Аннотированный перечень статей, 2022 год все выпуски

Выпуск 1 (37)

ОТ РЕДАКЦИИ
Ванхемпинг Э. Г.

Ключевые слова: «фрикативно-фейковый» кластер, суррогатное авторство, академический гострайтинг, провокационные триггеры, трансформации образования, деструкции повседневных университетских практик, экспертный круг профессионалов, русскоязычная наука и высшая школа.

«ФРИКАТИВНО-ФЕЙКОВЫЙ» КЛАСТЕР ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ СЕРВИСОВ КАК ФЕНОМЕН ДЕСТРУКЦИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ПРАКТИК: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье анализируются системные истоки и глубинные причины формирования «фрикативно-фейкового кластера» суррогатных студенческих работ в русскоязычном образовательном пространстве. Данный феномен рассматривается как симптом «социальной болезни», требующий комплексного профессионального решения. Представлены результаты международного компаративного исследования узнаваемости данного кластера и наличия спроса на его услуги в России, Казахстане, Финляндии. В качестве методологических оснований формирования данного феномена позиционируются социально-экономические и ак-сиологические детерминанты проблемы. Особое внимание уделено обоснованию круга лояльных экспертов для конструктивного решения проблемы как превенции эскалации негативного контента о выдающемся статусе русскоязычной высшей школы и науки на мировой арене.
Жарлыгасинов Т. М.

Ключевые слова: Казахстан, высшее образование, научно-исследовательские инстиуции, государственное управление, стейкхолдерские кластеры, университеты новой генерации, модели HR-взаимодействия в условиях трансформаций сферы науки и высшей школы, биографический метод HR-case study, внедрение мировых стандартов образования, интеграция в мировое образовательное пространство.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ МОДЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ СПЕЦИФИКИ

В статье раскрываются институциональные особенности системных трансформаций, имеющих место в казахстанской системе высшего образования и науки. Представлены результаты эмпирических исследований реализации глобальных инициатив в локальных моделях «перезагрузки» образовательных и научно-исследовательских практик на примере специальности «государственное управление». Рассмотрены особенности двух стейкхолдерских кластеров институций высшего образования и науки, представленных в образовательном пространстве Казахстана. Обосновываются дизайн и прикладные техники исследования, направленные на выявление ключевых детерминант, скрытых причин и исторических предпосылок проблемного поля в некоторых форматах университетских практик и научно-исследовательских инициатив касательно специальности «государственное управление». Ключевые слова: Казахстан, высшее образование, научно-исследовательские инстиуции, государственное управление, стейкхолдерские кластеры, университеты новой генерации, модели HR-взаимодействия в условиях трансформаций сферы науки и высшей школы, биографический метод HR-case study, внедрение мировых стандартов образования, интеграция в мировое образовательное пространство.
Макарова Е. А.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, инновационная образовательная среда, активное обучение

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня предъявляются высокие требования в области иноязычной подготовки к выпускникам технических вузов. При этом ставится под сомнение эффективность традиционной системы обучения иностранным языкам. К пересмотру ключевых составляющих универсальной коммуникативной компетенции и условий ее формирования мотивируют отсутствие обоснованных критериев качества образовательной среды, а также новые лингвистические подходы к определению понятий «язык» и «коммуникация». Цель исследования – проанализировать результаты эксперимента по внедрению инновационного образовательного проекта и определить составляющие канвы модели компетентностной среды обучения иностранному языку как интерактивной деятельности. В статье рассматриваются работы российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам педагогической инноватики в области преподавания иностранных языков, анализируется понятие «инновационная образовательная среда». В ходе реализации проекта определены ключевые составляющие инновационной компетентностной образовательной среды. К ним относятся дидактический материал по деловой и инженерной тематике; обучение с наставником, ролевые игры, решение кейсов; смешанное обучение с применением небольших закрытых онлайн-курсов и мобильных устройств; внеаудиторное обучение в формате разговорного клуба, научно-практических конференций, зарубежных стажировок и практик; обратная связь со студентами, выявляющая достоинства и недостатки обучения; система мер мониторинга и контроля формирования элементов коммуникативной компетентности; сотрудничество с организациями, способствующими языковой подготовке студентов. На основе результатов проекта проводится образовательная политика в области внедрения инновационных средовых решений во всем вузе. Полученные данные могут представлять интерес для научно-практического сообщества исследователей и работников
Селезнева О. В.

Ключевые слова: экологическая культура, культуротворчество, модель культуротворческой среды, военное образование, военная экология.

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования качества экологической подготовки военнослужащих. Существует противоречие между результатами экологической подготовки, которые курсанты демонстрируют в вузе, и отсутствием интереса к реальной экологической деятельности при выполнении задач военной службы. Анализ причин указывает на необходимость смещения акцентов в целевых установках с позиции «научить» в сторону формирования у курсантов осознанной потребности в приобщении к экологической культуре и развитии природоохранной направленности своей профессиональной компетентности. Термин «эколого ориентированная культуротворческая среда» раскрыт в соотношениях с такими понятиями, как «экологическая культура», «экологическое пространство», «трансдисциплинарная экологизация». В статье представлена модель функционирования эколого ориентированной культуротворческой среды в военном вузе, компоненты которой отражают взаимодействие образовательной и военно-служебной составляющих обучения при формировании опыта культуротворческой деятельности. Раскрыты критерии и показатели сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов экологической культуры военнослужащих. Обоснована целесообразность реализации содержательно-деятельностных связей между различными циклами дисциплин вуза, а также между образовательной и военно-служебной составляющими подготовки выпускника в рамках эколого ориентированной культуротворческой среды военного вуза.
Карпова О. Л.

Ключевые слова: проблемное обучение, педагогическая технология, средство, развитие, самообразовательная деятельность, студенты.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье актуализируется проблема развития самообразовательной деятельности в контексте реализации концепции непрерывного образования. Отмечается имеющийся теоретический задел теории проблемного обучения и ее существенный потенциал, который необходимо использовать при разработке технологии развития самообразовательной деятельности студентов. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущностные характеристики проблемного обучения и выделить основные требования к разработке проблемной ситуации: актуальность, дискуссионность, научность, своевременность, ориентация на практическое использование полученных знаний. Разработана авторская технология проблемного обучения, суть которой состоит в раз-витии самообразовательной деятельности студентов. Логическая проблемно-уровневая последовательность реализации рассматриваемой технологии отражена в следующих ее этапах: проблемно-мотивационном; организационно-деятельностном; рефлексивно-оценочном. Представлена сущностная характеристика технологии проблемного обучения как средства развития самообразовательной деятельности студентов, методы и приемы ее реализации на примере дисциплины «Мировое педагогическое наследие». Особое внимание уделено таким методам, как постановка проблемы, дискуссия, составление плана самообразовательной деятельности, рефлексия. Промежуточные результаты реализации данной технологии свидетельствуют о ее положительном влиянии на структуру и содержание самообразовательной деятельности. Перспективным направлением видится необходимость проработки вопроса о предварительной готовности студентов к ее реализации в аспекте формирования у них необходимых для этого навыков и умений самообразования.
Петрович О. В., Раевская Е. А.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, удовлетворенность, иностранный студент, непрерывное образование, формальное образование, внеформальное образование, информальное образование.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей социально-психологической адаптации иностранных и русскоязычных студентов в российском вузе, проведенного на выборке из 204 респондентов. Полученные данные рассмотрены в контексте парадигмы непрерывного образования (через специфику реализации формально-го, неформального и информального образования). Теоретически рассмотрены процессуальные характеристики адаптации. Описана модель изучения успешности процесса социально-психологической адаптации. В сфере формального образования выявлены: удовлетворенность качеством образовательных услуг; высокий процент явки на занятия; сниженный уро-вень адаптированности к учебной группе; трудности в общении с преподавателями; наличие ситуативного (экзаменационного) стресса и особенности влияния учебного стресса на здоровье. В сфере неформального образования – активность во внеучебных мероприятиях. Показано, что наибольшие сложности иностранные студенты испытывают в сфере информального образования, зависящего в основном от собственных усилий человека. Для иностранных студентов характерны преимущественно позитивный эмоциональный настрой и высокий уровень адаптивности.
Кельсина А. С.

Ключевые слова: женщины в науке, меры поддержки женщин в науке.

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: РОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

2021 г., объявленный годом науки и технологий, обратил внимание общества не только на достижения и успехи науки, но и на кадровые проблемы научной сферы, проблемы построения карьеры ученого в России. Профессиональное нахождение в научной среде предполагает постоянный образовательный и квалификационный рост (обучение в аспирантуре, защита диссертации, получение ученых степеней и званий). Традиционная роль женщин в семье и психофизиологические особенности являются факторами, которые затрудняют построение успешной и непрерывной научной карьеры. Целью статьи является сравнение на основе количественных данных представительства женщин в науке на российском и региональном уровнях. Материалами для исследования послужили федеральная и ведомственная статистика, труды отечественных ученых, данные социологических опросов. В работе анализировались такие показатели, как численность женщин в составе аспирантов, численность женщин в составе исследователей, в т. ч. с ученой степенью, численность женщин в составе руководителей научных организаций как на российском, так и на региональном уровне (на примере Вологодской области). В ходе проведенного анализа выявлено, что на российском уровне с ростом научной карьеры от аспиранта до руководителя научной организации доля женщин имеет явную тенденцию к снижению, что характерно и для других стран. На уровне региона можно наблюдать более равномерное распределение всех показателей. Также в работе отмечено, что специальных видов поддержки для женщин-ученых в России практически нет.
Плискова Б.

Ключевые слова: воспитатель детского сада при медицинском учреждении, детский сад при медицинском учреждении, воспитательный процесс в медицинском учреждении.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ В БОЛЬНИЧНОМ ДЕТСКОМ САДУ (статья публикуется на английском языке)

В данном материале речь идет о планировании и организации работы воспитателей детских садов, организованных при больнице. В статье акцентируется внимание на особенностях работы четырех воспитателей детского сада, которые должны уметь создавать из больничной среды образовательное пространство, чтобы болеющие дети могли получать качественное образование. Цель исследования – выявить рабочие характеристики воспитателей детского сада в областной больнице Чехии. Для проведения исследования использовались полуструктурированное интервью и метод наблюдения. Одним из основных выводов работы является необходимость изучения особенностей работы педагогов в различных средах, где происходят образовательные процессы. Специфические условия работы создают основу для возможностей педагогической деятельности в больнице, что существенно влияет на результаты работы обучающих и, следовательно, на результаты обучения.
Сеткова И. Н., Лукина А. К., Чернышкова М. В.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное становление, молодой педагог, сопровождение, инновационная деятельность, ресурсный подход, деятельностный подход.

ВКЛЮЧЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований проблем адаптации в педагогической профессии и опыта работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательных организациях через включение их в инновационно-проектную деятельность в составе команд профессионалов. Выявлены основные трудности и проблемы адаптации молодых педагогов в профес-сии, происходящей на фоне нормативного возрастного кризиса. Приведены данные опроса начинающих учителей, подтверждающие наличие проблем и аргументирующие необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогов на начальном этапе их профессиональной деятельности. Показано, что преобладающие в настоящее время формы психолого-педагогического сопровождения адаптации молодых педагогов в школах исходят из дефицитарного подхода, направлены на преодоление имеющихся дефицитов, поэтому усиливают у начинающих учителей ощущение собственной несостоятельности – не обеспечивают развитие внутренних ресурсов молодых педагогов. Обоснована эффективность ресурсного подхода и такого средства профессионального развития молодого педагога, как создание для него ситуации, требующей мобилизации и реализации его различных способностей для решения конкретной профессиональной задачи, важной для самого педагога, в совместной деятельности с другими профессионалами. Предложена методика сопровождения профессионального становления молодого педагога в школе через его включение в инновационную проектную деятельность. Описаны не-которые проекты, реализованные молодыми учителями, и показано их влияние на становление молодых педагогов и совершенствование образовательного процесса в школе.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам