От редакции // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 4 (16). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3347


Выпуск № 4 (16)

pdf-версия статьи

От редакции

Размещена в сети: 20.12.2016.

From the Editors

Published online on: 20.12.2016.

Шестнадцатым выпуском завершается четвертый год издания журнала «Непрерывное образование» в рамках Программы стратегического развития на 2012–2016 гг. университетского комплекса ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера. Можно подвести некоторые итоги. За это время опубликованы статьи авторов из 17 регионов России и 19 стран мира: Австралии, Австрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Голландии, Израиля, Испании, Канады, Латвии, Польши, Сингапура, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции, Швейцарии, Эстонии. Журнал включен в базы РИНЦ, ERIH PLUS, зарегистрирован в системе Digital Object Identifier. Дважды проходила презентация нашего издания на международных конгрессах (Витебск – 2014, Хильдесхайм – 2016). Журнал «Непрерывное образование: XXI век» входит в первую двадцатку педагогических изданий, зарегистрированных в e-library, по таким показателям, как 2-летний импакт-фактор (1, 500) и пятилетний импакт-фактор (1, 122). В электронном читальном зале периодически размещаются ссылки на издания Петрозаводского государственного университета, связанные с изучением и реализацией вариативных форм непрерывного образования. Ссылками на понравившиеся публикации можно делиться в сетях Facebook, Twitter, ВКонтакте.

Какие новые материалы найдет читатель в декабрьском номере журнала? Одна из ключевых тем − вопрос качества подготовки кадров для российской системы образования. В декабрьском номере на примере подготовки специалистов «помогающих» профессий представлен полидисциплинарный подход к обоснованию теоретико-методических основ квалитативного управления непрерывным профессиональным образованием. На его основе предлагается комплекс условий, принципов, дидактических и социально-педагогических механизмов, способных обеспечить эффективность профессионально-личностного развития специалистов социономического профиля в системе «колледж – вуз – постдипломное образование». Состояние повышения квалификации работников дошкольного образования проанализировано на примере Центрального федерального округа с позиций направлений и полноты предоставления услуг в соответствии с нормативными требованиями, ключевыми тенденциями и запросами развития современной сферы дошкольного образования.

Значительное место в этом выпуске уделено педагогическому потенциалу использования дистанционных образовательных технологий и сетевых электронных ресурсов. Авторами статей затрагиваются различные его аспекты, начиная от методики и кончая методологией. В частности, предложена методика организации сетевого обучения студентов-заочников инженерного вуза на основе сетевого образовательного модуля, спроектированного на платформе электронного обучения Blackboard. Дана оценка эффективности использования сетевого образовательного модуля при подготовке бакалавров и специалистов различных направлений в процессе изучения дисциплины «Психология». Интересной представляется оценка интернет-сообществ как ресурса, открытого для свободного самообразования, самореализации и самовыражения личности. На примере работы женского интернет-форума как пространства информального образования показана возможность получения личностно- и социально значимых образовательных результатов. Наряду с этим автор одной из статей предупреждает о некоторых негативных сторонах использования электронных средств обучения, сопряженных с рисками реализации таких классических дидактических принципов, как научность, доступность, осознанность и активность.

Еще один важный вопрос – новое качество отношений, которые складываются сегодня в рамках научно-образовательных процессов. В частности, актуализируется степень личностного знания и практической роли личных контактов в научной деятельности и образовании. В статье немецких коллег подробно рассмотрены педагогические аспекты социальной концепции «обмена дарами» как перспективной модели межличностных отношений в условиях экономизации сферы образования и педагогической подготовки. Показано социально-педагогическое назначение курса «Обучение социальному служению», получающего распространение в целом ряде стран. В определенной степени к тематике построения особого типа педагогических отношений примыкает тема наставничества, которая развивается на примере старообрядческой традиции. Симптоматично, что исследовательской базой при этом служит контент официальных сайтов старообрядческих согласий России и стран ближнего зарубежья; это еще раз подтверждает факт проникновения электронных средств во все сферы жизни современного общества.

В материалах раздела «Современный лексикон непрерывного образования» сравнительный анализ понятий электронное, кооперативное, коллаборативное, смешанное, инверсивное обучение сопровождается рассуждениями французского исследователя о правомерности отнесения их к образовательным инновациям.

 

***

Желаем интересного чтения и благодарим отечественных и зарубежных авторов, рецензентов и читателей, которые сотрудничали с журналом эти четыре года, способствуя инновационному развитию тематики непрерывного образования.

Счастливого Рождества и Нового года!

В наступающем 2017 г. пусть всем сопутствуют Мир, Доброта, Творчество и Удача!

 

 

 Редакционная коллегия

 


Просмотров: 2916; Скачиваний: 681;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3347