Одним из «вызовов» современности является необходимость устойчивой мотивации человека к образовательной деятельности. Зачастую полученные ранее знания, умения, навыки нуждаются в мобильности, пополнении и адаптации к меняющимся условиям времени. Изменяется процесс обучения, совершенствуются виды учебной деятельности, уходят в прошлое некоторые профессии, связанные с образовательной средой, выходит на первый план практика непрерывного образования в течение всей жизни. Опубликованный в 2014 г. «Атлас новых профессий» [1] демонстрирует потребность общества в педагогах нового уровня. Например, в недалеком будущем появятся специалисты, которые будут формировать образ будущей жизни и траекторию развития («эксперт по «образу будущего), создавать «маршрут» обучения («разработчик образовательных траекторий») и сопровождать индивидуальное развитие («тьютор»). Таким образом, в современной системе образования и в современном обществе все большее место занимают наставничество (чаще всего в понимании «менторство», «тьюторство», «куочинг») и наставники.
При этом данные понятия интерпретируются по-разному не только в толковых, но и в педагогических словарях. Например, в словаре Д. Н. Ушакова термин «наставник» приводится с пометкой «устар.» и означает «учитель, руководитель» [2]. Б. М. Бим-Бад определяет наставничество как «процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форму взаимоотношений между учителем и учеником» [3, с. 162]. А. С. Воронин считает, что наставничество представляет собой «одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера» [4, с. 60].
Современные синонимы термина «наставник» тоже объясняются неодинаково. Коучинг, по мнению Г. М. Коджаспировой, представляет собой «тренинг с персональным тренером» [5]. «Сопровождение процесса самообразования» определяется Н. В. Абрамовских и Е. Н. Казаевой как тьюторство [6]. Ряд авторов понимает тьюторство как «особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования» [7, с. 81]. Что касается определений, расшифровывающих понятие «наставник» и современные производные от него, то и здесь единства в значениях слов не наблюдается. Тьютор может быть определен как «ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других» [8, с. 3, 27−28], и как «опекун» [5, с. 152], или как «наставник-консультант, новый тип педагога» [9, с 151], «наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым, обучающимся в решении вопросов организации обучения» [4, с 115]. Коуч будет представлен человеку как «персональный тренер» [5]. Ментором обозначается «наставник, воспитатель» [10]. Наставник определяется как «формальный социальный институт социализации личности» [5], в обязанности которого входит «не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание» [3, с. 162].
Таким образом, можно заключить, что наставничество в современном мире занимает особое и довольно значительное место. Наставники сегодня оказываются непрерывными аккумуляторами и трансляторами знаний. Однако мнение, что данное явление встречается исключительно в современной светской образовательной среде, является ошибочным.
С одной стороны, наставничество (тьюторство) зародилось с момента появления первых университетов в Европе, и долгое время его история была связана именно с университетской образовательной средой. Однако феномен наставничества, помимо этого, имеет глубокие конфессиональные истоки. Так, например, в христианстве наставничество широко представлено как явление, как способ обучения и духовного воспитания.
Например, основатель отшельнического монашества Антоний Великий стал не просто духовным наставником (аввой) для учеников-пустынников и последователей, собиравшихся вокруг него, но оказался «звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины» [11]. Сочинения Антония Великого (например, «Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду», «Устав отшельнической жизни») содержали трактовки христианских и особенно монашеских добродетелей. Богослов и философ Иоанн Лествичник, аккумулировавший духовные и аскетические традиции египетских монастырей, написал «Лествицу» и «К пастырю» – книги, которые стали руководством к нравственному самосовершенствованию и раскрывали обязанности духовных пастырей [12]. Крупнейший православный религиозный просветитель XVIII в. Тихон Задонский (автор книг «Об истинном христианстве», «Наставление монашествующим») своей жизнью являл пример высокого благочестия и аскетизма, став источником духовного просвещения и наставления для обширного круга окружавших его людей [13]. Публицист-проповедник Феофан Затворник полагал, что «проповедничество есть первый, прямой и священный долг» монашествующего [14]. В трактате «Как составить проповедь», раскрывавшем отличительные черты проповеди, он дал практические советы по способу ее составления. Кроме того, Феофан Затворник стал автором книги лекций «Путь ко спасению», в которой рассуждал о православном образовании и воспитании.
В целом идея наставления существует на протяжении всей истории человечества как форма воспитания и обучения в религиозной и не только традиции. Длительность существования подобной образовательной формы свидетельствует об ее успешности в удовлетворении образовательной потребности общества.
Наставничество встречалось и продолжает существовать во всех религиозных сообществах мира. И по-прежнему наставники играют важную роль религиозного лидера. Однако если в привычных нам религиях (например, в Русской православной церкви) роль наставника-священника определяется и четко понимается прихожанами, то в некоторых религиозных группах наставник оказывается не только духовным лидером, но и берет на себя руководство другими важными сферами, в особенности образовательной, в жизни верующих. Подобная практика сегодня наблюдается в среде старообрядцев-беспоповцев.
Старообрядчество сегодня представляет собой сочетание нескольких групп (согласий), крупнейшими из которых являются «поповцы» и «беспоповцы». Разделение на группы произошло в 60-е гг. XVII в. практически сразу после реформы патриарха Никона, когда часть староверов, поставленная в условия отсутствия священства (умер последний епископ «дораскольного поставления» Павел Коломенский, и в мире не стало истинного священства) приняла решение остаться без него. Духовными лидерами среди беспоповцев стали старообрядческие наставники. В работе С. Г. Вургафта и И. А. Ушакова «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря» наставник определяется как «духовный руководитель общины у беспоповцев, настоятель церкви или моленной, возглавляющий богослужение, исполняющий требы» [15]. Е. М. Юхименко отмечает, что «Поморский Чин для поставления пастырей словесных овец» усваивает наставничеству «значение священной степени» [16, с. 719]. Однако данный феномен на сегодняшний день по-прежнему остается одним из малоизученных в старообрядческой духовной культуре. Таким образом, цель статьи состоит в анализе опыта наставничества в среде старообрядцев-беспоповцев сегодня. Этот опыт, безусловно, заслуживает освещения и трансляции за пределы старообрядческого сообщества, поскольку подобный опыт не теряет свою актуальность и стабильность уже в течение более чем трех веков. Для раскрытия указанной темы необходимо было: 1) изучить материалы, дающие представление об истории наставничества у старообрядцев-беспоповцев в Российской империи в середине − второй половине XIX в., 2) проанализировать современное состояние практики наставничества беспоповцев в России.
Особенностью вероучения староверов-беспоповцев была «идея об уже совершившемся воцарении антихриста» и «представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии» [16, с. 719]. Соответственно и наставничество в их среде начинает входить в активную практику с конца XVII в. Важно отметить, что данная практика в согласии [17] имела несколько доминантных особенностей. Во-первых, ввиду того, что на рубеже XVII−XVIII вв. начали оформляться различные толки внутри самого согласия, роль наставника в каждом из течений часто отличалась в определенных моментах [18]. Например, федосеевцы, поморцы, филипповцы [19] и странники признавали необходимость наставничества, но за наставниками признавали совершение таинств, проведение служб. Нетовцы, наоборот, оказавшись в положении «без священства», даже за наставниками не допускали возможности совершать таинства, а самокресты и некрестяки не имели наставников. Во-вторых, права и обязанности наставников у беспоповцев не ограничивались лишь совершением церковных таинств (крещения, покаяния и для брачных поморцев – брака). На наставника накладывались также обязательства по управлению приходом, организации обучения мирян и наблюдения за богослужебным и нравственным порядком в общине [16, с. 719]. В целом, по мнению Е. М. Юхименко, в беспоповской среде сложилась особая культура почитания наставников, которая наиболее ярко и многообразно проявилась в Выговском общежительстве.
Наставник, избранный из членов общины и становившийся ее духовным отцом, должен был соответствовать требованию «избирать достойных», то есть обязательно быть образованным и являть собой образец нравственности. Так как вопросы веры в культуре старообрядцев стояли на первом месте, наставник, возглавивший духовную жизнь общины, автоматически становился и ее неофициальным главой, а значит, не только исполнял таинства, но оказывался авторитетом в делах личных и общественных. Власть наставника в общине и его авторитет, «державшиеся на знании священных книг и его капитале», как правило, не подвергались критике [18].
Изучением наставничества как старообрядческого феномена занималась исключительно в связке с исследованием старообрядчества в целом и Русская православная церковь (указав в миссионерских отчетах именно наставников как главных регуляторов духовной жизни староверов), и официальная власть (например, именно наставникам в официальных отчетах чиновников Министерства внутренних дел (МВД) ставилась в вину организация старообрядческих самосожжений)1. Участвовали в изучении этого явления и исследователи различных категорий (профессиональные историки, публицисты, краеведы), которые описывали заинтересовавший их факт. Историк А. П. Щапов указывал, что в старообрядческой среде наблюдалась «своеобразная жизнь умственная и нравственная».
Важным вкладом в изучение старообрядческого наставничества в том числе стал опыт народников второй половины XIX в. по изучению религиозной жизни в Российской империи. Народники относились к представителям многочисленных религиозных групп в русском обществе непредвзято, что позволяло им освещать проблему объективно, в отличие от многих других исследователей, стоявших на позициях РПЦ и официальной власти. Кроме того, народники часто оказывались в ссылке на окраинах страны, на территориях, где старообрядчество было сильно распространено, и наблюдали его собственными глазами.
Примером может служить исследовательский материал Александра Степановича Пругавина − правого народника и публициста, исследователя религиозной жизни русского народа. А. С. Пругавин в течение жизни занимался изучением старообрядчества, основываясь не только на материалах предшествующих историков, но и на архивных данных и данных официальной статистики. Кроме того, он, побывав в ссылке на Русском Севере (Архангельская губерния), лично познакомился со старообрядцами-беспоповцами, а в последующем состоял в личной переписке со многими старообрядцами. Статьи, заметки, очерки и книги А. С. Пругавина, посвященные этому вопросу, издавались с 80-х гг. XIX в. по начало XX в.
А. С. Пругавин, рассматривая вопрос о наставничестве в старообрядческой среде, не только стремился изучить данное явление, но даже пытался перенять подобный опыт для выстраивания собственных отношений с некоторыми молодыми исследователями, обращавшимися к нему как к старшему и более опытному. Например, анализ его переписки с исследовательницей секты иеговистов Е. В. Молоствовой отражает стремление перенять и применить характерный для староверов феномен наставничества как новый опыт взаимоотношений учителя и ученика2. А. С. Пругавин полагал, что его «учительский долг» состоял не только в конкретной помощи в работе (корректура текста, исправление ошибок и т. д.) над исследованием Е. В. Молоствовой, но и в целом в помощи молодой исследовательнице в формировании ее взглядов на проблему (аналог наставления).
Сегодня феномен наставничества у старообрядцев-беспоповцев перекликается с идеей непрерывного образования у данной группы верующих. Подробнее с описанием опыта непрерывного образования в старообрядческой среде можно познакомиться в статье «Непрерывное религиозное образование в традиционном обществе: опыт староверов России» [20]. Наставник не только осуществляет духовное окормление прихожан, совершая таинства, но и многие социальные функции, как, например, образовательная, информационная, разъяснительная, ложатся на его плечи. Крупнейшие современные православные старообрядческие религиозные организации в России и за ее границами (Русская православная старообрядческая церковь (далее РПСЦ), Древлеправославная поморская церковь (далее ДПЦ), Русская древлеправославная церковь (далее РДЦ)) по-прежнему практикуют наставническую традицию.
Ярким примером могут служить А. Н. Жилко, А. Н. Белов и О. И. Розанов. А. Н. Жилко является наставником Даугавпилсской старообрядческой общины, а также председателем Центрального совета Древлеправославной церкви Литвы и преподавателем духовного училища при Рижской гребенщиковской старообрядческой общине. А. Н. Белов сегодня председательствует в Центральном совете ДПЦ Республики Беларусь. О. И. Розанов — наставник Невской поморской общины в Санкт-Петербурге. Первый является также председателем Единого совета ДПЦ и более пятнадцати лет был главным редактором «Календаря Древлеправославной поморской церкви», где опубликовал и целый ряд собственных статей.
