Аннотированный перечень статей, 2020 год все выпуски

Выпуск 1 (29)

ОТ РЕДАКЦИИ
Бермус А. Г.

Ключевые слова: гуманитарное познание, методология исследований, образовательный дискурс, дискурсивные стратегии, парадигмы образования, научно-исследовательские программы, поле науки.

К ПРОБЛЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЕВОМ ПОДХОДЕ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития непрерывного образования − созданию исследовательских программ, обеспечивающих концептуализацию и развитие педагогических практик и форм деятельности. При этом большинство современных исследователей проблем непрерывного образования оказываются в ситуации внутреннего раскола между двумя парадигмами (Т. Кун), одна из которых («традиционалистская») акцентирует внимание на историческом развитии и преемственности форм образования, а другая («авангардистская») фиксирует ценность индивидуальной непрерывности и развития безотносительно к образовательным практикам отдельных институтов. Опираясь на характеристику каждой из этих парадигм в логике анализа исследовательских программ И. Лакатоса, автор приходит к необходимости актуализации комплекса представлений о поле научной и образовательной деятельности (П. Бурдье), дополненного идеями структурного психоанализа (Ж. Лакан). Подробно анализируются интерпретации фундаментальных методологических проблем: структура образовательной реальности, смысл и ценность научного познания, механизмы объективации и опредмечивания и т. д. В заключение автор рассматривает кластеры основных исследовательских проблем в сфере современного образования, а также выявляет структурные компоненты актуального методологического дискурса.
Даутова О. Б.

Ключевые слова: дидактика; понятийно-терминологический аппарат; современная парадигма образования; кластеризация терминологических рядов; ядерные понятия, приядерные понятия, периферийные понятия, смысловая значимость понятий, концептосфера кластера.

СИСТЕМАТИКА ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ДИДАКТИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования по систематике терминологического аппарата современной парадигмы образования в области дидактики, показан комплекс факторов, влияющих на терминосистему современной дидактики. Приведена методологическая основа исследования: методология концептуального синтеза и методологические инструменты, раскрыта методика количественной оценки смысловой значимости понятий на основе теории графов, приведены примеры смысловой значимости понятий по кластерам обучение и учение. Раскрыта суть изменений образовательной парадигмы, приведены примеры концептосферы трех кластеров (ценностно-целевого, содержательного и организационно-средового) по дидактике.
Колиньска Кутникова М.

Ключевые слова: воспитатель в детском саду, дидактические методики, передача образовательного контента.

ТИПОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ (cтатья печатается на английском языке)

Исследование фокусируется на идентификации дидактических методик, применяемых дошкольными воспитателями. Во Введении рассматриваются современные направления дошкольного образования. Исследуются начальные условия развития детей для выбора оптимальных дидактических методик. Целью исследования явилось описание выборов дидактических методик на основе эмпирических данных, взятых из реальных дидактических ситуаций. С помощью метода наблюдения и собеседования проанализирована дидактическая деятельность четырех учителей с преподавательским стажем от 1 года до 39 лет. В результате исследования показаны различные дидактические стратегии, используемые учителями. Проанализирован выбор стратегий на основе собственных предпочтений учителей, а именно ценностной стратегии, личностно-ориентированной стратегии, стратегии, где учитель лишь направляет образовательную деятельность обучающихся. Обработка всех данных позволит компилировать дидактическую типологию педагогов дошкольного образования. Автор намерен продолжить исследования в этом направлении и верифицировать данную типологию на основе более широкого списка данных.
Акиндина А. С.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, овладение понятием, младший школьник, субъект, учебная деятельность.

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ «ОВЛАДЕНИЕ ПОНЯТИЕМ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена возможность становления субъектной позиции младших школьников через формирование универсального учебного действия «овладение понятием», раскрыты важность и значимость этой деятельности в связи с непрерывностью обучения в течение всей жизни. Даны характеристика действия овладения понятием, его содержание и операционный состав, включающий три компонента (описание, распознавание и применение). Определены дидактические условия: единство структурных компонентов (мотивационного, операционного и содержательного), постепенное повышение самостоятельности, этапность деятельности через использование доступных и разнообразных познавательных заданий, осознание собственной деятельности и понимание операционного состава действия. Описана модель организации формирования действия «овладение понятием» в процессе обучения математике в начальных классах. Раскрыты этапы работы: мотивационный, ознакомление с сущностью и структурой действия, формирование отдельных структурных компонентов, формирование действия на внутрипредметном уровне, формирование целостной структуры действия, самостоятельное применение. Приводятся конкретные приемы работы, направленные на повышение мотивации обучающихся, раскрытия важности овладения целостным составом действия, поэтапное становление формируемого действия.
Потапов А. А., Павлова И. В.

Ключевые слова: активные методы обучения, повышение мотивации, проектное обучение, мозговой штурм, кейс-метод, деловая игра.

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

В настоящее время изменяются цель и конечный результат процесса обучения. Если раньше целью являлось формирование знаний, умений и навыков преподавателем, то и подход к такому обучению был в основном объяснительно-иллюстративным (традиционным). Сейчас возрос интерес работодателей к личностным навыкам, в частности таким как умение работать в команде и находить инновационные решения сложных задач. Поэтому и процесс обучения приобретает черты проблемного обучения, а традиционное обучение дополняется инновационным, широко использующим активные методы обучения. Данная работа направлена на демонстрацию эффективности использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Силовая электроника» в Казанском государственном энергетическом университете для студентов, обучающихся по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электроника». Активные методы обучения стимулируют мышление обучающихся и характеризуются высокой степенью мотивации и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. Использование активных методов обучения позволяет осуществлять познавательную и творческую деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса и содействует развитию профессиональных компетенций. Поэтому, по нашему мнению, необходимо шире использовать в преподавании технических дисциплин активные методы обучения для наиболее полного включения студентов в процесс обучения и для наиболее эффективного усвоения знаний обучающимися. В статье рассказывается о целом спектре методов активного обучения, применяемых в преподавании дисциплины «Силовая электроника», а именно: проектное обучение, метод мозгового штурма, кейс-метод, блиц-игры, дискуссии и т. п. На примере трех групп проанализированы изменения таких показателей, как успеваемость, повышенный интерес к изучаемой дисциплине, с применением в процессе обучения активных методов, в сравнении с другими группами в потоке, обучающимися с использованием традиционных методов. Определены оптимальные активные методы, которые рекомендованы к использованию при изучении дисциплины «Силовая электроника» в Казанском государственном энергетическом университете. В целом использование активных методов обучения было оценено очень позитивно. Однако некоторые студенты отметили, что этот подход требует от них больше усилий и времени, чем традиционная система обучения.
Ропотина Е. И.

Ключевые слова: сравнительный анализ, финансовая грамотность, экономическое просвещение, опрос, взаимодействие семьи и школы.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

По данным научных исследований и социальных опросов, в современной России уровень финансовой грамотности населения остается низким. Цель статьи – используя результаты сравнительного анализа опроса, проведенного Национальной родительской ассоциацией, и опроса родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска, выявить уровень финансовой грамотности родителей обучающихся образовательных организаций; определить общие тенденции и ключевые направления в организации работы с родителями над тематикой повышения финансовой грамотности семей с детьми. С помощью сравнительного анализа, индукции, дедукции как методов теоретического исследования обнаружен достаточно высокий уровень заинтересованности родителей обучающихся в повышении своей финансовой грамотности и финансовой грамотности детей, их готовности участвовать в совместных обучающих программах по изучению финансовой грамоты на базе образовательных учреждений. Предлагается способ совместного участия родителей и детей во внеурочной деятельности с целью повышения их финансовой грамотности.
Сухов А. О.

Ключевые слова: педагогическое образование, театральная педагогика, средства и приемы театральной педагогики, коммуникативная компетентность.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»)

Статья посвящена возможностям использования средств театральной педагогики для становления коммуникативной компетентности будущих учителей. Теоретически обосновывается целесообразность применения средств театральной педагогики в подготовке обучающихся, развитии их коммуникативной компетентности как составляющей педагогического мастерства. Охарактеризован комплекс средств театральной педагогики (маска, творческий дневник, игра, тренинг, драматический этюд), позволяющий обеспечивать закрепление и применение теоретических знаний (по образцу и в творческой деятельности), формирование коммуникативных умений. Представлена методика проведения опытно-экспериментальной работы в процессе изучения дисциплины «Культура речи и педагогическая риторика» по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат). Приведены данные о результативности использования комплекса средств театральной педагогики в процессе обучения будущих педагогов: повышение качества знаний студентов и уровня ожиданий от изучения дисциплины (интереса к занятиям), а также становление их коммуникативных умений.
Косьмина Д. В.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, готовность студентов к самостоятельной учебной деятельности, мотивация учения, общеучебные умения.

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования готовности студентов организаций среднего профессионального образования к самостоятельной учебной деятельности. Готовность к самостоятельной учебной деятельности рассматривается в контексте трех составляющих: ценностно-мотивационного, когнитивного и волевого компонентов. Обоснован инструментарий исследования – анкета, включающая три блока вопросов, соответствующих компонентам готовности. Основное внимание обращено на анализ мотивационной готовности обучающихся и данных самооценки студентами общеучебных умений. Охарактеризованы основные недостатки мотивационной и когнитивной готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности. Предложены пути преодоления выявленных недостатков готовности к самостоятельной учебной деятельности в организациях среднего профессионального образования: активизация профориентационной работы в старших классах общеобразовательных школ, акцент на интерактивные формы учебной работы, разработка пропедевтического курса, направленного на устранение недостатков в качестве общеучебных умений.
Шевченко Н. Н., Шевченко В. И.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, образовательная среда, аксиологический, культурологический, деятельностный, контекстный и компетентностный подходы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ

Статья посвящена проблеме подготовки конкурентоспособных специалистов сферы гостеприимства как одного из приоритетных и динамично развивающихся направлений социально-экономической политики российского государства, что связано с его переходом от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Профессиональная подготовка будущих специалистов индустрии гостеприимства рассматривается в контексте современных подходов как методологических оснований к профессиональному становлению выпускников, способных к проектированию и реализации собственной профессиональной карьеры, обладающих необходимыми компетенциями, личностными качествами и профессиональной мобильностью. Представлен анализ комплек-са опросов на выявление профессиональных позиций студентов 2–4-х курсов, обучающихся по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» в Петрозаводском государственном уни-верситете, а также результаты на выявление их ценностей, мотивации к социокультурному и межкультурному взаимодействию, ценностно-смыслового отношения к будущей профессии. Выделены профессиональные компетенции будущих специалистов сферы гостиничного сер-виса, которые формируются в различных видах практико-ориентированной деятельности, приближенной к профессиональной уже на этапе обучения в университете.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам