Рулиене, Л. Н. Развитие и сохранение когнитивных навыков людей «лучшего возраста» как цель непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 3 (15). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3209


Выпуск № 3 (15)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.015.31

Развитие и сохранение когнитивных навыков людей «лучшего возраста» как цель непрерывного образования

Рулиене Любовь Нимажаповна
доктор педагогических наук, доцент
профессор кафедры общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета, почетный работник ВПО РФ, иностранный член Академии педагогических наук Казахстана
(Улан-Удэ, Россия)
ruliene@bsu.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
обучение пожилых людей
когнитивные навыки
технологии интерактивного и электронного обучения.
Аннотация: в публикации обсуждается проблема сохранения и развития когнитивных навыков пожилых людей как социально-педагогическая проблема и предмет непрерывного образования. Автор считает, что эту проблему необходимо решать комплексно, с помощью гуманитарных медицинских и педагогических технологий в условиях смешанного обучения. В статье представлен проект по созданию Центра информального непрерывного образования людей «лучшего возраста» в целях обеспечения качественной жизни путем развития их ко-гнитивных навыков на основе внедрения технологий интерактивного и электронного обучения. Термином «люди лучшего / прекрасного возраста» (англ. – best agers) названы люди старше 50−55 лет, продолжающие работать и / или активно участвовать в общественной деятельности. Проект предполагает разработку программ и методики курсов самообразования, организацию обучения, создание школы памяти. Современным инструментом реализации проекта является портал, в котором воплощены идеи приборной доски, интерактивного путеводителя, настраивания и ведения профиля пользователя, игрового поля, карты мира, построения сообществ, телепорта. Проект позволит создать современную комфортную среду для общения и образования пожилых людей, внедрить такие инновационные формы социального обслуживания населения, как: техника понимающего общения, мобильные приложения, мобильные технологии, терапевтические технологии, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Планируется также подготовка тренеров, готовых работать в школе памяти со своими сверстниками, утратившими когнитивные способности. Статья представляет интерес для специалистов в области андрагогики, геронтагогики, а также социальных работников.
Статья поступила: 09.06.2016; Принята к публикации: 31.08.2016; Размещена в сети: 23.09.2016.

Development and retention of cognitive skills for the people of the best age as a goal of lifelong learning

Ruliene Lubov
Doctor of Pedagogical Sc.
Associate Professor at the Chair of General Pedagogy, Pedagogical Institute of Buryatsky State University, Honorable Worker of Higher Pedagogical Education of the Russian Federation, Foreign Member of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan
(Ulan-Ude)
ruliene@bsu.ru
Keywords:
lifelong learning
elderly people
cognitive skills
interactive technology
e-learning.
Abstract: in the publication the problem of retention of cognitive skills as a sign of qualitative life of elderly people is discussed. The author considers that this social problem needs to be solved in a complex way, by means of humanitarian medical and pedagogical technologies under the conditions of the mixed training. The project on creation of the Center of Informal Lifelong Learning for People of the Best Age as means of improvement of the quality of life of elderly people through the development of their cognitive skills on the basis of introduction of technologies of interactive and electronic training is presented in the article. The project is aimed at the development of the syllabus and methods for self-education, organization of the teaching process, and creation of the School of Memory. The web-portal is a modern tool of the project accomplishment in which the ideas of a control panel, the interactive guide, tuning and maintaining a profile of the user, the game field, the world map, community building, and the teleport are embodied. The project will allow us to create the modern comfortable environment for communication and learning for elderly people, introduce innovative forms of social service of the population, and they are: technique of the understanding communication, mobile applications, mobile technologies, therapeutic technologies, interactive technologies, information and communication technologies. The training of special professionals ready to work in the School of Memory with their peers, deprived of the cognitive abilities is being planned. The article might be of interest for professionals working in the area of andragogy, gerontogogy, and social workers.
Paper submitted on: 06/09/2016; Accepted on: 08/31/2016; Published online on: 09/23/2016.

Современный мир становится все более хрупким и не только в плане экономической и политической сфер жизнедеятельности человека. В данной публикации мы остановимся на проблеме повышения качества жизни людей «лучшего возраста» средствами образования. Используя термин «люди лучшего / прекрасного возраста» (англ. – best agers), мы относим к ним лиц старше 50−55 лет, продолжающих работать и / или активно участвовать в общественной деятельности. В России традиционно используются термины «третий возраст», «пожилые люди». Полагаем, что в современном российском обществе, когда каждый третий гражданин РФ находится в пенсионном возрасте (более 28 % общей численности населения), сохраняя при этом трудоспособность, будет правильным использовать международную терминологию. Другие обозначения этой возрастной категории встречаются реже (Generation Gold, Generation 50plus, Silver Ager, Golden Ager, Third Ager, Mid-Ager, Master Consumer, Mature Consumer, Senior Citizens, «over 50s»), но также отражают позитивный смысл данного возраста: золотое поколение, поколение 50+, серебряный возраст, золотой возраст, третий возраст, середина возраста, основной потребитель, зрелый потребитель, представитель старшего поколения, «те, кому за 50».

В регионе Балтийского моря функционирует проект «Люди лучшего возраста»1, в рамках которого разрабатываются программы обучения наставников, тренеров, тьюторов для различных профессий из числа людей, вышедших на пенсию. В рамках проекта решаются задачи: исследовать креативные стратегии управления возрастом, разработать методы участия людей лучшего возраста в инновационной и предпринимательской деятельности молодежи, создать ассоциации экспертов и волонтеров из представителей старшего поколения, оценить потенциальные возможности использования опыта людей лучшего возраста, разработать план обучения людей лучшего возраста и т. д.

Интерес к этой возрастной группе в последнее время проявляют специалисты по маркетингу и рекламе, т. к. они становятся надежными и состоятельными клиентами с высокими запросами [15]. Например, российские банки стали охотнее выдавать кредиты пенсионерам – с апреля 2014 г. до апреля 2016 г. доля займов, предоставленных гражданам старше 50 лет, выросла с 23,1 % до 26,3 % от общего числа розничных заемщиков [19]. Высок потенциал российских пенсионеров в развитии малого бизнеса [24], в котором востребованы их опыт и квалификация.

Как мы видим, люди лучшего возраста могут и должны быть активно представлены в системе образования. Образование в современном обществе следует рассматривать как государственную, общественную, личностную ценность. В понятие «ценность» мы вкладываем следующие смыслы: ценности − это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не фактичности [13, с. 45], главным признаком ценности является ее благотворное влияние на человека. Личностная ценность образования определяется тем, что приближает человека к идеалу (карьеры, счастья), работает на будущее [16, с. 18]. Общественная ценность образования состоит в том, что образование позволяет человеку развивать жизненный опыт, расширять и углублять образ окружающего мира и свой внутренний образ, оценивать свое место и свою роль в мире, обществе. В этом ключе процесс образования представляет собой исследование [1, с. 126], а любое исследование – это всегда творческий и инновационный процесс. Поэтому образовательная деятельность всегда инновационна, продуктивна для обучающегося, постоянно, от часа к часу, изо дня в день направлена на освоение нового жизненного опыта [14, с. 119]. Государственная ценность образования определяется необходимостью совершенствования человеческого капитала. Как принято говорить сегодня, государство с помощью образования инвестирует в человеческий капитал [3, с. 97] знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культуру труда. Обозначенные выше личная, общественная и государственная ценности образования соотносятся с ценностью самой жизни. Если образование не улучшает жизнь человека, то не имеет ценности.

В современном мире ценность жизни определяется ее безопасностью, устойчивым развитием мирового сообщества как нового, социоприродного типа развития, при котором глобальные цивилизационные процессы принимают биосферосовместимую и безопасную форму [27]. Глобальное устойчивое развитие требует совместного решения социально-экономических, политических и экологических проблем, минимизации рисков и последствий техногенных катастроф, разработки концепций и технологий выживания. Для решения проблемы выживания человечества необходимо искать императивы устойчивости различных систем (планеты, страны, региона, сообщества, человека) перед внешними воздействиями. Достижение индивидуальной устойчивости к глобальным потрясениям возможно в том числе в процессе образования, и от того, каким будут ценности образования, во многом зависит судьба современной цивилизации.

То есть речь идет о том, как обеспечить гуманитарность образования. В контексте заявленной темы гуманитарность предполагает уважение к старшему поколению, пожилым людям. По мнению К. Кроо [9], гуманитарность − это человечность, умение не только держать в памяти культурные тексты, но и хорошо интерпретировать их, формировать гуманитарную эрудицию, иначе наступит ментальный, душевный кризис всего человечества. В контексте заявленной темы гуманитарность в том числе предполагает уважение к старшему поколению, людям пожилого возраста. Не случайно одним из актуальных направлений гуманитарных исследований является развитие геронтообразования: педагогическая поддержка людей пожилого возраста [6], разработка специальных технологий обучения взрослых [11; 22] и др. Геронтообразование рассматривается как модель проживания старости [17], способ интеграции пожилых людей в информационное общество [4], условие участия пожилых людей в публичной политике [25], форма социальной поддержки и социальной адаптации людей старшего возраста [21; 26].

Для многих граждан пожилого возраста прекращение или ограничение трудовой деятельности влечет за собой многие негативные последствия: потеря профессиональных контактов, социальная изоляция, одиночество и др. Все это может способствовать снижению качества жизни, возникновению депрессии и, как результат, ускорению процессов старения и снижению продолжительности жизни. Для профилактики перечисленных выше негативных последствий выхода на пенсию необходимо вооружить пожилых людей новыми знаниями и умениями, позволяющими комфортно жить и работать в новых социальных ролях. Среди них:

-     правовые знания (наследование, дарение, составление завещания);

-     медицинские (правильное питание и активный отдых), экономические (навыки ведения бюджета);

-     экологические (качество продуктов и воды, утилизация отходов);

-     психологические (взаимоотношения с другими поколениями) [2];

-     философские и религиозные (о смысле жизни и вере в Бога);

-     практические знания (сад, огород, кулинария, компьютер, игры с детьми, рукоделие, живопись, написание мемуаров);

-     досуговые знания (история, краеведение, языки, политика, литература, архитектура, путешествия, коллекционирование);

-     гражданские знания (защита своих интересов, участие в общественной жизни).

Для этого требуется создание системы образования пожилых людей. В России, как и во всем мире, пожилые люди становятся самой быстрорастущей возрастной группой: к началу 2015 г. численность пенсионеров составила 41,3 млн. человек2. Поэтому одной из важнейших проблем российского общества является обеспечение качества жизни пенсионеров. В соответствии с исследованиями, проведенными организацией HelpAge International [18], Россия занимает 65-е место в рейтинге стран мира по показателю качества жизни (Global AgeWath Index = 41.8). Известно, что качество жизни определяют два вида индикаторов: объективные и субъективные. К субъективным индикаторам качества жизни относятся когнитивные показатели, связанные с оценкой удовлетворенности различными сферами жизни, в том числе духовными (интеллектуальными) потребностями. Качественная жизнь – это жизнь в здравии ума и тела, в т. ч. сохранение когнитивных навыков. Между тем в современном мире насчитывается 47,5 миллиона людей с деменцией3, по прогнозам ВОЗ [5], общее число людей с деменцией составит 75,6 миллиона человек в 2030 г. и почти утроится к 2050 г. составив 135,5 миллиона.

Педагогическому и академическому сообществу необходимо не только участвовать в том, чтобы помочь людям старшего поколения, испытывающим когнитивные расстройства, связанные с потерей памяти и мышления. Организаторам информационно-образовательного процесса предстоит решать проблему разработки проектов для обслуживания людей пенсионного возраста. Один из путей решения этой проблемы мы видим в применении технологий электронного / дистанционного обучения в неформальном и информальном образовании. Образование призвано повышать качество жизни людей пожилого / лучшего возраста. Как уже было отмечено, значимым признаком качественной жизни является развитие и сохранение когнитивных навыков и профилактика деменции. Когнитивные навыки предполагают наличие когнитивных способностей [12] воспринимать знание и информацию, прорабатывать их (память, речь, ориентация, внимание, способность решать проблемы и формировать понятия, рассуждение, счет, чтение и письмо, планирование). Для людей старшего возраста актуальны такие когнитивные способности, как кратковременная слуховая память, контекстная память, фокусировка внимания, зрительно-моторная координация, наименование объектов, узнавание, переключение внимания и др.

С возрастом у людей все чаще наблюдается дефицит когнитивных функций, в результате которого происходит снижение концентрации внимания и скорости реакции, избыточная отвлекаемость, нарушение памяти, профессиональная или социально-бытовая дезадаптация [7]. В большинстве случаев после более или менее длительного относительно благополучного состояния у них развивается полная клиническая картина деменции [8]. Эту социальную проблему необходимо решать комплексно, с помощью гуманитарных медицинских и социально-педагогических технологий в условиях смешанного обучения, в котором представлены преимущества традиционного академического обучения (устная форма изложения материала, «живое» эмоционально наполненное взаимодействие, общение «лицом к лицу») и инновационного обучения (поисковые, исследовательские, игровые, дискуссионные, интерактивные технологии и тренинги) в условиях аудиторного и электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Одним из средств развития и сохранения когнитивных навыков людей лучшего возраста может стать проект «Развитие и сохранение когнитивных навыков людей лучшего возраста», разработанный в Бурятском государственном университете (БГУ), получивший поддержку на Конкурсе грантов БГУ (2016 г., направление – гуманитарные науки). Данный проект направлен на удовлетворение интеллектуальных потребностей пожилых людей и профилактику деменции. Как отмечают специалисты [23], у пожилых людей в интеллектуальной сфере появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлении к различным непредвиденным обстоятельствам. Поэтому они нуждаются в активном взаимодействии в социальной и практической сферах, расширении социальных контактов, поддержке. В таком возрасте снижаются быстрота и точность обработки информации, но способность пользоваться информацией остается прежней. Учитывая это, необходимо предлагать различные культурно-образовательные программы для людей лучшего возраста.

В этой связи социально востребованной является цель проекта − создание Центра информального непрерывного образования людей лучшего возраста как средства повышения качества жизни пожилых людей, развития их когнитивных навыков на основе внедрения технологий интерактивного и электронного обучения. Проект основывается на следующих идеях:

-     использование информационно-коммуникационных технологий позволит создать мобильную комфортную среду для общения и образования пожилых людей; развитие информационной культуры старших поколений и преодоление информационного неравенства и социально-культурной исключенности пожилых граждан позволят повысить уровень социальной активности и сформировать новый статус пожилого человека (принадлежность к «людям лучшего возраста»);

-     обретение нового статуса позволит пенсионерам успешно адаптироваться к современным условиям жизни;

-     вовлечение людей лучшего возраста в информационное пространство позволит использовать их опыт и компетенции в воспитании и обучении подрастающего поколения и т. д.

В ходе реализации проекта планируется:

-     организовать курсы «Развитие когнитивных навыков людей лучшего возраста», способствующие поддержанию способности к самообразованию;

-     разработать портал электронных ресурсов для самообразования и для тренировки когнитивных навыков людей лучшего возраста;

-     сформировать электронную социальную сеть людей лучшего возраста;

-     апробировать методы обучения пожилых граждан (мемуаристика, изучение языков на основе ИКТ-технологий и т. д.);

-     создать медико-педагогическую школу памяти, в которой по рекомендации врача-невролога будут проводиться занятия с пациентами, страдающими легкой или умеренной деменцией (деградация профессиональных навыков, снижение социальной активности, отказ от досуга и увлечений, нежелание оставаться наедине с собой, утрачивание навыков использования техники и приборов и др.).

Реализация проекта предполагает: а) приобретение компьютерного оборудования, учебников и учебно-наглядных пособий; б) оборудование офиса Центра; в) повышение квалификации преподавателей Центра; г) создание электронных курсов и проведение онлайн-занятий (оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения, приобретение электронных образовательных ресурсов). В ходе реализации проекта будут:

-     разработаны программы и методики курсов самообразования, тренингов, методический кейс преподавателей-тренеров;

-     подготовлен компьютерный класс с выходом в Интернет (на 10 чел.) на базе Бурятского государственного университета;

-     сформирована команда тренеров для школы памяти из числа слушателей курсов самообразования «Развитие когнитивных навыков людей лучшего возраста».

Проект позволит создать современную комфортную среду для общения и обучения команды тренеров школы памяти, внедрить инновационные формы социального обслуживания населения (тренинги, веб-конференции и т. д.), а также запустить портал электронных ресурсов «Всегда, везде и всюду — хочу, могу и буду!» (на базе web 2.0), где будут публиковаться материалы курсов, полезные советы; размещаться видеолекции, а также организован форум для общения.

В разработку контента портала заложены семь ключевых идей [20].

1. Идея приборной доски – навигации. В каждую страницу портала встроена единая навигация в виде приборной доски, предоставляющая данные о месте нахождения в портале и всю полезную информацию (подсказки, советы, поиск, юмор и т. д.) на основе одного понятного интерфейса и легкого доступа ко всем сервисам.

2. Идея интерактивного путеводителя: на портале будут присутствовать: интерактивное меню с подсказками (в том числе голосовыми): контекстные подсказки; будет возможность делать пометки на страницах, вставлять комментарии, читать другие комментарии и дописывать страницы по принципу Википедии.

3. Идея настраивания и ведения профиля пользователя. По результатам авторизации пользователя настраивается его собственный интерфейс, ведется индивидуальный профиль (с учетом времени пребывания, интересов, рейтингов, прогресса обучения) и на основе этого выстраиваются подсказки и формируются рейтинги; каждому дается уникальный алгоритм серфинга сайта (интеллектуальная система).

4. Идея игрового поля. Обучение и просмотр портала строятся в игровой форме, где каждый шаг должен сопровождаться выполнением заданий (квестов). При этом посетитель формирует свой собственный рейтинг и строит интерактивную карту прохождения портала; за успешно выполненные задания получает награды.

5. Идея карты мира. Создание визуальной карты портала с расширяющимся пространством, создание точек, путей, маршрутов, возможности их расширения за счет пользователей, на примере миров галактик, звездного неба. Максимальная визуализация всех процессов, построение многослойных карт.

6. Идея построения сообществ. Возможность объединения пользователей в сообщества (группы), их интерактивное общение как в процессе обучения, так и во время пребывания на сайте (чат и форум);

7. Идея портала-телепорта («портироваться», «телепортироваться») – места, откуда можно мгновенно очутиться в другом месте, иногда никому не известном; задача – вернуться обратно или путешествовать по порталу, поиск мест переходов.

При создании портала будут использованы технологии обратной связи с пользователями: поиск информации с возможностью персонализации рабочего пространства; набор отчетов о новых поступлениях документов в базе данных; проведение регулярных веб-конференций и веб-консультаций; создание виртуальных клубов по интересам; проведение регулярных социологических опросов; сбор информации о достижениях в области здорового образа жизни; подписка на определенные аналитические разделы.

В проекте будут использованы следующие техники и технологии:

-     техника понимающего общения [29] как совокупность приемов, направленных на установление психологического контакта с партнером, изучение и принятие его личностных особенностей, точки зрения и далее − достижение открытого общения путем установления доверительных отношений для того, чтобы помочь «выговориться» пожилым людям, рассказать о своих переживаниях;

-     мобильные приложения (например, Mobilyze4, который следит за уровнем физической активности и напоминает о том, что пора прогуляться), ролевые компьютерные игры и компьютерные игры-головоломки, помогающие справиться с депрессией;

-     мобильные технологии, сопровождающие процесс удовлетворения образовательных, коммуникативных и культурных потребностей людей (аудио-книги, программы обмена сообщениями, виртуальные музеи и др.);

-     терапевтические методики (арт-терапия [10; 28] в работе с эмоциональными состояниями – «Портрет моих эмоций» и др.);

-     интерактивные технологии для обсуждения и общения на профилактические медицинские темы: «Философия долгожительства», «Правила домашней аптечки», «Лечебные свойства овощей и фруктов», «Как избежать повторения болей», «Как правильно сидеть, стоять, поднимать и перемещать тяжести, лежать», «Каким спортом заниматься после 50», «Принципы рационального питания», «Лечебные свойства минералов», «Библейские заповеди счастливого долголетия» и т. д.;

-     доступные информационно-коммуникационные технологии в рамках международного проекта M-Enabling – центральной дискуссионной и деловой площадки в мире для обмена практиками реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста5 и конкурса региональных образовательных практик «ИТ для старшего поколения»6;

-     интерактивные технологии обучения взрослых (тренинги, веб-конференции и др.).

В качестве показателей эффективности проекта планируется использовать:

-     общее количество слушателей курсов (не менее 60 чел. – 10 чел. в месяц);

-     удовлетворенность слушателей содержанием курсов (определяется на основе анкетирования);

-     удовлетворенность слушателей условиями и методикой занятий (определяется на основе анкетирования и наблюдения);

-     доступность и использование электронных образовательных ресурсов (определяется на основе анализа посещаемости портала электронных ресурсов);

-     динамика когнитивных навыков слушателей (определяется в ходе медико-психологического тестирования).

Таким образом, мы обозначили социально-педагогическую проблему сохранения когнитивных навыков у людей лучшего возраста как предмет непрерывного образования и предложили проект, направленный на создание Центра информального непрерывного образования людей лучшего возраста как образовательной среды, в которой будет осуществляться подготовка тренеров, готовых работать в школе памяти со своими сверстниками, утратившими когнитивные способности. Проект объединит усилия социальных педагогов, психологов и медиков, заинтересованных в продвижении инновационных технологий в сфере обслуживания людей пенсионного возраста. Участникам проекта предстоит переосмыслить традиционную философию возраста, принять концепцию лучшего возраста, научиться видеть творческих людей и активных работников среди людей старшего возраста. Возможно, в недалеком будущем продолжением этого проекта станет образовательная программа по подготовке новых профессий7: консультант по здоровой старости, тренер по майнд-фитнесу8, социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями через Интернет и др.

