Бабакова, Т. А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 3 (39). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7846


Выпуск № 3 (39)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

Бабакова Татьяна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
babakova@petrsu.ru
Ключевые слова:
самостоятельная работа студентов
научно-методический проект
академическое письмо
Аннотация: статья посвящена научно-методическому проекту как виду самостоятельной работы обучающихся аспирантуры и магистратуры по дисциплине «Педагогика высшей школы» в аспекте академического дискурса. Научно-методический проект рассмотрен как процесс и результат комплексной научно-методической деятельности обучающихся, связанной а) с обоснованием педагогического новшества и проектированием его внедрения в практику образования, б) с оформлением результатов в текстах научного стиля ‒ текст проекта, аннотация, тезисы, устное выступление (доклад). Предложены и охарактеризованы этапы педагогического сопровождения самостоятельной работы магистрантов и аспирантов по вы-полнению индивидуального научно-методического проекта по педагогике высшей школы: подготовительный, диагностико-мотивационный, обучающий, самостоятельной деятельности студента, рефлексивно-оценочный, коррекционный, этап последействия. Представлены технологические средства для педагогического сопровождения процесса выполнения обучающимися научно-методического проекта: обучающие материалы по методологии и методике педагогического исследования; по поэтапному выполнению проекта; по написанию аннотации и тезисов как текстов научного стиля, по подготовке устного выступления по защите проекта. Показаны результаты системной опытной работы по практической реализации проектной деятельности студентов.
Статья поступила: 15.06.2022; Принята к публикации: 25.08.2022; Размещена в сети: 26.09.2022.

SCIENTIFIC-METHODICAL PROJECT ON HIGHER EDUCATION PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF ACADEMIC WRITING

BABAKOVA Tatiana A.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Theory and Methodology of General and Vocational Education, Institute of Pedagogy and Psychology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
babakova@petrsu.ru
Keywords:
independent work of students
scientific-methodical project
academic writing
technology of pedagogical support of students' independent work.
Abstract: article is devoted to the scientific and methodical project as a type of independent work of postgraduate and graduate students on the discipline «Pedagogy of Higher Education» in the aspect of academic discourse. The scientific-methodical project is considered as a process and a result of complex scientific-methodical activities of students, related a) to justification of pedagogical in-novation and design of its implementation in educational practice, b) to registration of results in the texts of scientific style ‒ text of project, abstract, theses, oral presentation (report). The following stages of pedagogical support of undergraduate and graduate students' individual scientific and methodical projects in higher education pedagogy have been suggested and characterized: preparatory, diagnostic and motivational, teaching, student's independent activity, reflexive and evaluative, corrective, post-action stage. Technological means for pedagogical support of the process of scientific and methodical project implementation by students are presented: teaching materials on methodology and methodology of pedagogical research, on step-by-step project implementation, on annotation and thesis implementation as texts of scientific style, on preparation of oral presentation for project defense. The article shows the results of systematic experimental work on the practical implementation of students' project activity.
Paper submitted on: 06/15/2022; Accepted on: 08/25/2022; Published online on: 09/26/2022.

Для обоснования проблемы настоящего исследования и основных его задач необходимо ответить на ряд вопросов. Что такое научно-методический проект? Почему научно-методический проект  рассматривается как ведущий вид самостоятельной работы обучающихся в магистратуре и аспирантуре? Какое значение данный вид самостоятельной учебной деятельности обучающихся имеет в контексте обучения академическому письму? Почему выполнение научно-методического проекта нуждается в педагогическом сопровождении? Каковы особенности технологии педагогического сопровождения выполнения научно-методического проекта обучающимися?

Магистратура и аспирантура – уровни образования, призванные обеспечивать подготовку преподавателей высшей школы, способных осуществлять научную и педагогическую деятельность. Научно-методическая работа является одним из видов методической работы в высшей школе наряду с учебно-методической и организационно-методической. Качество научно-методической работы определяется уровнем научно-методической культуры преподавателей, который, по мнению исследователей данного вопроса, является невысоким [5]. Однако именно научно-методическая культура педагогов выступает фактором инновационного развития образования, поскольку призвана обеспечивать обоснованное внедрение новшеств в практику высшего образования. Проектирование –  важная составляющая педагогической деятельности преподавателя высшей школы, которая предполагает создание не только учебно-методических, но и научно-методических продуктов. Научно-методический проект связан с выполнением научно-методического исследования и оформлением  его результатов в форме письменного текста (текстов) научного стиля и устного выступления с презентацией, поэтому организация самостоятельной работы студентов по выполнению научно-методического проекта  может быть рассмотрена в контексте академического письма при  соответствующем ее педагогическом сопровождении.

Соответственно, задачи данного исследования заключаются в следующем:

  1. Обосновать сущность научно-методического проекта как вида самостоятельной работы студентов магистратуры и аспирантов, его особенности в контексте академического письма.
  2. Охарактеризовать основные этапы педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению проектной деятельности.
  3. Представить результаты опытной работы по реализации научно-методической проектной деятельности обучающихся в контексте академического письма.

Научно-методический проект: сущность и особенности

Согласно словарному толкованию, проект – совокупность действий, ограниченная во времени и имеющая целью создание некоторого уникального продукта. В личной работе проекту можно противопоставить регулярно повторяющуюся задачу, результат решения которой не уникален [7]

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, а именно:

  • временность – любой проект имеет четкие временны́е рамки;
  • уникальность результата;
  • последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией [8].

По своему назначению педагогические проекты подразделяются на следующие виды: исследовательский, информационный, практический, игровой, творческий. Не углубляясь в анализ особенностей каждого вида, отметим, что научно-методический проект в основе своей является исследовательским.

Научно-методический проект (проект по теории и методике высшего образования) – процесс и результат деятельности студента по созданию нового методического продукта. Научно-методический проект предполагает реализацию комплекса видов деятельности обучающегося по теоретическому обоснованию педагогического новшества, проектированию инновационного педагогического продукта, позволяющего совершенствовать практику высшего образования, оценке его качества и/или результативности. Результаты исследовательской работы студентов оформляются в письменные тексты научного стиля (текст проекта, аннотация, тезисы) и устные тексты научного стиля (доклад для защиты проекта с презентацией, участие в дискуссии, ответы на вопросы). Таким образом, выполнение научно-методических проектов направлено не только на изучение обучающимися методологии и методики педагогического исследования, но и на создание ими текстов научного стиля, что непосредственно связано с реализацией задач академического письма.

Качественное выполнение научного исследования и оформление его результатов требуют владения культурой речевой деятельности научного стиля. Культура речевой деятельности научного стиля  проявляется:

  • в чтении научной литературы (книг, статей, журналов, диссертаций) и анализе научных текстов;
  • в написании текстов научного стиля (план, тезисы, конспект, реферат, академическое (научное) эссе, аннотация, рецензия, отзыв, статья, курсовая работа, дипломная работа, диссертация);
  • в подготовке и осуществлении устного выступления (монологического - доклад, сообщение, защита; диалогического - участие в дискуссии, прениях).

Основными чертами научного стиля являются следующие: логическая последовательность изложения; однозначность, точность; сжатость при информативной насыщенности содержания; конкретность, бесстрастность, объективность высказываний. Научное изложение - главным образом рассуждения, целью которых является доказательство истин, которые выявлены в результате исследования теоретических положений и фактов действительности.

Перечисленные выше характерные особенности научного стиля отличаются от особенностей публицистического и художественного стилей изложения информации. Освоение речевой деятельности научного стиля (создание текстов научного стиля) может осуществляться а) путем проб и ошибок, б) целенаправленным обучением. Первый путь малопродуктивен, его результативность проявляется в невысоком в целом качестве научных статей в области педагогических наук. Второй, называемый академическим письмом, к сожалению, не реализуется системно в российской высшей школе, поэтому обучение студентов созданию текстов научного стиля (курсовой и дипломной работы, статей, докладов на конференцию) зависит как от уровня подготовленности научных руководителей, так и от осознания ими значимости данной работы.

Академическое письмо рассматривается как процесс и результат становления языковой компетенции, владение которой позволяет исследователю читать, понимать и писать научные тексты. Данная компетенция включает в себя ряд составляющих: лингвистическую (язык, синтаксис, стилистика), логическую (аналитичность, доказательность), критическое мышление, объективность и уважение к чужим идеям. И. Б. Короткина на основе анализа зарубежных и отечественных источников предлагается 5 составляющих работы над научным текстом:

  • исследовательская ‒ выдвижение гипотезы или предложение решения проблемы;
  • логическая ‒ организация аргументации и тексте от тезиса к выводу;
  • социокультурная / дисциплинарная составляющая ‒ выбор стилистики и жанра дисциплинарного дискурса;
  • знаниевая – владение информацией и методологией научного исследования, принятой в данной области;
  • языковая – презентация текста в связной, последовательной и убедительной форме [4].

Становление у обучающихся перечисленного комплекса умений не может быть «одноразовым», его освоение требует серьезной системной педагогической работы. Для отечественного высшего образования академическое письмо является на сегодняшний день инновацией, которую пытаются внедрять ряд российских университетов, базируясь, прежде всего, на зарубежном опыте.  Дело в том, что в зарубежных университетах накоплен достаточно большой исследовательский материал и практический опыт обучения студентов академическому письму, который может быть использован в российском высшем образовании.

Практика обучения студентов академическому письму развивается в российских университетах параллельно с научно-педагогическими исследованиями в данной области [2; 3; 4] и преломлением их результатов в методические пособия [6; 11; 12; 13]. Формирующиеся в отечественных университетах Центры академического письма координируют соответствующую работу с университетскими преподавателями и/или со студентами [17]. Однако сеть таких центров пока явно недостаточна, а системная работа со студентами в области академического письма реализуется лишь в отдельных университетах. Тем не менее накопленный исследовательский и практический опыт может быть использован для решения частных вопросов, одним из которых является организация работы студентов магистратуры и аспирантуры над научно-методическим проектом.

Педагогическое сопровождение научно-методического проекта в аспекте академического дискурса

Научно-методический проект рассматривается далее как вид самостоятельной работы студентов, организованный и сопровождаемый в аспекте академического дискурса. Академический дискурс – сфера коммуникации, связанная со специфической сферой человеческой деятельности – получением и трансляцией научного знания. Он включает в себя ситуации научной и образовательной коммуникации. Хотелось бы подчеркнуть особую значимость педагогического сопровождения работы обучающихся над научно-методическим проектом в связи с незначительной психолого-педагогической подготовкой обучающихся университета большинства направлений на ступени бакалавриата или полным ее отсутствием, а также отсутствием системы обучения студентов академическому письму.

В таблице, представленной далее, обозначены основные действия преподавателя и обучающихся на этапах педагогического сопровождения деятельности студентов по выполнению научно-методического проекта. Методические особенности работы отражены в пособии автора [1].

Этапы технологии педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению научно-методического проекта

 

Technology stages of pedagogical support for students' independent work
on the scientific and methodological project implementation

 

Этапы Действия преподавателя Действия
обучающихся
1. Подготовительный
  • изучение теории и методики организации проектной деятельности;
  • изучение материалов по академическому письму;
  • обоснование значимости НМП;
  • разработка технологии педсопровождения СРС по выполнению НМП;
  • разработка учебных материалов;
  • разработка критериев оценки результатов работы студентов;
  • подготовка перечня актуальных проблем и примеров актуальных тем
 
2. Диагностико-мотивационный  
  • выявление опыта студентов в выполнении научно-педагогических исследований;
  • мотивирование студентов на выполнение НМП;
  • ознакомление с актуальными проблемами высшего образования;
  • ознакомление с тематикой выполненных ранее НМП или составленной преподавателем
  • оценка своих возможностей;
  • осознание значимости;
  • осознание сущности проблем;
  • ориентация в возможных направлениях и темах исследования
3. Обучающий  
  • изучение тем «Научно-педагогическое исследование», «Академическое письмо. Тексты научного стиля», «Тезисы и аннотация»;
  • ознакомление с пособием «Научно-методический проект»;
  • показ образцов работ;
  • предъявление критериев оценивания тезисов и аннотаций;
  • организация выполнения тезисов и аннотаций;
  • проверка тезисов и аннотаций, обсуждение результатов
  • освоение студентами теоретического материала в контексте выполнения НМП;
  • самостоятельное изучение пособия;
  • изучение образцов;
  • осознание критериев оценивания;
  • выполнение тезисов и аннотаций по готовому тексту;
  • участие в обсуждении, осознание ошибок
4. Этап самостоятельной деятельности
  • формулировка задания, характеристика этапов;
  • обеспечение обсуждения и выбора тем НМП;
  • организация выполнения и проверка введения и оглавления (содержания) НМП, обсуждение ошибок;
  • обеспечение консультирования по запросам студентов
  • осознание;
  • индивидуальные консультации по выбору тем;
  • выполнение введения, осознание и исправление ошибок;
  • получение консультаций, выполнение проекта, оформление текста
5. Рефлексивно-оценочный  
  • организация подготовки к защите НМП,  предъявление требований к докладу и презентации;
  • обеспечение консультирования по запросам;
  • организация защиты проектов;
  • оценка качества выступлений;
  • проверка и оценка работ преподавателем, предложения о выступлении на студенческой конференции
  • осознание требований, подготовка выступления;
  • получение консультаций;
  • представление  проектов в форме доклада;
  • оценка и самооценка качества выступлений;
  • отбор докладов на конференцию
6. Коррекционный  
  • анализ результатов;
  • внесение технологических и методических изменений в работу по педагогическому сопровождению НМП
 
7.Этап последействия
  • подготовка программ работы секций по теории и методике профессионального образования;
  • организация подготовки выступлений, консультации;
  • проведение секций;
  • анализ результатов работы секций
  • ознакомление с программой;
  • получение консультаций;
  • анализ результатов работы секций

 

Остановимся на отдельных, наиболее важных, этапах и конкретных действиях по реализации педагогического сопровождения деятельности студентов по выполнению научно-методического проекта.

Выявление проблемы практики учебного процесса в университете и формулировка темы научно-методического проекта – важный элемент работы над научно-методическим проектом. Принципиальная позиция преподавателя на данном этапе – отсутствие готовых списков тем, повторяющихся из года в год. Тема формулируется на основе  обсуждения с обучающимися конкретных проблем, которые они видят в практике обучения студентов по своим направлениям подготовки. Работа проводится на индивидуальных консультациях очных или через платформу ZOOM. Результатом ее являются формулировка темы и конкретные рекомендации по выполнению работы. Хотелось бы отметить, что нередко обучающиеся приходят со своими предложениями, иногда инновационными для преподавателя, то есть получается определенное взаимообучение. Для иллюстрации индивидуального подхода далее приведены примеры тем проектов магистрантов и аспирантов за два последних учебных года.

Примеры тем научно-методических проектов магистрантов:

  • затруднения в профессиональной деятельности начинающих учителей;
  • мотивация учения студентов магистратуры;
  • профессиональные планы студентов колледжа;
  • интеллект-карта как средство обобщения и систематизации знаний студентов по теме «Педагогический процесс»;
  • скетчноутинг как активный способ самостоятельной работы студентов с информацией;
  • интеллект-карта как средство визуализции информации при изучении темы «Деменция как социальная проблема»;
  • ролевая игра как форма контекстного обучения по дисциплине «Социальная реабилитация»;
  • ситуационные задачи как средство реализации контекстного обучения по дисциплине «Теория и практика социальной работы»;
  • технология позиционного обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов по дисциплине «Микробиология»;
  • использование программы Discord в процессе дистанционного обучения,
  • технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению интеллект-карт по дисциплине «Физиология растений»;
  • эвристическая игра как форма эколого-педагогического образования студентов;
  • произведения изобразительного искусства как средство изучения истории повседневности (на примере темы «Повседневная жизнь Нидерландов»);
  • технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению научного эссе на основе художественного фильма (на материале истории Древнего Рима);
  • произведения изобразительного искусства разных художественных стилей как средство исторического образования (на материале истории Франции конца XVIII–XIX в.);
  • дистанционное обучение в ПетрГУ: достоинства и ограничения;
  • скетч-ноутинг как средство визуализации учебного процесса;
  • технология организации эвристической игры «Зеленая школа: мечта или реальность»;
  • научная статья в контексте академического письма;
  • дидактическая интерактивная игра как средство контроля результатов обучения дисциплине «Декоративная дендрология»;
  • научная статья как вид текста научного стиля;
  • технология использования Lap-book как средства систематизации знаний студентов;
  • настольная игра «Сумеречная борьба» как средство активного обучения по истории «холодной войны»;
  • образовательный модуль «Основы робототехники» для будущих педагогов;
  • образовательный модуль для будущих учителей «Технология организации добровольческой деятельности».

Примеры тем научно-методических проектов аспирантов:

  • научная статья в контексте академического письма (по материалам журнала StudArctic forum);
  • презентация как средство подготовки студентов к лабораторным работам в программе по моделированию компьютерных сетей;
  • виртуальная реальность как средство активного обучения сварочным работам;
  • научная статья в контексте академического письма (по материалам студенческой научной конференции);
  • интерактивная презентация как средство электронного обучения;
  • образовательный модуль «Общие основы арт-педагогики» в профессиональной подготовке будущих учителей;
  • способы использования дополнительной (дополненной) реальности в обучении студентов ФТИ;
  • технология «шпаргалки» как средство структурирования информации при подготовке к экзаменам;
  • аудиокниги как средство обучения иностранному языку в высшей школе;
  • проектирование курса по выбору «Фрактальный анализ в экологии» для студентов эколого-биологического направления;
  • технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению интеллект-карт по дисциплине «Акушерство и гинекология»;
  • ролевая игра как средство анализа клинической ситуации;
  • технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению чек-листов на основе клинических рекомендаций по «Урологии»;
  • «Дискуссионный клуб» как форма интерактивного обучения (по дисциплине «Финансовое право»);
  • технология применения предтекстовых заданий по аудированию при обучении английскому языку в дистанционном формате;
  • видеосюжет как средство подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Физиология человека и животных»;
  • технология деловой игры по дисциплине «Надзор и контроль в сфере безопасности»;
  • разработка концепции «Экологического музея» при КНЦ РАН;
  • кейс-задачи как инструмент проверки знаний врачей по РХМДиЛ;
  • мотивация учения студентов 1-го курса физико-технического института;
  • семинар-диспут как интерактивная форма обучения в высшей школе;
  • чек-листы как средство обучения практическим навыкам использования платформы Zoom;
  • 3D-моделирование как средство практико-ориентированного обучения специалистов наноэлектроники;
  • GitLab как средство контроля качества программных продуктов студентов.

Другой важный этап – обучение основам методологии и методики научно-педагогического исследования и азам академического письма, с чем студенты чаще всего не были знакомы, так как выполняли курсовые и выпускные квалификационные работы на предыдущих уровнях образования по своим направлениям подготовки под руководством специалистов определенного профиля с разным уровнем владения азами академического письма. В рамках данного этапа обучающимся предлагается выполнить тезисы и аннотацию по готовому тексту для овладения названными видами научных текстов. Выполненные тексты проверяются и комментируются письменно преподавателем, основные достоинства и недостатки текстов обсуждаются на семинаре. Обобщенные результаты такой работы представлены в статье автора [9].

В работе над научно-методическим проектом важно не упустить организацию написания студентами введения как необходимой составляющей научных текстов и оглавления (содержания работы). Введение включает в себя обоснование актуальности проблемы, формулировки объекта и предмета исследования,  цели и задач проекта, методов исследования. Оглавление должно соответствовать как структуре научного текста, так и объекту и предмету, задачам исследования, введение и Оглавление проверяются  преподавателем у каждого обучающегося, указываются и исправляются ошибки.

Необходимым этапом в реализации проектной деятельности обучающихся является оценочно-рефлексивный, осуществляемый путем подготовки к публичному обсуждению и защиты научно-методического проекта. При подготовке выступления рекомендуется учитывать следующее:

  1. Каждому выступающему отводится 10 минут на выступление и ответы на вопросы, поэтому выступление должно быть рассчитано на 5‒7 минут.
  2. Выступление должно состоять из трех частей: введение, основная часть и заключение:
  • во вводной части представляется обоснование актуальности проблемы, методологический аппарат, в целях экономии времени методологический аппарат можно представить на слайдах без проговаривания;
  • в основной части следует показать решение основных задач (формулировка каждой задачи, способ ее решения, результаты);
  • заключительная часть содержит конкретные обобщенные результаты работы, а также возможные пути продолжения исследований.
  1. При рассмотрении теории вопроса требуются ссылки на авторов, работы которых использованы для реализации исследования по теме проекта, при рассмотрении решения проектировочной задачи должен быть представлен методический продукт
  2. Презентация оформляется соответственно требованиям к учебным и научным презентациям (контраст фона и текста, размер шрифта не менее 20, отсутствие лишних деталей и т. п.).

В процессе проведения семинаров, посвященных защите научно-методических проектов, осуществляется не только заслушивание и обсуждение докладов, но и отбор лучших выступлений для участия в ежегодной студенческой конференции ПетрГУ. Ежегодно организуются 2 секции по теории и методике профессионального образования (высшего образования) для аспирантов и магистрантов с последующим написанием статей для сборников материалов конференции и педагогических журналов. Таким образом, авторы лучших проектов приобретают еще и опыт написания научных статей.

Для характеристики объема работы и ее результатов приведем некоторые количественные и качественные данные. Научно-методические проекты в рамках дисциплины «Педагогика высшей школы» выполняются более 10 лет, ежегодно до 70‒80 обучающихся в магистратуре и аспирантуре ПетрГУ  обеспечиваются педагогическим сопровождением данного вида самостоятельной работы. Ежегодно в работе двух секций научной конференции обучающихся и молодых ученых принимают участие около 25 человек, готовятся 3‒4 публикации для сборников материалов конференции, а также статьи в научных журналах, в том числе «Непрерывное образование: XXI век» [10; 15; 16; 18].

Научно-методический проект, рассматриваемый как комплекс видов деятельности обучающихся в магистратуре и аспирантуре, связанных с обоснованием и проектированием внедрения того или иного новшества в учебный процесс, является основным видом самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика высшей школы» в связи с ориентацией данных уровней высшего образования на подготовку преподавателей вуза, их готовности к педагогической и исследовательской деятельности.

Организация индивидуальной самостоятельной работы студентов по выполнению научно-методического проекта в контексте академического письма включает в себя обучение студентов созданию текстов научного стиля – текст проекта, аннотация, тезисы, устный доклад. Комплексная работа над проектом требует поэтапного педагогического сопровождения с использованием необходимых методических средств.

Реализация научно-методических проектов при условии соответствующего педагогического сопровождения определенно вносит свой вклад в накопление опыта академического письма обучающихся магистратуры и аспирантуры. Вместе с тем высвечивается ряд проблем в практическом осуществлении проектной работы со студентами, а именно:

  • педагогическое сопровождение (особенно проверка и корректировка текстов, комментирование их недостатков, консультирование на разных этапах работы) требует немалых трудозатрат от преподавателя, которые не отражаются в учебной нагрузке преподавателя;
  • обучающиеся в магистратуре и аспирантуре, за редкими исключениями, имеют слабые представления о текстах научного стиля, что связано с отсутствием целенаправленной систематической работы по академическому письму в вузе.

Список литературы

  1. Бабакова Т. А. Научно-методический проект : учебное пособие для студентов магистратуры, аспирантов, преподавателей / Т. А. Бабакова. Петрозаводск, 2015. 54 с.
  2. Колябина Н. С. Формирование иноязычной компетенции академического письма магистрантов неязыковых вузов (английский язык) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Колябина Наталья Сергеевна. Тамбов, 2018.  24 с.
  3. Короткина И. Б. Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах : автореф. дис. … д-ра. пед. наук :13.00.01 / Короткина Ирина Борисовна. Москва, 2018. 40 с.
  4. Назарова В. Н. Педагогические условия продуктивного обучения студентов языкового факультета академическому письму на английском языке : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Назарова Валентина Николаевна. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
  5. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : автореф. дис. … д-ра. пед. наук : 13.00.08 / Подповетная Юлия Валерьевна. Челябинск, 2012. 47 с.
  6. Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под ред. Ю. М. Кувшинской. Москва, 2019. 284 с. Электрон. дан. URL: https://biblio-online.ru/viewer/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-455611#page/130 (дата обращения: 18.07.2022).
  7. Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента, 2003 г. [Электронный ресурс] / Г. Архангельский. Электрон. дан. URL: http://www.vocable.ru/dictionary/655/word/proekt (дата обращения: 18.07.2022).
  8. Афонина Н. Педагогический проект [Электронный ресурс] /  Н. Афонина // Справочник от автора24. Электрон. дан. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskiy_proekt/ (дата обращения: 18.07.2022).
  9. Бабакова Т. А. Готовность обучающихся магистратуры и аспирантуры к созданию текстов научного стиля [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1 (25). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4484 (дата обращения: 18.07.2022).
  10. Бабакова Т. А. Игра как средство обучения методам эвристического поиска в эколого-педагогическом образовании студентов [Электронный ресурс] / Т. А. Бабакова, О. А. Хренова // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 2 (38). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7627 (дата обращения: 18.07.2022).
  11. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи [Электронный ресурс] / Н. И. Колесникова. 7-е изд., стер. Москва, 2012. 288 с. Электрон. дан. URL: http://znanium.com/catalog/product/495970 (дата обращения: 18.07.2022).
  12. Короткина И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб пособие для вузов [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина. Москва, 2020. 295 с.  Электрон. дан. URL: https://biblio-online.ru/viewer/akademicheskoe-pismo-process-produkt-i-praktika-450533#page/139 (дата обращения: 18.07.2022).
  13. Короткина И. Б. Модели обучения академическому письму : учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина. Москва, 2020. 219 с. (Высшее образование). Электрон. дан. URL: https://biblio-online.ru/viewer/modeli-obucheniya-akademicheskomu-pismu-455090#page/1 (дата обращения: 18.07.2022).
  14. Короткина И. Б. Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции [Электронный ресурс] /  И. Б. Короткина  // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 75–86. Электрон. дан. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86 (дата обращения: 18.07.2022).
  15. Косьмина Д. В. Готовность студентов колледжа к самостоятельной учебной деятельности [Электронный ресурс] / Д. В. Косьмина // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 1 (29). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5352 (дата обращения: 18.07.2022).
  16. Любек Д. А. Особенности этнокультурной компетентности будущих учителей технологии [Электронный ресурс] / Любек Д. А. // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 4 (28), 2019. Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.5150 (дата обращения: 18.07.2022).
  17. Ротгон С. Г. Центры письма в российских университетах: цели, задачи и проблемы  [Электронный ресурс] / С. Г. Ротгон // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1 (25). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4486 (дата обращения: 18.07.2022).
  18. Сухов А. О. Театральная педагогика как средство формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов (на материале дисциплины «Культура речи и педагогическая риторика») [Электронный ресурс] / А. О. Сухов // Непрерывное образование: XXI век.  2020. Вып. 1 (29). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5351 (дата обращения: 18.07.2022).


Просмотров: 139; Скачиваний: 38;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7846