От редакции // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 3 (15). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3244


Выпуск № 3 (15)

pdf-версия статьи

От редакции

Размещена в сети: 23.09.2016.

From the Editors

Published online on: 09/23/2016.

Поздравляем читателей нашего журнала с началом нового учебного сезона и предлагаем вашему вниманию осенний выпуск журнала «Непрерывное образование: XXI век». Многие из представленных в нем материалов обусловлены широким международным контекстом изучения современного состояния образования.

Дискуссионной для мирового педагогического сообщества является проблема увеличения многообразия образовательного пространства. В этом номере она обсуждается сразу в двух статьях. Автором из Германии выдвигается ряд принципиальных вопросов: наращивание многообразия в системе образования представляет для педагогов угрозу или дает шанс к изменениям? Способно ли образование помочь в решении проблем, связанных с конфликтами и социальным напряжением, порождаемыми многообразием культур, религий, социальных оценок? Могут ли педагоги научить других и сами научиться толерантности во взаимодействии с «иным»? На фоне объективной противоречивости и неоднозначности социально-образовательной ситуации обосновывается необходимость построения метатеории многообразия. Российские ученые связывают становление этой теории с широким философско-педагогическим пониманием инклюзивного образования, многообразием учреждений, обучающих и воспитывающих представителей различных гетерогенных групп, формированием разумной толерантности, выступающей антиподом абсолютной толерантности.

Дальнейшее развитие методологических оснований для формирования трансдисциплинарного взгляда на феномен обучения в течение жизни представлено в свете полиязычного изучения концептосферы непрерывного образования. В дополнение к этому дается подробное обоснование лингво-педагогического подхода к исследованию непрерывного образования в его органической связи с методикой преподавания родного и иностранных языков. В этом номере читатель также найдет продолжение обзора англоязычных международных эмпирических исследований, выполненных по теме «Преподавание в команде», подготовленного швейцарскими коллегами, первая часть которого была опубликована в летнем выпуске 2015 г.

Значительное место по традиции уделено проблеме преемственности в системе современного отечественного образования. Приведены данные эмпирических исследований образовательной самостоятельности современных старшеклассников, составляющей основу для продолжения обучения на дальнейших жизненных этапах. Показана модель обеспечения преемственности в системе дошкольного, начального и среднего образования, прошедшая апробацию на региональном уровне. Дано описание особенностей адаптации первокурсников университета в рамках первой сессии. В контексте парадигмы непрерывного образования интерпретирован историко-педагогический материал, связанный с анализом специфики рабочих факультетов. В одной из статей рассказывается о необычном проекте создания Центра информального непрерывного образования для пожилых людей с целью поддержания и развития у них когнитивных навыков на основе внедрения технологий интерактивного и электронного обучения.

Надеемся, что знакомство с материалом статей позволит нашим читателям расширить свой научно-педагогический лексикон рядом новых понятий: концептосфера непрерывного образования, лингво-педагогический подход, менеджмент разнообразия и др. Желаем интересного чтения и присоединения к обсуждению дискуссионных вопросов.

 

 Редакционная коллегия


Просмотров: 2852; Скачиваний: 570;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3244