 

Список литературы

  1. Бабинский М. Б. Теория образовательного процесса (общая и специальная). М.: Физматкнига, 2009. 368 с.   
  2. Бурцева И. В. Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 164−166.
  3. Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями: как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 394 с.
  4. Дворникова Е. В., Кошелева А. В. Геронтообразование как способ интеграции пожилых людей в информационное общество // Социальные и гуманитарные знания. 2015. № 1 (2). С. 128−133.
  5. Деменция. Информационный бюллетень № 362, март2015 г. // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/ (дата обращения 10.02.2016).
  6. Ермак Н. А. Педагогическая поддержка качества жизни пожилых людей. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 231 с.
  7. Захаров В. В. Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. № 2. С. 16−21.
  8. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Нарушения памяти. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. 150 с.
  9. Кунильский Д. Интервью с К. Кроо // Интернет-журнал «Лицей». URL: http://gazeta-licey.ru/science/faces-of-science-in/item/4083-katalin-kroo-gumanitarnost-ehto-chelovechnost (дата обращения 10.09.2012).
  10. Лешева М. М., Александрова Е. А., Шувалова Р. Р., Якупов Э. З. Арт-терапия в нейрореабилитации афазий у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу // Вестник современной клинической медицины. 2015. Приложение № 1. С. 68−71.
  11. Лилейкина А. С. Некоторые вопросы организации и методики обучения иностранному языку контингента третьей возрастной группы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015 № 31. С. 134−140.
  12. Меркулов И. П. Когнитивные способности. М.: Ин-т философии РАН, 2005. 179 с.
  13. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М.: РОССПЭН, 2007. 438 с.
  14. Новиков А. М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. 208 с.
  15.  Нойндорфер Л. Исследование потребностей людей лучшего возраста (Best Ager) методами психодрамы // Мониторинг. 2004. № 4. С. 57−64.
  16. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с испан. М. Голубевой, А. Корбута. М.: Изд. дом Гос. ун-та; Высш. шк. экономики, 2010. 139 с.
  17.  Остапенко Н. Н., Ситяева Л. П. Геронтообразование как фактор гуманизации этоса третьего возраста // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2015. № 4. С. 155−165.
  18. Рейтинг стран мира по показателю качества жизни пожилых людей // Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-age-wath-index/info (дата обращения 12.03.2016).
  19. Российские банки стали активнее выдавать кредиты пенсионерам // Финансы. Slon Magazine – онлайн-журнал об экономике и политике. URL: https://slon.ru/posts/67667 (дата обращения 6.05.2016).
  20. Региональный информационно-образовательный портал как форма интеграции Интернет-ресурсов / Л. Н. Рулиене [и др.] // Открытое и дистанционное образование. 2009. № 3 (35). С. 51−56.
  21.  Сверкунова Т. Н., Борисова Е. А. Геронтообразование как форма социальной поддержки людей старшего возраста // Вологдинские чтения. 2009. № 74. С. 186−189.
  22. Сидорчук Т. А. Образовательные программы для пожилых людей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2 (3). С. 289−295.
  23. Силивоник Е. В. Психологический аспект личности пожилого человека // Ученые записки РГСУ. 2013. № 2 (114). С. 169−174.
  24.  Смирнова Т. В. Российские пенсионеры как кадровый резерв малого бизнеса // Мониторинг. 2008. № 1 (85). С. 121−127.
  25.  Соловьева Н. А., Борисов Д. И. Геронтообразование как одно из условий участия пожилых людей в публичной политике // Вестник социально-политических наук. 2014. № 13. С. 54−56.
  26. Сорокин Г. Г. Институт геронтоообразования как агент социальной адаптации старшего поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015 № 2. С. 120−126.
  27. Урсул А. Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. № 1. С. 17−22.
  28. Филякова А. К. Арт-терапевтическая практика в художественных музеях России и Великобритании // Вестник СПбГУКИ. 2013. № 4 (17). С. 122−125.
  29. Фроловская М. Н. Диалогическое взаимодействие в педагогическом образовании // Известия АлтГУ. 2013. № 2 (78). С. 71−74.

 

 




Просмотров: 7632; Скачиваний: 882;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3209