Безусловно, внутри страны и за ее пределами, а также внутри каждого из согласий наблюдаются определенные различия, но в целом ситуация с наставничеством у староверов остается неизменной с конца XVII в. Практика наставничества сохраняется сегодня и в российских, и в зарубежных старообрядческих общинах. Созданный в ноябре 1989 г. в Москве Российский совет Древлеправославной поморской церкви (РС ДПЦ) объединил в своем составе поморские общины России и других республик, которые не имели своих духовных центров. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одноименным отделом РС, который состоит исключительно из наставников. Наставники в российских общинах считаются «нерукоположенными пастырями Церкви», то есть сохраняется в употреблении формулировка II Всероссийского собора христиан-поморцев, состоявшегося в 1912 г. В ДПЦ существует особый чин благословения наставника, совершаемый над человеком, избираемым на эту должность, всей общиной и несколькими уже практикующими наставниками. Как правило, чин благословения совершают местный наставник и представитель РС ДПЦ, которые в присутствии благословляемого и членов общины зачитывают и подписывают акт о совершении чина благословения. В завершение новоблагословленный наставник получает напутствие старших наставников, благодарит прихожан за оказанное доверие и принимает поздравления. После этого он должен исполнять обязанности и осуществлять права наставничества во вверенной ему общине, в том числе и наблюдать за религиозным и нравственным порядком в ней.
В настоящее время в России действует порядка 70 наставников-мужчин, и сохраняется практика, когда женщина в общине становится старшей служительницей и благословляется на проведение служб, принятие исповеди (исключительно у женщин) и совершение крещения. Такая практика является вынужденной мерой в случае, когда в общине нет возможности выбрать наставника-мужчину. В 2006 г. на заседании РС ДПЦ было принято решение об организации курсов подготовки наставников. Подобные курсы начали реализовываться и по сей день успешно практикуются в Невской старообрядческой поморской общине в Санкт-Петербурге.
Для того чтобы оказаться в числе слушателей подобных курсов, желающие должны получить направление от Совета своей общины и получить письменное согласие своего духовного отца. Программа курсов состоит из нескольких предметных циклов: церковно-славянский алфавит, история храма и его устройства, история староверия, церковный устав. Также на курсах изучаются обязанности духовного наставника (на службе, требоисполнениях и таинства; по управлению причтом и приходом) [21].
Старообрядцами России и Прибалтики на рубеже ХХ−ХХI вв. был учрежден и зарегистрирован Единый совет Древлеправославной поморской церкви (ЕС ДПЦ), решения которого также влияют на их повседневную жизнь. И в зарубежных центрах старообрядчества не теряет своей значимости наставничество. Согласно уставу Вильнюсской общины, наставник является главой общего собрания членов общины (орган общинного управления), а также контролирует материальную ответственность («подписывает договор») всех лиц, имеющих доступ к материальным ценностям [22]. На сайте общины указаны все наставники литовских общин и размещены их контактные данные [23]. Соответственно каждый желающий может к ним обратиться.
Так как главной задачей старообрядческой церкви является «воспитание молодого поколения в духе веры», то и наставники видят эту задачу как одну из ключевых для себя [24]. При каждом храме или моленном доме в общинах староверов действуют воскресные школы, в которых детей обучают основам своей культуры и истории. Кроме того, в течение последних десяти лет с подачи старообрядческих наставников в России и в зарубежных общинах созданы и успешно функционируют молодежные лагеря (для молодежи 15−30 лет), организуются детские встречи (для детей до 10 лет) и региональные встречи молодежи на базе общинного дома [25].
Безусловно, ощущаются и определенные проблемы, ведь увеличение количества детей в детских группах и уменьшение соответственно их возраста требуют от организаторов привлечения профессиональных воспитателей. Кроме того, ситуация с образованием детей старообрядцев в зарубежных общинах регулируется на уровне государства. Например, для детей эстонских староверов в школе существуют специальные уроки духовной этики. В России подобная практика отсутствует. Но именно благодаря подобным мероприятиям молодые староверы вовлекаются в духовную жизнь общин, а также понимают, каким образом могут привнести собственный вклад в их развитие (разработка и развитие интернет-сайта, написание статей, участие в работах в храме, деятельность по развитию воскресных школ и лагерей и многое другое).
