Аннотированный перечень статей, 2022 год все выпуски

Выпуск 1 (37)

ОТ РЕДАКЦИИ
Ванхемпинг Э. Г.

Ключевые слова: «фрикативно-фейковый» кластер, суррогатное авторство, академический гострайтинг, провокационные триггеры, трансформации образования, деструкции повседневных университетских практик, экспертный круг профессионалов, русскоязычная наука и высшая школа.

«ФРИКАТИВНО-ФЕЙКОВЫЙ» КЛАСТЕР ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ СЕРВИСОВ КАК ФЕНОМЕН ДЕСТРУКЦИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ПРАКТИК: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье анализируются системные истоки и глубинные причины формирования «фрикативно-фейкового кластера» суррогатных студенческих работ в русскоязычном образовательном пространстве. Данный феномен рассматривается как симптом «социальной болезни», требующий комплексного профессионального решения. Представлены результаты международного компаративного исследования узнаваемости данного кластера и наличия спроса на его услуги в России, Казахстане, Финляндии. В качестве методологических оснований формирования данного феномена позиционируются социально-экономические и ак-сиологические детерминанты проблемы. Особое внимание уделено обоснованию круга лояльных экспертов для конструктивного решения проблемы как превенции эскалации негативного контента о выдающемся статусе русскоязычной высшей школы и науки на мировой арене.
Жарлыгасинов Т. М.

Ключевые слова: Казахстан, высшее образование, научно-исследовательские инстиуции, государственное управление, стейкхолдерские кластеры, университеты новой генерации, модели HR-взаимодействия в условиях трансформаций сферы науки и высшей школы, биографический метод HR-case study, внедрение мировых стандартов образования, интеграция в мировое образовательное пространство.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ МОДЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ СПЕЦИФИКИ

В статье раскрываются институциональные особенности системных трансформаций, имеющих место в казахстанской системе высшего образования и науки. Представлены результаты эмпирических исследований реализации глобальных инициатив в локальных моделях «перезагрузки» образовательных и научно-исследовательских практик на примере специальности «государственное управление». Рассмотрены особенности двух стейкхолдерских кластеров институций высшего образования и науки, представленных в образовательном пространстве Казахстана. Обосновываются дизайн и прикладные техники исследования, направленные на выявление ключевых детерминант, скрытых причин и исторических предпосылок проблемного поля в некоторых форматах университетских практик и научно-исследовательских инициатив касательно специальности «государственное управление». Ключевые слова: Казахстан, высшее образование, научно-исследовательские инстиуции, государственное управление, стейкхолдерские кластеры, университеты новой генерации, модели HR-взаимодействия в условиях трансформаций сферы науки и высшей школы, биографический метод HR-case study, внедрение мировых стандартов образования, интеграция в мировое образовательное пространство.
Макарова Е. А.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, инновационная образовательная среда, активное обучение

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня предъявляются высокие требования в области иноязычной подготовки к выпускникам технических вузов. При этом ставится под сомнение эффективность традиционной системы обучения иностранным языкам. К пересмотру ключевых составляющих универсальной коммуникативной компетенции и условий ее формирования мотивируют отсутствие обоснованных критериев качества образовательной среды, а также новые лингвистические подходы к определению понятий «язык» и «коммуникация». Цель исследования – проанализировать результаты эксперимента по внедрению инновационного образовательного проекта и определить составляющие канвы модели компетентностной среды обучения иностранному языку как интерактивной деятельности. В статье рассматриваются работы российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам педагогической инноватики в области преподавания иностранных языков, анализируется понятие «инновационная образовательная среда». В ходе реализации проекта определены ключевые составляющие инновационной компетентностной образовательной среды. К ним относятся дидактический материал по деловой и инженерной тематике; обучение с наставником, ролевые игры, решение кейсов; смешанное обучение с применением небольших закрытых онлайн-курсов и мобильных устройств; внеаудиторное обучение в формате разговорного клуба, научно-практических конференций, зарубежных стажировок и практик; обратная связь со студентами, выявляющая достоинства и недостатки обучения; система мер мониторинга и контроля формирования элементов коммуникативной компетентности; сотрудничество с организациями, способствующими языковой подготовке студентов. На основе результатов проекта проводится образовательная политика в области внедрения инновационных средовых решений во всем вузе. Полученные данные могут представлять интерес для научно-практического сообщества исследователей и работников
Селезнева О. В.

Ключевые слова: экологическая культура, культуротворчество, модель культуротворческой среды, военное образование, военная экология.

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования качества экологической подготовки военнослужащих. Существует противоречие между результатами экологической подготовки, которые курсанты демонстрируют в вузе, и отсутствием интереса к реальной экологической деятельности при выполнении задач военной службы. Анализ причин указывает на необходимость смещения акцентов в целевых установках с позиции «научить» в сторону формирования у курсантов осознанной потребности в приобщении к экологической культуре и развитии природоохранной направленности своей профессиональной компетентности. Термин «эколого ориентированная культуротворческая среда» раскрыт в соотношениях с такими понятиями, как «экологическая культура», «экологическое пространство», «трансдисциплинарная экологизация». В статье представлена модель функционирования эколого ориентированной культуротворческой среды в военном вузе, компоненты которой отражают взаимодействие образовательной и военно-служебной составляющих обучения при формировании опыта культуротворческой деятельности. Раскрыты критерии и показатели сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов экологической культуры военнослужащих. Обоснована целесообразность реализации содержательно-деятельностных связей между различными циклами дисциплин вуза, а также между образовательной и военно-служебной составляющими подготовки выпускника в рамках эколого ориентированной культуротворческой среды военного вуза.
Карпова О. Л.

Ключевые слова: проблемное обучение, педагогическая технология, средство, развитие, самообразовательная деятельность, студенты.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье актуализируется проблема развития самообразовательной деятельности в контексте реализации концепции непрерывного образования. Отмечается имеющийся теоретический задел теории проблемного обучения и ее существенный потенциал, который необходимо использовать при разработке технологии развития самообразовательной деятельности студентов. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущностные характеристики проблемного обучения и выделить основные требования к разработке проблемной ситуации: актуальность, дискуссионность, научность, своевременность, ориентация на практическое использование полученных знаний. Разработана авторская технология проблемного обучения, суть которой состоит в раз-витии самообразовательной деятельности студентов. Логическая проблемно-уровневая последовательность реализации рассматриваемой технологии отражена в следующих ее этапах: проблемно-мотивационном; организационно-деятельностном; рефлексивно-оценочном. Представлена сущностная характеристика технологии проблемного обучения как средства развития самообразовательной деятельности студентов, методы и приемы ее реализации на примере дисциплины «Мировое педагогическое наследие». Особое внимание уделено таким методам, как постановка проблемы, дискуссия, составление плана самообразовательной деятельности, рефлексия. Промежуточные результаты реализации данной технологии свидетельствуют о ее положительном влиянии на структуру и содержание самообразовательной деятельности. Перспективным направлением видится необходимость проработки вопроса о предварительной готовности студентов к ее реализации в аспекте формирования у них необходимых для этого навыков и умений самообразования.
Петрович О. В., Раевская Е. А.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, удовлетворенность, иностранный студент, непрерывное образование, формальное образование, внеформальное образование, информальное образование.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей социально-психологической адаптации иностранных и русскоязычных студентов в российском вузе, проведенного на выборке из 204 респондентов. Полученные данные рассмотрены в контексте парадигмы непрерывного образования (через специфику реализации формально-го, неформального и информального образования). Теоретически рассмотрены процессуальные характеристики адаптации. Описана модель изучения успешности процесса социально-психологической адаптации. В сфере формального образования выявлены: удовлетворенность качеством образовательных услуг; высокий процент явки на занятия; сниженный уро-вень адаптированности к учебной группе; трудности в общении с преподавателями; наличие ситуативного (экзаменационного) стресса и особенности влияния учебного стресса на здоровье. В сфере неформального образования – активность во внеучебных мероприятиях. Показано, что наибольшие сложности иностранные студенты испытывают в сфере информального образования, зависящего в основном от собственных усилий человека. Для иностранных студентов характерны преимущественно позитивный эмоциональный настрой и высокий уровень адаптивности.
Кельсина А. С.

Ключевые слова: женщины в науке, меры поддержки женщин в науке.

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: РОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

2021 г., объявленный годом науки и технологий, обратил внимание общества не только на достижения и успехи науки, но и на кадровые проблемы научной сферы, проблемы построения карьеры ученого в России. Профессиональное нахождение в научной среде предполагает постоянный образовательный и квалификационный рост (обучение в аспирантуре, защита диссертации, получение ученых степеней и званий). Традиционная роль женщин в семье и психофизиологические особенности являются факторами, которые затрудняют построение успешной и непрерывной научной карьеры. Целью статьи является сравнение на основе количественных данных представительства женщин в науке на российском и региональном уровнях. Материалами для исследования послужили федеральная и ведомственная статистика, труды отечественных ученых, данные социологических опросов. В работе анализировались такие показатели, как численность женщин в составе аспирантов, численность женщин в составе исследователей, в т. ч. с ученой степенью, численность женщин в составе руководителей научных организаций как на российском, так и на региональном уровне (на примере Вологодской области). В ходе проведенного анализа выявлено, что на российском уровне с ростом научной карьеры от аспиранта до руководителя научной организации доля женщин имеет явную тенденцию к снижению, что характерно и для других стран. На уровне региона можно наблюдать более равномерное распределение всех показателей. Также в работе отмечено, что специальных видов поддержки для женщин-ученых в России практически нет.
Плискова Б.

Ключевые слова: воспитатель детского сада при медицинском учреждении, детский сад при медицинском учреждении, воспитательный процесс в медицинском учреждении.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ В БОЛЬНИЧНОМ ДЕТСКОМ САДУ (статья публикуется на английском языке)

В данном материале речь идет о планировании и организации работы воспитателей детских садов, организованных при больнице. В статье акцентируется внимание на особенностях работы четырех воспитателей детского сада, которые должны уметь создавать из больничной среды образовательное пространство, чтобы болеющие дети могли получать качественное образование. Цель исследования – выявить рабочие характеристики воспитателей детского сада в областной больнице Чехии. Для проведения исследования использовались полуструктурированное интервью и метод наблюдения. Одним из основных выводов работы является необходимость изучения особенностей работы педагогов в различных средах, где происходят образовательные процессы. Специфические условия работы создают основу для возможностей педагогической деятельности в больнице, что существенно влияет на результаты работы обучающих и, следовательно, на результаты обучения.
Сеткова И. Н., Лукина А. К., Чернышкова М. В.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное становление, молодой педагог, сопровождение, инновационная деятельность, ресурсный подход, деятельностный подход.

ВКЛЮЧЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований проблем адаптации в педагогической профессии и опыта работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательных организациях через включение их в инновационно-проектную деятельность в составе команд профессионалов. Выявлены основные трудности и проблемы адаптации молодых педагогов в профес-сии, происходящей на фоне нормативного возрастного кризиса. Приведены данные опроса начинающих учителей, подтверждающие наличие проблем и аргументирующие необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогов на начальном этапе их профессиональной деятельности. Показано, что преобладающие в настоящее время формы психолого-педагогического сопровождения адаптации молодых педагогов в школах исходят из дефицитарного подхода, направлены на преодоление имеющихся дефицитов, поэтому усиливают у начинающих учителей ощущение собственной несостоятельности – не обеспечивают развитие внутренних ресурсов молодых педагогов. Обоснована эффективность ресурсного подхода и такого средства профессионального развития молодого педагога, как создание для него ситуации, требующей мобилизации и реализации его различных способностей для решения конкретной профессиональной задачи, важной для самого педагога, в совместной деятельности с другими профессионалами. Предложена методика сопровождения профессионального становления молодого педагога в школе через его включение в инновационную проектную деятельность. Описаны не-которые проекты, реализованные молодыми учителями, и показано их влияние на становление молодых педагогов и совершенствование образовательного процесса в школе.

Выпуск 2 (38)

ОТ РЕДАКЦИИ
Винокурова Н. Ф., Лощилова А. А.

Ключевые слова: трансдисциплинарный потенциал, трансдисциплинарность, экологическое воспитание, культурный ландшафт, коэволюция, будущий педагог.

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Экологическое воспитание в современных условиях обостряющейся экологической ситуации рассматривается как стратегический приоритет современного общества и важнейшее условие национальной безопасности. Ключевым звеном в решении данной зада-чи является учитель. Именно экологическая подготовка и воспитание педагога предопреде-ляют облик эколого ориентированного человека будущего. Данные положения актуализиру-ют тему исследования. Вместе с тем подготовка учителя в рамках существующей предметно-центрической модели не позволяет в полной мере сформировать понимание единства и са-моценности человека и окружающей его социоприродной среды. В этой связи особое значе-ние в экологическом воспитании приобретает обращение к объектам реального социопри-родного окружения, материализующим идеи сотворчества человека и природы. Одним из таких объектов является культурный ландшафт, трансдисциплинарный потенциал которого позволит реализовать идеи коэволюции в экологическом воспитании будущих педагогов. Цель статьи: выявить и раскрыть трансдисциплинарный потенциал культурного ландшафта, отражающий сотворчество человека и природы, а также возможности его реализации в эко-логическом воспитании будущих педагогов на примере трансдисциплинарного модуля. В ходе исследования использован следующий комплекс методов: структурный анализ, синтез, систематизация и обобщение научной литературы, проектирование и конструирова-ние. Осмысление проблемы осуществлялось в контексте идей и положений трансдисципли-нарного, коэволюционного субъектно-деятельностного, интегрального, ландшафтно-средового подходов. В рамках исследования определен и обоснован трансдисциплинарный потенциал куль-турного ландшафта, позволяющий осуществить синтез различных «языков» культурного освоения действительности, способов познания науки, искусства и других сфер духовного опыта. Раскрыты особенности и структура трансдисциплинарного культурно-экологического модуля «Экологическое воспитание в контексте коэволюционной эколого-образовательной парадигмы», психолого-педагогические и методические основы его реализации в рамках магистерской программы. Установлено, что трансдисциплинарный потенциал культурного ландшафта позволяет реализовать в экологическом воспитании будущих педагогов идеи сотворчества, коэволюции человека и природы как мировоззренческой базы современного экологического образования и воспитания. Выявленные теоретические положения выступили основой разработки авторского трансдисциплинарного культурного экологического модуля, направленного на экологическое воспитание будущих педагогов.
Плотникова В. С., Фомин А. А.

Ключевые слова: туристское образование, профессиональная компетентность, проектная деятельность в туризме

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономическая эффективность туристского и гостиничного бизнеса зависит от комплекса факторов, в том числе профессиональной компетентности сотрудников. Профессиональная компетентность отражает способность и готовность использовать имеющиеся знания, умения, навыки в практической трудовой деятельности, формируя модель сотрудника, способного решать задачи в выбранной сфере деятельности и демонстрирующего эффек-тивность работы. Она реализуется в конкретном способе осуществления продуктивной дея-тельности предприятия и формируется в процессе обучения в вузе, в том числе и в процессе проектной деятельности. Цель данной работы – определить возможности проектной дея-тельности в формировании профессиональной компетентности специалиста сферы туризма и гостеприимства и дать рекомендации по ее совершенствованию. В результате исследования была определена структура профессиональной компетент-ности в области проектной деятельности, включающая знания, опыт, ценности, эмоциональ-но-волевую регуляцию и готовность к деятельности. Были выделены основные профессио-нальные умения и навыки, связанные с формированием профессиональной компетентности бакалавров туризма и гостеприимства, необходимые для эффективного решения комплекс-ных проблем в выбранной сфере деятельности. Они связаны с развитием системного, крити-ческого, гибкого, креативного мышления, дизайн-мышления и эмоционального интеллекта. В результате анкетирования, проведенного на базе Петрозаводского государственного уни-верситета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, было выявлено, что выпускники кафедры туризма в ходе обучения имеют возможность получить знания и опыт в сфере проектной деятельности, у них формируется готовность к разработке и осуществлению проектов, реализуются ценностно-смысловой подход и способность к регуляции эмоционально-волевых качеств. Для организации эффективной проектной деятельности в образовательном процессе вуза авторами были выделены рекомендации, направленные на использование разнообраз-ных форм проектной деятельности, сочетающих индивидуальные, парные, групповые и коллективные проекты; применение инновационных образовательных форматов, включающих интерактивное взаимодействие с практиками туристского и гостиничного бизнеса; целенаправленную работу по четкой отработке этапов проектной работы; использованию разнообразных форм представления проектов: в виде презентации, видеоролика, сайта, научной статьи, с подготовкой технологической и технической документации и демонстрацией проекта в виде мастер-класса. Предложенные рекомендации по работе над проектами направлены на развитие профессиональной компетентности специалистов сферы туризма и гостеприимства и будут полезны в практической образовательной деятельности вуза.
Бабакова Т. А., Хренова О. А.

Ключевые слова: методы эвристического поиска, эвристическая игра, эколого-педагогическое образование, зеленая школа.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОИСКА В ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье поднимается проблема использования игры в эколого-педагогическом образовании для освоения студентами методов эвристического поиска. Эколого-педагогическое образование рассматривается как процесс и результат становления готовности студентов к экологическому образованию учащихся, включая как экологическую, так и педагогическую составляющие. Эвристическая игра обоснована как активная соревновательная форма обучения, позволяющая совершенствовать экологические знания обучающихся и осваивать методы эвристического поиска. Выдвинута идея переноса методических особенностей организации игры со студентами на аналогичную работу со школьниками. Отобраны методы эвристического поиска, доступные как для студентов, так и для учащихся общеобра-зовательной школы: «мозговой штурм», «мозговой штурм с принятием ролевых позиций», «инверсия» (доказательство от противного), «метод ассоциаций». Охарактеризованы целевые установки, этапы и средства двух вариантов разработанной игры (для школьников и студентов) на тему «Зеленая школа: мечта или реальность?». Представлены результаты апробации игры в работе с будущими педагогами и с учащимися 6‒7-го классов. Полученные данные свидетельствуют об активности участников обеих категорий, понимании ими сущности использованных эвристических методов, возможности переноса методики освоенной студентами игры в практику школьного образования.
Вашикова Я., Медвежова Я.

Ключевые слова: реформа, преобразование школы, учебный план, сравнительный анализ.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕ 1989 ГОДА В ЧЕШСКОЙ И СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКАХ (публикуется на английском языке)

В статье предлагается историко-аналитический взгляд на развитие основных учебных документов, которые исторически и географически повлияли на трансформацию образовательных систем в двух соседних странах, Чешской Республике и Словацкой Республике. Цель исследования состоит в том, чтобы критически описать и оценить развитие учебных программ в обеих странах посредством анализа и последующего сравнения. Данные были получены на основе компаративного анализа, который проводился последовательно в четыре этапа. Результаты исследования показывают стремление обеих стран определить цели и содержание образования на начальном этапе трансформации образовательных систем. Показаны сходства и различия в разработке и внедрении учебных программ.
Кузьменко М. В., Казько Е. С.

Ключевые слова: компетенция, предметные компетенции педагога, методические компетенции педагога, профессиональные компетенции учителей, профессиональные компетенции студентов, компетенции будущих учителей, выпускники педагогического вуза, готовность к профессиональной деятельности.

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья посвящена вопросам готовности выпускников – будущих учителей начальных классов – к решению профессиональных задач с учетом современных требований государства, общества и профессионального сообщества к начальному образованию. Оценка готовности студентов к профессиональной деятельности осуществлена с позиций сформированности предметных и методических компетенций. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по проблеме готовности студентов к профессиональной деятельности. Анализ нормативно-правовых документов (стандартов) с целью сопоставления и согласования подходов к определению готовности выпускников к решению профессиональных задач. Тестирование: оценка сформированности предметно-методических компетентностей выпускников на основе результатов выполнения ими диагностической работы. Результаты исследования. Трудовая функция педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования, определенная профессиональным стандартом «Педагог», рассмотрена в сопоставлении с профессиональными компетенциями, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям подготовки бакалавриата «Педагогическое образование». Установлено соответствие по значительному числу позиций; отсутствие положений, связанных с развитием рефлексивных умений в области самооценки профессиональной деятельности. Результаты выполнения студентами диагностической работы свидетельствуют о готов-ности выпускников к профессиональной деятельности, студенты продемонстрировали достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, с заданиями диагностической работы справились 85 % выпускников. По результатам анализа успешности выполнения отдельных заданий выявлены профессиональные дефициты студентов. Установлено, что, несмотря на отсутствие педагогического опыта, студенты не демонстрируют значительного отличия в уровне сформированности методических компетенций по сравнению с предметными. Результаты практической части исследования согласуются с проведенным теоретическим анализом и подтверждают необходимость осуществления целенаправленного развития рефлексивных умений в области самооценки профессиональной деятельности. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы предметно-методической подготовки студентов – будущих учителей начальных классов; корректировки содержания программ учебных дисциплин; для осуществления диагностики готовности студентов к решению профессиональных задач.
Данг Т.

Ключевые слова: журналистика, профессиональная подготовка журналистов; кредитная система обучения; Академия журналистики и коммуникации (Вьетнам).

ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЬЕТНАМА

В статье представлен обзор методов подготовки журналистов по кредитной и годовой системам обучения, дается их сравнительный анализ, выявляющий преимущества и недостатки каждой из систем. Анализируется практический опыт внедрения кредитной системы в Академии журналистики и коммуникации (Вьетнам) при сопоставлении с результатами ее реализации в Шэньчжэньском университете (Китай). На основе проведенного исследования предложены некоторые рекомендации в целях совершенствования подготовки журналистов по кредитной системе обучения.
Шобонов Н. А.

Ключевые слова: команда, управление, группа, навыки командного игрока.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме командообразования в современной школе в контексте повышения эффективности образовательной деятельности. На основе анализа педагогической, управленческой литературы, образовательной управленческой практики автор пришел к выводу, что работа в команде в общеобразовательной организации является одним из важных ресурсов повышения доступности качественного образования. Автор проводит анализ некоторых отечественных и зарубежных исследований командного стиля управления, уделяя особое внимание педагогическому наследию А. С. Макаренко, связанному с реализацией на практике демократического стиля управления. В статье отмечаются особенности командного стиля управления, отличия команды от группы людей, перечисляются условия, при которых группа может перерасти в команду благодаря целенаправленной деятельности ее руководителя. Отмечены преимущества команды, перечислены факторы, влияющие на эффективность ее деятельности, среди которых выделяются навыки командного игрока. В статье сформулированы основные проблемы, затрудняющие формирование и развитие школьных команд.
Мэй Ю.

Ключевые слова: непрерывное образование, экологическое образование, многоступенчатая экологическая подготовка в Китае.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР

В конце ХХ в. китайское общество столкнулось с глубочайшим экологическим кризисом. Важнейшим средством решения экологической проблемы явилась разработка об-разовательных стратегий экологической направленности применительно к разным уровням системы непрерывного образования. Главная цель данной публикации – выявить формы, педагогические модели, принципы и стратегии реализации экологического компонента на различных уровнях и ступенях системы непрерывного образования в Китае, а также описать структурные, организационные и методологические особенности становления непрерывного образования в Китайской Народной Республике в исторической ретроспективе с учетом основных направлений реформирования образования в контексте государственной социально-экономической политики. Материалом исследования послужили научно-педагогические источники на русском, китайском и английском языках, диссертации, научные монографии, нормативные и законодательные акты системы образования. Основным методом исследования стал междисциплинарный подход с элементами контент-анализа текстов научного характера по педагогике, философии, психологии, социологии, экологии, экономическим дисциплинам. Результатом исследования стало выявление педагогических особенностей системы непрерывного образования с китайской спецификой и описание модели непрерывного экологического образования, реализующейся в условиях современного Китая. Исследование может представлять интерес для педагогов-исследователей, студентов, магистрантов и аспирантов педагогического профиля подготовки, а также специалистов в области экологии и представителей управленческого звена в сфере образования.
Пахолик В., Шантова Л.

Ключевые слова: приемная семья, биологическая семья, детский сад, группа сверстников.

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ С ДЕТЬМИ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ (публикуется на английском языке)

Основная задача исследования ‒ анализ специфических поведенческих проявлений у детей из приемных семей с точки зрения воспитателей детских садов Злинского района Чешской Республики, в том числе описание отношений детей с воспитателями и сверстниками в детском саду. Для сбора данных использовалось полуструктурированное интервью. Участниками стали пять воспитателей детских садов, имевших опыт работы с детьми из приемных семей. Открытое кодирование интервью показало, что ребята из приемных семей более склонны к проявлению агрессии, неприятию поведения и неповиновению, они часто попадают в конфликтные ситуации с другими детьми в группе. Такое поведение объясняется педагогами как средство снятия психологического напряжения или способ привлечения внимания. Однако в этом же проявляется потребность ребенка в любви, ласке и принятии со стороны педагога. Причины такого поведения воспитатели видят как в предыдущем опыте детей, так и в текущей жизненной ситуации и ее изменениях.

Выпуск 3 (39)

От редакции
Ванхемпинг Э.

Ключевые слова: академическое письмо, «аcademic writing», семантическое разнообразие контента, глобальное и локальное, теории парадокса, компартивный анализ, англоязычное и неанглоязычное научное и образовательное пространство, контенты учебной дисциплины в англоязычных странах, «аcademic writing» в финских университетах, «академическое письмо» в русско-язычных вузах.

«ACADEMIC WRITING» КАК АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА В МИРОВОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

В статье рассматривается специфика написания научных текстов и студенческих работ, детерминированная стандартами англоязычной и русскоязычной науки и университетской практики. Автор размышляет над мерой целесообразной разумности и степенью актуальности внедрения мировой стандартизации в русскоязычное образовательное поле. Даются обоснования важности внедрения в учебный процесс вузов учебных дисциплин, интегрирующих положения англоязычного контента «academic writing» и русскоязычного курса «академическое письмо» с более широким спектром правил, включая сложившиеся в отечественной модели науки и высшей школы. В статье представлен компаративный анализ дидактико-методологических подходов к учебным и научным текстам. Представлен контент-анализ учебных пособий и научных статей, рассматривающих академическое письмо в широком и узком смысле слова. Уделено внимание специфике учебного курса «academic writing» в финских классических университетах. По мнению автора, некорректно сопоставлять некоторые стили научного текста, сложившегося в разных культурах, что не снижает их эвристической значимости. Особое внимание уделено применению теории парадокса как методологическому основанию трактовок дисциплины «академическое письмо» в русскоязычной и англоязычной традициях. Для усиления аттрактивности и повышения визуальной компоненты предлагаемого в статье контента даны ссылки на актуальные видеоматериалы, экспресс-анализ которых есть в статье и может быть полезен для общей дискуссии по теме выпуска.
Ананьина А. В.

Ключевые слова: академическая грамотность, качество научного текста, обучение академическому письму.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «STUDARCTICFORUM»)

Статья затрагивает проблему повышения качества студенческих научных статей, подготовка которых является одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности бакалавров. В работе представлены результаты диагностического анализа статей, опубликованных в журнале «StudArctic Forum», который издается в Петрозаводском государственном университете с 2016 г. Для оценки качества публикаций использовалась модифицированная система критериев академической грамотности, разработанная И. Б. Короткиной. Проведенный анализ позволил выявить тенденции, связанные с качеством студенческих статей, а также определить критерии при подготовке рукописей для журнала «StudArctic Forum». Так, было обнаружено, что подавляющее большинство студентов соблюдают формальные требования журнала к оформлению ключевых слов и списка литературы, умеют формулировать исследовательскую проблему и отбирают для публикации достаточное количество фактической информации. С другой стороны, на шестой год существования журнала сохраняются проблемы с качеством аннотаций, структурой абзаца, логической связностью текста, а также формулировкой и аргументацией собственной исследовательской позиции. Делается вывод о наличии определенных предпосылок для повышения качества студенческих научных публикаций в ПетрГУ, а также предлагается комплекс мер по повышению академической грамотности обучающихся при участии редакторов журнала «StudArctic Forum», научных руководителей студентов и специалистов по академическому письму.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, научно-методический проект, академическое письмо,

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

Статья посвящена научно-методическому проекту как виду самостоятельной работы обучающихся аспирантуры и магистратуры по дисциплине «Педагогика высшей школы» в аспекте академического дискурса. Научно-методический проект рассмотрен как процесс и результат комплексной научно-методической деятельности обучающихся, связанной а) с обоснованием педагогического новшества и проектированием его внедрения в практику образования, б) с оформлением результатов в текстах научного стиля ‒ текст проекта, аннотация, тезисы, устное выступление (доклад). Предложены и охарактеризованы этапы педагогического сопровождения самостоятельной работы магистрантов и аспирантов по вы-полнению индивидуального научно-методического проекта по педагогике высшей школы: подготовительный, диагностико-мотивационный, обучающий, самостоятельной деятельности студента, рефлексивно-оценочный, коррекционный, этап последействия. Представлены технологические средства для педагогического сопровождения процесса выполнения обучающимися научно-методического проекта: обучающие материалы по методологии и методике педагогического исследования; по поэтапному выполнению проекта; по написанию аннотации и тезисов как текстов научного стиля, по подготовке устного выступления по защите проекта. Показаны результаты системной опытной работы по практической реализации проектной деятельности студентов.
Добрынина О. Л.

Ключевые слова: академическое письмо, билингвальный подход, академический дискурс, тезис и структура текста, машинный перевод

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА: ФОКУС И СТРУКТУРА ТЕКСТА

Формирование универсальных компетенций студентов естественно-технических направлений и специальностей подразумевает развитие способностей к восприятию и анализу информации и умения логически и аргументированно строить устную и письменную речь. Эта задача осложняется распространением функциональной неграмотности российских школьников и студентов, отмечаемой многими исследователями. Описываемый в статье опыт обучения магистрантов и аспирантов негуманитарных специальностей написанию академического эссе и аннотаций к научной статье позволяет формировать умение формулировать основной тезис (фокус) текста и структурировать текст в соответствии со стандартами академического дискурса. Использование в процессе обучения билингвального подхода позволяет студентам одновременно изучать иностранный язык и совершенствовать знание и умение владеть родным языком; совершенствовать навыки анализа при сопоставлении языковых явлений в родном и изучаемом языках. При обучении написанию эссе автор основное внимание уделяет навыкам формулирования основной идеи (фокуса, тезиса) и планированию (структурированию) текста. Обучение магистрантов и аспирантов написанию аннотации на русском и английском языках включало этапы предварительного знакомства со структурой и логикой изложения материала в аннотациях на русском и английском языках и их сравнение; написание текста аннотации на русском языке и его предпереводческое редактирование; перевод аннотации на английский язык с помощью систем машинного перевода и постпереводческое редактирование полученного текста.
Татарина Т. М.

Ключевые слова: центр академического письма, курс академического письма, лучший зарубежный университет.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В ЛУЧШИХ УНИВЕРСИТЕТАХ МИРА

В статье поднимается проблема внедрения академического письма в российское высшее образование. Академическое сообщество делает первые шаги на пути создания системы обучения эффективной письменной коммуникации, преодолевая такие сложности, как отсутствие кадров, отсутствие единой разработанной методологической базы, индифферентность руководящего состава. Педагоги ощущают огромную потребность в развитии системы обучения академическому письму, так как студенты испытывают трудности в создании грамотных текстов на родном языке, не говоря об иностранных языках. Концепция академиче-ского письма апробирована и применяется на практике в зарубежных учебных заведениях в течение долгого времени. Изучение успешно функционирующих моделей необходимо для эффективной реализации идей о формировании академической грамотности у российского обучающегося. В статье представлен обзор содержания и методики работы Центров академического письма пяти лучших зарубежных университетов, их программы, приемы и методы работы с обучающимися. Помимо анализа работы центров письма, большое место в статье занимает описание системы обучения письменной и устной коммуникации на уровне всего вуза. Полученные данные свидетельствуют о том, что в каждом из пяти университетов активно работают центры академического письма, созданы обязательные курсы по обучению базовым умениям письменной речи, а также предлагается множество разнообразных курсов, доступных всем желающим овладеть мастерством письма. Дисциплины, формирующие академическую грамотность, являются важным неотъемлемым элементом системы обучения во всемирно известных вузах. Статья может быть полезна для педагогов-практиков, исследователей академического письма, а также для административного звена университетов.
Юсупова Л. Н.

Ключевые слова: пропедевтический курс, академическое письмо, курс академического письма, междисциплинарное письмо.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Овладение компетенциями академического письма студентами, увлеченными наукой, необходимо для представления ими результатов научного исследования в текстовой форме. Однако не все университеты в России, особенно региональные, имеют в своих учебных планах курс академического письма, позволяющий удовлетворить такую образовательную потребность. Цель статьи – актуализировать востребованность пропедевтического факультативного курса «Академическое письмо» для студентов Студенческого научного обще-ства. Методологическую основу исследования составила междисциплинарная модель обучения академическому письму с применением билингвального, деятельностного, практико- и продукт-ориентированного подходов. Основными методами исследования являются анализ научной литературы российских ученых по проблеме и диагностические методики (интервью, опрос). Апробация смешанного формата обучения академическому письму (очно и он-лайн с сопровождением материалов курса на платформе Google Class) проходила с членами Студенческого научного общества разных институтов Петрозаводского государственного университета в рамках пилотного факультативного курса в течение 2021–2022 гг. По резуль-татам экспериментального курса, разработанного педагогами Центра академического письма ПетрГУ, девять студентов окончили курс успешно, 5 опубликовали статьи в рецензируемых журналах. Дальнейшие исследования могут быть посвящены поиску новых педагогических методов и приемов, а также эффективных способов организации курса для привлечения большего количества студентов к овладению компетенциями академического письма как важной составляющей непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Честюнина Н. Д.

Ключевые слова: интегрированный курс, информатика, робототехника, начальная школа, инженерная грамотность

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА-РОБОТОТЕХНИКА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Одной из тенденций современного российского школьного образования является формирование у учащихся функциональной грамотности. Исследуемая нами инженерная грамотность считается ее компонентом, включающим навыки работы с цифровым оборудованием, командной работы и взаимодействия, умения анализировать, формулировать проблемы и гипотезы, делать выводы. Применительно к начальному общему образованию может быть рассмотрен вопрос о формировании у учащихся основ инженерной грамотности, в рамки которой входят начала алгоритмизации, основы креативного и критического мышления, базовые навыки работы с компьютерами и основы информационной грамотности, необходимые для дальнейшего изучения информатики и робототехники в основной школе. В данной статье описаны методические особенности авторского интегрированного курса для начальной школы, который разработан с целью формирования основ инженерной грамотности учащихся 3-х и 4-х классов. Материалы исследования содержат разработки занятий на основе информатики и робототехники и рекомендации по проведению этих занятий. В рамках эксперимента по апробации курса были уточнены основные понятия и сформулированы положения авторской методики. Апробация проходила в рамках основного и дополнительного образования детей. По итогу анализа данных, собранных в ходе эксперимента, авторские разработки были дополнены и представлены дополнительно в формате электронных учебных и методических материалов. В дальнейшем материалы могут быть использованы в целях разработки интегрированных курсов для начальной школы на базе других предметов. Методика показала свою эффективность в сравнении с отдельным изучением информатики на уроках и робототехники в рамках дополнительного образования. Интеграция позволила комплексно сформировать предметные знания и умения учащихся, инструменталь-ные навыки, логическое и алгоритмическое мышление.
Шипунова Т. В.

Ключевые слова: образовательный процесс, аспекты мотивации, учебная мотивация, мотивы и демотиваторы.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: СИГНАЛЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В обществе ведется дискуссия о качестве высшего образования. При этом проблемой остается повышение учебной мотивации студентов. Цель исследования –изучение наиболее значимых аспектов учебной мотивации студентов, ассоциированных с образовательным процессом. Проведено сравнение мотивов к обучению в относительно стабильной (до пандемии) и стрессовой (во время пандемии) ситуациях, что позволило одновременно выделить «устоявшиеся» и временные проблемы в организации образовательного процесса. Измерение учебной мотивации основывается на самооценке студентов в виде свободного указания мотивов по четырем аспектам: информационно-познавательный, организационный, координационный и социально-психологический. Сравнение ответов студентов, обучавшихся в разные периоды, показало, что имеются сходства и различия в оценках воздействия образовательного процесса на мотивацию к учебе. Сходство связано, прежде всего, с оценкой методов преподавания и роли преподавателей, качества каналов коммуникации и обратной связи и т. д. Данные показатели являются наиболее проблемными для вуза при разных форматах обучения. Студенты, обучавшиеся в период пандемии, делали акцент на комфорте и безопасности учебной деятельности, самоорганизации, возможности интегрированной коммуникации, этических проблемах, эмоциональном состоянии и др. Здесь нашли отражение проблемы, которые менее заметны при традиционных формах обучения, но отражают риски, которые могут сыграть негативную роль в случае повторения стрессовых или экстремальных ситуаций. Периодическое проведение таких исследований в конкретных вузах может способствовать совершенствованию организации образовательного процесса.
Шевченко Н. Н., Раевская Е. А., Богданова Н. А., Янюшкина Г. М.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательный процесс, адаптация, адаптивность, дезадаптация, информатизация образования, online обучение, технологии дистанционного обучения.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья раскрывает актуальную проблему современного образования –адаптацию студентов первого курса к обучению в университете через особенности формата online обучения, активное использование которого было обусловлено самоизоляцией субъектов образовательного процесса в период пандемии. Феномен адаптации с позиций российских и зарубежных авторов раскрывается как фактор осуществления успешной учебной деятельности студентов, бывших школьников, на этапе их интеграции в новую образовательную среду. Рассматриваются условия, позитивно или негативно влияющие на этот процесс. В статье изложены взгляды отечественных и зарубежных авторов на достоинства и недостатки дистанционного обучения. Описаны методы анкетирования, тестирования, сравнительного анализа данных и математической обработки, примененные при проведении исследования, направленного на изучение трех основных вопросов: самооценки успешности адаптации студентов-первокурсников; особенностей адаптации студентов-первокурсников в условиях дистанци-онного обучения, связанного с пандемией, и оценке поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава университета. Опрос 184 респондентов был проведен дистанционно с применением Google Форм. Представленный в статье анализ результатов исследования показывает, что существенного снижения уровня адаптированности студентов в 2020/21 учебном году в связи с обучением в дистанционном формате не произошло. Студенты-первокурсники в основном испытывают положительные эмоциональные состояния, отмечая, что их полностью устраивает обучение в дистанционном формате. Многие из них признают его не менее эффективным, чем очный, что позволяет судить о перспективности дистанционного формата обучения как одного из условий успешной адаптации студентов-первокурсников к обучению в университете.
Пак Л. Г., Кочемасова Л. А., Каменева Е. Г.

Ключевые слова: трудоустройство, образовательные организации высшего образования, выпускники вузов, социально-педагогическое содействие, стратегии, концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагогов-фасилитаторов.

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В статье представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку и реализацию стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. Обоснованы содержательные характеристики данного вида стратегий с позиции использования концептов ценностно-смыслового поля ключевых установок педагогов-фасилитаторов. В рамках стратегии «Актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов» значимым выступают содержательные концепты: «Авансирование и предвосхищающая оценка», «Growth mindset (мышление ро-ста)». Стратегия «Социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную само-презентацию» реализуется при использовании концепта ключевых установок педагогов-фасилитаторов: «Вызовы – это возможность развиваться». Для стратегии «Активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора» результативным выступает использование концептов: «Помощь в разработке индивидуальной траектории форми-рования культуры трудоустройства выпускника», «Контекстное взаимодействие». Стратегия «Скаффолдинг» реализуется в рамках обоснованных концептов «Совместный анализ и принятие решений», «Инициирование достижений». Установлено, что представленные в исследовании содержательные концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагогов-фасилитаторов обеспечивают качественно новый, более результативный уровень решения задач реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов для подготовки молодых людей к новым паттернам занятости и новым условиям конкурентных реалий рынка рабочей силы. Ключевые слова: трудоустройство, образовательные организации высшего образования, выпускники вузов, социально-педагогическое содействие, стратегии, концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагогов-фасилитаторов.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: ложные друзья переводчика, термин, терминосистема, заимствования, этимология, язык-донор, язык-реципиент.

ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ ПЕРЕВОДЧИКА, СИНОНИМЫ И НЕОЛОГИЗМЫ В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО»

Цель статьи заключается в анализе и описании особенностей использования английских терминов в составе терминологического поля «академическое письмо», выявлении причин заимствования и сопоставлении функциональных свойств заимствованных терминов. На основании частотного анализа с помощью словарей и сетевого поиска, а также обращения к этимологии терминов сделана попытка с лингвистической точки зрения выяснить коннатативные отличия терминов и уточнить область их профессионального узуса. Основное внимание уделяется так называемым ложным друзьям переводчика, некорректное употребление которых может приводить к неправильному пониманию и переводу текста. Кроме того, описываются частичные синонимы, которые в результате развития русского языка довольно значительно меняют коннотацию в диахроническом развитии. Приводятся примеры неологизмов, появляющихся в терминологическом поле академического письма. Метод исследования сравнительно-сопоставительный на основе литературного анализа английских и русскоязычных научных текстов, национального корпуса русского языка, этимологических словарей и открытых интернет-источников. Рассмотренные лингвистические явления позволяют заключить, что в поле академического письма причины заимствования в основном носят экстралингвистический характер. Определяющим фактором являются особый статус английского как международного языка науки и, соответственно, основного источника новых терминологических номинаций. Применение терминов должно обладать точностью, поэтому изучение их семантического значения необходимо для взаимопонимания исследователей в разных странах, говорящих и пишущих на разных языках.
Волков В. Н., Модестова Т. В.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; профессиональное развитие педагога; технологии (форматы) профессионального развития; оценка эффективности профессионального развития.

К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Определение целей, условий и эффектов профессионального развития работников сферы образования является значимой и перспективной областью исследований: в настоящее время в ней ведется активный научно-педагогический поиск. В этом контексте актуализируются задачи повышения разнообразия форматов профессионального развития педагогов, а также оценки их эффективности, в том числе с учетом их многозадачности и востребованности. В статье представлены предпосылки, замысел и результаты авторского исследования, инициированного и проведенного в 2022 г. среди педагогов Санкт-Петербурга. Замысел исследования появился в процессе организации программ дополнительного профессионального образования, впоследствии выйдя за рамки непосредственно образовательных задач. Анализ полученных данных позволил авторам оценить эффективность 22 форматов (технологий) профессионального развития педагогов, подтвердить предложенный вариант их классификации, одновременно обозначив требующий уточнения терминологический диссонанс. Авторами также сформулированы некоторые выводы и рекомендации по выбору технологий развития педагогов в современных условиях.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам