Аннотированный перечень статей, 2020 год все выпуски

Выпуск 1 (29)

ОТ РЕДАКЦИИ
Бермус А. Г.

Ключевые слова: гуманитарное познание, методология исследований, образовательный дискурс, дискурсивные стратегии, парадигмы образования, научно-исследовательские программы, поле науки.

К ПРОБЛЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЕВОМ ПОДХОДЕ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития непрерывного образования − созданию исследовательских программ, обеспечивающих концептуализацию и развитие педагогических практик и форм деятельности. При этом большинство современных исследователей проблем непрерывного образования оказываются в ситуации внутреннего раскола между двумя парадигмами (Т. Кун), одна из которых («традиционалистская») акцентирует внимание на историческом развитии и преемственности форм образования, а другая («авангардистская») фиксирует ценность индивидуальной непрерывности и развития безотносительно к образовательным практикам отдельных институтов. Опираясь на характеристику каждой из этих парадигм в логике анализа исследовательских программ И. Лакатоса, автор приходит к необходимости актуализации комплекса представлений о поле научной и образовательной деятельности (П. Бурдье), дополненного идеями структурного психоанализа (Ж. Лакан). Подробно анализируются интерпретации фундаментальных методологических проблем: структура образовательной реальности, смысл и ценность научного познания, механизмы объективации и опредмечивания и т. д. В заключение автор рассматривает кластеры основных исследовательских проблем в сфере современного образования, а также выявляет структурные компоненты актуального методологического дискурса.
Даутова О. Б.

Ключевые слова: дидактика; понятийно-терминологический аппарат; современная парадигма образования; кластеризация терминологических рядов; ядерные понятия, приядерные понятия, периферийные понятия, смысловая значимость понятий, концептосфера кластера.

СИСТЕМАТИКА ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ДИДАКТИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования по систематике терминологического аппарата современной парадигмы образования в области дидактики, показан комплекс факторов, влияющих на терминосистему современной дидактики. Приведена методологическая основа исследования: методология концептуального синтеза и методологические инструменты, раскрыта методика количественной оценки смысловой значимости понятий на основе теории графов, приведены примеры смысловой значимости понятий по кластерам обучение и учение. Раскрыта суть изменений образовательной парадигмы, приведены примеры концептосферы трех кластеров (ценностно-целевого, содержательного и организационно-средового) по дидактике.
Колиньска Кутникова М.

Ключевые слова: воспитатель в детском саду, дидактические методики, передача образовательного контента.

ТИПОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ (cтатья печатается на английском языке)

Исследование фокусируется на идентификации дидактических методик, применяемых дошкольными воспитателями. Во Введении рассматриваются современные направления дошкольного образования. Исследуются начальные условия развития детей для выбора оптимальных дидактических методик. Целью исследования явилось описание выборов дидактических методик на основе эмпирических данных, взятых из реальных дидактических ситуаций. С помощью метода наблюдения и собеседования проанализирована дидактическая деятельность четырех учителей с преподавательским стажем от 1 года до 39 лет. В результате исследования показаны различные дидактические стратегии, используемые учителями. Проанализирован выбор стратегий на основе собственных предпочтений учителей, а именно ценностной стратегии, личностно-ориентированной стратегии, стратегии, где учитель лишь направляет образовательную деятельность обучающихся. Обработка всех данных позволит компилировать дидактическую типологию педагогов дошкольного образования. Автор намерен продолжить исследования в этом направлении и верифицировать данную типологию на основе более широкого списка данных.
Акиндина А. С.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, овладение понятием, младший школьник, субъект, учебная деятельность.

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ «ОВЛАДЕНИЕ ПОНЯТИЕМ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена возможность становления субъектной позиции младших школьников через формирование универсального учебного действия «овладение понятием», раскрыты важность и значимость этой деятельности в связи с непрерывностью обучения в течение всей жизни. Даны характеристика действия овладения понятием, его содержание и операционный состав, включающий три компонента (описание, распознавание и применение). Определены дидактические условия: единство структурных компонентов (мотивационного, операционного и содержательного), постепенное повышение самостоятельности, этапность деятельности через использование доступных и разнообразных познавательных заданий, осознание собственной деятельности и понимание операционного состава действия. Описана модель организации формирования действия «овладение понятием» в процессе обучения математике в начальных классах. Раскрыты этапы работы: мотивационный, ознакомление с сущностью и структурой действия, формирование отдельных структурных компонентов, формирование действия на внутрипредметном уровне, формирование целостной структуры действия, самостоятельное применение. Приводятся конкретные приемы работы, направленные на повышение мотивации обучающихся, раскрытия важности овладения целостным составом действия, поэтапное становление формируемого действия.
Потапов А. А., Павлова И. В.

Ключевые слова: активные методы обучения, повышение мотивации, проектное обучение, мозговой штурм, кейс-метод, деловая игра.

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

В настоящее время изменяются цель и конечный результат процесса обучения. Если раньше целью являлось формирование знаний, умений и навыков преподавателем, то и подход к такому обучению был в основном объяснительно-иллюстративным (традиционным). Сейчас возрос интерес работодателей к личностным навыкам, в частности таким как умение работать в команде и находить инновационные решения сложных задач. Поэтому и процесс обучения приобретает черты проблемного обучения, а традиционное обучение дополняется инновационным, широко использующим активные методы обучения. Данная работа направлена на демонстрацию эффективности использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Силовая электроника» в Казанском государственном энергетическом университете для студентов, обучающихся по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электроника». Активные методы обучения стимулируют мышление обучающихся и характеризуются высокой степенью мотивации и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. Использование активных методов обучения позволяет осуществлять познавательную и творческую деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса и содействует развитию профессиональных компетенций. Поэтому, по нашему мнению, необходимо шире использовать в преподавании технических дисциплин активные методы обучения для наиболее полного включения студентов в процесс обучения и для наиболее эффективного усвоения знаний обучающимися. В статье рассказывается о целом спектре методов активного обучения, применяемых в преподавании дисциплины «Силовая электроника», а именно: проектное обучение, метод мозгового штурма, кейс-метод, блиц-игры, дискуссии и т. п. На примере трех групп проанализированы изменения таких показателей, как успеваемость, повышенный интерес к изучаемой дисциплине, с применением в процессе обучения активных методов, в сравнении с другими группами в потоке, обучающимися с использованием традиционных методов. Определены оптимальные активные методы, которые рекомендованы к использованию при изучении дисциплины «Силовая электроника» в Казанском государственном энергетическом университете. В целом использование активных методов обучения было оценено очень позитивно. Однако некоторые студенты отметили, что этот подход требует от них больше усилий и времени, чем традиционная система обучения.
Ропотина Е. И.

Ключевые слова: сравнительный анализ, финансовая грамотность, экономическое просвещение, опрос, взаимодействие семьи и школы.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

По данным научных исследований и социальных опросов, в современной России уровень финансовой грамотности населения остается низким. Цель статьи – используя результаты сравнительного анализа опроса, проведенного Национальной родительской ассоциацией, и опроса родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска, выявить уровень финансовой грамотности родителей обучающихся образовательных организаций; определить общие тенденции и ключевые направления в организации работы с родителями над тематикой повышения финансовой грамотности семей с детьми. С помощью сравнительного анализа, индукции, дедукции как методов теоретического исследования обнаружен достаточно высокий уровень заинтересованности родителей обучающихся в повышении своей финансовой грамотности и финансовой грамотности детей, их готовности участвовать в совместных обучающих программах по изучению финансовой грамоты на базе образовательных учреждений. Предлагается способ совместного участия родителей и детей во внеурочной деятельности с целью повышения их финансовой грамотности.
Сухов А. О.

Ключевые слова: педагогическое образование, театральная педагогика, средства и приемы театральной педагогики, коммуникативная компетентность.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»)

Статья посвящена возможностям использования средств театральной педагогики для становления коммуникативной компетентности будущих учителей. Теоретически обосновывается целесообразность применения средств театральной педагогики в подготовке обучающихся, развитии их коммуникативной компетентности как составляющей педагогического мастерства. Охарактеризован комплекс средств театральной педагогики (маска, творческий дневник, игра, тренинг, драматический этюд), позволяющий обеспечивать закрепление и применение теоретических знаний (по образцу и в творческой деятельности), формирование коммуникативных умений. Представлена методика проведения опытно-экспериментальной работы в процессе изучения дисциплины «Культура речи и педагогическая риторика» по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат). Приведены данные о результативности использования комплекса средств театральной педагогики в процессе обучения будущих педагогов: повышение качества знаний студентов и уровня ожиданий от изучения дисциплины (интереса к занятиям), а также становление их коммуникативных умений.
Косьмина Д. В.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, готовность студентов к самостоятельной учебной деятельности, мотивация учения, общеучебные умения.

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования готовности студентов организаций среднего профессионального образования к самостоятельной учебной деятельности. Готовность к самостоятельной учебной деятельности рассматривается в контексте трех составляющих: ценностно-мотивационного, когнитивного и волевого компонентов. Обоснован инструментарий исследования – анкета, включающая три блока вопросов, соответствующих компонентам готовности. Основное внимание обращено на анализ мотивационной готовности обучающихся и данных самооценки студентами общеучебных умений. Охарактеризованы основные недостатки мотивационной и когнитивной готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности. Предложены пути преодоления выявленных недостатков готовности к самостоятельной учебной деятельности в организациях среднего профессионального образования: активизация профориентационной работы в старших классах общеобразовательных школ, акцент на интерактивные формы учебной работы, разработка пропедевтического курса, направленного на устранение недостатков в качестве общеучебных умений.
Шевченко Н. Н., Шевченко В. И.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, образовательная среда, аксиологический, культурологический, деятельностный, контекстный и компетентностный подходы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ

Статья посвящена проблеме подготовки конкурентоспособных специалистов сферы гостеприимства как одного из приоритетных и динамично развивающихся направлений социально-экономической политики российского государства, что связано с его переходом от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Профессиональная подготовка будущих специалистов индустрии гостеприимства рассматривается в контексте современных подходов как методологических оснований к профессиональному становлению выпускников, способных к проектированию и реализации собственной профессиональной карьеры, обладающих необходимыми компетенциями, личностными качествами и профессиональной мобильностью. Представлен анализ комплек-са опросов на выявление профессиональных позиций студентов 2–4-х курсов, обучающихся по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» в Петрозаводском государственном уни-верситете, а также результаты на выявление их ценностей, мотивации к социокультурному и межкультурному взаимодействию, ценностно-смыслового отношения к будущей профессии. Выделены профессиональные компетенции будущих специалистов сферы гостиничного сер-виса, которые формируются в различных видах практико-ориентированной деятельности, приближенной к профессиональной уже на этапе обучения в университете.

Выпуск 2 (30)

ОТ РЕДАКЦИИ
Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В.

Ключевые слова: образование, цифровизация, стратегия, креативность, мышление, опыт, познание, цифровой ангел.

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу состояния проблемы цифровизации непрерывного образования, а также взаимодействия альтернативных стратегий его развития – «репродуктивной» и «продуктивной». Авторы выделяют шесть направлений цифровой модернизации образования и рассматривают с точки зрения влияния каждой из стратегий. В качестве последнего и самого современного – седьмого – направления цифровизации непрерывного образования предлагается рассматривать такое, в рамках которого осуществляется разработка концептуально-математических моделей и психолого-педагогических инструментов мониторинга процессов и результатов развития как репродуктивных, так и креативных мыслительных действий и способностей обучающихся. Наиболее кардинальное преобразование системы непрерывного образования, как полагают авторы статьи, произойдет на основе разработки и реализации технологии «цифрового ангела». В завершение подчеркивается, что последнее направление цифровизации непрерывного образования в контексте продуктивной стратегии модернизации может послужить основанием для его подготовки к смене основных целевых ориентиров, связанных с потребностями будущего рынка труда, где креативные, рефлексивные и коммуникативные (мета-) компетенции станут наиболее востребованными.
Дзятковская Е. Н.

Ключевые слова: экологическая культура, культура устойчивого развития, преемственность, общее образование.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Представления о роли экологической культуры в современном мире как основы формирующейся культуры устойчивого развития начали складываться в начале XXI в. В статье рассмотрены взаимосвязи экологической культуры и культуры устойчивого развития, а также культурологические основания их преемственности. Сопоставляются понятия «культура», «преемственность» и «устойчивое развитие». Анализируются особенности культурного воспроизводства в глобальном мире. Формулируется методологическая проблема преемственности культурного развития в глобальном мире как фактор его устойчивого развития. Понятия «культура» и «культура устойчиво-го развития», «экологическая культура» и «экологическая культура для устойчивого развития» дифференцируются и сравниваются. Экологическая культура для устойчивого развития представлена как этап формирования культуры устойчивого развития. Рассматриваются особенности культуры устойчивого развития как условия и движущая сила экономического, социального и экологического развития общества. Обоснована роль ядра культуры как фактора ее преемственности и целостности. Сформулированы педагогические проблемы, стоящие перед педагогикой, по формированию основ культуры устойчивого развития.
Илакавичус М. Р.

Ключевые слова: образование взрослых, неформальное образование, социальная самоорганизация, пространство образования взрослых СНГ, управление взаимодействием.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СООБЩЕСТВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Автор обращается к проблеме взаимодействия системных и внесистемных субъектов пространства образования взрослых. Актуальность данной проблемы была осознана всеми государствами − участниками Содружества Независимых Государств еще 30 лет назад. Уже тогда неформальное образование рассматривалось как ресурс развития всей системы непрерывного образования. За это время на межгосударственном уровне была создана законодательная база сотрудничества, активно развивалась внесистемная область. Однако практика продолжает существенно отставать от теоретических разработок и инициатив гражданского общества. Одна из причин такого положения – неадекватность подходов к управлению в данной сфере, отработанных в межсекторном взаимодействии с бизнесом и представителями некоммерческих организаций. Природа самоорганизации определяет специфику педагогического и развивающего потенциала общественных объединений, специфику его использования в условиях стандартизации. Современный этап становления образования взрослых как открытого и непрерывного института задает запрос на концептуальные основания управления взаимодействием его разнородных субъектов. Автор настаивает на реализации идеи управления на основании сетевого принципа, неоднократно заявлявшегося специалистами, но так и не реализованного на практике. На основании представления о современном образовании взрослых как о пространстве, о ценности разнообразия форм и методов, возникающих и апробированных в практиках неформального образования самоорганизующихся структур, обоснована необходимость создания инфраструктуры для поддержки их как точек ро-ста, создания канала коммуникации для представителей системной и внесистемной областей пространства образования взрослых.
Куприянов Б. В., Смирнова И. Э.

Ключевые слова: детская музыкальная школа как социальный институт, результаты музыкального образования детей, история внешкольного воспитания в СССР, фокусированное структурированное интервью, образование как социальное воспроизводство.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (воссоздание результатов деятельности на основе современных воспоминаний)

Актуальность исследования результатов деятельности детской музыкальной школы (ДМШ) второй половины ХХ в. обусловлена рядом обстоятельств: массовостью этого типа организаций как в советский период, так и в настоящее время; возможностью зафиксировать результат образовательной деятельности после 25–50 лет с момента окончания обучения, наличием теоретических оснований для конструирования схемы результатов деятельности, разработкой в социологической науке соответствующего инструментария (интервью). Эмпирическая часть исследования предусматривала проведение ретроспективного структурированного интервью с элементами нарратива, выборка составила 73 респондента. В соответствии со схемой интерпретации материалов интервью, разработанной на основе анализа текстов по социологии образования, теории и методики музыкального образования, удалось зафиксировать следующие результаты: воспроизводство социально-профессиональных групп музыкантов и преподавателей музыки; формирование потребительских стандартов населения в сфере музыкальной культуры; формирование у представителей данных групп необходимых социально-профессиональных качеств. Материалы интервью позволили на фактическом уровне подтвердить правомерность самой схемы, а также конкретизировать схему отдельными параметрами (доля продолживших образование, доля занимавшихся музыкой профессионально, доля идентифицирующих занятие музыкой в качестве собственной профессии, доля практикующих домашнее музицирование в свободное время и т. д.). В качестве основных образовательных результатов обучения в музыкальной школе могут быть отмечены: формирование ценностного отношения к музыке, развитие музыкальности и способностей к исполнению музыкальных произведений. Особого внимания заслуживают институциональные результаты деятельности музыкальной школы – развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся (саморегуляция, самоорганизация, самодисциплина, ответственность как в ценностном, так и в операциональном смысле).
Божик Р.

Ключевые слова: педагог – координатор профилактики, школа, дети младшего и старшего школьного возраста, наркотики, первичная профилактика наркомании, здоровый образ жизни.

МЕТОДИСТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ В ШКОЛЕ (статья публикуется на английском языке)

Школы играют важную роль в проведении региональных и местных профилактических мероприятий, так как большинство молодых людей, посещающих их, нуждаются в воспитании. Эксперты, занимающиеся проблемами семьи, говорят о семейном кризисе и школьном кризисе. В семейной сфере среди прочего недостаточно развита функция воспитания. Уровень ответственности учителя – координатора профилактики здорового образа жизни и укрепления здоровья во многом зависит от его отношения к наркотикам (как легальным, так и нелегальным) и здоровья как такового, но также от его профессиональных знаний и умения применять их на практике.
Дербуш М. В., Скарбич С. Н.

Ключевые слова: обучение математике, инновационные технологии в обучении, информационные технологии в обучении, онлайн-сервисы в обучении, онлайн-доски, дополненная реальность в обучении математике, ментальные карты, микроблогинг.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Среди средств обучения математике информационные технологии давно заняли свое важное место. Использование мультимедийных презентаций, тестовых оболочек, электронных учебников, специализированных программ для построения графиков функций или геометрических объектов стало неотъемлемой частью процесса обучения математике. Постоянное развитие информационных технологий предлагает и другие варианты их использования в учебном процессе, рассматриваемые в данной статье. Применение интерактивных упражнений, мобильных устройств, интерактивных онлайн-досок, сервисов для создания ментальных карт, микроблогинга, приложений на базе дополненной реальности позволяют реализовать инновационные подходы к процессу обучения математике. В данной статье представлен анализ приложений, позволяющих осуществить данные возможности, рассмотрены направления их применения в образовательном процессе и даны методические указания по их использованию в процессе обучения математике с целью повышения познавательной активности и интереса учащихся, а также эффективности процесса обучения в целом.
Дмитроченко Т. В.

Ключевые слова: критическое мышление, субъектность, профессиональная субъектность будущего педагога, уровень субъектности, уровень развития критического мышления, методический комплекс, будущий педагог.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме развития критического мышления и становления субъектности будущего конкурентоспособного специалиста в современных условиях. Представлен теоретический анализ литературы по рассмотренной проблеме. На основании анализа в соответствии с целью и предметом исследования приведены уточненные автором данной статьи определения понятий «субъектность» и «критическое мышление». Описан ход пилотажного исследования, целью которого стала констатация исходного уровня развития критического мышления и субъектности студентов 4-го курса, обучающихся в ФГБОУ ВО «АмГПГУ». В статье приведено обоснование разработанного диагностического комплекса методик, необходимого для проведения исследования. Представлены результаты исследования, подтверждающие, что субъектность и критическое мышление студентов взаимосвязаны и находятся на недостаточном среднем уровне. На основании данных результатов автором статьи сделаны выводы о том, что профессиональная подготовка будущего специалиста не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям, отраженным в зарубежных и отечественных нормативно-правовых документах. Для решения исследуемой проблемы обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий в профессионально-образовательном процессе педагогического вуза для становления субъектности и развития критического мышления будущих педагогов.
Волков В. Н.

Ключевые слова: развитие образования; инновационная деятельность в образовании, региональные инновационные площадки, управление школой, сценарии инновационного развития.

О СЦЕНАРИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы повышения эффективности организации инновационной деятельности в российской системе образования в современных условиях. Проведен анализ публикаций, представляющих существующие форматы организации работы региональных инновационных площадок в 10 регионах Российской Федерации, и выделены их ключевые компоненты; автором также предложен новый компонент. На этой основе в статье сформулирован концепт «сценариев инновационного развития» образовательных организаций, который предполагает последовательную преемственную смену форматов инновационной активности, обеспечиваемой как на уровне самой организации, так и со стороны органов управления образованием. Предлагаемый сценарный подход рассматривается как одно из условий для выработки стратегии развития образовательных организаций, а также как средство для повышения эффективности прогностической составляющей управления. Концепт «сценариев инновационного развития» раскрыт описательно и графически на примерах инновационной активности выборки образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2015–2020 гг.
Косова Е. А.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы, веб-доступность, лица с ограниченными возможностями здоровья.

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе приведен обзор нормативных документов Российской Федерации в области доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обзор выполнен с целью выявления возможных пробелов в законодательстве, определения оптимальных стратегий и механизмов обеспечения доступности электронного обучения (ЭО) для всех обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Установлено, что в нормах права РФ поддерживается внедрение ЭО и ДОТ в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ, в том числе путем использования онлайн-курсов. Однако механизмы обеспечения доступности образовательных веб-ресурсов для всех обучающихся в императивных нормативных актах отсутствуют. Определена необходимость: внесения в федеральные нормативные акты положений, регламентирующих доступность ЭО и ДОТ и понуждающих поставщиков образовательных услуг к соблюдению требований доступности; пересмотра национальных стандартов в области ЭО и ДОТ путем включения в них требований к разработке веб-ресурсов электронного обучения, доступных для всех обучающихся, с опорой на международный стандарт веб-доступности WCAG 2.1 и национальные стандарты – ГОСТ Р 54937-2018 и ГОСТ Р 52872-2019.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: цифровизация образования, технологические инновации, цифровые компетенции, образовательные платформы, развитие цифровых навыков в течение всей жизни.

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКУМЕНТОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ

Статья посвящена проблеме цифровых инноваций образовательной системы в странах Европейского союза. Основная задача исследования – проанализировать состояние и стратегические направления имплементации цифровых технологий в непрерывное образование. Подробно рассмотрен Актуальный план действий, принятый Европейской комиссией по данным обследования Евробарометра (ежеквартальное официальное обследование Европейской комиссии). План действий в области цифрового образования является важным элементом электронного обучения и электронного образования в Европейском союзе. Актуальный план поддерживает использование технологий и цифровую компетентность в образовании с помощью таких инструментов, как искусственный интеллект, кибербезопасность и навыки цифрового предпринимательства. Европейские инициативы реализуют разнообразные цифровые технологии, которые содействуют выполнению целей Актуального плана (таких как Eurydice, eTwinning, SELFIE). Основными приоритетами Актуального плана действий являются: принятие неотложных мер по более эффективному использованию цифровых технологий в образовании; развитие цифровой компетенции и цифровых навыков, а также проведение глубоких исследований в области анализа полученных данных и на их основе выработка стратегических форсайтных направлений.
Захаров Л. В.

Ключевые слова: мотивация субъекта самоопределения, провокативный подход к профориентационной работе, модель двухуровневой мотивации.

ПРОВОКАТИВНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: МОДЕЛЬ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье представлено развитие идей так называемого «провокативного» подхода к профориентационной работе. В основе этого подхода лежит гипотеза о том, что субъект самоопределения на самом деле испытывает дефицит мотивов, а не дефицит профориентационно значимых ресурсов. Ранее нами были показаны три причины, по которым потребность в самоопределении может быть слабо оформлена или же вовсе отсутствовать [4]. Однако неясным оставался вопрос о том, из каких внутренних процессов может (или должна) образовываться мотивация субъекта самоопределения. Что изменится, если мы станем рассматривать ее как психологическую функциональную систему, способную обслуживать не только локальное поведение в стабильных условиях, но и долгосрочную деятельность в ситуациях высокой сложности и неопределенности? Для решения поставленного вопроса нами предложена двухуровневая модель мотивации, объясняющая как развитие, так и затухание активности человека по принятию и реализации жизненно значимых выборов в условиях с большим количеством неопределенных факторов и последствий. Практическое использование описанной модели дает возможность разрабатывать результативные мероприятия по мотивированию субъектов самоопределения и выстраивать долгосрочную продуктивную работу с ними.
Байбородова Л. В., Зеленова Д. А., Пополитова О. В.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, сельские образовательные организации, национальный проект «Образование».

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Статья презентует актуальные направления развития образования в сельской местности России в формате обзора содержания Всероссийской научно-практической конференции «Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта “Образование”», состоявшейся в марте 2020 г. Кратко изложены ведущие идеи и положения основных докладов пленарного заседания, выступлений на семи секциях и мастер-классах, проведенных в рамках масштабного научно-практического мероприятия. Обзорно представлены злободневные проблемы: воспитания и обучения сельских школьников, обусловленные особенностями развития современного поколения детей, спецификой условий образования на селе, ресурсами сельского социума; профессионального развития педагогов и научно-методического сопровождения подготовки педагогических кадров для села; совершенствования содержания образования, поиска новых педагогических средств, использования цифровых технологий, обеспечения условий для удовлетворения запросов сельских детей и их родителей на качественное образование. Зафиксированы предложения участников конференции для успешной реализации национального проекта «Образование» в условиях сельской школы. Проанализированы особенности научно-практического мероприятия, реализованного в современном дистанционном формате. Выявлены преимущества и положительные стороны проведения конференции в режиме онлайн, а также трудности, в основном технического характера. Отмечена эффективность состоявшегося события в расширении и развитии взаимодействия субъектов разных организаций и регионов, профессионального развития педагогов и инновационной деятельности сельских образовательных организаций.

Выпуск 3 (31)

ОТ РЕДАКЦИИ
Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Мишина И. Б.

Ключевые слова: творчество, способности, оценивание, критерии, мыслительные действия, дивергентность, конвергентность, уроки.

РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен подход к решению проблемы творческого развития школьников и его оценки в условиях цифровизации непрерывного образования. На материале преподавания школьного курса химии авторами рассматривается компьютеризированная методика организации творческой деятельности обучающихся на уроках химии, а также непрерывной оценки результатов их творческого развития при выполнении ими предметных творческих заданий по химии. В статье подробно описываются психолого-педагогические основания и конкретные методические процедуры (критерии и формулы) непрерывной количественной оценки творческого развития учащихся с помощью специально разработанной авторами статьи компьютерной программы «Creo Datum». Организационная часть реализации программы «Creo Datum» предполагает возможность использования учащимися как персональных компьютеров, так и смартфонов. Далее излагается, как такой сетевой интерфейс позволяет входить ученикам в цифровую систему и получать творческие задания от учителя, ход и результаты выполнения которых заносятся ими в цифровые устройства. Практически параллельно этому цифровая система «Creo Datum» автоматически делает необходимые расчеты и выдает обработанные результаты как учителю, так и каждому ученику в отдельности. В статье приводятся примеры визуализации результатов и процесса творческого развития учащихся на основе количественной оценки таких параметров креативного мышления, как дивергентность и конвергентность. В результате компьютерная программа «Creo Datum» позволяет учителю, не нарушая хода учебного процесса по обычной образовательной программе предмета «химия», осуществлять как организацию творческого развития обучающихся, так и непрерывный автоматизированный мониторинг ключевых его параметров у отдельных учеников и у классов в целом на протяжении всего времени их обучения в школе.
Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю., Шилова О. Н.

Ключевые слова: смешанное обучение, массовый формат смешанного обучения, цифровая образовательная среда, цифровая трансформация образования, готовность педагогов к смешанному обучению.

МАССОВЫЙ ФОРМАТ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ДВИЖЕНИЕ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена обоснованию возможности и целесообразности в условиях трансформации образования перехода на массовый формат смешанного обучения. Материал статьи основан на результатах теоретического анализа информационных источников, обобщения и концептуального синтеза, а также результатах онлайн опроса по готовности педагогов общеобразовательных школ к смешанному обучению. Авторы обобщают возникший в условиях пандемии опыт массового перехода на обучение с использованием цифровых платформ, сервисов и ресурсов. Дается оценка основных трудностей и противоречий, проявившихся в этот период и связанных с переосмыслением основных педагогических понятий (самоорганизация обучения, самостоятельность, умения в цифровом обществе, мотивация обучения, учебное содержание и др.). Представлено авторское педагогическое понимание феномена цифровой образовательной среды с позиции отношенческого подхода. Авторами делается вывод о невозможности переноса модели традиционного обучения в цифровую среду. Обосновывается мнение авторов о смешанном обучении как движении в направлении изменения и преобразования массовой педагогической практики. Обозначена специфика смешанного обучения и функций педагогов в нем. Приведены результаты экспериментального исследования, свидетельствующие о незначительной психологической и технической готовности педагогов к смешанному обучению в настоящее время. Сформулирована гипотеза о дидактической закономерности в смешанном обучении между внутренней образовательной мотивацией и самостоятельностью и ответственностью в обучении. В заключение представлены результаты SWOT-анализа массового формата смешанного обучения. Подчеркиваются его возможности в адаптации образования к специфическим условиям цифрового общества, а также риски, среди которых наиболее значима угроза необдуманного и педагогически не осмысленного внедрения цифровых технологий.
Головачёв В. С.

Ключевые слова: образование, нравственно-эстетическое воспитание, учреждение образования, учреждение культуры, дошкольники, интеграция, проект

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена проблема нравственно-эстетического воспитания дошкольников в условиях межведомственной интеграции методического, педагогического кадрового и материально-технического потенциала учреждений образования (дошкольных отделений образовательных комплексов и детских садов) и учреждений культуры (детских публичных библиотек) на основе реализации совместных проектов в контексте модели непрерывного образования. Гармоничное нравственно-эстетическое воспитание в системе дошкольного воспитания рассматривается как центральная задача формирования целостной, развитой личности ребенка в контексте совместной работы семьи, учреждений образования и культуры. Раскрыта проблематика нравственно-эстетического воспитания детей-дошкольников, представлен потенциал проектного метода, предложена модель эффективной интеграции потенциала учреждений в работе с дошкольной аудиторией. Приведены результаты опытно-экспериментальнойработы по реализации интеграционного межведомственного проекта – творческого конкурса для дошкольников «Земля Калевалы», проведенного на площадках внедрения проекта.Раскрыты цель, задачи проекта, этапность его реализации, представлены задействованные ресурсы. На основе количественных и качественных показателей, проведенного анкетирования, сделаны выводы о результативности представленной модели взаимодействия, даны методические рекомендации.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетенция непрерывного образования, познавательная компетенция, универсальные компетенции, самостоятельная учебная деятельность, общеучебные умения, учебные задания.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (на материале педагогических дисциплин)

Статья посвящена проблеме организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в контексте становления познавательной компетентности обучающихся. На основе анализа сущности и состава компетенций непрерывного образования и универсальных компетенций для высшего образования показано, что познавательная компетенция является важнейшей составляющей компетенции непрерывного образования. В соответствии с деятельностным подходом познавательная компетентность охарактеризована как качество личности в совокупности мотивационного, когнитивного, операционного и рефлексивно-оценочного компонентов. Представлена модель организации самостоятельной учебной деятельности студентов на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов. Особое место в реализации деятельностного подхода отведено становлению профессиональных и общеучебных умениий, мотивации студентов к их освоению. Обоснована система заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов, включающая 3 группы заданий: а) репродуктивные, обеспечивающие узнавание и воспроизведение информации; б) продуктивные, направленные на получение нового продукта на основе логического и творческого применения знаний, перекодирования информации; в) рефлексивно-оценочные, связанные с самооценкой процесса и результатов самостоятельной учебной деятельности и личностных качеств студента. Представлены виды заданий в каждой группе. Обращено внимание на необходимость использования технологии педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов, обеспечивающей ее целенаправленное планирование и оказание необходимой помощи обучающимся. В качестве основного педагогического средства названной технологии рассматриваются учебные задания, обеспечивающие направленность работы студентов на становление познавательной компетенции. Приведены сведения о реализации системы заданий в организации самостоятельной учебной деятельности студентов по педагогическим дисциплинам, кратко обозначены возможности и ограничения.
Нарбаева Е. А., Сергеева К. К., Деркач А. М.

Ключевые слова: цифровые технологии, английский язык, технологии обучения, Siri, Алиса, поисковые системы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования по использованию цифровых технологий на уроках английского языка. Это исследование было осуществлено в ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга в 2018–2020 гг. Оно основано на бытующих представлениях об эффективности применения цифровых и веб-технологий на традиционных школьных уроках. Показано, что работа с англоязычными поисковыми системами, голосовыми помощниками Siri и Алисой не может рассматриваться как технологии обучения. Авторами раскрыты проблемы применимости этих и подобных приемов на уроках английского языка. Исследование подтвердило объективное существование явления контентной «слепоты». На основе данных, полученных в ходе исследования, обосновывается эффективность приемов взаимодействия с цифровой средой для достижения метапредметных результатов обучения.
Островерхая И. В., Андреева Н. В.

Ключевые слова: конкурсная деятельность, конкурс-вызов, ситуация успеха, методическое сопровождение конкурсантов, принцип наглядности, визуализация научной информации.

СЕТЕВОЙ КОНКУРС «INFOCAT»: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конкурсная деятельность, являющаяся востребованным и эффективным механизмом развития совокупности компетенций обучающихся, имеет ряд недостатков, снижающих ее эффективность. При проведении сетевого англоязычного конкурса «Infocat» преподавателями Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) была предпринята попытка преодоления таких проблемных моментов соревновательной деятельности, как неразработанность технологии методического сопровождения конкурсных и внеконкурсных мероприятий, ограниченная аудитория участников, стрессовость конкурсной среды. В статье представлен пилотный опыт реализации конкурса «Infocat», нацеленного на развитие комплекса ключевых компетенций конкурсантов, включающих когнитивную, иноязычную, информационную, проектировочную, оценочную и коммуникативную составляющие. В основе конкурса лежит метод проектов, предполагающий разработку интеллектуально-творческого продукта, которым является инфокарта, воплощающая использование принципа наглядности в обучении и представляющая собой одностраничный электронный текстово-инфографический документ, систематизирующий и визуализирующий информацию по обозначенным разделам. Объектом изучения явились продукты конкурсной деятельности, созданные пилотным контингентом участников, включающим весь списочный состав второкурсников Института живых систем (ИЖС) БФУ им. И. Канта, заканчивающих освоение дисциплины «английский язык» на начальном этапе обучения в вузе. Описание опыта реализации конкурса «Infocat» осуществлялось с помощью анкетирования конкурсантов, поэлементного анализа конкурсных инфокарт, ранжирования, количественных подсчетов и корреляционного анализа. Представлены результаты оценивания конкурсных инфокарт в соответствии с такими критериями, как «содержание», «текстовая грамотность», «техническая грамотность», «визуализация» и «источники». Установлено корреляционное соотношение между временем, затраченным конкурсантами на создание инфокарты, и общим количеством баллов, полученным ими в результате конкурса. Приведен перечень методического сопровождения, способствующего созданию комплексного сетевого пространства одновременно на двух электронных платформах – университетском портале онлайн-обучения LMS и площадке конкурса в социальной сети ВКонтакте. Конкурс «Infocat» является конкурсом-вызовом как для конкурсантов, так и для его организаторов. Специфика конкурса заключается в использовании сетевого формата, обеспечивающего наглядность, зрелищность и доступность всех конкурсных и внеконкурсных мероприятий в круглосуточном режиме; в экологичности конкурсного продукта, разрабатываемого в форме электронных копий; в расширении конкурсной аудитории за счет предоставления возможности участия в конкурсе абсолютно всем обучающимся второго курса, а также за счет привлечения к внеконкурсным мероприятиям обучающихся первого курса; в стимулировании ситуации успеха путем организации детального методического сопровождения. Определены направления дальнейшей работы, связанной с совершенствованием процедуры педагогического сопровождения конкурса и изучением образовательного потенциала конкурсных продуктов. Представленное описание организации, проведения и оценки результатов конкурса «Infocat», а также анализ проблем, обнаруженных в ходе его пилотной реализации, с возможным их решением в будущем могут быть использованы преподавателями вузов и школ при организации подобных конкурсов в своих учебных заведениях в рамках непрерывного образования.
Косова Е. А.

Ключевые слова: международное право, права человека, лица с ограниченными возможностями здоровья, доступность образования, образовательные услуги, веб-доступность. .

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В работе приведен обзор документов международного права в области защиты прав людей с особыми потребностями на доступное образование (всего проанализировано 60 текстов). Определено, что вопросы прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья в международных правовых документах детально проработаны. Право на образование и его доступность находится под защитой. Сохраняется общее направление на «равенство возможностей» и «полное участие». Введены юридические процедуры реализации права, регламентирующие доступность образовательных услуг для всех. Определена необходимость разработки национальных политик и стандартов в области веб-доступности. Одним из главных препятствий для полной реализации прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья является неготовность государств – участников Конвенции о правах инвалидов (2006) к ратификации Факультативного протокола, регулирующего юридическую ответственность за прямую и косвенную дискриминацию по признаку инвалидности. Необходимо привести правовые базы государств-участников в соответствие с нормами Конвенции, то есть обеспечить государственные гарантии правовой защиты людей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах, в том числе образовании и обучении.
Булкина К. И., Эмануэль Т. С., Эмануэль Ю. В.

Ключевые слова: педагог, имидж, бренд, персональный бренд педагога, брендинд, профессионал, самореализация, современный педагог, современные инструменты продвижения в сети.

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Тема персонального бренда педагога в последнее время становится все более актуальной – современное общество предъявляет новые требования к личности преподавателя. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой формирования и укрепления имиджа современного педагога посредством персонального брендинга. Выделены ключевые факторы, актуализирующие необходимость построения персонального бренда педагога. Определены и содержательно наполнены основные этапы формирования персонального бренда преподавателя в современных социокультурных условиях: аналитический, проектировочный, маркетинговый, рефлексивный. Предложена модель построения личного бренда специалиста педагогического профиля, основанная на результатах проведенного исследования, нацеленного на выявление отношения педагогов к вопросам личного бренда, определение приемов и стратегий создания и продвижения бренда, применяемых в педагогическом сообществе, а также степени осознанности в ведении данной деятельности. Исследование позволило выявить основные предпочитаемые педагогами социальные сети, обобщить ключевые типы публикуемого материала, определить среднее количество времени, затрагиваемого на ведение профессионального блога и участие в деятельности профессиональных интернет-сообществ, идентифицировать типовые применяемые инструменты продвижения персонального бренда, выявить причины ведения активной деятельность в сети, а также обобщить некоторые инструменты и параметры оценки результатов ведения персонального блога.
Симакова А. В., Гуртов В. А.

Ключевые слова: Арктическая зона России; молодежь; система профессионального образования.

ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

В Арктической зоне Российской Федерации остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадров в экономике, которую призвана нивелировать региональная система профессионального образования. Основным субъектом, на который направлено ее функционирование, являются выпускники школ. В связи с этим актуализируется проблематика соответствия возможностей системы профессионального образования принять и обучить за счет средств бюджета выпускников школ региона. В условиях дефицита кадров, уменьшения численности молодежи среди населения, миграционного оттока из Арктической зоны России вопрос подготовки необходимых кадров является особенно актуальным. В исследовании большое место занимает характеристика демографической ситуации и положения молодежи на рынке труда арктических регионов. Авторами проанализирован большой объем статистических показателей, на основе которых произведены расчеты, характеризующие потенциал системы профессионального образования субъектов Арктической зоны. Исследование построено на общенаучных методах, а также методах сравнения и математического моделирования. Таким образом, в статье представлен потенциал системы профессионального образования регионов и отдельных территорий Арктической зоны России по подготовке кадров за счет использования собственного «регионального капитала» – выпускников школ 9-х и 11-х классов. В настоящее время без внедрения новых элементов организации профессионального обучения система профессионального образования большинства арктических регионов не может обеспечить весь объем выпускников школ освоением образовательной программы в родном регионе.
Марков Б. В., Волкова С. В.

Ключевые слова: философия,человек, онлайн курсы, цифровая экономика, качество образования,миссия университета,образовательная политика

ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

В статье представлен философский взгляд на логику и перспективы развития образования в условиях наступления новой цифровой реальности. Целью исследования является осмысление природы экономических и идеологических процессов, которые трансформируют образование и общество сегодня. Осмысление образования как важнейшей части символического капитала, обеспечивающего успех в международном соперничестве, позволило сформулировать опасности «экономии» за счет широкого внедрения онлайн технологий в обучение и управление образованием. Вытеснение традиционных «смысловых» практик обучения новыми интерактивными обучающими программами актуализирует необходимость поиска путей дополнения электронных образовательных технологий традиционными практиками книжной культуры. Предметом отдельного рассмотрения становится также вопрос о судьбе традиционной педагогики и воспитании человека в контексте развития теории искусственного интеллекта и генных технологий.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам