Островерхая, И. В. СЕТЕВОЙ КОНКУРС «INFOCAT»: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ / И. В. Островерхая, Н. В. Андреева // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.6048


Выпуск № 3 (31)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 372.881.111.1

СЕТЕВОЙ КОНКУРС «INFOCAT»: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Островерхая Ирина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
(Калининград, Российская Федерация)
iostroverkhaya@kantiana.ru
Андреева Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент, директор Ресурсного центра иностранных языков
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
(Калининград, Российская Федерация)
nandreeva@kantiana.ru
Ключевые слова:
конкурсная деятельность
конкурс-вызов
ситуация успеха
методическое сопровождение конкурсантов
принцип наглядности
визуализация научной информации.
Аннотация: конкурсная деятельность, являющаяся востребованным и эффективным механизмом развития совокупности компетенций обучающихся, имеет ряд недостатков, снижающих ее эффективность. При проведении сетевого англоязычного конкурса «Infocat» преподавателями Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) была предпринята попытка преодоления таких проблемных моментов соревновательной деятельности, как неразработанность технологии методического сопровождения конкурсных и внеконкурсных мероприятий, ограниченная аудитория участников, стрессовость конкурсной среды. В статье представлен пилотный опыт реализации конкурса «Infocat», нацеленного на развитие комплекса ключевых компетенций конкурсантов, включающих когнитивную, иноязычную, информационную, проектировочную, оценочную и коммуникативную составляющие. В основе конкурса лежит метод проектов, предполагающий разработку интеллектуально-творческого продукта, которым является инфокарта, воплощающая использование принципа наглядности в обучении и представляющая собой одностраничный электронный текстово-инфографический документ, систематизирующий и визуализирующий информацию по обозначенным разделам.
Объектом изучения явились продукты конкурсной деятельности, созданные пилотным контингентом участников, включающим весь списочный состав второкурсников Института живых систем (ИЖС) БФУ им. И. Канта, заканчивающих освоение дисциплины «английский язык» на начальном этапе обучения в вузе. Описание опыта реализации конкурса «Infocat» осуществлялось с помощью анкетирования конкурсантов, поэлементного анализа конкурсных инфокарт, ранжирования, количественных подсчетов и корреляционного анализа.
Представлены результаты оценивания конкурсных инфокарт в соответствии с такими критериями, как «содержание», «текстовая грамотность», «техническая грамотность», «визуализация» и «источники». Установлено корреляционное соотношение между временем, затраченным конкурсантами на создание инфокарты, и общим количеством баллов, полученным ими в результате конкурса. Приведен перечень методического сопровождения, способствующего созданию комплексного сетевого пространства одновременно на двух электронных платформах – университетском портале онлайн-обучения LMS и площадке конкурса в социальной сети ВКонтакте.
Конкурс «Infocat» является конкурсом-вызовом как для конкурсантов, так и для его организаторов. Специфика конкурса заключается в использовании сетевого формата, обеспечивающего наглядность, зрелищность и доступность всех конкурсных и внеконкурсных мероприятий в круглосуточном режиме; в экологичности конкурсного продукта, разрабатываемого в форме электронных копий; в расширении конкурсной аудитории за счет предоставления возможности участия в конкурсе абсолютно всем обучающимся второго курса, а также за счет привлечения к внеконкурсным мероприятиям обучающихся первого курса; в стимулировании ситуации успеха путем организации детального методического сопровождения. Определены направления дальнейшей работы, связанной с совершенствованием процедуры педагогического сопровождения конкурса и изучением образовательного потенциала конкурсных продуктов. Представленное описание организации, проведения и оценки результатов конкурса «Infocat», а также анализ проблем, обнаруженных в ходе его пилотной реализации, с возможным их решением в будущем могут быть использованы преподавателями вузов и школ при организации подобных конкурсов в своих учебных заведениях в рамках непрерывного образования.
Статья поступила: 16.07.2020; Принята к публикации: 15.08.2020; Размещена в сети: 25.09.2020.

WEB-BASED COMPETITION «INFOCAT»: SPECIFICITY AND DEVELOPMENT PROSPECTS

OSTROVERKHAIA Irina V.
PhD in Philological Sciences, Associate Professor
Immanuel Kant Baltic Federal University
(Kaliningrad, Russian Federation)
iostroverkhaya@kantiana.ru
ANDREEVA Natalia V.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Resource Centre of Foreign Languages
Immanuel Kant Baltic Federal University
(Kaliningrad, Russian Federation)
nandreeva@kantiana.ru
Keywords:
competition activity
challenge-competition
success situation
methodological support of competitors
visibility
visualization of scientific information.
Abstract: despite being a relevant and efficient mechanism for the development of students’ competencies, competitive activity is not devoid of factors reducing its effectiveness. Arranging the web-based English-language «Infocat» competition, teachers of the Resource Centre of Foreign Languages of Immanuel Kant Baltic Federal University (the IKBFU) attempted to overcome such controversial aspects of competitive activity as the lack of development of methodological support of competition and out-of-competition events, limited audience, stressfulness of the competition environment. The article presents the pilot experience of the «Infocat» competition aimed at developing a set of key competencies of the contestants including cognitive, foreign language, information, design, evaluation and communication components. The «Infocat» competition is based on the project method involving the development of an intellectual and creative product, which is an «infomap» implementing the principle of visualization in training and representing a one-page electronic textual-infographic document that organizes and visualizes information in the indicated sections. The object of the current study turned out to be the products of competition activity created by the pilot contingent of contestants including the entire list of sophomores of the Institute of Living Systems of the IKBFU who were finishing the «English Language» course at the initial stage of training at university. A questionnaire survey of the contestants, an element-by-element analysis of competition infomaps, ranking, quantitative calculations, and a correlation analysis were employed to describe the results of the web-based «Infocat» competition. The article presents the results of evaluating competition infomaps in accordance with such criteria as «Content», «Text literacy», «Technical literacy», «Visualization», and «Sources». A correlation was established between the time spent by the contestants on creation of an infomap and the total number of points they received as a result of the competition. A list of methodological support is provided that contributes to the creation of an integrated web-based space simultaneously on the two electronic platforms – the university’s online learning portal LMS and the competition site on the VKontakte social network. The «Infocat» competition appears to be a challenge-competition for both the contestants and the organizers. The specificity of the «Infocat» competition lies in the use of the web-based format ensuring visibility, entertainment and round-the-clock accessibility of all competition and out-of-competition events; in the environmental friendliness of the competition products developed in the form of soft copies; in expanding the competition audience by providing the opportunity to participate in the competition for absolutely all sophomores as well as by attracting freshers to out-of-competition events; in stimulating the situation of success by organizing detailed methodological support. Directions of further work related to the improvement of the pedagogical support procedure of the competition activities as well as the study of the educational potential of competition products were determined. The presented description of the arrangement, implementation and discussion of the «Infocat» competition results as well as the analysis of the problems discovered during the competition piloting and their possible solution in the future can be used by university and school teachers when arranging such competitions in their educational institutions as part of lifelong education.
Paper submitted on: 07/16/2020; Accepted on: 08/15/2020; Published online on: 09/25/2020.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «целью иноязычной подготовки в неязыковом вузе на каждом этапе образования является развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся при одновременном развитии когнитивной, информационной, социокультурной, личностно-формирующей компетенций» [3, с. 3]. Общеизвестно, что «конкурсная деятельность, ориентированная на умение решать как типовые, так и нестандартные задачи путем применения знаний конкретной дисциплины или комплекса дисциплин, является востребованным и эффективным механизмом развития совокупности компетенций учащихся на всех образовательных уровнях» [5, с. 438]. Являясь «состязанием в силе, ловкости, знаниях, умениях» [4, с. 74], конкурс активизирует способности обучающихся, позволяет выявить их творческий потенциал, способствует созданию мотивации к обучению и повышает качество образования [1, с. 74; 2, с. 51; 5, с. 439].

Несмотря на несомненные достоинства конкурсной деятельности, в современных педагогических исследованиях указывается на ряд отдельных недостатков, снижающих ее эффективность. По утверждению О. И. Чурбановой, одним из проблемных моментов является «неразработанность технологий психолого-педагогического сопровождения процесса самореализации подростков в условиях соревновательной среды творческих конкурсов» [7, с. 118]. Другим неблагоприятным моментом является стрессовая ситуация соревновательной среды, в которую попадают участники олимпиад и конкурсов. Для снижения накала стрессовости конкурсной среды, которая, по мнению Н. И. Холод, «сдерживает проявление творчества» обучающихся [6, с. 116], педагоги, организующие соревновательную деятельность, должны «создать каждому студенту ситуацию успеха», на что справедливо указывает О. М. Шенцова [8, с. 501]. По мнению исследователей, создание ситуации успеха стимулирует творческую деятельность студентов и мотивирует процесс самореализации подростков [7, с. 121; 8, с. 501]. Еще одним сдерживающим фактором конкурсного формата, по убеждению авторов настоящего исследования, является тот факт, что конкурсы, как правило, адресованы ограниченному кругу участников, тогда как большое количество обучающихся остается за рамками их проведения.

Опираясь на бесспорное утверждение Л. В. Шиловой о том, что «миссия вуза состоит в том, чтобы создать условия всем студентам для проявления своих дарований, талантов и потенциала» [9, с. 195], преподаватели Ресурсного центра иностранных языков Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта И. В. Островерхая и Н. В. Андреева с целью преобразования «соревновательной среды в альтернативное пространство самореализации, творческого поиска, свободы» обучающихся [7, с. 122] предприняли попытку преодоления вышеуказанных проблемных моментов в процессе организации и проведения 1-го англоязычного интеллектуально-творческого сетевого конкурса «Infocat: Science is Visual» (далее «Infocat»). Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы представить научному сообществу опыт пилотной реализации конкурса «Infocat» через описание процесса его организации и проведения, обсуждение его результатов, выявление его специфики и определение перспектив.

Организационные моменты. Подготовка к конкурсу «Infocat» началась в ноябре 2019 г. с создания инициативной группы, в которую вошли преподаватель английского языка, два студента-второкурсника и выпускник университета. В задачи инициативной группы входило написание «Положения о конкурсе», создание логотипа и слогана, разработка макетов конкурсных дипломов, подготовка пакета методического сопровождения конкурса. Сетевой (электронно-дистантный) формат проведения конкурса был избран в силу его доступности, многофункциональности и экологичности. Реализация 1-го англоязычного сетевого конкурса «Infocat», осуществлявшаяся в период с 20 апреля по 14 мая 2020 г., не стала «стресс-тестом» в ситуации вынужденной самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, а органично вписалась в дистанционный учебный процесс в качестве планового мероприятия в условиях «новой нормальной» образовательной среды.

Конкурс «Infocat» нацелен на развитие комплекса ключевых компетенций участников конкурса, который включает когнитивную, иноязычную, информационную, проектировочную, оценочную и коммуникативную составляющие. В основе конкурса лежит метод проектов, предполагающий создание продукта, которым является «инфокарта», воплощающая использование принципа наглядности в обучении, который способствует сочетанию «конкретного с абстрактным, рационального с иррациональным, теоретических знаний с практической деятельностью» [11, с. 158]. Специфика конкурсного продукта обусловливает задачи конкурса, в число которых входит формирование навыков работы с различными информационными источниками, совершенствование умений обработки и структурирования информации, развитие эстетической культуры оформления работ.

Участникам 1-го конкурса «Infocat» было предложено разработать инфокарты на английском языке в номинациях «Animal Species of the Kaliningrad Region» и «Chemical Element». Инфокарта должна была представлять собой электронный одностраничный инфографический документ, демонстрирующий текстовый и визуальный материал по обозначенным темам. Согласно «Положению о конкурсе», текстово-инфографическая информация на каждой из инфокарт должна была включать 7 обязательных разделов, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Обязательные разделы инфокарт

 

Table 1

Compulsory sections of the infomaps

 

Инфокарта

«Animal Species of the Kaliningrad Region»

Инфокарта

«Chemical Element»

Taxonomy Position in the periodic table, atomic structure
Discovery / Identification Discovery
Conservation status Physical qualities
Distribution and habitat Occurrence in nature
Description Usage and application
Behaviour and feeding habits Influence on a human
Something interesting Something interesting

 

Разработанные участниками конкурса инфокарты оценивались по 5 критериям, представленным в таблице 2. За каждый из критериев конкурсанты максимально могли получить 10 баллов. Полученные баллы суммировались. Лауреаты первой, второй и третьей степени определялись по общему количеству баллов и награждались дипломами соответствующей степени. При равном количестве баллов лауреатами становились сразу несколько человек.

Таблица 2

 

Критерии оценки конкурсной инфокарты 

Table 2

Infomaps Competition Evaluation Criteria

 

Критерий Что оценивается
1. Содержание наличие информации по обозначенным разделам
2. Текстовая грамотность наличие / отсутствие грамматических, лексических и речевых ошибок в текстовом материале инфокарты
3. Техническая грамотность наличие / отсутствие опечаток, правильность использования пробелов, пунктуационных знаков и орфографического оформления цифровых значений
4. Визуализация презентабельность, релевантность и привлекательность подобранных иллюстраций
5. Источники полнота и грамотность оформления списка использованных источников

 

Пилотным контингентом конкурса стал весь списочный состав второкурсников Института живых систем (ИЖС) БФУ им. И. Канта, обучающихся по направлениям «06.03.01 Биология» и «04.03.01 Химия», а также по специальности «06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика», которые заканчивали освоение дисциплины «английский язык» на начальном этапе обучения в вузе. Конкурс проводился в четвертом семестре непосредственно перед итоговым экзаменом по дисциплине. Баллы, полученные обучающимися за конкурсные работы, были включены в общий рейтинг обучающихся за отчетный период. Данный факт, по единодушному мнению организаторов и участников конкурса, явился дополнительным мотиватором нацеленности обучающихся на успех.

Гипотетически абсолютно все участники конкурса имели шанс стать лауреатами первой степени при условии разработки ими инфокарт, которые соответствовали бы всем конкурсным требованиям. Предоставление возможности каждому участнику конкурса «Infocat» стать его победителем, по твердому убеждению авторов настоящего исследования, является одним из способов стимулирования ситуации успеха. В данном отношении конкурс «Infocat» можно назвать конкурсом-вызовом, который его участникам нужно постараться выдержать с максимальной степенью успешности.

Конкурс «Infocat» реализовывался одновременно на двух электронных сетевых платформах: на конкурсной площадке «Infocat», созданной на университетском портале онлайн-обучения LMS (lms-3.kantiana.ru), и на странице мероприятия «Infocat 2020» в социальной сети ВКонтакте (vk.com/infocat2020). Конкурсный период состоял из двух этапов: этап создания и приема конкурсных работ (14 дней) и оценочный этап (10 дней). Экспертная группа преподавателей оценивала конкурсные работы на портале LMS, тогда как в социальной сети ВКонтакте был организован розыгрыш призов зрительских симпатий, в котором смог принять участие любой желающий, включая родственников, друзей и знакомых конкурсантов.

Конкурс «Infocat» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, поэтому оценивание конкурсных инфокарт является определенным вызовом и для преподавателей иностранного языка. Для того чтобы качественно оценить критерий «содержание», организаторы конкурса прибегли к помощи специалистов, которыми стали преподаватели специальных дисциплин, аспирант и выпускник ИЖС БФУ им. И. Канта.

Методы описания опыта реализации конкурса «Infocat». Основными методами, использовавшимися для описания практического опыта реализации 1-го сетевого конкурса «Infocat», явились поэлементный анализ продуктов деятельности конкурсантов, ранжирование, количественные подсчеты и корреляционный анализ, выполненный в программе Microsoft Excel. С целью получения обратной связи от участников конкурса было проведено анкетирование, осуществленное с помощью инструментария социальной сети ВКонтакте. Анкета включала вопросы как закрытого, так и открытого типа.

Результаты 1-го сетевого конкурса «Infocat». В общей сложности на 1-й сетевой конкурс «Infocat» было представлено 38 инфокарт в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» и 20 инфокарт в номинации «Chemical Element». Из 54 человек, участвовавших в конкурсе, 4 человека представили работы в обеих номинациях. Наилучшие результаты показали 4 конкурсанта, набравшие по 49 баллов из 50 в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region», и 2 конкурсанта, набравшие по 48 баллов в номинации «Chemical Element». Экспертной комиссией были определены 20 лауреатов (39 % от общего числа конкурсантов): 7 лауреатов I степени, 9 лауреатов II степени и 4 лауреата III степени. На рисунках 1 и 2 представлены инфокарты, разработанные участниками 1-го сетевого конкурса «Infocat», которым удалось стать лауреатами I степени.

 

 

 

Рис. 1. Инфокарта «Ermine (Mustela erminea)», созданная лауреатом I степени
в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 1. «Ermine (Mustelaerminea)» infomap created by the 1st degree laureate
in the «Animal Species of the Kaliningrad Region» category

 

 

 

Рис. 2. Инфокарта «Caesium», созданная лауреатом I степени
в номинации «Chemical Element»

Fig. 2. «Caesium» infomap created by the 1st degree laureate /

in the «Chemical Element» category

 

Специальные дипломы «За лучшую выноску», «За использование авторской фотографии» и «За новое веяние в визуализации науки» получили 3 человека. В результате открытого и анонимного голосования на площадке конкурса ВКонтакте были выбраны 4 обладателя призов зрительских симпатий. Два человека оказались наиболее успешными: одному конкурсанту удалось стать лауреатом I и II степени, а также выиграть приз зрительских симпатий; второй конкурсант получил диплом II степени и стал обладателем приза зрительских симпатий.

Общая оценка конкурсных работ. Согласно статистике общих оценок, представленной на диаграммах, изображенных на рисунках 3 и 4, лауреатами I, II и III степени, работы которых были оценены на 40–50 баллов (80–100 % от максимального количества баллов), в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» стали 13 человек (34 % от общего числа участников в отдельной номинации) и 7 человек (35 %) в номинации «Chemical Element», соответственно.

 

 

 

 

Рис. 3. Общее количество баллов, полученное конкурсантами
в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 3. Total score in the «Animal Species of the Kaliningrad Region» category

 

 

 

Рис. 4. Общее количество баллов, полученное конкурсантами
в номинации «Chemical Element»

Fig. 4. Total score in the «Chemical Element» category

 

Общее количество конкурсантов, работы которых получили более 50 % от максимально возможного количества баллов, в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» составило 34 человека (89 % от общего числа участников в отдельной номинации) и 19 человек (95 %) в номинации «Chemical Element». Данные показатели дают основание для утверждения о том, что участникам 1-го сетевого англоязычного конкурса «Infocat» удалось принять вызов и создать достойные работы, несмотря на отсутствие предшествующего опыта разработки тематических инфокарт на английском языке у 54 % конкурсантов. Кроме того, для создания электронных инфокарт, согласно ответам респондентов на вопросы итогового анкетирования, 5 человек (9 % от общего числа всех конкурсантов) освоили новую компьютерную программу, а 15 человек (28 %) научились пользоваться новыми инструментами и опциями уже знакомых компьютерных программ. Обучающий потенциал конкурса «Infocat» нашел отражение в обратной связи, полученной от конкурсантов, которые в своих отзывах указали на то, что конкурс «Infocat» «позволяет расширить кругозор, улучшить навыки в английском и навыки владения компьютерными программами» (здесь и далее цитаты респондентов приводятся с сохранением их авторского оформления); «учит работать с научной информацией, в том числе и визуализировать ее, что является важным навыком в современном мире»; «развивает навыки дизайна и структурирования информации»; «дает возможность поупражняться в поиске, подборе, структурировании и визуализации информации на английском языке»; «позволяет расширить знания профессионального английского языка и раскрыть свои таланты».

Оценка конкурсных работ по отдельным критериям. Согласно статистике результатов по отдельным оценочным критериям, представленной на диаграммах, изображенных на рисунках 5 и 6, наилучшие результаты были показаны участниками по критерию «техническая грамотность» (76,3 % от максимально возможного количества баллов) в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» и по критерию «текстовая грамотность» (85,5 %) в номинации «Chemical Element».

 

 

 

Рис. 5. Количество баллов по отдельным оценочным критериям
в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 5. The number of points for certain evaluation criteria
in the «Animal Species of the Kaliningrad Region» category

 

 

 

Рис. 6. Количество баллов по отдельным оценочным критериям
в номинации «Chemical Element»

Fig. 6. The number of points for certain evaluation criteria
in the «Chemical Element» category

 

Результаты конкурсантов по отдельным оценочным критериям показательны в плане выявления направлений дальнейшей работы, которым организаторам конкурса следует уделить особое внимание при взаимодействии с будущими потенциальными участниками конкурса «Infocat». Так, на основе языковых (грамматических, лексических, орфографических, пунктуационных, речевых) и смысловых (содержательных) ошибок, а также ошибок в визуализации текстового контента, которые были допущены конкурсантами, может быть создан «Тренировочный корпус» конкурса «Infocat», который будет в дальнейшем применяться в работе с обучающимися в качестве учебно-методического средства в рамках дисциплины «английский язык» на обозначенных специальностях и направлениях. Кроме того, особое внимание в дальнейшем целесообразно уделить работе, направленной на повышение результатов по критерию «источники», по которому участники 1-го сетевого конкурса «Infocat» продемонстрировали наименьшую компетентность, набрав 69 % от максимально возможного количества баллов в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» и 68 % в номинации «Chemical Element». Относительно невысокие результаты конкурсантов по данному критерию частично объясняются ответами респондентов на вопросы итогового анкетирования, в котором 36 человек (67 % от общего числа конкурсантов) указали на то, что основное внимание уделили разработке инфокарты, тогда как составление файла с источниками посчитали второстепенным делом. В данной связи актуальным становится включение в методический портфель дисциплины «английский язык» тренировочных заданий, нацеленных на корректное оформление ссылок на аутентичные материалы, библиографические и интернет-источники.

Поэлементный анализ конкурсных работ по критерию «содержание». Анализ конкурсных инфокарт по критерию «содержание», успешность которого составила 74 % по обеим номинациям (рис. 5 и 6), показателен в плане выявления информационной компетентности конкурсантов, призванной продемонстрировать «способность и умение самостоятельно искать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [1, с. 66]. Диаграммы, представленные на рисунках 7 и 8, демонстрируют тот факт, что наиболее структурированными оказались инфокарты в номинации «Chemical Element», в которой 75 % инфокарт были выполнены со строгим соблюдением всех вышеобозначенных разделов, тогда как в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» лишь 45 % инфокарт отличались полным структурированием информации по всем требующимся разделам.

 

 

 

Рис. 7. Соблюдение обязательных разделов
на инфокарте «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 7. Observance of the compulsory sections in the «Animal Species
of the Kaliningrad Region» infomap

 

 

Рис. 8. Соблюдение обязательных разделов на инфокарте «Chemical Element»

Fig. 8. Observanceof the compulsory sections in the «Chemical Element» infomap

 

Как видно из рисунков 7 и 8, типичными ошибками, допущенными конкурсантами при структурировании информации, являются пропуски заголовков разделов, неправильные формулировки заголовков, отсутствие одного или нескольких разделов. Представляется, что дополнение методического пакета конкурса «Infocat» чек-листом, который будет использоваться конкурсантами для самопроверки созданных ими инфокарт, может способствовать созданию более структурированных и качественных конкурсных работ.

Корреляционный анализ. В результате проведения корреляционного анализа, выполненного в компьютерной программе Microsoft Excel, была обнаружена достаточно сильная прямая связь между временем, затраченным конкурсантами на разработку инфокарты, и общим количеством баллов, полученным за конкурсные работы (рис. 9 и 10).

 

 

Рис. 9. Прямая связь между временем, затраченным на разработку инфокарты,
и общим количеством полученных баллов
в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 9. Direct link between the time spent on the development of the infomap
and the total score in the «Animal Species of the Kaliningrad Region» category

 

 

  

Рис. 10. Прямая связь между временем, затраченным на разработку инфокарты, и общим количеством полученных баллов в номинации «Chemical Element»

Fig. 10. Direct link between the time spent on the development of the infomap
and the total score in the «Chemical Element» category

 

Коэффициент корреляции составил 0,77 в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» и 0,82 в номинации «Chemical Element». Причем в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region» прослеживается линейная зависимость между рассматриваемыми показателями (рис. 11), тогда как в номинации «Chemical Element» наблюдается экспоненциальная зависимость (рис. 12).

   

 

  

Рис. 11. Линейная зависимость между временем, затраченным на разработку инфокарты, и общим количеством полученных баллов в номинации «Animal Species of the Kaliningrad Region»

Fig. 11. Linear dependence of the time spent on the development of the infomap
and the total score in the «Animal Species of the Kaliningrad Region» category

  

 

   

Рис. 12. Экспоненциальная зависимость между временем, затраченным на разработку инфокарты, и общим количеством полученных баллов в номинации «Chemical Element»

Fig. 12. Exponential dependence of the time spent on the development
of the infomapand the total scorein the «Chemical Element» category

   

Симптоматично, что выявленная связь между временем разработки и конечным результатом, была отмечена в отзывах самих конкурсантов. Вот некоторые из них: «Целостное восприятие работы играет весомую роль, поэтому, когда смотришь на работу, сразу видно, сколько времени человек уделил на ее создание, даже если не брать во внимание информативность (текст). При выборе лучших инфокарт я оценивала их с точки зрения именно механической работы: вырезания в редакторах, подборка изображений, стилизованность, выбор общих цветов и тому подобное»; «Работа “Ermine (Mustela erminea)” выделяется тем, что там было потрачено очень много сил и времени на поиск изображений и их обработку».

Методическое сопровождение 1-го сетевого конкурса «Infocat». Одной из отличительных особенностей конкурса «Infocat», как было отмечено выше, является расширенное методическое сопровождение, перечень которого представлен в таблице 3.

Таблица 3

Перечень методического сопровождения 1-го конкурса «Infocat»

Table 3

First «Infocat» Competition: Methodological Support

 

Методическое средство Количество
Применяется на университетском портале онлайн-обучения LMS
1. Положение о конкурсе 1 файл
2. Демонстрационные образцы инфокарт, разработанные организаторами конкурса 2 инфокарты
3. Образцы оформления списка источников 2 файла
4. Ссылки на справочные издания 2 ссылки
5. Рекомендации по созданию инфокарты, выполненные в формате инфокарты 1 файл
Применяется на площадке конкурса в социальной сети ВКонтакте
1. Положение о конкурсе 1 файл
2. Демонстрационные образцы инфокарт, разработанные организаторами конкурса 2 инфокарты
3. Образцы оформления списка источников 2 файла
4. Ссылки на справочные издания 2 ссылки
5. Рекомендации по созданию инфокарты, выполненные в формате инфокарты 1 файл
6. Рекомендации по созданию инфокарт, выполненные в формате отдельных «постов» 3 «поста»
7. «Посты» о конкурсных событиях 25 «постов»
8. «Посты» о конкурсной статистике 5 «постов»
9. Конкурсный фотоальбом «Moments» 1 альбом
10. Горячая линия по консультированию участников 156 личных сообщений
11. Просветительские «посты» о профессиональных сообществах, важных датах, образцах инфографики 21 «пост»
12. Обучающие «посты» с тестовыми квизами, проводимыми в формате открытого голосования 22 «поста»
13. Анкета обратной связи 1 анкета
Применяется на официальном сайте университета
1. Репортаж о старте конкурса 1 репортаж
2. Репортаж о результатах конкурса 1 репортаж

 

Организация методического сопровождения 1-го сетевого конкурса «Infocat» отличалась достаточно высокой трудоемкостью и также явилась определенным вызовом для команды организаторов, которые постарались создать комплексное сетевое конкурсно-просветительское пространство с помощью содержательных и визуально привлекательных методических средств, образовательный потенциал которых может стать предметом отдельного исследования.

Показательно, что познавательная значимость методических материалов, сопровождающих конкурсные и внеконкурсные мероприятия, нашла отражение в ответах респондентов: «Все достаточно интересно и помогает разнообразить будни на дистанционном обучении :))»; «Все было интересно и информативно»; «Отдельное спасибо за организацию для нас ежедневных викторин»; «Все хорошо! Спасибо за детальную разработку конкурса!»; «Конкурс получился интересным, а ежедневные посты разбавляли ожидание итогов».

Расширенная целевая аудитория. Образовательное и просветительское воздействие конкурса «Infocat» не ограничивается направленностью на основной контингент участников, а распространяется также на обучающихся первого курса, которые были приглашены на площадку конкурса в социальной сети ВКонтакте и в рамках дисциплины «английский язык» получили обязательное задание по выполнению ежедневных квизов с их последующим разбором на онлайн-аудиторном занятии (на платформе Cisco WebEx), задание на составление рабочего словаря на основе материала конкурсных работ, а также задание на составление письменного аргументированного отзыва о понравившихся конкурсных работах. Представляется, что выполнение указанных заданий может мотивировать обучающихся на разработку грамотных и визуально информативных конкурсных работ в рамках очередного конкурса «Infocat», в котором им будет предложено поучаствовать.

Таким образом, сетевой англоязычный конкурс «Infocat» является конкурсом-вызовом как для участников, так и для команды его организаторов. Конкурсантам предлагается создать интеллектуально-творческий продукт – электронную одностраничную инфокарту, являющуюся наглядной мини-презентацией, которая дает возможность блиц-знакомства с тематически систематизированным и структурированным профессиональным контентом. Организаторам конкурса необходимо обеспечить детальную проработку всех конкурсных этапов, качественную проверку конкурсных работ, методическую поддержку конкурсных и внеконкурсных мероприятий в комплексном сетевом соревновательно-просветительском пространстве.

Конкурс «Infocat» нацелен на развитие комплекса ключевых компетенций конкурсантов, включающих когнитивную, иноязычную, информационную, проектировочную, оценочную и коммуникативную составляющие. Создание конкурсного продукта способствует формированию навыков работы с различными информационными источниками, совершенствованию умений обработки и структурирования информации, развитию эстетической культуры оформления работ.

Специфика конкурса «Infocat» заключается в использовании сетевого формата, обеспечивающего наглядность, зрелищность и доступность всех конкурсных и внеконкурсных мероприятий в круглосуточном режиме; в экологичности конкурсного продукта, разрабатываемого в форме электронных «мягких» копий (soft copies); в расширении конкурсной аудитории за счет предоставления возможности участия в конкурсе абсолютно всем обучающимся второго курса, заканчивающим освоение дисциплины «английский язык» в учебном плане основных образовательных программ бакалавриата и специалитета, а также за счет привлечения к внеконкурсным мероприятиям обучающихся первого курса; в стимулировании ситуации успеха путем организации детального методического сопровождения участников на всех конкурсных этапах.

Пилотный опыт проведения сетевого англоязычного интеллектуально-творческого конкурса «Infocat» оказался достаточно позитивным. Однако, исходя из обсуждения результатов 1-го конкурса и предложений, высказанных конкурсантами, процедура проведения конкурса «Infocat» также может быть дополнена такими форматами, как предконкурсный этап, предполагающий открытие мероприятия «Infocat» в социальной сети ВКонтакте примерно за неделю до начала приема работ с целью проведения тренировочного электронно-дистантного инструктажа; дополнение методического пакета конкурса чек-листом для самопроверки конкурсных работ и более детальными рекомендательными и обучающими материалами; установка твердого ежедневного расписания внеконкурсных мероприятий каждого конкурсного дня; использование опции «сториз» и др.

Образовательные возможности конкурса «Infocat», как показала практика его пилотной реализации, не являются исчерпывающими. Дальнейшего изучения требуют, например, учебно-методический потенциал конкурсных продуктов, на основе которых может быть создан «Тренировочный корпус» конкурса, а также вопрос совершенствования методического портфеля педагогического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурсной деятельности и вопрос оптимизации сетевых внеконкурсных мероприятий.

Представляется, что опыт пилотной реализации сетевого (электронно-дистантного) конкурса «Infocat» может быть использован преподавателями вузов и школ при организации подобных конкурсов в своих учебных заведениях в рамках непрерывного образования.

 

Список литературы

  1. Гордиенко, О. В. Творческие лингвистические конкурсы как средство активизации творческого потенциала школьников / О. В. Гордиенко, О. Ю. Князева // Наука и школа. – 2014. – № 1. – С. 73–79.
  2. Есина, Л. С. Альтернативный подход в обучении английскому языку в эпоху цифровой экономики / Л. С. Есина  // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2019. – № 21. – С. 51–56.
  3. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: комплект программ для трех ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) / Л. Г. Кузьмина, Е. Н. Соловова, М. А. Стернина ; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. – 38 с.
  4. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф Закирова, Т. А. Строкова и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  5. Соловьева, С. И. Конкурсная деятельность как средство повышения профессиональной подготовки в сфере информационных технологий / С. И. Соловьева, Т. В. Тохтуева // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 437–442.
  6. Холод, Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе / Н. И.  Холод // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (166). – С. 115–118.
  7. Чурбанова, О. И. Социально-педагогический потенциал творческих конкурсов в самореализации подростков / О. И. Чурбанова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – Т. 216. – С. 117–124.
  8. Шенцова, О. М. Соревновательная деятельность как способ стимулирования творческой деятельности студентов / // Новые идеи нового века : материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – 2018. – Т. 2. – С. 500–505.
  9. Шилова, Л. В. Роль языковой олимпиады в развитии творчески активной личности / Л. В. Шилова // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1. – № 10. – С. 195–198.
  10. Бабакова, Т. А. Педагогические основы высшего образования [Электронный ресурс] : учебное электронное пособие для обучающихся в магистратуре и аспирантуре разных направлений подготовки, преподавателей / Т. А. Бабакова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. ‒ Электрон. дан. ‒ Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2018. ‒ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35658907 (дата обращения 12.07.20).
  11. Бабакова, Т. А. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов по созданию интеллект-карт [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова, А. В. Симакова // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета. Электронный сборник научных статей. Исследования преподавателей и студентов / Петрозаводский государственный университет ; научный редактор И. А. Колесникова. – Петрозаводск, 2016. – С. 156–166. – Электрон. дан. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29459128 (дата обращения 07.07.2020).

 



Просмотров: 803; Скачиваний: 270;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6048