За подготовленностью кандидата в духовные наставники, его нравственным и каноническим соответствием следит специально созданный орган – Духовная комиссия, действующая при Высшем совете церкви (ВСЦ). Все наставники литовских старообрядческих общин являются членами ВСЦ. В Латвии новая редакция устава Древлеправославной поморской церкви Латвии (ДПЦЛ) (принят на Новостроенском соборе в г. Даугавпилсе в 2006 г.) особо оговаривает ведущую роль духовного наставника в общине [26]. В ДПЦЛ как структурные части входят Центральный совет (ЦС) и Духовная комиссия (ДК). При этом большинство участников ЦС и ДК должны быть канонически правильно благословленными духовными наставниками. Одной из основных задач ДК является задача контроля внутренней дисциплины духовных наставников, их помощников и заместителей.
От наставников требуется не только быть достойными с точки зрения общины, но и обладать особыми личностными качествами: независимость в принятии решений, высокая грамотность, чувство ответственности и богатый духовный опыт. Именно за эти качества наставника ценят прихожане.
Часто наставниками в латвийских общинах оказываются молодые люди, достигнувшие весьма существенного духовного роста и владеющие искусством знаменного пения [27]. Молодой возраст наставников напрямую связан с историей страны и почти вековым периодом атеизма. Эту проблему пытаются решать в Рижском гребенщиковском духовном училище, в аудиториях которого получают образование наставники и их помощники [28]. В Эстонии, где с 1995 г. продолжил работу Союз старообрядческих общин, как и в других странах, где проживают старообрядцы, существует угроза утраты собственной идентичности, так как и здесь ощущается нехватка наставников, играющих в общинах ведущую роль [29]. Утрата духовного лидера, который чаще всего является инициатором создания воскресной школы при общине, активно вовлекает прихожан в программы сотрудничества между общинами, может привести в дальнейшем к утрате духовного центра в целом.
Существующие внутри старообрядчества два крупных согласия – поповское и беспоповское – понятие «наставник» также различают. Поповское течение старообрядчества (их еще именуют беглопоповцами) принимало священников, переходивших от православной церкви (так называемых «беглых попов»), а позднее приобрело собственного епископа и церковную иерархию. Согласно уставу РПСЦ, под термином «настоятель» местной религиозной организации церкви понимается «назначенный соответствующим Архиереем, утвержденный Митрополитом и канонически рукоположенный духовный наставник… назначается из числа кандидатов, избранных местными религиозными организациями Церкви» [30]. То есть сегодня именно священники староверов-поповцев – настоятели – осуществляют функции духовных наставников (окормление прихода) и взаимодействуют с мирянами на освященных соборах.
Беспоповцы по-прежнему руководствуются тезисом «о возможности спасения без полноты церковных таинств», практиковавшимся поморцами на протяжении всей истории старообрядчества. После того как на Совещании руководителей центральных органов и общин ДПЦ России, Белоруссии, Латвии и Литвы было принято постановление, согласно которому «поиски благочестивого священства» следует считать «исчерпанными» [31], этот тезис принял значение вероучительной доктрины. У беспоповского согласия наставники совершают таинства (крещение, исповедь) и руководят общинами (управляют приходом, представляют его на соборах и съездах), занимаются обучением прихожан (пишут и произносят послания, проповеди) и наблюдают за нравственной жизнью мирян.
Так как наставник избирается из среды мирян как самый достойный, то он осуществляет не только контроль над духовной жизнью, но и показывает пример того, как должен жить старообрядец. Наставник должен иметь семью, тем самым подавая пример образцовой христианской жизни собственным прихожанам. Своих детей он воспитывает согласно староверческим традициям в уважении и любви. Как правило, наставник, вне зависимости от возраста, стремится к повышению собственного уровня образования (что диктуется жизненными реалиями общины) и мотивирует своих прихожан на дальнейшее обучение.
Безусловно, функциональная роль наставника в старообрядческих общинах в современном мире значительно расширилась. Помимо организации духовной жизни прихожан, наставники реализуют воспитательную функцию (особенно это касается младшего поколения), активно участвуют в формировании образованной личности мирянина, содействуют социализации староверов в окружающей среде, организуют культурный и духовный досуг общины (паломнические поездки, воскресные школы, лагеря, лектории и т. д.) и способствуют продолжению и активизации традиции благотворительности. То есть наставники сегодня задействуют все возможные (в том числе и новые) формы для реализации процесса непрерывного духовного обучения и воспитания прихожан, что «позволяет расширять образовательное пространство староверческих общин и выводить его за пределы политических границ» [20, с. 62].
По отношению к прихожанам наставник представляет различные виды воспитания: духовное, интеллектуальное, эстетическое, этическое, хотя приоритетным направлением, несомненно, является духовное воспитание. Например, наставник Невской старообрядческой общины Санкт-Петербурга В. В. Шамарин, помимо духовного воспитания, осуществляет и интеллектуальное, являясь руководителем духовных курсов при общине. При этом наставник открыт для собственных прихожан и старается отвечать на их запросы (яркий пример — появление групп выходного дня для детей).
За границей (в Прибалтике, странах СНГ, странах Латинской Америки, США) в окружении часто нехристианского или даже нерелигиозного социума для староверов остро стоит вопрос о сохранении конфессиональной и этнической идентичности. И эта задача также оказывается на плечах наставников. Языковая проблема, когда родным становится язык страны проживания, а русский язык постепенно утрачивается, часто приводит к переходу молодежи старообрядческой общины к другой культуре (западноевропейской) и в другую веру (например, католичество, протестантизм) или безверие. Таким образом, они повышают эффективность собственной адаптации в окружающем их социуме. Соответственно за границей у русскоязычных наставников встает вопрос не только в устроении духовной жизни, но и в организации «русского» досуга и быта своих прихожан.
Функциональная роль наставников зависит и от возрастного деления в общине, так как категории «дети — взрослые» по-разному видят собственную жизнь и роль в общине. Молодежи важен яркий пример и авторитет, что и реализуют наставники, приобщая их к старообрядчеству путем организации обучения (конференции, воскресные школы, образовательные программы и курсы) и досуга (старообрядческие молодежные лагеря). Для молодых членов общины наставник является непререкаемым авторитетом, к которому отсылает не только окружение, но и родные.
Взрослые, каждый из которых теоретически тоже может стать наставником (в ситуации беспоповских общин), во главу угла ставят тот же авторитет наставника как руководителя духовной (совершение таинств в молельном доме/храме), экономической (руководство финансами общины) и социальной жизни (обращение при возникновении споров среди членов общины). Также стоит отдельно выделить категорию «пожилые», для которых на первый план выходит именно духовная роль наставника в их жизни.
Как видно из приведенных фактов, старообрядческая традиция наставничества сегодня служит ярким примером непрерывного (открытого) образования в традиционном обществе. Личность наставника сосредотачивает в себе не только функцию духовного лидера, но и воспитателя, и учителя, и даже иногда финансового консультанта, то есть оказывается неким проектировщиком жизненного маршрута для своих прихожан. Безусловно, значимую роль играла и продолжает играть конфессиональная функция наставника. Он остается главным проводником «истинной древлеправославной веры» для староверов, проживающих в окружении иноверцев. Однако в современном мире духовный лидер должен не только реализовывать духовную практику, но и оставаться в центре социальной жизни доверившихся ему людей. Старообрядческие наставники как никто это осознают, ведь от успешности их служения зависит сохранение старообрядчеством собственной «культуры памяти».
В российских и зарубежных старообрядческих общинах роль наставника в моделях обучения остается значительной во всех его видах: формальном (духовные училища), неформальном (духовные курсы в общинах, воскресные школы, лектории) и информальном (детские лагеря, паломнические поездки). На фоне современных реалий, когда разрозненность и малочисленность общин не способствуют организации наставниками жизни прихожан в необходимой старообрядческой традиции, осуществляется взаимодействие этих двух моделей образования (российской и инорегиональной), обмен опытом посредством организации совместных конференций, съездов и молодежных лагерей. При этом целеполагание, задачи, мировоззренческие и ценностные установки у наставников-старообрядцев не претерпели изменений с течением времени. По-прежнему главной их целью является сохранение собственной веры и идентичности, сохранение и передача исторической памяти молодому поколению при помощи в том числе и межличностного механизма социализации. Прихожане, видя в наставнике образец поведения и подражая ему, отождествляют себя со старообрядческой общностью.
Старообрядческая традиция наставничества в течение последних нескольких десятков лет всеми силами способствует реализации данной цели и дает возможность староверам определять себя как особое культурно-историческое сообщество.
Список литературы
- Каталог профессий // Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 12.10.2016).
- Наставник // Толковый словарь Д. Н. Ушакова. URL: http://ushakova-slovar.ru/description/nastavnik/33836 (дата обращения 12.10.2016).
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. 527 с.
- Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. 135 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М., 2005. 176 с.
- Абрамовских Н. В., Казаева Е. Н. Тьюторство: история и современность. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-31.pdf (дата обращения 22.10.2016).
- Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик) и др. М.; Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.
- Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2004. 608 с.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
- Ментор // Толковый словарь Д. Н. Ушакова. URL: http://ushakova-slovar.ru/description/mentor/29435 (дата обращения 15.10.2016).
- Герасименко Н. В. Антоний Великий // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. Т. II. С. 659−664.
- Герасименко Н. В., Орецкая И. А. Иоанн Лествичник // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. Т. XXIV. С. 404−431.
- Архиепископ Михаил (Чуб М. А.) Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии. 1971. № 10. С. 60−75.
- Архимандрит Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. 570 с.
- Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. URL: http://www.semeyskie.ru/en_n.html (дата обращения 11.10.2016).
- Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко Е. М. Беспоповцы // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. IV. 752 с.
- Еремеев П. В. Старообрядческое согласие в контексте теории «воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона (на примере харьковской губернии). URL: https://www.academia.edu/12827183/ (дата обращения 27.10.2016).
- Власова В. В. Институт наставничества у коми старообрядцев-беспоповцев // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2000. С. 181−191.
- Путинцева Ф. М. Политическая роль и тактика сект. URL: http://lib.sale/issledovaniya-politologicheskie/politicheskaya-rol-taktika.html (дата обращения 30.10.2016).
- Кузнецова Н. Ю. Непрерывное религиозное образование в традиционном обществе: опыт староверов России // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2948.
- Курсы подготовки церковнослужителей Древлеправославной Поморской Церкви // Русская вера. URL: http://ruvera.ru/news/kursy_cerkovnoslujiteleiy (дата обращения 18.10.2016).
- Поташенко Г. В. Древлеправославная Поморская Церковь в Литве: 1990−2003 гг. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/Statji/29-10.03_potasenko_rus.pdf (дата обращения 30.10.2016).
- Высший Совет Церкви // Духовные наставники ДПЦ Литвы. URL: http://starover.lt/Default.aspx?Element=ViewArticles&TopicID=42 (дата обращения 17.10.2016).
- Шахов М. О. «Если старообрядческая общественная организация будет создаваться, то будет создаваться гражданами, а не церквами». URL: http://ruvera.ru/articles/shahov_konferencia (дата обращения 31.10.2016).
- «Вера». Молодежный сайт староверов-поморцев. URL: http://verbastarover.wixsite.com/verba (дата обращения 01.11.2016).
- Агеева Е. А. Древлеправославная Поморская Церковь // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. Т. XVI. С. 135−144.
- Официальный сайт Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. URL: http://www.staroverec.lv/drevlepravoslavnaya-pomorskaya-cerkov-latvii (дата обращения 01.11.2016).
- Официальный сайт Гребенщиковского духовного училища. URL: http://www.staroverec.lv/grebenschikovskoe-duhovnoe-uchilische (дата обращения 01.11.2016).
- Варунин П. Г. Об изучении культурного наследия староверов Эстонии и его сохранении. URL: http://www.starover.ee/ru/articles_research.html (дата обращения 27.10.2016).
- Устав РПСЦ // Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. URL: http://rpsc.ru/docs/ustav-rspc/ (дата обращения 01.11.2016).
- Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2002. М., 2002. 223 с.