Дмитроченко, Т. В. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 2 (30). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5690


Выпуск № 2 (30)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 387.4

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Дмитроченко Татьяна Вячеславовна
аспирант кафедры педагогики профессионального образования
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
(Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация)
bossyblond7@mail.ru
Ключевые слова:
критическое мышление
субъектность
профессиональная субъектность будущего педагога
уровень субъектности
уровень развития критического мышления
методический комплекс
будущий педагог.
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития критического мышления и становления субъектности будущего конкурентоспособного специалиста в современных условиях. Представлен теоретический анализ литературы по рассмотренной проблеме. На основании анализа в соответствии с целью и предметом исследования приведены уточненные автором данной статьи определения понятий «субъектность» и «критическое мышление». Описан ход пилотажного исследования, целью которого стала констатация исходного уровня развития критического мышления и субъектности студентов 4-го курса, обучающихся в ФГБОУ ВО «АмГПГУ». В статье приведено обоснование разработанного диагностического комплекса методик, необходимого для проведения исследования. Представлены результаты исследования, подтверждающие, что субъектность и критическое мышление студентов взаимосвязаны и находятся на недостаточном среднем уровне. На основании данных результатов автором статьи сделаны выводы о том, что профессиональная подготовка будущего специалиста не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям, отраженным в зарубежных и отечественных нормативно-правовых документах. Для решения исследуемой проблемы обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий в профессионально-образовательном процессе педагогического вуза для становления субъектности и развития критического мышления будущих педагогов.
Статья поступила: 23.04.2020; Принята к публикации: 25.05.2020; Размещена в сети: 22.06.2020.

STUDENT CRITICAL THINKING AND SUBJECTIVITY DEVELOPMENT AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

DMITROCHENKO Tatyana V.
postgraduate student at the Department of Pedagogy of Professional Education
Amursky Humanities-Pedagogical University
(Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation)
bossyblond7@mail.ru
Keywords:
critical thinking
subjectivity
professional subjectivity of a future teacher
level of subjectivity
level of development of critical thinking
methodological complex
future teacher.
Abstract: the article is devoted to the urgent problem of the development of critical thinking and the formation of subjectivity of a future competitive specialist. The literature analysis on the problem is presented. Based on the analysis, in accordance with the purpose and subject of the study, definitions of the concepts of «subjectivity» and «critical thinking» specified by the author are given. The purpose of the pilot study was to establish the initial level of development of four-year students critical thinking and subjectivity. The article provides the rationale for the developed diagnostic complex of techniques required for the study. The results of the study are presented, confirming that the subjectivity and critical thinking of students are interconnected and are at an insufficient, average level. Based on these results, the author of the article concludes that the training of a future specialist does not fully meet the requirements described in foreign and national regulatory documents. To solve the problem under study, the necessity of creating special psychological and pedagogical conditions in the professional educational process of a pedagogical university to build up subjectivity and critical thinking of future teachers is substantiated.
Paper submitted on: 23.04.2020; Accepted on: 25.05.2020; Published online on: 22.06.2020.

Постановка проблемы. Социально-экономические преобразования, повлекшие за собой изменения во многих сферах российского общества, обусловили и реформирование рынка труда, затрагивая вопросы повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций в современном мире. Обществу в наши дни требуется специалист, обладающий мобильностью, высоким уровнем сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, новым профессиональным мышлением, позволяющим ему подстраиваться под непрерывно изменяющиеся требования социума, изменять и совершенствовать профессиональную деятельность в условиях непрерывного профессионального образования, решать профессиональные и социальные задачи в нестандартных ситуациях.

Перечисленные требования позволяют сделать вывод, что организация профессионально-образовательного процесса как усвоения готового материала будет недостаточной. Необходимо изменение педагогических и методических подходов к построению образовательного процесса, при которых главная роль субъекта образования отведена студенту и развитию его информационно-познавательной самостоятельности в учебном процессе, позволяющей ему идти по пути самостоятельного поиска и критического осмысления информации с включением в данный процесс механизмов его личностного развития.

Большую роль в решении этой задачи играет использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях в профессионально-образовательном процессе вуза. Данная технология позволяет студенту эффективно овладевать навыками поиска и критического осмысления информации, осуществления разнообразных способов достижения цели, самостоятельного принятия решений,  готовности к саморазвитию, усвоению и использованию инноваций в профессиональной деятельности, проявлению гибкости и инициативы в различных жизненных сферах. Использование рассматриваемой технологии способствует формированию критического, рефлексивного, самостоятельного мышления, позволяющего будущему специалисту осуществлять личностное и профессиональное развитие в течение всей жизни.

Важность формирования критического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего конкурентоспособного специалиста отмечена в международных и российских государственных документах  и программах: в Европейской классификации навыков, компетенций и профессий (ESCO), в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), в «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++). Вопросы развития критического мышления и становления субъектности рассмотрены также в трудах зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Исследователь И. А. Мороченкова, ссылаясь в своих работах на труды А. С. Байрамова, М. В. Кларина, Г. М. Коджаспировой, М. И. Махмутова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, трактует данный феномен как рефлексивно-оценочную деятельность, связанную с умениями проверять истинность высказываний, анализировать, находить и исправлять ошибки суждений [8, с. 116]. Н. М. Борытко, в свою очередь критическое мышление понимает как мыслительную деятельность о самом процессе мышления и определяет его как комплекс метакогнитивных умений [3, с. 48].

Исследуемый нами феномен в психолого-педагогической литературе рассматривается и с точки зрения его направленности на формирование личностных качеств. Достаточно широко, как сложное интегративное качество личности, обеспечивающее процессы самопознания, самообразования и самореализации личности, критическое мышление рассмотрено в работах педагога Н. Ю. Туласыновой [16, с. 56].

Связь критического мышления с субъектностью, рефлексивностью, прагматичностью (умением применять знания на практике) и самореализацией прослеживается также И. А. Мороченковой [8, с. 34].

С развитием навыков самоконтроля и формированием самооценки связана трактовка критического мышления А. И. Липкиной и Л. А. Рыбак [11, с. 126]. Связь критического мышления с субъектным опытом личности прослеживается в работах педагога Е. С. Заир-Бек. Исследователь определяет критическое мышление как «открытое», «не принимающее догм» [4, с. 75].

Проблема развития критического мышления студентов описана в трудах Л. В. Астаховой, Т. В. Харлампьевой.  Исследователи особое значение придают описанию организационно-педагогических и психологических условий, способствующих развитию критического мышления студентов. В качестве таких условий выделяются, прежде всего, следующие: сформированность познавательной мотивации, наличие развитой учебно-исследовательской среды (научные семинары, диалоги, дискуссии), осуществление личностной, деятельностной и интеллектуальной рефлексии; готовность преподавателей к диалоговой организации учебного процесса [1, с. 52].

Автором данной статьи критическое мышление понимается как рефлексивное, оценочное мышление, позволяющее анализировать и оценивать информацию,  доказывать свою точку зрения, проверять истинность суждений, находить решение нестандартным жизненным и профессиональным задачам. Критическое мышление предполагает использование разнообразных технологий и приемов эффективной работы с информацией и рассматривается в контексте профессиональной подготовки будущего педагога.

В рамках данного исследования критическое мышление трактуется как инструмент развития субъектности будущих педагогов. Оно является эффективным средством развития субъектности, так как позволяет будущему педагогу овладеть стратегиями и технологиями работы с собственным опытом и получаемой информацией, осмыслить слабые и сильные стороны своей личности, построить траекторию своего развития как будущего субъекта педагогической деятельности.

Субъектность личности в психолого-педагогических исследованиях  рассматривается как интегральное качество личности, определяющееся высоким уровнем активности, сознательности, рефлексивности и ответственности, позволяющее субъекту быть активным творцом собственной жизнедеятельности [12, с. 209].

Поскольку понятие «субъектность личности» рассматривается в контексте профессиональной подготовки будущего педагога, то оно имеет более широкое значение. Так, И. А. Серегина под субъектностью студента понимает личностное качество как «интегратор его профессиональных способностей, обеспечивающий возможность выполнения профессиональных требований на высоком уровне качества» [14, с. 8].

Педагог В. А. Сластенин рассматривает субъектность как сложную интегративную характеристику личности, связанную с ее активно избирательным и инициативно ответственным отношением к себе, людям, миру и жизни в целом [15, с. 18].

Н. М. Борытко связывает субъектность студента с его успешной адаптацией в постоянно меняющейся социокультурной ситуации; с проявлением активности и самостоятельности в образовательном пространстве вуза; с осуществлением продуктивного педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса; с осознанием ответственности за результаты собственного образования [3, с. 5].

Автором данной статьи профессиональная субъектность будущего педагога  в контексте социокультурного содержания его деятельности  понимается как сложное многоуровневое качество личности, характеризующееся высоким уровнем актуализированного субъектного опыта, рефлексии, самопознания, направленных на реализацию творческого потенциала личности и ее самореализацию в условиях непрерывного профессионального образования.

Профессиональная субъектность будущего педагога представлена, прежде всего, интегральной характеристикой личности, отражающей ее активное, ответственное отношение к осваиваемой профессии, направленной на саморазвитие личности с целью приобретения опыта решения профессионально-педагогических задач в контексте выдвигаемых обществом и государством требований к профессии [16, с. 83].

Описание хода и методов исследования. Для первоначального изучения состояния субъектности и уровней развития критического мышления студентов педагогического вуза мы провели пилотажное исследование с целью констатации исходного уровня развития исследуемых в данной работе качеств личности будущего специалиста.

Объектом нашего исследования явился профессионально-образовательный процесс педагогического вуза. Предмет исследования – уровень субъектности и развития критического мышления будущих педагогов. Гипотезой настоящего исследования было предположение о том, что критерии субъектности и развития критического мышления студентов взаимосвязаны и находятся на недостаточном среднем уровне, не в полной мере соответствующем требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке будущего педагога. В своей работе мы использовали следующие методы педагогического исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы), эмпирические (тестирование), методы математической статистики (графическое представление, коэффициент корреляции Спирмена).

Группу испытуемых в пилотажном исследовании составили 256 студентов 4-го курса (195 девушек, 61 юноша), обучающихся в ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (г. Комсомольск-на-Амуре). Выборка была представлена студентами направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), получающими образование по следующим профилям: «Начальное образование» и «Иностранный язык»; «Русский язык» и «Литература»; «Иностранный язык (английский)» и «Иностранный язык (китайский)»; «Математика» и «Физика».

Данную выборку составили студенты разных профилей, у  большинства из них средний уровень успеваемости, примерно половина студентов имеют устойчивые мотивы учебно-профессиональной педагогической деятельности и демонстрируют желание связать свою будущую деятельность с преподаванием в школе. Все респонденты имели положительный педагогический опыт взаимодействия с детьми в условиях детского летнего оздоровительного лагеря и средней общеобразовательной школы во время прохождения педагогической практики. Необходимо также отметить, что 6 человек из представленной выборки уже ведут педагогическую деятельность в образовательных организациях г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края в качестве учителей-предметников.  

Для достижения целей нашего исследования также необходимо отметить, что с данной группой студентов ранее не велась целенаправленная работа по развитию критического мышления и становлению субъектности.

Благодаря разработанному нами комплексу диагностических методик удалось выявить уровень субъектности и развития критического мышления студентов. Уровень субъектности личности мы оценивали по сумме таких показателей, как самопознание («Методика исследования самоотношения (МИС)», автор – С. Р. Пантилеев) [10, с. 18], актуализированный субъектный опыт и рефлексия («Опросник рефлексивности», автор –  А. В. Карпов) [6, с. 50], самореализация («Многомерный опросник самореализации личности», автор – С. И. Кудинов)  [7, с. 54].

Отдельно по каждой из перечисленных методик был выявлен уровень каждого компонента субъектности личности (достаточный, средний, низкий). Далее по результатам тестирования каждого студента мы выявили среднее значение, исходя из суммы трех методик, сделали вывод об уровне субъектности как интегративного качества его личности. Например, если у студента был выявлен достаточный уровень по сумме трех методик, то уровень субъектности его личности тоже определялся как достаточный.

Для оценки уровня развития критического мышления была доработана и апробирована методика, взятая из Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA), позволяющая оценить грамотность чтения и развития навыков критического мышления. Представленные в методике задания направлены на оценку умений работы студентов с текстами, содержащими в себе педагогические проблемы, а также с понятиями, суждениями и умозаключениями.

Разработанный комплекс заданий позволяет выявить уровень развития практически всех операций критического мышления: анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, логики, рефлексии, установления причинно-следственных связей, проверки истинности информации, способности определять факты и отграничивать их от оценок и допущений, признавать ограниченность процедур собственного мышления, умения ставить реалистичные цели и вырабатывать нестандартные стратегии и способы решения жизненных задач в условиях неопределенности и риска.

Предложенная нами методика для определения уровня развития критического мышления будущих педагогов разработана с учетом специфики педагогической деятельности, так как содержит в себе тексты, насыщенные педагогическими проблемами, и задания, выполнение которых требует от студентов развитых умений эффективной работы с информацией.

Описание результатов исследования. Изучение уровня субъектности в группе испытуемых 4-го курса по выделенным нами критериям имело следующие результаты:

  • по критерию «самопознание», исходя из суммы показателей по шкалам, входящих в методику исследования самоотношения: достаточный уровень выявлен у 32 % испытуемых, средний – у 50 % студентов, низкий уровень самопознания продемонстрировали 18 % респондентов;
  • по критериям «актуализированный субъектный опыт» и «рефлексия»: достаточный уровень выявлен у 25 % испытуемых, средний – у 43% респондентов, низкий уровень актуализированного субъектного опыта и рефлексии продемонстрировали 32 %  участников исследования;
  • по критерию «самореализация» достаточный уровень выявлен у  19 % студентов, средний – у 39 % испытуемых, низкий уровень самореализации продемонстрировали 42 % респондентов.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что достаточный уровень субъектности в представленной группе отмечается у 25 % участников исследования, средний уровень выявлен у 44 % испытуемых, низкий – у 31 % студентов. 

Изучение уровня развития критического мышления в группе испытуемых 4-го курса имело следующие результаты: достаточный уровень развития критического мышления в представленной группе отмечается у 19 % студентов, средний уровень выявлен у 62 % участников исследования, низкий – у 19 %  испытуемых.

Результаты изучения уровня субъектности и развития критического мышления испытуемых 4-го курса представлены на рисунке.

 

Результаты изучения уровня субъектности и развития
критического мышления испытуемых 4-го курса

 

По результатам описанной диагностики уровня развития критического мышления и субъектности в выборке студентов 4-го курса нами была выявлена прямая корреляционная зависимость между уровнем развития критического мышления и субъектностью будущих педагогов. Для этого мы использовали коэффициент корреляции Спирмена, показывающий наличие зависимости между уровнем развития критического мышления и субъектностью будущих педагогов, значение которого составило 0,82 при p < 0,05. Данная зависимость по таблице оценки силы корреляционной связи Чеддока оценивается как высокая. Это указывает на то, что чем выше уровень развития критического мышления испытуемых, тем выше уровень субъектности. Обнаруженные связи позволяют предположить, что если будет организована работа по развитию критического мышления, это приведет и к изменению уровня субъектности студентов.

Интерпретация результатов исследования. По результатам пилотажного исследования только у четверти студентов представленной выборки можно выделить достаточный уровень субъектности и развития критического мышления. Деятельность студентов, имеющих достаточный уровень развития исследуемых качеств, по сумме использованных нами методик определяется следующим набором показателей:

  • работа над раскрытием внутреннего потенциала личности, высокий уровень самопознания, осознания собственного опыта и рефлексии;
  • ярко выраженная и достаточно сформированная познавательная и информационно-когнитивная направленность деятельности;
  • умение быстро и эффективно находить и реализовывать разнообразные приемы осуществления деятельности, поиска информации и работы с ней, решать профессиональные задачи;
  • умение определять перспективы и траектории собственного личностного и профессионального развития.

У половины студентов исследуемой группы отмечается средний уровень субъектности и развития критического мышления. Для деятельности и профессионального развития студентов, имеющих средний уровень рассматриваемых качеств, характерны следующие показатели:

  • частичная работа над раскрытием внутреннего потенциала личности, недостаточно высокий, средний уровень самопознания, осознания собственного опыта и рефлексии;
  • недостаточно выраженная, частично сформированная на среднем уровне познавательная и информационно-когнитивная направленность деятельности;
  • умение недостаточно быстро находить и не всегда эффективно реализовывать разнообразные приемы осуществления деятельности, поиска информации и работы с ней, решать профессиональные задачи;
  • неумение определять перспективы и траектории или не всегда верное определение перспектив и траекторий собственного личностного и профессионального развития.

 Примерно у четверти студентов исследуемой группы можно констатировать низкий уровень субъектности и развития критического мышления. Для данного уровня характерны следующие показатели:

  • низкий уровень самопознания, осознания собственного опыта и рефлексии, отсутствие целенаправленной работы по раскрытию внутреннего потенциала личности;
  • несформированная или проявляющаяся на низком уровне познавательная и информационно-когнитивная направленность студента;
  • неумение быстро, эффективно и правильно находить и реализовывать разнообразные приемы осуществления деятельности, поиска информации и работы с ней, решать профессиональные задачи;
  • неумение определять перспективы и траектории собственного личностного и профессионального развития.

Полученные результаты пилотажного исследования позволили нам сделать вывод, что субъектность и критическое мышление студентов 4-го курса, обучающихся в ФГБОУ ВО «АмГПГУ», взаимосвязаны и находятся на недостаточном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что профессиональная подготовка будущего специалиста не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям, отраженным в имеющихся зарубежных и отечественных нормативно-правовых документах. Для решения исследуемой проблемы становления субъектности будущих педагогов на основе развития критического мышления мы предлагаем внедрение в профессионально-образовательный процесс педагогического вуза комплекса внешних и внутренних психолого-педагогических условий.

К внутренним условиям становления субъектности будущих педагогов на основе развития критического мышления мы относим, например, развитие учебно-познавательных и профессиональных мотивов деятельности; использование процедур личностной, интеллектуальной и деятельностной рефлексии; обогащение субъектного опыта личности; развитие внутренней потребности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

К внешним условиям становления субъектности будущих педагогов на основе развития критического мышления мы относим: учет личностных, индивидуальных, профессиональных способностей студентов; использование диалоговых, эвристических, проблемных технологий профессионального обучения; создание личностно значимых, субъектно ориентированных профессиональных ситуаций, информационно-поисковых и проблемно-ситуационных профессиональных задач.

Реализация данных условий в профессионально-образовательном процессе вуза будет осуществляться за счет применения технологии развития критического мышления на учебных занятиях. К методическим приемам технологии развития критического мышления, позволяющим студентам осуществлять способы работы с текстовой информацией, мы относим следующие: кластер, синквейн, бортовой журнал, таблица ЗХУ, ромашка Блума, маркировка текста, чтение с остановками, мозговой штурм, корзина идей другие.

К педагогическим средствам организации учебных занятий можно отнести использование цифровых образовательных ресурсов, технических средств обучения, в том числе учебно-методическое пособие для преподавателя, раздаточный материал, рабочую тетрадь, позволяющую студентам осваивать содержание учебных дисциплин, используя приемы технологии развития критического мышления.

Создание перечисленных условий в образовательном процессе вуза будет являться достаточным и приведет к улучшению качества профессиональной подготовки будущего педагога и увеличению количества студентов, имеющих достаточный уровень исследуемых нами качеств.

 

Список литературы

  1. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности : монография / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева ; под науч. ред. Л. В. Астаховой. – Москва : РАН, 2009. – 136 с.
  2. Бердникова, Д. В. Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии / Д. В. Бердникова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. –  № 2. –  С. 8–20.
  3. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко; под науч. ред. Н. К. Сергеева. – Волгоград, 2000. – 225 с.
  4. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с.
  5. Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 265–267.
  6. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики  / А. В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 5. – С. 45−57.
  7. Кудинов, С. И. Психодиагностика личности : учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 270 с.
  8. Мороченкова, И. А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мороченкова Ирина Александровна. −  Оренбург, 2004 – 181 c.
  9. Ольховая, Т. А. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов / Т. А. Ольховая, В. Н. Елисеев // Высшее образование сегодня. – 2013. –  № 9. – С. 46–51
  10. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. – Москва : «СМЫСЛ», 1993. – 32 с.
  11. Патопсихология : хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. − 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Когито-Центр, 2000. – 289 с.
  12. Позднякова, Г. А. Критическое мышление как интегративное свойство личности /   Г. А. Позднякова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2014. – № 4 (24). – С. 208–213. 
  13. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) (проект)  // Вестник образования. – 2013. – № 8. – С. 4–44.
  14. Серегина, И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога : автореф. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Серегина Илона Альбертовна. – Москва, 1999. – 24 с.
  15. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды МПГУ. Серия «Психолого-педагогические науки». – Москва : Прометей, 2000. – С. 3–22.
  16. Туласынова, Н. Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку : дис. … канд. пед. наук / Туласынова Надежда Юрьевна. – Якутск, 2010. – 203 с.
  17. Хабарова, Т. С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /  Хабарова Татьяна Сергеевна. − Оренбург, 2016. – 277 c.
  18. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности  / М. А. Щукина ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. – 346 с.


Просмотров: 2227; Скачиваний: 441;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5690