Ермоленко, Р. Е. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ / Р. Е. Ермоленко, Е. А. Раевская // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 4 (32). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.6384


Выпуск № 4 (32)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 37.0, 37.09

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Ермоленко Римма Евгеньевна
кандидат педагогических наук, директор Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
ermolkenko@petrsu.ru
Раевская Елена Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования, заместитель директора Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
raevskaya_nazar@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
формальное (неформальное
информальное) образование
Программа развития Института педагогики и психологии
модель непрерывного педагогического образования Республики Карелия
Педагогический консорциум.
Аннотация: статья посвящена проблеме реализации непрерывного образования в современных условиях, характеризующихся отсутствием общенациональной концепции его развития. Описана возможность развития непрерывного педагогического образования региона на базе образовательной организации высшего образования. Программа развития Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета представлена как инструмент реализации непрерывного образования. Система мероприятий Программы развития представлена через основные формы непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное. Описаны структуры управления развитием непрерывного образования: Инновационный педагогический консорциум Республики Карелия, Педагогический инновационный парк ПетрГУ, базовые кафедры и университетские организации. Представлены модель концепции Программы развития Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета и модель непрерывного педагогического образования в Республике Карелия. Как результат реализации Программы развития Института показано единое пространство педагогического образования, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс педагогов, управленцев, работодателей, будущих специалистов, широкую общественность.
Статья поступила: 15.11.2020; Принята к публикации: 01.12.2020; Размещена в сети: 25.12.2020.

THE INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEVELOPMENT PROGRAM AS A TOOL FOR THE LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REGION

YERMOLENKO Rimma E.
Ph.D in Pedagogy, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
ermolkenko@petrsu.ru
RAEVSKAYA Elena A.
Ph.D in Psychology, associate Professor of the Department of Theory and Methodology of General and Professional education, Deputy Director of the Institute of Pedagogy and Psychology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
raevskaya_nazar@mail.ru
Keywords:
lifelong education
formal (non-formal
non-formal) education
Development Program of the Institute of Pedagogy and Psychology
Model of Continuing Pedagogical Education of the Republic of Karelia
Pedagogical Consortium.
Abstract: the article is devoted to the problem of the implementation of lifelong education in modern conditions, characterized by the absence of a national concept of its development The article describes the possibility of developing continuous pedagogical education in the region on the basis of an educational organization of higher education. The development program of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University is presented as a tool for the implementation of lifelong education. The system of measures of the Development Program is presented through the main forms of lifelong education: formal, non-formal and informal. The structure of management of the development of lifelong education is described: the Innovative Pedagogical Consortium of the Republic of Karelia, the Pedagogical Innovation Park of PetrSU, basic departments and university organizations. Models of the concept of the Development Program of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University and lifelong pedagogical education in the Republic of Karelia are described. As a result of the implementation of the Institute's Development Program, a single space of pedagogical education is shown, focused on ensuring the continuity of all levels of education and involving teachers, managers, employers, future specialists, and the general public in the educational process.
Paper submitted on: 11/15/2020; Accepted on: 12/01/2020; Published online on: 12/25/2020.

Непрерывное образование – важное направление в развитии современного образования, имеет достаточно широкое и разнообразное содержание. Этим термином традиционно обозначают систему преемственности российского образования, в которую входят дошкольное воспитание, общее среднее, среднее специальное, высшее образование, аспирантура, докторантура,  дополнительное профессиональное образование и переподготовка кадров. Им обозначают возможность получения обучающимися общего, профессионального и дополнительного образования. Часто исследователи под непрерывностью образования понимают процесс личностных и профессиональных позитивных изменений у человека, происходящих в течение всей его жизни.

Во многих исследованиях под ним подразумевается временна́я перспектива, отличающая непрерывное образование от образования, традиционно получаемого молодым человеком в первые два десятилетия жизни. Популярно понимание термина как сопряжение общего и профессионального образования в длительной временной перспективе, когда на смену узкопрофессиональной специализации приходит целостность образования.

Даже приведенный краткий перечень определений непрерывного образования показывает, насколько широкий спектр явлений описывается этим понятием. С одной стороны, это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над понятийно-терминологическим аппаратом, а с другой – является свидетельством сложности и многомерности изучаемого явления.   

Концептуально идея непрерывного образования, присутствовавшая уже в учениях древних философов (Аристотеля, Конфуция, Сократа, Солона, Платона, Сенеки), озвучивавшаяся в европейских странах в 1920-хх гг. XX в., была представлена на форуме ЮНЕСКО теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом в докладе «Введение в непрерывное образование» в 1965 году [1, с. 53]. Через несколько лет после доклада П. Ленгранда влиятельная международная организация снова обратилась к проблеме непрерывного образования: в 1972 г. комиссией, которую возглавлял Э. Фор, был представлен доклад «Учиться быть: мир образования сегодня и завтра» [1, с. 53]. Внимание ЮНЕСКО привело к росту понимания в разных странах мира важности непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Идея непрерывности в образовании возникла неслучайно – в ней нашла отражение потребность противостоять узкой профессиональной специализации промышленной эпохи, приводящей к «автоматизации» человека и всей системы образования, подчиненной задачам производства.

Гуманистическая трактовка непрерывного образования, заявленная ЮНЕСКО, предполагает, что его основная миссия заключается в том, чтобы обеспечить человеку на протяжении всей его жизни условия для полного раскрытия способностей, самореализации. Определение человека центром системы образования позволяет преодолеть опасность профессиональной редукции, полагая основой развития образования  антропологический принцип. При таком понимании раздвигаются временны́е границы периодов получения образования, захватывая период активной профессиональной деятельности и следующие за ним периоды жизнедеятельности человека.

Рост интереса к идее непрерывного образования, наряду с другими отраслями, затронул и сферу собственно образования. Непрерывность стала основной идеей реформирования народного образования и была отражена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» (1984). В 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию была принята Концепция непрерывного педагогического образования [3], в которой нашли отражения новые идеи развития.

В настоящее время в Российской Федерации определены стратегические направления развития непрерывного образования, но единая общенациональная концепция не принята, несмотря на предпринимавшиеся попытки [3; 4]. Несомненно, что отсутствие целостной стратегии замедляет развитие системы образования в приоритетном направлении, однако в то же время это открывает возможности для инновационной экспериментальной деятельности субъектов образования.

В статье на примере Программы развития Института педагогики и психологии (далее – Институт) Петрозаводского государственного университета рассматриваются инновационные структуры и управленческие стратегии, призванные обеспечить реализацию формальных, неформальных и информальных форм непрерывного педагогического образования.

Программа развития Института педагогики и психологии ПетрГУ разработана на основе проектно-целевого подхода. Одной из ее стратегических целей, наряду с реализацией Программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ) и реализацией национальных проектов, является развитие пространства открытого непрерывного педагогического образования региона – Республики Карелия (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Модель концепции программы развития Института педагогики
и психологии Петрозаводского государственного университета

Fig. 1. The concept model of the Institute of Pedagogy and Psychology
of Petrozavodsk State University development program

 

В программе определены задачи подготовки высококвалифицированных и востребованных на рынке труда выпускников, способных проектировать профессиональную деятельность, решать традиционные и инновационные профессиональные задачи, создавать современные продукты и услуги, гибко адаптироваться к условиям изменяющейся конъюнктуры. Мероприятия программы нацелены на создание условий для профессионального роста работников сферы образования, внедрение инноваций в сфере основного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования по психолого-педагогическим направлениям подготовки. Важным вектором изменений является развитие фундаментальной и прикладной педагогической науки – как гаранта высокого качества и основы модернизации системы образования.

Непрерывное образование в соответствии с Программой развития Института будет реализовано через его различные формы: формальное, неформальное и информальное. По определению ЮНЕСКО, формальное образование характеризуется  организованностью и иерархической упорядоченностью и завершается выдачей документа государственного образца. Его отличает реализация зарегистрированными образовательными организациями образовательных программ разного уровня, соответствующих государственным стандартам.

Формальное непрерывное образование в Институте будет реализовано через освоение обучающимися образовательных программ высшего образования. Эта форма непрерывного образования адресована взрослому населению, преимущественно в возрасте от 17 до 25 лет. Оно обеспечено  структурой Института, включающего в себя пять кафедр: педагогики и психологии детства, теории и методики начального образования, психологии, технологии, изобразительного искусства и дизайна, теории и методики общего и профессионального образования. В Институте на 2020 г. (год старта программы) реализуется двенадцать образовательных программ бакалавриата по направлениям подготовки «педагогическое образование», «педагогическое образование с двумя профилями подготовки» (5 программ), «психолого-педагогическое образование» (3 программы), «специальное (дефектологическое) образование», «психология», «дизайн». Их выпускники имеют возможность продолжить обучение в стенах Института, осваивая образовательные программы магистратуры по педагогическому направлению подготовки «Инновационная деятельность в образовании» и по психолого-педагогическому направлению «Психология организационно-управленческой деятельности». Выпускники магистратуры, решившие посвятить себя педагогической науке, имеют возможность поступить в аспирантуру по программе 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и впоследствии устроиться на работу в Институт. Кафедры Института работают совместно с образовательными институтами ПетрГУ, обеспечивая психолого-педагогическую подготовку учителей биологии и химии, физики, математики, истории, литературы, географии, физической культуры, иностранных языков.

Образовательные программы, реализуемые кафедрами, в соответствии с Программой развития будут ежегодно модернизироваться. Для их реализации разрабатываются необходимые учебно-методические комплексы, цифровые и электронные образовательные ресурсы, дистанционные учебные курсы, оценочные средства, вебинары, видеолекции.

Помимо модернизации уже реализуемых программ, предусмотрено  расширение спектра образовательных возможностей для молодых людей – выпускников программ бакалавриата. Например, предполагается открытие 3  новых программ магистратуры. Расширяется география предоставления образовательных услуг через организацию сетевого обучения и развитие академической мобильности с ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». Планируется увеличение числа иностранных студентов из Китая и Туркменистана.

Непрерывность в получении образования на протяжении всей жизни особенно актуальна для будущих педагогов – студентов Института педагогики и психологии. Именно им будет принадлежать основная роль в передаче опыта человечества следующим поколениям учеников, в том числе и в понимании важности непрерывного образования. Инновационный педагогический опыт, в соответствии с Программой развития, будет осваиваться студентами через модернизированные и новые программы, через участие в запланированных мероприятиях Программы (внеформальное и информальное образование), где они получат возможность познакомиться с передовыми педагогическими идеями, осмысляя их вместе с учителями-практиками, управленцами разных уровней, представителями общественности и учеными. Практика студентов в общеобразовательных организациях и участие в профориентации школьников также представлены в Программе. Для студентов это условие реализации непрерывности образования уже в период обучения в университете. Для школьников – возможность представить педагогическую профессию как свое возможное будущее. Данное направление развития, предусмотренное Программой, охватит все возрастные категории (молодое, взрослое и пожилое население).

Для педагогов – учителей школ, преподавателей колледжей и вузов, действующих в республике – Программа развития предусматривает разработку новых программ дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки работников образования. Многие программы разрабатываются в очной и дистанционной формах по запросам муниципальных районов Республики Карелия. В Программе предусмотрена возможность целевой контрактной подготовки педагогов для решения проблемы кадрового обеспечения образовательных организаций районов и городских округов. Институт готовится реализовать эти программы совместно с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки Петрозаводского университета. Для реализации этого направления Программы развития разработаны проект «Инновационная модель повышения квалификации ППС Института» и программа повышения квалификации «Профильное обучение в соответствии с требованиями ФГОС». Эта форма образования предназначена для взрослого населения в возрасте от 22 до 60 лет и пожилого населения – после 60 лет.

Неформальное образование в концепции ЮНЕСКО имеет приоритетом получение конкретного образовательного результата, при этом важно наличие уникального знания, основанного на собственном опыте преподавателя. Оно может быть реализовано вне стен зарегистрированной образовательной организации. В его обеспечении участвуют образовательные и общественные организации, секции, клубы, физические лица. Проходит оно часто в форме тренингов, курсов, семинаров, круглых столов и подтверждается сертификатом, свидетельством или другим документом. Характерной чертой неформального образования является добровольность участия, реализация в свободное время, приоритет применения личностно ориентированных методов.

Неформальное непрерывное образование в соответствии с Программой развития будет реализовано через инновационные структуры, работа которых обеспечивается Институтом: Инновационный педагогический консорциум, Педагогический инновационный парк, базовые кафедры и университетские организации.

Важной структурой в реализации Программы развития Института в современных условиях социокультурных и экономических изменений выступает Инновационный педагогический консорциум Республики Карелия (далее – Консорциум) (см. рис 1). Он представляет собой добровольное объединение образовательных институтов и структурных подразделений ПетрГУ, базовых кафедр, стажировочных и опорных площадок, университетских образовательных организаций, образовательных учреждений различного уровня и иных объединений – участников Консорциума.

Консорциум осуществляет межведомственную координацию деятельности участников, развивает сотрудничество с органами исполнительной власти, организациями социальной сферы, некоммерческим сектором, осуществляющими деятельность в Республике Карелия, а также в других регионах Российской Федерации и за рубежом. Он призван консолидировать организации и структуры различного типа и вида для обеспечения последовательного инновационного развития непрерывного педагогического образования Республики Карелия.

Педагогический инновационный парк ПетрГУ – субъект инфраструктуры ПетрГУ, территориальное и сетевое пространство, предназначенное для формирования креативной образовательной среды. Через его мероприятия в инновационную деятельность Института будут вовлечены научные организации, образовательные учреждения, физические и юридические лица.

Базовые кафедры и университетские организации являются подразделениями Педагогического иннопарка. К 2020 г. уже  созданы, функционируют и развиваются шесть базовых кафедр по психолого-педагогическим направлениям деятельности (МКОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой», МБОУ СОШ № 1 г. Сортавала, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка», «Центр психологического здоровья и эмоционального благополучия», БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», МБОУ «Академический лицей»), три университетские образовательные организации (МОУ СОШ № 8 г. Кондопоги Республики Карелия, МДОУ № 88 «Цветочный Город», МКОУ Ведлозерская СОШ Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия), Педагогическая лаборатория теории и практики сельской школы. На базе этих инновационных структур планируется реализовать проектную деятельность, в которую на принципах добровольности будут включены педагогические работники, учащиеся школ, студенты Института, социальные партнеры. Пройдут семинары, круглые столы, конференции (в том числе в онлайн-формате) по презентации и изучению инновационного педагогического опыта.

Модернизации классического университетского образования через внеформальное образование будет способствовать и дальнейшее развитие международного сотрудничества по реализации совместных образовательных программ и проектов с зарубежными вузами (Норвегии, Финляндии, Белоруссии). Блок дополнительного образования, удовлетворяющего потребность педагогических работников и других категорий населения в личностно ориентированном творческом образовании, будет реализован через уже действующие университетскую школу искусств и дизайна и инженерно-технологический класс – структурные подразделения Института, входящие в Педагогический инновационный парк ПетрГУ.

На стыке формального и неформального образования детей и молодежи находится профориентация как система научно обоснованных мероприятий, способствующих самоопределению школьников и учащихся колледжей в педагогических профессиях. В соответствии с Программой развития предусмотрено создание открытых педагогических классов, каникулярных школ, конкурсов педагогической научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных организаций – школьников. Для этого осуществляется сетевое взаимодействие с муниципальными районами и городскими округами, в том числе по созданию системы профильных классов в Республике Карелия, ориентированных на освоение педагогических специальностей, а также на инженерно-технологическую и художественную подготовку обучающихся.

Информальное образование, по определению ЮНЕСКО, – это индивидуальная познавательная активность человека. Оно носит спонтанный творческий характер. Реализуется в основном в общении людей, посещении культурных и образовательных мероприятий. Может не иметь четкой структуры и не подтверждается документально.

Информальное (спонтанное) образование, предполагающее индивидуальную  познавательную деятельность, будет реализовано через представленные направления работы, обеспечив возможность педагогическому сообществу и широким слоям взрослого населения возможность свободного погружения в творческую образовательную среду Института педагогики и психологии. На различные мероприятия Программы через публикацию анонсов мероприятий на официальном сайте ПетрГУ и другие информационные каналы будет приглашено широкое педагогическое сообщество. Многие мероприятия будут проходить в инновационных формах, таких как, например, антиконференция,  образовательный пикник, форсайт-сессия, педагогические диалоги, мозговой штурм, тематические художественные выставки, через тренинги и психологические консультации по общим и личным проблемам, образовательные стендапы. Как правило,  мероприятия Программы развития предполагают возможность свободного участия всех заинтересованных лиц.

События реализации Программы развития Института оперативно и в полном объеме освещаются в новостной ленте на официальном сайте ПетрГУ, что позволяет широким слоям населения получать актуальную информацию в любое время через использование сети Интернет.

Важно подчеркнуть, что ключевой идеей реализации Программы развития Института является Концепция непрерывного педагогического образования Республики Карелия, подготовленная в 2020 г. рабочей группой Института педагогики и психологии, согласованная Советом по развитию педагогического образования ПетрГУ, рассмотренная на коллегии Министерства образования Республики Карелия.

Модель непрерывного педагогического образования Республики Карелия  представляет собой определенные коллегиальными органами управления инновационные инструменты развития уровней педагогического образования (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Модель непрерывного педагогического образования
в Республике Карелия

Fig. 2. The lifelong pedagogical education model in the Republic of Karelia

 

В Концепции предусматривается решение важных задач развития непрерывного педагогического образования. Это преодоление характерной для последнего десятилетия нехватки педагогических кадров в образовательных организациях РК;  взаимодействие между организациями общего образования и ПетрГУ в части решения задач организации производственной практики, формирования социального заказа на подготовку педагога; коллаборация с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами, профессиональными сообществами и ассоциациями по перспективным направлениям развития региональной системы педагогического образования; взаимодействие (преемственность уровней) педагогического образования СПО и ВО; увеличение профессиональных образовательных программ, отвечающих требованиям социального запроса, в том числе цифровых образовательных ресурсов – дистанционных курсов, онлайн-обучения; повышение уровня базовой подготовки абитуриентов для освоения современных образовательных программ подготовки педагогов; повышение мотивации трудоустройства студентов в связи с недостаточной престижностью педагогической профессии; развитие механизмов профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов, направленных на их профессиональную адаптацию и обеспечение успешной самореализации; повышение готовности педагогических работников к профессиональной деятельности в условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире, когда главной целью современного образования, помимо приобретения знаний, становится выработка у учащихся навыков и компетенций, которые позволят им максимально эффективно функционировать в стремительно изменяющейся среде; подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях угрозы примитивизации личности.

Основным инструментом достижения этих результатов развития непрерывного образования в республике является Программа развития Института педагогики и психологии ПетрГУ. В результате ее выполнения будет сформировано единое пространство педагогического образования, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс педагогов, управленцев, широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов.  

Подводя итог, следует отметить, что в широком толковании термина «непрерывное образование» можно выделить две основных линии: определение существующей в настоящее время преемственности уровней и видов образования Российской Федерации, а также предложенное экспертами ЮНЕСКО понимание педагогического образования как целостного личностно ориентированного процесса, длящегося на протяжении всей жизни человека.

На примере Программы развития Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета представлены возможности развития различных форм непрерывного образования – формального, внеформального и информального.

После объединения в 2013 г. с Педагогической академией Петрозаводский университет – крупнейший образовательно-культурный центр региона. Большинство педагогов республики являются его выпускниками. Университет, отметивший в 2020 г. свое 80-летие, заслуженно пользуется доверием населения, обеспечивает целостность образовательной системы, в том числе в развивающейся стратегии ее непрерывности.

Программа развития Института педагогики и психологии ПетрГУ ориентирована на интеграцию субъектов образования по горизонтали и по вертикали; влияет на развитие мотивации к продолжению образования; реализацию творческого и инновационного подходов в управлении, развитие системы ценностей субъектов образования. В ней предусмотрены возможности самообразования и индивидуализации образования для педагогических работников и населения.

Таким образом, в настоящее время в условиях отсутствия общероссийской концепции возможно успешное развитие непрерывного образования через инновационную практику образовательных организаций высшего образования, закрепленную в нормативных правовых документах соответствующего уровня, например Программе развития.

Такая практика, сохраняя достижения отечественной образовательной системы, выраженной в преемственности ее уровней, позволяет реализовать все многообразие форм непрерывного образования за счет координации усилий государственных, муниципальных, общественных организаций и конкретных физических лиц.

 

Список литературы

  1. Коптаж, Г. Непрерывное образование: основные принципы / Г. Коптаж // Вестник высшей школы. – 1991. – № 6. – С. 52–63.
  2. Концепция непрерывного образования от 18.03.1989 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.  – URL: https://refdb.ru/look/2540293.html (дата обращения 07.11.2020).
  3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 07.11.2020).
  4. Лобанов, Н. А. Модельный закон «Об образовании взрослых»: из истории непрерывного образования [Электронный ресурс] /  Н. А. Лобанов, Т. Ю. Ломакина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 3 (60). – С. 73–82. – Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnyi-zakon-ob-obrazovanii-vzroslyh-iz-istorii-nepreryvnogo-obrazovaniya1 (дата обращения 07.11.2020).


Просмотров: 872; Скачиваний: 220;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6384