Ванхемпинг, Э. «Балтийский вектор» академической мобильности: инновационный дискурс интеллектуальных стажировок русскоговорящей профессуры и молодых исследователей постсоветских стран в Скандинавию // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 2 (14). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3127


Выпуск № 2 (14)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 371.3

«Балтийский вектор» академической мобильности: инновационный дискурс интеллектуальных стажировок русскоговорящей профессуры и молодых исследователей постсоветских стран в Скандинавию

Ванхемпинг Элина
профессор
ректор Скандинавского института академической мобильности
(Сейнайоки, Финляндия)
treningcom@mail.ru
Ключевые слова:
академическая мобильность
интеллектуальные стажировки
постсоветские страны
мировое образовательное пространство.
Аннотация: статья посвящена анализу и описанию инновационной практики организации зарубежных стажировок в условиях перехода к пост-классической модели образования. Автор рассматривает явление академической мобильности в классических и инновационных форматах, анализирует условия доступа к формам международной академической мобильности молодых исследователей и профессорско-преподавательского состава в постсоветских странах. В центре внимания при этом находится феномен «зарубежной стажировки» как особой формы учебного процесса, научно-исследовательской работы и профессионального развития. В качестве специфической трудности, связанной с обучением за рубежом профессорско-преподавательского состава постсоветских стран разных возрастов, выделен языковой барьер как сегрегационный конструкт в развитии международной академической мобильности. В статье анализируются коннотации смыслового и технологического взаимопонимания и взаимодействия в зарубежных профессорских визитах. Академическая мобильность профессуры расценивается как индикатор успешности реформы высшего образования в постсоветских странах. Автор подчеркивает важность построения адресной применимости знаний, сведений, опыта, полученных в ходе международных стажировок на родине стажера. Исследователям международного образовательного пространства и менеджерам системы повышения квалификации будет интересен компаративный анализ институциональных практик академической мобильности в условиях интеграции постсоветских стран в мировое образовательное пространство, а также инновационные формы реализации зарубежных программ стажировок в Скандинавском институте академической мобильности, основанные на техниках постклассической модели образования.
Статья поступила: 05.06.2016; Принята к публикации: 09.06.2016; Размещена в сети: 22.06.2016.

«The Baltic vector» for academic mobility: innovation discourse for the Russian-speaking professorate and young researchers intellectual internship of post-Soviet countries in Scandinavia

Vanhemping Elina
Rector of Scandinavian Institute for Academic Mobility
(Seinajoki, Finland)
treningcom@mail.ru
Keywords:
academic mobility
intellectual internship
post-Soviet countries
world educational space.
Abstract: the article deals with the innovation practice analysis and description of organizing foreign internship in the context of transition to post-classic educational model. The author considers the academic mobility phenomenon both in classic and innovation forms, analyzes the terms of access to the forms of international academic mobility for young researchers and professorate in post-Soviet countries. The author focuses on the phenomenon of «foreign internship» as a special form of the academic activities, research work, and professional development. The language barrier is underlined as a segregation construct in the international academic mobility development for professorate of post-Soviet countries. The connotations of meaningful and technological rapport and interaction in professorate visits are analyzed. The professorate academic mobility is estimated as an indicator of the higher education reform successfulness for the post-Soviet countries. The author highlights the importance of building up the targeted use of knowledge, information, and experience received in the course of International internship in the motherland of an intern. The researchers of the International educational space and managers of the further training system will get interested in comparative analysis of institutional practice for academic mobility under conditions of post-Soviet country integration into the world educational space. They also might be interested in innovation forms realization for foreign internship programs at the Scandinavian Institute for Academic Mobility, based on the techniques of post-classic educational model.
Paper submitted on: 05.06.2016; Accepted on: 09.06.2016; Published online on: 22.06.2016.

 

Современные реформы системы образования в постсоветских и скандинавских странах проходят под флагом ориентации на Болонский процесс и смены парадигмы образовательных моделей в целом. Переход от классической модели образования, ориентированной на массовость, стандартизацию, стабильность, к постклассической модели, базирующейся на индивидуальности, флексибильности и креативности, требует своего практико-ориентированного выражения в качественно новых формах профессиональных коммуникаций в образовательной сфере. Такой шаг детерминирован объективными изменениями в особенностях когнитивных механизмов познания мира в условиях возрастающей глобализации и тотальной информатизации социума.

Одной из форм профессионально-ориентированной интеллектуально-познавательной деятельности, включенной в широкий спектр форм современного высшего и постдипломного образования, является так называемая «зарубежная стажировка». Феномен «зарубежной стажировки» как особой формы учебного процесса, научно-исследовательской работы, профессионального развития является малоизученным с точки зрения оценки его социально-технологических ресурсов. Особенно в части построения должного порога реальной и целесообразной эффективности такого зарубежного визита для «отправляющей» стороны. Такой исследовательский анализ, на наш взгляд, особо актуален в современных условиях смены образовательных моделей, когда происходит коренная ломка стереотипов как профессиональных коммуникаций в цепочке «объект» и «субъект» учебного процесса, так и поведенческих паттернов и коннотаций всей познавательной деятельности в целом.

Опыт показывает, что в отношении профессионалов высшей школы и науки в постсоветских странах, недостаточно владеющих иностранными языками, имеют место некоторая стигматизация и сегрегация в доступе к международным учебно ознакомительным визитам и зарубежным стажировочным программам. Много высококвалифицированных специалистов, подлинных экспертов в сфере научного знания, особенно из представителей «генералитета» науки – «больших докторов» − оказались «вынесены за скобки» международной академической мобильности. В последние годы достаточно очевиден следующий социальный феномен. Бойко говорящие на английском языке (ином иностранном языке) отечественные участники международных научных встреч далеко не всегда могут валидно и достоверно представить информацию ситуации в теории и практике по заявленной проблеме. Автор сам был не раз очевидцем кейсов, в ходе которых на международных англоязычных встречах давалась обыденная, далекая от экспертной оценка ситуации в социальной сфере, сфере защиты детства, работе НКО и т. п. Такие казусы не полезны для развития полноценного академического диалога и взаимопонимания между постсоветским и европейским сообществом в целом.

Но не только языковые барьеры усложняют маршруты взаимопонимания в рамках зарубежных профессорских визитов. Следует обратить внимание, что далеко не все техники и методы зарубежной высшей школы адекватны и применимы в условиях постсоветской университетской практики. Особое место в полезности и эффективности международных стажировочных программ для профессуры и молодых исследователей из стран бывшего СССР имеет наличие подготовленного профессионального «моста» соответствия учебного плана образовательному стандарту специальности по дисциплинам, кредитам, в рамках которого выполняется зарубежная стажировка.

Подготовленные эквиваленты учебных программ позволяют более конструктивно вести переговоры о студенческих обменах, двудипломном образовании по программам бакалавриата и магистратуры для вузов, профессура которых выехала на зарубежную стажировку. Существенное значение имеет понимание требований к выпускным квалификационным работам, магистерским диссертациям. Немаловажное значение имеет сам факт вхождения в инокультурное профессиональное сообщество. Поэтому знакомство с традициями, церемониями, процедурами классических этапов университетской жизни занимает важное место в формировании персонального впечатления о научно-преподавательском сообществе как страны визита в частности, так и европейского научного сообщества в целом. Так, церемонии вручения профессорских дипломов, процедуры защиты докторских (PhD) диссертаций, церемонии вручения дипломов бакалавров и магистров, балы выпускников также позволяют расширить спектр ресурсов международной академической мобильности как маршрутов взаимопонимания и интеграции.

Скандинавский институт академической мобильности1 реализует комплексный социально-ориентированный проект, направленный на повышение доступа молодых исследователей, опытных ученых, преподавателей, производственников, недостаточно владеющих иностранными языками, к перечисленным выше инновационным формам международной академической мобильности в страны Скандинавии с обеспечением фандрайзинового сопровождения визита. Этот социально-ориентированный проект возник и реализуется как устойчивая экспериментальная научно-исследовательская площадка инновационных форматов академической мобильности. Теоретическая парадигма проекта сформирована на основе компаративно-социологического анализа системы высшего социального образования и системы социальной защиты, а также индикаторов социальной защищенности интеллектуалов в постсоветских и Скандинавских странах.

Зарубежные стажировочные программы Скандинавского института академической мобильности, в первую очередь, рассчитаны на целевую группу представителей молодых исследователей и профессорско-преподавательского состава постсоветских вузов с недостаточным знанием английского языка. Эта целевая группа не имеет возможности выехать на учебный визит за границу по традиционным программам международной академической мобильности, требующей высокого уровня языковой подготовки. Международные стажировочные программы Скандинавского института академической мобильности разрабатываются и проводятся на русском языке высококвалифицированными специалистами в сфере постсоветского и зарубежного высшего и постдипломного образования.

Таким образом, социальное значение деятельности Скандинавского института академической мобильности заключается в повышении доступа к международной академической мобильности в Скандинавские страны стигматизированной группе профессионалов науки и высшей школы постсоветского пространства, недостаточно владеющих иностранными языками. Немаловажную роль имеет факт создания новых рабочих мест для русскоговорящих мигрантов интеллектуальных профессий в регионе присутствия институции. Социальное значение деятельности Скандинавского института академической мобильности выражается в продвижении узнаваемости региона присутствия на постсоветском пространстве. Научно-аналитическое и публицистическое информирование об университетах и предприятиях региона присутствия важно на рынке образовательных услуг и в бизнес-сфере суверенных постсоветских стран. Методически инновационным приемом проектов в сфере академической мобильности является построение адресной применимости знаний, сведений, опыта, полученных в ходе международных стажировок на родине стажера из постсоветских стран.

Целевые группы Скандинавского инстиута академической мобильности формируются из студенческого контингента и персонала организаций высшего и среднего специального образования, организаций последипломного образования, производственных и сельскохозяйственные предприятий, организаций системы здравоохранения, социальной сферы, государственных ведомств стран бывшего СССР. Речь идет об организациях, которые заинтересованы в международной стажировке своих сотрудников.

Скандинавский институт академической мобильности располагает необходимыми деловыми контактами с базами стажировок в Западной и Юго-Восточной Финляндии. Успешно ведется развитие деловых контактов с базой практик и стажировок в Стокгольме, в Умеа (Восточная Швеция). Разработчики программ имеют богатый опыт вузовского преподавания и вузовского администрирования, научно-исследовательской и социально-проектной деятельности в постсоветских странах и странах Скандинавии.

Программы академической мобильности (Study visit abroad) Скандинавского института академической мобильности разрабатываются на базе государственных стандартов высшего образования по профилю специальности и с учетом особенностей учебного процесса постсоветской страны – заказчика программы. Программы академической мобильности (Study visit abroad) разрабатываются с обязательным учетом возможностей и актуальности применения скандинавского опыта к опыту постсоветской страны – заказчику программы.

Международная академическая мобильность – это индикатор статуса социальной ответственности и профессиональной репутации вузов, государственных ведомств и производственных компаний. Участие в программах международной академической мобильности демонстрирует степень социальной защищенности и социальных возможностей их реципиентов. Зарубежные стажировки как особые учебно-ознакомительные практики формирования научных кадров имеют давнюю историю и традиции в отечественном научно-образовательном пространстве. Знакомство с культурой, наукой и образом жизни современных развитых стран мира стало существенным компонентом современной подготовки научных кадров в постсоветских странах, вступивших в болонский процесс. В частности, лидер реформ на постсоветском пространстве Казахстан выделяет крупные средства на финансирование из государственного бюджета зарубежных научных стажировок молодых ученых.

В процессе развития кадрового потенциала страны важную роль может сыграть изучение международного опыта. В этом отношении интеллектуальные стажировки профессуры и молодых исследователей в страны Балтийского региона и Скандинавии могут иметь полезный и эффективный результат. Остановимся на возможностях изучения опыта работы зарубежных коллег в таких странах балтийского региона, как Эстония, Финляндия, Швеция. Начнем с возможностей Эстонии. Эстония находилась несколько десятилетий в составе СССР. Ее этнокультурные особенности и национальный менталитет, безусловно, имеют свою уникальность. Но контекст стажировочных программ ориентирован на выявление не специфичного, а общего, т. е. тех практик, которые могут быть эффективно применимы к постсоветской специфике хозяйствования и производства, образования и здравоохранения. В частности, обращение к эстонскому опыту как в сфере обучения персонала, так и в сфере организации производства в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, логистика. Так же в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Обращение к эстонскому опыту в сфере бизнеса, в сфере государственного и муниципального управления, особенно в малых городах и сельской местности, может стать полезной школой повышения компетентностного уровня профессионалов от науки и практики из постсоветских стран.

Традиции высшего образования Эстонии, научные школы широко известны во всем мире. Эстония имеет прочный опыт работы в условиях болонского процесса. Поэтому изучение особенностей подготовки бакалавров, магистров, докторантов PhD в эстонских вузах сможет помочь преподавателям из постсоветских стран евразийского региона лучше понять особенности учебного процесса в условиях болонского процесса. Организационным бонусом стажировочного тура в Эстонию является возможность общения на русском языке в тех случаях, когда уровень знания английского языка стажера недостаточен.

В разработке стажировочных программ для преподавательского состава любого уровня образовательных институций важно учитывать то, что пользователи этих программ обучались и преподавали в условиях классической системы образования, которая была ориентирована на массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и итоговое получение пакета конкретных знаний. Это сформировало мощные стереотипы, которые провоцируют появление индикаторов профессиональной деформации, а в ряде случаев формируют психологический барьер отчуждения к предлагаемым на стажировке методикам, явное или скрытое недоверие, определенный скепсис к изучаемой в процессе стажировки технологии или управленческой практике.

У ряда преподавателей, прошедших через горнило советской школы в качестве сначала учеников, потом – учителей, профессоров, существует мощный стереотип: «Да у нас все это и так есть, мы все это знаем» и т. п. На фоне такого подхода сложно понять, а главное – применить на родине техники пост-классической системы образования. Ее ценности альтернативны классической образовательной модели.

Постклассическая система образования ориентирована не на массовость, а на индивидуальность, исходит не из стабильности информации, знаний, методик, а из аксиомы о том, что в современном быстроменяющемся мире знания весьма неустойчивы и флексибильны. Традиционализму классической модели образования на смену пришло творчество. «Нормативность» заменена «неповторимостью». В постклассической модели, вместо «завершенности» осуществляется ориентир на «непрерывность». Если в классической модели цель обучения состоит в том, что преподаватель должен был выдать ученику, студенту пакет знаний, то в постклассической системе акценты делаются на ином. А именно – на самоцели слушателя, получающего в результате обучения собственные компетенции и самостоятельность.

Поэтому в новом стратегическом тренде инновационных форматов академической мобильности от Скандинавского института академической мобильности (Финляндия, г. Сейнайоки) реализуются стажировочные программы для педагогов средних школ, преподавателей вузов, молодых исследователей и опытных ученых, которые ориентированы на цели и ценности именно пост-классической, кредитно-модульной системы образования.

Для того чтобы понять специфику реформирования и модернизации образования от классической модели к постклассической, имеющих широкое хождение в зоне болонского процесса, важно представлять, каков должен быть конечный продукт. «Как выглядят» образовательные коммуникации между обучаемым пользователем и обучающим провайдером? Что получает обучающийся «субъект» «на выходе» в условиях постклассической модели современного мирового образования?

Именно поэтому важны инновационные по содержанию стажировки ознакомительно исследовательского характера в зарубежные вузы, школы, организации, на предприятия, направленные на уяснение специфики и технологий именно пост-классической модели образования на практике. Изучение опыта образовательных практик в прибалтийских странах, также стартовавших из советского опыта, может стать новым этапом в профессиональной личной биографии современного специалиста сферы высшего образования и науки постсоветских стран.

Не меньшее значение приобретают профессиональные стажировки для «производственников», для специалистов-практиков с опытом работы. Особое место в развитии стажировочных программ занимают визиты на предприятия, в промышленные компании, в больницы, муниципальные организации. Цель визита – знакомство и изучение продвинутого зарубежного опыта практической работы в рамках своих профессий и специальностей. Но, поскольку в данном материале речь идет о профессиях, связанных со сферой образования, мы особо остановимся на стажировочных программах профессионального развития для этой целевой группы.

Введение нового тренда в деятельности Скандинавского института академической мобильности, направленного на развитие стажировок для широкого спектра специалистов с опытом работы, включая профессорско-преподавательский состав вузов и учителей школ, позволит создать в «отправляющей стороне» качественно новое профессиональное педагогическое сообщество. Его конкурентное преимущество – владение четким представлением о том образе, «продукте», который должен стать результатом процесса реформирования и модернизации образования на родине. Но международная стажировка – это не развлекательная экскурсия за границу. Для нее необходимо готовить стажера «до» и с ним необходимо работать «после». Именно в таких условиях можно обеспечить необходимую, затребованную данной программой эффективность и качество как самой стажировки, так и ее лонгитюдной эффективности в степени «отдачи» на родине.

Опыт организации и проведения стажировок, основанных на техниках постклассической модели образования, накоплен Скандинавским институтом академической мобильности в течение многолетней международной работы в сфере высшего образования его ведущих специалистов и топ-менеджеров. Разработка и внедрение инновационных стажировочных практик осуществляется в научном сотрудничестве с видными финскими учеными и университетскими центрами Финляндии. Научно-исследовательская и практико-ориентированная траектории инновационных стажировок от Скандинавского института академической мобильности устойчиво проложены через Западную Финляндию. Университеты остроботнийских городов Сейнайоки, Вааса являются академической базой инновациоонных стажировок. Многие профессора финских университетов являются центральными фигурами научной экспертизы и исследовательского взаимодействия стажировочных исследовательских активитетов. Ведущими супервайзерами практико-ориентированных стажировок выступают агентство развития региона Сейнайоки в лице г-на Йоуни Пеккала, центр обучения взрослых г. Вааса в лице г-на Юха Туомикоски, Депратмент глобального развития образования университета прикладных наук Сейнайоки в лице г-жи Хэйли Китинойя.

Наиболее уместно в данном контексте краткое описание нового тренда в деятельности названных выше социально-ориентированных стажировочных форматов, именуемого «Study Visit Abroad». Инновативность «Study Visit Abroad» как развивающих практик профессиональных ознакомительных стажировок от Скандинавского института академической мобильности основана на особенностях качественных техник визуального анализа социальной повседневности. На основе формирования компетентностей в сфере «социологической оптики» визуального анализа осуществляется аттрактивное и интерактивное погружение стажера в повседневность скандинавской модели социального благополучия. Все это осуществляется с учетом методологических техник и методических приемов постклассической образовательной модели. Стажер Скандинавского инситута академической мобильности проходит три фазы программы.

Первая фаза. Предварительная интерактивная подготовка стажера (превенция адаптационных коммуникативных сбоев).

Вторая фаза. Непосредственный визит «на место» – промышленное предприятие, учреждение образования, здравоохранения или социальной сферы.

Третья фаза. Рефлексия визита и анализ возможностей применения полученного опыта на родине.

Во все фазы стажировки включена программа перипатетического коучинга, направленного на формирование социально-психологического комфорта стажера и эффективного раскрытия его креативного ресурса.

Целевые визиты стажировок формата «Study Visit Abroad» осуществляются в вузы, школы, организации здравоохранения, предприятия промышленного и сельскохозяйственного назначения, муниципальные органы малых городов Эстонии, Финляндии, Швеции, Норвегии.

Исследовательские, учебно-ознакомительные и профессиональные стажировки для «учительской группы», для профессорско-преподавательского состава вузов от Скандинавского института академической мобильности имеют свою специфику. Во-первых, такие стажировки направлены на коррекцию технологических стереотипов взаимодействия обучаемого и обучающего в соответствии с запросами постклассической модели образования. Во-вторых, в их ходе осуществляется профилактика профессиональной деформации стажера. В-третьих, происходит процесс построения персональной модели применимости результатов зарубежной программы академической мобильности стажера к условиям его учебной и профессиональной деятельности на родине.

Малая Финляндия, как и большинство малых городов Европы, предоставляет высококачественные образовательные, медицинские, социальные услуги. Лицо страны – это «малый город» и сельская местность. Для Скандинавии, а особенно Финляндии, особенностью социально урбанистического ландшафта является отсутствие различий между качеством любых видов товаров и услуг в мегаполисе, малом городе, деревне. Поэтому, на наш взгляд, стажировочные программы для специалистов из постсоветских государств евразийского региона могут быть преимущественно полезны при их осуществлении в «малой стране». т. е. в малых городах Скандинавских и прибалтийских стран и, в частности, в Финляндии и Эстонии.

Почему именно Финляндии? Опыт реформ в системе финляндского образования, в социальной сфере, в сельском хозяйстве чрезвычайно полезен для изучения и адаптации в евразийских странах постсоветского пространства. Существует определенная схожесть в малой заселенности ряда регионов этих стран, их удаленности от центра, сельскохозяйственной доминате в ряде регионов. В Финляндии безопасно. По статистике, правовые нормы и нормы безопасности в Финляндии лучше, чем в других странах. Финляндия, наряду с Данией, Швецией, Норвегией, традиционно входит в пятерку самых успешных стран мира. В силу этого стажировочные практики и докторские программы на площадках предприятий и вузов максимально безопасных малых городов Финляндии могут быть полезны и эффективны для представителей многих постсоветских стран евразийского региона. Атмосфера комфорта и безопасности «малого города» Финляндии важна для минимализации культурного шока «входа» и «выхода», сглаживания иных психологических, организационных и бытовых проблем периода адаптации к «принимающей» стране.

Отдача от стажировки и мастерских программы в определенной степени зависит от «географии» вуза или иной стажировочной площадки – мегаполис или «малый город». Роль социального и урбанистического окружения существенно отражается не только на психолого-социальном самочувствии обучаемого, но и на качестве исходного продукта обучения, стажировки, степени адекватности прикладного проекта к условиям на родине. Стажер обязательно должен получить собственное представление, собственный опыт погружения в социальную повседневность «малой страны», провинции, сельской местности. В этом плане более полезны стажировки в Финляндии не в крупных городах, подобных Хельсинки, Турку, Тампере, а в малых городах, естественно включенных в сельскую инфраструктуру скандинавского порядка, основательности и уникальной безопасности.

Под стратегию адекватного отбора на магистерские программы Скандинавский институт академической мобильности может инициировать для бакалавров-двудипломников и участников обменных студенческих программ конкурсы прикладных проектов, полезных стране, конкретному региону: «Наша родина – наш регион», «Малая родина в развитии регионов», «Малая родина: развитие села». Но все очень четко, конкретно и адресно. Актуальны вузовские обменные программы на бакалавриат по сельскому хозяйству, социальной работе, строительству и иным специальностям, востребованным в «малом» комьюнити, в провинции.

Между вузами Финляндии, расположенными в «rural area» и малых городах, высшими учебными заведениями из постсоветских стран евразийского региона могут заключаться международные договоры о двудипломном образовании и студенческих обменах. Скандинавский институт академической мобильности помогает в составлении «порталов» эквивалентности по имеющимся стандартам учебного процесса между заинтерсованными сторонами в Скандинавии и в тех странах постсоветского пространства, где обучение ведется и на русском языке.

Бакалавр обучается и в своем вузе на родине, и в «малой Финляндии». Формируется прикладной адресный проект. Два года работает бакалавр по специальности у себя на родине, а затем едет в магистратуру в «малую» Финляндию. Это – университеты прикладных наук, академические университеты в Сейнайоки, Вааса, Умеа. Таким образом, достигается преемственность и непрерывность его академической мобильности образования с учетом проблем «малого» региона на своей родине на всех ступенях обучения, включая и краткосрочные стажировки.

Развитие тренда производственных стажировок актуализирует изучение скандинавского опыта работы профессионалов в самых различных сферах: производство, сельское хозяйство, силовые ведомства, здравоохранение, строительство, образование. Безусловны интерес и полезность обращения к изучению опыта субъектов профессионального пространства стран Балтии и Скандинавии.

Скандинавский институт академической мобильности реализует стажировочные программы нового поколения для молодых исследователей и профессионалов с опытом работы из стран СНГ в Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии. Возможно участие в программе стажеров с невысокой языковой подготовкой. Это позволяет не только расширить целевую группу участников зарубежных стажировок из постсоветских стран, но и повышает «коэффициент полезного действия» таких зарубежных стажировок.

Особую платформу для повышения эффективности зарубежных визитов составляют инновационные форматы академической мобильности. Визуально-аналитическое погружение стажеров в социальную повседневность скандинавской реальности с последующей рефлексией полученных ими впечатлений и компаративистикой собственного профессионального опыта имеет на практике высокие показатели результативности и лонгитюдно ориентированный экзистенциальный эффект. Полученные в нашем опыте конкретные данные являются темой для отдельного рассмотрения.

 

Список литературы

  1. Ванхемпинг Э. Г. Стратегии будущего. «Болашак» как социальная инновация Казахстана. Инновационные практики Академической мобильности в постсоветских странах // Сборник научных статей КазАТИСО. Алматы, 2014.
  2. Spector M., Kitsuse J. Constructing Social Problems // Cummings Series in Contemporary Sociology. Cummings Publishing Company. Menlo Park, California, Reading, Massachusetts London; Amsterdam; Don Mills; Ontario; Sidney, 1977. 184 p.
  3. Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2015. 668 с.
  4. Симонова Т. М. Социальные проблемы в социологии и социальной работе: определение, анализ, решение. СПб.: Роза мира, 2005. 241 с.

 

 




Просмотров: 4317; Скачиваний: 1065;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3127