Ропотина, Е. И. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 1 (29). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5350


Выпуск № 1 (29)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 373

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Ропотина Елена Ивановна
аспирант Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, учитель истории, обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48»
(Петрозаводск, Россия)
elenarop@mail.ru
Ключевые слова:
сравнительный анализ
финансовая грамотность
экономическое просвещение
опрос
взаимодействие семьи и школы.
Аннотация: по данным научных исследований и социальных опросов, в современной России уровень финансовой грамотности населения остается низким. Цель статьи – используя результаты сравнительного анализа опроса, проведенного Национальной родительской ассоциацией, и опроса родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска, выявить уровень финансовой грамотности родителей обучающихся образовательных организаций; определить общие тенденции и ключевые направления в организации работы с родителями над тематикой повышения финансовой грамотности семей с детьми. С помощью сравнительного анализа, индукции, дедукции как методов теоретического исследования обнаружен достаточно высокий уровень заинтересованности родителей обучающихся в повышении своей финансовой грамотности и финансовой грамотности детей, их готовности участвовать в совместных обучающих программах по изучению финансовой грамоты на базе образовательных учреждений. Предлагается способ совместного участия родителей и детей во внеурочной деятельности с целью повышения их финансовой грамотности.
Статья поступила: 20.12.2019; Принята к публикации: 20.02.2020; Размещена в сети: 25.03.2020.

FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN PARENTS: STATE AND WAYS OF DEVELOPMENT

Ropotina Elena
Postgraduate student of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
elenarop@mail.ru
Keywords:
comparative analysis
financial literacy
economic education
survey
interaction of family and school.
Abstract: according to modern scientific studies and social surveys conducted in Russia, the level of financial literacy of the population remains to be insufficient. The purpose of the article is to identify the level of financial literacy of schoolchildren's parents in educational institutions and the ways of working with the parents on the topic of improving the financial literacy of families with children. Using the comparative analysis, induction, and deduction as methods of theoretical research, we found that the parents are really interested in improving their financial literacy and the financial literacy of their children. The study findings show that the parents are quite willing to participate in joint training programs to increase financial literacy. The author developed and proposed the method for the joint participation of parents and children in extracurricular activities in order to increase financial literacy.
Paper submitted on: 20.12.2019; Accepted on: 20.02.2020; Published online on: 25.03.2020.

В связи с развитием глобальных процессов в конце ХХ – начале ХХI в., затрагивающих все стороны жизнедеятельности человека, регионов и государств, развитые и развивающиеся страны все больше обеспокоены уровнем финансовой грамотности своих граждан. Финансовая грамотность – сочетание знаний, навыков и ответственности, необходимых для принятия взвешенных решений в сфере личных финансов [2]. Низкий уровень  финансовой грамотности способствует принятию неосведомленных финансовых решений, которые, в свою очередь, оказывают огромное неблагоприятное воздействие на качество решения финансовых вопросов [8]. В России  ХХI в. в связи с активным развитием рыночных отношений проблема повышения финансовой грамотности всех категорий населения становится актуальной. Значимость проблематики подчеркнута Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы» [1]. Приоритетными направлениями  развития России до 2020 г. являются повышение инновационности применяемых образовательных технологий, интеграция учреждений профессионального образования, науки и бизнеса [5]. Это одна из обсуждаемых экономистами, политиками, учителями, представителями общественности социальных проблем.

16 февраля 2016 г. состоялась  пресс-конференция Банка России и Министерства образования и науки России по теме финансовой грамотности. Это свидетельствует о начале совместной работы Банка России и Министерства образования и науки России. Разработаны мероприятия по повышению финансовой грамотности в сфере дошкольного, школьного, дополнительного, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. Основная активность финансовых  и образовательных  организаций направлена на просвещение детей.  Главными сторонами должны стать обучающиеся и педагоги. Участие родителей как законных представителей обучающихся, субъектов образовательного процесса не рассматривалось.  Н. В. Колпакова, педагог-психолог высшей категории, старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики в образовании КГБУ ДПО АКИПКРО, отмечает, что «основы финансовой грамотности ребенка закладываются на примере финансового поведения родителей. Однако статистика демонстрирует, что лишь треть родителей занимается финансовым воспитанием детей и привлекает их к участию в планировании семейного бюджета» [6].

При этом в престижных образовательных учреждениях мира повсеместно разработаны программы финансовой грамотности для всех обучающихся, в том числе для родителей, которые становятся активными участниками образовательного процесса. Например, в Англии в начальной школе Grange School родители непосредственно принимают участие в учебном процессе. Руководство и педагогический состав Grange School, учитывая интересы детей, запросы родителей, бизнеса и государства, ввели в учебную программу такие дисциплины, как «Бизнес» и «Экономика»; создали новый учебный блок с модулями «Entreprise» («Предпринимательство»), «Communication» («Взаимодействие»), «Culture» («Культура»), «Wellbeing» («Процветание»). Взаимосвязь всех модулей способствовала продуктивному ответу на вопрос родителей: «How well does my child understand  money management?» – «Насколько хорошо мой ребенок понимает, как нужно распоряжаться деньгами?» [7]. В результате сотрудничества представителей образования, бизнеса и общественности за два года школа стала одним из самых известных и высокоперспективных общеобразовательных учреждений в мире.

Исследователи считают, что на современном этапе в РФ родительское просвещение является одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в современном образовании. В то же время проведение в России профориентационной работы с родителями подростков, правовое, экономическое просвещение законных представителей школьников крайне незначительны [3].

В 2018 г. в Российской Федерации непосредственное внимание было обращено на повышение финансовой грамотности родителей. 27 сентября 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялся Всероссийский форум «Семейный бюджет – основа благополучия России», направленный на формирование экономической культуры и финансовой грамотности семей. Этому мероприятию с 16 июля по 15 сентября 2018 г. предшествовал опрос родителей, классных руководителей, педагогов-преподавателей дисциплин, связанных с экономикой, а также организаторов центров и программ родительского просвещения, проведенный Национальной родительской ассоциацией. В анкетировании могли принять участие все желающие родители и специалисты. В МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска Республики Карелия был проведен опрос родителей с использованием материалов анкеты сайта Национальной родительской ассоциации.

Цель данной статьи – на основе сравнительного анализа опроса, проведенного Национальной родительской ассоциацией, и анкетирования родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска Республики Карелия выявить общие тенденции, отличительные черты в отношении родителей обучающихся к финансовому просвещению; установить, в какой степени законные представители школьников в Российской Федерации и Республике Карелия готовы принимать участие в совместных просветительских мероприятиях на базе общеобразовательных учреждений; предложить вариант  повышения уровня финансовой грамотности родителей и детей посредством проведения совместных мероприятий в общеобразовательном учреждении.

Национальная родительская ассоциация сделала выборку ответов по отдельным вопросам, которые мы используем для проведения сравнительного анализа.  Во Всероссийском опросе приняли участие законные представители обучающихся 73 субъектов Российской Федерации. Из общего количества респондентов (9 231) было 5 925 родителей, что составляет 64,1 % всех опрошенных. Из них 79,8 % родителей имеют родительский стаж воспитания одного ребенка в возрасте от 7 до 18 лет. При этом возраст  65,8 % родителей составляет от 20 до 40 лет, 31,9 % – от 40 до 60 лет [4].  Анкету-опросник  в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска Республики Карелия заполнило 45 законных представителей обучающихся 5, 9, 10-го классов, имеющих в семье старших детей. Участниками стали родители в возрасте «от 25 до 40 лет» – 22 чел. (48,9 %) и «от 40 до 60 лет» – 23 чел. (51,1 %). Предполагаем, что родители «Средней школы № 20» более опытны в вопросах воспитания детей, т. к. больше половины родителей, принявших участие в опросе, находятся в среднем возрасте и имеют старших детей. 

Национальная родительская ассоциация не приводит данные самооценки родителями материального благосостояния семей. Родители учащихся МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска, оценивая свое материальное благополучие, отмечают, что могут себе позволить небольшие незапланированные расходы в 46,6 % случаев. В 33,3 % случаев респондентам «хватает на самое необходимое»; в 6,6 % – «хватает на все»; в 4,4 % – еле сводят «концы с концами»; в 2,5 % – «не хватает на самое необходимое». Ответов не дали 6,6 % участников опроса. Эти данные мы сопоставили с оценкой респондентами собственной финансовой грамотности.

При анализе ответов на вопрос «Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам» выяснилось, что и в Российской Федерации, и в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска большинство опрошенных (70,4  и 70,9 %) удовлетворены своей финансовой грамотностью (табл. 1).

Таблица 1

Оценка родителями своих финансовых знаний и навыков

 

Варианты ответов Российская Федерация МОУ «Средняя школа № 20»

 г. Петрозаводска

«Достаточные знания и навыки» 46,6  % 48,8 %
«Хорошие знания и навыки» 18,6  % 17,7 %
«Очень хорошие знания и навыки» вместе с ответом «отличные знания и навыки» 5,2  % 4,4 %;
Итого – положительная самооценка финансовых знаний и навыков 70,4 % 70,9 %
Негативная оценка себя как финансово грамотного человека складывается из ответов «знаний и навыков нет», «очень плохие знания и навыки», «плохие знания и навыки» 14,3  % 11,4 %
Затруднилось ответить 11,1 %
Нет ответа 6,6 %

 

Негативных оценок значительно меньше – 14,3 % и 11,1 %. Но при этом очень высокая самооценка в отношении финграмотности составляет 5,2 % в Российской Федерации, в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска никто не считает, что обладает отличными финансовыми знаниями и навыками.

Национальная родительская ассоциация не приводит статистические данные о потребности родителей Российской Федерации в повышении собственной финансовой грамотности. В МОУ «Средняя школа № 20»  г. Петрозаводска в ходе опроса определилась потребность родителей обучающихся в повышении собственной финансовой грамотности: 42,2 % указали на наличие такой потребности, из них 2,3 % оценили ее как «важнейший вопрос для меня», 2,3 % назвали данную потребность «сильной». Таким образом, удалось зафиксировать потребность в финансовой грамотности почти у половины респондентов. В повышении финансовой грамотности не нуждается 35,5 % родителей. Затруднилось ответить 13,3 % респондентов, не дали ответов 4,6 %.

Позитивным считаем, что большинство участвующих в опросе представляют способы удовлетворения этой потребности. В ответе на вопрос: «Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь?» респонденты МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска  выбрали несколько вариантов ответа (табл. 2).

 

Таблица 2

Мнения родителей о выборе источников получения
информации в вопросах финансовой грамотности

 

Российская Федерация МОУ «Средняя школа № 20»

г. Петрозаводска

(рейтинг по убыванию)

Первенство с заметным отрывом от других видов источников информации заняли:
  1. Обучающие вебинары.
  2. Курсы в Интернете.
  3. Возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы

 

  1. Специальные печатные издания.
  2. Возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы.
  3. Специальные учреждения для получения консультаций у специалистов.
  4. Обучающие вебинары и курсы в Интернете.
  5. Ничего из вышеперечисленного мне не нужно.
  6. Затрудняюсь ответить.
  7. Нет ответа.
  8. Возможность прохождения специальных курсов по месту жительства

 

В полученных данных наблюдается сходство: в желании родителей принимать участие в просветительных вебинарах, в возможности прохождения специальных курсов по месту работы или учебы. В то же время родители обучающихся Республики Карелия нуждаются в специальных печатных изданиях и специальных консультациях у специалистов. Пятая часть респондентов (20 %) не смогла выбрать источники формирования финансовой грамотности, что позволяет говорить о низкой заинтересованности в решении проблемы или скептическом отношении к ее решению.

В ответе на вопрос «Укрепляет ли семью финансовая грамотность?» подавляющее большинство родителей из обеих групп дали положительный ответ (80,0 % и 82,1 %) (табл. 3).

Таблица 3

Мнения родителей о стабильности семьи
 на основе финансовых знаний

 

Варианты ответов Российская Федерация МОУ СОШ № 20
г. Петрозаводска
«Безусловно, да» 80,0  % 82,1 %
«Да»
«Скорее да»
«Нет» 4,5  % 6,7 %
«Сомневаюсь» 15,6 % 6,7 %
«Незначительно»
Нет ответа 4,5 %

 

При этом родители петрозаводских школьников (в 6,7 % случаев против 4,5 % ответов родителей из РФ) считают, что финансовые знания семью не укрепляют. Таким образом, родители из Карелии проявляют больше недоверия, но в меньшей степени (на 8,9 %) сомневаются в необходимости финансовых знаний для укрепления семьи.

При анализе ответов на вопрос «Должны ли родители экономически поддерживать ребенка?» было выявлено, что родители являются сторонниками «активных» и «пассивных» форм экономической поддержки детей как стимулов к их финансово грамотному поведению (табл. 4).

Таблица 4

Мнения родителей о формах экономической поддержки детей

 

Формы экономической поддержки родителями детей Варианты ответов Российская
Федерация
МОУ «Средняя школа № 20»

 г. Петрозаводска

«Активные» «Создавая условия для постоянного заработка» 9,1  % 6,6 %
«Создавая условия для временного заработка» 21,8  % 31,1 %
Итого: 30,9 % 37,7 %
«Пассивные» «Давая карманные деньги» 34,7  % 51,1 %
«До совершеннолетия ребенок должен финансово зависеть от родителей» 34,5  % 20 %
Итого: 69,2 % 71,1 %
  Нет ответа 4,6 %

 

В то же время только треть родителей Российской Федерации (30,9 %) является сторонником «активных» форм поддержки экономического становления детей. В МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска этот показатель выше на 6,8 % (37,7 %). При этом законные представители считают, что нужно создавать «условия для постоянного и временного заработка».  Две трети опрошенных родителей являются сторонниками «пассивных» форм поддержки детей: «давая карманные деньги», «до совершеннолетия ребенок должен финансово зависеть от родителей». Родители в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска выбирали несколько вариантов ответа. 4,6 % родителей ответа не дали

С точки зрения Национальной родительской ассоциации, ответы, характеризующие отношение родителей к тому, чтобы ребенок самостоятельно начал зарабатывать деньги, подтверждают позицию, направленную на пассивное экономическое поведение детей. Обращаем внимание на следующие показатели (табл. 5).

Таблица 5

Отношение родителей к самостоятельному заработку детей

 

Варианты ответов Российская Федерация МОУ «Средняя школа № 20»  г. Петрозаводска
Против 9  % 0 %
Положительно 37  % 53,3 %
«За стабильные доходы ребенка с 14 лет» 4,6  % 2,3 %
«Временные подработки с 14 лет» 46,7 % 37,8 %
Другое ‒        Заработки не должны мешать учебе; ‒        начинать зарабатывать в возрасте 16–18 лет  «Если ребенок сам изъявит желание» (1 чел.)
Нет ответа 6,6 %

  

Итак, 9 % родителей Российской Федерации категорически против самостоятельных заработков детей, в отличие от  родители МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска. Положительно к самостоятельному детскому заработку отнеслось 37 % родителей Российской Федерации, в г. Петрозаводске – 53,3 %. Только 4,6  % родителей Российской Федерации проявили себя сторонниками стабильных доходов ребенка с 14 лет; в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска  – 2,3 %.  Относительное большинство родителей (46,7 % в Российской Федерации и 37,8 % в г. Петрозаводске) выступают за временные подработки, начиная с 14 лет. Ответы, приведенные респондентами в поле свободной формулировки ответа, в целом характеризуют два момента: по мнению родителей, заработки не должны мешать учебе, указан возраст начала трудовой деятельности (16−18 лет), заявлена необходимость учитывать желание ребенка: «Если ребенок сам изъявит желание». 6,6 % опрошенных родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска ответ не дали

Национальная родительская ассоциация не дает анализа ответов на вопросы: «Полезно ли будет ребенку в его самостоятельном труде обладать знаниями по финансовой грамотности?», «Обсуждаете ли вы со своими детьми вопросы финансового характера?». В МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска 88,9 % опрошенных ответили утвердительно, считая, что ребенку в его самостоятельном труде полезно обладать знаниями по финансовой грамотности, и вопросы финансового характера с детьми в г. Петрозаводске обсуждает 66,7 % респондентов. Заинтересованность родителей Российской Федерации и г. Петрозаводска Республики Карелия проявилась в готовности организовывать для своей семьи, детей мероприятия по финансовой грамотности (игры, квесты, викторины, экскурсии и др.).

Заслуживают внимания результаты изучения ответов на вопрос «Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?» (табл. 6).

Таблица 6

Самооценка готовности родителей участвовать вместе с детьми
 в обучающей программе по изучению финансовой грамоты

 

Варианты ответов Российская Федерация МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска
Готов (а) 41,1 % 48,9 %
Сомневаются / возможно 42 % 28,9 %
Итого: 83,1 % 77,8 %
Не готов (а) Совокупный результат неготовых и ответивших «не знаю» – 17 % Совокупный результат неготовых и ответивших «не знаю» – 22,2 %
Не знаю
Нет ответа 0 % 4,5 %

 

Обнаружено, что около половины родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска (48,9 %) дали положительный ответ на этот вопрос, в отличие от 41,1 % опрошенных родителей Российской Федерации. При этом сомневающихся значительно меньше в Республике Карелия (28,9 %), в отличие от 42 % родителей Российской Федерации. Совокупный результат неготовых и ответивших «не знаю» в Российской Федерации составил 17 %, в Республике Карелия – 22,2 %. 4,5 % респондентов МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска ответа не дали.

Наибольший интерес с точки зрения субъективного восприятия родителями значения финансовой грамотности представляли ответы на вопрос: «Проставьте оценку от 1 до 5 в зависимости от значимости  для воспитания детей (1 – минимальная значимость, 5 – максимальная значимость) следующих мероприятий: 1) историко-патриотические поездки; 2) патриотические акции; 3) художественно-эстетическое творчество; 4) мероприятия по формированию финансовой грамотности; 5) экологические акции» (табл. 7).

Мы обнаружили, что родители видят необходимость в проведении экологических акций, т. е. в экологическом воспитании, что, возможно, связано с общим ухудшением экологической ситуации. На одинаковых по значимости позициях находится патриотическое воспитание в РФ и РК, что говорит о важности воспитания патриотов России, достойных граждан отечества и понимание этого родителями. Удивило, что в Карелии финансовая грамотность, с точки зрения родителей, находится в начале списка, на 2−3-м месте. Предполагаем, что это связано с трудностями экономического развития региона, возрастными особенностями родителей, их доходами, занятостью и производственным опытом. При этом от 15,5 % до 17,7 % опрошенных в МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска ответа не дали, что может свидетельствовать не только о равнодушии родителей к воспитанию своих детей, но и об отсутствии времени для общения с ними в связи с занятостью.

  Таблица 7

Оценивание родителями значимости различных
воспитательных направлений в образовательных учреждениях

 

Российская Федерация МОУ «средняя школа №
 20» г. Петрозаводска
(рейтинг по убыванию)
  • экологические акции;
  • историко-патриотические поездки;
  • художественно-эстетическое творчество;
  • мероприятия по формированию финграмотности;
  • патриотические акции
  • экологические акции;      
  • историко-патриотические поездки и финансовое воспитание;
  • художественно-эстетическое творчество;
  • патриотические акции.

От 15,5 % до 17,7 % опрошенных респондентов ответа не дали

 

На основании анализа проведенного опроса родителей РФ и законных представителей учащихся МОУ «Средняя школа № 20»  г. Петрозаводска Республики Карелия нами обнаружены общие тенденции в отношении родителей в Российской Федерации и в Республике Карелия к проблеме собственной финансовой грамотности и целесообразности финансового просвещении.

  1. Подавляющее большинство родителей современных школьников считают себя финансово грамотными людьми.
  2. Большинство опрошенных законных представителей обучающихся положительно относятся к формированию финансовых знаний и компетенций как у себя, так и у своих детей.
  3. Родители определяют источники повышения уровня своей финансовой грамотности с помощью обучающих вебинаров, прохождения курсов в Интернете, по месту работы или учебы, нуждаются в специальных консультациях у специалистов.
  4. Респонденты уверены, что обладание финансовыми знаниями и компетенциями является фундаментом крепкой и стабильной семьи, возможностью грамотно распоряжаться деньгами, достигнуть финансового благополучия.
  5. Значительная часть опрошенных родителей являются сторонниками «пассивной» экономической поддержки детей, при этом положительно относятся к активному самостоятельному экономическому становлению детей, считают, что государство должно создавать условия для временного или постоянного заработка школьников.
  6. Большинство родителей изъявили желание участвовать с детьми в совместных обучающих программах по финансовой грамоте, выразили готовность организовывать для своей семьи и детей мероприятия по финансовой грамотности (игры, квесты, викторины, др.). Педагогам образовательных учреждений следует обратить внимание на этот запрос родителей при составлении образовательных программ по финансовой грамотности.
  7. По мнению родителей, экологическое и историко-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях являются первоочередными. 

Нами обнаружены существенные отличия результатов опроса родителей Российской Федерации и МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска.

  1. Для почти половины семей обучающихся МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска характерен средний или нормальный уровень материального и финансового благополучия.
  2. С целью повышения уровня финансовой грамотности родители МОУ «Средняя школа № 20»  г. Петрозаводска нуждаются в специальных печатных изданиях и консультациях у специалистов. 
  3. Родители школьников  МОУ «Средняя школа № 20»  г. Петрозаводска больше, чем родители РФ, заинтересованы в овладении финансовыми знаниями и умениями.
  4. Родители детей из Петрозаводска в большей степени являются сторонниками «активных» форм экономической поддержки детей и положительно относятся к тому, чтобы ребенок начал самостоятельно зарабатывать деньги.
  5. Подавляющее большинство родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска обсуждают с детьми вопросы финансового характера,  считают это значимым.
  6. Результаты опроса, проведенного НРА, показывают, что вопросы экономической культуры и финансовой грамотности занимают последние места в «рейтинге» воспитательной значимости различных тематик в РФ, в отличие от Республики Карелия. Специалисты Национальной родительской ассоциации считают, что родители не случайно не уделяют должного внимания собственному совершенствованию и совершенствованию детей в вопросах финграмотности. По-видимому, многие не видят практической выгоды для себя, а для детей это не очень актуально в связи со значительной временной удаленностью самостоятельного финансового будущего [3, с. 10]. Родители школьников г. Петрозаводска считают важным финансовое просвещение, которому, наряду с патриотическим, отводят 2–3-е места. Это связано с активным развитием рыночных отношений в регионе, непосредственными участниками которых являются не только родители, но и дети.
  7. При этом от 4,5 % до 17,7 % родителей МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска не дали ответов на все предложенные вопросы анкеты-опросника, что может свидетельствовать о некотором  равнодушии в вопросах воспитания своих детей, о недостаточности финансово-экономических знаний и недоверии к финансовой политике государства.

По данным Национальной родительской ассоциации: «Важно, чтобы ответы не были вырваны из общего контекста и традиций каждой конкретной семьи»; «Необходимым аспектом просветительской работы с родителями и детьми в финансовой грамотности является формирование финансово-экономической культуры всех членов семьи в области использования Интернет-магазинов»; «Широким и значимым пластом в работе с семьями, воспитывающими детей, является изучение, трансляция тематики экономических рисков в сети Интернет» [3, с. 7].

В соответствии с результатами опроса специалисты Национальной родительской ассоциации разработали проект «Организации и проведения серии мероприятий, направленных на вовлечение родителей обучающихся в экономическое образование, повышение финансовой грамотности», который включает: «Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников», «Комплект материалов по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми» с памятками, буклетами, листовками, флаерами для родителей и педагогических работников, посвященных вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми [3, 4].

Нами были учтены желание и готовность родителей участвовать в обучающей программе по освоению финансовой грамотности. Исходя из запроса родителей, внесли коррективы в программу элективного курса внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов «Финансовая грамотность». На базе МОУ «Средняя школа № 20» г. Петрозаводска было проведено несколько внеклассных мероприятий для обучающихся и их родителей. На двух первых занятиях рассматривались темы: «Деньги, их функции, роль в жизни человека», «Рассчетно-кассовые операции», «Личный финансовый план», «Риски потери денег». Акцент был сделан на том, что деньги – это средство для жизни, удовлетворяющее потребности человека.

Третье мероприятие проводилось с родителями и обучающимися 5-го класса в интерактивной игровой форме. В мероприятии приняло участие 24 человека. 

Этапы мероприятия.

I. Организационный этап. Участники были ознакомлены с темой, целью, задачами, правилами финансовой игры, присутствующие разделены на 5 команд.

II. Основной этап. Командам-участницам было предложено несколько заданий.

1. Разминка. Определите правдивость предложенных суждений по финансовой грамотности «ПРАВДА» или «ЛОЖЬ».

2. «Посмотрите мультипликационный фильм «Золушка» из сериала «Смешарики» 2D, «Азбука финансовой грамотности» (2018). Дайте ответы на вопросы. А) Что такое финансовая грамотность в вашем понимании? Б) Оцените поведение главной героини мультфильма. Поясните свою точку зрения. В) Предложите несколько вариантов возможного поведения героини для решения ее проблемы.

3. Решение финансовой задачи: «Матвей получает с сентября по май каждый месяц от родителей 3000 руб. карманных денег. Его расходы составляют 2000 рублей в месяц. Помогите Матвею составить личный финансовый план – учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели –  купить к следующему лету гироскутер. При этом цена гироскутера составляет 19000 рублей».

4. Творческое задание. Нарисуйте «образ финансово грамотного человека», поясните предложенный вами портрет.

III. Заключительный этап. Подведение итогов мероприятия, выявление команд, наиболее успешно справившихся с заданиями.

Родителям и обучающимся предложено задание подготовить к итоговой конференции «Основы финансовой грамотности» домашний мини-проект. Темы мини-проектов родители и обучающиеся могли выбрать самостоятельно или из предложенного списка: «Деньги, их роль в жизни человека», «Электронные деньги, способы защиты от мошенников», «Энциклопедия монет», «Грамотное финансовое поведение», «Защита от потери денежных средств», «Семейный бюджет», «Создадим подарки своими руками» и др.

Мини-конференция проводилась через две недели после интерактивного мероприятия. Участниками было представлено 6 мини-проектов. В жюри входили как педагоги, так и родители обучающихся. Наиболее интересными, по-мнению жюри, оказались работы, касающиеся защиты денег от мошенников, составлению семейного и личного бюджета, домашней коллекции монет.

После четвертого мероприятия с родителями обучающихся было проведено итоговое анкетирование. Анализ блиц-опроса показал, что 100 %  участников четырех совместных мероприятий родителей с детьми (теоретические занятия, игра-соревнование, мини-конференция) считают актуальным тематику предложенных мероприятий по финансовой грамотности. 86 % опрошенных видят полезным свое участие в совместных мероприятиях на базе общеобразовательного учреждения. 95 % респондентов отметили, что такие занятия способствуют укреплению отношений между родителями и детьми, повышают уровень финансовой грамотности и родителей, и детей. Только 5 % не нуждаются в данных мероприятиях из-за производственных и личных трудностей.  В ответе на вопрос: «Какие пожелания вы можете предложить при составлении образовательных программ по экономическому просвещению детей и родителей?» были высказаны следующие мнения и пожелания: «Проводить чаще совместные мероприятия с детьми», «Познакомить с другими важными вопросами по финансовой грамотности», «Приглашать к родителям для бесед представителей бизнеса, финансовых организаций» (23 чел. из 25), «Мой ребенок и я все о финансах знаем», «Государство должно думать о своих людях» (2 чел. из 25).

Итак, мы видим, что, несмотря на свою занятость, родители готовы принимать участие в совместных мероприятиях с детьми по финансовой грамотности на базе общеобразовательных учреждений. Результаты опросов, участие родителей в совместных событиях подтверждают готовность законных представителей к финансовому просвещению, их желание участвовать в обучающих программах по финансовой грамотности. Считаем, что проведение совместных мероприятий родителей и детей по финансовому просвещению (например, классно-групповых родительских собраний, общешкольных конференций, круглых столов, практикумов, семинаров, родительских вечеров, групповых консультаций и бесед) является эффективным инструментом, укрепляющим гармонию и отношения в семьях, формирует и развивает финансово-экономическую культуру всех участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Гарант. Ру [Электронный ресурс]: Распоряжение от 25 сентября 2017 года № 2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017−2023 гг. 02.10.2017 г. – Электрон. дан. – URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения 08.12.2018).
  2. Минфин России [Электронный ресурс]. Документы.  Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017−2023 гг.». – Москва, 2017. – Электрон. дан. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg (дата обращения 03.01.2019).
  3. Национальная родительская ассоциация [Электронный ресурс] : методические рекомендации для классных руководителей и иных  педагогических работников по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми. – Ч. 2. – Электрон. дан. – URL : https://nra-russia.ru/glavnaya/meropriyatiya/komplekt-materialov-po-voprosam-povyisheniya-urovnya-finansovoj-gramotnosti-semej-s-detmi.html (дата обращения 08.12.2018).
  4. Национальная родительская ассоциация [Электронный ресурс] : комплект материалов по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми. – Электрон. дан. – URL : https://nra-russia.ru/glavnaya/meropriyatiya/komplekt-materialov-po-voprosam-povyisheniya-urovnya-finansovoj-gramotnosti-semej-s-detmi.html (дата обращения 08.12.2018).
  5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]/ – Москва, 2010.– Электрон. дан. – URL : https://narfu.ru/aan/institut_arctic/strategy_AZRF_2010.pdf (дата обращения 21.08.2018).
  6. Учительская газета: Психологические аспекты финансовой грамотности семьи [Электронный ресурс]. 19 сентября 2018. – Электрон. дан. – URL :  http://www.ug.ru/method_article/1234. (дата обращения 23.09.2018).
  7. OECD. BETTER POLICIES FOR BETTER LIVES [Электронный ресурс]: PISA 2015 Assessment and Analytical Framework. Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving Published on August 31, 2017. Financial Literacy Framework. – Электрон. дан. – URL : https://read.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2015-assessment-and-analytical-framework/pisa-2015-financial-literacy-framework_9789264281820-6-en#page/ (дата обращения 06.09.2018).
  8. AMAZON [Электронный ресурс]: Gerver R. CREATING TOMORROW’S SCHOOLS TODAY. – London, 2010. – P. 68. – Электрон. дан. – URL : https://www.amazon.com/Creating-Tomorrows-Schools-Today-Education/dp/1855393948 (дата обращения 14.09.2017).

 



Просмотров: 2279; Скачиваний: 444;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5350