Захлебный, А. Н. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (к 50-летию научного совета по экологическому образованию Российской академии образования) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, Д. С. Ермаков // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 4 (32). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.6345


Выпуск № 4 (32)

Образование через всю жизнь

pdf-версия статьи

УДК 502/504:37.02

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (к 50-летию научного совета по экологическому образованию Российской академии образования)

Захлебный Анатолий Никифорович
доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
(Москва, Российская Федерация)
anzmos@bk.ru
Дзятковская Елена Николаевна
доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
(Москва, Российская Федерация)
dziatkov@mail.ru
Ермаков Дмитрий Сергеевич
доктор педагогических наук, кандидат химических наук, доцент
Российский университет дружбы народов
(Москва, Российская Федерация)
ermakov-ds@rudn.ru
Ключевые слова:
научный совет по проблемам экологического образования
система непрерывного экологического образования
культурологическая модель содержания экологического образования.
Аннотация: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00722).

в 2020 г. исполняется 50 лет непрерывной деятельности научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования, который был создан в 1970 г. как проблемный совет по природоохранительному просвещению Академии педагогических наук СССР. В статье кратко охарактеризован вклад этого общественного научного объединения специалистов в становление одного из приоритетных направлений современного образования – экологического образования в интересах устойчивого развития. Относительно начала истории становления будущей системы непрерывного экологического образования (СНЭО) в нашей стране существует несколько мнений (конец XIX – начало XX в., 1960-е гг., 1991 г.), однако лишь во втором десятилетии ХХI в. появились работы, характеризующие особенности концептуализации общего экологического образования как первичного этапа развития СНЭО. Анализируются различные основания разработки концепции непрерывного общего экологического образования, обосновывается целесообразность культурологического подхода к проектированию его транспредметного содержания. Представлены результаты проведенного в 2020 г. опроса членов научного совета относительно применения культурологической модели для проектирования содержания экологического образования в интересах устойчивого развития, которые в целом подтверждают основные выводы теоретико-методологических исследований последних лет.
Статья поступила: 01.11.2020; Принята к публикации: 01.12.2020; Размещена в сети: 25.12.2020.

HISTORY AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LIFELONG ENVIRONMENTAL EDUCATION (for the 50-th anniversary of the Scientific Council for environmental education of the Russian Academy of Education)

ZAKHLEBNY Anatoly N.
Doctor of Pedagogy, professor, full member of the Russian Academy of Education, chief researcher
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
(Moscow, Russian Federation)
anzmos@bk.ru
DZYATKOVSKAYA Elena N.
Doctor of Biology, professor, leading researcher
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
(Moscow, Russian Federation)
dziatkov@mail.ru
ERMAKOV Dmitry S.
Doctor of Pedagogy, PhD in Chemistry
Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
(Moscow, Russian Federation)
ermakov-ds@rudn.ru
Keywords:
Scientific Council on environmental education
system of continuous environmental education
culturological model of environmental education content.
Abstract: the Scientific Council on environmental education of the Russian Academy of Education established in 1970 as the Problem Council for environmental education of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR commemorates the 50th anniversary since its foundation. The article highlights the contribution of this public scientific experts association into the formation of the environmental education for sustainable development, one of the priority areas of modern education. There are several opinions about the beginning of the history of the future system of lifelong environmental education (SLEE) in our country (late XIX – early XX centuries, 1960s, 1991); however, only in the second decade of the XXI century some publications describing the features of the conceptualization of general environmental education as the primary stage of development of the SLEE appeared in scientific literature. The various foundations for developing the concept of continuous general environmental education are analyzed and the expediency of a cultural approach to the design of its trans-disciplinary content is proved. The article presents the results of a survey on the cultural model application for designing the content of environmental education for sustainable development conducted in 2020 by the Scientific Council members generally confirming the main conclusions of theoretical and methodological research in recent years.
Paper submitted on: 11/01/2020; Accepted on: 12/01/2020; Published online on: 12/25/2020.

Непрерывное образование (англ. lifelong learning) – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни [28]. С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования получает распространение во многих странах мира [30] и в настоящее время рассматривается как одна из «новых» грамотностей, необходимых современному человеку [19].

Несмотря на неоднозначность оценок, в настоящее время (постиндустриальное общество, «экономика знаний») непрерывное образование рассматривается в качестве основного стимула человеческого и социально-экономического развития, повышения качества жизни [3; 18]. «Обучение длиной в жизнь» подразумевает, что людям необходимо продолжать учиться, постоянно возобновлять свое обучение, совершенствовать умения и навыки на протяжении всей жизни. При этом важен охват различных сторон жизнедеятельности, одной из которых, безусловно, является изучение окружающей среды, поддержание ее экологического качества, охрана от истощения и разрушения. В связи с этим заслуживает специального изучения процесс становления и развития в Российской Федерации системы непрерывного экологического образования (СНЭО). 

Предпосылки создания СНЭО

В историко-педагогическом аспекте относительно возникновения СНЭО существует несколько точек зрения. Согласно одной из них [26], это связано с созданием Министерства экологии и природных ресурсов (Минприроды России) как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. С первых шагов своей деятельности министерство инициировало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Законом установлены система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации (статья 73), обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (статья 74), профессиональную экологическую подготовку руководящих работников и специалистов (статья 75) и распространение экологических знаний (статья 76). В главе ХIII действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г., в ред. 2018 г.) сохраняются положения о всеобщности и комплексности экологического образования (статья 71), подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 73), экологическом просвещении (статья 74). Закон «Об образовании» (1992) также провозгласил воспитание любви к окружающей природе одним из принципов государственной политики в области образования (пункт 1 статьи 2). Однако на практике эти важные законодательные нормы зачастую сводились и сводятся к изучению лишь отдельных тем и учебных курсов экологической тематики по выбору отдельными образовательными организациями и учащимися.

В 1992 г. в Минприроды был создан Отдел организационно-методического обеспечения экологического воспитания и образования, с 2001 г. – Отдел экологического образования и организации экскурсионно-туристической деятельности в заповедниках и национальных парках (ликвидирован в 2004 г.). Последующее десятилетие стало «пиком» практики экологического образования разных уровней в нашей стране. В значительной мере этому способствовали массовое издание учебных и методических материалов, организованная подготовка педагогических кадров, которые осуществлялись благодаря энтузиазму членов научного совета (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, авторы федерального УМК «Экология»; Т. А. Бабакова, Н. Ф. Винокурова, С. Н. Глазачев, В. П. Горлачев, Н. Ж. Дагбаева, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, О. Н. Пономарева, С. В. Суматохин, Д. И. Трайтак  – подготовка педагогических кадров в вузах; С. В. Алексеев – дополнительное профессиональное образование педагогов в области экологического образования и др.).

После ликвидации в Минприроды вышеназванного отдела зарождающаяся государственная СНЭО утратила федеральную структуру управления и перешла в основном в ведение субъектов Российской Федерации. В 16 из них были приняты региональные законы об экологическом образовании и просвещении, реализация которых определялась бюджетными возможностями. В большинстве регионов возможности были скудными, а там, где они появлялись, с участием членов научного совета разрабатывались оригинальные материалы: в Ханты-Мансийском автономном округе (А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. В. Добрецова), Карелии (Т. А. Бабакова), Санкт-Петербурге (С. В. Алексеев), Забайкальском крае (В. П. Горлачев) и др.

Другая точка зрения отсылает нас ко времени после окончания Второй мировой войны. Благодаря активной деятельности группы ученых-энтузиастов международное сообщество впервые начинает обращать внимание на проблемы охраны окружающей природной среды, возникшие в результате нарастающего антропогенного влияния, усиленного процессом индустриализации. В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО был создан Международный союз охраны природы, а при нем  (1950) Комиссия по просвещению [24]. Это время считают началом процесса становления экологического образования. На международном уровне тогда возник термин «природоохранительное просвещение», впоследствии – «образование в области окружающей среды». В нашей стране получил распространение термин «изучение вопросов (основ) охраны природы». В 1949 г. на биологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по инициативе профессора К. Н. Благосклонова (впоследствии члена научного совета) был разработан авторский учебный курс «Охрана природы», который изучался по выбору группой студентов. В 1960 г. был принят Закон «Об охране природы в РСФСР». Статья 18 предусматривала «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях в целях воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и навыков правильного пользования природными ресурсами», безадресно предписывая «включить преподавание основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы учебников природоведения, биологии, географии и химии; ввести обязательные курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с учетом их профиля». Во исполнение указанного требования в 1960-х гг. в программы ряда школьных предметов (природоведение, биология, география, химия и пр.) были формально включены вопросы охраны природы, которые стали чужеродным элементом в структуре учебного предмета. В учебниках, методических рекомендациях для учителей данные вопросы практически не рассматривались.

Зарождение экологического образования в системе высшего профессионального образования связывают с открытием в 1969 г. в Казанском государственном университете профессором В. А. Поповым первой кафедры охраны природы. В 1989 г. здесь же был создан первый экологический факультет,
а в Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева в 1983/84 уч. г. открылась специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» [23].

Согласно третьей точке зрения, первые проявления общественного внимания к отдельным вопросам экологического образования в России имели место в начале XX в. [17]. В эти же годы и во многих других странах начала зарождаться природоохранная деятельность. В нашей стране в 1912 г. была организована постоянная Природоохранная комиссия при Русском географическом обществе, в 1918 г. – Станция юных любителей природы в Сокольниках (ныне Федеральный детский эколого-биологический центр, г. Москва).
В 1920–1930-е гг. происходит подъем природоохранной деятельности с массовым вовлечением молодежи. В 1924 г. создано Всероссийское общество охраны природы, в 1929 г. состоялся первый Всероссийский съезд по охране природы. Основными членами этого общества (более 10 млн. чел.) были школьники и студенты. Деятельность молодежи («работа школ по охране природы») включала выполнение посильных практических дел по месту жительства: подкормка зимующих птиц, изготовление и развешивание гнездовий для птиц-дуплогнездников, спасение молоди рыб в местах разливов рек. В лесных районах широкое распространение получили школьные лесничества, члены которых участвовали в посадках саженцев на участках лесовосстановления. В степных районах массово высаживались ветрозащитные лесополосы. Предполагалось, что такое участие школьников в природоохранительных делах сформирует у них бережное и заботливое отношение к природе. Однако лишь у небольшого числа детей (4–6 % от общего числа школьников, участвующих в такой природоохранной деятельности) формировалось бережное отношение, преимущественно к объектам живой природы. Это происходило там, где учителя биологии дополнительно в кружковой работе формировали теоретические знания мировоззренческого характера [25].

По нашему мнению, институционализация экологического образования как отдельного направления педагогической науки и практики связана с созданием в 1970 г. проблемного совета по природоохранительному просвещению Академии педагогических наук (АПН СССР). Ныне это научный совет по проблемам экологического образования Российской академии образования, который в 2020 г. отметил свой 50-летний юбилей.

Вклад научного совета по проблемам экологического образования в развитие СНЭО

В декабре 1969 г. состоялось совместное заседание президиумов АПН СССР и Центрального совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП), на котором было принято решение о создании в Академии проблемного совета и специализированной лаборатории в области природоохранительного просвещения. Весной 1970 г. Президиумом АПН СССР был утвержден состав проблемного совета по природоохранительному просвещению. В сентябре 1970 г. в г. Томске состоялся его первый пленум.

В настоящее время в состав научного совета (председатель – А. Н. Захлебный, заместители председателя – Е. Н. Дзятковская, Д. С. Ермаков, Н. М. Мамедов, ученый секретарь – Д. В. Моргун) входит более 50 специалистов в области теории и практики экологического образования. Одно из основных направлений работы – обсуждение и научная экспертиза концептуальных основ, методологических проблем, дидактических подходов и перспектив развития СНЭО, включая разработку предложений органам законодательной и исполнительной власти, а также информирование научно-педагогической общественности о результатах теоретических исследований и практических разработок, лучших педагогических практиках.

Без преувеличения можно сказать, что история научного совета и развитие СНЭО неразрывно связаны между собой.

В 1972 г. в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР была открыта первая в Европе лаборатория по природоохранному просвещению (ныне в составе лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО). Важным событием тех лет стала первая Межправительственная конференция ЮНЕСКО и ЮНЕП по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977). Научный совет готовил национальный доклад от СССР, с которым выступил академик И. Д. Зверев (член научного совета, его куратор от президиума АПН СССР). Ряд предложений научного совета были положены в основу рекомендаций конференции, которые остаются актуальными и сегодня. В их числе – непрерывность и преемственность образования в области окружающей среды (формального и неформального) [16].

В начале 1980-х гг. в нашей стране произошла трансформация словосочетания «природоохранительное просвещение». От набирающей в те годы популярность «экологии» был образован краткий термин «экологическое образование». Он стал эквивалентом английского термина «образование в области окружающей среды» (environmental education), где «окружающая среда» понималась как среда обитания человека – природная, социальная и техногенная. В отечественной педагогике такой трансформации до настоящего времени не произошло, и экологическое образование часто сводится лишь к естественно-научному, биологическому компоненту. Соответствующие изменения коснулись и наименования научного совета: в 1975 г. слово «просвещение» было заменено на «образование», а в 1980 г. появилась современная формулировка. Напомним, что именно в это время формируются предпосылки как для системы непрерывного образования в целом [1], так и для СНЭО [20].

Наиболее активно экологическое образование в нашей стране развивалось в 1990-х гг., когда на волне перестройки и гласности экологические проблемы, которые долго замалчивались, стали широко обсуждаться в обществе [29]. В 1993 г. учебный предмет «экология» был введен в базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в V и IX классах (в 1997 г. изъят из федерального компонента базисного учебного плана, но сохранился в региональном компоненте в старших профильных классах). В 1998 г. был разработан государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по предмету «экология» (образовательная область «естествознание (биология, физика, химия, экология»), в 1999 г. утвержден соответствующий обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

В 1992 г. в ряде педвузов нашей страны (в основном там, где работали члены научного совета) началась подготовка учителей-экологов из числа учителей естественно-научного направления: учитель биологии и экологии, географии и экологии, химии и экологии. В этом же году был открыт первый специализированный вуз экологической направленности – Международный независимый эколого-политологический университет (ректор – экс-министр просвещения СССР, член-корр. РАН, профессор Г. А. Ягодин, член научного совета).

В 1994 г. на базе географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова был создан учебно-методический совет по направлению «Экология и природо-пользование» ФУМО по УГСН «Науки о Земле» (председатель – академик РАН, профессор Н. С. Касимов, зам. председателя  – профессор Н. Н. Марфенин, член научного совета). Вскоре специалисты этой группы разработали программу «Экология» как общеобразовательный базовый компонент для студентов всех вузов и всех специальностей. Были утверждены образовательные стандарты по направлению «Экология и природопользование» (бакалавриат, магистратура). На уровне среднего профессионального образования открыта специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» [26]. На рубеже ХХ–ХХI вв. эти программы начали внедряться в профессиональную образовательную практику, но с перестройкой вузов данный процесс свернулся. Сегодня по программе «Экология» обучение ведется в отдельных вузах, где сформировались соответствующие профессорско-преподавательские кадры.

В 1992 г. по ходатайству научного совета по проблемам экологического образования РАО Высшая аттестационная комиссия включила экологию в число областей знания научной специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и в воспитания (по областям и уровням образования).

В 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения», которым предусматривались разработка государственной стратегии экологического образования населения в России и программа ее реализации, в частности создание системы информационной поддержки экологического образования и массового распространения экологических знаний. В 1995 г. была начата разработка проекта федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России» на период до 2000 г., которая, однако, не была утверждена. Тем не менее в эти и последующие годы издается большое число учебников, программ и методических рекомендаций для экологического образования, воспитания и просвещения. По всей стране были созданы детские эколого-биологические центры (в основном на базе станций юных натуралистов).

Таким образом, в 1990-х гг. при активном участии членов научного совета формировались как нормативно-правовые, так и научно-методические основы СНЭО. В целом к концу ХХ в., в нашей стране экологическое образование оформилось как новое направление педагогической науки и практики [14, 4].

В начале 2000-х гг. началась трансформация СНЭО, связанная с реализацией концепции устойчивого развития. Принятая на Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) «Повестка дня на XXI век» предусматривает включение вопросов устойчивого развития во все учебные планы и программы. Формируется новое направление – образование для устойчивого развития [26].

Основные положения экологического образования и устойчивого развития были включены в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования (2009–2012). В целом стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах экологически устойчивого развития. ФГОС среднего общего образования (10–11-е классы) включают новую предметную область, в которую входит интегрированный учебный предмет «экология» (базовый уровень).
С 1-го по 11-й класс в рамках программы воспитания и социализации обучающихся предусмотрено направление по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни [37].

К сожалению, интеграция между уровнями образования затруднена тем, что планируемые результаты в Федеральных образовательных стандартах формулируются различным образом: в рамках дошкольного образования это социально-нормативные возрастные характеристики ребенка; в рамках начального, основного и среднего общего образования – личностные, предметные и метапредметные результаты (включая универсальные учебные действия); в профессиональном образовании – компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные) [37]. Данное обстоятельство осложняет реализацию преемственности и непрерывности при проектировании СНЭО в целом [2; 12]. Так, например, проект Стратегии экологического образования в Российской Федерации, разработанный в 2000 г., не был внедрен в практику в том числе из-за внутри- и межведомственной разобщенности. Проект документа предусматривал комплексное развитие СНЭО в семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования, в начальной и средней профессиональной школе, высших учебных заведениях, в Вооруженных силах, профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления, а также роль средств массовой информации и информирования населения, партий, политических и общественных движений, особо охраняемых природных территорий, библиотек и музеев в системе экологического образования и просвещения [27].

Новые перспективы для реализации СНЭО открываются с принятием в 2020 г. поправки в Конституцию Российской Федерации, согласно которой в ведении Российской Федерации находятся: «е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования» (статья 71); «1. Правительство Российской Федерации… в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды… 2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности… 5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным… 6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» (статья 114).

 

Культурологические основания концепции непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития

Напомним, что концептуализация экологического образования началась еще в 1980-х гг., однако разработанные до сих пор документы относились в основном к общеобразовательной школе [13; 15; 21]. Сегодня концепция впервые призвана, по замыслу разработчиков, охватить все уровни и виды (формальное, неформальное и информальное образование) СНЭО. При этом, по мнению членов научного совета, могут быть использованы различные концепты и модели, например: экологическая компетентность [10], решение экологических проблем [11], краеведческий, региональный подходы [32 33 34], интеграция образования и просвещения [31], транспредметная экологизация и метафорическое моделирование [8; 36], цели устойчивого развития [7] и др. Наиболее продуктивным представляется культурологический подход, который ранее был обоснован в общедидактическом плане [6], а в настоящее время рассматривается как условие перехода от экологической культуры к культуре устойчивого развития – движущей силе экономического, социального и экологического развития в целом [35]. Учитывая гетерогенность экологического образования, при разработке концепции необходимо определить характер взаимодействия предметно- и культуроцентрированного содержания. Продуктивным представляется переход от экологического образования к экологизации образования, что обеспечивает внедрение экологических подходов и принципов во все компоненты образовательного процесса [5].

Базовой площадкой апробации культурологической модели экологического образования в интересах устойчивого развития с 2005 г. выступает Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, где на основе социального партнерства Департамента недропользования и природных ресурсов, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, Департамента образования и молодежной политики (члены научного совета С. В. Пикунов, Л. В. Круглова, А. П. Урсу-Архипова) разработана и реализована региональная концепция непрерывного экологического образования [22], принят Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения. Для школ округа на основе культурологической модели разработан и апробирован учебно-методический комплекс «Югра – мое наследие» (2–3-й классы), а также модульный учебный курс «Экология и безопасность жизнедеятельности» (10–11-й классы).

При участии членов научного совета разработаны также Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2020 гг., Концепция непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга, Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 г. и др.

В 2020 г. был проведен опрос членов научного совета относительно применения культурологического подхода в экологическом образовании. 30 респондентов (в том числе академик Российской академии образования – 1; член-корреспондент Российской академии образования – 1; доктор наук – 15, кандидат наук – 8; среднее значение педагогического стажа 35 лет, в том числе в области экологического образования 23 года) считают важным направлением совершенствования общего экологического образования его гуманитаризацию, придание общекультурной направленности планируемым результатам. 97 % опрошенных считают необходимым разработку адекватного содержания, форм организации учебной деятельности, педагогических технологий, инструментария измерения и оценки планируемых результатов. 90 % высказались за придание общему экологическому образованию ценностно-мировоззренческой направленности на основе формирования современной научной картины мира. 80 % согласны с тем, что ведущими показателями в современном экологическом образовании являются личностные результаты (формирование экологической культуры), обеспечивающие повышение качества предметных и метапредметных результатов. 97 % отметили, что общее экологическое образование должно носить опережающий характер, формировать «образ будущего», ориентироваться на социализацию обучающихся.

100 % опрошенных считают, что источниками отбора содержания современного экологического образования, направленного на формирование экологической культуры, являются не только естественно-научная, но и социальная экология, экология человека, культурология, яркие образы произведений искусства, фольклора, художественной литературы, личный (индивидуальный и коллективный) опыт практической деятельности обучающихся в области охраны природного и культурного наследия, эколого-просветительской работы среди сверстников и населения, культуротворчества, участия в социально значимых мероприятиях для устойчивого развития на местном уровне. По мнению экспертов, «необходимо экологическое образование для устойчивого развития, которое предполагает естественнонаучно-гуманитарное образование для достижения интегрированного результата – экологической культуры учащихся». «Общекультурный подход должен опираться на естественно-научные знания о принципах организации жизни в биосфере». «Несомненно следует привнести в содержание экологического образования существенный пласт социально-гуманитарных, культурологических и даже философских знаний». «Экологическая культура должна стать целью и результатом общего экологического образования». «Источником отбора содержания являются все “языки культуры”, обеспечивающие формирование всей совокупности компонентов экологической культуры».

Таким образом, стремление к консолидации педагогов и экологов, сочетание теории и практики, научных исследований и управленческих решений в деятельности научного совета сформировали традицию, что позволяет решать возникающие проблемы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития общества. Экологическое образование на всех уровнях признано важным направлением педагогической теории и практики, созданы его научно-теоретические основы, выросла плеяда компетентных ученых и инициативных практиков.

Список литературы

  1. Концепция непрерывного образования (утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию 18 марта 1989 г.) // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. – 1989. – № 7. – С. 9–20.
  2. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена / С. Г. Вершловский. – Санкт-Петербург : СПбАППО, 2008. – 151 с.
  3. Горшкова, В. В. Непрерывное образование как способ бытия человека / В. В. Горшкова. – Санкт-Петербург : Астерион, 2016. – 288 с.
  4. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Книга, 1996. – 476 с.
  5. Дзятковская, Е. Н. Ключевые вопросы подготовки концепций экологического образования / Е. Н. Дзятковская, Г. К. Длимбетова, А. Н. Захлебный // Ценности и смыслы. – 2020. – № 4. – С. 141–155.
  6. Дзятковская, Е. Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 35–43.
  7. Дзятковская, Е. Н. Миссия экологического образования – 2030 / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 6. – С. 68–76.
  8. Дзятковская, Е. Н. Развитие теории содержания экологического образования в Российской академии образования / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Образование и общество. – 2018. – № 3–4. – С. 36–41.
  9. Ермаков, Д. С. Образование для устойчивого развития / Д. С. Ермаков // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 23–29.
  10. Ермаков, Д. С. Экологическая компетенция и компетентность / Д. С. Ермаков // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 41–50.
  11. Ермаков, Д. С. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем / Д. С. Ермаков, И. Т. Суравегина. – Новомосковск : НФ УРАО, 2005. – 142 с.
  12. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 106–109.
  13. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер и др. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 2. – С. 4–15.
  14. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва : Знание, 1980. – 96 с.
  15. Зверев, И. Д. Концепция общего среднего экологического образования / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный и др. – Москва : ИОШ РАО, 1994. – 32 с.
  16. Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды. – Париж : ЮНЕСКО, 1978. – 117 с.
  17. Назарова, Е. В. Экологическое образование в русской народной школе второй половины XIX – начала XX вв. : дис. … канд. пед. наук / Назарова Елена Викторовна. – Москва, 1999. – 272 с.
  18. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под ред. Ю. В. Латова. – Москва : ЦСПиМ, 2014. – 433 с.
  19. Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. – Москва : МГПУ, 2020. – 306 с.
  20. Непрерывное экологическое образование в СССР. – Москва : Центр охраны окружающей среды, 1985. – 26 с.
  21. О концепции экологического образования в советской общеобразовательной школе (для обсуждения на ученом совете НИИ СиМО АПН СССР). – Москва : НИИ СиМО АПН СССР, 1985. – 20 с.
  22. Опыт экологического образования в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) // Вестник экологического образования в России. – 2012. – Т. 3. – № 65. – С. 28–29.
  23. Попова, Л. В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности: дис. … д-ра пед. наук / Попова Людмила Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014. – 399 с.
  24. Природоохранительное просвещение / К. П. Митрюшкин, Л. К. Шапошников, О. Г. Коровкина и др. – Москва : Знание, 1980. – 175 с.
  25. Родова, Л. А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение : автореферат дис. …  канд. пед. наук / Л. А. Родова. – Алма-Ата, 1968. – 18 с.
  26. Рыбальский, Н. Г. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы / Н. Г. Рыбальский, Е. Д. Самотёсов, Е. В. Колесова и др. // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2016. – № 4. – С. 91–98 ; 2017. – № 1. – С. 75–82.
  27. Стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект). – Москва : МНЭПУ, 2001. – 54 с.
  28. Черникова, Ю. А. Непрерывное образование как социокультурный феномен : дис. … канд. филос. наук / Черникова Юлия Александровна. – Волгоград, 2012. – 137 с.
  29. Шилина, И. Б. Становление и развитие экологического образования в контексте природоохранной политики Российской Федерации в 1992–2003 гг. : дис. … д-ра ист. наук / Шилина Ирина Борисовна. – Москва, 2008. – 375 с.
  30. Learning to be : the world of education today and tomorrow / E. Faure, F. Herrera,
    A.-R. Kaddoura et al. – Paris : UNESCO ; London : Harrap, 1972. – 313 p.
  31. Алексеев, С. В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры) [Электронный ресурс] / С. В. Алексеев // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 2. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2018.3944 (дата обращения: 10.11.2020).
  32. Бабакова, Т. А. Экологизация регионального компонента школьного образования как средство реализации принципа дополнительности [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – № 3. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2015.2924 (дата обращения 10.11.2020).
  33. Бабакова, Т. А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 2. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2018.3966 (дата обращения 10.11.2020).
  34. Винокурова, Н. Ф., Демидова, Н. Н. Непрерывное геоэкологическое образование: региональный концепт [Электронный ресурс] / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 2. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2018.3965 (дата обращения 10.11.2020).
  35. Дзятковская, Е. Н. Культурологические основания преемственности формирования экологической культуры [Электронный ресурс] / Е. Н. Дзятковская // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 2. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2020.5685 (дата обращения 10.11.2020).
  36. Дзятковская, Е. Н. Дидактическое обеспечение непрерывности экологической составляющей учебных предметов [Электронный ресурс] / Е. Н. Дзятковская, В. В. Пустовалова // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – № 2. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2019.4664 (дата обращения 10.11.2020).
  37. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – https://fgos.ru. (дата обращения 10.11.2020).


Просмотров: 1387; Скачиваний: 276;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6345