание как убеждение ошибочно рассматривать в отрыве от других его форм. Приводятся некоторые обобщения, характеризующие понятие «личностное знание», разработанное М. Полани. Особое значение отводится процедуре постановки проблемы, которая, в свою очередь, зависит от личного выбора исследователя. Наиболее адекватным понятием, характеризующим допроблемную стадию научного поиска, признается понятие неопределенности. Отмечается, что ошибочной является попытка распространения понятия неопределенности для характеристики только стадии решения проблемы. Анализ обучения в контексте личностного знания позволяет раскрыть новый аспект понятия «неопределенность». Сопоставление наличного знания ученика с наличным знанием учителя, обладающего более глубокими и основательными знаниями о реальности, стимулирует ученика характеризовать свои знания как неточные и неопределенные. Положения, приведенные в статье, могут быть интересными в плане разработки теории и практики личностно-ориентированного обучения.
Никитина Н. И., Захарчук Л. М., Гребенникова В. М.

Ключевые слова: профессиональное образование, непрерывное образование, рекуррентное образование, профессионально-личностное развитие, специалисты социономического профиля.

Профессионально-личностное развитие специалистов социономического профиля в системе «колледж – вуз – постдипломное образование»

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ №2014/601, код проекта 3106, тема НИР: «Квалитативное управление на основе полидисциплинарного подхода процессами непрерывного многоуровневого про-фессионального образования специалистов социономических профессий». В современной российской действительности актуальна проблематика модернизации системы непрерывной профессиональной подготовки («колледж – вуз – постдипломное образование») специали-стов социономического («помогающего») профиля: социальных педагогов, психологов, спе-циалистов по социальной работе, медиков и юристов социальных служб, тьюторов, педаго-гов-психологов и др. В статье обосновывается необходимость активизации процесса профессионально-личностного развития специалистов социономического профиля в системе непрерывного профобразования с учетом его рекуррентного характера. Авторы приводят характеристики выделенных в ходе исследования вариантов профессионально-личностного развития специалиста «помогающего» профиля (конвенциональный, альтерцентристский, исследовательский, доминантный), а также стадий данного процесса: эмпирически-репродуктивная, адаптивно-эвристическая, результативно-продуктивная. На основе многофакторного анализа эмпирических данных, полученных в результате много-летней опытно-экспериментальной работы в колледжах и вузах России, выявлены функ-циональные связи профессионально-личностного развития обучающегося с индивидуально-типологическими особенностями будущего специалиста социономического профиля. Особое внимание уделено исследованию мотивационной составляющей процесса профессионально-личностного развития, позволяющей специалисту возвращаться в систему образования на разных этапах его жизнедеятельности. В статье представлен комплекс усло-вий, принципов, дидактических и социально-педагогических механизмов, которые обеспечивают эффективность процесса профессионально-личностного развития специалистов «помогающего» профиля в системе «колледж – вуз – постдипломное образование». Результаты исследования могут быть применены в практике модернизации профессионального образования специалистов социономического («помогающего») профиля.
Глебова Г. Ф., Кирютина Н. В.

Ключевые слова: непрерывное образование; информальное образование; информационное общество; интернет-форум; интернет-ресурс; социально-образовательный потенциал.

Социально-образовательный потенциал женского Интернет-форума

Статья посвящена проблемам развития персонального образовательного пространства в условиях информационного общества, характеризующегося многообразием информационных потоков, расширением медийного пространства и трансформирующего стратегию образования человека, а также оказывающего воздействие на сложившиеся навыки самообразования. Представлен авторский взгляд на значимость интернет-сообществ для самообразования, самореализации и самовыражения личности. Обосновывается возможность получения личностно и социально значимых образовательных результатов в рамках деятельности интернет-форума как фактора информального образования. Делается попытка определить этапы и обозначить содержание образования, получаемого в рамках женского форума. Дается ретроспективная эмоциональная оценка внешним и внутренним причинам, основным мотивам и образовательным результатам деятельности участников интернет-форума. Представлены результаты исследования, проведенного в 2010−2016 гг. на базе Смоленского женского форума и иллюстрирующего его социально-образовательный потенциал. Предлагаемые положения и выводы, сделанные в соответствии с результатами включенного наблюдения и самоанализа, носят личностно-рефлексивный характер. Представленные материалы могут быть интересны исследователям образовательного потенциала интернет-ресурсов и специалистам в области нелинейного и смешанного обучения.
Кузнецова Н. Ю., Ружинская И. Н.

Ключевые слова: непрерывное образование, наставничество, старообрядчество, традиционное общество.

Старообрядческая традиция наставничества как пример непрерывной образовательной традиции

В статье проанализирована традиция наставничества в современной общности старообрядцев. Особенность подобного феномена заключается в устойчивости явления на протяжении всей истории староверия. Источниковой базой исследования стал контент официальных сайтов старообрядческих согласий России и стран ближнего зарубежья. Авторами выявлено, что феномен наставничества сегодня по-прежнему широко практикуется в старообрядческой среде, однако, помимо основной духовной функции, наставник и сегодня осуществляет в общине дополнительные функции, в том числе образовательную. Информация, представленная в статье, может представлять интерес для специалистов в области непрерывного образования, религиоведов, преподавателей духовных учебных заведений
Вильдт Б., Вильдт Й.

Ключевые слова: неолиберализм, экономизация, дар, обмен дарами, ответный дар, образование, школа, высшая школа

Значение концепции обмена дарами для системы образования и подготовки учителей

В статье рассматриваются различные аспекты теории обмена дарами в контексте неолиберальных тенденций и требований экономизации всех социальных сфер, включая сферу образования и педагогической подготовки. На основе анализа ведущих работ по теории обмена дарами (П. Бурдье, Э. Гидденс, Ж. Деррида, А. Кайе и др.) авторы высказывают свои соображения по поводу обмена дарами как модели межличностных отношений, продуктивных для решения многих проблем, в том числе образовательных. В рамках статьи проанализированы функции дарения в современном обществе, обозначены области, условия, специфика даров и обмена дарами в различных социальных и институциональных системах, рассмотрено социально-педагогическое назначение курса «Обучение социальному служению», получающего международное распространение. Статья носит социально-педагогический характер, теоретические положения, выдвинутые авторами, могут быть использованы для развития теории педагогического взаимодействия и новых направлений образовательного менеджмента.
Руднева А. А.

Ключевые слова: дошкольное образование, повышение квалификации, программы повышения квалификации, дополнительное профессиональное образование.

Новое качество дошкольного образования и готовность системы дпо к развитию кадрового потенциала

В статье на примере Центрального федерального округа РФ анализируется состояние системы повышения квалификации работников дошкольного образования. Автором поставлена задача: рассмотреть направления и полноту предоставления услуг по повышению квалификации работников дошкольного образования в соответствии с требованиями нормативной документации системы ДПО, с ключевыми тенденциями и запросами развития современной сферы дошкольного образования. Данные по системе повышения квалификации работников дошкольного образования были получены в результате анализа информации из открытых источников: интернет-ресурсов институтов развития образования и институтов повышения квалификации 18 субъектов Центрального федерального округа РФ. Основанием для предлагаемых автором выводов послужило содержание программ повышения квалификации для руководителей, заместителей руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала дошкольных образовательных организаций. Была проанализирована тематика более 280 программ объемом до 150 часов, а также представленное в учебных планах содержание более 50 курсов с целью выявления соответствия направлений подготовки ведущим тенденциям развития современного дошкольного образования. Материалы и выводы, предлагаемые в статье, представляют интерес для организаторов повышения квалификации в системе ДПО, исследователей дошкольного образования.
Кирт Н. Л., Колесников В. Н., Теплова Л. И.

Ключевые слова: электронное обучение, электронный образовательный ресурс, сетевой образовательный модуль, интерактивное обучение, преподавание психологии в вузе.

Эффективность использования сетевого образовательного модуля в процессе изучения дисциплины «психология»

В условиях развития процессов информатизации современного образования возникает необходимость создания и продуктивного использования информационных образовательных ресурсов. Статья посвящена проблеме оценки эффективности использования сетевого образовательного модуля в подготовке бакалавров и специалистов различных направлений подготовки в процессе изучения дисциплины «Психология». Сетевой образовательный модуль является разновидностью электронных образовательных ресурсов и рассматривается как средство интерактивного электронного обучения, которое используется для дистанционного сопровождения образовательного процесса и с использованием интернет-ресурсов. Дидактические возможности сетевого обучения обеспечивают активизацию учебной деятельности студентов и создают новые условия взаимодействия субъектов образовательного процесса. В статье проанализирован опыт использования сетевого образовательного модуля «Психология», спроектированного в платформе Blackboard для дистанционного сопровождения обучения студентов. С помощью анкетирования учащихся проведена оценка эффективности образовательной технологии, исследовано отношение студентов к электронному обучению, выявлены его достоинства и недостатки. Представленный в статье материал может быть полезен для преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.
Балалаева Е. Ю.

Ключевые слова: электронные средства обучения, дидактические принципы, дидактические риски.

Дидактические риски использования электронных средств обучения

В статье освещаются некоторые негативные аспекты использования электронных средств обучения, сопряженные с рисками реализации основных дидактических принципов: научности, доступности, сознательности, активности и др. Дидактический риск интерпретируется как прогнозируемая характеристика потенциальной ситуации в обучении, которая может возникнуть при использовании дидактического средства и иметь негативное влияние на процесс обучения. Вероятность таких рисков значительно повышается при дистанционном образовании, когда учащийся не имеет постоянного непосредственного контакта с преподавателем, функции которого частично принимают на себя электронные средства обучения, вследствие чего значительно возрастают требования к их дидактическому потенциалу. Целью статьи является анализ дидактических рисков и выявление путей их минимизации. Для достижения данной цели был применен комплекс методов: анализ педагогической и психологической литературы с целью изучения состояния проблемы, сравнения и сопоставления различных взглядов на нее, индукция и дедукция для выяснения причинно-следственных связей между процессами применения электронных средств обучения и возникновением дидактических рисков, а также синтез и обобщение. Статья представляет интерес для педагогов, которые занимаются исследованием проблем проектирования и разработки электронных средств обучения, повышения эффективности их использования в различных системах образования.
Мошкина Е. В., Елаховский Д. В., Назаров А. И.

Ключевые слова: заочное обучение, электронное обучение, балльно-рейтинговая система, платформа Blackboard, самостоятельная работа.

Практика дистанционного обучения физике студентов заочного отделения

В статье рассмотрена проблема организации учебного процесса в инженерном вузе. Исследование направлено на повышение качества заочного обучения посредством использования современных педагогических технологий, методик и средств обучения. Проанализированы возможности дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, предложена методика организации обучения в сети. Рассмотрены структура и наполнение сетевого образовательного модуля «Физика для студентов заочного отделения», спроектированного на платформе электронного обучения Blackboard. Приведены итоги апробации этого образовательного ресурса в процессе обучения студентов-заочников ПетрГУ направлений подготовки «Электроэнергетика и электротехника» и «Информатика и вычислительная техника». Для стимулирования самостоятельной работы студентов в период между сессиями и прозрачности процедуры выставления итоговой оценки использована балльно-рейтинговая система. Установлено, что возможности дистанционных образовательных технологий и электронного обучения обеспечивают равномерность и непрерывность процесса подготовки студентов заочной формы, мониторинг процесса и результатов обучения. Разнообразие видов учебной деятельности, предлагаемых студентам, в сочетании с использованием балльно-рейтинговой системы, создают условия для самореализации и самооценки обучающихся, что повышает эффективность обучения. Разработанный сетевой образовательный модуль и предложенная методика сетевого обучения являются перспективными для обеспечения результатов, отвечающих требованиям ФГОС и профессиональных стандартов.
Фрайссин Ж.

Ключевые слова: открытое дистанционное обучение в цифровых сетях, кооперативное обучение, коллаборативное обучение, электронное обучение, инновация.

Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации

Автор, опираясь на метод критической семантической рефлексии и результаты своей исследовательской работы и преподавательской практики, рассматривает некоторые новые термины, появившиеся в области современного обучения, в том числе электронного. В статье дается сравнительный анализ понятий электронное, кооперативное, коллаборативное, смешанное, инверсивное обучение, поднимается вопрос о правомерности отнесения их к образовательным инновациям. Особое внимание уделено открытому дистанционному обучению в цифровых сетях. Автор подчеркивает, что, хотя сегодня развитие компьютерного обеспечения позволяет каждому получать образование с помощью цифровых сетей, исследования показывают, что успешное обучение один на один с компьютером является сложным и не для всех возможным. Кооперация и коллаборация рассмотрены в статье как специфические формы взаимодействия и сотрудничества, которые могут быть использованы как в очной, так и в дистанционной модели обучения. Перечислены принципы обучения в сотрудничестве. Сопоставляя природу радикальных (решающих, прорывных) и инкрементальных (постепенных, пошаговых) инноваций, автор приходит к выводу, что в современном образовании практически отсутствуют новшества, способные принципиально изменить систему обучения, сложившуюся тысячелетиями (передача знаний от преподающего к обучающемуся). Для идентификации инноваций в процессе обучения он предлагает определить признаки «стандартной практики»» и создать соответствующую систему оценки для проверки сравнительных преимуществ новой образовательной практики по сравнению со «стандартной» нормой. Статья является дискуссионной и будет интересна исследователям в области теории образовательных инноваций, интерактивного обучения, а также специалистам, разрабатывающим системы сетевого обучения.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам